Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Водитель не нужен: шесть уровней автономности машин
Прошло более трех десятилетий с тех пор, как смарткар с искусственным интеллектом появился в сериале «Рыцарь дорог». И если вы его смотрели, то знаете, что такое пятый уровень автономности автомобиля. Правда, в 1982 году никто не оперировал таким понятием как «уровень беспилотности». Тогда автопилоты считались научной фантастикой, и единственным устройством, которое помогало водителю, был простенький круиз-контроль.
Сегодня же производство «умных» автомобилей — во всяком случае, в США — поставлено на поток. Однако автопилотов (смарткаров пятого уровня автономности), которые могли бы возить людей, все еще нет — это могут делать только машины четвертого уровня, да и то лишь в нескольких городах в мире. На что способны эти автомобили и что же все-таки это такое — уровень автономности? Давайте разбираться.
Уровень 0
Если вы родились в 1980-х, скорее всего, ваша первая машина была нулевого уровня беспилотности. Никаких наворотов, только система уведомлений (звуки и т.д.) — к примеру, Ford Focus 2004 года.
Уровень 1
У машин первого уровня автономности есть адаптивный круиз-контроль (поддерживает переменную скорость движения и обеспечивает безопасное расстояние до впереди движущегося автомобиля), системы помощи при парковке и система предупреждения о сходе с полосы. В большинстве автомобилей есть эти технологии — это, например, Jeep Grand Cherokee 2011 года, Chevrolet Malibu 2015 года и Toyota Corolla 2018 года.
Уровень 2
Автоматизация второго уровня включает в себя системы помощи водителю в управлении рулем, скоростью автомобиля, а также систему помощи движения по полосе. В то же время водитель должен постоянно держать руки на руле, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств (например, подрезает другая машина) взять управление машиной на себя. Tesla Model S, X и 3 — пример автомобилей второго уровня беспилотности.
Уровень 3
На третьем уровне стирается грань между существующими технологиями и технологиями, которые мы привыкли считать научной фантастикой. Предполагается, что автомобиль не требует постоянного внимания человека — водитель может не держать руль постоянно. Правда, на третьем уровне автопилот действует только в идеальных дорожных условиях, и производители рассчитывают, что человек сможет вмешаться в ситуацию в любое время — например, если есть угроза аварии.
Audi планировала выпустить модель A8 с функцией Traffic Jam Pilot, которая на многополосных дорогах с разделительным отбойником на скорости до 60 км/ч должна была давать водителю возможность заниматься своими делами. Но из-за сложного правового регулирования в США компании пришлось отложить запуск. Для Audi, как и для остальных автопроизводителей, будущее третьего уровня беспилотности по-прежнему туманно и зависит от нормативных, технических, поведенческих, правовых, деловых аспектов и связанных с ними трудностей.
Уровень 4
Автомобиль четвертого уровня автономности может самостоятельно доехать до пункта назначения, но только при идеальных условиях. Если начнется дождь или снег, водителю придется взять управление машиной на себя. Honda объявила, что к 2026 году разработает автомобиль четвертого уровня. Lyft, Uber и Google также уже давно работают над этой технологией, но на практике их автомобили — нечто среднее между вторым и третьим уровнями. Исключение — дочка Google Waymo, запустившая беспилотное такси четвертого уровня автономности в городе Чандлер, штат Аризона. Для функционирования этих машин не нужен водитель, но и погодные условия там почти идеальные.
Автомобили с автопилотом: что такое, плюсы и минусы
Автомобили с автопилотом еще некоторое время назад казались фантастикой, но теперь это перспективное развивающееся направление, которое становится реальностью. Управление без постоянного участия человека с помощью сложных программ и специальных средств уже протестировано и многие производители выпускают свои модели. Вполне стоит ожидать, что в скором времени количество таких авто станет больше и они перейдут в разряд обыденности.
Что такое автопилот?
Автопилотное управление автомобилем осуществляется при помощи технического комплекса, который представляет собой автопилот. Не стоит путать его с устройствами для беспилотного управления. Под рассматриваемым понятием объединены группы технологий, которые помогают снять часть нагрузки с человека при управлении транспортным средством. Автопилот способствует поддержке курса, помогает компенсировать непостоянство среды и возникающие во время движения отклонения. Во время движения он контролирует заданные безопасные характеристики маршрута перемещения и соблюдает указанные лимиты эксплуатации. При этом человек все еще остается на месте водителя и контролирует движение, так как именно он является ответственным за все происходящее на дороге. Исходя из такого подхода, можно отметить наличие нескольких уровней машин с автопилотом, которые будут отличаться по степени самостоятельности.
Принцип работы автомобилей с автопилотом?
Технология автопилотируемых автомобилей может показаться простой по своей сути. Авто проводит осмотр и анализ обстановки на дороге, дает оценку актуальному состоянию. На основе этого система может подсказать наиболее подходящий вариант для водителя или принять соответствующее решение самостоятельно. При этом техническое воплощение такого принципа является достаточно сложным. Это относится как к алгоритмам управления ПО, так и к аппаратной стороне.
Техническое зрение воплощено по распространенным принципам мониторинга ситуации в разных диапазонах звуковых и электромагнитных волн. Их ловят датчики пассивного и активного типа. Для этого автопилотные автомобили оснащаются специальными камерами, радарами и сенсорами.
Благодаря этому создается комплексное изображение, анализируемое компьютером. Он создает модель обстановки, формирует образы, проводить оценку безопасности движения. Сложнее всего проработать именно этот этап, так как программы могут не всегда распознавать все объекты. Для решения подобных задач используются нейросети, информация из внешних источников, таких как спутники. В то же время, гарантировать 100% распознавание достаточно сложно. Существующие сейчас системы могут некорректно работать и давать сбой. В то же время, вопрос активно прорабатывается и за последние годы удалось достичь больших успехов.
Виды автомобилей с автопилотом
Автопилотные машины в России и других странах разделяются по уровню их автономности. Данное деление выглядит следующим образом:
- 0 – автономность отсутствует, так как водителю нужно контролировать все аспекты вождения;
- 1 – присутствует система, помогающая торможению и разгону;
- 2 – автомобиль может автоматически тормозить и запускаться двигатель;
- 3 – авто может автономно перемещаться, но в некоторые моменты требуется помощь водителя, которому передается управление;
- 4 – автомобиль может выбирать правильное решение в сложных ситуациях на дороге, но при этом все еще может передавать управление водителю;
- 5 – полная автоматизация, при которой помощь водителя не требуется (на практике пока еще не реализовано).
Плюсы и минусы автопилотных машин
Плюсы автомобилей с автопилотом:
- Можно перевозить грузы на дорогах с высоким уровнем опасности.
- Экономия на транспортировке.
- Нет необходимости тратить время на отдых водителя.
- Экономное потребление топлива за счет оптимального режима вождения.
- Могут пользоваться люди с плохим зрением.
- Минимизация аварий.
- Минимизация пробок.
- Нет необходимости в получении водительских прав.
- Эффективный контроль транспортного потока.
Минусы автомобилей с автопилотом:
- самостоятельно таким автомобилем управлять нельзя.
- ответственность за ошибки программы все еще несет водитель.
- человек не получает должного опыта вождения;.
- высокий риск выхода из строя ПО.
- сокращение людей, которые работают водителями.
Какие бренды выпускают автопилотные автомобили?
Автомобили с автопилотом и беспилотные авто являются перспективным направлением, поэтому многие компании заинтересованы в развитии данного сегмента. Экспериментальные модели создаются уже достаточно давно. Во многие серийные авто интегрированы элементарные средства автопилотирования, такие как адаптивный круиз контроль, система экстренного торможения или система контроля движения в рамках полосы. Более сложные системы также присутствуют в некоторых моделях, но транспортное средство с системой третьего уровня, прошедшее сертификацию, было выпущено только относительно недавно.
Первый такой автомобиль выпустили Honda. Модель Legend Hybrid EX может самостоятельно передвигаться в пробках, переходить с одной полосы на другую, обгонять. Также данную технологию пробуют использоваться Tesla. Здесь уже применяются более простые варианты автопилотов, но делается это в серийных масштабах. При этом здесь не интегрированы системы полностью автономного управления.
Если рассматривать общий рынок, то всего около 20 компаний занимаются производством автомобилей с технологией автопилота. Некоторые из них имеют только опытные образцы, другие используются только частичные элементы данной системы, но уже проверенные, протестированные и безопасные для использования. Среди них:
- General Motors.
- Ford.
- Mercedes Benz.
- Volkswagen.
- Audi.
- Nissan.
- Toyota.
- BMW.
- Volvo.
Подводим итоги
Несмотря на перспективность направления, все еще не удалось полностью реализовать весь потенциал автопилота. Несмотря на то, что многие еще не знают, как называется автопилот в автомобиле, многие простейшие его формы используются во многих современных авто и становятся негласным стандартом. Постепенно будут интегрироваться более сложные системы, которые будут опробованы на практике и доведены до совершенства.
Автопилот в машине как называется
Не для кого не секрет, что все больше производителей автомобилей смотрят в сторону автономного управления транспортом. Появления полностью беспилотной машины лишь вопрос времени. Такие гиганты как Tesla вовсю внедряют автоматическое управление машиной, при помощи компьютера и вскоре мы увидим, как машина самостоятельно смоет передвигаться по любым дорогам и доставлять человека в любую точку на карте, без единого прикосновения приборов управления транспортом.
Многие двигаются в этом направлении, и даже компании, изначально ни как не связанные с автомобилестроением, все же пробуют свои силы в данном направлении. Само близко приближенная компания к полностью автономной машине, считается выше упомянутая Tesla. По сути компания находится в режиме бета-теста, так как на данном этапе исключить водителя не получается, в основном из -за того, что не получается создать сто процентную безопасную систему. Но все недоработки выявляются на уже выпущенных моделях и в кротчайшие сроки устраняются. Надо полагать, что когда эксплуатируемые автомашины перестанут отправлять отчеты о багах и прочих дефектах, то следующим шагом будет полное исключения человека за рулем.
Для чего же нужен автопилот
Преимущество использования автопилота может быть неоспоримым. Мелочи, на подобии автоматической парковки, были придуманы еще до Tesla и разрекламированы по всему миру. Основными целями автопилота должны быть безопасность и комфорт.
Под комфортом можно подразумевать полное расслабление в дороге, отвлечение от напряженного управления транспортом. Вспомните хотя бы, как тяжело стоять в пробке, где постоянно приходится выдавать алгоритм: газ- тормоз. А теперь представьте себе, каково сидеть в машине, которая сама трогается вместе с потоком и сама останавливается, и все, что Вам необходимо, это указать машине, куда она должна Вас доставить. Машина сама проедет пробку (вероятно даже выстроит маршрут, по которому можно будет объехать затор), сама припаркуется и будет ждать дальнейших указаний!
Что касается безопасности, то не для кого не секрет, что компьютер всегда был и будет стремительнее в принятии решения, чем человеческая реакция. Вспомним, что стоп- сигналы на автомобили стоят не просто так, а потому, что человеческий мозг быстрее воспримет информацию, о том, что идущая впереди машина начинает тормозит при загоревших ярким светом красных огней, чем если бы сигналов не было и мозг не сразу бы воспринял то, что машина замедляет ход и он сейчас идет на сближение. Компьютер же в этом случае еще быстрее, и начать сбавлять ход он может практически мгновенно, как только датчики зафиксируют сокращение дистанции между автомашинами.
Возьмем другую ситуацию. Человек поехал на зеленый сигнал светофора, и будучи уверенным, что у него преимущество, расслабил бдительность и не заметил, как не особо одаренный мозгом водитель, летит на красный свет по перпендикулярной улице. Секунда, и мы видим страшное ДТП, возможно даже со смертельным исходом. А теперь представьте себе, что у машины стоял автопилот. Компьютер не растеряет бдительность и зафиксировав быстро приближающийся автомобиль, притормозит, избежав аварии. Что уж говорить, если бы автопилот стоял у машины, ехавшей на красный, и предположим, что компьютер в принципе не дал бы проехать машине на запрещающий сигнал светофора, и не позволил бы ей разогнаться.
Конечно же, приведенные выше примеры, относятся не только к автопилоту. Современные машины обладают бортовым компьютером, следящим за положением на дороге и помогающем водителю. Но речь идет о перспективе полного автоуправления автомобилем. Почти все сто процентов произошедших ДТП на дорогах, так или иначе связаны с человеческим фактором, и лишь малая толика случаев, связаны с техническими неисправностями авто, случившихся внезапно. Компьютер же сможет минимизировать количество ДТП. Например, по данным из доклада правительства США в 2017 году, автопилот Tesla сократил количество ДТП с участием машин данной марки на 40%. Теперь представьте себе, если автопилоты будут стоять на всех машинах, и будут они куда совершенней нынешних прототипов.
Да, опасение сбоя в электронике имеют место быть. Но техническая неисправность может случиться с любой машиной, что войдет именно в этот малый процент случаев ДТП. Если же сбой произойдет в самом программном обеспечении, то это по существу, опять же человеческий фактор, так как именно разработчики ПО не уследили за недоработкой. Но как бы цинично это не звучало: каждое ДТП, совершенной из- за несовершенства ПО, будет вносить свой вклад в развитие автопилота, так как информация о баге будет отправлена в центр, где его быстро исправят и выкатят обновление на все действующие автопилоты. С человеком же такого проделать не получится. Если водитель проехал на красный свет, нельзя это пофиксить и заставить все других водителей перестать это делать, а автопилот можно!
Думаю, основное предназначение автопилота будет дальня поездка. Как и с авиацией, где автопилот позволяет пилотам хоть немного расслабиться в дальнем перелете, так и с автомобилями. Например, дальнобойщик может хоть немного расслабиться в дальней поездке, что повысит производительность и минимизирует ДТП, случившемся из- за невнимательность, возникающей при переутомлении.
Как бы то ни было, будущее, описанной многими фантастами, неумолимо приближается, и мы стоит у самых его истоков, наблюдая за всем из первых рядов. Уже совсем скоро, мы увидим, как транспорт передвигается по дороге абсолютно без помощи человека. Одним из направлений, над которым работают в настоящий момент, это беспилотный общественный транспорт. Уже можно представлять, как электробусы без водителя и, возможно, без кондуктора будут колесить по городам, развозя его жителей с феноменальной пунктуальностью и безопасностью!
По сути, неразрешенным вопросом остается выявление ответственной стороны, если ДТП все же свершится из- за автопилота. Кто будет возмещать ущерб и отвечать по закону, владелец авто или его разработчик? Пусть этот вопрос решают в правительствах, а мы будем наблюдать и верить, что в будущем, автопилоты будут на столько совершенны, что по их вине не свершится ни одной аварии на дорогах.
Как работает автопилот в машине
У компьютера нет органов чувств в привычном для человека понимании, но все же он «видит» все, что происходит на дороге, как в прямом так и в переносном смысле, а кое в чем, его «зрение» превосходит человеческое. Разберем автопилот на примере все той же машины от Tesla.
По сути автопилот опирается на четыре элемента отслеживания дороги и ситуации на ней. GPS-трекер следит за правильным выполнением все работ других устройств, для избегания некорректных действий. Радар отслеживает другие машины вокруг транспорта, причем на данный момент, ему не помеха погодные условия, такие как ливень, туман и т.п. К тому же радар способен отследить различные объекты сквозь препятствия, например, находящимися за другой машиной. Ультразвуковые сенсоры так же предназначены для фиксации объектов вокруг машины, и к тому же они способны определить плотность данных объектов. На данный момент машины Tesla оснащены 12 такими датчиками по всему периметру машины. Камеры, в количестве 8 штук, размещенные так же по периметру машины, позволяют компьютеры отслеживать все, что происходит вокруг машины на 360°. Так же фронтальная камера определяет разметку на дороге и дорожные знаки!
Центральный компьютер анализирует все полученные данные и на их основе совершает то или иное действие. Например, двигаясь по трассе, водителю достаточно включить поворотник, что бы машина поняла, что нужно перестроиться в другую полосу движения. Но вот перестроится ли она? Вот в чем вопрос! Дело в том, что даже при команде водителя перестроиться в другой ряд, компьютер проанализирует ситуацию вокруг машины и примет решения, безопасно ли перестраиваться в данный момент. Например датчики могут зафиксировать быстрое приближения маши позади на соседнем ряду и компьютер просто откажется выполнять опасный маневр, который может привести к ДТП. Это лишь малое достоинство нынешних автопилотов, но подобных достоинств огромное множество и становится их все больше и в скором времени водителю необязательно будет давать команду на перестроение, а компьютер сам решит, нужно это или нет!
Что мы имеем по итогам
Безусловно, автопилот в машине, это совсем уже ближайшее будущее. Безопасность движения, автопилот повышает в разы. Конечно же, каждый задастся вопросом, доверится ли он бездушной машине, или все же решит сам управлять машиной. Но давайте посмотрим правде в глаза, недоверие компьютеру стоит лишь в ключе собственного авто. Каждый водитель моет заявить, что он побоится отдать управление своим транспортом компьютеру, но он не был бы против, если компьютер управлял машиной, которая только что пролетела на запрещающий сигнал светофора, или так, что только что подрезала его на трассе! Все довольно относительно, и лишь время покажет, друг нам автопилот или еще одна головная боль дорожной полиции!