Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Зачем в России электромобили?
Зачем в России нужны электромобили? У нас есть свое мнение на этот счет. Мы — компания “Моторинвест”, производитель электромобилей Evolute, которым и будет посвящен этот блог.
Электромобили в России — еще в XIX веке
Не все знают об этом, но у России очень богатая электромобильная история. Отечественные конструкторы-энтузиасты и автопроизводители начали строить электромобили на самой заре автомобильной эпохи. Еще в 1899 году инженер-электротехник Ипполит Владимирович Романов построил первый русский электромобиль собственной разработки. Машина была воплощена в металле и дереве на мощностях фабрики конных экипажей и автомобилей Петра Фрезе. Там же производили и первый российский серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Ходовую часть и колеса для автомобиля Фрезе-Яковлева делали на фабрике Фрезе. Двигатели и узлы трансмиссии поставлял завод Евгения Александровича Яковлева.
Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Нижний Новгород на XVI Всероссийская промышленно-художественной выставке, 1896 год. Фото: Википедия
Задуманный сразу как массовый коммерческий продукт, автомобиль Фрезе-Яковлева мог обрести мировой успех, но в 1898 году Яковлев скончался, и его партнеры переориентировали бизнес, прекратив выпуск ДВС. В этой ситуации для Петра Фрезе разработки 35-летнего железнодорожного инженера и дворянина Романова могли помочь вывести проект первого российского автомобиля из кризиса, дать работу фабрике. Действительно, конструкция электромобиля Романова была по меркам времени прогрессивной.
Прототип электромобиля Романова внешне очень напоминал классический английский кэб — водитель, подобно кучеру, управлял им стоя позади открытой двухместной кабины.
/> Электромобиль Романова весил 750 кг, при этом 370 кг приходилось на тяговую батарею, заряда которой хватало на 60 км хода при скорости до 39 км/ч. Дальнейшим развитием конструкции Романова в 1902 году стал 20-местный электрический омнибус на новомодных пневматических шинах (на правом снимке). Машину выпустили на фабрике “Дукс” для обслуживания гостей гостиницы “Бристоль”. Запас хода при скорости в 20 км/ч составлял 60 км. Фото: Википедия
Идея электромобиля на тот момент уже была знакома промышленникам, однако, у конструкции Романова было очень важное отличие — более легкая и компактная батарея. Вертикально расположенные, и более тонкие пластины позволяли сократить массу и габариты батареи минимум на треть при той же емкости. При весе всего 750 кг (из них 370 — батарея), электромобиль Романова был намного легче иностранных конкурентов — французский “Жанто”, например, весил 1440 кг, из них батарея — 810 кг.
Впервые в России электромобили запустили в серию все на той же фабрике Фрезе в 1900 году. Первенцем стал “Фрезе 7 л.с.” — четырехместный экипаж с двумя электромоторами суммарной мощностью в семь лошадиных сил управлялся сидящим впереди водителем. Он мог развивать 19 км/ч, обладал дальностью хода примерно 50 км (прямо как современные шеринговые самокаты), а весил чуть больше 1100 кг. Каждый из двух электромоторов приводил в движение одно из задних колес с помощью цепи, так что дифференциал не требовался.
Первый российский электромобиль по кузову мало отличался от обычной пролетки. Он вошел в историю, но производственная серия оказалась совсем небольшой — в различных вариациях было выпущено около двенадцати электромобилей. Фото: Википедия
Череда исторических потрясений надолго остановила отечественные разработки, и лишь в 1935 году на базе автомобиля ГАЗ-А был построен первый в СССР легковой электромобиль. Тогда же в МЭИ перевели на электротягу мусоровоз ЗИС-5. В 1948 году в московском НАМИ сконструировали развозные фургоны НАМИ-750 грузоподъемностью 500 кг и НАМИ-751 грузоподъемностью 1500 кг.
Электрофургоны НАМИ 750 (слева) и 751 (справа) могли разгоняться примерно до 30 км/ч и обладали запасом хода в 60-70 км. Фото: архив НАМИ
Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР поручило производство электрических автобусов Львовскому Автобусному Заводу. В 1951 году на ЛАЗе собрали двадцать электрофургонов и отправили в почтовые отделения Москвы и Ленинграда, где они и проработали до 1958 года.
Вместе с профильными институтами, электромобили в Советском Союзе разрабатывали на многих автозаводах — в Тольятти, Ульяновске, Риге, Ереване.
В Советском Союзе были разработаны разнообразные коммерческие электромобили: УАЗ 3801, ВАЗ 2801, ЕрАЗ 3731, РАФ 2910. Фото: УАЗ, АВТОВАЗ, архив НАМИ
Попытки внедрить в производство электромобили продолжились и после распада СССР — одним из первых российских электрокаров стала “Ока” ВАЗ 1111Э, разработанная в 1992 году. Однако, дальше опытных партий дело не пошло.
Электрическая “Ока” ВАЗ 1111Э оснащалась элекотродвигателем мощностью в 25 кВт (34 л.с.). 315-килограммовая никель-кадмиевая батарея была разделена на три блока (под капотом, под задним сиденьем и в багажнике. Максимальная скорость составляла 90 км/ч, а запас хода при скорости 40 км/ч — до 110 км. Фото: Википедия, автор WOzny
Подробнее про различные разработки российских и советских инженеров в области электромобилестроения мы детально поговорим в одном из следующих материалов.
Зачем в России электромобили
Казалось бы, даже климат не благоприятствует распространению электротранспорта на одной шестой части суши. Тем не менее, спрос на электромобили в России есть, и он растет с каждым годом. И именно поэтому мы решили заняться выпуском электромобилей — они на самом деле нужны в России.
Речь в данном случае идет не про немногочисленные люксовые электро — суперкары, давно уже прописавшиеся на дорогах мегаполисов, и не только про экологические преимущества “зеленой энергии”.
Еще в 1914 году в российском журнале “Автомобилист” писали: “Между тем, электромобили могли бы быть очень полезны. Надо только остерегаться одностороннего отношения к электрическим экипажам и применять их только там, где они действительно на своём месте. Не конкуренция, а практика покажет, в какой области передвижения должны быть применяемы бензиновые автомобили, а в какой — электрические”. Собственно, спустя век так и произошло — электромобили на практике показали, в каких именно случаях они имеют преимущество перед ДВС.
Сегодня в России владельцы самых обычных, бюджетных автомобилей с ДВС все чаще пересаживаются на электрокары чтобы сэкономить на топливе, ремонте и обслуживании. Жители Дальневосточных регионов одними из первых оценили преимущества электротяги, и не собираются от нее отказываться. Владельцев завезенных из Японии подержанных электромобилей не пугает ни неизбежная деградация тяговых батарей, ни связанное с этим сокращение запаса хода. В режиме постоянных поездок из дома на работу и по магазинам ежедневные пробеги обычно не превышают 100 км. Поэтому даже глубоко не новый электромобиль успешно справляется с задачами персонального городского и пригородного транспорта.
По данным агентства «Автостат» к 1 января 2023 года на территории РФ было зарегистрировано 20,7 тыс. электромобилей. Долгое время безусловное лидерство по количеству электрокаров сохранял именно Дальний Восток, однако электрокары быстро “распробовали” по всей России. Согласно все тому же “Автостату”, на первое место по числу электромобилей вышел Центральный федеральный округ (5,8 тыс. шт.), доля которого составляет 28%. Дальний Восток теперь занимает лишь второе место по объему электропарка (4,1 тыс. шт.) с долей 20%. На третьей строчке расположилась Сибирь (3,8 тыс. шт.; 18,5%). Доля каждого из оставшихся федеральных округов — менее 10%.
Автовладельцы в регионах покупают электромобили, чтобы не зависеть от цен на дорогое и не всегда качественное топливо для ДВС. “Заправляться” из розетки гораздо дешевле, да и многих проблем с обслуживанием удается избежать, ведь в силу более простой и по силовой части модульной конструкции, обслуживать электромобили проще и дешевле, чем аналогичные автомобили с ДВС.
Нет сомнений, что по мере развития сети зарядных станций и специализированных СТО количество электрокаров будет неуклонно расти. Ведь они нужны не только частникам, но и корпоративным клиентам — если рассчитывать “вдолгую”, на весь срок эксплуатации, электромобили могут помочь прилично экономить. К тому же и государство обратило внимание на электромобили.
Премьер-министр 23 августа 2021 года утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 г. К концу первого этапа (с 2021 по 2024 год) в стране планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и открыть 9400 зарядных станций. К 2030 году в России должны заработать 72 000 зарядных станций, а каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим. Также до 2030 года в стране планируется запустить производство ячеек для аккумуляторных батарей. Наш бренд Evolute — участник всех этапов этого процесса.
Кстати, совсем недавно был утвержден перечень дополнительных мер поддержки развития электротранспорта. Среди 29 мероприятий, которые предполагается реализовать — увеличение финансовой поддержки программ стимулирования спроса на электромобили и субсидирования быстрых зарядных станций. Субсидирование агрегаторов такси и каршеринга. Пересмотр стоимости ОСАГО для владельцев электромобилей, эксплуатируемых в такси и каршеринге.
Evolute i-PRO в нижегородском такси
Также планируется предоставить гражданам возможность устанавливать медленные зарядные станции в подземных или наземных паркингах многоквартирных домов без обращения в энергокомпании, чтобы жильцы могли использовать избыток энергомощностей в ночное время.
В следующих публикациях мы более подробно рассмотрим способы достижения оптимальной экономии на электромобилях (с расчетами).
Что такое Evolute
У нашей компании — 25-летний опыт работы в российской автомобильной индустрии, включая производство автомобилей. С 2005 года, мы произвели и продали более 150 тысяч автомобилей.
Электромобили под маркой Evolute выпускаются на собственном заводе компании “Моторинвест” в Липецкой области Это запущенное в 2014 году мощное предприятие с современными линиями сварки и окраски, способное выпускать до 100 000 автомобилей ежегодно.
В прошлом наш завод выпускал автомобили других марок, что позволило накопить обширный опыт в автомобилестроении и сохранить ценные кадры, из которых сегодня складывается команда Evolute.
Проект Evolute начался с крупноузловой сборки, но в дальнейшем наш завод перейдет к сборке полного цикла, со сваркой и окраской кузовов. Более подробно про производство автомобилей Evolute мы расскажем в отдельном материале.
При создании марки Evolute, нам предстояло ответить на вопрос, каким конкретно должен быть модельный ряд, чтобы он соответствовал требованиям максимального количества потребителей. Прежде всего, мы включили в нашу модельную линейку кроссовер и седан класса С. Это самые востребованные на российском рынке типы автомобилей. Все наши модели — полностью электрические.
Evolute i-PRO
Переднеприводный седан Evolute i-PRO — первенец нашего модельного ряда.
Evolute i-PRO
Электромобиль обладает запасом хода в 433 км. Испытания проводились в соответствии с правилами Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», гармонизированного с Правилами ЕЭК ООН № 101. Сразу оговоримся, что фактический запас хода любого электромобиля находится в прямой зависимости от стиля езды.
Многократная разница в запасе хода с моделями прошлого века наглядно демонстрирует эволюцию электромобильности.
Под капотом Evolute i-PRO
Пиковая мощность электромотора на i-PRO соответствует 150 л.с., а до 100 км/ч он разгоняется за 9.5 секунд. Максимальная скорость — 145 км/ч, емкость тяговой батареи — 53 кВт.ч.
Зарядный разъем стандарта CCS Combo Type 2 на Evolute i-PRO. При использовании терминала быстрой зарядки мощностью в 75 кВт, батарея заряжается от 30 до 80% всего за 36 минут. От 220-вольтовой розетки время полной зарядки (5-100%) составит 8 часов.
Уже в базовой комплектации Evolute i-PRO хорошо оснащен: дисковые тормоза по кругу, электрические стеклоподъемники, обогрев и настройка боковых зеркал, электронный стояночный тормоз, обогрев заднего стекла, задние датчики парковки, климат-контроль, фронтальные подушки безопасности, электронная система курсовой устойчивости, семидюймовая цифровая приборная панель и сенсорный дисплей управления мультимедиа, 17-дюймовые легкосплавные диски.
Кроссовер Evolute i-JOY также имеет переднеприводную трансмиссию, но пиковая мощность его силовой установки повышена до 163 л.с.
Емкость батареи 53 кВт.ч, разгон до сотни — 8.9 с., максималка 155 км/ч, запас хода 407 км.
В базовой комплектации (от 2 490 000 рублей с учетом спецпредложения) у него бесключевой доступ, камеры кругового обзора, подогрев и электрическая регулировка передних сидений, круиз-контроль и датчик дождя, 6 подушек безопасности, встроенный видеорегистратор, система предупреждения о фронтальном столкновении.
Дополнительно на обе модели можно установить автономный дизельный обогреватель. Это сделает любой дилер Evolute бесплатно для владельца.
Скоро в продаже появятся еще два кроссовера Evolute.
Богато оснащенный среднеразмерный Evolute i-SKY можно считать одноклассником Toyota RAV4 или Honda CR-V.
У него передний привод с электромотором мощностью 204 л.с., тяговая батарея имеет емкость 85,9 кВт∙ч, а дальность хода на одной зарядке — более 500 км по циклу WLTC.
“Заряженный” Evolute i-JET мощностью 585 л.с. разгоняется до 100 км/ч за 4.6 секунды, так что готов составить конкуренцию бензиновым спорткарам. Его запас хода тоже впечатляет — 1010 км на одной зарядке. Среди опций — адаптивные светодиодные фары, “умный” круиз-контроль, отделка салона натуральной кожей, колесные диски диаметром 20 дюймов.
Мы находимся в самом начале большого, амбициозного проекта по производству электромобилей, который стремительно разворачивается в России, несмотря на сложные условия. Нашим партнером стал один из крупнейших автопроизводителей Китая — корпорация DongFeng, поставляющая машинокомплекты для сборки. Сейчас, на первом этапе крупноузловой сборки, компания “Моторинвест” проводит работы по адаптации автомобилей, и постоянно наращивает процент локализации комплектующих. Наша цель — переход к разработке собственных электромобилей. Этот процесс занимает от 5 до 10 лет.
Локализация и адаптация
Производство автомобилей внутри страны вносит реальный вклад в экономику, позволяет предоставить потребителям более выгодные предложения при покупке и последующем обслуживании электромобилей, создает новые рабочие места, в частности для высококвалифицированных сотрудников, которые могут расти и развиваться внутри нашей компании. На сегодня штат одного только завода в Липецкой области — почти 300 сотрудников. В течение пяти лет наша цель достигнуть уровня производства в 20-25 тысяч электромобилей в год, что позволит вовлечь в индустрию еще больше сотрудников.
Сборочная линия Evolute на заводе в Липецкой области.
Прежде, чем приступить к переналадке сборочного конвейера и сборке непосредственно машинокомплектов, мы начали испытания будущего модельного ряда Evolute. Их главной целью стало выявление наиболее важных для адаптации к российским условиям узлов. Например, в ходе испытаний электромобили на неделю помещали в морозильные камеры, чтобы выяснить как поведет себя в таких условиях тяговая батарея. Показания снимались раз в сутки. В результате выяснилось, что при -26°С наша батарея за 26 часов разрядилась только на 1%.
Наш проект еще очень молод, но уже сейчас в оснащении каждого электромобиля Evolute присутствуют локальные компоненты. Мы устанавливаем отечественную АКБ, устойчивую к нашим морозам. Головное устройство поступает от телеком-гиганта МТС. В регионах, где температура зимой опускается сильно ниже нуля, не обойтись без автономного подогревателя салона. Он работает на дизельном топливе и позволяет не расходовать заряд батареи на обогрев, увеличивая тем самым запас хода в зимних условиях. Налажено изготовление зарядных станций Evolute для дома и бизнеса.
Зарядные станции Evolute
Мы также добавили нашим электромобилям продвинутый телематический комплекс. Владелец Evolute может управлять широким спектром функций автомобиля дистанционно со своего смартфона, используя наше приложение собственной разработки. Оно позволяет следить за уровнем заряда батареи или отслеживать местоположение, а также активировать работу отопителя и даже открывать электромобиль, если вы забыли ключ дома.
Мы рассчитываем, что к 2025 году появятся и тяговые батареи от российских поставщиков, что позволит нам и другим производителям электромобилей значительно продвинуться в локализации ключевых компонентов. Для оптимизма повод есть. В прошлом году одна из структур “Росатома”, компания «РЭНЕРА», начала строить в Калининградской области предприятие по производству литий-ионных аккумуляторов. Плановая мощность завода только на первой очереди — 4 ГВт∙ч в год, что позволит обеспечить батареями до 50 тысяч электромобилей ежегодно, а в дальнейшем мощность производства увеличится до 14 ГВт∙ч в год.
В наших среднесрочных планах — формирование процедуры повторного использования тяговых батарей, в которых уже недостаточно ресурса для эксплуатации в автомобиле, но еще много пользы при использовании в других областях. Внедрение этой технологической цепочки позволит уменьшить затраты владельцев на батареи, снизив общие эксплуатационные затраты.
Согласно специнвестконтракту (СПИК) с Минпромторгом, локализация производства на мощностях “Моторинвеста” должна достичь 5000 баллов. Для достижения этого показателя предстоит большая работа, и неизбежный “апгрейд” до мелкоузловой сборки, сварки и окраски. Ведь даже отечественные Lada Granta, Lada Niva и Lada Vesta набирают примерно 4000–4500 баллов локализации! В дальнейшем будет локализовано изготовление инверторов, электродвигателей, а также сварка, окраска, штамповка кузовных деталей автомобилей Evolute.
Финальный контрольный участок сборочной линии на заводе “Моторинвест”
На первом этапе крупноузловой сборки под Липецком компания “Моторинвест” обеспечивает локализацию не менее 1000 баллов. Качество сборки находится под строгим контролем, идет непрерывная оптимизация производственных процессов.
Сборочная линия Evolute на заводе “Моторинвест”.
Помимо адаптации к российским условиям и локализации, мы работаем над созданием собственной развитой экосистемы для владельцев. Система объединит приложение для дистанционного управления, телематику и зарядную инфраструктуру.
Электромобильная выгода
Важным доводом в пользу электромобиля становится стоимость владения. Мы рассчитали весь цикл владения электромобилями собственного производства, и с цифрами на руках можем доказать реальную выгоду от перехода с ДВС на электричество. В этом можно убедиться самостоятельно — на нашем сайте мы специально сделали калькулятор расчета экономии владения, в котором учтены потенциальные расходы и выгода за пять лет владения.
Согласно нашим расчетам, при пятилетней эксплуатации кроссовера Evolute i-JOY в Москве и области, экономия по сравнению с аналогичным автомобилем с ДВС составит 2 150 000 рублей — немало для частных владельцев. А для компаний с собственными автопарками экономия получается еще более существенная. Владеть электромобилем выгодно не только на Дальнем Востоке.
Благодаря государственной субсидии в 25%, предоставленной Минпромторгом, цены на модельную линейку Evolute снижены до уровня аналогов с ДВС. Электромобили освобождены от транспортного налога и платы за парковку в Москве, а с первого марта 2023 года больше не нужно платить за проезд по платным участкам трасс М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, ЦКАД, участку М-11 (15–58 км) и обходу Одинцово.
Нужны ли электромобили в России?
Наше мнение — конечно, нужны, причем прежде всего именно массовые модели. Электромобиль становится доступным, практичным видом индивидуального транспорта. Мы, как полностью частная компания, предпринимаем реальные усилия, чтобы электромобилизация в России шла максимально быстрым темпом.
Становление бренда Evolute происходит в режиме реального времени и в духе стартапа, и здесь, на DRIVE2, мы приглашаем вас подписаться на наш блог, и стать свидетелями и участниками этого процесса.
Теперь вам слово, уважаемые читатели! Как считаете, нужны ли в России электромобили? Если да, то какие и для чего? Будем рады выслушать ваше мнение.
В РФ начались продажи электромобилей российского бренда Evolute
Продажи электромобилей российского бренда Evolute начались, седан i-PRO уже в наличии у официальных дилеров, говорится в сообщении липецкого автопредприятия «Моторинвест».
Статьи по теме:
«ООО «Моторинвест» объявляет о старте продаж российских электромобилей Evolute. Это первые электромобили, произведенные в России для российских потребителей. Модель линейки Evolute – седан i-PRO уже в наличии у официальных дилеров бренда», — говорится в сообщении.
Рекомендованная розничная цена на электрический седан Evolute i-PRO составляет 2,99 миллиона рублей. При этом на электрокар можно взять льготный автокредит: с учетом субсидии Минпромторга РФ стоимость новинки составит 2,065 миллиона рублей, ранее отмечали в «Моторинвесте». Дилерская сеть Evolute пока охватывает 6 российских регионов. Так, электромобили доступны в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Краснодаре, скоро в Ростове-на-Дону, Сочи и Симферополе.
Максимальная скорость i-PRO — 145 километров в час, запас хода — 433 километра. Электромобиль оснащен электродвигателем с постоянными магнитами пиковой мощностью 150 лошадиных сил. В электрическом седане предусмотрено два режима движения: Eco и Sport. Коробка переключения передач отсутствует.
«Evolute i-PRO оснащается разъемом CCS Combo Type 2, через который можно заряжать электромобиль медленным переменным, и быстрым постоянным током. Время заряда через CCS порт постоянным током мощностью в 45 кВт от 20% до 80% займет 35 минут. Время заряда переменным током через разъем Type-2 и мощностью 7кВт от 5% до 100% составит – 7,5 часов», — рассказали в «Моторинвесте». В комплект стандартного оснащения i-PRO включен кабель зарядки Type 2 — Type 2, который позволяет заряжать электромобиль на общедоступных зарядных станциях, уточнили в компании.
Серийное производство электрических седанов i-PRO было запущено на заводе «Мотороинвест» в Липецкой области в конце сентября. По факту это первое специализированное производство электромобилей в России. До конца года на конвейер также встанут электрические кроссовер I-Joy и минивэн I-Van. Стоимость новинок варьируется от 2 до 2,6 миллиона рублей. Как отмечали эксперты, цена новых импортируемых в РФ электрокаров достигает 6 миллионов рублей.
Новый бренд Evolute из России: китайские электромобили с глубокой локализацией
Компания «Моторинвест», Минпромторг РФ и правительство Липецкой области подписали специнвестконтракт, предусматривающий организацию производства пяти моделей электромобилей под маркой Evolute. Выпуск четырёх из них начнётся уже в этом году.
Слухи о возвращении к жизни Липецкого моторного завода (ООО «Моторинвест») в российской деловой прессе появились ещё осенью прошлого года, и вот вчера официальное подтверждение пришло по линии Минпромторга. Заключён СПИК, согласно которому «Моторинвест» в течение 11 лет инвестирует в производство пяти моделей электромобилей 13 млрд рублей. Заявленный объём производства — более 242 тысяч машин, уровень локализации электромобилей Evolute к концу срока действия СПИКа должен достичь 5000 баллов. К слову, ни у одного легкового автомобиля российской сборки пока нет такого уровня локализации: например, самые глубоко локализованные модификации Lada Granta сейчас по документам Минпромторга имеют 4621 балл.
В сообщении Минпромторга говорится также, что запас хода на одной зарядке электромобилей Evolute составит от 200 до 700 км и что благодаря СПИКу в Липецкой области будет создано почти 2000 рабочих мест. Глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов в своём Telegram-канале добавил, что выпуск четырёх из пяти заявленных моделей электромобилей Evolute начнётся уже в этом году.
Что за электромобили будут выпускаться под маркой Evolute? В дебютной презентации бренда (есть в распоряжении insideevs.ru) они представлены в виде эскизов профилей, а на уже работающем сайте марке evolute.ru есть промо-ролик, в котором мелькает хорошо известный нашим читателям китайский среднеразмерный кроссовер Seres SF5 (габаритная длина — 4700 мм, колёсная база — 2875 мм), он же Evolute i-Jet.
Напомним, что компания Seres (в прошлом SF Motors) принадлежит китайской Sokon Group, её создали в 2016 году с целью выхода на американский рынок, но этот проект так и не был реализован и сейчас Seres работает в Китае в партнёрстве с Huawei. SF5 — первая и пока единственная серийная модель Seres, которую представили в 2019 году с plug-in гибридной силовой установкой, но предусмотрена также полностью электрическая версия — она, видимо, и превратится в Evolute i-Jet.
На китайский рынок электрический Seres SF5 пока так и не вышел, а гибридный в прошлом году, по данным ресурса CarSalesBase, нашёл всего 8169 покупателей. На базе Seres SF5 совместно с Huawei создан также кроссовер Aito M5 (презентация состоялась в декабре прошлого года) — это, по сути, рестайлинговый Seres SF5 с более лаконичным дизайном в европейском стиле, но у нас, судя по тизерам, будет производиться кроссовер с дизайном образца 2019 года.
Заявленная отдача силовой установки Evolute i-Jet — 693 л.с. и 1040 Нм, ёмкость батареи — 88 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 500 км (по какому циклу, не указано), разгон до 100 км/ч занимает 4,5 с, максимальная скорость — 230 км/ч. Дешёвым такой электрический кроссовер точно не будет.
Три другие модели Evolute — это, скорее всего, перелицованные «электрички» DFSK Motor (совместное предприятие Dongfeng и Sokon), но достоверно вычислить их пока невозможно, так как у китайских исходников много разновидностей. Пока известно, что Evolute i-Pro — это компактный седан со 150-сильным электромотором и батарей ёмкостью 53 кВт·ч, способный проехать 420 км на одной зарядке. Первую «сотню» i-Pro набирает за 9,9 с, максимальная скорость — 150 км/ч.
Evolute i-Van (Иван?) — микроавтобус со скромным 123-сильным электромотором, батарей ёмкостью 53 кВт·ч и запасом хода в 410 км. Динамические характеристики не указаны.
Evolute i-Joy — компактный кроссовер c электромотором мощностью 163 л.с. и батареей ёмкостью 53 кВт·ч. Запас хода на одной зарядке — 405 км, разгон до 100 км/ч занимает 8,9 с.
Самая таинственная новинка — это Evolute SUV Е-класса, большой флагманский кроссовер с 695-сильной силовой установкой и запасом хода в 750 км. Полагаем, SUV Е-класса — та самая пятая модель, которая будет запущена не в этом году, а позже.
Обратите внимание, что Evolute i-Pro, i-Van и i-Joy имеют батарею одинаковой ёмкости, что, вероятно, должно упростить процесс её локализации в России, но 53 кВт·ч в нашем климате явно мало, на большие реальные пробеги рассчитывать не приходится, особенно зимой, а это значит, что эксплуатироваться i-Pro, i-Van и i-Joy будут в основном в городах, где планируется создать развитую зарядную инфраструктуру.
На Липецком моторном заводе ожидается либо уже идёт переоснастка под новую продукцию. Этот завод был заложен в 2011 году компанией «Ирито» под выпуск автомобилей Great Wall, по после того как Great Wall решила открыть собственное представительство в РФ под маркой Haval, завод переключился на выпуск кроссоверов Changan. Сотрудничество с Changan заглохло в 2019 году, и вот теперь в истории липецкого предприятия начинается новая глава — будем надеяться, наиболее интересная и успешная, раз уж к процессу подключился Минпромторг.
Вышеозначенный СПИК — первый в своём роде, но не последний. В августе прошлого года правительство РФ утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года» с бюджетом в 591 млрд рублей. «Концепция» предполагает создание с нуля в России электромобильной отрасли, доля электромобилей в общем объёма выпуска новых машин должна к 2030 году достичь 10%. Сколько всего в итоге будет заключено электромобильных СПИКов, в нынешних стрессовых условиях спрогнозировать сложно, но трёх «ближайших» получателей господдержки предсказать несложно — это «Автотор», КАМАЗ и «Алмаз-Антей». Последний, напомним, в декабре анонсировал собственный электрический кроссовер E-Neva, близкий по характеристикам к Evolute i-Jet.