ГУР: что это такое в автомобиле
Опытным автолюбителям, конечно же, хорошо известно, что такое ГУР в автомобиле, однако новичкам та информация, которую они смогут получить, прочтя текст, расположенный ниже, наверняка даст достаточно подробный и вполне конкретный ответ на этот вопрос. Если говорить в общем и целом, не особенно вдаваясь в подробности, то ГУР необходим для того, чтобы существенно облегчить рулевое управление автомобилем, причем любого типа: обычной легковой малолитражкой, внедорожником или грузовиком. Расшифровывается эта аббревиатура, как «гидроусилитель рулевого управления» и достаточно полно раскрывает суть действия устройства.
Что такое ГУР и зачем он нужен?
Все, кто хоть раз сидел за рулем автомобиля, который не оборудован гидроусилителем (или же электроусилителем) рулевого управления, наверняка замечали, что на малой скорости для поворота рулевого колеса приходится прилагать немалые усилия. В то же самое время если авто движется на достаточно значительной скорости, то наблюдается обратный эффект: руль поворачивается чрезмерно легко, практически безо всяких усилий. Это создает немалые неудобства при управлении автомобилем (особенно неопытными водителями) и, как свидетельствует опыт и статистика, нередко вызывает аварийные ситуации.
Именно поэтому конструкторы еще на заре автомобилизации задумались о том, как же можно нивелировать этот недостаток. В итоге в 1925 году американец Фрэнсис Дэвис догадался поставить на свой личный автомобиль Pierce-Arrow Roadster гидроусилитель рулевого управления. Следует заметить, что конструкция этого устройства уже тогда отнюдь не была какой-то инновацией: дело в том, что задолго до средины двадцатых годов прошлого века гидравлические усилители уже активно использовались на морских судах.
Как устроен ГУР и как он работает?
Как устроен ГУР
Конструктивно практически любой гидроусилитель рулевого управления автомобиля состоит из таких основных частей, как:
- Насос;
- Распределитель;
- Гидроцилиндр;
- Соединительные шланги;
- Бачок.
Гидравлический насос предназначен для того, чтобы создавать в системе гидроусилителя руля необходимое давление и обеспечивать циркуляцию по ней рабочей жидкости (в ее качестве чаще всего выступает масло). В современных автомобилях чаще всего используются гидравлические насосы пластинчатого типа, поскольку они имеют высокий КПД и отличаются длительным сроком эксплуатации. Практически всегда привод к ним осуществляется при помощи ременной передачи от коленчатого вала двигателя автомобиля.
Распределитель, как нетрудно догадаться из его названия, необходим для того, чтобы распределять рабочую жидкость и направлять ее в строго определенные полости гидроцилиндра, а также в бачок. Специалисты различают две разновидности распределителей: осевые и роторные. Если его золотник совершает вращательные движения, то распределитель является роторным, а если поступательные — то осевым. Сам распределитель может размещаться и непосредственно на валу с рулевым механизмом, и среди элементов рулевого привода.
Гидроцилиндр предназначен для того, чтобы под воздействием давления рабочей жидкости (масла) приводить в движение поршень и шток. Этот элемент ГУР или же встраивается непосредственно в рулевой механизм, или же устанавливается между приводом и кузовом автомобиля.
Что касается соединительных шлангов, то они необходимы для того, чтобы обеспечить свободный ход рабочей жидкости по всему механизму. Эти элементы конструкции принято подразделять на шланги низкого и высокого давления. Первый используются для возврата рабочей жидкости после отработки, а по вторым она следует между такими элементами ГУР, как насос, цилиндр и распределитель.
ГУР в работе. В верхней части показано, как золотник распределяет гидравлическую жидкость.
Бачок в системе ГУР представляет собой ни что иное, как емкость, в которой хранится рабочая жидкость (масло), и через которую она циркулирует. В нем имеется специальный фильтр очистки, а также щуп, который необходим для того, чтобы проверять уровень рабочей жидкости.
Принцип работы всех гидроусилителей рулевых механизмов, вне зависимости от особенностей их конструкции, практически одинаков. Если руль находится в центральном положении, то в таком же располагается и центральный золотник ГУР, который удерживают специальные пружины. При этом обеспечивается совершенно свободное перемещение рабочей жидкости по всей системе. Ее циркуляцию обеспечивает работающий насос. Когда происходит поворот руля, золотник перемещается и перекрывает сливную магистраль, в результате чего рабочая жидкость подается в одну из полостей цилиндра под давлением. Это приводит к тому, что под ее воздействием поворачивают и корпус распределителя, и колеса в ту сторону, в которую движется золотник. В тот момент, когда корпус распределителя «настигает» этот самый золотник, подача рабочей жидкости под давлением в цилиндр прекращается, и это означает, что поворот уже выполнен. Руль возвращается в нейтральное положение, золотник — тоже, и через него рабочая жидкость сливается в магистраль.
Читайте также: Почему гудит ГУР при повороте руля на месте и на скорости.
Признаки неисправности и типичные поломки
Гидроусилитель рулевого управления автомобиля представляет собой достаточно сложную по своей конструкции систему, и, несмотря на то, что отличается высокой надежностью, порой может выходить из строя. О том, что ГУР неисправен, можно определить по целому ряду признаков. Основными из них являются следующие:
- Во время вождения на рулевом колесе чувствуются сильные толчки;
- Для поворота рулевого колеса необходимо прилагать серьезные усилия, или же оно, наоборот, поворачивается чрезмерно легко;
- Руль вибрирует, «шумит» или же с трудом возвращается в исходное положение;
- Рулевое колесо время от времени поворачивается самостоятельно.
Как показывает практика, в тех случаях, когда на рулевом колесе ощущаются сильные толчки, причина чаще всего кроется в приводном ремне ГУР: он имеет очень слабое натяжение. Если это так, натяжение требуется восстановить, или же поменять старый, растянутый от времени ремень.
Если рулевое колесо поворачивается с трудом, то, скорее всего, проблема кроется или в том же приводном ремне, или в том, что в бачке содержится недостаточное количество рабочей жидкости. Поэтому необходимо проверить, соответственно, натяжение ремня и уровень масла, а также бачок и соединительные шланги на наличие трещин и возможных утечек.
Если руль вибрирует или «шумит», то, скорее всего, ослабли соединения трубок ГУР. В тех же случаях, когда руль периодически поворачивается самостоятельно, без участия водителя, чаще всего плохо работает насос, и поэтому следует проверить в первую очередь именно его.
Следует заметить, что гидроусилитель руля автомобиля лучше всего не ремонтировать самостоятельно, а обратиться на станцию технического обслуживания. Там опытные специалисты проведут тщательную диагностику ГУР и оперативно устранят все выявленные неисправности. Самостоятельный же ремонт чаще всего оборачивается тем, что гидроусилитель рулевого управления автомобиля начинает работать еще хуже, чем до его проведения.
Читайте также: Скрип при повороте руля на месте или в движении.
Газорегуляторные установки на раме (ГРУ)
ГРУ – газорегуляторная установка на раме, – осуществляет отбор и распределение газа по потребительским линиям с редукцией давления до заданной величины. Оснащается системой фильтрации и аварийного перекрывания. Характерной особенностью ГРУ является монтаж всех узлов на несущей раме.
Как и любая газорегуляторная система, ГРУ имеет стандартный набор оборудования:
- Система очистки для фильтрации поступающего газа от посторонних включений;
- Регулятор давления газа – один или несколько, в зависимости от конструкции;
- запорная арматура и система клапанов;
- линии трубопровода;
- входной и выходной манометры;
- измерительный комплекс учёта расхода газа – опционально.
Применение ГРУ
Газорегуляторные установки на раме используются для газоснабжения средних и крупных объектов промышленной и сельскохозяйственной отрасли, а также в ряде сооружений коммунально-бытового назначения.
ГРУ особенно популярны при оснащении котельных в блочно-модульном или стационарном исполнении. Помещение котельной полностью отвечает требованиям, предъявляемым к местам размещения рамной газорегуляторной установки.
Эксплуатация ГРУ
Конструктивные особенности газорегуляторной установки на раме несут свои плюсы и минусы. Поскольку ГРУ не оснащена корпусом или защитным кожухом, она не предусматривает варианта с подогревом. Её монтаж возможен только в помещении, где поддерживается нормальная рабочая температура в пределах 1-40°C при относительной влажности воздуха до 80%.
Структурно ГРУ может быть как самостоятельной единицей на линии, так и составной частью крупной газовой сети.
Эксплуатационные качества газорегуляторной установки на раме в первую очередь определяются использованными в конструкции регуляторами давления газа.
Здесь немаловажно учитывать ряд особенностей:
- регулятор давления газа и ГРУ, смонтированная на его основе, будут обладать разными выходными характеристиками;
- при одинаковом давлении на выходе ГРУ могут иметь разную пропускную способность;
- даже при условии, что газорегуляторная установка монтируется в помещении, в её работе имеют место сезонные явления из-за различия характеристик газа, подаваемого из внешней магистрали в разное время года.
Размещение ГРУ
Особенности конструкции газорегуляторной установки на раме предполагают, что наилучшее место для её монтажа – это помещение при входе, либо в непосредственной близости от газопотребляющих систем.
Условия окружающей среды должны соответствовать нормам климатического исполнения УХЛ4. Они предусматривают эксплуатацию оборудования в отапливаемом крытом помещении с искусственной вентиляцией и минимальной концентрацией пыли.
Запрещается питание газом от ГРУ потребителей, расположенных в отдельно стоящих зданиях.
Изготовление ГРУ
Мы самостоятельно осуществляем полный цикл производства ГРУ. Газорегуляторные установки на раме проектируются нашими специалистами, полностью собираются на наших мощностях, а также доставляются, монтируются и запускаются.
ШРП и ГРУ — что это? Работа и использование
Газорегуляторные пункты шкафного исполнения (далее — ШРП) используется для понижения давления газа в сетях до оптимальных значений.
ГРУ (ГазоРегуляторная Установка)
Газорегуляторные установки (далее — ГРУ) также используется для нормирования давления газа в газовых сетях.
Оба эти устройства (и ШРП, и ГРУ) предназначены для редуцирования высокого или среднего давления на требуемое, автоматического поддержания заданного выходного давления независимо от изменения расхода и входного давления, автоматического отключения подачи газа при аварийных повышении или понижении выходного давления от допустимых заданных значений, очистки газа от механических примесей, а также для коммерческого учета расхода газа.
Пункты используются в системах газоснабжения сельских или городских населённых пунктов и объектов промышленного и сельскохозяйственного назначения.
Условия эксплуатации пункта должны соответствовать климатическому исполнению У категории 1 по ГОСТ 15150-69 для работы при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до +60°С,
Условия эксплуатации ГРУ, в том числе с узлом учета расхода газа должны соответствовать климатическому исполнению У категории 4 по ГОСТ 15150-69 для работы при температуре окружающего воздуха от 0°С до +60°С.
Средний срок службы ШРП и ГРУ до списания должен составлять лет 30. Срок службы газового оборудования определяется по паспортам на входящее оборудование.
Срок службы защитных лакокрасочных покрытий ШРП и ГРУ должен составлять 20 лет с проведением текущих ремонтов по состоянию. Срок антикоррозийного покрытия линий редуцирования 30 лет с проведением текущих ремонтов по состоянию.
Устройство и работа ШРП и ГРУ
ШРП представляет собой металлический шкаф, установленный на каркасном основании, в котором расположено газовое оборудование. ГРУ представляет собой каркасную раму с расположенным в ней газовым оборудованием. Схема функциональная ШРП и ГРУ включает в себя линию редуцирования давления газа, которая имеет в своём составе редуцирующее устройство и защитную арматуру. Автономно расположена предохранительная арматура, которая предназначена для сброса в атмосферу части газа при повышении выходного давления. При дальнейшем повышении или понижении выходного давления срабатывает защитная арматура.
Для очистки газа от механических примесей служит фильтр.
Для учета расхода газа используется счетчик газовый (опционально, при необходимости).
Для контроля давления газа на входе и выходе устанавливаются манометры. На фильтре предусмотрен индикатор перепада давления на фильтрующей кассете.
По заказу потребителя для контроля температуры газа, давления газа на входе и выходе могут быть установлены самопишущие термометры и манометры.
Электрооборудование: по заказу потребителя может быть установлен светильник во взрывозащищенном исполнении, система автоматики и телеметрии.
ШРП и ГРУ работает следующим образом:
Газ по входному трубопроводу, через входной кран, фильтр, счетчик газовый (при наличии) поступает на вход редуцирующей арматуры, где редуцируется до необходимой величины, и через выходной кран поступает к потребителю.
На нашем рынке существуют много производителей данных установок. Среди них есть как частные компании, так и государственные. Кроме того, много оборудования производства Российской Федерации. Самые крупные это: РУП «БЕЛГАЗТЕХНИКА» (РБ), ПООО «СПЕЦГАЗ» (РБ), ЭПО «СИГНАЛ» (РФ).
Что же такое ГРПШ, ГРУ, ПГБ? А также их модификации
Газорегуляторными пунктами принято называеть комплекс технологического оборудования и устройств, предназначенный для понижения входного давления газа до заданного уровня и поддержания его на выходе постоянным независимо от расхода газа. В зависимости от размещения оборудования газорегуляторные пункты можно разделить на несколько типов:
- газорегуляторный пункт шкафной (ГРПШ) — оборудование размещается в шкафу из несгораемых материалов;
- газорегуляторная установка (ГРУ) — оборудование смонтировано на раме и размещается в помещении, в котором расположена газоиспользующая установка, или в помещении, соединенном с ним открытым проемом;
- газорегуляторный пункт блочный (ПГБ) — оборудование смонтировано в одном или нескольких зданиях контейнерного типа;
- стационарный газорегуляторный пункт (ГРП) — оборудование размещается в специально для этого предназначенных зданиях, помещениях или на открытых площадках. Принципиальное отличие ГРП от ГРПШ, ГРУ и ПГБ состоит в том, что ГРП (в отличие от последних) не является типовым изделием полной заводской готовности.
Газорегуляторные пункты и установки можно классифицировать следующим образом.
По числу выходов:
- шкафы и установки с одним выходом;
- шкафы и установки с двумя выходами.
По технологическим схемам:
- с одной линией редуцирования (домовые, «однониточные»);
- с одной линией редуцирования и байпасом;
- с основной и резервной линией редуцирования;
- с двумя линиями редуцирования;
- с двумя линиями редуцирования и байпасом (двумя байпасами).
- С двумя основными и двумя резервными линиями редуцирования, настроенными на разное выходное давление (УГРШ-50-2C)
В свою очередь, шкафы и установки с двумя линиями редуцирования по схеме установки регуляторов подразделяются на:
- шкафы и установки с последовательной установкой регуляторов;
- шкафы и установки с параллельной установкой регуляторов.
По обеспечиваемому выходному давлению подразделяются на:
- шкафы и установки, поддерживающие на выходах одинаковое давление;
- шкафы и установки, поддерживающие на выходах различное давление.
Шкафы и установки, поддерживающие на выходах одинаковое давление, могут иметь одинаковую и различную пропускную способность обеих линий. Шкафы с различной пропускной способностью применяются для управления сезонными режимами газоснабжения (зима/лето).
Технические характеристики и габариты газорегуляторных установок в первую очередь зависят от того, на базе какого регулятора выполнена установка. Различные производители выпускают ГРПШ под собственными марками. Так, УГРШ выпускается на базе регуляторов РДП или РДК. ГСГО выпускается на базе регулятора РДБК, ГРПН — на базе РДНК.