Подбор автомобиля — ожидания и реальность. Часть 1.

В последние годы эта услуга стала на столько популярна, что очевидно практически каждому, подбор автомобиля – это когда заплатил и тебе нашли хорошую машину. Но далеко не каждый знает кухню автоподбора изнутри, в связи с чем появляются мифы, кривотолки и недопонимание между автоэкспертом и его заказчиком. Именно это я хочу исправить, пролив свет на то, что для заказчика услуги «Подбор автомобиля» является неочевидным.
Это не развлекательная статья. В ней будет очень много нудного повествования. Но если вы планируете заказывать услугу подбор автомобиля, то я уверен, что это видео окажется для вам незаменимо. Я расскажу, как правильно поставить задачу, как устроен автоподбор и на какой результат рассчитывать, чтобы ваши ожидания оправдались. В общем, поделюсь своим опытом, чтобы взаимодействие между автоэкспертом и его клиентом, было максимально эффективным.
Если вы еще не видели, то обязательно посмотрите у меня на канале полное руководство о том, как выбрать и проверить автомобиль с пробегом (внизу ссылки на все части), а также советы о том, как выгодно и быстро автомобиль продать.
Если вы не любите много читать, то для вас я подготовил видео, которое полностью повторяет текст статьи:
А теперь начинаем.
Почему вообще появилась услуга подбор автомобиля и почему она востребована? Вторичный рынок автомобилей в России велик и в продаже можно встретить всё что угодно – бывшие такси и каршеринги, скрученные пробеги, автомобили после серьезных аварий, с серьезными неисправностями, машины в залоге, с ограничениями на регистрационные действия и даже автомобили в угоне. И где-то среди всего этого разнообразия скрываются и хорошие автомобили, в продаже которых, к сожалению, меньше всего.
Разобраться во всех возможных проблемах, чтобы отсеять весь автохлам и найти свою жемчужину, не под силу обычному обывателю. А ошибка на любом из этапов проверки автомобиля может очень дорого обойтись. При чём, это не всегда означает, что придётся выложить круглую сумму на ремонт прямо сейчас, иногда финансовые потери могут стать неизбежны только при продаже купленного автомобиля. К примеру, если слишком поздно выяснится, что к автомобилю приварена донорская крыша. Такую машину будет очень сложно продать и придётся сильно опускаться в цене, чтобы буквально избавиться от машины, которая повисла мёртвым грузом. Ведь, ликвидность автомобиля и размер его остаточной стоимости – это тоже ваш капитал.
Конечно же, теоретическая часть подбора автомобиля не является секретом или супер силой. Имея желание и свободное время, каждый обладающий техническим складом ума, может научиться подбирать автомобиль самостоятельно. Даже у меня на канале опубликовано большое подробное руководство «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом», в котором рассказано обо всех аспектах проверки – от анализа объявления до проверки кузова, двигателя, коробки, пробега и не только. Ссылка на руководство будет в аннотациях и конечных заставках. Единственное, что не сможет получить любой из моего руководства – это практический опыт подбора автомобилей, который формируется тогда, когда автоподборщик ежемесячно осматривает десятки автомобилей, впитывая всё новые и новые нюансы мастерства.
подбор автомобиля
Подытоживая вводную часть, можно сказать, что заказчиками услуги подбора автомобиля являются следующие категории людей:
1. Это люди, которые слабо разбираются в устройстве автомобиля и способах его проверки, кто не собирается переучиваться, чтобы разобраться в профессии автоэксперта. Такой человек предпочитает развиваться в своей профессии, а не осваивать новые.
2. И вторая категория — люди, обладающие техническим складом ума и реально способные подобрать себе автомобиль, но предпочитающие не тратить на это время и силы. Такой человек выбирает потратить время на зарабатывание денег там, где он сам является специалистом. Или просто отдохнуть и не забивать себе голову.
Если вы еще читаете эту статью, а не ушли читать руководство по самостоятельному выбору автомобиля, значит вы рассматриваете возможность заказать подбор автомобиля у специалиста.
Первый практический вопрос при этом – как выбрать исполнителя?
Предложений об оказании услуг от автоэкспертов и тех, кто по недоразумению называет себя автоэкспертами очень много. В Москве сотни автоподборщиков всех мастей, различного уровня профессионализма и ответственности. В автоподбор подалось множество перекупщиков, которые еще вчера впаривали автохлам, а сегодня с похожими стандартами качества предлагают найти годный автомобиль. Есть те, кто впервые взял в руки толщиномер и настоящие специалисты, которые годами осваивают любимую профессию. Существует шутка, что уже сегодня актуальны подборщики автоподборщиков.
Конечно, можно посмотреть портфолио и отзывы специалиста, но где гарантии, что и то и другое не сфабриковано? Что отзывы реальные, а портфолио не утащено у коллег по цеху? А ведь вопрос доверия к специалисту стоит очень остро. Заказчику предстоит полностью положиться на мнение автоэксперта. Иначе зачем вообще заказывать услугу подбора автомобиля, если доверия к исполнителю нет? Именно поэтому, чаще всего в этой сфере работает сарафанное радио, когда новый клиент приходит к автоэксперту по рекомендации своих знакомых или друзей, если те остались довольны оказанной услугой.
Так как же выбрать автоподборщика, если никто из знакомых не может порекомендовать такового?! Остаётся делать выбор основываясь только на внешних факторах – это портфолио и отзывы от других клиентов, в надежде, что отзывы не самописные. А также стоит послушать что говорит и пишет автоэксперт, если он представлен в социальных сетях. К примеру, моё руководство «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом» — это именно возможность заявить о своих компетенциях. Если вы не доверяете автоподборщику полностью, значит вы выбрали не того автоподборщика.
подбор автомобиля
Пара слов о ценообразовании на услуги подбор автомобиля. Кроме стандартной ценовой политики – это обозначить фиксированную цену на услугу, бывает еще и нестандартный подход. Средняя цена автоподбора на сегодня составляет фиксированные 20-30 тысяч рублей. Но некоторые используют маркетинговую уловку. Объявляют цену на подбор автомобиля, скажем, 10-15 тысяч рублей, плюс некий процент от торга с продавцом. Это может быть и 50% от торга или даже весь торг. То есть, если автоподборщик сторгует с продавца от заявленной цены автомобиля 20 тысяч рублей, то эта сумма станет заработком автоподборщика.
С одной стороны, клиент доволен – он достаёт из своего кармана только 10 тысяч рублей, а дальше автоэксперт путь крутиться как хочет и торгуется до слёз. А вот, с другой стороны, не всё так перспективно для клиента. Ведь, в этом случае у подборщика будет мотивация искать не лучший автомобиль, а тот автомобиль, продавец которого даст максимальную скидку. Такая модель ценообразования заслуживает внимания только тогда, когда вы доверяете автоэксперту безоговорочно.
Пойдём дальше. Когда автоэксперт выбран, то следующее, с чем сталкивается заказчик услуги подбор автомобиля – это постановка задачи. Крайне редко бывает так, чтобы пожелания клиента, при первом контакте с автоэкспертом, сразу совпали с реальностью рынка. По своему опыту могу сказать, что чаще всего, заказчик обращается с завышенными ожиданиями и заниженным бюджетом. И его нельзя за это винить. Зайдя на auto.ru, клиент видит разброс цен на одну и ту же модель автомобиля, одного и того же года выпуска от 350 до 600 000, к примеру. Клиент справедливо заявляет, что хочет, чтобы ему нашли эту модель за 400. Ведь, в продаже есть аж 10 автомобилей в этом бюджете.
Именно здесь кроится первое недопонимание заказчика и возникает первое недоверие к автоэксперту, когда тот сообщает, что не возьмется за подбор автомобиля с бюджетом до 400, а нужен бюджет минимум 500. А если хочется найти идеал – то и до 550. Какие первые мысли возникают в этот момент у клиента:
1. Первая — автоподборщик просто не хочет работать, а хочет взять беспроигрышный вариант по верху рынка. Ведь, из 10 доступных вариантов совершенно точно есть хороший. Или появится в ближайшее время.
2. Вторая мысль – автоподборщик хочет вытянуть с меня побольше денег, чтобы…и дальше можно подставить, что вам больше нравится… чтобы получить откат побольше от продавца, чтобы продать мне машину своего знакомого подороже и т.п.
В некоторых случаях, эти опасения могут быть вполне оправданы. Не все автоподборщики одинаково полезны. Но чаще всего – это заблуждение. Ведь, автоэксперт знает, что когда он начнет работу с этими десятью автомобилями по дну рынка, выясниться то, что выясняется в каждом новом подборе автомобиля, за который берется автоэксперт. А именно:
Из этих 10 – 3 машины продаются в безымянных автосалонах. Так я называю неофициальных дилеров, где пробеги скручены у 95% автомобилей. Это проверено годами, в эти автосалоны даже нет смысла соваться. Еще 3 будут продаваться перекупщиками, а это означает тоже самое – пробег скручен и враньё по поводу состояния машины. Еще пара вариантов будет отсеяна уже по фотографиям в объявлении, потому что очевидно – машина вся кривая, зазоры несимметричны, детали кузова разного оттенка, руль протёрт до дыр и так далее. И вот остаётся две, которые имели честь дойти до стадии проверки по базам данных. А там открывается тоже знакомая картина. История кузовного ремонта на десятки или сотни тысяч рублей, всё те же скрученные пробеги и далее по списку.
подбор автомобиля
Для автоэксперта это ежедневная обыденность, а для каждого нового клиента это открытие. Каждому новому клиенту приходится объяснять, что если я возьмусь за подбор на этих условиях, с этим бюджетом, то я же окажусь не прав в результате. Потому что взялся и не могу выполнить задачу.
Клиент возразит: «давайте подождём, мне не к спеху. Появится рано или поздно хороший вариант по низкой цене.» Во-первых, ждать придётся неделями или месяцами. А во-вторых, даже если повезет и такой вкусный вариант появится, то он уже через час уходит перекупщикам. И тут можно поймать меня за язык. Почему перекупщик быстрее и эффективнее подборщика? Всё же, автоподборщик не хочет работать эффективно, не хочет поторопиться, чтобы перехватить машину первым?!
На это у меня тоже есть ответ. Лишь в исключительных случаях, подборщик может перехватить машину у перекупа. И вот почему. Представьте ситуацию: вы продаете свою хорошую машину, по хорошей цене. Опубликовали объявление и уже через час перед вами стоит перекупщик и автоподборщик. Перекупщик показывает вам деньги, которые у него с собой и предлагает сделку прямо сейчас. А автоподборщик говорит: «Я готов внести задаток за автомобиль 5-10 тысяч рублей, завтра приедет покупатель и купит машину».
Заметьте, вариант с задатком для подборщика не самый худший! Ведь, в половине случаев клиент говорит, что не готов вносить задаток за автомобиль, пока он его даже не видел воочию. Тогда продавец машины слышит такие слова от автоподборщика: «Мне машина понравилась, вечером приедет клиент, её посмотрит и если она ему понравится, то он её купит». У вас будут сомнения – кому продать автомобиль? Продать его прямо здесь и сейчас или тому, кто может быть приедет, а может и не приедет, может быть машина ему понравится, а может и не понравится. Ответ очевиден – на этой машине уедет перекупщик.
Кстати, это отдельная боль автоэксперта, когда он звонит клиенту в понедельник и говорит: «я нашел хороший автомобиль, вам нужно его посмотреть и покупать». А клиент отвечает: «отличные новости, мы как-раз в четверг сможем посмотреть машину». Это непридуманная история. Я сообщаю клиенту: «чтобы продавец ждал до четверга, даже если он на это согласится, то нужен хотя бы задаток». Ну и понятно, задаток вносить отказываются, потому что машину надо сперва посмотреть самим. В тот раз я из личных средств внёс задаток за автомобиль, потому что мне просто не оставили выбора, а в машине я был уверен. Сделка состоялась. Но в тот день я понял, что если клиент сомневается во мне, то лучше с таким клиентом просто не работать. И это не какая-то прихоть или каприз. Отсутствие доверия – сильно осложняет работу.
Автоэксперт и клиент, для которого подбирается автомобиль, должны работать командой.
Клиент должен понимать, что любое промедление может перечеркнуть все старания автоэксперта. Если клиент не отвечает на звонки в судьбоносный момент, когда нужно принять решение, если клиент не может приехать оперативно на осмотр машины – всё это многократно снижает эффективность работы автоподборщика.
Представьте, что хороший автомобиль найден, автоэксперт стоит около продавца и названивает клиенту, пишет в мессенджеры, а в ответ – тишина. Через пару часов клиент выходит на связь, а машина уже продана. Это тоже непридуманная история. Выходит, что всю работу до этого момента – анализ объявлений, прозвон продавцов, проверки по базам данных, выездные осмотры – всё это автоэксперт проделал напрасно только потому, что клиент вовремя не ответил.
подбор автомобиля
Если автоэксперт неточно и неполно объяснил клиенту суть процесса автоподбора и его результат, то это может привести к недопониманию и ошибочным ожиданиям клиента, что может негативно сказаться на выполнении подбора автомобиля. Когда, уже проанализированы и отброшены все проблемные объявления, выполнены проверки по базам данных и осмотрено несколько автомобилей, наконец то находится та машина, которую можно рекомендовать. Клиент ставится в известность, что надо срочно ехать смотреть, вносить задаток, покупать…
А клиент в ответ говорит: «Как же так, покупать первую попавшуюся?! Надо же сравнить несколько вариантов. Вы нам предложите 2-3 хороших варианта, а мы из них выберем наиболее подходящий». Дальше преодолеваем стену недоверия, объясняя клиенту, что найти даже один хороший вариант – это уже победа. На вторичном рынке подавляющее большинство автомобилей имеют всевозможные проблемы и недостатки. И это не «первый попавшийся вариант», как называет его клиент. Чтобы выявить этот вариант, были проанализированы, прозвонены, проверены и забракованы десятки автомобилей.
И самая большая проблема в том, что пока автоэксперт будет искать второй хороший вариант для сравнения, первый уже будет продан. А искать второй, только ради того, чтобы не покупать первый – абсолютная бессмыслица. Что первый, что второй – будет рекомендован по тем же самым критериям качества. Да и оплачен подбор одного автомобиля, а не двух.
Это правило номер один – заказчик всегда на связи и быстрая реакция на найденный автомобиль. Об этом я говорю всем своим клиентам перед началом работы. Если клиент не может отпроситься с работы на пару часов, чтобы оперативно приехать на осмотр или, хотя бы, приехать вечером в тот же день, то это существенно осложняет работу автоэксперта, а иногда делает её вообще бесполезной. Тем более, что вырваться посреди дня нужно всего лишь один раз. Ведь, я приглашаю клиента не ради забавы, поглазеть на очередной автохлам, а только на осмотр того автомобиля, который уже прошел все проверки, и я рекомендую его к покупке.
В некоторых случаях приходится слышать такой вопрос: «А если мне не понравится машина, которую вы рекомендуете, что тогда?». Во-первых, это означает, что вы не доверяете автоэксперту, предполагая, что он может рекомендовать к покупке плохую машину. Для чего обращаться к автоэксперту, которому вы не доверяете? Это лишено всякого смысла. Если машина соответствует поставленной задаче и не имеет технических, косметических и юридических недостатков, то как она может не понравится?
Даже если какие-то мелкие недостатки есть, они обязательно предварительно согласовываются с клиентом. Недоверие полностью рассеивается, когда клиент встречается со своим автомобилем в первый раз. Безусловно, клиент имеет полное право отказаться от покупки автомобиля, который рекомендует автоэксперт, если на то есть объективные причины: автомобиль не соответствует поставленной задаче или имеет недостатки несопоставимые с понятием хорошего автомобиля. Но если доходит до отказа клиента от покупки рекомендуемого автомобиля, совершенно точно, клиент ошибся с выбором автоэксперта.
Я немного отошел в сторону и забежал вперед, предлагаю вернуться к разговору о постановке задачи. На этом этапе клиент сообщает автоэксперту марку, модель, минимальный год выпуска желаемого автомобиля, максимальный пробег, тип желаемой трансмиссии, объем и тип двигателя, если есть вариации, а также бюджет на покупку и другие пожелания.
Не всегда, но часто пожелания клиента выглядят примерно так: «хочу автомат, полный привод, люк, только чёрный кузов, 1 хозяин, без окрасов, не старше 2015 года выпуска, пробег до 50 000 километров и только светлый салон из кожи единорога, бюджет 500 тысяч рублей.» Возможно, я немного преувеличил, но факт остаётся фактом – заходим на авто.ру и нет ни одного объявления по заданным параметрам. Как и на avito, как и на дроме. Совершенно фантастический запрос.
Даже если одна-две машины по этому запросу есть, то скорее всего, они будут отсеяны на этапе предварительных проверок и через час подбор автомобиля по этим параметрам зайдёт в тупик. Зачем такой подбор начинать?
подбор автомобиля
Здесь начинается работа с клиентом, чтобы донести до него данность – от люка надо отказываться, пробег увеличивать до 100 000, год выпуска увеличивать до 2010, рассматривать все цвета кузова и бюджет нужен 600. Только тогда появится достаточная выборка машин, с которой можно работать, и среди которой может быть найдётся хороший вариант, который можно рекомендовать. Потому что и без этих всех требований, фатально сужающих круг поиска, и так должно сойтись слишком много факторов в одном автомобиле.
Пробег не только в объявлении должен соответствовать запросу клиента, но и в реальности. То есть пробег не должен быть скручен. А машин со скрученным пробегом большинство в продаже. Кузов автомобиля должен быть, как минимум, без серьезных аварий в прошлом, его геометрия не должна быть нарушена. А по-хорошему, должно быть не более одного-трёх косметических окрасов. А в идеале – вообще без вторичных окрасов кузова. Не должно быть очевидных повреждений кузова сейчас, что нередко встречается. Клиент не хочет красить притёртости, царапины после покупки автомобиля. Салон должен быть в приличном состоянии. Основные узлы и агрегаты должны быть исправны. Не должно быть юридических проблем, проблем с документами и идентификационными маркировками.
Если из общей картины выпадает хотя бы один из этих факторов – машину уже нельзя рекомендовать к покупке. Если прибавить к этим первостепенным факторам сохранности автомобиля требование люка, кожу, камеру заднего вида, и единственный желаемый цвет – то проще найти единорога. Такой подбор не может состояться. Или придётся чем-то жертвовать – либо хотелками, либо бюджетом.
Бывают забавные случаи, когда клиент заявляет бюджет на покупку, к примеру, 500 000 рублей и добавляет: «если будет хороший вариант, то мы готовы доплатить 50 000». Объясняю, что сама суть подбора автомобиля – найти хороший вариант. Плохие варианты я попросту не могу рекомендовать к покупке. И кое-как убеждаю клиента, что изначально нужно рассматривать варианты до 550. Потому что, если бюджет 500, то объявления с бюджетом 550-560 останутся за пределами выборки, которую я буду анализировать и проверять.
Стоит понимать, что, когда мы определяем предельные параметры поиска автомобиля – предельный бюджет, предельный пробег, предельный год выпуска и тому подобное – это именно предельные значения. Это вовсе не значит, что машина будет куплена именно по верхней ценовой планке, самая старая и с максимальным пробегом. Здравомыслящий автоподборщик начинает проверку от лучших вариантов – с минимальным пробегом, максимально свежих, с минимальным бюджетом и двигается до тех пор, пока не найдётся та жемчужина, в которой сойдутся все параметры. Сойдутся звёзды на минимальном пробеге или на максимальной цене – может показать только сам автоподбор, то есть результаты работы автоподборщика.
Даже когда, по предварительной оценке, параметры укладываются в рациональное русло, то есть бюджет и запрос адекватен рынку. Когда нет избытка требований к комплектации, которые критически сужают круг поиска, то всё равно нужно иметь запасные варианты. Это тоже лучше обговорить заранее. Если все доступные варианты в продаже уже проверены, а порекомендовать просто нечего, то подбор автомобиля заходит в тупик. И остаётся только ждать новых объявлений, которые неизвестно когда появятся. Потому что предложения от знакомых менеджеров официальных дилеров или предложения из закрытых чатов автоэкспертов нечасто совпадают с подбором в работе.
Чтобы выйти из тупика и продолжить подбор автомобиля, придётся обсуждать корректировку заданных параметров поиска. Возможно, немного увеличить бюджет или отказаться от последних требований по комплектации, в пользу возможности найти хороший, ухоженный, ликвидный автомобиль. Также неплохо заранее выбрать альтернативную марку и модель автомобиля, на поиск которой можно переключить внимание, если поиск по основным параметрам зашел в тупик. К сожалению, не всегда подбор автомобиля происходит по желаемому сценарию. Буквально каждый раз — это импровизация.
Как работают автоподборщики
Покупка автомобиля — серьезный шаг для будущего автовладельца. Крайне тяжело выбрать хороший автомобиль с пробегом, у которого не будут скрыты недостатки. Современный рынок поддержанного транспорта кишит перекупщиками и другими авто бизнесменами (автосалоны включительно), которые наглым образом обманывают потенциального покупателя, представляя еле дышащий автомобиль как идеальный вариант.
Стандартный текст в объявлении: «Не бита не крашена, один-два хозяина, ПТС оригинал, вовремя ремонтировалась, все расходники поменян, штрафов и арестов нет и т.д. и т.п.». Типичная ситуация, когда вы приезжаете осматривать «идеальный» автомобиль, и при условии минимальных знаний устройства автомобильного транспорта понимаете, что перед вами совершенно не то, о чем написано в объявлении. Да и продавец нагло отрицает факты участия автомобиля в неприятных ситуациях, да и не всегда продавец является владельцем, а по традиции «братом-сватом-кумом» хозяина.
К сожалению, люди, не разбирающееся в тонкостях подбора автомобилей, после покупки попадают в ситуации, где автомобиль требует серьезного ремонта, или при оформлении страховки вам отказывает компания в виду того, что ваш автомобиль был тотальным, а значит — не подлежал ремонту, и по нему была выплачена в полной мере сумма компенсации. Здесь приходит на помощь услуги автомобильного подбора. Условная стоимость подбора автомобиля 20 000 рублей это несопоставимая сумма с тем, что человек может попасть на 500 000 рублей и более.
Как же работают автоподборщики, об этом расскажу далее.
Небольшая отсылка: в наше время развелось много мнимых «автоподборщиков», бегающих с толщинометром. Обходите стороной таких «специалистов», так как по следующим нижеописанным критериям вы поймете, кто такой профессиональный подборщик.
Обращение клиента
Поиск автомобиля
По заключению договора сделку от начала и до конца ведет один специалист. По прошествии нескольких дней он должен позвонить и уяснить некоторые моменты, включающие в себя, возможно, дополнительные критерии. Поиск автомобиля начинается непосредственно за компьютером, и отсеивает потенциальные варианты, сидя на кресле. К примеру, на выходе получилось несколько заинтересовавших вариантов.
Специалист приезжает смотреть автомобиль. Изначально проводится зрительный осмотр без оборудования. Зачастую, хватает лишь зрительной диагностики автомобиля для того, что бы понять – автомобиль в достойном состоянии или нет. Отличие цвета между кузовными элементами, неродные детали, вроде китайской оптики, отличие года выпуска стекол и ремней безопасности напрямую говорит о том, что автомобиль участвовал в ДТП. Нередко продавцы скрывают факт отсутствия подушек безопасности, просто отключают питание индикатора Airbag и дело сделано. Это легко проверить, если в комплектации предусмотрены шторки безопасности: при демонтаже уплотнителя дверного проема, над ним провисает обшивка потолка, тем самым можно увидеть наличие и состояние шторки, либо ее отсутствие. Иногда умельцы просто скручивают сработанные шторки и устанавливают их в штатное место.
Для убеждения в том, что автомобиль не сварен из нескольких, об этом покажет состояние стойки, если сорвать уплотнитель дверного проема. На заводе применяется точечная сварка, поэтому наличие посторонних швов говорит о том, что крыша авто была приварена с другого автомобиля. Нередко «специалисты» пренебрегают качественной покраской под уплотнителями, что снова говорит о факте восстановления кузова.
Подборщики не стесняются, при согласии продавца, вскрывать обшивки в потенциальных для кузовного ремонта, местах. Далее, при необходимости в работу вступает помощь толщиномера, если состояние кузова подозрительно хорошее.
Скрученный пробег легко выясняется зрительно и с помощью подключения компьютера. Уточнив некоторые особенности обшивки салона можно понять, был ли салон перешит. Те, кто сматывает пробег, не вспоминают о том, что на некоторых блоках управления запоминается история ошибок на определенном промежутке пробега. Да и отметки в сервисной книге далеко не гарантия оригинального пробега. О другом способе проверить подлинность пробега опишу на стадии юридической проверки.
Касательно силового агрегата, трансмиссии и ходовой части. Здесь не должно возникать посторонних шумов при работе узлов и агрегатов. Сканером считываются все ошибки по мотору, которые, зачастую сбрасывают, а не устраняют. Стандартная проверка компрессии, состояния масла и т.д. это обязательный элемент проверки.
Так как в каждом автомобиле существуют свои особенности и нюансы, эксперты не стесняются заранее изучать всю информацию о конкретной модели, что бы быть готовым к проверке. Ошибка большинства «специалистов» это создавать видимость того, что они знают все, а в итоге подбирают автомобиль с грубыми «косяками». Поэтому хороший специалист постоянно учится на протяжении всей работы, изучая особенности подбираемого авто.
Проверка юридической чистоты
- avtokod.mos.ru (сервис показывает практически всю информацию об автомобиле, включая количество владельцев, ограничения, данные техосмотра, факты участия в ДТП и страховых случаях, а также принадлежность к коммерческому использованию и т.д.)
- reestr-zalogov.ru (здесь указаны все автомобили, находящиеся в залоге с 2014 года);
- fssprus.ru (федеральная служба судебных приставов поможет отыскать владельца ТС, на которое возбуждено уголовное дело);
- gibdd.ru (базой ГИБДД можно воспользоваться, если автомобиль не пробивается в «автокоде»; на сайте обязательно отобразится информация о возможном факте розыска авто и ограничениях);
- vin.auto.ru (удобный сервис для поиска автомобиля среди кредитных и залоговых ТС, благодаря банкам — партнерам сайта auto.ru);
- banki.ru (сервис охватывает более 70% залоговых автомобилей, а это значит, что шанс приобрести залоговый автомобиль снижается на 2/3; сервис платный).
Дальнейшие действия
По факту получения полного отчета по поиску и подбору автомобиля, назначается встреча с клиентом и совместная поездка на осмотр авто. Если клиента все устраивает, то специалист обязуется сопроводить факт передачи денег и всех необходимых документов, а также сопутствовать в вопросах постановки на учет автомобиля. Подборщик, сопровождая куплю-продажу, следит за тем, что бы бывший владелец предоставил все документы и полный комплект ключей.
Во избежание конфликтных ситуаций, к примеру: после покупки авто оказалось, что автомобиль требует некоторых вложений, либо специалист по подбору недосмотрел некоторые нюансы. Для этого заполняется диагностический лист, в котором указывается состояние всех узлов и агрегатов, а также рекомендации по замене некоторых запчастей. На свои услуги компания должна предоставить гарантию, в среднем это 30-60 дней. Остальная сумма оплачивается непосредственно по завершению покупки автомобиля.
Как работает автоподбор и как найти добросовестного эксперта

Если человек никогда раньше не покупал машину с пробегом, ему сложно самостоятельно выбрать модель и оценить её состояние. Помочь с этим может автоподборщик. В статье расскажу, когда стоит обращаться к эксперту, как он работает и как его найти.
Содержание
Что такое автоподбор и когда он нужен
Это услуга, которую оказывают компании или частные эксперты: они помогают проверить и купить подержанный автомобиль. Профессиональный автоподборщик в курсе правил вторичного рынка и знает: по какому объявлению стоит звонить, как выглядит хорошая машина и как общаться с продавцом.
Он проверит общее техническое состояние агрегатов и расскажет о возможных рисках, но решение покупать авто или нет всё равно принимает клиент. Часто эксперт советует заключить сделку, когда находит хороший вариант, но покупатель сомневается: хочет поискать ещё и найти идеальный, например в другом цвете и без царапин. По-настоящему хороших предложений «на вторичке» мало и жертвовать ими ради другого цвета кузова я бы не рекомендовал. Но советовал бы обратиться за помощью к автоподборщику. Он будет особенно полезен в следующих случаях:
Покупаете первый автомобиль. У вас есть деньги, но вы не знаете, какую машину на них купить.
Не разбираетесь в техническом устройстве. Вы не знаете, на что обращать внимание во время осмотра и как должен выглядеть автомобиль без ДТП и с реальным пробегом в 100 000 км. Автоподборщик поможет разобраться: он обладает техническими знаниями и насмотренностью, а ещё возьмёт с собой профессиональные инструменты, чтобы проверить машину.

Часто у автоподборщиков есть диагностическое оборудование. Например, они могут подключиться сканером к автомобилю, прочитать ошибки в электронике и перепроверить пробег
Хотите проверить машину в другом регионе. Если нужно узнать состояние автомобиля в другом городе, можно заказать услугу дистанционного осмотра: местный подборщик проверит машину и отправит отчёт и рекомендации. Так потенциальному покупателю будет легче решить, стоит ли ехать за покупкой в другой регион.
Хотите сэкономить время на поиск. Вы разбираетесь в автомобилях и понимаете риски, которые есть «на вторичке», но не хотите тратить время: искать интересные объявления, говорить с продавцами, ездить на осмотры и проверять техническое состояние. Чтобы сэкономить время, эту работу можно делегировать автоподборщику.
Хотите перепроверить себя. Вы нашли машину, изучили её историю, осмотрели вживую и не обнаружили никаких проблем, но понимаете: автомобиль не новый, и у него могут быть дефекты, о которых можно узнать только с помощью специального оборудования, поэтому хотите перепроверить себя. У специалистов для этого есть опыт и оборудование: например, эндоскоп — он позволяет узнать состояние двигателя внутри.
Какие бывают форматы автоподбора
В о время осмотра автоподборщик обычно проверяет следующее:
- документы продавца и автомобиля;
- наличие окрашенных и ремонтных деталей;
- состояние силовой части кузова, двигателя, коробки передач, подвески и салона;
- пробег и его соответствие заявленному в объявлении;
- историю обслуживания автомобиля;
- юридические ограничения.
Специалисты работают в разных форматах, сейчас расскажу про основные.
Разовый осмотр. Потенциальный покупатель сам находит автомобиль, который ему интересен, и передаёт подборщику контакты продавца. Эксперт проверяет документы, изучает техническое состояние, делает фотографии, а потом отправляет резюме покупателю.
Этот вариант подойдёт, если вы нашли интересный автомобиль и хотите перепроверить себя либо машина находится в другом регионе и осмотреть её самостоятельно невозможно.

Пример отчёта автоподборщика об итогах разового осмотра

Некоторые подборщики присылают упорядоченный отчёт о машине, где фото разложены по папкам
Сколько стоит. От 2 000 ₽.
❓ Когда подходит. Если нужно проверить конкретный автомобиль.
Если планируете найти подборщика для разового осмотра, рекомендую сначала проверить автомобиль в Автотеке — сервисе Авито, в котором можно заказать отчёт с подробной историей автомобиля. Если не изучить отчёт о машине, есть риск заплатить эксперту за осмотр авто с серьёзными проблемами, например после ДТП. Специалист наверняка обнаружит проблему, но через Автотеку вы узнаете о ней быстрее и дешевле.
Эксперт на день. Эта услуга похожа на разовый осмотр, но отличается количеством автомобилей, которые подборщик проверит в течение дня.
Покупатель выбирает варианты и передаёт их специалисту. Он осматривает машины, а потом отправляет отчёт по каждой из них. Чем крупнее город, тем меньше кандидатов подборщик успеет посмотреть за день: в регионах получится проверить 4–5 авто, а в Москве — 2–3.
Сколько стоит. От 4 000 ₽.
❓ Когда подходит. Если нужно проверить несколько автомобилей за день.
Автоподбор под ключ. В таком формате эксперт не проверяет автомобиль, который выбрал покупатель, а сам ищет варианты под запрос клиента: смотрит объявления на Авито, проверяет машины по базам, договаривается о встречах и выезжает на осмотры.
Если вы ещё не определились с моделью и только примерно представляете тип автомобиля и его стоимость, автоподборщик подскажет, на какие модели можно рассчитывать в вашем бюджете.
Эта услуга стоит дороже, чем проверка одной или нескольких машин, но у неё есть преимущества:
- Покупатель экономит время, потому что не занимается поиском.
- Подборщик следит за новыми объявлениями, сам находит подходящие варианты и сразу выезжает на осмотр, поэтому шанс успеть купить хорошую машину выше.
- Некоторые эксперты могут найти автомобиль в другом регионе и организовать доставку до покупателя.
В отличие от других форматов при автоподборе «под ключ» принято заключать договор оказания услуг — он полезен обеим сторонам. Подборщику выгодно зафиксировать запросы покупателя, чтобы исключить случай, когда на поиск ушло много времени, а клиент вдруг меняет требования. Покупателю договор позволяет защитить свои права, например указать порядок оплаты, тогда специалист не сможет попросить больше. Конкретные права и обязанности сторон зависят от формулировок в документе.
Некоторые подборщики дают гарантию на машину, если клиент заказал поиск «под ключ». Но обычно она слабо защищает покупателя: действует всего несколько месяцев, покрывает только поломки основных агрегатов типа двигателя и коробки передач. Поэтому гарантия — не главный критерий в выборе специалиста, лучше обращать внимание на другие критерии — о них расскажу ниже.
Сколько стоит. От 20 000 ₽.
❓ Когда подходит. Если не хотите тратить время на самостоятельные поиски или не знаете, как отобрать хорошие варианты, чтобы заказать разовый осмотр.
Как найти автоподборщика
Теперь объясню, как найти добросовестного специалиста по подбору.
Спросите знакомых
Лучше всего искать автоэксперта по рекомендациям. Возможно, среди ваших друзей, родственников или коллег есть те, кто обращался за помощью к специалисту и остался доволен. Узнайте, какую машину им подобрали и готовы ли они посоветовать эксперта или компанию.
На крайний случай подойдут знакомые из других регионов. Автоподборщик часто сталкивается с необходимостью проверить машину в другом городе, поэтому может порекомендовать коллегу в нужном регионе или сам организует проверку через партнёров.
Например, вы живёте в Москве и ваш знакомый в Казани покупал авто с помощью подборщика и остался доволен. Попросите контакты казанского эксперта и узнайте, с кем он советует работать в Москве. Хороший подборщик наверняка порекомендует коллег такого же уровня.
Поищите в интернете
Если рекомендаций от знакомых нет, искать автоподборщика придётся в интернете: через поисковики, социальные сети или сервисы по поиску мастеров. Например, на Авито их можно найти в категориях «Транспортные услуги, автосервис» и «Деловые услуги».
Старайтесь избегать специалистов, которые зарегистрировали профиль недавно. Если ищете на Авито, обратите внимание на дату создания профиля. Если он создан совсем недавно, например вчера, лучше не обращаться к такому специалисту.

Булат работает с сентября 2020 г. и собрал несколько хороших отзывов — скорее всего, это профессионал
Обращайте внимание на количество отзывов, их даты и детали. Чем больше обратной связи о подборщике вы найдёте в интернете, тем лучше: если положительных отзывов много — значит, специалист качественно делает свою работу.
Только обратите внимание, чтобы хронология отзывов была логичной, а содержание — подробным. Если все отзывы написаны одним днём, а текст у них почти не отличается, возможно, это заказная обратная связь.

У этого подборщика на Авито много подробных отзывов в разные даты — это не вызывает подозрений
Отдавайте предпочтения специалистам, которые подтвердили данные. Если ищете подборщика на Авито, обратите внимание на значки «Документы проверены» и «Телефон подтверждён». Если они есть в профиле, значит, специалист отправил Авито скан своего документа и подтвердил номер телефона. Это хороший знак: недобросовестный специалист вряд ли будет делиться своими персональными данными.

Профиль специалиста, который подтвердил свои данные
Поговорите с кандидатами: проверьте, что они подходят под вашу задачу
Когда найдёте несколько подходящих специалистов, свяжитесь с ними и расспросите об опыте.
Если ищете конструктивно простой автомобиль. Чтобы продиагностировать состояние автомобилей с двигателями без турбины и классическим «автоматом» или «механикой» типа Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Vesta, VW Polo, от специалиста нужны в первую очередь опыт и насмотренность. Глубоких знаний об отдельном бренде в этом случае не требуется, а для осмотра подойдёт универсальное оборудование.
Если выбираете такой автомобиль, в первую очередь обратите внимание на отзывы. Когда подберёте кандидатов, расспросите их про обратную связь от клиентов и убедитесь, что отзывы правдивые:
❓ «Увидел у вас в профиле отзыв от Максима, вы ему „Солярис“ 2019 года „под ключ“ подобрали. Расскажите, как был устроен процесс, сколько по времени заняло?»
Хорошо: У меня стандартный процесс: созвонились, обсудили, что нужно, и сделали договор. Для Максима мне повезло быстро найти «Солярис» через знакомого оценщика — за неделю. Но с такими популярными моделями всегда по-разному: объявлений куча, а в хорошем состоянии и с маленьким пробегом можем долго искать.
Подозрительно: Максим? Не знаю такого, это вы где нашли? Я в десяти разных агрегаторах размещаюсь, всё по-разному всегда. Давайте после предоплаты уже предметно поговорим.
Если ищете технически сложную или дорогую модель. Если ищете машину с турбомотором, непосредственным впрыском топлива и кучей электроники, специалисту мало иметь общие знания — нужны знания по конкретному бренду и в идеале профильное оборудование для диагностики. Найти таких экспертов труднее, и проверять их нужно тщательнее.
Примеры технически сложных брендов — европейские премиум-марки: BMW, Mercedes-Benz, Jaguar-Land Rover, Volvo, дорогие модели группы VW AG. Продиагностировать их электронику универсальным сканером не всегда возможно и безопасно.
Если выбираете что-то из такого сегмента, уточните у подборщика, с какими марками он имел дело:
❓ «Как много BMW вы подобрали? Особенно интересует третья серия поколения F30».
Хорошо: За последние полгода — почти три десятка: в основном кроссоверы, но и третья серия была, и пятая. Я специализируюсь на BMW, есть отзывы и специальное оборудование под них.
Допустимо: Проверяю любые премиальные автомобили. Могу посмотреть и BMW на следы ремонта после аварий, юридическую чистоту, общее техническое состояние. Если вариант понравится и будет нужна детальная диагностика, могу организовать проверку в профильном сервисе или у дилера.
Подозрительно: Проверяю любые автомобили, они все одинаковые.
❓ «Какую модификацию рекомендуете купить?»
Хорошо: Рекомендую ориентироваться только на рестайлинговые BMW 3-й серии поколения F30, если хотите бензиновую машину — там стоит более удачный бензиновый двигатель, чем до рестайлинга. Но нужно смотреть конкретный экземпляр и исходить из его состояния и цены.
Подозрительно: Давайте предметно после предоплаты поговорим, так с ходу сложно сейчас рассказать.
❓ «Каким оборудованием будете диагностировать автомобиль?»
Хорошо: Использую профессиональное диагностическое оборудование для BMW, иначе нормально не посмотришь ничего.
Подозрительно: У меня универсальный сканер — с любой машиной справится.
«Продавцы обманывают в 90% случаев». Откровенный разговор с автоподборщиком
Каждый покупатель хочет быть уверенным в том, что товар, за который он отдает свои деньги, стоит этой самой суммы. Покупка автомобиля не исключение. Довольно трудно не попасться на удочку нечестных продавцов, уверяющих, что машина «небитая, некрашеная, в отличном состоянии, а пробег вообще мизерный, честное слово». Тогда прибегают к помощи автоподборщиков, которые выносят свой вердикт о целесообразности покупки того или иного экземпляра. Мы решили пообщаться с таким человеком (пожелавшим остаться инкогнито) и узнать побольше о его работе и обманах на авторынке, а также выяснить, о чем стоит помнить как покупателям, так и продавцам автомобилей.

Главное — побыстрее найти хоть что-то?
«Для меня нет разницы, выбираю я машину для клиента или же для себя, — начинает собеседник. — Человек моей профессии должен кайфовать от автомобиля, от его состояния, он должен найти такую машину, чтобы самому захотелось ее купить. Есть сомнения — двигаемся дальше. Когда подборщик заключает договор, он не должен стремиться его побыстрее закрыть. Поэтому иногда сложно говорить о каких-то конкретных сроках выполнения заказа. Для примера, Toyota Avensis подбирается в среднем 40—50 дней. А однажды нашлась всего за два дня. Всегда говорю клиенту, что если мне понравится найденный экземпляр, то ему тоже».

За какую работу не берутся?
«Я считаю, что нет такого понятия „машина в свои деньги“, это самообман. Есть хороший автомобиль, а есть плохой. Ценовой диапазон довольно обширный, но мы принципиально стараемся не работать с бюджетом до $7000, — продолжает мужчина. — Почему? Потому что это основной бюджет разного рода перекупщиков. Найти что-то достойное до $7000 чрезвычайно сложно, а людям, естественно, хочется купить новую машину, и не важно, за $4000 или за $40 000. При бюджете в $8000 и более шанс увидеть что-то приличное, что-то „посвежее“ увеличивается. Хотя бывают моменты, когда люди, имея на руках $10 000, пытаются искать Porsche или Audi A8, чтобы создать видимость владельца качественного автомобиля. Но ведь несложно понять, что за такие деньги упомянутых машин в приличном состоянии не будет. В основном же мы работаем с клиентами, ищущими автомобили в диапазоне от $10 000 до $25 000. Есть часть покупателей с бюджетами $40 000 или $50 000 (а то и больше), но такая публика не любит сильно светиться. Оно и неудивительно, на самом деле».

Подталкивают к выбору советами?
«Самые популярные марки, конечно, немецкие или японские, а также корейские, — рассказывает автоподборщик. — Французские машины тоже пользуются хорошим спросом, но это практически всегда новые модели с японскими коробками и проверенными моторами, поскольку люди хотят покупать не просто „свежачок“, но качественные автомобили. Я сам, являясь пользователем японской машины, зачастую подталкиваю клиентов к такому же выбору, потому что в Стране восходящего солнца делают реально крутые вещи, которые будут долго и исправно тебе служить. Некоторые двигатели мы даже не рекомендуем рассматривать к покупке, например мотор Audi TFSI объемом 3 литра или 1,6 ЕР6 от PSA».

Как часто продавцы обманывают?
«Я бы сказал, что обманывают в 90% случаев, — признается специалист. — И далеко не всегда в этом виноват продавец. У многих складывается мнение, что все, кто занимается перепродажей автомобилей, — это обязательно барыги. Вовсе нет. Барыга покупает хлам, чистит его, полирует и пытается „впарить“ под видом нормальной машины. Перекупщик — другое дело. Он покупает хороший автомобиль, который по адекватной цене надо продать в Беларуси. Самой большой проблемой перекупщиков является скручивание пробега. Это ежедневная практика. Часто пытаются выдать минимальную комплектацию машины за топовую. Допустим, в Mercedes меняют решетки колонок и ставят с названием дорогой акустики Burmester. Все это отлично работает с покупателем, ведь когда человек сильно хочет купить автомобиль, он зачастую теряет бдительность и не видит элементарных вещей до тех пор, пока не будет слишком поздно».
Что делать со сматыванием пробега?
По мнению мужчины, в первую очередь в случае импульсивных покупок стоит обращаться к автоподборщикам: «Первое впечатление очень важно, продавцы этим пользуются. Натирают машину до блеска, перешивают салон в какой-нибудь необычный цвет. Усыпляют бдительность клиента. Однако сейчас многие ищут варианты через подборщиков, считая их более непредвзятыми. Соответственно, продавцам нужно быть готовыми к серьезным проверкам, а не бросаться с критикой в наш адрес. Покупатели же, в свою очередь, должны перестать воротить нос от автомобилей со смотанными километрами. Раньше, по сути, вообще не было возможности определить точный пробег. В итоге человек практически всегда покупал машину, которая якобы отъездила 120 000 км, но с реальным пробегом под 200 000. Тогда это было в порядке вещей, однако сейчас вызывает удивление, хотя в действительности благодаря этому клиенты теперь могут получать представление о том, как далее обслуживать автомобиль. Можно ли перестать сматывать пробег? Сложный вопрос. Я часто слышу от продавцов, что, оставив реальный пробег, они лишаются всякого интереса со стороны покупателей. Но тут все относительно. Скрутить со 190 000 до 130 000 или же с 300 000 до 100 000 — есть разница? То-то и оно. К тому же рынок сильно изменился. Когда-то были двигатели-миллионники, а теперь бывает так, что после 190 000 мотору уже пора на покой».

Бывает ли, что клиент становится на сторону продавца против подборщика?
«Случается, укажешь продавцу на жесткий кузовной ремонт, а у него сразу глаза на лоб, как будто он и не знал, — смеется собеседник. — „Вот это четко сделали, да? Я даже не заметил!“ Ну, я ему говорю, что ничего не четко, что все видно. Потом отмечаю смотанный пробег — 100 000 км скрутили. Продавец и здесь не теряется. Говорит: „Сотку скрутили? Ну так это не миллион!“ И ладно, когда настолько все заметно. Но когда таких, казалось бы, мелочей много, то продавец все спускает на тормозах, а клиент, если не слишком твердо настроен, начинает с ним соглашаться. В итоге я оказываюсь занудой и придирой. Приходится объяснять человеку, что из мелочей соберется нормальный такой снежный ком, который сильно ударит по карману».

За подборщиками надо перепроверять?
«Различные курьезы происходят чуть ли не каждый день, — честно говорит автоподборщик. — Однажды у меня была перепроверка. Девушка хотела себе BMW 330. Я нашел. Идеальное состояние, все как надо (выявил только дефектацию КПП), даже несмотря на то, что „утопленник“. Что значит „утопленник“? В США кто-то воспользовался страховкой, залил немного машину водой, будто бы она пострадала от наводнения, провел независимую экспертизу по АКПП, и „тройка“ улетела на аукцион. Короче говоря, я все проверил, девушка со мной согласилась, но потом устроила перепроверку у „бээмвистов“. Они нашли дефектацию КПП (как и я), но еще отметили, что силовая часть покрашена. При этом навесные элементы оказались нетронутыми. Я не поверил. Не может быть, чтобы при повреждении силовой части прочие элементы не получили никакого урона. Предложил приехать и осмотреть автомобиль дополнительно, чтобы мне показали, из-за чего они сделали такое заключение. Они, понятное дело, отказались».

Рынок вторички не просел?
«С учетом нынешних событий в Беларуси заказов у нас меньше не стало, даже наоборот, — отмечает собеседник. — У тех, кто продает машины, есть проблемы, а наши услуги по-прежнему остаются весьма востребованными. Тут важно понимать, что тех, кто хочет купить хороший автомобиль, много. Проблема в другом: найти стоящий экземпляр становится сложнее».
Не много ли подборщиков стало?
«В последнее время действительно появилось немало автоподборщиков, — соглашается специалист. — Нетрудно понять, почему люди решили заняться этой деятельностью. Они думают, тут очень много денег. Но они не учитывают, с какими трудностями сопряжена данная работа. Без грамотной логистики ничего не выйдет. У нашей команды есть представители по всей Беларуси, имеются контакты в России. Подбирать машины только по Минску или только по Бресту бессмысленно. И очевидно, недостаточно просто купить толщиномер и посмотреть видео на YouTube, чтобы мнить себя экспертом в этой области».

А не бывает, что продавцы дружат с подборщиками?
«Меня, бывало, спрашивали, какова вероятность того, что я не вступлю в сговор с продавцом, не захочу обмануть, — вспоминает оценщик. — Я в таких случаях отвечал просто: „Вам не ко мне“. А что еще можно ответить? Зачем доказывать что-то на словах? Пусть заходят в соцсети, смотрят, чем мы занимаемся. После осмотра я предоставляю отчет объемом в 150—200 фотографий и 5—15 видео с комментариями. Там любому клиенту будет понятно, стоит брать машину или нет».