Береги подвеску: правда ли, что «чем больше скорость, тем меньше ям»
По дырам все ездят по-разному. Чтобы избежать ударов, некоторые активно тормозят прямо на кочках, переваливаются с бока на бок, а затем разгоняются, чтобы не тратить время. Рваный ритм «разгон-торможение» дает чудовищные нагрузки на все технические системы машины: перегревается двигатель, изнашиваются тормозные колодки, разбиваются шарниры. Порой водитель не успевает затормозить перед ямой, и машина влетает в нее всей массой. При торможении передняя подвеска сжимается, шток амортизатора вырабатывает ход, и в этот момент происходит удар о неровность. Велик риск, что хода сжатого амортизатора не хватит, чтобы поглотить всю энергию, и удар придется в отбойники подвески и в кузов. Поэтому так ездить — не вариант.
Другие съезжают на обочину и преодолевают опасные участки по песочку. Это лучше, но слишком долго. Там предостаточно пологих неровностей, провалов и выбоин, которые так начинают раскачивать машину, что водителю и пассажирам можно заработать морскую болезнь. Кроме того, на обочинах скапливается мусор: гвозди и железяки, которые обязательно повредят колеса. По обочине далеко не уедешь.
Остается одно — идти напролом и маневрировать. Но вот какую скорость выбрать? Сразу вспоминается изречение раллийных гонщиков: «чем больше скорость, тем меньше ям». Проверим его на практике.
Частота колебаний
Плавность хода автомобиля и ровная работа подвески зависит от двух величин, а именно от соотношения неподрессоренных и подрессоренных масс, а также от амплитуды и частоты колебаний. Грубо говоря, если в машине будут очень тяжелые колеса и крайне большой ход подвески, как у тюнингованного внедорожника, то кузов начнет раскачиваться и трястись, и ездить будет неприятно.
В обычном автомобиле соотношение масс колеблется в районе 1/15. Чтобы увеличить плавность хода, снижают вес колес, но можно еще нарастить массу кузова. К примеру, загруженная машина едет ровнее.
Но есть еще один фактор, влияющий на работу подвески и на стабильность транспортного средства, а именно скорость, вернее ее «квадрат». Чем выше скорость, тем больше импульс на колесах, а значит, стабильнее идет автомобиль. То есть, на кочках нельзя ездить очень медленно.
Береги подвеску: правда ли, что «чем больше скорость, тем меньше ям»
После дождливой зимы тверские дорожники затянули с ремонтом асфальта, и на подъездах к Калязину образовались такие дыры, что сломать на них можно даже «Хаммер». А у меня всего лишь только старенькая Audi, да еще и с низкопрофильными шинами. В общем, пришлось попотеть, а заодно вспомнить школьный курс физики и популярные в шоферской среде словосочетания типа «неподрессоренные массы», «импульс силы», «квадрат скорости». Как же проехать по такой дороге и не разбить подвеску?
Разгон-торможение
По дырам все ездят по-разному. Чтобы избежать ударов, некоторые активно тормозят прямо на кочках, переваливаются с бока на бок, а затем разгоняются, чтобы не тратить время. Рваный ритм «разгон-торможение» дает чудовищные нагрузки на все технические системы машины: перегревается двигатель, изнашиваются тормозные колодки, разбиваются шарниры. Порой водитель не успевает затормозить перед ямой, и машина влетает в нее всей массой. При торможении передняя подвеска сжимается, шток амортизатора вырабатывает ход, и в этот момент происходит удар о неровность. Велик риск, что хода сжатого амортизатора не хватит, чтобы поглотить всю энергию, и удар придется в отбойники подвески и в кузов. Поэтому так ездить — не вариант.
Другие съезжают на обочину и преодолевают опасные участки по песочку. Это лучше, но слишком долго. Там предостаточно пологих неровностей, провалов и выбоин, которые так начинают раскачивать машину, что водителю и пассажирам можно заработать морскую болезнь. Кроме того, на обочинах скапливается мусор: гвозди и железяки, которые обязательно повредят колеса. По обочине далеко не уедешь.
Остается одно — идти напролом и маневрировать. Но вот какую скорость выбрать? Сразу вспоминается изречение раллийных гонщиков: «чем больше скорость, тем меньше ям». Проверим его на практике.
Частота колебаний
Плавность хода автомобиля и ровная работа подвески зависит от двух величин, а именно от соотношения неподрессоренных и подрессоренных масс, а также от амплитуды и частоты колебаний. Грубо говоря, если в машине будут очень тяжелые колеса и крайне большой ход подвески, как у тюнингованного внедорожника, то кузов начнет раскачиваться и трястись, и ездить будет неприятно.
В обычном автомобиле соотношение масс колеблется в районе 1/15. Чтобы увеличить плавность хода, снижают вес колес, но можно еще нарастить массу кузова. К примеру, загруженная машина едет ровнее.
Но есть еще один фактор, влияющий на работу подвески и на стабильность транспортного средства, а именно скорость, вернее ее «квадрат». Чем выше скорость, тем больше импульс на колесах, а значит, стабильнее идет автомобиль. То есть, на кочках нельзя ездить очень медленно.
Правда, если ехать слишком быстро, то неподрессоренные массы так начнут дубасить снизу, что подвеска долго не продержится. Слишком быстрая, почти раллийная езда по неровностям приводит к уничтожению стоек, повышенному износу покрышек и разрушению резинометаллических шарниров. Они не выдерживают высокой энергии колебаний. В итоге после часа езды покрышка рискует разлететься в клочья, как и амортизаторы. Поэтому нужно выбрать оптимальную скорость.
«Правильная» скорость
Проблемой ям некоторое время назад озаботились авторы передачи «Разрушители мифов» Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж . Им было интересно, на какой скорости отвалившийся карданный вал заднеприводного автомобиля может попасть в яму. Оказалось, что на 45—50 км/ч, и на этой же скорости он причиняет машине максимальные разрушения. Подобные вещи случались со старыми «Жугулями». Волочащийся по асфальту край втыкается в неровность и подбрасывает машину вверх.
А вот если повысить скорость, то вал просто перескакивает через яму. То же самое и с колесами. До скорости в 40—50 км/ч они проваливаются в ямы, а вот при добавлении газа — перескакивают.
Чем больше скорость, тем сильнее частота колебаний, а значит, колесо просто не успеет провалиться. При определенных «км/ч» удар по покрышке пройдет вскользь и причинит ей вреда, а следовательно можно избежать и грыжи.
Справедливость этого вывода удалось проверить самостоятельно некоторое время назад. Когда на MINI Countryman с жесткой подвеской я держал скорость 80 км/ч, то подвеска громыхала, но отрабатывала неровности. А стоило сбросить до 40 км/ч, чтобы пощадить автомобиль, то колесо тут же провалилось в крупную яму, и шину пробило.
В общем, надо прибавлять газу и не бояться ям. Наилучшей скоростью здесь может быть 55—65 км/ч, потому как при ней энергия колебаний подвески позволяет колесу перепрыгивать через небольшие ямы, а скорость машины недостаточно велика, чтобы повредить амортизаторы и шины. Однако заигрываться не стоит. Если ямы слишком велики, то лучше сманеврировать или отклониться на обочину. К сожалению, таких ям на региональных трассах у нас все еще предостаточно.
Правда ли, что «чем больше скорость, тем меньше ям»?
Обычно по весне асфальт покрывается глубокими выбоинами. Как правильно ездить по ним, рассказывает автогонщик, инженер и капитан команды «Газ-рейд Спорт» Вячеслав Субботин.
С давних пор существует поговорка, «чем больше скорость, тем меньше ям». Она появилась на заре автомобилизации. Шоферы замечали странную особенность в поведении машины. На высокой скорости она меньше реагировала на неровности.
К примеру, медленно переваливающийся через ямы автомобиль, падает и ныряет, проваливается вниз и вновь карабкается на вершины асфальтовых холмиков. Такие колебания укачивают и мучают людей. Но стоит водителю поддать газу, как машина выпремляется, амплитуда ее колебаний уменьшается, и колеса перестают проваливаться в глубины дорожных неровностей. Машина скачет по верхушкам.
Подметив такой эффект некоторые автомобилисты стараются проходить неровности сходу, считая, что подобный способ не вредит машине. И действительно, колебания подвески перестают входить в резонанс с колебаниями кузова. Поэтому он остается ровным. Покрышки лупят по кочкам, а машина словно летит над дорогой. Владельцы старых «Жигулей» знают, что на скоростях свыше 60 км/ч кочки перескакивает даже отвалившийся глушитель или вывалившийся карданный вал. А вот при 40 км/ч они втыкаются в землю и ломают все на свете. Так же и колесо.
«Однако это совсем не означает, что по дырам необходимо ездить быстро. Ведь, если познакомишься с физикой работы неподрессоренных масс, то открывается иной взгляд на быструю езду по кочкам, — рассказывает Субботин. — Снизу амортизатора крепятся тормозные механизмы, детали подвески, диск с покрышкой. И все это весит несколько десятков килограммов. Чем сильнее скорость при такой массе, тем сильнее получается удар. Кроме того, колебания амортизатора тоже имеют предел. При тряске он каменеет и не успевает погасить одно колебание, как уже получает другое».
В итоге, неподрессоренные массы слишком сильно бьют в детали подвески. В итоге начинают выходить из строя не только амортизатор, но и поворотные кулаки, ступичные подшипники, опоры и прочее. Не выдерживают и литые диски. При высокой скорости их гораздо легче разломать. Но чаще всего лопаются покрышки или покрываются грыжами.
В общем, ездить очень быстро по кочкам нельзя, но и медленно тоже не рекомендуется. Лучше всего неровности объезжать по обочине со скоростью пешехода. Если же возникла необходимость пролететь по ним сходу, то лучше сбавить скорость до 55-60 км/ч. Тогда автомобиль успевает перескакивать через небольшие неровности и не слишком сильно бьется о края асфальтовых ям. Самая же неприятная скорость для прохождения дорожных неровностей это 35-40 км/ч.
Чем она больше тем изменение скорости меньше?
Эта формула говорит о том, что чем больше масса тела, тем меньше его скорость, и чем меньше масса, тем больше скорость тела. Масса и скорость одного тела находятся в обратно пропорциональной зависимости друг от друга (чем больше одна величина, тем меньше другая).
В чем состоит инерция тела?
Инерция – это физическое явление. Оно состоит в том, что любое тело, на которое не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано), сохраняет состояние покоя или движется равномерно и прямолинейно.
Что называется инертностью?
Инертность — свойство по значению прил. инертный — быть в состоянии покоя, бездеятельности, пассивности, вялости.
Что принято считать за единицу массы?
По системе си за единицу массы принят килограмм.
Что называется инертностью материального тела?
Как уже отмечалось, динамика – это раздел классической механики, изучающий движение материальных тел под действием приложенных к ним сил, т. . Свойство тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения при отсутствии или взаимном уравновешивании внешних воздействий называется инертностью.
Что такое уравнение движения тела?
Уравне́ние движе́ния (уравнения движения) — уравнение или система уравнений, задающие закон эволюции механической или динамической системы (например, поля) во времени и пространстве. Эволюция физической системы однозначно определяется уравнениями движения и начальными условиями.
Что лежит в основе первого закона Ньютона?
Первый закон Ньютона. Если на тело не действуют силы или их действие скомпенсировано, то данное тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Свойство тел сохранять свою скорость при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.