Когда нужно протачивать тормозные диски
Перейти к содержимому

Когда нужно протачивать тормозные диски

  • автор:

Почему проточка тормозных дисков – деньги на ветер

Проточка тормозных дисков – весьма распространённая практика в России. Однако к ней лучше никогда не прибегать. В этой статье мы попытаемся доступным языком объяснить, почему эта операция – пустая трата денег.

Тормозные диски автомобиля – точно такие же расходники, как, к примеру, моторное масло, фильтры или те же колодки. Отличие только в том, что служат эти детали тормозной системы относительно долго. В среднем комплект дисков выдерживает две смены тормозных колодок, в отдельных случаях – даже три. Впрочем, пробег до критического их износа крайне редко достигает отметки в 100 000 км. Обычно ресурс ограничивается 60-80 тысячами.

При идеальном сценарии тормозные диски на автомобиле исправно выполняют свою функцию и постепенно истончаются до тех пор, пока толщина рабочей поверхности не достигнет определённого заложенного производителем значения. Зеркало рабочей поверхности при этом остаётся относительно ровным, без сильных волн и ржавых закраин. Однако беспроблемной эксплуатация бывает не всегда. У кого-то тормозные диски внезапно начинают коробиться: при торможении педаль отдаёт ударами в ногу, замедление автомобиля происходит с ощутимыми рывками. У других наблюдается неравномерный износ поверхности дисков, к примеру, из-за перекоса цилиндра в суппорте или из-за закисших направляющих. В обоих случаях эффективность тормозов существенно снижается, а перед автовладельцем возникает выбор – сменить тормозные диски (а заодно и колодки) на новые, или попытаться реанимировать старые детали, отдав их на проточку.

Лукавить не станем: биение на педали тормоза и руля на торможении – почти гарантированная замена тормозных дисков. Чтобы это понять, нужно вникнуть в суть проблемы. Кривыми диски становятся не просто так – для этого их нужно очень сильно перегреть или создать огромную разницу температур. Впрочем, даже при соблюдении этих условий качественные тормозные диски крайне редко становятся кривыми. Если это всё-таки случилось, есть повод обратить взор на продукцию других фирм-производителей, а не пытаться исправить изначально сомнительную деталь. Проточив диск, вы, возможно, действительно решите проблему биения, но радость будет длиться недолго. Склонный к перегреву диск опять покоробит. Как показывает практика, это происходит всего через несколько тысяч километров пробега.

Вторая причина, по которой проточка дисков – пустое занятие, заключается в том, что жизненный цикл этих изделий относительно мал. Производители чётко оговаривают предельных износ, превышать который чревато. И этот износ редко превышает всего 1 мм на каждую сторону. Только представьте, насколько это мало! Если толщина диска уменьшилась от первоначальной на 2 мм (в среднем), его место – уже не на токарном станке, а в чермете. Посмотреть предельно допустимый износ можно на торце самого диска или в документации к конкретному автомобилю. Даже при самом минимальном короблении во время проточки с него снимут ещё 0,2-0,4 мм. А диск, напомним, и без того был с выработкой. На выходе клиент обычно получает деталь, предельно близкую к моменту утилизации.

Тормозные диски: менять или протачивать?

В нашей стране очень популярна проточка тормозных дисков, позволяющая устранить поверхностные дефекты. Многие водители считают, что это поможет сэкономить на покупке новых дисков. Так ли это на самом деле? Рассказываем, на что надо обратить внимание при проточке дисков и чего следует опасаться.

Какие проблемы можно решить проточкой дисков

В ряде случаев проточка тормозных дисков действительно может стать более экономичным вариантом, нежели покупка нового диска. Например, с помощью проточки можно решить проблему биения дисков, из-за чего при торможении возникает вибрация. Эта проблема может возникать вследствие деформации от перегрева диска или его коррозии.

Также проточка бывает полезна при появлении у диска так называемой разнотолщинности (DTV) – в этом случае в момент торможения на педаль тормоза передаются удары, водитель их хорошо ощущает. Либо просто идет прерывистое торможение. Подобные нежелательные эффекты происходят, опять же, из-за коррозии или деформации диска, либо из-за переноса части материала с колодок на диск. Еще проточку делают, когда на диске появляются бороздки от колодок. Этот дефект, как правило, не приводит к снижению эффективности торможения, но сильно портит внешний вид диска. Если же колодки меняются на новые, то такой диск потребует их более долгой приработки, плюс возможно появление посторонних шумов.

А вот когда на дисках появляются зоны перегрева — так называемые «горячие точки» (hot spots), устранить проблему проточкой довольно сложно. Суть в том, что такой тормозной диск может иметь идеальную геометрию в холодном состоянии, но деформироваться при торможении на высоких скоростях. Кроме того, на некоторых участках диска его материал из «обычного» чугуна превращается в намного более твердый цементит или мартенсит. Не всякий резец для проточки способен устранить эти очень твердые зоны. Поэтому в таких случаях придется произвести замену диска.

Способы проточки

Проточка диска может быть произведена двумя способами. Самый распространенный – когда тормозной диск с помощью специального переносного оборудования точится прямо на автомобиле, на своей родной ступице. Тогда он становится идеально ровным относительно оси машины.

Второй способ – проточка снятого с автомобиля диска на стенде или токарном станке. Это ювелирная работа, с точностью до сотых долей миллиметра, однако не столь совершенная в плане «подгонки» к оси автомобиля. Чтобы было понятно, какие там измерения, скажем, что разнотолщинность диска – это разница отклонения толщины рабочего кольца в 0,01 мм. А торцевое биение рабочего кольца не должно превышать 0,05 мм. Это значит, что станок для проточки диска должен обеспечивать точность работ в пределах данных величин. Только в этом случае после проточки на стенде диск будет как с завода, только немного тоньше.

Иными словами, в первом случае мы получим более «кривой» диск, но идеальный для вашего авто. А во втором случае – безупречно ровный диск, но, возможно, не идеальный для вашего авто. Поэтому если вы не собираетесь этот диск ставить на другой автомобиль, либо менять его положение на ступице, можете спокойно протачивать его первым способом.

Инспекция ступицы

Даже самый ровный в мире тормозной диск не поможет, если со ступицей, на которой он устанавливается, не все в порядке. По нашим оценкам, значение биения ступицы не должно превышать 0,03 мм. В противном случае протачивать диск необходимо непосредственно на ступице, только таким образом можно будет компенсировать итоговое биение установленного диска.

И конечно, перед измерением, а также перед установкой нового тормозного диска ступица должна быть предельно тщательно очищена от грязи и ржавчины – до чистого металла!

Ступица колеса до проведения её очистки В таком состоянии должна быть ступица перед установкой нового тормозного диска

Не забываем про шероховатость

Среди автолюбителей возникает много споров относительно гладкости поверхности дисков после проточки. Самый идеальный вариант – использовать при проточке спецификации производителя конкретного автомобиля. Если же такая информация недоступна, можно воспользоваться значением максимально допустимой шероховатости по спецификации Nisshinbo: она не должна превышать Ra 3,2 (Ra – параметр шероховатости профиля, показывает среднеарифметическое отклонение профиля)

Оценка толщины диска

Перед проточкой диска нужно оценить его толщину и сколько ему осталось до минимально допустимого значения. Мастер, осуществляющий проточку диска, должен четко понимать, сколько он своей работой снимет металла. Нередко мастера пренебрегают допустимыми параметрами, из-за чего после проточки диск доходит до минимального значения допустимой толщины или даже тоньше, что недопустимо. Это означает выброшенные на ветер деньги автовладельца. Обязательно учитывайте значение минимальной толщины тормозного диска, установленное автопроизводителем! Также информацию об этом параметре можно найти в фирменном онлайн-каталоге Nisshinbo в описании к каждому диску.

Если после проточки диск будет слишком тонким, это может вызвать перегрев диска и колодок, потеряется эффективность торможения. При нагреве с большей вероятностью будут возникать его деформации, вплоть до мелких волн, повторяющих рисунок вентиляционных каналов. Может появится скрип при торможении. Но самая большая опасность – возникновение на диске трещин, что может однажды повлечь его разрушение при торможении. Поэтому к проточке дисков надо относится очень серьезно, с соблюдением всех требований. Излишняя экономия может привести к серьезным последствиям, а ведь на кону стоит ваша безопасность!

Проточка тормозных дисков

Для чего делается обточка тормозных дисков, какие у этого решения преимущества и недостатки. Что нужно знать об устранении дефектов, биения, какие способы восстановления поверхности существуют. Об этом и не только читайте в нашей статье.

От чего зависит срок службы тормозных дисков

Сколько продлится эксплуатация дисков, зависит от стиля вождения, а также следующих факторов:

  • технического состояния суппортов, ступицы;
  • материала, из которого изготовлена деталь: чугун, нержавеющая сталь, углеволокно;
  • насколько равномерно колодки прилегают к дискам;
  • материала, из которого изготовлены колодки. Керамика снижает интенсивность износа дисков.

Детали проходят от 60 000 до 80 000 км пробега. Срок их эксплуатации определяется производителем автомобиля с учетом его массы, характеристик двигателя. В среднем, они выдерживают 3 замены колодок.

Важно! Проверяйте не только толщину, но и их поверхность на предмет повреждений: сколов, трещин, борозд, коробления, задиров.

Зачем протачивают тормозные диски

Изображение 1. Проточка тормозных дисков: для чего нужна

Проточка дисков убирает неровности. Она делается, чтобы колодка равномерно прилегала по всей поверхности. Снятие слоя металла целесообразно, если поверхность повреждена коррозией. Ржавчина появляется, когда автомобиль долго стоит, ездит на короткие дистанции. Она работает как абразив, ускоряет износ колодок.

Шлифовка избавляет от неравномерного износа, к которому приводят следующие неисправности:

  • перекос колодки в суппорте;
  • закисание направляющей;
  • интенсивности эксплуатации.

Проточкой убираются бурты – выступающие кромки, за которые цепляются колодки. Они образуются из-за интенсивной, длительной эксплуатации авто.

Попадание мелких камней под колодки приводят к выработке металла, образованию борозд. Из-за этого увеличивается тормозной путь. Избавляет от борозд шлифовка тормозных дисков.

Еще одна причина шлифовки – коробление, деформация формы из-за резкого перепада температур. Это случается, когда автомобиль проезжает лужу после резкого торможения. Геометрия нарушается, если после их перегрева в результате резкого торможения автомобиль ставится на стоянку. Потоки воздуха не охлаждают металл, что приводит к появлению биения. О проблеме сообщает вибрация, которая передается в руль или педаль тормоза.

Иногда проточка тормозных дисков не помогает устранить биение. В шлифовке нет смысла, если металл деформируется при нагреве. Причиной изменения формы становятся зоны перегрева, где меняются физические свойства чугуна или стали.

Кроме того, проточка тормозного диска экономит деньги на покупке оригинального. Дешевые аналоги с помощью шлифовки доводят до нужной толщины. Но такое решение сокращает срок эксплуатации. Услуга по устранению деформаций, дефектов проточкой востребована у тех, кто занимается продажей автомобилей с пробегом.

Что важно знать, перед тем как протачивать диски

Эти детали зачастую изготавливаются из чугуна. При резком перепаде температур меняются его физические характеристики: твердость, объем. Перестраивается и кристаллическая решетка. Поэтому после проточки металл через некоторое время поведет под воздействием температуры. Восстановление ровной поверхности, устранение дефектов в этом случае – временное решение.

Образование зон перегрева усложняет расточку тормозных дисков даже при достаточной их толщине. Причина – превращение чугуна в цементит или мартенсит. Они отличаются твердостью, поэтому часто резцы не могут их срезать. Повышается риск поломки режущего инструмента. Для проточки в этом случае используют резцы повышенной твердости, которые стоят дорого.

Работа по устранению дефектов начинается с проверки остаточной толщины, величины биения, степень разрушения поверхности коррозией. Также важно знать следующее:

  • проточенные детали менее устойчивы к нагрузке, поэтому нужно избегать резких торможений;
  • протачиваются оба диска оси и в случае, когда поврежден, деформирован один;
  • после шлифовки нельзя ставить старые колодки. Они обязательно меняются на новые;
  • механическое устранение дефектов может не решить проблему или устранить ее на некоторое время.

Толщина металла после обработки должна остаться в пределах рекомендуемых производителем допусков по толщине. Они указаны на детали, в технической документации автомобиля.

При проходках резцами могут проявляться внутренние дефекты металла, такие как раковины. Это темные пятна или трещины. Дефект характерен для поверхностей, которые прилегают к ступице. Повреждения проявляются часто на моделях с большими отверстиями. При проявлении внутренних дефектов нужна замена деталей на новые. Устанавливать поврежденные нельзя.

Стоит ли протачивать тормозные диски

Изображение 2. Стоит ли протачивать тормозные диски

Эксперты рекомендуют восстановление тормозных дисков проточкой для устранения борозд, которые появляются из-за неравномерного износа колодок, попадания загрязнения, камней. Выравнивание поверхности в этом случае дает следующие эффекты:

  • устраняются неприятные звуки – скрипы, которые появляются при торможении;
  • улучшается внешний вид;
  • новая колодка прирабатывается быстрее.

Нельзя точить слишком тонкий металл. При обработке они нагреются, что приведет к изменению физических свойств. Это повышает риск деформации при дальнейшей эксплуатации, ускоряет износ тормозных колодок.

Целесообразность механической обработки дисков зависит от степени их износа, имеющихся повреждений. Чтобы тормозная система работала эффективно, лучше установить новые. Не стоит протачивать диски автомобилей, на которые установлены мощные двигатели. Высокая динамика повышает вероятность резкого торможения и перегрева. Это тот случай, когда замена лучше. Не стоит тратить время, деньги, если на поверхности металла образовались глубокие борозды.

Как протачивать тормозные диски на ступице

Для проточки дисков без снятия, выполните следующие действия:

  1. Снимите колесо.
  2. Отсоедините суппорт.
  3. Очистите деталь от загрязнения, ржавчины металлической щеткой, которая установлена на дрель или болгарку. Шлифуется внешняя и базовая (внутренняя) поверхность, по которой выставляется торцевое биение. Удалять ржавчину нужно, чтобы уменьшить погрешность биения.
  4. Замерьте толщину металла, просчитайте, какой она будет после проточки, сравните со значениями, рекомендованными производителем.
  5. Проверьте ступичный подшипник, при наличии люфта, замените его.
  6. Определите степень биения с помощью часового индикатора, закрепленного на кронштейне. Проточка делается, если биение превышает 0,05 мкм.
  7. Зафиксируйте специальный станок там, где крепится суппорт. Он протачивает поверхности резцами с двух сторон. Деталь вращает электрический привод. Первый прогон делается без снятия стружки для настройки станка. Резцы устанавливаются в нужном положении автоматически.
  8. Производите равномерное снятие металла. Сделайте несколько проходов до восстановления поверхности, полного устранения повреждений.

Этот способ удобен, экономит время на демонтаже дисков, но требует покупки специального станка. Еще один плюс – не нужно выставлять их положение, так как они не снимаются со ступицы. Но обработанные таким способом диски нельзя ставить на другие ступицы, так как нарушится их положение. Поэтому перед шлифовкой нужно проверить ступичный подшипник, при необходимости заменить его.

Как протачивать тормозные диски на токарном станке

Для проточки снятых тормозных дисков, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Убедиться, что проблема не в ступице.
  2. Очистить поверхность от ржавчины и загрязнения для повышения точности проточки. Если коррозия проникла глубоко, то проходка резцами не поможет.
  3. Выставить диск ровно с использованием оправки, которая по размерам совпадает со ступицей.
  4. Ремонт начинается со среза буртиков. Затем делаются проходки по поверхности.

Важно! Металл протачивается одновременно с двух сторон. Если сделать это с одной стороны, то выставить его точно для проточки второй будет сложно.

Некоторые мастера снимают слой металла не только с поверхностей, прилегающих к колодкам, но и с той, которая прижимается к ступице. Причина – биение в районе отверстий.

Как проточить тормозные диски в домашних условиях

В гараже, с использованием слесарного инструмента проточку тормозных дисков своими руками делать нельзя. Наждачная бумага, напильник, шлифовальная машина очистят от ржавчины, устранят дефекты, но нарушат геометрию. Это увеличит тормозной путь, снизит безопасность эксплуатации автомобиля. Использование перечисленных средств для шлифовки сделает диск блестящим, но не устранит повреждения.

Важно! Без токарного станка, специального инструмента, опыта в механической обработке металла устранить биение, повреждения не получится.

Хороший способ устранения дефектов – обратиться к опытному мастеру, если начали появляться признаки проблем. При сильном износе, лучше их заменить. Не делайте шлифовку подручными средствами без опыта.

Зачем и когда нужно протачивать тормозные диски: признаки износа

Тормозной диск — это главный компонент тормозной системы, благодаря которому автомобиль или другое ТС приостанавливается или полностью прекращает движение.

Тормозная система включает в себя тормозной диск или ротор, который располагается на автомобильной оси и суппорт, внутри которого установлена пара неподвижных тормозных колодок. Колодки давят на диск с обеих сторон, чем создают трение и последующую остановку автомобиля.

Тормозные диски производят двух видов: обычные вентилируемые диски (гладкие) и перфорированные (с доп. отверстиями).

Только налаженная деятельность тормозных дисков, геометрия которых не нарушена, дает возможность уменьшить тормозной путь и свести на нет появление вибрационных воздействий на руль и на педаль тормоза в автомобиле.

Чтобы работа тормозных дисков была максимально эффективной и безопасной, следует периодически делать услугу проверка тормозных дисков, чтобы не упустить тот момент, когда тормоз неисправен и может стать причиной негативных последствий для водителя. В зависимости от поломок, проводится как замена тормозных дисков, так и проточка тормозных дисков.

Кривые диски в отличие от ровных заметно удлиняют тормозной путь автомобиля. Например, при движении машины в 120 км/ч, тормозной путь с деформированными дисками увеличится на 10–20 метров. Хоть в этом варианте мы говорим о довольно высокой скорости, разница весьма значительная. Если брать езду по городу, конечно разница будет не такая большая, но иногда чтобы избежать ДТП, чрезмерную значимость приобретает любой сохраненный метр пути.

К тому же, у большей части машин имеется Антиблокировочная система (АБС), Противобуксовочная система (ПБС) и система динамической стабилизации. В указанных системах взаимодействуют между собой тормозной диск и колодка, пара которая подтормаживает одно или другое колесо во время разгона, при торможении, при заносе.

Деятельность вышеуказанных систем предполагает правильное техсостояние тормозных дисков и колодок. Ежели тормозная система утрачивает эффективность, то эффективность тех значимых систем так же падает. Работоспособность становится жесткой, нечеткой или полностью прекращается.

Во время трения, износу подвергаются как диск, так и колодка. Но, изношенные тормозные диски приведут к быстрейшему стиранию колодок, нежели новые тормозные диски. Допустим, изготовитель заявил, что нужно менять колодки через 40–50 тыс. километров, а замена потребуется через 10, то есть интервал замены тормозных колодок уменьшится.

Замена колодок без проточки тормозных дисков послужит тому, что машина будет слабо тормозить. Это происходит вследствие того, что поверхность колодок гладкая, а дисков шероховатая и неровная. Причем пока первые не притрутся — торможение не улучшится. Проточка либо замена тормозных дисков необходима когда геометрия будет нарушена. Преимущественно замена тормозных дисков происходит после 80 тыс. км. Но точнее срок указан в техдокументации отдельной модели авто.

Признаки износа тормозных дисков

Износ тормозных колодок равно как износ тормозных дисков предопределяется в то время пока автомобиль едет и при внешнем контроле открученного колеса.

Когда вибрирует педаль тормоза при торможении и автомобиль в целом — это основной показатель проблем с системой тормозов. Как определить износ тормозных колодок в движении описано ниже:

  • если при резком торможении слышатся странные звуки (скрип, треск, дребезжание и др.) значит тормозные колодки затрагивают тормозной диск и способствуют его износу. Также это может случиться когда колодка и диск не подходят друг другу, или тормозные колодки произведены из низкого качества материалов,
  • если нажимать на педаль тормоза очень мягко, образуются провалы или наоборот блокируется, это говорит о чрезмерном износе тормозных колодок,
  • долгий тормозной путь,
  • горит датчик износа тормозных колодок на панели приборов в авто, который сообщает о необходимой замене,
  • если придавливая педаль тормоза происходит блокирование одного либо пары колес, значит тормозные диски имеют задиры. Необходима проточка либо замена дисков и колодок,
  • когда машину на большой скорости при нажатии на тормоз уводит в стороны/крутит на сухом пути,
  • перемены на этапах торможения и биение руля — деформация тормозного диска в процессе,
  • вибрирование и визжание тормозов означает усиленный износ накладок на тормозных колодках, износ тормозных барабанов или появление задир на тормозных дисках,
  • недоступность обратного хода педали тормоза свидетельствует о пригорании колодок к дискам, полное отсутствие торможения,
  • уровень тормозной жидкости ниже обычного.

Индикатор износа тормозных дисков когда колесо снято:

  • синюшная поверхность диска говорит о процессе окисления,
  • трещины, впадины, бугры и др. неровности на диске являются нешуточной поломкой. Если не произвести ремонт/замену дисков, то случится полное разрушение тормозной системы, за которой последует ее дорогой ремонт,
  • если при прокручивании диска, обороты получаются овальные, присутствует коробление диска. Также округлость тормозного барабана хорошо определяется по протектору шин, на это указывает неровный износ рисунка.

Все вышеописанные признаки являются непрямыми. Допустимая выработка тормозного диска определяется измерением толщины и степени износа.

Во избежание появления данных признаков, приобретайте только высококачественные тормозные диски и другие составляющие тормозной системы, а также регулярно проходите ТО автомобиля — особое внимание уделяя состоянию подвески и тормозной системы. Исправные тормоза это безопасность Вас и Ваших пассажиров.

Когда нужно протачивать тормозные диски

Проблемы с тормозной системой довольно часто появляются у автомобилистов, и самое неприятное, что их сложно обнаружить вовремя. В итоге приходится делать срочный ремонт, который обходится намного дороже чем того хотелось бы.

Проточить тормозные диски своими руками реально, проточка позволит не менять тормозные диски на новые, к тому же существенно сохранит бюджет. Но лучше будет доверить эту услугу профессионалам, тормозная система ошибок не терпит.

Перед тем, как начать протачивание тормозных дисков, нужно убедиться, что дискам вообще этот ремонт необходим. Имеются некоторые поломки, при наличии которых ремонт бессмыслен и тогда нужна замена тормозных дисков. К ним относятся сильные трещины и сколы в основании тормозных дисков. Они вызывают большую опасность для водителя, ведь диск может в скором времени разрушиться, что приведет к заклиниванию колеса или в худшем варианте откажут тормоза.

А вот не очень глубокие трещины можно проточить, разумеется по окончанию также делается диагностика тормозной системы.

Осмотрительно нужно делать ремонт тормозных дисков, у которых толщина, заявленная изготовителем минимальная. Ввиду того, что толщина тормозных дисков небольшая, и такой диск будет нагреваться до максимального значения быстрее, важно не упустить момент нужной температуры. Если значение будет превышено — эффективность работы тормозов будет снижена.

Поэтому перед тем как проточить тормозные диски, вначале определяется толщина, какая получится на выходе после проведенного ремонта по проточке. Допустимая толщина тормозных дисков — без вентиляции (0,8–0,9 см), с вентиляцией — до 0,5–0,6 см.

Когда эти условия выполняются, совершается проточка тормозных дисков на токарном станке.

После того, как сделана проточка, машину желательно использовать в щадящем режиме. Автомобиль первые 50 километров не должен применять резкое торможение, во время и после дождя следует водить авто потише, избегать попадания в глубокие лужи.

Если пренебрегать назначениям, тормозной диск скоро деформируется и восстановление тормозных дисков придется делать заново. Ко всем действиям, связанным с ремонтом машины, нужно подходить не спеша и с особой ответственностью.

Читайте так же нашу новую статью о том, когда и как менять тормозные диски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *