Автозавод в серпухове что производит
Перейти к содержимому

Автозавод в серпухове что производит

  • автор:

Эпоха безудержного художественного творчества или концептуальный автопарк России на рубеже веков. Часть 8. СеАЗ

Другие статьи на тему истории автозаводов России и стран бывшего СССР
Часть 1АЗЛК
Часть 2 ГАЗ
Часть 3. ИЖ-Авто
Часть 4. УАЗ
Часть 5. РАФ
Часть 6. ЛуАЗ
Часть 7. ЕрАЗ
Часть 8. СеАЗ
Часть 9. ЗиЛ
Автомобили малого класса (по европейской классификации А-класс) в странах Европы имеют стабильную аудиторию пользователей — их охотно приобретают молодые люди, недавно закончившие автошколу, пенсионеры и домохозяйки. Часто такая машина — вторая или даже третья в большой семье. В СССР, где автомобиль все еще был роскошью, такого позволить себе не могли, ибо там он был один и на все случаи жизни. Что отчасти обусловило неудачи Серпуховского завода, единственного предприятия, производившего автомобили данного сегмента.
На СеАЗе совместно с НАМИ начиная с конца 1970-х велась работа по проектированию сменщицы устаревшей "тарахтелки" СМЗ С 3Д. Один из прототипов был создан в 1982 году, но еще был далек от серийного производства.

СМЗ 1101, прототип 1982 года

В это же время НАМИ закуплены образцы иностранных аналогов будущей микролитражки — Мицубиси Кольт и Дайхатсу Куоре. Некоторые общие мотивы дизайна Страны восходящего солнца можно увидеть и во внешности серийной машины. Когда же итоговый вариант был подготовлен, то выяснилось, что на самом СМЗ не хватает мощностей и оборудования для выпуска новой модели. За помощью обратились к ВАЗу.
Машина была запущена в производство в 1989 году, на АвтоВАЗе, от него же она получила и свой силовой агрегат — карбюраторную «половинку» мотора ВАЗ 2108. Так продолжалось до 1995 года, пока ее выпуск окончательно не перебазируется в Серпухов.

Там же продолжают собирать уже устаревшую мотоколяску С-3Д, продержавшуюся почти четверть века на конвейере, но ее по-прежнему берут органы собеса для инвалидов войны и труда, для которых это все же шанс обрести свободу передвижения. В 1997 году ее выпуск был свернут, и завод в полной мере занялся выпуском «Оки».

СМЗ С-3Д, по прозвищу Коробочка

Параллельно, в городе Елабуга планируется начать производство практически идентичной машины под именем ЕлАЗ-1121. Главное отличие — под капотом скрывался двигатель с 3 цилиндрами собственной разработки и выдающий 40 л. с., а лобовое, боковые глухие и заднее стекла были вклеенными, что повышало жесткость кузова. Еще одно новшество, которое будет внедрено лишь спустя 20 лет — тросовый привод переключения передач. Уже построено предприятие в Елабуге, но тут грянул 1991-й год со всеми вытекающими последствиями в виде прекращения финансирования со стороны государства. На самом же ВАЗе не оказалось свободных линий для выпуска модернизированной «Оки». Срок начала выпуска перенесли на 1992 год, когда грянула масштабная денежная реформа, и все еле сводили концы с концами и об освоении новой модели не шло и речи. Интересный проект канул в Лету.

Елабужская малолитражка получила вклеенные стекла, а также иную переднюю оптику Оригинальный трехцилиндровый двигатель обеспечивал неплохую прибавку в динамике по сравнению с 2-цилиндровым мотором Оки

В конце 1990-х, с помощью коллег из Тольятти появляется экологический электромобиль ВАЗ-1111Э, оснащенный литий-ионными батареями и с запасом хода в 60 километров. Машина была представлена на Московском автосалоне, но серийной перспективы не получила, к тому же по цене она была почти вдвое дороже обычной бензиновой «Оки».

Как тебе такое, Илон Маск? ВАЗ-1111Э — была и такая модификация на базе стандартной Оки

В Татарстане развертывают мелкосерийное производство удлиненной «Оки», получившей название «Алсу». По простору на заднем сиденье она опередила даже более крупный ВАЗ 2108, и даже пассажир с ростом выше среднего не чувствовал дискомфорт в поездке. Оригинальные штампы кузова позволяли выпускать цельноштампованные панели кузова без использования сварки между собой деталей от серийной «Оки».

Ока-Алсу с удлиненной на 170 мм колесной базы

С 1998 года на СеАЗе совместно с фирмой «ВТТ-Трейдинг» выпускают даже псевдоспортивный вариант «Оки» СеАЗ «Спорт», оснащенный дугами безопасности, сиденьями Sparco с четырёхточечным ремнём безопасности, креплением капота типа «спорт», а также отключением «массы» из салона.

Псевдоспортивный СеАЗ Спорт

Для подготовки юных пилотов гоночных автомобилей предлагался вариант «Ока Юниор» — были убраны все детали, утяжеляющие вес авто, а некоторые элементы кузова сделали из стеклопластика. Двигатель развивал 35 л.с. и агрегатировался с четырехступенчатой МКПП.

Ока-Юниор

Существовал даже редкий дизельный пикап с двигателем Д18А, специально созданным для этого кузова. Но общее количество таких машин было невелико, и погоды они не делали.

К середине «нулевых» карбюраторный двигатель «Оки» перестал укладываться в ужесточившиеся экологические нормы, и в 2007 году на дочернем предприятии ЗМА в Татарстане после долгих проб был найден новый двигатель с системой впрыска — это был трехцилиндровый китайский TianJin, развивавший 53 «лошади». Эта машина получила индекс СеАЗ-11116, а также измененную панель приборов и облицовку радиатора с 2 круглыми фарами.

Новое оформление передней части ВАЗ 11116 Интерьер Оки с китайским мотором Китайский 3-цилиндровый двигатель — последняя инъекция молодости

В том же 2007 году представлен грузовой автомобиль полурамной конструкции с кабиной от Оки, под индексом СеАЗ 11116-60. Брал на борт 320 кг. груза. Было собрано лишь несколько образцов.

Полурамный пикап СеАЗ 11116-60

Кроме того, по примеру ВАЗИнтерсервиса, СеАЗ производил модификации фургона с глухими боковинами СеАЗ 11116-010-52 или «Ока Универсал». Также было собрано лишь несколько машин, и в продажу они не поступили.

Ока-Универсал

Был создан и фургон ВАЗ 17013 «Тойма», производившийся фирмой «Астро-Кар». Увеличенная высота платформы позволила сделать вместительный отсек объемом в полтора кубометра, а грузоподъемность равнялась 280 килограммам.

ВАЗ 17013 Тойма

Силами той же «Астро-Кар» производился и вариант Астро-113011 с двигателем МеМЗ-245, аналогичный устанавливаемому на украинскую «Таврию» ЗАЗ 1102. Кроме того, передняя колея была расширена, а передок венчал новый бампер.

Оригинальный шильдик на Оке с мотором от Таврии

«Ока» была даже снегоходом с сложным именем ТТМ-1901. предназначался для использования в труднодоступных регионах России. Снабжался двигателем в 80 л.с, гусеницами вместо задних колес и лыжами вместо передних. «Максималка» — 60 км/час.

Разумеется, завод готовил старушке «Оке» смену. В виде неходового макета на МИМС-98 представили проект «Ока-2», выполненный в модном тогда «биостиле», с округлыми формами. Но этот вариант так и остался концепт-каром.

Хороша была Ока…жаль, мотора нет пока

Спустя 4 года, в 2002 совместно с ВАЗом появляется проект ВАЗ-1121, в базовой версии оснащенный впрысковым мотором ВАЗ 1111 с 2 цилиндрами, простой отделкой салона и 1 стеклоочистителем спереди. Вариант «люкс» предполагал наличие под капотом более мощного двигателя ВАЗ 2111, цветной отделкой салона и уже 2 щетками стеклоочистителей.

экстерьер ВАЗ 1121 в комплектации люкс Салон и приборная панель ВАЗ 1121 в топ-версии

Но на самом ВАЗе вновь не нашлось мощностей, и предполагалось даже организовать сборку в Москве на линиях пустующего ЗиЛа, но эта затея также провалилась.
История «Оки» насчитывает почти 120 модификаций, однако многие из них так и не стали серийными, некоторым повезло больше, и они попали н конвейер. Однако в 2008 году, когда все модернизации базовой модели подняли ее цену до уровня более крупной вазовской «классики», спрос резко снизился, и было принято решение о снятии Оки с производства. Некоторое время на заводе в Серпухове производили под заказ пикапы на шасси «Оки», а также кузова в 1-й комплектации, пока через 5 лет в 2013 году завод не был объявлен банкротом.

Предсмертные проекты СеАЗа

Серпуховский автомобильный завод - Stone Forest

Перед тем как обанкротиться, Серпуховский завод успел придумать несколько интересных и перспективных проектов. Но, к сожалению, им не суждено было осуществиться. И поэтому борьба за существование для предприятия завершилась поражением.

Содержание

СеАЗ С-3Д - Stone Forest

Несчастная «Ока»

Решающий момент в судьбе СеАЗа наступил в 1989 году. Именно тогда завод ввязался в производство ВАЗ-1111 «Ока». Кроме Серпуховского предприятия, «Оку» производили ВАЗ и легковое отделение КамАЗа – ЗМА. Обязанности они распределили между собой следующим образом: ВАЗ изготавливал 2-цилиндровые моторы, некоторые компоненты и собирал машины, КамАЗ штамповал кузов и тоже занимался сборкой, а СеАЗу досталось производство модификации для инвалидов. Правда, мог завод производить и стандартные ВАЗы-1111, если ему позволяли ресурсы, конечно.

Любопытно, что на таком распределении настояло начальство минавтотраспорта. Этот приказ поставил Серпуховский завод в полную зависимость от поставки комплектующих и социальных заказов государства.

Но амбициозный проект вскоре забуксовал. ВАЗ и КАМАЗ быстро охладели к малолитражке. СеАЗ же держался, выбора у него не было. Объемы производства позволяли выпускать до 20 000 автомобилей в год. В 2004 году с конвейера сошли 19 тысяч машин, но толку от этого, по сути, не было. Дело в том, что даже такое количество не окупало производство. Теоретически, вложившись в расширение мощностей, можно было вывести завод на производство 80-100 тысяч машин ежегодно. Но все упиралось в силовые агрегаты, точнее в их нехватку. ВАЗ физически не мог поставлять более 60 000 двигателей (да и эта цифра являлась фантастической). Эта проблема стала первым гвоздем в крышку гроба Серпуховского предприятия.

В 2005 году после смены владельца и директора на заводе началась перестройка. Путем перепрофилирования получилось увеличить производственные мощности до 50 000 автомобилей в год. Но реализовать амбициозный план сходу не получилось, поскольку проблема с моторами все еще оставалась актуальной.

ВАЗ как был, так и оставался единственным поставщиком силовых агрегатов для «Оки». И Волжскому предприятию это было совсем невыгодно. К тому же в России стали вводить экологические нормы «Евро-2», а двигатель им не соответствовал. Переработка силового агрегата требовала больших финансовых вложений и времени, а на горизонте уже замаячил стандарт «Евро-3». Теоретически, можно было дотянуть мотор и до него, но тогда из-за затрат на модификацию сильно возрастала стоимость самого крохотного автомобиля. И ВАЗ решил откреститься от убыточной и неудобной для себя несчастной «Оки».

СеАЗ слышал, как в крышку его гроба вогнали еще один гвоздь. Но предприятие не собиралось сдаваться. Одним из вариантов решения проблемы были китайские моторы. После долгих тестов и нескольких неудачных контрактов удалось все-таки выбрать подходящий. Им стал 3-цилиндровый 1-литровый 53-сильный «китаец» корпорации FAW с индексом TJ 3776 QE. СеАЗ закупил почти 7 тысяч этих двигателей и возобновил производство. Для машин впервые за долгое время сделали рестайлинг.

Ваз-1111 Ока - Stone Forest

Новые концепты

Пока первые проблемы удалось решить, руководство попробовало «взять быка за рога» и полностью переработать «Оку». А это значит, что взялись за изменение не только внешности, но структуры кузова, чтобы соответствовать современным стандартам безопасности. Проект получил название «Ока-сити».

Было разработано несколько эскизов. Некоторые, надо признать, выглядели очень даже привлекательно. Но выбор пал, что логично, на самый дешевый. И потому идеи о переделке каркаса кузова сразу же испарились. Но… даже на эту бюджетную версию не получилось наскрести денег. Проект остался на бумаге.

Параллельно шла разработка грузовых модификаций «Оки»: фургона, пикапа, универсала и грузовика. На них решено было ставить все те же китайские моторы.

Пикап хотели сделать на базе стандартного кузова. У «исходника» отрезали заднюю часть кузова вместе со стойками и вваривали глухую перегородку. Грузоподъемность у автомобиля получилась 440 килограммов. Но полностью продумать кузов не вышло. Например, в нем не хватало сливных отверстий для воды. В некоторых местах она не стекала естественным путем. Зато на пол кузова устанавливали ламинированную фанеру. Смотрелось красиво, но она очень быстро приходила в негодность.

Универсал был очень похожим на пикап. Из-за того, что решили использовать жесткую крышу без остекления, автомобиль получился гораздо тяжелее. И грузоподъемность стала смехотворной. Кроме водителя и пассажира можно было перевозить не более 100 килограммов.

Фургон – такой же пикап, только с пластиковой будкой над кузовом и подъемной дверью. Все остальные характеристики соответствовали предыдущим моделям.

Самая интересная модификация – полурамный грузовик. Колесную базу стандартной «Оки» хотели увеличить на 47 сантиметров, сделать закрытый тентовый кузов объемом 2,3 кубических метра и внедрить заднюю подвеску на полуэллиптических рессорах. Задний борт откидывался на 180 градусов, что отлично подходило для погрузки и фиксируется с помощью специальных приспособлений.

ОАО «Серпуховский автомобильный завод»: история, продукция

ОАО «Серпуховский автомобильный завод» (СеАЗ) являлся крупным машиностроительным предприятием в Московской области. Компания специализировалась на производстве инвалидных мотоколясок, малолитражных автомобилей «Ока» и запчастей. Сегодня конвейер остановлен, а акционерное общество объявлено банкротом.

Серпуховский автомобильный завод

Основание

История Серпуховского автомобильного завода начинается в 1939 году. 7 июля Наркомат машиностроения постановил организовать в городе Серпухове мотоциклетное производство. В качестве производственной площадки определили мастерские трудколонии для несовершеннолетних, которые впоследствии разрослись до масштабов полноценного завода.

Исполняющему обязанности директору завода Потапову и главному инженеру Коваленко поручалось принять к неуклонному выполнению план-график «реконструктивных» работ и в пятидневный срок оформить техническую документацию. Правительство потребовало в год выпускать до 15 000 малолитражных мотоциклов, при этом производство не было оснащено ни соответствующим оборудованием, ни подготовленными кадрами.

Впрочем, в 1940 году разношерстный коллектив, состоящий большей частью из проблемных подростков, смог собрать для испытаний опытную партию мотоциклов серии МЗЛ с двухконтактным двигателем. К июню 1941 предприятие изготовило уже 180 единиц мототехники модели Л8 с четырехконтактным двигателем. Дальнейшему развитию производства в этом направлении помешала война.

Серпуховский автомобильный завод история

Военное лихолетье

В октябре 1941 года основные мощности и ряд квалифицированных работников эвакуировали на Урал. Часть производства была переправлена в город Тюмень, вторая часть – в Ижевск. На новом месте была организована сборка армейских мотоциклов модели АМ-600, также осуществлялся выпуск прочей оборонной продукции. После того как гитлеровцев отбросили от Москвы, в декабре 1941 на Серпуховском автомобильном заводе организовывается ремонт трофейной мототехники для нужд фронта.

Конструкторская школа

В 1943 году Госкомитет обороны постановил восстановить мотопромышленность. Отраслевым центром определили город Серпухов. Сюда для организации Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения были направлены выдающиеся конструкторы из Ижевска: И. Г. Гусаков, А. Е. Мамай, И. Я. Никифоров, И. В. Понятовский, С. И. Сафонов, В. И. Ложкин, Г. А. Вейнер и В. М. Ворона.

К 1946 году на базе Серпуховского автомобильного завода формируется мощный конструкторско-экспериментальный центр. До 1951 года предприятие функционирует в качестве опытного производства ЦКБ.

Серпуховский автомобильный завод СеАЗ

От мотоциклов к мотоколяскам

Трагическим наследием прошедшей войны стало большое количество инвалидов. Чтобы облегчить их участь, помочь им в реабилитации и интеграции в общество, ЦКБ в 1951 году разработало и внедрило в серийное производство трехколесной мотоколяски С1Л.

С этого времени основной продукцией Серпуховского автомобильного завода стали транспортные средства для реабилитации инвалидов. Конструкция мотоколясок постоянно совершенствуется. В 1957 году осваивается производство модели С3Л с более мощным двигателем, а с 1958 года начинается крупносерийное конвейерное производство четырехколесной мотоколяски С3А.

С 1970 года завод производит мотоколяску С3Д с цельнометаллическим несущим кузовом, выпуск которой продолжался до 1995 года. Всего с 1953 по 1995 годы было произведено 572 000 мотоколясок различных серий и модификаций.

Наряду с транспортными средствами для инвалидов, завод производит товары народного потребления:

  • детские велосипеды «Мотылек», «Кроха» и «Колибри»;
  • прицепы к легковым автомобилям;
  • амортизаторы для тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевского мотозаводов.

Серпуховский автомобильный завод фото

Производство автомобилей

Накопленный опыт производства четырехколесных мотоколясок стал отличным подспорьем для развития производства «малолитражек». В первой половине 80-х гг. ЦКБ Серпуховского автомобильного завода разработало и изготовило опытные образцы малогабаритного экономичного легкового автомобиля, получившего впоследствии наименование «Ока».

Приказом министра автопромышленности В. Н. Полякова от 25.04.1982 года молодежным коллективам конструкторов Волжского и Камского автозаводов, а также Серпуховского мотозавода, поручена разработка конструкции автомобиля особо малого класса. Активное участие в этом принимают молодые конструкторы СеАЗа: Н. Д. Раков, А. П. Попов, Н. А. Павлов, С. М. Шелестов, А. Н. Галанин под руководством заместителя главного инженера И. Е. Ивенского.

25.06.1985 года Совмин СССР поручает подготовить мощности для крупносерийной сборки легендарной «малолитражки» на заводах АвтоВАЗ, КамАЗ и СеАЗ. Серпуховчане приступили к самой значительной реконструкции за всю историю предприятия. Проект, предусматривающий производство 10 000 автомобилей ежегодно на основе широкой кооперации, разрабатывают Волжский автозавод и «Гипроавтопром».

Производство силовых агрегатов и приводов передних колес поручается ВАЗу, производство узлов шасси и крупной штамповки – заводам КамАЗа. Закладываются самые современные технологические решения, включая создание мощностей по нанесению грунта методом катафорезного осаждения в окрасочном производстве и сварке кузова роботами на гибкой автоматической линии. Начинается строительство новых производственных и административно-бытовых помещений, реконструкция старых цехов.

Серпуховский автомобильный завод продукция

Реалии времени

Заканчивать реконструкцию СеАЗа пришлось в новых экономических условиях перестройки, характеризующихся гиперинфляцией, недостатком оборонных средств предприятий и всеобщим падением производства. Неоценима оказанная заводу в этот период техническая и материальная поддержка со стороны АвтоВАЗа, позволившая завершить реконструкцию и организовать массовое производство современного автомобиля. Однако в условиях нестабильного рынка, в основном применяющего бартерные схемы, производство не расширялось, и было убыточным.

Упорная, кропотливая работа коллектива позволила обеспечить рост производства автомобилей с 3000 штук в 1996 году до 18000 тысяч 2001 году и выйти в 2000 году на безубыточную работу. Осенью 1999 года на предприятии собрали 50000-ый автомобиль, а 4.09.2002 года – стотысячный. Экономический кризис 2008 года подорвал финансовое состояние компании. 22.02.2009 в отношении СеАЗа начата процедура банкротства. Печальна судьба автогиганта. Сегодня фото Серпуховского автомобильного завода вызывает лишь уныние, а когда-то здесь кипела трудовая жизнь.

Автозавод в серпухове что производит

Вам нравится SeAZ?

Автомобили SeAZ

О SeAZ

ОАО «Серпуховский автомобильный завод» («СеАЗ») — машиностроительное предприятие, расположенное в г. Серпухов (Московская область).

Первоначальное название – Серпуховский мотоциклетный завод (СМЗ). Построен в 1939 г. для производства мотоциклов. В 1952 г. начат выпуск трех- и впоследствии четырехколесных мотоколясок для инвалидов: C-1Л, С-3Л, С-ЗА, и СЗД. Производство последней осуществлялось до 1990 г.

В 1989 г. предприятие включено в производственное объединение «АВТОВАЗ», а в 1991 году с конвейера завода сошел первый малолитражный автомобиль ВАЗ-1111 «Ока», который и стал единственным в производственной программе.

В 2005 г. завод переименован в ОАО «СеАЗ». В это же время предприятию полностью передана сборка «Оки». Пик объёма производства автомобиля пришелся на 2003 г., когда выпуск достиг 20000 микролитражек. Главный конвейер завода был остановлен в ноябре 2008 г. из-за экономического кризиса. На данный момент предприятием производятся только запасные части и комплектующие для автомобилей «Ока».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *