Миллионники: самые надежные двигатели современности
У автовладельцев есть легенда. О двигателе, который-не-ломается. И даже не одна, а множество. Легенды эти обрастают со временем удивительными жизнеописаниями, порождают неутихающие споры на тему "немецкое против японского против американского".
Множество очевидцев готовы засвидетельствовать надежность того или иного мотора с пробегом в полмиллиона-миллион километров, нимало не смущаясь тем, что его происхождение скрыто во мраке веков, а наблюдается очевидцами он от силы несколько лет. Но легенды не врут: такие двигатели существуют. Мы объединили их в список, в составлении которого оказали посильную помощь автомеханики с солидным стажем работы.
Список оказался немаленьким — за последние несколько десятков лет автопроизводители сумели создать достаточно шедевров двигателестроения. И оговоримся, что в наш обзор войдут далеко не все моторы, а всего десять, наиболее известных и массовых. Тех, которые устанавливались на знаковые в свое время модели, побеждали в гонках. Своего рода знаменитости в мире автомобилей.
Дизели
Дизельные силовые установки традиционно числятся самыми надежными. Во многом благодаря тому, что еще лет десять назад сложно было представить себе машину со спортивным характером и дизельным агрегатом, да и сейчас дизели берут те, кому нужно много ездить, а значит, мотор работает в наилучших условиях. К тому же старые поколения двигателей имеют сравнительно простую конструкцию с хорошим запасом прочности.
Mercedes-Benz OM602
Семейство дизелей OM602, пятицилиндровых, с двумя клапанами на цилиндр и механическим ТНВД Bosch заслуженно держит пальму первенства по пробегам, стойкости к жизненным трудностям и числу оставшихся на ходу машин с ними. Выпускались эти дизели с 1985 по 2002 год — без малого двадцать лет.
Не самые мощные, от 90 до 130 л.с., они славились именно надежностью и экономичностью. У этого семейства были вполне достойные предки, поколение OM617, и вполне достойные наследники — OM612 и OM647.
Встретить такие моторы можно на Mercedes в кузове W124, W201(MB190), на внедорожниках G-class, на фругонах T1 и Sprinter и даже на более поздних W210. Пробеги многих экземпляров превышают полмиллиона километров, а рекордные — и вовсе за два. И если вовремя позаботиться о выходящих из строя топливной аппаратуре и навесном оборудовании, то конструкция не подведет.
BMW M57
Баварские моторы ничуть не менее заслуженные, чем штутгартские. Эти рядные шестицилиндровые дизели, помимо впечатляющей надежности, отличались еще и очень бойким нравом, немало поспособствовав изменению имиджа дизельного мотора. Воспринимать BMW 330D в кузове E46 как медленную машину для пенсионеров или таксистов уже нельзя, это драйверс-кар, но с мощным и тяговитым дизелем.
Мощность этих моторов в разных вариантах варьировалась от 201 л.с. до 286 л.с., а выпускались они с 1998 до 2008 года и стояли на большинстве баварских моделей десятилетия. Все они, от третьей серии до седьмой, имели варианты с М57. Встречаются они и на Range Rover — мотор легендарного "Мумусика" был именно из этой серии.
Кстати, у нашего героя был не менее легендарный предок, пускай и не такой распространенный. Семейство моторов M51 выпускалось с 1991 по 2000 год. Мелких проблем у двигателей хватало, но механики единодушны: серьезные поломки встречаются редко и он хорошо "бегает" по крайней мере до пробегов в 350-500 тысяч.
Бензиновые рядные "четверки"
Бензиновые моторы в России пока любят больше, чем дизельные. Всё же бензин не замерзает зимой, да и устроены они проще. И если дизели в списке финалистов оказались только сравнительно большие, то среди бензиновых "легенд" будут и моторы поменьше, обычные рядные "четверки".
Toyota 3S-FE
Честь открыть список выпадает мотору Toyta 3S-FE — представителю заслуженной серии S, который считается в ней одним из самых надежных и неприхотливых агрегатов. Двухлитровый объем, четыре цилиндра и шестнадцать клапанов — типичные показатели для массовых моторов 90-х. Привод распределительного вала ремнем, простой распределенный впрыск. Производился двигатель с 1986 по 2000 год.
Мощность составляла от 128 до 140 л.с. Более мощные версии этого мотора, 3S-GE и турбонаддувный 3S-GTE, унаследовали удачную конструкцию и неплохой ресурс. Двигатель 3S-FE устанавливался на целый ряд тойотовских моделей: Toyota Camry (1987-1991), Toyota Celica T200, Toyota Carina (1987-1998), Toyota Corona T170 / T190, Toyota Avensis (1997-2000), Toyota RAV4 (1994-2000), Toyota Picnic (1996-2002), Toyota MR2, а турбонаддувный 3S-GTE еще и на Toyota Caldina, Toyota Altezza.
Механики отмечают удивительную способность этого двигателя переносить высокие нагрузки и плохой сервис, удобство его ремонта и общую продуманность конструкции. При хорошем обслуживании такие моторы разменивают пробег в 500 тысяч километров без капремонта и с хорошим запасом на будущее. И умеют не докучать владельцам мелкими проблемами.
Mitsubishi 4G63
Еще одно былинное японское семейство двухлитровых бензиновых моторов. Первые его варианты появились в 1982 году, а лицензионные копии и модели-наследники выпускаются до сих пор. Изначально двигатель выпускался с одним распределительным валом (SOHC) и тремя клапанами на цилиндр, но в 1987 году появилась и DOHC версия с двумя распредвалами. Самые последние разновидности агрегата устанавливались на Mitsubishi Lancer Evolution IX до 2006 года. Моторы семейства нашли место под капотом не только машин Mitsubishi, но и Huyndai, Kia, а также китайского бренда Brilliance.
За годы производства двигатель неоднократно модернизировался, самые последние его версии имеют систему регулировки фаз ГРМ и более сложные системы питания и наддува. Все это не лучшим образом сказывается на надежности, но вот ремонтопригодность и удобство компоновки остались. "Миллионниками" считаются только безнаддувные версии мотора, хотя турбированные тоже могут иметь очень большой, по меркам конкурентов, ресурс.
Honda D-series
Еще одно японское семейство моторов, которое включает в себя более десятка разновидностей объемом от 1.2 до 1.7 л, по праву заслуживших статус практически "неубиваемых". Выпускались они с 1984 по 2005 год. Самыми надежными считаются варианты D15 и D16, но объединяет их всех одно — воля к жизни и высоким показаниям тахометра.
Мощность доходит до 131 л.с., а рабочие обороты — до 7 тысяч. Ставились такие моторы на Honda Civic, HR-V, Stream, Accord и Acura Integra. При боевом характере и малом рабочем объеме ресурс до капитального ремонта в 350-500 тысяч можно считать выдающимся, а продуманность конструкции дает шансы и на вторую жизнь и еще 350 тысяч пробега.
Opel 20ne
Список отличных и простых "четверок" закрывает представитель европейской школы двигателестроения — x20se из семейства моторов Opel 20ne. Этот член семейства моторов GM Family II прославился тем, что часто переживал машины, на которые был установлен.
Простая конструкция — 8 клапанов, ременной привод распредвала — и простая система распределенного впрыска являются секретами долголетия. Как и самые удачные образцы японской школы, он имеет объем два литра и то же соотношение диаметра цилиндра и хода поршня, что на 3S-FE — 86 х 86мм.
Мощность разных вариантов составляет от 114 до 130 л.с. Выпускались моторы с 1987 по 1999 год и устанавливались на такие модели, как Kadett, Astra, Vectra, Omega, Frontera, Calibra, а также на австралийские Holden и американские Buick и Oldsmobile. В Бразилии даже выпускали турбонаддувную версию двигателя — Lt3 мощностью в 165 л.с.
Шестнадцатиклапанный вариант, знаменитый C20XE, до прошлого года использовался на машинах Lada и Chevrolet в гоночном чемпионате WTCC, а его турбонаддувная версия, C20LET, успела отметиться в ралли и считается одной из самых простых и удачных.
Простые версии двигателя могут разменять не только полмиллиона пробега без капремонта, но при бережном отношении попробуют пойти на миллион. Шестнадцатиклапанные разновидности, X20XEV и C20XE, подобным "здоровьем" не обладают, но тоже могут долго радовать владельца, да и конструкция у них так же проста и логична.
V-образные "восьмерки"
Моторы V8 для легковых машин обычно сверхдлинным ресурсом не отличаются — облегченная конструкция и сложности компоновки такого большого мотора не добавляют надежности агрегату в целом. К американским V8 это не вполне относится, но о них — отдельный разговор.
Действительно надежные V-образные моторы, не досаждающие владельцам крупными и мелкими поломками, способные легко перешагнуть порог в полмиллиона километров, можно пересчитать по пальцам.
BMW M60
И опять в списке надежных моторов — баварская продукция. Первый за много лет легковой V8 компания сделала на славу: двухрядная цепь, никасиловое покрытие цилиндров и хороший запас прочности. Сравнительно небольшая степень форсирования и хорошая проработка конструкции позволили создать по-настоящему ресурсный мотор.
Использование никель-кремниевого покрытия (Nikasil) делает цилиндры такого мотора практически неизнашиваемыми. К полумиллиону километров пробега зачастую в двигателе не нужно менять даже поршневые кольца. Но столь прочное никасиловое покрытие боится серы в топливе, и после многочисленных случаев порчи двигателей в США от его использования отказались в пользу технологии "Алюсил" (Alusil), с более "нежным" покрытием. Несмотря на столь же высокую твердость, оно выкрашивается со временем под действием ударных нагрузок и других факторов. Эти моторы устанавливались на модели BMW 5-й и 7-й серий в 1992-1998 годах.
Простота конструкции, высокая мощность, хороший запас прочности позволяет им пройти более полумиллиона километров. Если конечно, вы не заправляетесь высокосернистым канадским бензином… Более поздние моторы, M62, стали гораздо сложнее и, как следствие, значительно менее надежными. Они могут составить конкуренцию по ресурсу до капитального ремонта, но не по количеству поломок. В ранних вариантах М62 тоже использовалось никасиловое покрытие, позднее замененное на алюсил.
Бензиновые рядные "шестерки"
Удивительно, но факт: рядных шестицилиндровых моторов среди миллионников очень много. Относительно простая конструкция, сбалансированность (а значит, отсутствие вибраций) и мощность приносят свои плоды в виде надежности и ресурса.
Toyota 1JZ-GE и 2JZ-GE
Эти двигатели объемом 2.5 и 3 литра заслужили право называться легендарными. Отличный ресурс при очень бойком характере — такова формула успеха. Выпускались они с 1990 по 2007 год в различных вариантах. Были и турбонаддувные их варианты — 1JZ-GTE и 2JZ-GTE.
В России они более всего известны на Дальнем Востоке в силу распространенности праворульных "японок". Среди прочих 1JZ и 2JZ ставились на Toyota Mark II, Soarer, Supra, Crown, Chaser, а также американские Lexus Is 300, GS300, которые у нас распространены несравнимо меньше. Кстати, о праворульных легендах 90-х мы писали в нашем подробном обзоре.
Атмосферные варианты данных моторов способны проехать и миллион километров до серьезного ремонта, чему способствуют простая и очень проработанная конструкция и хорошее качество исполнения.
BMW M30
Без "шестерок" BMW хит-парад "самых надежных" обойтись не может. История заслуженного мотора M30 началась еще в 1968 году. В различных модификациях он выпускался вплоть до 1994 года!
Рабочий объем составлял от 2.5 до 3.4 литра, а мощность — от 150 до 220 л.с. Конструкция максимально простая: чугунный блок, привод ГРМ цепью, 12-клапанная алюминиевая головка блока. Впрочем, у спортивных вариантов М88 была и 24-клапанная "голова".
Как и у всякого надежного мотора, у М30 есть турбированный вариант. Турбонаддув всегда ускоряет износ двигателя, и если конструкция имеет запас прочности, то конструкторы часто стремятся исчерпать его до предела. Мотор M102B34 фактически представлял из себя М30 с турбиной мощностью 252 л.с.
Ставились моторы серии М30 на машины пятой, шестой и седьмой серий нескольких поколений. Сколько могут пройти такие моторы, доподлинно не известно, но полмиллиона пробега для них — вполне рядовой результат. А учитывая сложную управляемость мощных заднеприводных машин тех времен, большая часть силовых агрегатов отправилась на свалку вовсе не из-за износа.
BMW M50
Серия моторов M50 выступила достойным продолжателем традиций. Рабочий объем двигателя составлял от 2 до 2.5 литров, мощность — от 150 до 192 л.с. Блок цилиндров — по-прежнему чугунный, а вот головка блока — только с четырьмя клапанами на цилиндр. На поздних сериях появилась хитрая система газораспределения VANOS (ей стоит посвятить отдельную публикацию).
Такие двигатели способны повторить подвиг предков и пройти полмиллиона без серьезных вмешательств. Новое поколение, M52, подвели скандал с никасилом и более сложная конструкция, и хотя репутация очень надежных моторов осталась, количество поломок заметно выше, а ресурс меньше.
Пару слов о режиме работы
Конечно же, пробег мотора сильно зависит от того, как он эксплуатируется. Скажем, при работе в такси двигатели наматывают огромные пробеги за очень короткий срок, и аргумент "да он 200 тысяч намотал за три года без проблем" мало соотносится с реальным ресурсом мотора, ибо в таком режиме количество поломок и износ минимальны.
А вот эксплуатация в странах с суровым климатом, а также холодные старты, долгие стояния в пробках, частое движение с "тапкой в пол", напротив, ресурс резко снижает. По этой причине в числе финалистов нет новых двигателей, которые смогли набрать по полмиллиона пробега за несколько лет — просто это мало что скажет о их надежности, ведь режим эксплуатации у них будет самым щадящим.
В следующей публикации мы расскажем об обратной стороне двигателестроения — наименее удачных с точки зрения конструкции и надежности моторах.
Обзор баварских производителей двигателей
Баварский автопром всегда ассоциировался с высоким качеством, выраженным как в запчастях, так и в самой сборке машин. Не исключение и двигатели из Германии. По сравнению с зарубежными аналогами они считаются наиболее выносливыми. А вот по характеристикам баварские двигателя могут уступить место только итальянскому автопрому.
Производитель двигателей Mercedes-Benz, Германия
Концерн Mercedes считается одним из самых популярных не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Он специализируется на выпуске автомобилей премиального класса, а также изготовлении их комплектующих деталей.
Сюда же входят и моторы Mercedes-Benz, имеющие широкую разновидность: от малолитражных ДВС, до спортивных V-образных силовых агрегатов.
Самые слабые двигатели из Германии от этого производителя имеют по 3-4 цилиндра, установленных в один ряд. Их рабочий объем достигает 1,2 – 1,4 литра, при номинальной мощности в 120-160 лошадиных сил.
Чаще всего подобные силовые установки встречаются на малолитражках Мерседес (например, «Smart», «M-серия» и т. д.) и седанах бюджетного сегмента (одни из первых моделей «S» и «Е» классов).
Более мощные рядные четверки, с компрессором и турбиной, также производились баварским концерном для седанов «S» и «Е» классов. Их рабочий объем достигал 1,4 — 1,6 литров, а номинальная мощность могла варьироваться от 150 до 240 лошадей (в зависимости от модели и комплектации автомобиля).
Рядные блоки с 5 и 6 цилиндрами уже считались роскошью по меркам производителя Mercedes-Benz. Их можно встретить только на люксовых моделях «S» класса, начиная с 2012 года выпуска. Также рядные «шестерки» устанавливались на первые купейные автомобили баварского производства.
Также в серийное производство поступали и V-образные двигатели из Германии под брендом Mercedes. Они могли состоять из 6, 8 или даже 12 цилиндров разного объема. Самые слабые моторы такого типа устанавливались на некоторых полно-приводных седанах класса AMG и на бюджетных «купешках».
Более мощные V-образные двигателя находили свое предназначение в моделях спорт класса. А вот самые сильные агрегаты устанавливались только на лимитированных сериях, таких как McLaren.
Первые двигателя, выпускаемые концерном Mercedes-Benz были преимущественно дизельными. С развитием люксового «S-класса» в модельном ряду баварского производителя появились и бензиновые силовые агрегаты.
Ну а сейчас компания работает над изготовлением новых инновационных моторов, с уменьшенной силой трения. По мнению баварских инженеров, такая разработка позволит снизить уровень выброса вредных веществ в атмосферу.
При этом над разработкой электрических силовых агрегатов концерн Mercedes-Benz даже не задумывается, в силу низкой популярности электрокаров на мировом рынке. А вот что касается двигателей внутреннего сгорания, то баварский завод может представить целую линейку таких образцов, с 8, 12, 16, 24 и 48 –клапанными газораспределительными системами, а также прямым или точечным впрыском топлива.
Кроме того, производитель Мерседес выпускает специализированные моторы для автобусов и грузовых автомобилей любого типа: тягачи, самосвалы, и т. д. Эти двигатели пользуются широкой популярностью как в Германии, так и на мировом экспортном рынке.
Производитель двигателей BMW
Двигатели марки BMW считаются самыми вычурными из всех баварских производителей. Они способны доставлять массу удовольствия за счет своей мощности. Но из-за низкого уровня выносливости многие автолюбители отказываются от бренда БМВ, с целью экономии средств.
Самым популярным силовым агрегатом в семействе BMW принято считать рядную «шестерку», объемом от 2,5 до 3,0 литров (170 – 240 л. с.). Его можно встретить на моделях 3 и 5 серий, а также на легендарных внедорожниках Х3 и Х5. По техническим показателям такой силовой агрегат максимально подходит для авто с 4Х4. Но не исключение и его использование на заднем приводе.
Следующим по уровню популярности ДВС баварские производители считают рядную четырехцилиндровую «четверку», объемом от 2,5 до 3,0 литров (120 – 170 лошадей). Она идеально подходит для седанов среднего и люксового класса, с постоянным задним приводом. Сюда относятся: 525, 325, М3 м другие аналогичные модели.
По сравнению с двигателями повышенной мощности рядные «четверки» обладают более высокой степенью выносливости. Поэтому многие автолюбители отдают предпочтение именно бюджетным седанам БМВ, экономя деньги не только на самой покупке авто, а и на дальнейшей его эксплуатации.
Ну а самыми редкими из линейки двигателей BMW, Германия, можно по праву считать V-образные «восьмерки» и «двенадцадки», с рабочим объемом от 3 до 4 литров и мощностью около 350 — 400 лошадиных сил. Единственная сфера их применения – установка в лимитированные спорт-кары, класса М или R. На серийных купе такой силовой агрегат не встречается.
Также производитель БМВ имеет в своем арсенале моторы, которые подходят для повседневной эксплуатации, из-за низкого качества сборки. К ним относятся:
- 1,6 – литровая рядная «четверка» — имеет серьезные недочеты с электроникой и синхронизацией (использовалась моделях 1 серии);
- 2,0 — литровый дизель – слабая электроника, некорректная работа бортового компьютера, хрупкие коленчатый и распределительный валы (применяется на БМВ в кузове Е90);
- 2,5 — литровый дизельный мотор – проблемы с электроникой и дополнительным оборудованием (применялся на седанах 525 модели, с 2006 по 2009 года).
Все перечисленные силовые агрегаты уже сняты с производства. Но встретить их все еще можно на устаревших моделях БМВ.
Производитель двигателей Opel, Германия
Компания Opel – это самый популярный производитель автомобилей бюджетного сегмента в Германии. В его специализацию входит производство отдельных узлов и агрегатов для транспортных средств, а также их полноценная сборка. Это касается и двигателей Опель. Все они распределяются на несколько категорий:
- Бензиновый инжектор с распределенным впрыском топлива;
- Бензиновый инжектор с точечной системой впрыска;
- Бензиновый карбюраторный мотор;
- Дизель;
- Гибрид, работающий на бензине и природном газу (пропан или бутан).
В зависимости от развиваемой мощности все двигателя Opel можно поделить еще на несколько дополнительных подгрупп:
- J – малолитражные маломощные моторы – от 57 до 75 л. с. (рядная «тройка» или «четверка», объемом 1,4 – 1,6 литра);
- R – стандартные силовые агрегаты – от 75 до 115 лошадей (четыре цилиндра, расположенные в ряд. Рабочий объем: 1,6 – 1,8 литров);
- H – ДВС с повышенной мощностью – от 115 до 136 лошадиных сил (рядные «четверки» и V-образные «шестерки», с объемом 1,8 – 2,0 литра);
- Т – турбированные моторы – от 136 до 170 л. с. (преимущественно V-образные, с рабочим объемом 1,8 – 2,5 литра);
- К – силовые агрегаты с компрессором – от 136 до 150 л. с. (рядные и V-образные ДВС, с объемом цилиндров от 1,8 до 2,5 литров).
Первый тип двигателей чаще всего встречается на малолитражных автомобилях бренда Opel (например, Корса). Стандартные моторы находят свое применение практически на всех седанах и «купешках» баварского производства (Омега, Астра, Вектра, Кадет, и т. д.).
ДВС с повышенной мощностью более присущ внедорожникам модели Фронтера. А вот турбированные и компрессорные силовые агрегаты можно встретить только на новых моделях Опель, в комплектациях выше средней.
Многие силовые агрегаты производителя Opel идут на самостоятельный экспорт, для дальнейшего их применения на зарубежных автомобилях марок: Daewoo, Saab, Chevrolet, Cadillac, Buick и GMS. Такая популярность баварских моторов бренда «Опель» на корейском и американском рынках обусловлена тем, что они полностью отвечают показателю цена/качество.
Производитель Audi
Концерн AUDI – это еще один баварский производитель люксовых автомобилей и их комплектующих. По сравнению с брендом Мерседес он имеет более узкий ряд фирменных силовых агрегатов, ориентированных, по большей части, на спортивный класс (купе и седаны с постоянным полным приводом).
Самым популярным мотором из всего арсенала Ауди считается V-образная «восьмерка», спроектированная для модели S8. Ее рабочий объем составляет 4 литра, при номинальной мощности в 520 лошадиных сил.
В заводском комплекте такого ДВС имеется два турбонаддува. А вот его уровень выносливости опережает даже рядные четырехцилиндровые моторы, которые рассчитаны на ежедневную эксплуатацию.
Ярким примером таких двигателей можно назвать 1,8 литровый форсированный ДВС, выдающий до 190 л. с. Его зачастую применяют на седанах с задним или передним приводом (модели А6 или А4).
Хотя иногда ему на замену приходит более сильный агрегат, с мощностью в 252 лошадиные силы. Он является полным аналогом 190-сильного мотора, но с 16-клапанной газораспределительной системой и укороченным коленчатым валом.
Более редким, по степени применения, мотором Ауди производители называют трехлитровый V-образный агрегат, который также применялся на серии «А». Но из-за дорогого обслуживания эти двигатели в Германии долго не продержались на серийном производстве, и теперь их можно встретить только на некоторых моделях А6 и А4.
Ну и самый первый силовой агрегат, который предназначался для моделей Ауди 80 и 100 – это рядная «четверка», выдающая до 90 лошадиных сил. По своей стоимости он относится к бюджетному сегменту. А вот по уровню выносливости 90-сильный ДВС запросто может конкурировать даже с современными моторами баварского бренда. Все дело в простоте конструкции.
Производитель двигателей Volkswagen, Германия
Фирма Volkswagen является самым крупным автомобильным поставщиком не только в Германии, но и во всем мире. Она производит машины всех классов и категорий, начиная с малолитражных авто, и заканчивая грузовиками-тягачами. Также в сферу производства концерна Volkswagen входит создание отдельных узлов и агрегатов, что делает его еще более востребованным на мировом рынке.
Из малолитражных двигателей, производимых концерном Volkswagen, можно выделить 1,1 литровый бензиновый агрегат и 1200 кубовый дизель, которые устанавливаются на серию Tupe 1. Для седанов и хэтчбеков баварский производитель может предоставить целый список моторов, с разной конструкцией и отличимыми техническими характеристиками:
- 1500 кубовый бензиновый агрегат, выдающий до 45 лошадиных сил – чаще всего встречается на моделях Type 2;
- 1,5 литровый дизель, с мощностью в 42 л. с. – версия для Фольксваген Тайп 3;
- V-образная «тройка», с рабочим объемом 1,6 литров, выдающая до 60 лошадей – один из первых моторов для седанов Golf и Jetta;
- 1800 кубовый двигатель, с рядным расположением цилиндров, и номинальной мощностью в 98 лошадиных сил – модифицированная версия ДВС для моделей Golf, Passat и Vento;
- 1,3 литровый бензиновый агрегат, выдающий до 55 л. с. – один из современных малолитражных моторов, разработанный для модели Volkswagen Polo;
- 1,8 литровый дизель, с мощностью в 150 лошадиных сил – одна из последних версий ДВС для Polo, Golf, Passat и Jetta.
Также концерн Volkswagen специализируется на изготовлении двигателей с повышенной мощностью, предназначенных для кроссоверов и внедорожников. К ним относятся:
- V-образная «восьмерка», объемом 4,2 литра, выдающая до 350 лошадиных сил – силовой агрегат для модели Touareg;
- V-образная «двенадцатка», объемом 6 литров, выдающая до 420 лошадей – вариант для тяжелого внедорожника Phaeton.
Кроме линейных моторов концерн Volkswagen разрабатывает еще и лимитированные силовые агрегаты для микроавтобусов и грузовиков. Ну а около 30% всего производства баварской компании направлено на экспортные модели ДВС, для таких крупных автопроизводителей, как: Audi, Seat, Porsche, Skoda, Lamborghini, Bentley и даже Bugatti.
Производитель Porsche
Porsche – легендарный баварский автопроизводитель, выпустивший наименьшее количество собственных силовых агрегатов. Наиболее популярным из них по сегодняшний день является V-образная «шестерка», с рабочим объемом 2,4 литра и номинальной мощностью в 140 лошадиных сил. Именно она стала первым мотором на модели 911 Carrera.
До него компания Porsche занималась разработкой рядной четверки, предназначенной для модели 356. Она имела объем всего в 1,1 литра, что позволяло ей выдавать максимум 90 лошадей. Но уже спустя 3 года этот силовой агрегат пережил модернизацию, в ходе которой ее объем уменьшился до 1 литра, а мощность увеличилась до 130 л. с.
Также на памяти Porsche есть еще несколько оригинальных силовых агрегатов, которые не пользовались особой популярностью:
- Рядная «четверка», с верхнеклапанным воздушным охлаждением – идея, позаимствованная у моторов Volkswagen 70-х годов. В таком ДВС было 1600 кубов, при которых максимальная мощность не превышала 75 лошадиных сил (прототип для модели Порше 356);
- Рядная «шестерка», с верхнеклапанным воздушным охлаждением – еще один украденный прототип, предназначавшийся для более поздней модели Порше 914. Ее максимальная мощность достигала 110 лошадиных сил, при объеме двигателя в 2 литра;
- V-образная «шестерка», с объемом 3300 кубов и мощностью в 300 лошадей – усовершенствованный прототип для модели 911 Турбо. От своего предшественника отличается наличием турбонаддува;
- V-образная «восьмерка», с рабочим объемом в 4,6 литра и номинальной мощностью 310 лошадиных сил – спортивный мотор для купейного кузова Porsche 928S;
- V-образная «шестерка», с 24-ех клапанной системой газораспределения – одна из последних разработок баварской компании, применяемая на модели Бокстер. Объем такого ДВС достигает 2,5 литров, при мощности в 204 л. с.
Остальные двигатели концерн Porsche из Германии брал под экспорт у бренда Volkswagen. Таким образом он повышал уровень качества своих автомобилей без особых финансовых затрат.
Двигатели-миллионники: на каких автомобилях установлены
Современные авто часто обвиняют в невысокой надежности из-за кучи электроники, которая со временем даже на машинах с небольшим пробегом начинает давать сбои. Однако вспоминать о том, сколько не самых надежных машин выпускали раньше, почему-то не принято — если задуматься, до наших времен спустя десятилетия эксплуатации из тысяч доживают лишь единицы, за которыми тщательно ухаживали. Да и из современных моделей надежных машин тоже хватает — просто проблема отчасти в том, что о надежности очередной новинки на практике чаще всего удается узнать в лучшем случае через несколько лет, когда редкие автомобили со стремительно растущим пробегом только-только успевают проезжать несколько сотен тысяч километров.
Какие двигатели зарекомендовали себя как самые надежные? Что за машины выпускались с такими моторами? И производят ли миллионники сегодня? Сегодня мы рассмотрим, какие агрегаты обладают репутацией наиболее надежных, а также узнаем, какие автомобили с пробегом стоит обходить стороной, чтобы не попасть на капитальный ремонт двигателя. И самое главное — выясним, как владелец может продлить жизнь двигателю машины, чтобы увидеть на одометре своего авто заветное семизначное число.
Что такое «двигатель-миллионник»?
Строго говоря, само понятие «двигатель-миллионник» достаточно размытое. И дело не только в том, что с каким-то мотором автомобиль может проехать миллион километров, а с другим нет. Примеров полно: от старенькой «Фабии» до дорогущего «Майбаха». В теории, пожалуй, любой двигатель может работать десятилетиями — просто все зависит от периодичности обслуживания, количества ремонтов и процента деталей мотора, которые подлежат замене в ходе эксплуатации. Но в конце концов на пробеге один миллион километров мы можем увидеть полностью новый агрегат, в котором за это время из-за тысяч поломок было заменено абсолютно все. Но такие движки надежными, конечно, назвать язык не повернется.
Двигатели BMW на неожиданных серийных автомобилях
Нет ничего неожиданного в том, что компания BMW была отмечена в 2017 году как лучший производитель автомобильных двигателей для своих моделей. Компания начинала свое развитие именно с выпуска моторов, и неважно, что это были двигатели для самолетов.
Сегодня ряд крупных и известных автопроизводителей используют агрегаты немецкого бренда для комплектации своих машин. Это, в первую очередь, английская компания McLaren, которая много лет устанавливает моторы BMW для линейки F1. Но существует еще целый ряд машин, высокие скоростные параметры которых обязаны двигателю немецкой марки.
Рассмотрим некоторые автомобили, которые прячут в своем силовом узле моторы BMW.
1. Morgan Plus 8
Почти полвека английская компания Morgan Motor Company использует 4,8-литровый атмосферный двигатель BMW для производства своих лимитированных спортивных автомобилей. Мотор мощностью 367 л.с. разгоняет британский родстер до 100 км за 4,5 секунды, позволяя развивать скорость до 240 км. час.
На 2018 год запланирован выпуск последней линейки Plus 8 с немецким двигателем. Это будут 50 автомобилей, цена которых начинается со 107 000 фунтов стерлингов. Презентация базовой версии прошла на Женевском автосалоне. Весь ограниченный тираж планируют продать через дилерскую сеть Morgan.
2. Opel Omega
В классе «универсал», лучшей моделью считается дизельная комплектация Опеля с мотором 2,5 л. от BMW. В 1993 году компания «позаимствовала» силовой узел баварского производителя, установив его в качестве замены диапазонов Carlton и Senator.
Как говорил представитель BMW, им был нужен мощный и надежный дизельный мотор, но по низкой цене. Омега получила свою комплектацию, которая сразу перевела машину на более высокий уровень надежности. Правда, вместо оригинального мотора мощностью 141 л.с., которые устанавливались на БМВ 5-й серии, Опель получил агрегат всего в 128 л.с.
3. Range Rover P38A
Модель второго поколения Range Rover, выпущенная в 1994-м, включала в себя обновленный силовой узел, главным элементом которого был 2,5-литровый турбодизель от BMW. Установка нового мотора позволила получить приличный крутящий момент, автомобиль стал более пригоден для буксировки и езды по пересеченной местности.
В новой модели, которая позиционировалась как роскошный внедорожник, с 1999-го устанавливался двигатель от BMW 7-й серии.
4. Grinnall Scorpion
Когда к 1990-му бизнес компании Grinnall стал сдавать позиции на рынке, основатель компании трехколесных автомобилей Марк Гринналл принял смелое решение построить современную модель, имитирующую классический первый трехколесник. Мощность машине должен был обеспечить мотор BMW серии K.
Совершенствуя модель Scorpion, разработчики не отказались от использования мотоциклетных моторов БМВ. Сегодняшние модели SIII, которые можно увидеть как в исполнении с тремя колесами, так и с четырьмя, комплектуются силовыми агрегатами баварского производителя.
5. Rolls-Royce Silver Seraph
«Серебряный Серафим» был выпущен в 1998-м, но из-за путаницы продаж, перепродаж и смены владельцев Bentley / Rolls-Royce модель не получила заслуженного внимания и, как следствие, имела невысокие темпы продаж.
Автомобиль комплектовался 5,4-литровым двигателем V12, который устанавливался на мощных 750i BMW. Немецкий мотор, мощностью 326 л.с позволял автомобилю легко скользить по трассе со скоростью 210 км. час.
Цена мотора соответствовала высокому качеству – 155 000 фунтов стерлингов. Резкое увеличение всех технических характеристик Silver Seraph не помогло модели удержаться в списках продаваемых моделей и стать рентабельной линейкой. После выпуска 175-ти моделей «Серебряный дух» в 2001-м был снят с производства.
6. McLaren F1
Английская компания McLaren – самый известный производитель спортивных автомобилей, в которых стоят двигатели BMW. Немецкие моторы можно по праву назвать силой, мощью и звуком всей линейки F1.
За шесть лет производства F1 было выпущено всего 106 машин, 36 из которых были гоночными вариантами, 64 дорожных моделей и несколько прототипов. Спортивный журнал Autocar – единственный, кто провел официальные тестовые испытания F1 и опубликовал цифры заездов, они впечатляют и сегодня.
Скорость автомобиля составила 231 миль (371 км.) в час, разгон до 100км в ч. происходил за 3,2 секунды. В качестве испытательного стенда использовались шасси от британской фирмы Ultima.
7. Rover 75
Слишком много было скандальных историй в прессе, связанных с созданием Rover 75. Его первым выходом в 1999-м и закрытием завода в Лонгбридже (Бирмингем) в 2004-м, чтобы публика быстро забыла, что в техническом плане это был очень хороший автомобиль. Он был оснащен 2,0-литровым турбированным мотором BMW M47, использовалась система подачи топлива Common Rail – все это значительно увеличило мощность машины. Все, кто садился за руль Rover 75, отмечали плавность хода и необыкновенный звук дизельного мотора.
Мощность двигателя постепенно увеличили до 130 л.с, в 2002-м была выпущена Luxury комплектация для кузова лимузин, удлиненная колесная база производилась компанией Vanden Plas.
8. Lincoln Continental MkVII
Начало 80-х ознаменовалось большим топливным кризисом в США. Стране катастрофически не хватало бензина. Компания Форд решила переоснастить свои машины, переведя их на использование солярки, которая имелась в избытке. Но у Форда не было подходящих и современных дизельных моторов, которые могли бы быстро заменить бензиновый узел.
Первым экспериментом было использование моторов BMW в Lincoln Continental MkVII, который чуть не привел компанию к финансовому краху. Провал автомобильных продаж объяснялся просто – MkVII не соответствовал ни одному заявленному в рекламе параметру. Это была неповоротливая машина – требовалось 13 секунд, чтобы Continental достиг скорости 100 км в час. Экономии топлива также не получилось – его расход составил стабильные 10 литров на 100 км.
9. Ascari
Британский производитель спортивных автомобилей не раз использовал моторы BMW для своих моделей. Старт начался с модели Ecosse, где установили версию 4.4-литрового двигателя V8 объемом 300 л.с., которыми комплектовались БМВ 5-й и 7-й серии. Затем двигатель заменили на его 4,7-литровую версию. Еще позже использовали 5-литровый V8, для модели Ascari KZ1.
В гоночной версии автомобиля использовали двигатель на основе мотора Judd, мощностью до 625 л.с., но всего этого было недостаточно. Ни моторы от БМВ, ни Джад не смогли вытащить компанию из финансового кризиса – модель не стала ни популярной, ни востребованной.
10. Wiesmann
Wiesmann Auto-Sport, немецкая компания по производству гоночных машин, с момента своего появления в 1988-м всегда использует двигатели BMW в их самой мощной комплектации. В основном это шестицилиндровые моторы, но использовались и двигатели V8 и V10, которые модернизировались под компактные модели родстеров и купе. Например, модель Wiesmann GT MF4.
В 2014-м компания прекратила свое существование, но в 2018-м снова вернулась в мир автопроизводителей с концепцией новой модели, где будет установлен двигатель V8 от нового BMW M5.
11. Bentley Arnage.
Bentley Arnage был представлен весной 1998-го вместе с Rolls-Royce Silver Seraph. Имея практически одинаковую платформу, под капотом Arnage был 4.4-литровый двигатель от BMW V8, в то время как «Серебряный Серафим» комплектовался мотором V12.
Для следующих моделей баварский концерн производил стандартные моторы V8, но с увеличенными параметрами крутящего момента. После того, как Volkswagen взял под свой контроль акции Bentley, новое руководство отказалось использовать моторы BMW новой генерации и заменили их на старые и привычные V8.
12. Bertone Freeclimber
Компактный внедорожник, концепция которого повторила Daihatsu Rocky, выпускался всего четыре года, до 1992-го. Итальянский концерн использовал японские комплектующие и 2,0-и 2,7-литровые бензиновые двигатели BMW. Для некоторых моделей были предложены турбодизельные моторы, которые должны были увеличить внедорожные возможности Bertone. К 1992-му было выпущено 2795 машин, но цена внедорожника оказывалась всегда больше, чем аналогичного Jeep Cherokee, в итоге производство прекратилось.
13. Bristol 400
Британская компания Bristol Cars начала выпуск своих автомобилей сразу после Второй мировой войны и создала новые спортивные версии класса люкс. Эти модели технически повторяли многие довоенные автомобили BMW. В частности, в модели 400 использовалось шасси довоенного BMW 326, а мотор был взят от BMW 328. Это был надежный 2,0-литровый шестицилиндровый блок в комплектации с тройным карбюратором. Этого было вполне достаточно, чтобы Bristol 400 мог развить скорость до 160 км. час.
Для своего времени это был очень перспективный и «продвинутый» мотор, но ничто не стоит на месте. После десятилетия побед Bristol 400 с первым двигателем BMW, который все это время не модернизировался, стал проигрывать конкурентам, таким как Jaguar XK120.
14. Bristol Project Pinnacle
В 2015 году компания Bristol праздновала свое 70-летие. К юбилею была выпущена новая модель Project Pinnacle, которая анонсировалась как концепт-кар. Это современный взгляд на ретро автомобиль, в концепции использованы линии кузова моделей 60-х годов и 4,8-литровый двигатель BMW V8.
Разработчики долго колебались, устанавливать ли мотор баварцев или отдать предпочтение американскому производителю. Однако комплектация ВМВ была выбрана как более приемлемая и надежная.
15. GG Taurus
Вальтер Грютер, который носит прозвище GG, давно известен в мире как первоклассный разработчик снаряжения для мотоциклов BMW, владелец собственной компании в Швейцарии и первоклассный гонщик, предложил использовать 1,3 литровый двигатель BMW для своего нового мотоцикла. Результатом стал GG Taurus, первый 600-километровый пробег которого позволил швейцарским властям взять его на вооружение. Максимальная скорость мотоцикла – 200 км. час.
16. Frazer Nash
После окончания Второй мировой войны глава Bristol Aeroplane Company Элдингтон вывез с заводов БМВ практически всю техническую документацию, которую BMW нарабатывали до 1943-го. Поэтому неудивительно, что многие автомобили Bristol имеют немецкую комплектацию. Самой знаменитой в этом плане считается модель Frazer Nash, которая одно время даже продавалась под маркой Frazer Nash-BMW.
В автомобиле использовался хорошо известный шестицилиндровый двигатель BMW. Установка производилась до 1961-го, позже компания перешла на восьмицилиндровые моторы от Chrysler.
17. Peraves Ecomobile
Швейцарская автомобильная компания знаменита тем, что с 1982-го занимается производством мотоциклов марки Ecomobile.
Дизайн минимашины может показаться нетрадиционным, но это оптимальный вариант для движения по автобану. В мотоцикле комфортно размещаются два человека плюс багаж. Мотоциклетный двигатель от BMW позволяет машине развивать скорость до 220 км. в час.
Первые 89 моделей Ecomobiles комплектовались четырехцилиндровым 1,0-литровым блоком K100 и имели переднюю подвеску. В 2005-м производство машины остановилось на четыре года. С 2009 года цеховую линию возобновили, снова используя комплектующие от BMW, но уже для производства электромоделей.
18. Land Rover Defender
Модель Rover V8 практически перестала выпускаться для южноафриканских клиентов к 1997-му. На смену пришел Land Rover Defender в дизельной комплектации TD5. В автомобиле много раз перестраивался силовой блок. Так, в 2006-м на смену TD5 пришел 4-цилиндровый мотор 2,4.
В период до 1999-го на «Защитника» периодически устанавливаются переработанные моторы V8 с объемом 4,0 и 4,6 л и дизельный двигатель BMW.
Всего было выпущено 1395 автомобилей, и все они до сих пор высоко ценятся фанатами бренда, хотя и были построены на заводе Rosslyn Land Rover в Претории (ЮАР).