Хладагент какой лучше для кондиционера
Перейти к содержимому

Хладагент какой лучше для кондиционера

  • автор:

Фреон R22, R-407 или R-410A. В чем разница между хладагентами? Что выбрать?

Очень часто в Прайс-листах климатических фирм к указанным моделям кондиционеров добавляются комментарии в виде: «фреон R22», «R-407» или «R-410A». Что это означает и насколько существенно для заказчика, кондиционер с каким фреоном приобретать, мы и опишем в данной статье.
Комментарий автора. Во избежание нападок от других специалистов, следует оговориться, что статью подготовил специалист по бытовым системам кондиционирования, а не специалист по фреонам. И статья направлена не на доскональное описание свойств разных фреонов, а на то, чтобы дать клиенту понимание того, стоит ли переплачивать за кондиционеры с новейшими марками фреонов.

Первый, признанный историками техники комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году компанией General Electric, работал на аммиаке. Это вещество небезопасно для человека, что в значительной мере сдерживало развитие холодильной техники.

Проблема была разрешена в 1931 году, когда был синтезирован безвредный для человеческого организма хладагент — фреон. Впоследствии было синтезировано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся друг от друга по свойствам и химическому составу. Наиболее дешевыми и эффективными оказались R-11, R-12, которые долгое время всех устраивали. Правда, в последние 15 лет они попали в немилость из-за своих озоноразрушающих свойств. Вообще, бурная эволюция хладагентов в последние 15 лет связана в основном с проблемами экологии. Используемые в кондиционерах и холодильниках фреоны были названы главными виновниками печально известных озоновых дыр (что весьма сомнительно). Так это на самом деле или нет, но 1987 году был принят Монреальский протокол, ограничивающий использование озоноразрушающих веществ. В частности, согласно этому документу, производители будут вынуждены отказаться от использования фреона R-22, на котором сегодня работает 90% всех кондиционеров. В большинстве европейских стран продажа кондиционеров на этом фреоне должна была прекратиться уже в 2002–2004 годах. И многие новые модели уже поставляются в Европу только на озонобезопасных хладагентах — R-407C и R-410A.

В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410A являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.

При любых утечках этого хладагента его фракции улетучиваются неравномерно, и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить. Остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C. Проблема в том, что сбор старого фреона — весьма трудоемкая операция, которая требует наличия дорогостоящего и громоздкого оборудования, а также высокой квалификации персонала.

К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов».

Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. Дело в том, что детали компрессора кондиционера смазываются специальным маслом, растворенным во фреоне. Для каждого фреона необходимо применять строго ту марку масла, которая совместима с данным хладагентом. В случае неправильной заправки маслом вероятность погубить компрессор (сердце кондиционера) возрастает почти до 100%. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?

Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком — оно быстро поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакт с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами.

Кроме того, само климатическое оборудование на R-410A при той же производительности получается существенно дороже. Причина в более высоком рабочем давлении. Так при температуре конденсации +43 °С, у R-22 оно составляет около 16 атм., а у R-410A — порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура кондиционера на R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это существенно увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой.

И, наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже традиционных. Так за килограмм R-410A придется выложить в 7 раз больше, чем за килограмм привычного R-22. Немногим дешевле R407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон вырастут на порядок. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных, а главное вальцованных соединений остается прежней.

Таким образом, Вы вольны сами выбирать, какое оборудование приобрести. Важно четко понимать следующее:

* Кондиционеры на новом фреоне ничуть не лучше оборудования на R22.

* Сегодня подобная забота об окружающей среде может только навредить.

* Новые фреоны обладают чрезвычайно высокой текучестью и, следовательно, вероятность утечки и остановки кондиционера возрастает даже при грамотном и аккуратном монтаже.

* Системы с новым фреоном почти всегда дороже аналогов на R22.

* И самое главное: если Вы решили приобрести кондиционер на R-410A по очень низкой цене, то есть ниже среднерыночной, будьте готовы к тому, что при поломке кондиционера к Вам никто не приедет исправить положение. Суды не помогают отловить однодневных «профессионалов». Поэтому новинки кондиционерного рынка следует приобретать исключительно у серьезных компаний.

И последнее: на сегодняшний день так и нет достоверных доказательств того, что именно фреон R22, применяемый в большинстве современных холодильных установок, так опасен для озонового слоя. Есть расхожее мнение о том, что причина дискриминации R22 — чисто экономический интерес производителей.

Как выбрать подходящий хладагент для системы кондиционирования

Узнайте, как выбрать идеальный хладагент для вашей системы кондиционирования! Важным аспектом работы кондиционера является правильный выбор хладагента, который обеспечит эффективность и надежность работы системы. В нашей статье мы поделимся с вами полезной информацией о различных типах хладагентов и поможем определиться с наиболее подходящим вариантом для ваших потребностей.

Хладагенты или фреоны — это группа галогеносодержащих газообразных углеводородов, которые за счёт уникальных характеристик нашли широкое применение при изготовлении холодильного оборудования. Популярность веществ в первую очередь обуславливается способностью менять агрегатное состояние, впитывать тепло при испарении и удалять его в окружающее пространство при конденсации. На сегодняшний день в промышленных отраслях используют около 50 марок фреонов. Ознакомление со свойствами самых популярных из них поможет разобраться, какой хладагент лучше для кондиционера

Хладагенты для кондиционеры.png

Фреоны удобны и безопасны в работе, не имеют цвета, не источают запахов при нагревании, демонстрируют термохимическую инертность — не вступают в реакцию с кислотами и щелочами. В список горючих и взрывоопасных химических соединений не входят, даже при контакте с сильным огнём не воспламеняются. Хладоны хорошо растворяются в керосине, уайт спирите, других углеводородных растворителях, но в воде остаются нерастворимыми.

Типы и характеристики хладагентов

Типы хладагентов.png

Появление фреонов относится к 30-м годам прошлого столетия. До этого времени в качестве холодильных агентов применялись такие токсичные газы, как метилхлорид, аммиак, диоксид серы. Во избежание отравления домочадцев, первые холодильники владельцы старались держать в хозяйственных помещениях и на заднем дворе. Но несмотря на то, что нынешние фреоны считаются самыми распространёнными в мире, интерес к ним не утихает.

Учёные стремятся найти наиболее безопасные для человека и окружающей природы варианты углеводородов. Первые версии R12 и R22, которые начали революционный переворот в холодильной индустрии, но разрушали озоновой слой планеты, уже сошли с круга. Им на смену пришли новые лучшие типы хладагентов для кондиционеров.

R407С

R407С хладагент.png

Холодильный агент R407С, который не оказывает негативного влияния на озон, стал неоспоримой альтернативой канувшей в лету марке R12. В состав прогрессивной версии разработчики включили три фреона, каждый из которых вносит свою лепту в рабочие характеристики сплит-системы:

  • R32 повышает энергоэффективность и продуктивность работы;
  • R125 улучшает свойства пожарной безопасности;
  • R134А гарантирует стабильное давление в холодильном контуре.

Одновременно с улучшением характеристик поднялась и цена. Фреон R 407С стоит дороже своих предшественников, а также требует большей прочности контура. Даже при незначительной утечке холодильный газ начнёт терять свойства, так как его компоненты улетучиваются с разной скоростью и этим нарушают баланс состава. Единственным способом исправить положение станет полная перезаправка сплита. Хладагент с маркировкой R 407С востребован для применения в промышленных и полупромышленных кондиционирующих устройствах.

R410А

Кондиционер заправленный R410А.png

Хладон R410А представляет собой смесь, которая не содержит хлора и не оказывает вредного влияния на организм человека. В состав хладагента включены два газа в пропорции 50:50 — дифторметан R32 и пентафторэтан с маркировкой R125. Компоненты имеют одинаковые показатели температуры кипения и скорости испарения. По сути, в этих характеристиках кроются основные преимущества марки перед мощным «соседом» R407С.

При разгерметизации холодильного контура баланс состава фреона R410А изменяться не будет, благодаря чему для восполнения утечки достаточно выполнять только дозаправку. Без полной перезаправки нельзя обойтись только в случае, когда потери газа приближаются к 40-45%. Плюсы хладагента дополняет отменная холодопроизводительность при минимальном потреблении электроэнергии.

R32.png

Несмотря на то, что экологичный дифторметан R32 входит в состав углеводородов R410А и R407С, сегодня он выделен в отдельный вид фреонов. Холодильный агент с низкой температурой кипения обладает малой вязкостью и плотностью, быстро совершает фазовый переход из газовой формы в жидкую. Самовозгорается только при температуре 650оС. Нетоксичный и экономичный в расходе дифторметан способен:

  • на 4-6% повысить холодопроизводительность 4-киловатного кондиционера;
  • на 10-12% уменьшить энергопотребление;
  • сократить расходы на техобслуживание климатического оборудования.

Дополнительную заправку охлаждающего контура можно спокойно выполнять без полного удаления остатков хладона. На комфортном однокомпонентном газе R32 работает большая часть элитных мульти сплит-систем нового поколения.

Какой хладагент лучше для кондиционера

Производители и эксперты позиционируют фреон R32 как продуктивный и наиболее подходящий для использования в бытовых кондиционерах хладагент. Свою стоимость прогрессивный углеводород окупает экологической чистотой и рабочими характеристиками. Проверенный временем охладитель имеет низкий коэффициент глобального потепления — ПГП, не причиняет вреда природе и здоровью человека, улучшает функционирование климатической техники. Холодильный агент R32 отлично подходит для замены R410A в существующих видах сплит-систем.

Сколько фреона в домашнем кондиционере

Однозначно ответить, какое количество хладагента находится в бытовом сплите, сложно. Всё зависит от мощности компрессора и длины коммуникаций от внутреннего до наружного блока. Поскольку в большинстве случаев такая трасса не бывает длиннее 3-10 м, производители заправляют кондиционер с учётом указанного параметра. Точная информация о марке и стандартном количестве рабочего вещества отражается в техническом паспорте модели. Примерно для работы прибора холодопроизводительностью 2-2,2 кВт необходимо 500-700 г фреона, 3,6-3,9 кВт — 800-900 г, при мощности 6-6,4 кВт — от 1400 до 1700 г.

Признаки переизбытка хладагента

Какой бы ни был тип хладагента в кондиционере, он должен находиться в оптимальном количестве. Для работоспособности агрегата одинаково вредны, как избыток, так и недостаток. Оба отклонения увеличивают нагрузку на компрессор и приводят к перегреву узла. О переизбытке холодильного агента после дозаправки свидетельствуют следующие факторы:

  • снижение производительности устройства и качества охлаждения воздуха;
  • повышение давления в приборе;
  • слабое охлаждение фреона;
  • разгерметизация контура;
  • выход из строя или сбои в работе конденсатора.

При избыточной перезаправке может наблюдаться обмерзание испарителя, самопроизвольное отключение агрегата после 10-минутной работы по причине срабатывания датчика давления.

Самостоятельно предпринимать какие-либо действия для устранения неполадок не нужно. Для нормализации работы оборудования необходимо вызвать мастера специализированного сервисного центра.

Признаки недостатка хладагента

Климатическая техника для домашнего пользования поставляется полностью готовой к установке, охладителем заправляется на производстве. Если мастера устанавливают кондиционер по всем правилам, дозаправка не понадобится несколько лет. Но если кондиционирование комнат стало ухудшаться, на штуцерах и местах соединения трубок появилась ледяная корка, а на внешнем блоке иней, значит заводской заправки стало не хватать. Пришла пора восполнить недостаток фреона.

Какой расход хладагента у домашнего кондиционера

Холодильный контур сплит-системы герметичен, хладон постоянно циркулирует по замкнутому кругу, но при нормальном режиме работы наружный блок за год теряет от 6 до 8% фреона. Заметное уменьшение количества газа-охладителя происходит только при утечке. Единственные точки доступа, через которые можно проверить хладагент, это краны внешнего модуля.

Как понять, когда и каким количеством фреона дозаправить кондиционер

Различные виды хладагентов.png

Высокопроизводительное климатическое оборудование — удовольствие недешёвое, поэтому самостоятельно диагностировать и устранять проблемы в работе не стоит. Дилетантское вмешательство и выполнение заправки «на глазок» может нанести устройству непоправимый вред.

Если снижается качество обдува, появляется неприятный запах затхлости и медленно охлаждается воздух, нужно без промедления звонить в сервисный центр. Опытные холодильщики определят, какой хладагент в кондиционере вашей модели и сколько нужно фреона для заправки. Такие расчёты производятся на базе показателя давления в охлаждающем контуре, которое определяется с помощью двух манометров.

Маленький совет. Чтобы продлить период службы кондиционера, предупредить утечку хладона и возникновение поломок, не забывайте 1-2 раза в год приглашать мастера для профилактического осмотра и дозаправки техники.

Как заправить кондиционер

Заправка агрегата фреоном — это ответственный технологический процесс, который требует опыта и специальных знаний. Если чувствуете, что сумеете разобраться с типом хладагента в кондиционере и правилами дозаправки, можно браться за работу.

Для начала следует изучить инструкцию по
техобслуживанию и эксплуатации сплита. Затем собственными руками необходимо
провести осушение системы азотом, сделать обработку вакуумным насосом и
проверить герметичность. На последнем этапе нужно с помощью весов и электронной
манометрической станции аккуратно и бережно заправить сплит-систему хладоном.
Если сомневаетесь в своём мастерстве, не располагаете необходимым инструментом
и оборудованием, доверьте заправку профессионалам.

9 лучших хладагентов

Алена Усманова

В большинстве современных холодильников в заводских условиях на данный момент особенно активно используется всего два хладагента – R600a и R134а. Но помимо них существуют и другие фреоны, которые могут оказаться лучшими в плане энергоэффективности, простоты заправки, холодопроизводительности. Ко всем подобным веществам предъявляются повышенные требования в плане озонобезопасности и потенциала глобального потепления, именно поэтому некоторые варианты старого поколения постепенно выходят из оборота. В этом рейтинге вы найдете хладагенты, которые в данный момент более или менее активно применяются для заправки холодильников.

Топ-9. R22

Этот фреон может использоваться во всех холодильных установках старого типа, совместим с большинством видов масел.

  • Средняя цена: 8750 руб.
  • Страна: Россия
  • Объем: 13.6 кг
  • Температурный диапазон: низкотемпературный
  • Критическая температура: 96.13°C
  • Критическое давление: 4.98 МПа
  • Воспламеняемость: нет
  • Токсичность: нет

Универсальный, но уже устаревший хладагент, область применения которого сейчас ограничена из-за повышенных требований к безопасности для озонового слоя и потенциала парникового эффекта. Используется только для систем старого образца, для современных холодильников не пригоден. Но для устаревших систем он универсален, подходит для любых типов компрессоров, терморегуляторов и совместим почти со всеми видами масел, но все же предпочтительно выбирать минеральное. Если бы не наличие в продаже более современных хладагентов нового поколения, фреон R22 можно было бы считать одним из самых эффективных вариантов в виду отличных теплодинамических и теплофизических свойств.

  • Подходит для бытовых и промышленных холодильников
  • Не воспламеняется на воздухе, не токсичен
  • Универсален, подходит для всех типов компрессоров
  • Отличные теплофизические и теплодинамические свойства
  • Низкая температура нагнетания
  • Хладагент старого поколения, влияет на озоновый слой
  • Не подходит для новых современных холодильников

Топ-8. R32

  • Средняя цена: 3500 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 10 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 78.1°C
  • Критическое давление: 5.78 МПа
  • Воспламеняемость: да
  • Токсичность: нет

R32 чаще применяется в системах кондиционирования, нежели в холодильниках. Но он часто используется в качестве добавки к другим фреонам для лучшей энергоэффективности и холодопроизводительности. В чистом виде заливается в системы редко из-за повышенной взрывоопасности. С другой стороны, однокомпонентный состав дает возможность проводить дозаправку, несмотря на остаточное количество хладагента. Поэтому в климатическом оборудовании некоторых известных компаний (например, Daikin) этот фреон встречается нередко. Для сравнения – по техническим характеристикам R32 схож с R410, но является менее вязким, что уменьшает скорость расходования.

  • Низкая скорость расходования
  • Экологичность, отсутствие токсичности
  • Высокая холодопроизводительность и энергоэффективность
  • Взрывоопасен, не используется в чистом виде
  • Чаще применяется в кондиционерах, чем в холодильниках

Топ-7. R290

  • Средняя цена: 1900 руб.
  • Страна: Россия
  • Объем: 5 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 96.7°C
  • Критическое давление: 4.25 МПа
  • Воспламеняемость: да
  • Токсичность: нет

Использование R290 для заправки бытовых, промышленных холодильников, тепловых насосов и другого подобного оборудования целесообразно с точки зрения его невысокой стоимости и отсутствия токсичности. Важную роль играет и совместимость с любыми конструкционными материалами, недорогими минеральными маслами. К плюсам можно отнести и низкую температуру на выходе из компрессора. При всех своих достоинствах хладагент этого типа обеспечивает довольно высокую холодопроизводительность. Но есть и причины, из-за которых не все готовы работать с фреоном R290. Это требования к конструктивным особенностям оборудования (увеличенный размер компрессора) и взрывоопасность.

  • Высокая холодопроизводительность
  • Низкая температура на выходе из компрессора
  • Продлевает ресурс работы компрессора
  • Хорошо совместим с недорогими минеральными маслами
  • Взрывоопасен, требует осторожности при работе
  • Нужен увеличенный размер компрессора

Топ-6. R410A

Этот фреон не воспламеняется, не токсичен для человека, не оказывает разрушительного действия на озоновый слой.

  • Средняя цена: 3300 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 11.3 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 72.13°C
  • Критическое давление: 4.926 МПа
  • Воспламеняемость: нет
  • Токсичность: нет

Фреон нового поколения имеет достаточно высокую удельную холодопроизводительность, не оказывает негативного влияния на озоновый слой, не воспламеняется, не токсичен для человека. Применяется он в системах кондиционирования высокого давления, промышленных и бытовых холодильниках. Подходит не для всех моделей, при заправке нужно учитывать особенности конструкции, характеристики компрессора, запас прочности холодильного контура. Но зато в случае утечки оставшийся фреон сохраняет все свои свойства, поэтому процесс дозаправки предельно простой. Хладагент вполне пригоден для использования в обычных бытовых холодильниках, но только при условии соответствия характеристик установленного в нем оборудования.

  • Высокая энергетическая эффективность
  • Безопасность для окружающей среды и человека
  • Возможность дозаправки без слива фреона
  • Относится к новейшему поколению хладагентов
  • Высокое рабочее давление
  • Подходит не для всего оборудования

Топ-5. R404A

  • Средняя цена: 3600 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 10.9 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный, низкотемпературный
  • Критическая температура: 72.1°C
  • Критическое давление: 3.732 МПа
  • Воспламеняемость: минимальная
  • Токсичность: нет

R404А разрабатывался как озоносберегающий заменитель R502. Это достаточно эффективный фреон, представляющий собой смесь нескольких разных хладагентов – R143a, R125 и R134a. Применяется он как в среднетемпературных, так и низкотемпературных агрегатах. Но в бытовых холодильниках используется редко, основное назначение – заправка промышленных среднетемпературных и морозильных камер. По свойствам хладагент неплохой – для него характерна экономичность в использовании, большая длительность эксплуатации, простота дозаправки.

  • Эффективен для использования в морозильных камерах
  • Долго сохраняет свойства, экономичен в использовании
  • Не опасен для человека в случае утечки
  • Простая дозаправка контура холодильника при утечке
  • Увеличивает ресурс работы компрессора
  • Чаще используется в промышленных холодильниках

Топ-4. R407C

При дозаправке холодильного оборудования в случае утечки не нужно сливать остатки фреона из системы, поэтому он максимально прост в работе.

  • Средняя цена: 3600 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 11.3 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 86.5°C
  • Критическое давление: 4.6 МПа
  • Воспламеняемость: нет
  • Токсичность: нет

Комбинированный хладагент имеет следующий состав — R32 (23%) + R125 (25%) + R134a (52%). Каждый из используемых здесь фреонов придает смеси определенные свойства – увеличение производительности, предотвращение возгорания, контроль рабочего давления соответственно. Спектр использования широкий – это могут быть бытовые и промышленные холодильники, кондиционеры, тепловые насосы. Одной из причин выбора этого фреона во многих случаях является возможность дозаправки оборудования после утечки без полного слива оставшегося в системе хладагента. Кроме простоты ремонта, принимают во внимание безопасность, отсутствие токсичности и взрывоопасности.

  • Безопасность, не горюч, не токсичен
  • Легкая дозаправка в случае утечки хладагента
  • Высокая холодопроизводительность
  • Широкая сфера применения, в бытовом и промышленном оборудовании
  • Нельзя комбинировать с минеральными маслами
  • Компоненты не образуют однородной смеси

Топ-3. R507

Этот фреон имеет высокую холодопроизводительность, небольшой расход и снижает энергопотребление холодильников, являясь одним из самых экономных хладагентов.

  • Средняя цена: 3600 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 11.3 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный, низкотемпературный
  • Критическая температура: 70.9°C
  • Критическое давление: 3.794 МПа
  • Воспламеняемость: нет
  • Токсичность: нет

Довольно распространенный сейчас хладагент, чаще всего используемый в промышленных, транспортных, торговых холодильных установках, льдогенераторах. Представляет собой азеотропную смесь, которая по свойствам мало отличается от однокомпонентных фреонов. Во время заправки вещество может быть в жидком или газообразном состоянии, что дает возможность дозаправки в случае утечки. При заправке холодильника, работающего на R404A, можно смело использовать R507, не меняя ничего в конструкции. При этом холодопроизводительность даже возрастает на 1-3% в зависимости от типа холодильника.

  • Высокая холодопроизводительность
  • Низкий эксплуатационный расход
  • Простота заправки и возможность дозаправки
  • Безопасность, нет влияния на озоновый слой
  • Снижает энергопотребление холодильников
  • Редко используется для бытовых холодильников

Топ-2. R134A

Стоимость фреона за большой баллон 13.6 кг составляет около 4500 рублей. С учетом его распространенности это совсем недорого.

  • Средняя цена: 4500 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 13.6 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 101.5°C
  • Критическое давление: 4.06 МПа
  • Воспламеняемость: нет
  • Токсичность: нет

Этот хладагент довольно часто используется в бытовых холодильниках и морозильных камерах в основном из-за безопасности. Он не токсичен и не горюч. Но по сравнению с самым распространенным фреоном R600a он имеет меньшую энергоэффективность, иногда приводит к образованию засоров в холодильной системе. Он безопасен для озонового слоя, но в то же время имеет очень большой потенциал глобального потепления, с чем связан постепенный отказ производителей холодильников от этого хладагента. Еще одна причина – для корректной работы компрессора требуется достаточно большое количество газа, в случае дозаправки также нужен немалой объем.

  • Не горючий, высокая пожаробезопасность
  • Не токсичен, безопасен для человека
  • Не содержит хлор, не разрушает озоновый слой
  • Провоцирует засоры в холодильной системе
  • Холодильники на R134A потребляют много электроэнергии
  • Совместим только с дорогими синтетическими маслами

Топ-1. R600a

Хладагент R600a используется в большинстве современных холодильников, поэтому является самым популярным и распространенным.

По сравнению с другими хладагентами фреон R600a стоит относительно недорого – около 1800 рублей за баллон 6.5 кг.

  • Средняя цена: 1800 руб.
  • Страна: Китай
  • Объем: 6.5 кг
  • Температурный диапазон: среднетемпературный
  • Критическая температура: 135°C
  • Критическое давление: 3,65 МПа
  • Воспламеняемость: да
  • Токсичность: нет

Один из самых распространенных хладагентов, который используется в большинстве современных холодильников и морозильных камер. Это связано с малой токсичностью и отличной энергоэффективностью. Хладагент этого типа обеспечивает тихую работу устройства и сниженное потребления электроэнергии. Но если холодильник работал на другом фреоне, для его замены на R600a придется менять и компрессор, так что ремонт обойдется дорого. Но так как именно этот хладагент чаще всего используется в заводском изготовлении холодильников, на сегодняшний день его можно назвать самым распространенным и популярным, имеющим очень неплохие рабочие характеристики по сравнению с уже устаревшими фреонами.

Хладагенты для кондиционеров

Сегодня кондиционер установлен практически в каждом доме, поэтому многие знают, что любой кондиционер или любое холодильное оборудование чаще всего работает на холодильном агенте, которым выступает фреон или смеси других газов, обладающих специальными свойствами. Хладагент в кондиционере предназначен для охлаждения воздушных потоков, именно благодаря ему и происходит создание и поддержание оптимального температурного режима в помещении, так как если произойдет протечка хладагента, то вся система перестанет функционировать. Для чего необходимо знать, на каком хладагенте работает кондиционер? Это связано с безопасностью не только пользователей, но и всей экосистемы в целом, так как многие виды хладагентов уже не используются в развитых странах и запрещены по условиям Монреальского протокола, так они разрушают озоновый слой и способствуют глобальному потеплению.

В этой статье мы рассмотрим, какие существуют хладоны для кондиционеров, какие из них уже вышли из употребления и какие являются относительно безопасными.

Что такое фреон

В данном случае под фреоном подразумевается любой хладагент или хладон. Фреон относится к инертным невзрывоопасным химическим соединениям. Он может быть как в жидком, так и в газообразном состоянии. В кондиционере фреон постоянно меняет свое состояние и переходит из жидкого в газообразное.

Согласно Монреальскому протоколу, к фреонам, используемым в кондиционерах, должны применяться три следующих требования:

  • Хладагент должен быть экологичным и не разрушать озоновый слой.
  • Он должен быть низкой плотности и высокой теплопроводности.
  • Хладагент должен быть невзрывоопасным и быть совместимым с материалами и веществами, используемыми при производстве и эксплуатации кондиционера.

Виды фреона, используемые в кондиционерах

Холодильный агент R12 или дифтордихлорметан. Этот хладагент активно использовался в климатическом оборудовании в 30-х годах, однако после подписания Монреальского протокола он был запрещен к использованию из-за его разрушающих свойств озонового слоя. Сегодня он иногда продолжает встречаться в некоторых кондиционерах, но чаще всего это происходит в странах с развитой контрабандной сетью и связано с нелегальными поставками хладагентов.

фреон 22, 410, 404, 407, 600, 32

На фото: Виды фреона

Фреон R-22 или дифторхлорметан. Данный хладон использовался наряду с R-12, но R22 более экологичен чем R12 однако, для того чтобы перейти на него со старого хладагента, потребуется вносить существенные изменения в саму систему. Это хладагент был популярен очень долгое время благодаря невысокой стоимости и высоким охлаждающим свойствам, но стоит отметить, что он все же пагубно влияет на озоновый слой. Поэтому, согласно монреальскому протоколу, многие страны либо совсем отказались от его использования, либо снизили процент оборудования, которое работает на данном виде хладагента. Россия прекратит использовать фреон R-22 к 2030 году, сейчас еще можно встретить относительно небольшой процент кондиционеров, работающих на 22 фреоне, чаще его все же используют для холодильных машин, холодильников бытового и профессионального назначения. R22 активно применяется в автомобильных холодильниках.

Фреон R422d разработан в качестве замены R22, для того чтобы заменить старый фреон на новый, нужно только заменить осушающий фильтр. Данный фреон не запрещен на сегодняшний день, так как не разрушает озоновый слой, но все же может быть выведен из обращения из-за его сильного влияния на процесс глобального потепления.

Хладон R290 используется в промышленных холодильных машинах, в промышленных кондиционерах и в холодильниках, используемых в быту. Он не оказывает негативного воздействия на озоновый слой и потепление, но относится к группе веществ, отличающихся повышенной пожароопасностью. Но благодаря своим характеристикам – инертность, химическая стабильность и оптимальная стоимость — очень востребован на рынке.

Хладагент R-404a также используется в качестве альтернативы R22, но он не стал популярным из-за его состава, в который входят три хладагента – R125,134a и 143a. Именно поэтому при утечке данный вид хладагента не подлежит дозаправке, так как необходимо будет слить весь оставшийся фреон и только потом заправлять кондиционер снова. Это влечет за собой дополнительные расходы. 404 хладон не применяется широко в бытовых сериях климатического оборудования также из-за его негативного влияния на глобальное потепление.

Хладагент R407 также выступает в качестве аналога 22 фреона, чаще всего используется для замены старого фреона. При замене фреона также потребуется замена масла. 407 фреон широко применялся во всех типах климатического оборудования – в бытовых линейках, в полупромышленных и промышленных кондиционерах. Его разрушительный коэффициент озонового слоя равен нулю, но все же он влияет на глобальное потепление. Так как данный вид фреона не является однокомпонентным, то при его утечке необходимо полностью сливать остатки фреона и заправлять кондиционер снова полностью.

R134 или тетрафторэтан является однокомпонентным веществом, благодаря чему при утечке он подлежит частичной дозаправке. Этот вид хладагента также является заменой 22 и 12 хладонам. Хотя он не является горючим и токсичным, следует помнить, что при высокой температуре R134 может образовывать фторводород, который является опасным для человека. Тем не менее, он широко используется в автомобилях, бытовых климатических системах, а также в тепловых насосах и промышленных климатических системах. Согласно монреальскому протоколу R134 запрещен во многих странах.

Хладагент R1234 yf является более безопасным аналогом 134 фреону, но стоит значительно дороже. По своим характеристикам он значительно превосходит 134 фреон – имеет меньший коэффициент влияния на окружающую среду. Сегодня он чаще используется в автомобильном производстве, однако ожидается увеличение доли продаж и снижение его стоимости в ближайшее время, а также его активное применение в климатическом оборудовании бытового, промышленного и полупромышленного назначения.

Хладагент R410a один из наиболее широко используемых хладонов в системах кондиционирования на сегодняшний день. В его состав не входит хлор, поэтому он не разрушает озоновый слой. Он подходит как для дозаправки, так и для полной заправки нового оборудования. Однако с учетом его многокомпонентности при утечке более 50% фреона необходима его полная замена. Стоит отметить, что при всех высоких характеристиках 410 хладона, он все же негативно влияет на глобальное потепление.

Фреон 32 – более безопасный аналог 410 фреона. Его индекс потенциала глобального потепления значительно ниже, поэтому использование данного вида хладагента предпочтительнее. Помимо этого 32 фреон отличается меньшей вязкостью, что позволяет значительно увеличить эффективность, также это значительно снижает расход фреона.

R600А или изобутан активно используется в холодильном оборудовании, но во многих странах запрещен к использованию в бытовой линейке кондиционеров из-за своей высокой воспламеняемости. Однако благодаря низкой стоимости и высокой энергоэффективности он становится очень популярным.

Фреон 507a является альтернативой 404 фреону. При необходимости возможно дозаправки любым из этих фреонов.

На данный момент изобретено более 65 видов холодильных агентов и все они, в той или иной мере, применяются.

Сколько необходимо хладагента для кондиционера

Для того чтобы узнать точное количество фреона, необходимо знать модель кондиционера, вид фреона, а также длину трассы. Производитель всегда указывает примерное количество фреона на любом кондиционере, в этот расчет заложена заправка кондиционера с учетом трассы от 4 до 10 м. Если длина трассы будет превышать данный показатель, то рекомендуется, в среднем, добавить до 30 гр. на каждый дополнительный метр.

Как часто нужно дополнительно заправлять кондиционер

Чаще всего кондиционер требует скорой дозаправки, если он был установлен неправильно и в системе наблюдается протечка, поэтому фреон может выйти из холодильного контура. В ином случае кондиционер прослужит долгие годы, прежде чем может потребоваться дозаправка фреона. В любом случае необходимо всегда производить сервисное обслуживание кондиционера, и, в случае необходимости, специалисты скажут, когда потребуется дозаправить климатическую систему.

Как самостоятельно можно понять, что происходит утечка фреона? Это можно увидеть по определенным неполадкам в кондиционере:

  • Снижается эффективность работы кондиционера. Вместо холодного воздуха кондиционер начинает выдувать теплый, даже если пользователем установлена низкая температура.
  • Если внутренний блок имеет дисплей, то на нем появится соответствующий код ошибки.
  • Происходит обмерзание испарителя.

Процесс заправки кондиционера хладагентом

Сразу отметим, что дозаправка кондиционера должна производиться специалистом. Для того чтобы правильно заправить кондиционер, необходим целый перечень специальных инструментов: вакуумный насос, весы, набор ключей, манометрический коллектор, шланги и т.д.

Инструменты для заправки кондиционера

На фото: вакуумный насос, весы, набор ключей, манометрический коллектор, шланги

Для начала необходимо найти место утечки фреона, для этого есть целый перечень способов, специалист выберет самый оптимальный. Далее происходит определение количества оставшегося фреона и специалист, исходя из вида хладагента, будет решать, спускать ли весь фреон или можно дозаправить кондиционер. Дозаправка происходит с обязательным отслеживанием давления во всей системе.

Самое главное — доверить этот процесс профессионалам, иначе это может привести к выходу кондиционера из строя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *