Можно ли водителям разъехаться после ДТП, обменявшись расписками

Соблазн обменяться расписками и разъехаться по своим делам возникает у попавших в аварию водителей по разным причинам. Например, один из них ездит без полиса ОСАГО. Или повреждения машин невелики, а ждать, пока полиция соизволит прибыть на место событий, нет возможности. Да мало ли по каким соображениям одна или обе стороны-участницы дорожного инцидента решают, что договориться полюбовно — неплохой вариант.
Говоря о подобном исходе, следует сразу обозначить два возможных варианта: когда о ДТП не сообщают в ГИБДД и когда один из участников все же вызывает патрульный экипаж. В первом случае закон говорит, что если пострадали (или не пострадали) только машины участников аварии, они вполне могут разъехаться по обоюдному согласию. Каким-либо образом договорившись о компенсации ущерба (оформив аварию в рамках ОСАГО или с помощью расписки) либо решив, что повреждения пустячные и не стоят времени, потребного на их фиксацию.
С ОСАГО все понятно, а вот с распиской о том, что аварийщик обязуется оплатить расходы на ремонт автомобиля оппонента, есть нюанс. Подвох в том, что если эта бумага не заверена нотариально, а написана «на коленке», юридической силой (например, в суде) она не обладает. И поверивший в честность «обидчика» автовладелец-потерпевший имеет огромные шансы остаться ни с чем.
Ну а сценарий, когда участники ДТП поставили о нем в известность полицию, но потом вдруг решили разъехаться, имеет еще больше неприятных вариантов развития. Вообще «разъезжаться» водители имеют право в единственном случае: если из дежурной части ГИБДД им прямым текстом говорят, что наряд ДПС не приедет, и гражданам-аварийщикам следует самим оформить европротокол.
Порой оба участника дорожного инцидента, сгоряча вызвав ГИБДД и не дождавшись прибытия офицеров, через какое-то время осознают, что повреждения машин незначительны. Не стоит в такой ситуации обмениваться расписками об отсутствии взаимных претензий и успокоенно «разбегаться». Когда экипаж ДПС рано или поздно прибудет на вызов и не обнаружит там героев «мероприятия», на них будет составлен протокол об оставлении места ДТП. Что сулит нетерпеливым гражданам лишение ВУ. Такая же участь им грозит и при оформлении европротокола с последующим «разбегом» по своим делам. Точно так же, как и в случае составления расписки виновником аварии с обязательством все оплатить.
Надо четко понимать: раз вы решили поставить в известность о своем ДТП сотрудников ГИБДД, без их прямого разрешения или указания осуществлять какие-либо перемещения не стоит — под угрозой лишения ВУ. Ну а ничтожную юридическую ценность любых расписок «на капоте» мы уже обрисовали выше. Эта бумажка потом не впечатлит ни одного судью.
Как не остаться без прав и денег, если попали в аварию

Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.

в любой непонятной ситуации звонит в ГИБДД
Вот несколько советов, которые позволят уехать после ДТП с минимальными потерями и не нажить дополнительных проблем.
Не договариваться
Бывает, едешь себе на работу, никого не трогаешь — и вдруг авария. Разумеется, хочется уехать с места происшествия поскорее, чтобы и на работу не опоздать, и других водителей не задерживать. Но делать этого не стоит, даже если второй участник ДТП предлагает договориться на месте и быстро разъехаться.
Если виноваты вы, а второй участник аварии предлагает просто заплатить ему за ущерб и мирно разойтись, не соглашайтесь. Вместо экономии на страховке вы рискуете лишиться прав и заплатить за ремонт обеих машин. Получивший ваши деньги водитель может подождать, пока вы уедете, а потом позвонит в ГИБДД и скажет, что вы якобы скрылись с места ДТП.
Если так случится, действие полиса ОСАГО на эту аварию распространяться не будет , а вам придется пересесть на общественный транспорт на ближайшие год-полтора.

Когда виноваты не вы, а повреждения кажутся незначительными, уезжать, согласившись на несколько тысяч рублей компенсации прямо на месте, тоже не стоит. Не все поломки видны невооруженным глазом, и если позже обнаружится, что в аварии машина пострадала сильнее, чем вы предполагали, платить за ремонт придется из своего кармана.
Иногда получить компенсацию на месте все же бывает удобнее и выгоднее, например, когда у другого водителя нет полиса ОСАГО или он просроченный. Тогда страховая компания вам ничего не выплатит, а на суды с виновником уйдет уйма времени и денег. Но помните, что в такой ситуации вы принимаете на себя риск понести все дополнительные затраты на ремонт, которые могут возникнуть, если повреждения окажутся серьезнее, чем вы оценили, когда называли сумму компенсации на месте.
Если полис просрочен у вас, договориться тоже выгодно. Только не забудьте взять у второго участника аварии расписку о том, что он получил возмещение за ДТП, сумма его устраивает и претензий он к вам не имеет.
Составить европротокол
Ждать сотрудников ГИБДД на месте не обязательно, так как закон позволяет оформить документы и без инспектора. Так можно сделать, если совпали все эти условия:
- в ДТП участвуют только два автомобиля;
- место действия — Россия;
- пострадали только машины;
- ущерб не превышает 100 000 рублей;
- у водителей нет разногласий, и у каждого есть полис ОСАГО.
Если у вас именно такая ситуация, то дальше всё просто: водители заполняют бланк извещения о ДТП, который обычно страховые компании прикладывают к полису ОСАГО, а потом каждый может спокойно ехать по своим делам. В течение пяти рабочих дней потерпевшая сторона отвозит бланк в свою страховую и получает компенсацию ущерба.
Но чтобы все прошло гладко, виновник аварии должен в пункте «Замечания» написать: «Свою вину в ДТП признаю, претензий не имею». Иначе страховая откажется принимать документы и не покроет убытки.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Разъехались без последствий: в каких случаях можно уезжать с места ДТП
За оставление места ДТП автомобилистов лишают прав на срок от года до полутора лет или же сажают под административный арест на срок до 15 суток. Однако есть ситуации, в которых водители могут безнаказанно уехать с места аварии. В ГИБДД назвали четыре из них, а юрист составил полный план действий для сомневающихся. Когда с места дорожного происшествия можно, а когда — даже нужно уехать, разбирались «Известия».
Зачем покидать место ДТП
Многие попавшие в ДТП автомобилисты до сих пор тратят время на ожидание инспекторов ГИБДД для оформления и получения документов для страховых компаний. Нередко из-за стоящих на дороге автомобилей возникают заторы, но водители не рискуют разъезжаться. Они опасаются, что допустят ошибки при оформлении аварии и останутся без страховых выплат.

При этом свободных сотрудников ГИБДД на дорогах осталось совсем мало и в их ожидании можно провести целый день — между тем, нахождение на проезжей части чревато опасностью попасть в новую аварию. В ГИБДД назвали несколько ситуаций, когда водители имеют право совершенно безнаказанно уехать с места происшествия, а также случаи — когда такие меры просто необходимы.
Если нет пострадавших
В ПДД указан подробный порядок действий, которые водители должны четко исполнить. Так после ДТП надлежит немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
«Далее правила предписывают исходить из наличия или отсутствия вреда здоровью, — уточнил специалист Европейской юридической службы Орест Мацала в разговоре с «Известиями». — Если в аварии кто-то получил травмы, следует оказать первую помощь пострадавшим, вызвать «скорую» и полицию».

Как уточнили в ГИБДД, если в ДТП всего два участника и нет пострадавших — водители смело могут составить схему и, не ожидая инспекторов ГИБДД, отправиться на ближайший пост ДПС, где им обязаны помочь.
«Если в ДТП нет пострадавших, то можно ДПС не вызывать, а составить схему ДТП, подписать ее обоим участникам и поехать на ближайший пост ДПС, чтобы оформить документы», — рассказали в ведомстве.

В свою очередь Мацала уточнил: после ДТП стоит записать фамилии и адреса очевидцев, а потом позвонить в полицию.
«Сотрудники полиции могут выехать на место ДТП либо с фото- и видеофиксацией предложат участникам ДТП проехать на пост или в дежурную часть для дальнейшего оформления, вне зависимости от наличия или отсутствия разногласий», — сказал эксперт.
Тонкости Европротокола
Также существует процедура Европротокола, которая позволяет оформить аварию и уехать без вызова инспекторов ГИБДД.
«При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены четыре условия: в ДТП два участника — транспортных средства и не более, у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО на транспортные средства, участвовавшие в ДТП, пострадало только имущество и оба согласны с перечнем и характером повреждений, полученных при этом событии», — пояснили в Госавтоинспекции.

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) напомнили: если в извещении зафиксированы разногласия между участниками, то лимит выплаты по ОСАГО не будет превышать 100 тыс. рублей. При этом если водители не зафиксируют произошедшее при помощи фото- или видеосъемки, в возмещении по полису ОСАГО откажут. Если же разногласий нет, то по ОСАГО можно рассчитывать на выплату до 400 тыс. рублей. Если же съемку не проводить, лимит будет снижен до 100 тыс. рублей.

Также на всей территории России теперь можно использовать приложение «Помощник ОСАГО». Благодаря новым поправкам в законе об ОСАГО, наличие разногласий теперь не имеет значения — сумма лимита в 400 тыс. рублей из-за этого не уменьшается. Главное — фотофиксация, если ее не проводить, лимит по выплате также снизят до 100 тыс. рублей.
В случае опасности личности и государству
В свою очередь ранее в МВД России разъясняли, что, в соответствии со ст. 2.7 «Крайняя необходимость» КоАП, действия, формально являющиеся правонарушением, но совершенные в состоянии крайней необходимости, закон не нарушают.
Например, необходимо устранить опасность, непосредственно угрожающую личности или интересам общества или государства. И эта опасность не может быть устранена иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

То есть покинуть место ДТП без последствий можно, если при столкновении автомобилей пострадали люди, им требуется экстренная медицинская помощь и невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте.

«В такой ситуации водителю разрешено оставить место ДТП для того, чтобы доставить человека в ближайшее лечебное учреждение. При этом водитель должен вернуться на место происшествия, а также до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП», — добавили в ГИБДД.
Помеха движению
Иногда водители не рискуют переставлять автомобили, даже если блокируют проезд целой улице или перекрывают магистраль. На этот счет у МВД России также было свое разъяснение: так, если в результате ДТП погибли или ранены люди и вследствие его совершения движение других транспортных средств невозможно, а также, если вред причинен только имуществу и созданы препятствия для движения других автомобилей, освобождение проезжей части является прямой обязанностью водителей.
«Если другим автомобилям создаются препятствия, например, они вынуждены менять скорость, направление и траекторию движения, водителям надлежит зафиксировать происшествие на фото и видео, а после убрать авто в ближайшее место, где такие препятствия другим участникам не создаются», — уточнил Мацала.