Продажи китайских машин установили в России новый рекорд
Как отмечается, объемы продаж по ряду китайских брендов растут даже активнее, чем в начале текущего года ожидали импортеры. Так, марка Chery в первом полугодии 2023-го передала российским клиентам 46970 машин (рост в 4,2 раза). А сразу три автомобиля бренда попали в десятку самых популярных моделей: Tiggo 7 Pro (20,9 тыс. шт.), Tiggo 4 Pro (13,1 тыс. шт.) и Tiggo 8 Pro (8,5 тыс. шт.).
Haval в отчетный период реализовал 39,9 тыс. автомобилей (рост в 3,4 раза). Кассу ему продолжает делать всего одна модель — компактный кроссовер Jolion, который ежемесячно продается тысячами. На пьедестале самых популярных китайских марок по-прежнему есть место и для Geely (32,6 тыс. шт., рост в 4,1 раза). У этой марки в бестселлерах остается самая доступная модель — Geely Coolray, которая за шесть месяцев нашла 17,3 тыс. покупателей.
Несмотря на самую широкую гамму моделей (12 единиц), Changan всё еще не может похвастать теми же результатами продаж, что у тройки лидеров китайского сегмента. Тем не менее, в июне марка реализовала 3,6 тыс. машин, что в 10 раз больше по сравнению с прошлым годом. Результаты полугодия пока скромные — 11,3 тыс. автомобилей, но при сохранении июньских темпов годовые результаты марки могут превысить 30 тыс. «штук».
Родственные Chery бренды Exeed и Omoda разошлись тиражом 15,2 и 14,6 тыс. экземпляров соответственно. При этом в гамме Exeed есть модели, цена которых в июне превышала 6 млн рублей, а самые доступные версии перепрыгнули отметку в три миллиона. Такое ценовое позиционирование заметно сужает круг почитателей марки. Omoda же, напротив, предложив рынку удачно перелицованный Chery Tiggo 7, удерживает на машину достаточно демократичную цену и вполне удачно завоевала покупателей.
Продажи дебютантов текущего года (BAIC, Hongqi, Jetour, Livan, SWM, Kaiyi и Tank) пока совсем скромные. Лучше других из новичков рынок принял последнюю марку. Ее бизнес стартовал только во втором квартале, а к июлю за три неполных месяца россияне купили 2,2 тыс. этих машин, из которых порядка 1,8 тысячи пришлось на модель Tank 300.
В целом, помимо 19 китайских марок, которые в России в первом полугодии продавали официальные импортеры, на нашем рынке представлены еще порядка десятка китайских брендов — они попадают в Россию за счет параллельного импорта. Пока лучшие из них (Li Xiang и BYD) стали продавать автомобили десятками в месяц, а остальные — штучный товар. Во второй половине года они наверняка будут более популярны.
А вот ведущие бренды из Поднебесной вышли на продажи 7-10 тыс. машин в месяц. Однако увеличение курса юаня по отношению к рублю неизбежно приведет к новому росту цен. Дальнейший рост бизнеса лидирующих сейчас китайских брендов будет еще больше ограничен низкой покупательной способностью. Всё это позволяет предположить, что все вместе взятые «китайцы», несмотря на расширение модельного ряда и авральный у большинства брендов рост сетей, продадут в текущем году порядка 380-400 тыс. автомобилей. Из них примерно половину придется на бренды, входящие в группу Chery.
Все китайские машины в РФ показали на общем изображении: 27 брендов и 117 моделей
Автомобильный портал «Китайские автомобили» составил инфографику, в которой разместили все представленные на российском рынке китайские машины.
На текущий момент речь идёт о 27 брендах и их подразделениях, а также 117 моделях, при этом для 104 моделей приведены изображения.
Это уже вторая версия такой инфографики. Однако динамика появления новых китайских моделей в России такова, что переделывать её можно довольно часто.
Мы добавили два новых бренда: Foton и VGV, и 8 изображений моделей этих и других производителей. В частности, Chery Tiggo 9, Jetour Traveller, Dongfeng Fukang ES600. Таким образом, наша схема стала на целую строку машин больше. Актуализированы «звездочки» — обозначение анонсированных моделей, продажи которых еще не стартовали в РФ.
«Китайские автомобили»
Сколько китайских марок официально продают машины в России
В России официально продают автомобили 14 китайских марок. Это Chery, Haval, Geely, Exeed, Omoda, Changan, JAC, FAW, Tank, Great Wall, Kaiyi, Dongfeng, Voyah и GAC, пишет РИА Новости со ссылкой на экспертов ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Часть из них уже наладили производство на территории России, а некоторые машины продаются под новыми отечественными брендами: к примеру, Dongfeng и JAC это Evolute и «Москвич» соответственно.
Китайские автомобили заняли больше трети рынка. Что будет дальше
К концу зимы 2023 года в салонах российских автомобильных дилеров почти не осталось иномарок европейских, американских, японских и корейских брендов. Сохранившиеся запасы годовой давности дилеры пытаются безуспешно продать по завышенным ценам. На этом фоне покупатели вынуждены выбирать между продукцией российского или китайского автопрома. Машины из КНР уже в январе 2023 года заняли 38% рынка и это при росте цен на их модели на 500 тыс.—1 млн руб. Разбираемся, на чем теперь будут ездить россияне.
Рост доли «китайцев» на фоне падения рынка
Первые автомобили китайских брендов появились в России более 15 лет назад, однако долгое время их доля на рынке не была существенной. По данным агентства «Автостат», сейчас в стране зарегистрировано 830 тыс. китайских машин, что составляет всего 1,8% от автомобильного парка.
За 2021 год, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в стране было продано 115 700 новых машин из КНР, а их доля на рынке составила 6,94%. Но 2022 год все изменил.
Продажи китайской автомобильной техники в 2022 году выросли незначительно — до 123 572 автомобилей за год. Но из-за падения остального рынка их доля выросла почти в 2,5 раза, до 17,98%. Напомним, что весной прошлого года большинство западных, а также японских и корейских компаний либо полностью ушли из России (как, к примеру, сделал Mercedes-Benz), либо сократили свою деятельность до сервисной поддержки проданной ранее техники — так поступил, например, концерн Stellantis, представляющий марки Peugeot, Citroen и Opel.
Наиболее наглядно рост популярности китайских машин виден в списке топ-25 самых продаваемых новых автомобилей от АЕБ. По итогам 2021 года там не было ни одной машины из КНР, а в 2022 году их в топ-25 оказалось уже четыре.
При этом товарные запасы автомобилей иностранных марок, ввезенных или собранных на российских заводах до февраля 2022 года, за год практически иссякли, в чем корреспонденты Autonews.ru не раз убеждались, общаясь с дилерами зимой 2023 года. Результатом стало значительное увеличение доли продаж китайских брендов уже в январе 2023 года.
По данным того же «Автостата», за месяц в стране было продано 45,2 тыс. новых машин, из которых 17,2 тыс. пришлось на китайские бренды, а это уже 38% рынка. Из статистики АЕБ за январь выходит, что доля новых китайских машин составила 28%, но там не учитываются продажи Chery и дочерних брендов Exeed и Omoda, так как эти компании предоставляют свои данные лишь один раз за год, а не ежемесячно. С учетом этих марок значение в 38% не выглядит нереалистичным.
Москва и Санкт-Петербург последовали за трендом
Отдельным трендом выглядит увеличение доли китайских машин в структуре продаж Москвы и Санкт-Петербурга. По данным «Автостата», в январе продажи новых автомобилей из КНР в столицах достигли примерно 60%. При этом речь идет в первую очередь об официальных поставках, хотя малыми партиями завозят и машины по параллельному импорту в том числе таких марок, которые официально в России не представлены, например Zeekr или Li Auto.
Доминирует на рынке тройка производителей из КНР. Это Chery, Great Wall и Geely, а также их производные марки, как тот же Exceed. В меньшем объеме продаются машины брендов Chengan и FAW.
При этом источник Autonews.ru среди московских дилеров отмечает рост случаев сдачи свежих китайских машин в трейд-ин. «Клиентов соблазняет богатство опций, но, поездив несколько месяцев, они так и не могут свыкнуться со специфической эргономикой и ищут варианты среди привычных марок, в том числе ввозимых по параллельному импорту», — заявил собеседник.
Статистика подтверждает это наблюдение лишь отчасти. В 2022 году продажи китайских автомобилей на вторичном рынке снизились на 3%, но весь рынок подержанных машин упал на 19%, так что доля машин из КНР выросла и там с 1,7 до 2,0%. А так как в автопарке России больше всего именно свежих китайских автомобилей, можно предположить, что их перепродают чуть чаще, чем машины других марок.
Русские снаружи, китайские внутри
Со второй половины 2022 года к китайским брендам в России стали добавляться машины отечественных марок, собираемых из китайских комплектующих. Это электромобили Evolute, выпускаемые на заводе «Моторинвест» в Липецкой области из машинокомплектов Dongfeng, новые «Москвичи», являющиеся кроссоверами JAC JS4 с другой эмблемой, а также фургоны и грузовички Sollers, представляющие собой все те же JAC, но с российской эмблемой.
Более того, в 2023 году данный список пополнит и Lada. Концерн «АвтоВАЗ» получил контроль над бывшем заводом Nissan в Санкт-Петербурге и пообещал начать там производство машин совместно с китайским партнером — то есть сделать что-то похожее на те же «Москвичи».
Формально такие автомобили будут считаться отечественными, но пока степень их локализации остается минимальной, так что из российского в большинстве этих машин только название.
У водителей не остается выбора
Январский показатель доли рынка в 38% для китайских машин — это новая реальность, а возможно, и не предел, считают опрошенные эксперты. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, выбора у покупателей отныне действительно нет.
«На первичном рынке мы доедали то, что было ввезено ранее, и во многом это позволило дилерам пережить 2022 год. Сейчас эти запасы кончились. Естественно, что теперь будет нарастать доля того, что все еще поставляется и производится. Из местного это Lada Granta, альтернатив которой нет. Да, есть UAZ Patriot и Niva, но это нишевые машины. Остаются китайские автомобили», — констатирует эксперт.
Азат Тимерханов из «Автостата» дает схожий прогноз: «Доля китайских машин на рынке новых легковых автомобилей растет с каждым месяцем. Даже если этот тренд прервется, то их доля вряд ли опустится ниже 30%. Думаю, что в целом по 2023 году китайские марки способны занять на нашем рынке долю в 35–40%. А при определенных (оптимистичных) условиях и превысить 40%».
Независимый аналитик автомобильной промышленности и рынка Владимир Беспалов также не видит причин к снижению доли продаж китайских машин в России в обозримом будущем.
«Увеличение доли китайских машин на российском рынке продолжится. Но в 2023 году они вряд ли суммарно обойдут по продажам отечественные бренды, хотя само понятие отечественного бренда в нынешних условиях размывается», — считает Беспалов.
Напомним, что консолидированный прогноз АЕБ на 2023 год подразумевает рост продаж в России легковых и легких коммерческих автомобилей на 12% относительно 2022 года, до 770 тыс. машин. И это еще без учета показателей по параллельному импорту. При этом один только АвтоВАЗ желает продать 400 тыс. автомобилей Lada. Свою долю займут UAZ и коммерческие грузовики ГАЗ. Логично предположить, что оставшаяся доля рынка будет поделена между китайскими брендами и параллельным импортом.