6 мест, где инспектор ГИБДД не имеет права вас останавливать
Действия работников ГИБДД четко регламентировано специальным административным регламентом МВД. Там, в частности прописано, на каком основании инспектор ДПС может вас остановить и где он имеет право это сделать.
Если раньше остановить водителя для проверки документов гаишник мог только на стационарном посту, то теперь это ограничение снято. Тем более, что стационарные посты ГИБДД практически исчезли с российских дорог. В силу того, что их заменили мобильные экипажи ДПС, останавливать водителей они могут где угодно. Но всё-таки есть ограничения.
Согласно регламенту, останавливать автомобиль инспектор должен, руководствуясь Правилами дорожного движения. Таким образом, нельзя тормозить машины там, где остановка запрещена ПДД, а именно:
1. на участках дорог с недостаточной видимостью;
2. перед пересечением дорог или перед «зеброй»;
3. до и после поворота,
4. у ж\д переезда;
5. там, где дорога пошла на подъем;
6. на опасных участках трассы.
Но стражей дорог есть послабления, нельзя, конечно, но если нужно остановить автомобиль, чтобы пресечь преступление, административный проступок, предотвратить реальную угрозу жизни и здоровью, а также имуществу водителей или пешеходов, тогда можно. Кроме того, регламент разрешает остановку в запрещенных местах, когда дорожный полицейский обозначил место остановки патрульной машиной с проблесковыми маячками.
Также если инспектору необходимо остановить водителя там, где это запрещено ПДД, он обязан обеспечить безопасность движения на этом участке. Получается, что запрет весьма относительный: как говорится, нельзя, но если очень хочется, то можно.
И особенно не стоит задерживать автомобилиста, если инспектор его остановил в запрещенном месте. Регламент требует, чтобы страж дорог без промедления подошел к водителю, представился, объявил причину остановки, попросить предъявить документы и всё это делать своевременно. Правда, это правило соблюдается далеко не всегда, и водителям подчас приходится ждать, когда же инспектор подойдет. Такое поведение не приветствуется регламентом.
Могут ли ГИБДД стоять и останавливать автомобили с нарушением?
Главная функция службы полиции в России – обеспечение безопасности. В случае с ГИБДД это выявление нарушений в области дорожного движения и назначение наказаний как мера борьбы за эту безопасность. Но что, если сами сотрудники ДПС остановились в целях выявления нарушений вразрез с ПДД – к примеру, на автобусной полосе, перекрёстке или в любых местах, где парковка запрещена? Можно ли им самим так нарушать – стоять и, главное, останавливать другие автомобили, которые также вынуждены будут нарушить, выполнив законное требование сотрудника? Об этом и поговорим в статье.
Имеют ли право ГИБДД стоять с нарушением?
Нет. По состоянию на 2023 год инспекторы ДПС не могут ставить патрульную машину в запрещённых для остановки местах, равно как и нарушать другие пункты ПДД и дорожные знаки. Но. за исключением исключений, как это бывает достаточно часто.
88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев.
Эта же норма правового акта и устанавливает такие исключения. К ним относятся нижеследующие:
- ГИБДД могут стоять с нарушением и останавливать при этом автомобили, если это требуется для пресечения совершающегося в данный момент времени преступления – то есть когда требуются неотлагательные действия по такому пресечению,
- также сотрудник полиции может остановиться, к примеру, на автобусной полосе или под знаком запрета парковки, для пресечения административного нарушения – например, если он увидит, что кто-то едет без включенных дневных ходовых огней, то это уже даёт ему такое право,
- при выполнении регулировочных функций,
- когда это требуется для причинения реальной угрозы жизни, здоровью людей или их имуществу (тем же автомобилям, к примеру),
- а ещё Административный регламент даёт право стоять в запрещённых местах, если ДПС просто включит проблесковый сигнал на патрульном авто.
Обратите внимание на последний пункт из списка выше. То есть инспекторы как бы формально не могут останавливать машины в местах, где остановка запрещена по ПДД. Но в то же время фактически могут.
Кроме того, регламент указывает на то, что при необходимости остановки авто в запрещённом месте, сотрудник ГИБДД обязан принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения. А вот станет ли он виновником ДТП, которое может произойти по причине такого «жеста», вопрос спорный, так как в таком случае и водитель обязан руководствоваться ПДД, перестраиваясь и останавливаясь.
Можно ли не останавливаться в этом случае?
Несмотря на то, что водитель обязан подчиняться исключительно законным требованиям сотрудника полиции, практика 2023 года прямо говорит о том, что неостановка по требованию, которое было не совсем законным, может грозить штрафом, а иногда и задержанием с последующим административным арестом – тоже, впрочем, незаконным.
Добавить к этому то, что пункт 88 регламента фактически позволяет включить проблесковые маячки на патрульной машине, что сделает остановку на автобусной полосе, например, уже законной, то и требование об остановке является также основанным на законности.
Вообще, теме остановки транспортных средств и проверки документов приведена отдельная статья по части наличия оснований для этих действий.
Здесь лишь отметим, что в Административном кодексе есть специальная статья за неостановку по требованию со штрафом от 500 до 800 рублей по статье 12.25, части 2.
Но на практике 2023 года вас могут оформить по статье 19.3 КоАП за невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД. Это незаконно, и фактически любой судья обязан отменить такое наказание, потому как норма статьи 12.25 является более частной по отношению к 19.3. Вот яркий пример такого решения в судебной практике.
А за незаконное задержание и, тем более, арест сотрудника вообще может ждать статья 286 Уголовного кодекса. Вот ещё один пример такого дела.
Можно ли пожаловаться?
Да. Но с большой долей вероятности дело спустят до написания в ваш адрес отписки. Но правильный начальник полицейского привлечёт последнего по меньшей мере к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Этому может поспособствовать, в частности, подача жалобы не через интернет-приёмную ГИБДД, а через официальный сайт Кремля.
Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!
Многие автомобилисты полагают, что для проверки автомобиля инспектор имеет право остановить машину только на предусмотренных для этих целях стационарных постах. Но в тоже время в приказе под номером 185 нет никакой информации о том, что инспекторы могут это делать.
Где могут остановить вашу машину сотрудники ГИБДД ?!
Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.
Основаниями для проверки документов могут служить следующие факторы:
- Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
- Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
- Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.
Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:
- Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
- Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
- Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
- Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
- При необходимости организации помощи другим лицам;
- Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
- При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.
Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.
Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия ?!
Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.
Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.
Какими обязанностями и правами обладает инспектор ГИБДД ?!
При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.
Помимо прочего инспектор может попросить автомобилиста выйти из машины в следующих ситуациях:
- При подозрении на совершение ДТП;
- При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
- Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
- Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
- Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.
Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.
Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе.
Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.
В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.
Когда инспектор не имеет права останавливать водителя ?!
Мы обозначили выше то, что порядок остановки автотранспортных средств регламентирован нормами автомобильной инспекции. Согласно установленным законодательным нормам сотрудник ГИБДД не имеет права останавливать автомобили в следующих случаях:
- Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
- На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
- В области локации пешеходных коммуникаций;
- В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
- В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
- На перекрестках автомобильных дорог;
- На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
- В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.
Опять же из правил есть и исключения. Автомобильным инспекторам можно останавливать автотранспортные средства в неустановленных выше обозначенных местах, если это требуется при пресечении уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения. Потребоваться принудительная остановка может для того, чтобы урегулировать поток транспорта, когда иными методами осуществить разъезд машин не предоставляется возможным. При подаче сигнала об остановке в неустановленном месте полицейский обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности остальных водителей и пешеходов. Также он должен обратиться к водителю разъяснив ему причины возможной принудительной остановки.
Где имеет право стоять дпс
Остановка транспортного средства
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства <1>.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства <2>.
<2> Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711. Далее — «мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий».
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.
87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.
88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.
В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.
89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <1>.
90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством <2>.
<2> Пункт 223 Административного регламента.
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) <3>.
91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <4>.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
92. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица <5>, и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).
<5> Далее — «индивидуальный предприниматель».
В рапорте отражаются сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов <1>, маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ) <2>, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.
<1> Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2016 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2016 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2016 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2017 года, регистрационный N 46064).
<2> Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). Российская Федерация присоединилась к данному соглашению постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).
Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении <3>.
<3> Пункты 131 — 141 Административного регламента.
Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне), который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и (или) в отношении юридического лица.
Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и (или) в отношении должностного лица <1>.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения <2> и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
94. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанных в орган внутренних дел.
95. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:
передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;
преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.
96. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <1>, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях <2>;
<1> Статьи 18, 19, 21, 22 Федерального закона «О полиции».
<2> Часть 2 статьи 22 Федерального закона «О полиции».
посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения <3>;
<3> Часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <4>;
<4> Статьи 18, 19, 23 Федерального закона «О полиции».
посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;
посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.
Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
98. Не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении:
транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров);
автомобилей скорой медицинской помощи;
транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;
мотоциклов и мопедов.
99. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:
наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;
нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19 — 23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 Правил дорожного движения в части, касающейся сигналов регулировщика;
проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
100. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
Остановка пешехода <1>
<1> Требования подраздела относятся также к водителям транспортных средств, за исключением водителей механических транспортных средств.
101. Основаниями для предъявления сотрудником пешеходу требования об остановке являются:
обнаруженное сотрудником визуально или зафиксированное с использованием технических средств нарушение пешеходом правил дорожного движения;
необходимость привлечения его в качестве свидетеля или понятого;
необходимость временного ограничения или запрещения дорожного движения;
необходимость регулирования дорожного движения <1>.
<1> Пункты 79 — 83 Административного регламента.
102. Для предъявления пешеходу требования об остановке используются:
сигналы регулировщика, подаваемые с использованием жезла (диска с красным сигналом или световозвращателем) либо рукой, при необходимости в сочетании со свистком;
103. Остановив пешехода, сотрудник должен представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче документов, удостоверяющих его личность, а при привлечении пешехода в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации <2>.
104. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом <3>.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с положениями Административного регламента в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
105. По окончании действий, связанных с целью остановки пешехода и отсутствии оснований для выполнения иных действий, предусмотренных Административным регламентом, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение пешехода.
Проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства <4>, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства
<4> Далее — «маркировочные обозначения».
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении <5>, являются:
<5> Пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения.
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
107. Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, являются:
выявление признаков нарушения ими правил дорожного движения;
наличие повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
выявление признаков подделки документов;
наличие ориентировок либо иных данных, дающих основания подозревать этих граждан в совершении преступления, а также полагать, что они находятся в розыске;
необходимость привлечения граждан в качестве свидетелей, понятых.
(п. 107 в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
108. Основаниями для проверки у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иных документов на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности являются:
выявление признаков нарушения требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
проведение осмотра транспортного средства и груза <1>;
<1> Пункт 197 Административного регламента.
проведение досмотра транспортного средства <2>;
<2> Пункт 202 Административного регламента.
арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения <3>;
<3> Пункт 260 Административного регламента.
иные случаи, когда это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
109. Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются:
необходимость сверки маркировочных обозначений с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
110. Основаниями для проверки государственных регистрационных знаков являются:
необходимость сверки государственных регистрационных знаков с данными, указанными в регистрационных документах на транспортное средство;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
выявление внешних признаков их подделки (подложности), подделки (подложности) регистрационных документов на транспортное средство, подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
111. Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются:
обнаруженные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса;
участие транспортного средства в ДТП;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
112. При проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется визуальное исследование документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков.
В случае необходимости при проверке документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков могут применяться технические средства выявления признаков подделки, осуществляться обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам органов внутренних дел.
113. При проверке документов на перевозимый груз осуществляются действия, предусмотренные пунктом 112 Административного регламента, а также устанавливается соответствие транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу <1>.
<1> В сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства.
114. При визуальном исследовании документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков осуществляется сверка записей в документах, фотографий с фактическими данными, сопоставление записей, выявление исправлений, потертостей, повреждений, изменений маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, других признаков подделки.
115. В случае возбуждения дела об административном правонарушении либо отказа в его возбуждении обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел является обязательным.
В случае отсутствия технической возможности осуществить проверку по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел (сбой в работе автоматизированных информационных систем или интегрированных банков данных, отсутствие радио- и телефонной связи или иные технические причины) данная проверка осуществляется незамедлительно при наступлении такой возможности.
116. Обращение к централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел осуществляется сотрудником непосредственно в банки данных (при наличии технической возможности) либо путем запроса в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по имеющимся каналам связи.
(в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)
(см. текст в предыдущей редакции)
117. Технические средства выявления признаков подделки маркировочных обозначений применяются в случаях, когда визуально определены следы внешнего воздействия на маркировку, имеются признаки подделки регистрационных и иных документов, расхождения записей в них с фактическими данными, данными централизованных оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел.
118. Технические средства выявления признаков подделки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков, проверки технического состояния транспортных средств применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения таких технических средств.
119. При установлении личности участника дорожного движения выясняются данные, необходимые для возбуждения дела об административном правонарушении, проверки по централизованным оперативно-справочным и розыскным учетам органов внутренних дел.
120. Об обнаружении в ходе проверки документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, осуществлении досмотра транспортного средства <1>, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице <2>, доставлении лиц <3>, перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.
<1> Пункты 202 — 212 Административного регламента.
<2> Пункты 189 — 196 Административного регламента.
<3> Пункты 175 — 178 Административного регламента.
121. По факту обнаружения признаков преступления или лиц, находящихся в розыске, сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне).
122. В случае обнаружения в ходе проверки документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
123. При проверке документов иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудник должен учитывать, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения <4>.
<4> Статья 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
124. При управлении транспортными средствами на территории Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации <5>; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации <6>, — виза, миграционная карта;
<5> Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
<6> Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
российское национальное водительское удостоверение, а при его отсутствии — иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением <2>;
<2> Пункты 12 — 17 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации — документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства <3>;
<3> Пункт 2.2 Правил дорожного движения.
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (распечатанная на бумажном носителе информация о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа) <4> либо документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования <5>;
<4> Часть 1 статьи 32 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
<5> Статья 31 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты);
российское разрешение на проезд по территории Российской Федерации при выполнении международной автомобильной перевозки <6> и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.
<6> Приложения N 4 — N 7 к приказу Минтранса России от 14 октября 2015 г. N 302 «О реализации положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 89» (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 года, регистрационный N 40013), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 1 сентября 2016 г. N 261 (зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2016 года, регистрационный N 43845).
125. У иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и участвующих в дорожном движении в качестве пассажира транспортного средства либо пешехода, сотрудником осуществляется проверка следующих документов:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность данных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — виза, миграционная карта;
документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты).
126. Проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства производится в соответствии с пунктами 96 — 99 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов <1>.
<1> Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. N 727 (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2017 года, регистрационный N 45484).
127. По результатам проверки документов, маркировочных обозначений, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства при необходимости и наличии оснований осуществляются действия в соответствии с Административным регламентом либо иными нормативными правовыми актами МВД России, при их отсутствии участнику дорожного движения возвращаются полученные от него документы и дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства (пешехода).