Типы приводов автомобилей: преимущества и недостатки
У каждой выпускаемой в продажу легковой машины есть две оси и четыре колеса. От работающего мотора крутящий момент передается через колеса на дорожное полотно. В сегодняшней статье вы узнаете, какие бывают типы приводов автомобилей, сколько колес начинают движение за счет работы двигателя и как машина «держит» дорогу в зависимости от типа привода.
На какие параметры влияют различные типы приводов автомобиля
Какой из всех типов приводов автомобилей самый лучший? Приступая к поиску ответа, следует изучить основные термины.
Устойчивость — показатель, определяющий, насколько хорошо способна машина сохранять требуемое положение на дороге (не опрокидывается, отсутствует боковое скольжение колес) при условии, что водитель не участвует в управлении: не вращает руль, не давит на газ/тормоз.
Поворачиваемость — способность машины менять траекторию движения, находясь под воздействием боковых сил: ветер и тому подобное в условиях, когда руль неподвижен.
Когда вы не поворачиваете руль, но:
- радиус поворота становится больше — это значит, что поворачиваемость машины недостаточная;
- радиус поворота становится меньше — в этом случае поворачиваемость слишком избыточная;
- радиус поворота не изменен — тогда поворачиваемость нейтральная.
Транспортное средство с низкой поворачиваемостью будет устойчивее на дороге. Дело в том, что под воздействием боковых сил машина будет передвигаться по кривой с наибольшим радиусом. Одновременно снизится центробежная сила, а автомобиль начнет двигаться в изначальном направлении.
Управляемость — показатель, определяющий сможет ли машина менять траекторию движения, учитывая ваше управление. Управляемость и устойчивость взаимозависимы. К примеру, когда автомобиль уходит в занос, то есть происходит боковое скольжение четырех колес, он может перестать реагировать на любые ваши действия.
Склонность к заносу выше у ведущих колес. То есть, если вы начнете резко трогаться с места, в букс уйдут именно эти колеса.
Чтобы занос был невозможен, необходимо, чтобы сила сцепления колеса и асфальта стала больше, чем все силы, воздействующие на него. На ведущие колеса действует тяговое усилие, а также сила торможения. Это значит, что если появятся боковое воздействие, именно эти колеса (а не ведомые) потеряют сцепление с дорожным полотном. Но, если ваша машина с передним приводом, и вы едите на ней один (машина пустая), то в занос будет уходить задняя ось. Объясняется это тем, что она весит меньше, чем передняя, поэтому и сцепление с дорожным полотном будет хуже.
Основные типы приводов автомобиля
Все машины подразделяются на 3 типа: заднеприводные, переднеприводные и с полным приводом. Далее детально изучим типы приводов автомобилей, чем они отличаются, и каковы их преимущества и недостатки.
1. Задний привод
В заднеприводном автомобиле крутящий момент от мотора идет на заднюю ось. Чаще всего задний привод встречается на автомобилях российского производства, а также на машинах премиум-класса из Японии, Европы, Америки. Из всех типов приводов автомобилей именно на заднеприводной машине можно почувствовать динамику, быстро стартовать с места. Кроме того, вибрация практически отсутствует, а это значит, что комфортность передвижения на таком автомобиле повышается. Несмотря на все преимущества, у заднеприводного автомобиля есть недостатки: машину будет постоянно заносить, особенно на скользкой дороге. Если сравнивать такую машину с переднеприводной, она будет менее проходимой.
2. Передний привод
Тип переднего привода автомобиля означает, что крутящий момент от двигателя передается на переднюю ось. В основном производители выпускают с передним приводом недорогие машины, однако на рынке есть переднеприводные автомобили премиум-класса. Такая машина не уходит в занос, в особенности на неустойчивой поверхности, кроме того, проходимость по плохой дороге будет лучше в сравнении с задним приводом. Основные преимущества автомобилей с передним приводом — они практичны, их можно приобрести по приемлемой стоимости, они просты в использовании. Если вы недавно получили права, то рекомендуется в качестве первой машины выбирать именно переднеприводной автомобиль.
3. Полный привод
Тип полного привода автомобиля означает, что энергия от мотора передается на обе оси: переднюю и заднюю, то есть на все колеса машины. В зависимости от того, как происходит разделение крутящего момента, автомобили с полным приводом подразделяются на несколько видов:
- Крутящий момент от двигателя передается колесам неравномерно, зависит это от состояния на дороге и качества дорожного покрытия.
- Крутящий момент от мотора передается на главную ведущую ось, например на переднюю (или заднюю — зависит от конкретного автомобиля). Если ведущие колеса начинают буксовать, то частично энергия от двигателя подается на другую ось, колеса начинают подруливать.
- Крутящий момент распределяется равномерно между четырьмя колесами.
Главное преимущество полного типа привода автомобиля — на нем вы сможете проехать по любой дороге, и даже при ее отсутствии. Кроме того, машина быстро стартует, без проблем поднимается в горку даже на скользкой поверхности. Однако когда дорожное полотно не идеальное, рекомендуется все же быть внимательным. Ведь полноприводная машина может вести себя непредсказуемо из-за того, что тяга распределяется на колеса неравномерно. Управлять таким транспортным средством необходимо осторожно. Недостатки полного типа привода автомобиля — вам придется постоянно заправляться из-за высокого расхода топлива. Кроме того, такие машины достаточно тяжелые, их стоимость выше, а ремонт, если машина сломается, обойдется дорого.
Как различные типы приводов влияют на поведение автомобиля
1. Заднеприводной автомобиль
Когда автомобиль движется прямо, и на него действует боковой ветер, происходит смещение ведущей задней оси (которую больше всего заносит) в сторону воздействующей силы (См. рисунок «а»). Машина начинает поворот вокруг точки, которая лежит на продолжении передней оси — полюс разворота. Появляется центробежная сила, она воздействует в едином направлении, что и боковой ветер, соответственно, машину начинает заносить еще сильнее.
Ниже вы можете увидеть схематичное изображение сил, которые действуют на машину во время боковом воздействии ветра: на рисунке «а» изображен автомобиль с задним типом привода; на рисунке «б» — автомобиль с передним типом привода; V — сила, с которой воздействует ветер; О — полюс поворота; F — центробежная сила; F1 и F2 — поперечная, а также продольная составляющие центробежной силы.
Если присутствует боковой ветер, то на машину во время движения начинают действовать следующие силы:
2. Переднеприводной автомобиль
При переднем типе привода легкового автомобиля, если есть боковой ветер, а машина передвигается по прямой, ее переднюю ось начинает заносить. Как указано на рисунке «б», центробежная сила воздействует в противоположном заносу направлении. Таким образом центробежная сила помогает выйти из заноса.
Во время поворота, когда происходит занос передних колес, чем сильнее становится центробежная сила, тем быстрее машина занимает нормальное положение. Это означает, что автомобиль с передним типом привода наделен небольшой поворачиваемостью. На дороге такая машина будет стоять лучше, по сравнению с заднеприводным автомобилем, в том числе и на скользком дорожном полотне.
3. Подключаемый (водителем) полный привод
Трансмиссия у таких машин включает в себя раздаточную коробку. Возможно, в ней есть пониженная передача, однако, скорее всего, у машины нет межосевого дифференциала. Поэтому второй мост (чаще всего передний) будет подключаться, когда вы движетесь по плохой дороге или вовсе при ее отсутствии. Когда дорожное полотно хорошее и сухое, это может снизить устойчивость и управляемость, поскольку машина будет постоянно пробуксовывать, ведь колеса не будут вращаться с разной скоростью.
Когда передний мост отключен, машина начинает рулить также, как и автомобиль с задним типом привода. На моделях с межосевым дифференциалом, может включаться полным привод даже на хорошем асфальте. Так машина будет более устойчивой на дороге, ведь тяговые усилия будут распределяться на все колеса.
Поворачиваемость автомобиля в этом случае претерпевает изменения: становится нейтральной, может стать и недостаточной, так как все колеса будут ведущими. Помните, что полный тип привода автомобиля приводит к повышению расхода топлива, так как мощность расходуется на подключенные элементы трансмиссии.
4. Полный привод, подключаемый автоматически
В подобных трансмиссиях энергия от мотора подается ко второй оси в случае, если ведущие колеса начинают буксовать. Благодаря тому, что тяговые усилия перераспределяется, машина перестает буксовать, становится устойчивой на дороге. Когда трансмиссия оснащена вискомуфтой, при сильном буксе ведущих колес она может быть полностью заблокирована, это называется хамп-эффектом.
Во время поворота, когда движение становится криволинейным, машина начинает вести себя непредсказуемо. Человек не всегда может правильно отреагировать и выполнить требуемые действия, чтобы предотвратить опасность. Если машина оснащена фрикционной муфтой с электронным управлением, такие ситуации на дороге — исключены: блокировка происходит автоматически в определенной зависимости. Если же машина не буксует, а дорожное полотно качественное, ее устойчивость и управляемость будет сравнима с автомобилем с передним типом привода.
5. Постоянный полный привод
Трансмиссия в такой машине оснащена межосевым дифференциалом, он блокируется тремя способами:
RWD, FWD, 4WD или AWD — какие типы привода существуют (и их особенности)
25 октября 2018 Категория: Секреты автомобилей.
Не все знают, как расшифровываются типы привода современных авто — RWD, FWD, 4WD, AWD. Давайте посмотрим, в чем особенности, преимущества и недостатки каждого типа привода.
RWD — задний привод
Задний привод — классический, им оснащались первые автмомобили еще в 30-х гг. прошлого века.
Двигатель располагается спереди, крутящий момент передается через КП, карданный вал и мост на заднюю ось колес.
Сегодня RWD встречается на старых авто и некоторых современных автомобилях премиум-класса (BMW, Toyota), а также устанавливается на спорткары. Особенно ценят задний привод любители дрифтинга.
Достоинства заднего привода — автомобили на нем отличаются отличной динамикой разгона, потому что когда водитель нажимает на газ, вес машины передается на заднюю ось.
Из-за того, что на авто с задним приводом передняя пара колес только задает траекторию поворота, уменьшается его радиус, что позволяет водителю удачно «вписываться» в изгибы дороги даже на большой скорости. Кузов на заднеприводных автомобилях не вибрирует от работы двигателя вообще, что повышает комфорт пассажиров.
Из минусов привода RWD — дороговизна его исполнения, а также конструктивные особенности: из-за наличия карданного вала, через который передается крутящий момент на колеса, используются специальные туннели, в результате полезная площадь внутри салона и багажника уменьшается.
Также к недостаткам заднеприводных автомобилей относят управляемость: на заснеженной скользкой дороге машина с RWD легко уходит в занос, поэтому задний привод рекомендуется для более опытных водителей. В то же время, справиться с заносом или не допустить его на заднеприводном автомобиле проще — достаточно слегка повернуть руль в обратную сторону.
FWD — передний привод
Передний привод устанавливается на абсолютное большинство современных автомобилей.
Двигатель и КП расположены спереди, чаще — поперечно. Крутящий момент от мотора посредством ШРУСа передается на колеса передней оси.
Двигатель в автомобилях с FWD может устанавливаться продольно или поперечно установлен находиться перед, за, или над передней осью.
Встречается три типа компоновки мотора переднеприводных авто:
- последовательная, когда двигатель, главная передача и коробка передач размещены друг за другом на одной оси;
- параллельная, когда двигатель и трансмиссия располагаются на двух параллельных осях на одной высоте;
- этажная, когда двигатель расположен над трансмиссией.
В любом случае, главной отличительной чертой устройства переднего привода является то, что двигатель, КП, привод и дифференциал объединены в единый блок передачи крутящего момента на переднюю ось.
Это одновременно преимущество и недостаток FWD: такое решение более выгодно в производстве, а отсутствие карданного вала позволяет максимально использовать пространство салона и снизить общий вес автомобиля. В то же время, конструкция самого узла усложняется, сложность ремонта возрастает.
Плюс нюансы по управляемости — да, заднеприводной автомобиль легче срывается в занос, но и выйти из него на RWD проще.
К преимуществам переднеприводных автомомобилей относят легкость в управляемости, хорошую проходимость — прибавив «газу», на машине с FWD можно выбраться из снежной каши и подняться под горку, потому что вес передней части автомобиля не смещается назад и передние колеса гребут, тащат машину за собой.
Зимой из-за того, что вес двигателя нагружает ведущую переднюю ось, создается лучшее сцепление с дорогой. Поэтому автомобили с передним приводом рекомендованы новичкам.
А еще переднеприводные автомобили — это выгодно. Во-первых, массовость их производства и констррукция обходится производителю и, следовательно, покупателю дешевле других типов привода. Во-вторых, из-за короткой трансмиссии двигатель теряет в мощности меньше, чем в случае с задним или полным приводом, что выражается в меньшем расходе топлива. Да и в обслуживании автомобили с FWD дешевле.
К минусам переднеприводных автомобилей относят низкий акустический комфорт — водитель всегда будет ощущать вибрации от двигателя, которые передаются на кузов.
Из-за того, что шарнир равных угловых скоростей полностью совмещен с рулевым управлением, на машинах с FWD радиус поворота будет выше, чем в случае заднеприводного авто — и это надо учитывать, заранее тормозить перед тем, как входить в поворот. Сами шарниры догостоящие, и если выходят из строя, владелец сталкивается с дорогостоящим ремонтом.
Из-за того, что передние колеса на автомобилях с FWD чрезмерно нагружены (они и передают крутящий момент, и управляют движением автомобиля, и демпфируют неровности дороги), а центр тяжести смещен на переднюю ось, маневренность переднеприводных автомобилей и динамика разгона оставляет желать лучшего. При интенсивном разгоне на переднеприводном автомобиле передние колеса могут пробуксовывать.
Если на переднеприводном автомобиле двигатель расположен поперечно, на колеса ставятся ШРУСы разной длины, что приводит к тому, что при ускорении машину начинает тянуть вправо или влево — и владелец вынужден применять «силовое подруливание», что также не добавляет комфорта вождению.
4WD — полный привод (постоянный и подключаемый)
Встречается два типа полного привода- постоянный (Full-Time) и подключаемый (Part-Time).
- В первом варианте крутящий момент перманентно передается на заднюю и переднюю ось, как правило, в соотношении 50/50.
- Во втором по умолчанию задействуется одна ось, но при необходимости подключается и другая.
Существует также «полный привод по требованию», который активируется кнопкой в салоне или решением управляющей электроники. Но он относится уже к типу AWD.
Подключаемый полный привод (Part-Time) достаточно просто устроен: передний мост жестко подключен, задний подключается посредством простой механической муфты — и никаких дифференциалов.
Из-за такого жесткого зацепления, распределение крутящего момента по осям одинаковое.
Таким типом полного привода оборудованы настоящие внедорожники (УАЗ, Toyota Land Cruiser 70, Nissan Patrol, Suzuki Jimny), пикапы (Ford Ranger, Nissan Navara) и военная техника.
Такие автомобили обладают фантастической проходимостью, а вот на асфальте это заднеприводная техника, которая требует к себе особого отношения. В частности, такой тип подключаемого полного привода на дорогах с твердым покрытием оборачивается сниженной управляемостью. Высокая нагрузка на трансмиссию быстро выводит ее из строя. Покрышки стираются тоже достаточно быстро.
Постоянный полный привод (Full-Time) — пожалуй, самый технически сложный и дорогостоящий тип привода современных автомобилей.
В данной конструкции присутствует и межосевой дифференциал, и межколесные дифференциалы для оптимального распределения передаваемой мощности на каждое колесо. А к межосевому дифференциалу прилагается и механизм его блокировки, который увеличивает проходимость автомобиля.
Сегмент постоянного полного привода — премиальные внедорожники типа Mercedes Gelendewagen. Также привод 4WD с блокировкой межосевого дифференциала применяется как дорогая опция на премиальных автомобилях, которая повышает стабильность машины и придает ей отличные динамические характеристики.
Причем чтобы постоянный полный привод не требовал других приемов управления, производители стремятся придать таким автомобилям характер заднеприводных, неравномерно (например, 30/70, как в Mercedes-Benz в версии 4Motion) распределяя нагрузку между осями. Или предусматривают распределение крутящего момента не только между передним и задним мостом, но и между колесами, что позволяет достичь превосходной управляемости, особенно в поворотах, когда до 70% крутящего момента перекидывается, например, на внешнее заднее колесо. Пример воплощения — система привода Honda SH-AWD.
Как видим, основное преимущество полноприводных автомобилей — их проходимость, быстрая динамика, отсутствие пробуксовывания колес, малый риск заноса.
Оптимальное распределение крутящего момента по осям и колесам дает замечательную курсовую устойчивость автомобилю, особенно в поворотах.
К недостаткам постоянного полного привода относится сложность конструкции, обилие дополнительных устройств и управляющей электроники — все это сказывается и на стоимости автомобиля, и на стоимости его эксплуатации и ремонта.
Расход топлива на полноприводных автомобилях существенно выше за счет потери мощности в передаче крутящего момента сразу на две оси.
В целом, полный привод сегодня выполняет роль скорее дорогостоящей опции на премиум-автомобилях.
Действительно необходимым он остается только на брутальных рамных внедорожниках — но это уже совсем другая история.
AWD — автоматически подключаемый полный привод
All-Wheel Drive — современный этап эволюции подключаемого полного привода.
Как и в случае с Part-Time приводом, вторая ось здесь подключается по требованию, но здесь для выполнения требования достаточно активировать соответствующий режим, нажав на копку в салоне. Другой вариант, когда вторая ось подключается при проскальзывании колес ведущей оси, автоматически.
Как правило, основной ведущей осью является передняя, а при необходимости подключается полный привод, и крутящий момент начинает перекидываться и на задний мост в соотношении в основном 60/40 на переднюю/заднюю ось.
Реализуется это посредством межосевой муфты. Дифференциал отсутствует, а благодаря тому, что гидравлическая или электромагнитная муфта допускает проскальзывание осей, улучшается управляемость автомобилем в режиме полного привода.
Отсюда следует и недостаток привода AWD — перегрев муфты из-за постоянного высокого трения. В этом случае муфта или перестает подавать крутящий момент, или вовсе выходит из строя. Из-за этого серьезные офф-роадные условия таким машинам противопоказаны.
Особенностью автомобилей с AWD является «защита от дурака». То есть владелец может перед трудным участком дороги заблокировать муфту, чтобы полный привод остался включенным, но если электроника определит скорость как превышающую безопасную при данном режиме движения, муфра может самостоятельно разблокироваться.
Повсеместно AWD встречается на кроссоверах типа Renault Duster, Nissan Terrano, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4, Kia Sportage и др. Популярность этого типа привода только растет.
Преимущества привода AWD — он более экономичен в плане топливного расхода, чем полноценный полный привод, при этом существенно помогает водителю в сложных ситуациях — крутой подъем, резкое ускорение и плохое покрытие дороги.
Минусы AWD — сложная конструкция, лишний вес, дороговизна обслуживания и ремонта. По сравнению с классическим полным приводом, All-Wheel Drive менее долговечна и надежна.
Какой привод в автомобиле выбрать
Первое, о чем стоит подумать при выборе типа привода — где вы живете и где собираетесь ездить.
Для езды по городу лучше выбирать передний или задний привод. Сцепления с дорогой одной оси вполне хватит для уверенной езды по асфальту и трассе, а вы сэкономите не только на стоимости автомобиля, но и на его обслуживании и расходах на топливо. Для зимней эксплуатации купите хорошую зимнюю резину — этого хватит, чтобы чувствовать себя уверенно на дороге.
Если снега в вашем регионе выпадает много, между задним и передним приводом выбирайте передний — за счет большого веса передней оси передние колеса имеют большее сцепление с дорогой, и шансов забуксовать и уйти в занос у вас будет меньше.
Автомобили с приводом AWD как компромиссный вариант между полным и передним приводом справятся с легким бездорожьем, вроде съезда с дороги на тропу и гравий, но не предназначены для того, чтобы «месить грязь». Да и клиренс у паркетников существенно ниже, и геометрической проходимостью настоящих внедорожников они не отличаются.
Другой важный критерий выбора — ваши материальные возможности.
- Паркетники с AWD — лучший выбор для города и зимней эксплуатации, если водителя не пугают расходы на топливо и сервисное обслуживание.
- Хотите экономить и ездите в основном по городу? Покупайте переднеприводной автомобиль.
- Для получения драйва от вождения стоит присмотреться кзаднеприводным автомобилям. Не стоит их выбирать, если вы неопытный водитель — они требуют мастерского обращения из-за высокой динамики разгона и опасностью уйти в занос / дрифт.
- Полноприводные автомобили рекомендованы обитателям местности с трудными погодными условиями и плохо проходимыми дорогами. Они подойдут жителям горной местности и любителям офф-роад маршрутов. Для остальных 4WD — просто очень дорогая опция, повышающая управляемость премиальных автомобилей.
О самых распространенных типах подвески мы писал здесь.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
ООО «РитейлМоторс» УНП 191477517, з арегистрировано Мингорисполкомом 20 марта 2012г.
Регистрационный номер в торговом реестре 402310, д ата регистрации 11 января 2018г.
Юридический и почтовый адрес: 220020 г. Минск, ул. Тимирязева, д. 85а, пом. 204
Какой привод выбрать: RWD, FWD, 4WD или AWD
На рынке полно автомобилей с разными типами приводов. Самый распространенный — передний.
Есть автомобили с задним и полным приводом, а полным привод может быть по-разному . В статье разберем самые распространенные варианты: как они работают, чем отличаются и в чем специфика поведения автомобиля на дороге в зависимости от типа привода.
Передний привод — Front wheel drive (FWD)
Если просто, то у машины с передним приводом за счет двигателя крутятся именно передние колеса, а задние просто свободно вращаются.
Если посложнее, то все всегда начинается с крутящего момента. В автомобилях с передним приводом крутящий момент от двигателя передается на переднюю ось. Все детали трансмиссии у автомобилей с передним приводом располагают в передней части.
Крутящий момент от двигателя попадает на первичный вал и шестерни коробки передач и передается в дифференциал. И то и другое на переднеприводном автомобиле собирают в одном корпусе вне зависимости от типа коробки передач.
Дифференциал передает крутящий момент двигателя к колесам через приводные валы. На каждом по два шарнира равных угловых скоростей — ШРУСа: один со стороны коробки, другой со стороны колеса. ШРУСы помогают системе быть гибкой: без них колеса не смогли бы поворачивать и перемещаться во время работы подвески. Приводные валы переходят в ступицы, к которым прикручивают колесные диски.
Как влияет на стоимость авто. Передний привод распространился быстро и широко за счет своей экономичности в производстве. А также надежности, простоты и понятности управления. Но в основном из-за экономичности. Любое авто с передним приводом всегда более бюджетное, чем авто такого же класса и комплектации, но с задним или полным.
На какие авто ставят. Несмотря на то что передняя пара колес стала ведущей позже задней, подавляющее большинство современных автомобилей переднеприводные. Вот автомобили, на которых можно встретить передний привод:
- Малолитражки: Дэу Матиз, Тойота Ярис.
- Субкомпактные автомобили: Киа Рио, Лада Веста.
- Автомобили компакт-класса: Шкода Октавия, Форд Фокус.
- Д-класс : Киа К5, Мазда 6.
- Е-класс : Лексус ES350 FWD, Ауди А6 в комплектации с передним приводом.
- Кроссоверы: Хендай Крета, Ниссан Икс-трейл.
Как управлять автомобилем с передним приводом. Такие авто считают более простыми в управлении, поэтому это отличный вариант для новичков. Вот что стоит помнить:
- Не стоит резко трогаться с места: передние колеса будут пробуксовывать, а резина на них — очень быстро изнашиваться.
- Не стоит резко входить в повороты на скорости: автомобиль может не вписаться в один из них. Автомобили с передним приводом больше склонны к недостаточной поворачиваемости. Это когда на слишком большой для поворота скорости начинает сносить переднюю ось и машина не вписывается в поворот.
- При движении в гору автомобиль с передним приводом с большей вероятностью заедет наверх за счет того, что ведущие колеса тащат за собой всю конструкцию. Тот же принцип работает, если автомобиль застревает в грязи или снегу.
- Если у переднеприводного автомобиля начало заносить задние колеса, достаточно увеличить тягу — то есть просто нажать на газ.
- На льду автомобиль с передним приводом достаточно стабилен, если резко не добавлять или не бросать газ.
Финансовая грамотность для взрослых
Что насчет обслуживания и ремонта. Передний привод — сравнительно простая конструкция с небольшим количеством узлов, поэтому обслуживание и ремонт не должны стать проблемой.
Тем не менее здесь тоже есть детали, которые требуют особого отношения. У приводных валов (полуосей) и ШРУСов большой ресурс, это не расходник. Но они не рассчитаны на весь период жизни автомобиля. ШРУСы требуют как минимум регулярных проверок: все дело в месте, в котором они стоят и работают. Из-за изношенных пыльников в шарнир попадает грязь и песок. Не исключено, что такой ШРУС придется поменять.
Приводной вал может проржаветь. Если это случится, его сможет сломать даже достаточно слабый двигатель, так что за коррозией на приводном валу тоже стоит присматривать.
Диагностика подвески в среднем обойдется в 2000 Р . Тогда же смотрят и на состояние пыльников на ШРУСах.
Стоимость запчастей, необходимых для ремонта и обслуживания
Запчасть | Цена |
---|---|
Полуось в сборе со ШРУСами | От 7000 Р |
«Граната» | От 3000 Р |
Пыльник | От 500 Р |
Стоимость работ по ремонту и обслуживанию
Работы | Цена |
---|---|
Диагностика подвески | От 2000 Р |
Замена полуоси | От 2000 Р |
Замена пыльника | От 1500 Р |
Замена «гранаты» | От 1500 Р |
Задний привод — Rear Wheel Drive (RWD)
Задний привод с переднемоторной компоновкой. В заднем приводе все наоборот: ведущие колеса, которые вращаются за счет двигателя — задние. Двигатель и коробка передач в заднеприводном автомобиле — по-прежнему в передней части.
Крутящий момент передается на карданный вал, который связывает коробку передач и задний редуктор, в котором установлен дифференциал. Для карданного вала и части КПП в салоне автомобиля отведено специальное пространство — центральный туннель. Он гораздо больше, чем у автомобилей с передним приводом, у которых он либо только под выхлопную трубу, либо его вообще нет.
Дифференциал в заднеприводном автомобиле точно так же , как и на переднем приводе, распределяет крутящий момент в ситуациях, когда колесам нужно вращаться с разной скоростью. В частности, когда машина входит в поворот, работа дифференциала снижает вероятность заноса.
Для чего нужен карданный вал. Карданный вал — это часть трансмиссии заднеприводных и полноприводных автомобилей. Он передает крутящий момент от КПП или раздаточной коробки к ведущей — задней — оси.
Кардан может состоять из одной, двух и более секций — в зависимости от габаритов автомобиля. Между собой секции соединены подвижными шарнирами. Карданы из одной секции ставят, например, на спортивные машины.
Как влияет на стоимость авто. Сложно с уверенностью сказать, что именно задний привод увеличивает стоимость авто. Просто его ставят на принципиально другие модели: в основном автомобили премиальных марок. Поэтому да, получается, что авто с задним приводом дороже.
На какие авто ставят. Исторически сложилось, что именно задний привод толкал вперед первые Мерседесы, Форды, Пежо и Ситроены. Фиат, благодаря которому появились Жигули, тоже был заднеприводным. Потом пришел передний привод, и многие автопроизводители перешли на него, но далеко не все. Итак, задний привод можно встретить:
- На многих Мерседесах и БМВ.
- На абсолютном большинстве советских автомобилей: Жигули с копейки по семерку, Волги, они же автомобили ГАЗ.
- На японской классике: Ниссан Скайлайн, Мазда RX-8 и MX-5 , Тойота Марк, Краун, Супра.
Как управлять автомобилем с задним приводом. Один из аргументов в пользу выбора автомобиля с задним приводом — или, наоборот, в пользу отказа от него — довольно своеобразная управляемость:
- Начнем со старта: дополнительно загружается задняя ось — она же ведущая, и при разгоне автомобиль не пробуксовывает и более интенсивно набирает скорость.
- Отсутствие ШРУСов на передних полуосях позволяет передним колесам поворачиваться на более значительный угол — отсюда хорошая маневренность и способность легко входить в повороты.
- Заднеприводный автомобиль менее стабилен на скользких покрытиях: например, на снегу и льду. Если слишком сильно нажать на газ, то заднюю ось занесет. Занос может развиться и в повороте, для большинства заднеприводных автомобилей характерна избыточная поворачиваемость: так называют склонность задней оси к заносу.
- Проходимость заднеприводных автомобилей ниже, это добавляет дискомфорта зимой. Современная электроника или специальный дифференциал с блокировкой частично решают эту проблему.
Что насчет обслуживания и ремонта. Несмотря на то что задний привод появился первым, его конструкцию нельзя назвать простой. Дополнительные части трансмиссии увеличивают расходы на плановое обслуживание и на ремонт.
Карданный вал сам по себе не требует какого-либо регулярного вмешательства, но расходники придется проверять и менять в любом случае. Чаще всего из строя выходят крестовины с подшипниками — они находятся с обеих сторон вала и отвечают за определенный угол его движения.
Кроме крестовин стоит следить за шлицевым соединением: оно обеспечивает компенсацию длины кардана, например, при преодолении препятствий, и находится между валами.
Если при движении чувствуется вибрация, а переключение передач сопровождается скрежетом, карданный вал придется балансировать.
Стоимость запчастей, необходимых для ремонта и обслуживания
Запчасть | Цена |
---|---|
Кардан в сборе | От 5000 Р , от 12 000 Р на иномарки |
Шлицевое соединение | От 4500 Р |
Подшипник | От 2000 Р |
Крестовина | От 1500 Р |
Стоимость работ по ремонту и обслуживанию
Работы | Цена |
---|---|
Замена шлицы | От 4000 Р |
Замена трубы кардана | От 3000 Р |
Балансировка кардана | От 2500 Р |
Замена крестовин кардана | От 1500 Р |
Замена подшипников | От 1000 Р |
Задний привод с заднемоторной или среднемоторной компоновкой. Не у всех заднеприводных автомобилей есть карданный вал. У машин с заднемоторной компоновкой двигатель, коробка передач с главной передачей и дифференциалом в таком случае — за задней осью. Среднемоторная компоновка похожа, но двигатель находится между осями, а коробка передач ближе к задней оси и приводы колес вставлены в нее с двух сторон.
У автомобилей с заднемоторной компоновкой больше места в салоне, потому что нет туннеля под кардан, но фактически нет и багажника. Главные технические проблемы: неудобство сервисного обслуживания и проблемы с охлаждением двигателя. Среднемоторные машины оставляют минимум места в салоне, но у такой компоновки почти идеальное распределение веса.
С одной стороны, заднемоторная компоновка снижает себестоимость заднеприводного авто, поэтому ее использовали в основном в производстве малолитражек: например, классический Фольксваген Жук 1961—1973 годов , Фиат 500 1957—1975 годов и Запорожец 1960—1994 годов выпуска. Сейчас подобную компоновку можно встретить у двухместного Смарт Форту и Рено Твинго третьего поколения ( 2014—2019 годов ).
Классический заднемоторный спорткар с задней ведущей осью — Porsche 911. Среднемоторная компоновка и задний привод встречается у очень быстрых премиальных автомобилей: например, у Макларен P1 и Ауди R8 в комплектациях с задним приводом.
Полный привод — Four wheel drive (4WD)
Если крутящий момент постоянно передается на все четыре колеса, мы имеем дело с постоянным полным приводом — Full Time 4WD. В машинах с таким приводом обе оси ведущие, а для распределения мощности между колесами и осями установлены межколесные и межосевой дифференциалы.
Межосевой дифференциал — часть трансмиссии машин с двумя и более ведущими осями. За счет него происходит распределение крутящего момента между ними. Причем распределять мощность дифференциал может в сильно неравных долях, в зависимости от нагрузки на колеса. Устанавливают межосевой дифференциал в раздаточной коробке.
Не обошлось без особенностей: через межосевой дифференциал тяга передается по пути наименьшего сопротивления, то есть туда, где наихудшее сцепление с покрытием. Поэтому внедорожник 4WD может вполне может оказаться беспомощным, если у него увязнет всего одно колесо.
Чтобы таких неловкостей не возникало, на автомобилях с постоянным полным приводом существует принудительная блокировка межосевого дифференциала. Один из вариантов этой конструкции — самоблокирующиеся дифференциалы типа Torsen.
Дифференциал Torsen — это один из видов самоблокирующегося дифференциала повышенного трения.
Например, дифференциал, который применен в фирменной системе Audi quattro II и IV поколений, при движении автомобиля по ровной поверхности распределяет мощность от раздаточной коробки равномерно по осям. Но когда при пробуксовке падает крутящий момент на одном из колес, Torsen самостоятельно блокируется и начинает передавать тягу на ось с лучшим сцеплением. При этом застрявшее колесо он блокирует частично. Фактически Torsen в случае с системой quattro II и IV поколений может сам перераспределить крутящий момент по осям до соотношения 75% на 25%.
Пониженная передача — исключительно внедорожный бонус. Ее установка возможна только в автомобилях с раздаточной коробкой.
Понижайка позволяет снизить частоту вращения колес при стандартных оборотах двигателя. Так машина сможет двигаться с равномерной невысокой скоростью на самой высокой мощности двигателя. Это здорово увеличивает проходимость препятствий и преодоление подъемов и спусков.
Главное — помнить, что включать понижайку можно только после полной остановки и в случае, если подключен полный привод.
Вторая разновидность привода 4WD — part time, подключаемый полный привод. Она появилась раньше постоянного полного и отличается от него отсутствием межосевого дифференциала. По умолчанию ведет задняя ось, а передняя жестко подключается при необходимости: водитель выбирает, когда это сделать. Крутящий момент всегда распределяется по осям 50/50, поэтому автомобили с таким типом полного привода плохо подходят для движения по ровным дорогам, когда подключена передняя ось.
Большая ошибка считать, что part time 4WD — это как 4WD, но дело только в том, что его подключает водитель. С точки зрения конструкции это разные системы и главное отличие в распределении мощности по осям. У многих автомобилей есть ограничение: активировать полный привод можно, только если машина стоит. Бывает и ограничение по максимальной скорости с включенным полным приводом: например, не более 50 км/ч. У постоянного полного привода 4WD таких ограничений нет.
Как влияет на стоимость авто. Новый автомобиль с 4WD — это всегда внедорожник, который за редким исключением не может стоить дешево. Среди редких исключений ВАЗ Нива (4WD) и УАЗ Патриот (part time 4WD). А Лэнд Крузеры, Лэнд Роверы и даже Сузуки Джимни — уже в совсем другой ценовой категории.
Легковушки с 4WD еще можно встретить на вторичке, в частности среди Ауди и Субару. Но они в любом случае обойдутся дороже аналогичных авто с одной ведущей осью. Например, Ауди А6 с честным полным приводом на торсенах 2013—2014 года будет дороже моноприводного варианта минимум на 200—300 тысяч.
На какие авто ставится. Автомобили с полным приводом стали появляться еще в самом начале 20 века, но современный полный привод начал свое развитие со времен Второй мировой — тогда им оснащали военные внедорожники Виллис. Затем этот тип трансмиссии начали ставить на серийные внедорожники, например на Jeep. Со второй половины 20 века производители запустили в производство легковые полноприводные авто.
Здесь нельзя не упомянуть полный привод Audi quattro, который с 1981 года появился в серийных седанах Ауди, а ко второму поколению — в 1988 году — обзавелся дифференциалом Torsen. В VI поколении quattro — с 2016 года — его больше нет.
С Субару все очень сложно: вариантов полного привода много, но постоянным можно считать только тот, который реализован через межосевой дифференциал. Самый эффективный полный привод Субару — на комплектациях с трансмиссией VTD.
Вот примеры машин с постоянным полным приводом:
- Тойота Лэнд Крузер 200 и Лэнд Крузер Прадо, Лэнд Ровер Дефендер;
- Нива 4×4;
- легковые авто конца 20 и начала 21 века: Ауди A6 quattro до 2016 года, Субару с приводом VTD: например, Impreza WRX STI в кузове GF8.
Part-Time 4WD на новых авто попадается все реже, но некоторые производители все-таки не спешат от него отказываться:
- Внедорожные иномарки типа Сузуки Джимни, Джип Вранглер, Тойота Лэнд Крузер 70.
- Пикапы: Тойота Хайлюкс, Тундра, Ниссан Навара.
- Отечественные авто: УАЗы, включая Патриот.
Отдельно можно обозначить модели Мицубиси Паджеро (трансмиссия Super Select 4WD), Джип Гранд Чероки (SelecTrac), Ниссан Патфайндер ( All-mode 4WD), Лэнд Ровер (Terrain Response) — их селективные трансмиссии объединяют в себе особенности постоянного и подключаемого приводов.
Особенности управления. Казалось бы , что может быть более управляемым, чем автомобиль с приводом на все четыре колеса. Но даже при этой схеме трансмиссии существуют свои нюансы:
- На авто системы part-time нельзя выезжать на ровную поверхность с подключенной передней осью: здесь нет дифференциала, и с включенным полным приводом все четыре колеса вращаются с одинаковой скоростью. Это провоцирует срыв в занос или снос, а еще убивает резину и трансмиссию.
- Владельцы подключаемого полного привода могут уменьшить износ деталей трансмиссии и немного снизить расход топлива, если поставят на свое авто так называемые хабы.
- Машины с полным приводом практически не буксуют на старте, но на льду могут уйти в занос ничуть не хуже моноприводных. В этом случае нужно учесть, что поведение полного привода при заносе похоже на поведение заднеприводного авто.
- Проходимость у полного привода ожидаемо больше, чем у заднего или переднего. Движение по грязи или скользким поверхностям будет более уверенным: там, где моноприводная машина застрянет, полноприводная продолжит движение. Главное помнить поговорку джиперов: «чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Рекомендуем трезво оценивать возможности автомобиля, пусть и полноприводного.
Даже при отключенном полном приводе кардан и полуоси продолжают вращаться. Колесный хаб или колесная муфта отключают передние колеса от трансмиссии и этим исключают вращение частей переднего привода. Автоматические хабы устанавливают сразу на заводе, и, чтобы их отключить, водителю достаточно выключить полный привод и немного сдать назад.
Для включения наоборот: нужно включить полный привод и тронуться с места. Звучит удобно, но когда машина завязла в грязи, возможности кататься вперед-назад может не оказаться.
Для включения и отключения ручных хабов придется каждый раз выходить из машины. Зато сделать это можно в любой момент. Такой вариант хаба больше подходит для любителей настоящего бездорожья, потому что у ручного хаба такой же ресурс, как у трансмиссии в целом. К тому же его можно установить на любой автомобиль с part-time 4WD.
Автоматические же хабы за счет более сложной конструкции изнашиваются в разы быстрее и могут самопроизвольно отключаться. В самый ответственный момент можно оказаться без полного привода. Набор хабов в зависимости от производителя обойдется в 5—13 тысяч , хотя можно найти и дороже.
Что насчет обслуживания и ремонта. Так как система полного привода технически сложнее моноприводных трансмиссий, то увеличивается число деталей, которые требуют внимания и могут сломаться. В связи с этим возникают дополнительные расходы как при плановом обслуживании, так и при ремонте.
Привод машины: разбираемся в устройстве
Что это такое? Привод машины определяет то, как энергия двигателя передается на колеса. Бывают передне-, задне- и полноприводные автомобили. Соответственно, в движение приводится передняя ось, задняя или обе сразу. В последнем варианте есть свои технические особенности.
Какой выбрать? Споры о том, какой привод лучше, не утихнут никогда. Несмотря на то, что большая часть машин сегодня переднеприводные, другие конструкции все равно используются автопроизводителями.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Характеристики автомобиля
- Задний привод машины
- Передний привод автомобиля
- Виды полного привода автомобиля
- Что автолюбители говорят о приводе машины
Характеристики автомобиля
Какой колесный привод в автомобиле более удобный и эффективный? Попробуем разобраться, но сначала назовем определяющие факторы.
Показатель устойчивости связан с тем, насколько автомобиль способен поддерживать изначально заданное направление движения без дополнительных управляющих манипуляций со стороны водителя, то есть без корректировки руля, нажатия на акселератор или на тормоз и пр. Основные эффекты, которые имеют наибольшее значение, – это будет ли автомобиль в данных обстоятельствах склонен к опрокидыванию и появится ли боковое скольжение колес.
Другой показатель – поворачиваемость. Он характеризуется способностью автомобиля менять направление движения под влиянием боковых воздействий (например, ветра). Руль при этом должен быть зафиксирован. Если при движении по дуге (при неподвижном руле):
- радиус поворота вырастает, то это значит, что поворачиваемость недостаточная;
- радиус уменьшается, значит, поворачиваемость избыточная;
- радиус остается неизменным, значит, поворачиваемость нейтральная (идеальный вариант).
Недостаточная поворачиваемость более предпочтительна по сравнению с избыточной, так как при движении по дуге большего радиуса снижается действие центробежных сил, и автомобиль приобретает лучшую управляемость. Плюс к тому, понятное изменение траектории движения при определенном векторе силового воздействия соответствует логике, а потому это делает результат управления более предсказуемым.
В современных машинах ведущим, как правило, является передний мост. То есть, именно на передние колеса приходится тяговое усилие от мотора. Получается, что для потери сцепления с дорогой передним колесам нужно намного меньшее воздействие, чем, например, задним.
Задний привод машины
Когда автотранспорт на основе ДВС только делал свои первые робкие шаги (в конце XIX века), вопрос о том, какие же колеса сделать ведущими, был не самым насущным. В те времена просто не существовали технологии, которые бы позволили передавать крутящий момент на колесо в подвижной вертикальной плоскости (тем более на 2 сразу – широкое производство и установка дифференциалов на автомобилях начнется только в 30-х годах XX века). Поэтому вполне резонным со стороны изобретателей тех лет представлялось сделать ведущей заднюю ось (вернее, даже одно колесо).
Кроме того, некоторые трансмиссии были ременными, а потому двигатель монтировался неподалеку от самой оси, в пределах базы. В результате центр тяжести автоматически смещался назад, и колеса управления оказывались недонагруженными.
Задняя компоновка появилась на свет в 1910-х годах. Это изобретение принадлежит Луи Рено. Он придумал карданную передачу, с помощью которой удалось удобно расположить друг относительно друга силовой агрегат, КПП и ведущую ось. Подобная компоновка доказала свое право на жизнь – популярность заднего привода в машинах стала падать лишь в середине 50-х годов прошлого века из-за совокупности факторов – устремлений автопроизводителей. Но и до сих пор некоторые преимущества заднего привода заставляют многих автолюбителей делать выбор именно в пользу моделей с ним. Перечислим же достоинства заднеприводных машин:
- Равномерное распределение массы.
- Предсказуемость при вхождении в поворот в связи с нейтральной поворачиваемостью.
- Более равномерный расход ресурсов тормозной системы.
- Простая управляемость в критических ситуациях: интуитивные действия водителя при попытке выхода из ситуации заноса совпадает с логикой корректных действий. Как следствие, гораздо проще избежать аварийной ситуации.
- Динамика разгона гораздо лучше, чем у переднеприводных машин той же мощности и массы.
- Меньшая вероятность пробуксовки при трогании с места (когда водитель поддает газу, машина немного приседает задними колесами).
- Меньшая вероятность пробуксовки при подъеме в гору, так как большая нагрузка приходится именно на ведущие колеса, следовательно, коэффициент сцепления увеличивается.
- Радиус разворота у заднеприводных автомобилей меньше, чем у машин с передним приводом.
Но есть и недостатки:
- В конструкции заднего привода обязательно наличие карданного вала, тоннель для которого забирает полезный объем салона.
- Бездорожье – это не самая лучшая среда для эксплуатации автомобиля с задним приводом. Машины с передними ведущими колесами здесь показывают лучшую проходимость (без заносов).
Передний привод автомобиля
Разумеется, на заре становления автомобилестроения изобретатели тех лет просто не могли не попробовать все конструкционные схемы компоновок первых серийных машин. Не стал исключением и принцип передачи вращательного момента на передние колеса, которые оказывались так удачно пригружены двигателем, что обещало повышенную сцепляемость шин с дорогой. Такой принцип впервые был опробован в 1929 году.
Практика показала, что переднеприводные автомобили имеют меньшую стоимость и больший внутренний комфорт.
Размещение узла двигатель – трансмиссия у переднеприводных машин более компактно, чем в случае передаче вращательного момента на задний мост. Но чтобы в результате этой компактности (или скученности узлов) не возникало никаких эксплуатационных проблем, в переднеприводных машинах четко соблюдаются следующие компоновки:
- Последовательная компоновка двигатель – трансмиссия, расположенные по одной оси.
- Параллельная компоновка, когда силовой агрегат размещен на одной высоте с коробкой передач, но их взаимное расположение параллельное.
- Этажная компоновка: коробка передач располагается под двигателем.
Необходимо отметить, что более бюджетными переднеприводные машины являются вовсе не потому, что у них отсутствует кардан или тоннели. Просто передний привод компактен, а потому он изначально всегда использовался в машинах со скромными габаритами, которые обычно дешевы. Отсюда и данный стереотип.
На какие же плюсы может рассчитывать водитель переднеприводного авто?
- Большее полезное пространство салона за счет отсутствия тоннелей для кардана.
- Автомобиль с передним приводом имеет лучшую проходимость на бездорожье.
- На скользких дорогах автомобиль имеет лучшую управляемость (меньше вероятность попадания в занос).
А вот и минусы:
- На кузов передается больше вибраций от мотора и трансмиссии (из-за перегруженности передней оси).
- Радиус поворота существенно больше, чем у заднеприводных авто (ведь шарнир на колесах совмещен с рулевым устройством).
- Большая дороговизна ремонтных работ (из-за скученности расположения двигателя, КПП, дифференциала, а также элементов рулевого управления).
Виды полного привода автомобиля
Полный привод – это когда вращательный момент двигателя раздается на все без исключения колеса машины. Такой привод бывает:
- постоянным (Full-Time) – движущее усилие совершает каждое колесо;
- подключаемым (Part-Time) – одна из осей (как правило, задняя) может при отключении становиться ведомой;
Part-time-привод
Механическая муфта надвигается на хвостовик вторичного вала КПП, в результате чего задняя ось также становится ведущей. (Передняя ось остается ведущей всегда).
И тут нужно отметить главную особенность дифференциала. Он должен перераспределять крутящий момент между ведущими колесами, проходящими в повороте разный путь.
Но разный совокупный путь проходят не только отдельные колеса, но и их пары, находящиеся на одной оси. Дорога ведь не идеально ровная – везде есть свои кочки или углубления, которые увеличивают путь колеса, а значит, и всей оси по отношению к другой. Это совсем незначительное увеличение, но оно есть.
Наводящаяся муфта жестко сцепляет между собой две оси, и на каждой паре колес возникают напряжения, связанные с особенностями дороги. На бездорожье этот недостаток незаметен – машины с приводом part-time имеют фантастическую проходимость. Но вот в городских условиях, когда покрытие преимущественно асфальтовое, отсутствие дифференцирования ведущих моментов между осями приводит к таким явлениям:
- быстрому истиранию покрышек;
- частым поломкам трансмиссии;
- потере управляемости при сложном маневрировании.
Тем не менее машины с типом привода part-time остаются весьма желанными для многих автолюбителей. Это джипы Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, Suzuki Jimny, а также пикапы Ford Ranger, Nissan Navara. Кроме того, в связи с дешевизной такого привода его монтируют на военной автотехнике.
Full-time-привод
Это наиболее сложный, а значит, и дорогостоящий формат привода.
Представьте вышеописанный привод part-time и добавьте между КПП и карданом еще и межосевой дифференциал, чтобы сгладить все те механические «противоречия» из-за особенностей твердого дорожного покрытия. Если учесть то, как этот дифференциал должен быть размещен, то получается уже сложно, а ведь к этому стоит добавить еще и механизм блокировки осей для поднятия проходимости до уровня part-time.
Элемент трансмиссии, в котором располагается межосевой дифференциал со всеми механизмами управления, называется раздаточной коробкой. К ней ведет карданный вал от коробки передач, а от нее 2 карданных вала – на переднюю и заднюю оси. Получается сложно, дорого, а главное, такое количество дополнительных узлов не проходит бесследно для нагрузки на двигатель. Она становится выше, и выражается это, прежде всего, в увеличении расхода топлива в разы!
И тем не менее желающих приобрести автомобили именно с полным приводом год от года не становится меньше. Производители стремятся удовлетворить этот спрос, выпуская на рынок все новые модели, как правило, премиального (Mercedes Gelendewagen) или как минимум повышенного (Mercedes М-class) класса.
Читайте также!
Чтобы добиться лучшей управляемости такой громоздкой системы, производители стараются перераспределять тяговый момент между осями (например, как это сделано в модели Mercedes-Benz 4Motion — 30/70 между передней и задней осью). Нестандартный подход опробован в модели Honda SH-AWD: при вхождении в поворот почти 70 % вращательного момента перераспределяется в пользу заднего внешнего колеса – занос в данном случае почти исключается.
All-Wheel Drive-привод
Он представляет собой эволюционировавший full-time-привод.
В сущности, добавляем к приводу full-time надвижную муфту на кардан задней оси, и вуаля. Однако это только общий принцип, а еще существует множество нюансов. Все они на данный момент представляют собой режимы подключения тягового усилия на ось или же блокировку межосевого дифференциала, которые контролируются электронным блоком.
Разумеется, элементы управления трансмиссией AWD присутствуют и в салоне, но вряд ли у водителя получится столь же эффективно и вовремя подключить блокировку м/о дифференциала, как это сделает компьютер при выявлении пробуксовки какой-либо оси.
Основной осью в таком приводе обычно является передняя, а задняя подключается при необходимости. При этом нагрузка распределяется в пропорции 60/40 в пользу именно передней оси.
Еще одним вариантом привода All-Wheel Drive является бездифференциальный. Вместо него устанавливается электрическая или же гидравлическая муфта, которая допускает проскальзывание и, таким образом, нежестко соединяет оси между собой, полностью распределяя при этом силовую нагрузку. Управляемость автомобиля улучшается, а стоимость и сложность трансмиссии при этом снижается.
Но именно в межосевой муфте кроется главная уязвимость привода AWD. На нее приходятся все перегрузки, а потому она достаточно быстро выходит из строя из-за непрерывного трения. Отсюда вытекают и рекомендации, которые дают конструкторы, – по возможности сводить к минимуму поездки по бездорожью. Поэтому полноприводные машины с такой трансмиссией получили в народе пренебрежительное прозвище «паркетники».
Обычно машины с AWD оборудуются автоматическим выключателем полного привода. Водитель может забыть разблокировать муфту после прохождения участка бездорожья. Однако электронный блок контролирует скорость езды в полноприводном режиме и производит автоматические разъединение при ее превышении.
Привод AWD устанавливается на таких моделях, как Renault Duster, Nissan Terrano, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4, Kia Sportage и др.
В отличие от привода full-time AWD в разы более экономичен и по стоимости, и с точки зрения расхода топлива. Электронный блок берет всю работу по выбору оптимального режима трансмиссии на себя. Водителю остается только наслаждаться свободой езды.
Но нельзя сбрасывать со счетов и недостатки системы: в AWD самым сложным элементом является гидравлическая или электромеханическая муфта, которая вообще не поддается ремонту, а только замене. Это дорого. Плюс к тому, муфты гораздо менее надежны, чем старый добрый (хоть и громоздкий) дифференциал.
Как можно заметить, полноприводные автомобили намного лучше управляемы, чем передне- или заднеприводные. Полный привод практически исключает возникновение ситуации заноса, обеспечивает высокую динамику и отсутствие пробуксовки на любых дорогах. А электронные блоки управления двигателем эффективно и оптимально распределяют крутящий момент по осям и колесам, обеспечивая отличную устойчивость по курсу, а также при вхождении в поворот.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и недостатки. Это и добавочный элемент в виде раздаточной коробки, и дополнительные устройства контроля и управления, и лишняя электроника. Все это и дорого, и намного сложнее ремонтировать. К тому же для того, чтобы крутить все эти муфты, дифференциалы и карданы, требуется прорва лишнего топлива.
Итак, полноприводные авто дороже, поэтому чаще всего это уровень премиум или медиум (исключение составляет отечественная «Нива»). Но тогда возникает вопрос: часто ли на столь дорогостоящих машинах водители ездят по откровенному бездорожью? Определенно нет, максимум, что нужно будет реально преодолеть – это сугроб при парковке на тротуаре…
Получается, что full-time-привод или же AWD – это всего лишь престижные дорогостоящие «примочки». А по-настоящему он нужен только на рамных внедорожниках, предназначенных для поездок по непересеченной местности.
Что автолюбители говорят о приводе машины
Кому нужен задний?
«Как только появились дешевые ШРУС, так сразу же передний привод стал мегапопулярным. Ну, и полный привод тоже. Переднеприводная компоновка объективно дешевле, ведь КПП и главная передача фактически расположены в едином корпусе. А задний мост – это раритет для собирателей антиквариата и ценителей классики».
Мифы о заднем приводе
«Многие просто боятся садиться за руль машины с задним приводом, особенно зимой. Но у страха глаза велики. На самом деле, ничего опасного или сложного в этом нет, если, конечно, нет желания подрифтовать на гололеде. Ведите аккуратно, и машина удивит вас своей управляемостью. Кстати, передний привод часто дергает руль при начале движения – та еще радость!»
Выгоды переднего привода
«Сначала 5 лет ездил на машине с задним приводом, потом пересел на переднеприводную и оценил разницу. На переднем приводе ездить значительно менее хлопотно. На заднем нужно думать и оценивать ситуацию перед маневром (занесет/не занесет), а передний привод все вытягивает – надо просто ехать. Пусть будет побольше передних приводов на дорогах – глядишь, и опасных лихачей не так заметно будет».
Читайте также!
Влияние технологий
«Сейчас трудно категоризировать современные автомобили по степени управляемости. Столько разной электроники в них установлено, которая и занос предотвратит, и ось заблокирует, и курсовую устойчивость обеспечит. Так что была бы аккуратность, а управляемость уже есть».
Самый лучший
«Обожаю полный привод! Не важно, есть дорога или нет ее – я все равно проеду!»
Итог: передний привод лучше всего подходит, если обычно практикуется размеренная езда без интенсивных, опасных маневров. Такой привод и дешевле, и эксплуатационные расходы у него ниже. К тому же места в салоне реально больше. Задний привод оценят любители быстрой езды. Такое авто и увереннее разгоняется, и на больших скоростях устойчивее.
Полный привод отличается безусловной проходимостью, а также самой высокой управляемостью на скользких поверхностях. Такие автомобили, как правило, более дорогие, тяжелые и сложные в обслуживании, но зато престижные. В целом, не важно, какой привод у машины. Главное – это умелый и уверенный стиль вождения.