Вопрос: Что считается пересечением сплошной линии, выездом на полосу встречного движения: зеркало автомобиля находится на полосе встречного движения; одно из колес находится на полосе встречного движения; автомобиль целиком находится на полосе встречного движения? Что подразумевает понятие "выезд на полосу встречного движения" — выезд всего автомобиля за полосу встречного движения или только его части? Есть ли какой-то регламент? (Правовед.RU, декабрь 2016 г.)
Что считается пересечением сплошной линии, выездом на полосу встречного движения: зеркало автомобиля находится на полосе встречного движения; одно из колес находится на полосе встречного движения; автомобиль целиком находится на полосе встречного движения? Что подразумевает понятие «выезд на полосу встречного движения» — выезд всего автомобиля за полосу встречного движения или только его части? Есть ли какой-то регламент?
Статья 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает следующее.
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.
Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
Таким образом, если водитель пересек сплошную линию при объезде препятствия — это менее тяжелое нарушение, за него штраф — от 1000 до 1500 руб. Если просто выехал на полосу встречного движения — это более серьезное нарушение, оно может повлечь за собой штраф 5000 руб. или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Пленум Верховного Суда в постановлении от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» говорит следующее.
По ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи.
Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:
— на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ;
— на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 ПДД);
— запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (п. 11.4 ПДД);
— запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абз. 8 п. 15.3 ПДД);
— запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (п. 9.6 ПДД);
— поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей ТС не оказалось на стороне встречного движения (п. 8.6 ПДД).
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и/или дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».
Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех ТС, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными ТС при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, п. 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных ТС не может быть квалифицирован по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:
— в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку, согласно п. 1 Приложения N 2 к ПДД, при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;
— водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон ТС, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного ТС к тихоходным ТС. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного ТС, не установившего на этом ТС соответствующий опознавательный знак в нарушение требований п. 8 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического ТС, двигавшегося со скоростью не более 30 км/ч, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным ТС, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
На практике выездом на полосу встречного движения считается не пересечение зеркалом, а пересечение полосы колесами автомобиля, т.е. достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на полосе встречного движения.
Вообще, регламентирующего документа о том, какими частями можно пересекать сплошную линию, а какими — нельзя, не существует. При фиксации движения автоматически камерами постановления выносятся при пересечении сплошной линии любой частью автомобиля. То же самое происходит и при фиксации пересечения стоп-линии. На практике не известны случаи, чтобы кто-то мог успешно оспорить такие постановления.
Суды выносят, примерно, такие решения.
Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 03.09.2014 N 4а-765/2014: «В жалобе защитник Г. просит переквалифицировать действия У. на ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 500 руб., поскольку он только частью корпуса автомобиля пересек сплошную линию дорожной разметки, объехав ТС.
Доводы жалобы о том, что У. совершил объезд впереди идущего ТС без выезда на встречную полосу, опровергается вышеприведенными доказательствами. Кроме того, из схемы места совершения административного правонарушения, подписанной У. без высказывания возражений в части отображенной на ней организации дорожного движения, следует, что ширина проезжей части составляет 7 м, в связи с чем объезд попутного транспорта без выезда на полосу встречного движения невозможен.
Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены постановления о назначении административного наказания не имеется».
Постановление Оренбургского областного суда от 18.01.2013 N 4а-21/2013: «Основной довод жалобы сводится к тому, что Е. приступил к началу маневра обгона двух движущихся в попутном направлении ТС на участке дороги, где нанесена прерывистая линия разметки. Завершение маневра обгона было выполнено в зоне действия знака 3.20, на участке дороги, где уже началась сплошная линия разметки. При этом Е., совершая маневр обгона, не выезжал на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, только наехал на сплошную линию разметки.
Оснований для юридической оценки действий Е. по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований дорожных знаков или дорожной разметки, не имеется. Часть 4 ст. 12.15 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, в связи с чем выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, при наличии дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» и дорожной разметки 1.1, является нарушением их требований, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. При таких обстоятельствах действия Е. не подлежат переквалификации с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ на ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ».
Заезд на сплошную линию разметки колесами не считается выездом на полосу встречного движения, а вот пересечение сплошной линии разметки колесами автомобиля уже является оконченным правонарушением (ст. 12.15 КоАП РФ).
Зеркала не относятся к габаритам автомобиля, поэтому если на встречной полосе движения находится зеркало, то это не образует состава правонарушения.
Если буквально читать ПДД, то под «выездом» из занимаемой полосы понимается выезд всего автомобиля, а не его части. Но не трудно представить себе, например, «камаз», который движется по встречной полосе практически всеми габаритами, за исключением правых колес. Ни один судья не квалифицирует это правонарушение по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ. Поэтому — сложилась практика, согласно которой под «выездом» следует понимать нахождение части автомобиля на встречной полосе.
«Перестроение» — это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение ТС должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
«Обгон» — это опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей ТС не оказалось на стороне встречного движения.
Таким образом, четкого регламента нет — нахождение части автомобиля за сплошной линией признается ее пересечением. Какой именно части, насколько вылез автомобиль — критериев нет. Так трактуются ПДД, и никто с этим не спорит. Камеры, которые фиксируют выезд на «встречку», настроены так, что срабатывают при пересечении «встречки» частью автомобиля, а не всем его корпусом. Это рождает казусы, вроде зафиксированного камерой нарушения в виде пересечения встречной полосы тенью автомобиля. В случае отсутствия четкой регламентации каких-то случаев руководствуются разъяснениями Верховного Суда. Если, например, массово начнут оспаривать такие постановления и аргументировать, что «выезд» — это пересечение линии всем автомобилем, вполне возможно, что Верховный Суд сделает разъяснения конкретно по этому поводу.
Определение выезда на встречную полосу по ПДД и другим статьям закона
Выезд на встречную полосу движения – опасное и непредсказуемое нарушение правил, ведь когда два автомобиля двигаются навстречу, скорость удваивается и времени на принятие решения остается намного меньше. Наиболее громкие ДТП связаны именно со столкновениями на встречной полосе. Учитывая этот факт, не вызывает сомнений правильность отнесения такого нарушения правил к наиболее опасной группе правонарушений, за совершение которых водитель уплатит значительный штраф, а в более серьезных случаях — лишится права управления ТС.
Полоса встречного движения
Прежде чем рассматривать случаи выезда на встречку, необходимо дать определение выезду на встречную полосу. Регулируют данный вопрос Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» . Пункт 1.2 Правил посвящен определению значения терминов и понятий, которые встречаются в тексте и должны пониматься всеми однозначно, чтобы не допустить отклонений от их первоначального значения. В этом пункте отмечено, что полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, что считать выездом на встречную полосу, но установить это несложно из общего смысла Правил. Что такое «полоса движения» мы выяснили, теперь с языковой точки зрения не сложно установить, что полоса встречного движения – полоса, по которой движение осуществляется «навстречу». Также к разрешению этого вопроса можно привлечь п. 1.4 Правил , где сказано, что движение в РФ осуществляется по правой стороне.
Подведем итог. Официального определения, что считать выездом на полосу встречного движения, закон не содержит, но содержит критерии определения. На их основе можно сформулировать определение: полоса встречного движения – полоса движения, с разметкой или без, расположенная слева от всех полос попутного направления, движение по которой осуществляется в направлении, противоположном направлению движения водителя.
Обратите внимание, из определения полосы движения следует, что отсутствие разметки не делает проезжую часть однополосной. Некоторые недобросовестные водители думают, что если разметки нет, по такой дороге можно ездить как угодно. На практике же складывается так, что выезд на «встречку» будет считаться произошедшим, даже если дорога визуально не делится на полосы. В бытовом лексиконе часто можно встретить фразу «пересечь сплошную» в значении выезда на полосу встречного движения, но если разобраться, выяснится, что это не всегда то же самое.
Разрешенный и запрещенный выезд на встречную полосу
Правила дорожного движения предусматривают как разрешенный, так и запрещенный выезд на встречную полосу. Это означает, что иногда даже пересечение сплошной линии является законным и не предполагает административной ответственности.
Случаи, когда выезд на полосу встречного движения разрешен
Наказание за выезд на встречную полосу не всегда квалифицируется по указанным выше статьям. Совершение маневра по объезду объекта, мешающего движению, грозит водителю штрафом на выезд на встречную полосу в размере от 1000 до 1500 рублей и квалифицируется как «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» по пункту 2 статьи 12.16 КоАП .
- на неширокой дороге с разметкой и знаками, не препятствующими выезду на встречную полосу, с целью выполнения обгона;
- объезд аварии, провала на дороге или других препятствий по встречной полосе, когда объезд по своей полосе невозможен;
- поворот на дороге, размеченной на три полосы, при отсутствии запрещающих знаков;
- обгон в месте перехода прерывистой линии в сплошную;
- выезд на полосу движения, встречного для водителя, с целью избежать аварии (сотрудник ГИБДД выносит устное предупреждение).
Случаи, когда выезд на полосу встречного движения запрещен
Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.
Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:
Выезд на полосу встречного движения связан с разными причинами:
- При объезде препятствия;
- По другим причинам.
Выезд на полосу встречного движения как злостное нарушение
Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:
Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет
Выезд на встречную полосу — серьезное нарушение, которое чаще всего наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев либо до 12 месяцев, если совершается повторно в течение года. Штрафом в размере 5000 руб. дело ограничивается, только если нарушение зафиксировано камерой (либо в редких случаях по решению суда). При этом есть масса ситуаций, когда выезд на встречку квалифицируется по другим статьям либо вообще не подразумевает нарушения.
В большинстве ситуаций, когда это запрещено, выезд на встречку подразумевает лишение прав, объясняет автоюрист Сергей Смирнов. Это касается движения по встречной полосе, обгона через сплошную линию разметки, выезда на трамвайную полосу встречного направления, а также движения по односторонней дороге в противоположном направлении. Причем езда задом по односторонней дороге тоже квалифицируется как движение по встречной полосе с теми же последствиями.
На дорогах, где в одном направлении организовано движение автомобилей, а в другом — маршрутного транспорта, действуют те же самые правила. Выезд на полосу, предназначенную для встречного автобуса, подразумевает лишение прав, причем одновременно водителя можно наказать и за движение по полосе для общественного транспорта. А вот если выехать на сторону дороги для движения маршрутного транспорта, но в попутном направлении, прав не лишат. Это действие равносильно выезду на обычную выделенку со штрафом 1500 руб. или 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге.
Существует целый набор типичных ошибок, когда при повороте налево водитель может лишиться прав. Все они так или иначе связаны с выездом на встречную полосу, поэтому и квалифицируются соответствующим образом. Первый вариант — срезка траектории, когда автомобиль при повороте попадает в нужную полосу, предварительно зацепив встречную. Второй — слишком ранний поворот, когда машина начинает маневр, уже находясь на встречной, например при объезде стоящего на светофоре автомобиля. Большой ошибкой также является разворот на перекрестке через полосу встречного, а не попутного движения, что тоже грозит лишением прав.
Российские ПДД разрешают совершать обгон на перекрестке только при движении по главной дороге и при условии, что разметка и знаки позволяют такие маневры. Во всех иных ситуациях обгон запрещен — это касается движения и по второстепенной дороге, и на перекрестке, который регулируется светофором либо инспектором ГИБДД. Обгон в такой ситуации однозначно трактуется как запрещенный выезд на встречную полосу с последующим лишением прав.
Легальный обгон, который был завершен после окончания прерывистой линии разметки, тоже трактуется как незаконный выезд на встречную полосу. «Многие водители пытались судиться, объясняя, что выехали на встречку, когда это было разрешено. Но Верховный суд разъяснил, что перед началом обгона водитель должен убедиться, что успеет завершить маневр по правилам», — добавляет Сергей Смирнов. Это решение юрист считает логичным, так как сплошная линия появляется уже там, где нахождение на встречной полосе является опасным.
Правила не регламентируют, что именно считать выездом на встречную. «Установлено наказание именно за факт выезда, поэтому формально выездом считается попадание на встречную полосу любой части автомобиля, даже если это половина колеса», — объясняет юрист. Идея в том, добавляет Смирнов, что теоретически даже половины колеса достаточно для тяжелой аварии, если выступающая часть автомобиля на скорости столкнется с встречной машиной, которая по праву будет находиться на своей полосе.
Прерывистая разметка вполне может соседствовать с запрещающим обгон знаком, и в этой ситуации выезд на встречную полосу запрещен. Однако Сергей Смирнов уточняет, что на дорогах такая комбинация встречается редко: «Такое бывает, если выставлен временный знак запрета обгона, например в зоне ремонтных работ. И нарушение в этом случае, разумеется, грозит лишением прав». С другой стороны, под знаком запрета обгона может находиться табличка начала действия знака, добавляет юрист: «Под знаком стоит табличка, которая говорит о том, что через 500 метров обгон будет запрещен. Но многие не разбираются и думают, что обгон запрещен уже с этого места, поэтому боятся выходить на встречную».
Более серьезное наказание за две сплошных не более чем миф. Закон не делает разницы между пересечением одинарной или двойной линий разметки. «Одинарная разметка рисуется обычно там, где на дороге есть только две полосы для движения, а двойная — там, где их как минимум четыре. Нет никакой разницы, выехали вы на встречку через одинарную или двойную линии — наказание будет одинаково строгим», — объясняет Смирнов.
Кроме перечисленных выше случаев с явным движением по встречной полосе, сами по себе маневры поворота и разворота через сплошную линию являются более мягкими нарушениями и не наказываются лишением прав. Такие маневры описываются частью 2 ст. 12.16 КоАП и наказываются лишь штрафом от 1000 до 1500 рублей.
Разворот на перекрестке с пересечением односторонней дороги вообще не является нарушением, хотя водитель в момент маневра кратковременно движется во встречном направлении. Сергей Смирнов полагает, что это слишком лояльный подход: «По логике это столь же опасное нарушение, потому что не важно, в результате чего автомобиль оказывается на встречке и создает там опасность — просто едет, поворачивает или разворачивается».
Заезды на АЗС, парковку магазина или другую территорию, которая не относится к дорожной сети, часто бывают организованы по схеме одностороннего движения: въезд с одной стороны, выезд — с другой. При этом оба обозначены знаками направления движения и «кирпичами» с неверных сторон. Однако нарушение порядка проезда на прилегающих территориях квалифицируется по-другому. Даже если водитель выехал с заправки под запрещающий знак через въезд, ему могут выписать только предупреждение или штраф 500 руб. по части 1 ст. 12.16 КоАП.
Правила позволяют обгонять тихоходные транспортные средства, которые едут не быстрее 30 км/ч в зоне действия знака «Обгон запрещен», причем тихоход должен быть обозначен красным треугольником с желтой окантовкой. Но стоит иметь в виду, что обгон разрешается при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Раньше дозволялось обгонять тихоходов и через сплошную, но с 2017 года это запрещено, замечает Сергей Смирнов: «Это всегда был очень спорный момент, но несколько лет назад в правила внесли уточнение: сплошную линию разметки 1.1 пересекать запрещено во всех случаях».
Современные ПДД трактуют обгон как маневр опережения попутного транспорта, связанный с выездом на полосу встречного движения. Объезд машины без выезда на встречку является опережением и не запрещается знаком «Обгон запрещен». То есть можно легально опередить медленный грузовик, который прижался правее или даже съехал на обочину. Другое дело, что выезд на обочину для тихохода может обернуться штрафом за езду по обочине, но во многих местах две машины вполне умещаются в пределах одной обозначенной полосы.
Разъяснение, когда выезд на встречную полосу разрешен
С тех пор, как за выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения ввели ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, вопросы о встречной полосе стали появляться значительно чаще. И огромная практика по лишениям, и
В этой части статьи мы выделим простые вопросы о выезде на встречную полосу, чтобы просто разобраться, выезд на встречную полосу разрешен, а когда двигаться во встречном направлении запрещено.
Все приведенные в этой статье примеры содержат нарушения ПДД, наша задача верно их квалифицировать и определить был ли выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения или нет.
Начнем с того, что выезд на встречную полосу по умолчанию разрешен, а все запреты уже описаны в тексте Правил дорожного движения. И запретов на самом деле больше, чем кажется. Этим запретам и посвящена эта статья.
Полоса движения
Первое, нужно четко понимать, что такое полоса движения:
«Полоса движения» — любая из продольных полос
проезжей части , обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
То есть полоса движения может находиться исключительно на проезжей части, а проезжая часть в свою очередь неотъемлемый элемент дороги. Из этого следует, выехать на встречную полосу можно только, если транспортное средство находится на проезжей части дороги. Ни на АЗС, ни во дворах, привлечь за выезд на встречную полосу вас не могут. Даже выезд и движение по тротуару или обочине, расположенными на левой стороне дороги, не является выездом на встречную полосу. Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине — это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились.
Итак отметим — выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.
Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия
Ряд — Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию.
Прямые запреты выезда на встречную полосу
Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
На любой дороге имеющей 4 или более полос выезд на встречную полосу для обгона или объезда запрещен. Наличие разметки значения не имеет.
Обратите внимание, при отсутствии разметки или знаков согласно
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п. 9.1 ПДД трех полос на дороге быть не может. Если разметка отсутствует, на дороге может быть только чётное количество полос независимо от того во сколько рядов осуществляется движение.
А теперь прошу обратить внимание на расположение транспортных средств на иллюстрациях без разметки. Ширина дороги одинаковая, но в одном случае 4 полосы движения, в другом три.
Эти ситуации регулирует п. 9.1 ПДД:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Как видите, при отсутствии разметки расположение транспортных средств регулируют сами водители, не один водитель, а все, исходя из дорожной ситуации. И одна и та же дорога может иметь различное количество полос в зависимости от ситуации на дороге.
Двигаться по дороге можно в три ряда, но при этом дорога останется двухполосной согласно п. 9.1 ПДД, и второй ряд будет частично двигаться по встречной полосе. На двухполосной дороге без разметки нет требований двигаться строго по полосе и выезд на встречную полосу не запрещен.
Однако, если транспортное средство из третьего ряда вернется в свою полосу, то это уже будет считаться обгоном, а в данном случае это будет являться нарушением п.11.2 ПДД. То есть выезд на встречную осуществляется без нарушения правил, но если этот выезд связан с обгоном, то правила будут нарушены.
На этой же самой дороге может двигаться два ряда в одном направлении, но в пределах половины ширины проезжей части, расположенной справа.
Таким образом, образуется две полосы в одном направлении, и встречная полоса или полосы расположенные на левой половине проезжей части выезд, на которые запрещен согласно п.9.2, если на левой стороне две полосы, и согласно п.9.3, если на левой стороне проезжей части одна полоса. Опять же количество полос определяется водителями движущимися, как в попутном, так и во встречном направлении.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается
Тут все просто, если на дороге есть встречные трамвайные пути, выезд на них запрещен.
Также запрещено выезжать на встречную полосу перед переездом:
15. Движение через железнодорожные пути
…..
Кроме того, запрещается:
объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
….
Косвенные запреты
Помимо прямых запретов на выезд на встречную полосу, существуют и другие правила, нарушение которых повлечет выезд на встречную полосу.
Нарушение требований дорожной разметки.
Такой разметкой может быть сплошная линия 1.1, двойная сплошная линия 1.3, сплошная одновременно с прерывистой линией 1.11 и двойная прерывистая линия 1.9.
Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.
Тут аналогично, только с одной стороны линия прерывистая и ее пересекать можно.
Более интересная ситуация на дороге с реверсивным движением
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.
То есть, если отключены светофоры и линия расположена слева, ее пересекать нельзя. Но, если ее пересечь, то это не значит, что будет совершен выезд на встречную полосу.
Надо понимать, что реверсивная полоса предназначена как для встречного, так и для попутного направления. И в случае отключенного или отсутствующего светофора она не является ни встречной, ни попутной. Поэтому выезд на полосу для реверсивного движения при неработающем светофоре не является выездом на встречную полосу.
Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.
В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу.
Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет. От этого зависит мера ответственности.
Нарушение правил обгона
Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу, и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.
Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.
Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.
Важно! Не является обгоном поворот налево со встречной полосы после опережения транспортных средств!
Как видим в первом случае нарушен п.8.5, который прямо не запрещает выезд на встречную полосу, во втором случае, нарушен п.11.4 который прямо запрещает обгон, а равно и выезд на встречную полосу. Обратите внимание на отсутствие разметки.
Все запреты выезда на встречную полосу могут применяться как раздельно, так и совместно. Например знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошная линия разметки 1.1 могут применяться как совместно, так и раздельно.
Есть еще один замечательный случай связанный с обгоном тихоходного транспортного средства, его мы подробно разобрали в статье «Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД. Часть 4. Обгон.»
В этой статье мы рассмотрели основные ситуации, когда запрещен выезд на встречную полосу. В следующем материале мы разберем спорные ситуации, в которых инспекторы ДПС любят «рисовать» часть 4 статьи 12.15.