Как заправить кондиционер автомобиля своими руками
Автокондиционер является агрегатом, создающим и поддерживающим в салоне автомобиля заданный микроклимат. Кондиционер авто, так же как и любое другое оборудование, требует своевременного обслуживания. Именно поэтому, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, требуется периодическая дозаправка кондиционера автомобиля, чистка системы кондиционирования, и ряд других процедур, предотвращающих выход его из строя. Те автовладельцы, которые часто пользуются кондиционером, скорее всего, уже не раз посещали сервис центры по его обслуживанию, уплачивая энную сумму денег (цена заправки кондиционера авто стартует от 1000 руб.). Однако на этой процедуре можно сэкономить, о том, как производится самостоятельная заправка автокондиционера и расскажем в нашей статье.
Принцип работы автокондиционера
Прежде чем приступать заправке кондиционера в машине своими руками, дабы процедура была успешной, желательно разобраться с устройством и принципом его работы. Система имеет три основные части:
— компрессор;
— конденсатор;
— испаритель.
Процесс кондиционирования происходит приблизительно так:
Фреон, циркулирует по замкнутому контуру, проходя все 3 части.
Компрессор кондиционера сжимает газ и повышает его температуру.
Далее хладагент (уже горячий и под давлением) поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется (становится жидким).
После чего фреон идет в контур с высоким давлением и подводится к расширительному клапану, где распыляется и попадает в испаритель.
Именно в испарителе и происходит процесс охлаждения, поскольку там хладагент подвергается испарению, как следствие из воздуха отводится тепло, а он охлаждается.
В замыкание кругооборота фреон снова поступает в компрессор (в виде холодного газа) по стороне низкого давления, а там процесс обратно повторяется.
Как часто заправлять кондиционер в машине?
В процессе работы автокондиционера происходит небольшая утечка фреона. Норма такой потери газа за 1 год может достигать до 15%. Так что, каждые три года, если не случалась разгерметизация контура, в машине требуется заправлять хладагент в кондиционер. А в том случае, когда автомобиль уже довольно старенький, естественная утечка еще больше, поэтому заправка может потребоваться на год чаще, но метод заправки будет аналогичным.
Когда имеется большая утечка фреона, заправлять кондиционер автомобиля не имеет смысла, нужно сначала определить поврежденный участок и устранить (это можно сделать только на специализированном сервисе с применением ультрафиолета).
Когда утечка фреона больше нормы, то, скорее всего:
— либо трубки системы кондиционера через механическое/коррозийное повреждение потеряли герметичность;
— либо внутри конденсатора появились коррозийные процессы.
Какой фреон в автомобильном кондиционере?
Ранее для заправки кондиционера использовали фторосодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.
Количество фреона в кондиционере автомобиля
Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.
Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.
Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.
Долив масла при заправке кондиционера
В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?
Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).
Вакуумирование кондиционера своими руками
Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера!
Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладогента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.
Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:
Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.
После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.
Оборудование для заправки кондиционера авто
Самостоятельная заправка автокондиционера требует как базовых навыков, так и определенного комплекта оборудования. Поэтому, для проверки давление в системе и последующей заправки автомобильного кондиционера, нужно приобрести:
— метрологическую станцию;
— шланги;
— переходник с краном, позволяющий подключится к системе;
— баллон хладагента соответствующего типа (R-12 или R-134а).
Все необходимое оборудование для заправки кондиционера автомобилей своими руками можно приобрести в любом автомагазине.
Стандартный магазинный комплект для заправки подключается следующим образом:
Баллон с фреоном, на нем имеется резьба и плоскость, которая прокалывается иглой во время подсоединении переходника (когда такой переходник с краником отсутствует, то нужно докупить отдельно).
Соединительная муфта дает возможность подключить через тройник, манометр и шланг.
Другой конец шланга подключается к метрологической станции (приобретается отдельно) к которой подсоединяется еще один шланг.
Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?
Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).
Заправка автокондционера производится в магистраль низкого давления, поэтому, первым делом вам понадобится найти нужный штуцер. Чтобы исключить заправку со стороны высокого давления, размеры входных отверстий различны. У некоторых моделей колпачки штуцеров обозначаются буквами «H» и «L» или имеют разный цвет.
При откручивании краника магистрали низкого давления, тщательно протирайте сам колпачок и участок трубки тряпкой, чтобы внутрь не попала пыль или мусор.
Этапы самостоятельной заправки автокондиционера
Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.
Итак, чтобы заправить фреон в систему автокондиционера, делаем следующее:
Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его.
На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования.
Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа.
Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум.
Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе).
Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра.
Давление в магистрали низкого давления не должно превышать 285 кПа и в идеале должно составлять на 10 единиц меньше. Превышение максимально допустимого давления может привести к выходу из строя компрессора.
Чтобы понять правильно ли заправляется система, можно посмотреть в окошко фильтра-осушителя — если там не наблюдается пузырьков и видна прозрачная жидкость, значит, вы все делаете правильно.
Как только в салон пойдет прохладный воздух (около 5-8 C°), а шланг возле штуцера низкого давления будет холодным, как лед, процедуру заправки кондиционера машины можно завершить.
Как продлить строк службы кондиционера на автомобиле?
Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:
— периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
— в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.
Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками. Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО. Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.
Как заправить автокондиционер? Самостоятельная заправка
В интернете есть огромное количество статей по заправке автокондиционеров, но все они описываются для дорогих автоматических заправочных станций. В нашей статье мы опишем как осуществляется заправка автокондиционера с помощью простой ручной заправочной станции с описанием последовательности действий и подробностями. Ручная заправочная станция это наиболее распространенное бюджетное оборудование для ремонта автокондиционера, научившись пользоваться которой будет не страшно ремонтировать автокондиционер любым оборудованием.
Данная информация будет полезна как юному автолюбителю так и механику со стажем.
Когда необходимо осуществлять заправку автокондиционера? Для нового автомобиля заправка кондиционера рекомендуется 1 раз в 2–3 года, для автомобиля возрастом в 6–10 лет заправка кондиционера авто нужна уже 1 раз в год. В остальных случаях необходимо руководствоваться наличием неисправностей системы кондиционирования.
Устройство
Ручные заправочные станции (возьмем, к примеру, станцию заправочную СМ-96) состоят из:
- Стойка — это, как правило, металическая конструкция, предназначенная для крепления всего навесного оборудования. Это гораздо удобнее чем носить с собой оборудование в разборе. Стоимость, как правило, невысокая, легкая, компактная;
- Вакуумный насос — один из основных агрегатов данной системы, от его производительности и максимального вакуума зависит скорость вакуумирования системы и ее качество. Как правило, все заправочные станции эконом класса оборудуются вакумным насосом с производительностью не меньше 51 л/мин (есть, конечно, производители, которые устанавливают насосы меньше с целью снизить себестоимость и продать подороже, но это уже на их совести). Это позволяет вакуумировать систему легкового автомобиля в среднем за 15 мин. Как показывает практика, этого вполне достаточно для легкового автомобиля. Максимальный вакуум у таких насосов, как правило, составляет 2 Па (одноступенчатый вакуумный насос). Можно приобрести насос двухступенчатый, вакуум будет глубже, но значительных преимуществ он не даст, но цену насоса увеличит сильно. Если нужна более подробная информация про выбор насоса, то у нас на сайте есть статья «Что такое вакуум», там про это написано в подробностях;
- Манометрический коллектор — это два манометра, выполненных в одном корпусе, позволяющих определять вакуум и давление в системе и имеющих коллектор с разветвлениями для регулировки подачи;
- Заправочные шланги — объяснения, думаю, не нужны;
- Инжектор масла и красителя — это цилиндр с двумя крышками и шаровым краном. Данное приспособление необходимо для диагностики систем кондиционирования и заправки компрессора кондиционера маслом;
- Электронные весы предназначены для определения массы заправленного хладагента (фреона). Весы высокой точности, как правило, погрешность составляет около 2–5 г;
- Быстросьемные адаптеры предназначены для быстрого подключения/отключения к системе кондиционирования автомобиля;
- Вентиль (кран шаровый) служит для перекрытия магистрали к вакуумному насосу.
Схема подключения оборудования при заправке авто кондиционера и руководство по заправке:
Заправка автомобильного кондиционера
Заправка автомобильного кондиционера проводиться в следующем порядке:
- Подготовка;
- Диагностика системы кондицинирования;
- Устранение выявленных неисправностей;
- Вакуумирование системы (удаление пыли и влаги);
- Полная заправка системы.
Подготовка к заправке
Перед заправкой автомобильного кондиционера необходимо убедиться, что в системе отсутствует давление, а именно отсутствует старый хладагент.
Подготовить инструмент для диагностики и заправочную станцию для автокондиционера: убедиться, что все шланги герметичны и прикреплены к оборудованию плотно, в вакуумном насосе есть масло в необходимом количестве, все вентили у манометрического коллектора плотно закручены.
Диагностика системы кондиционирования
Диагностика системы кондиционирования проводится на анализ утечек и может определяться несколькими методами.
- Определение с помощью течеискателя, путем его расположения возле газовых трубок и других мест возможных утечек фреона;
- Определение с помощью красителя путем добавления его в систему. Дальнейшее обнаружение проводится с помощью ультрафиолетовой лампочки или ультрафиолетового фонарика;
- Определение с помощью заправочной станции. Вакуумирование системы и отслеживание давления с помощью манометра.
Определение утечек
Определение утечек с помощью специального красителя и ультрафиолетовой лампочки
- Убедитесь, что в системе отсутствует давление (хладагента нет);
- Подключить заправочные шланги: низкого давления (синий) к соответствующему штуцеру автомобиля, желтый (общий) к баллону с фреоном, красный подключается лишь в том случае, когда необходимо знать давление в магистрали нагнетания;
- Включить вакуумный насос;
- Открыть вентиль (шаровый кран) на вакуумном насосе, открыть вентиль низкого давления на манометрическом коллекторе (синий), открыть вентиль на инжекторе масла, открыть вентиль на быстросъемном адаптере;
- Подождать 10–15 минут пока вакуумный насос удалит воздух и влагу из системы;
- Закрыть вентиль (шаровый кран) вакуумного насоса;
- Закрыть вентиль инжектора масла;
- Отключить вакуумный насос;
- Добавьте краситель в инжектор масла;
- Откройте вентиль инжектора масла.
Краситель за счет разницы давлений поступит в систему кондиционирования. Когда инжектор опустошиться необходимо закрыть его вентиль. Подождать 5–10 минут, и с помощью ультрафиолетовой лампочки проверить возможные места утечек фреона. При их обнаружении исправность устранить.
Определение утечек с помощью создания вакуума в системе кондиционирвоания
Для определения утечек данным методом необходимо повторить предыдущих 5 пунктов и после этого выключить вакуумный насос. Записать указанное давление вакуума на манометрическом коллекторе и подождать 10–15 минут. Если по прошествию данного времени значение вакуума не измениось, то система герметична и можно приступать к полной заправке автокондиционера.
Полная заправка
Полная заправка системы кондицинирования автомобиля:
- Открыть вентиль (шаровый кран) на вакуумном насосе, открыть вентиль низкого давления на манометрическом коллекторе (синий), открыть вентиль на инжекторе, открыть клапан на быстросъемном адаптере;
- Включаем вакуумный насос и вакуумируем систему, примерно для легкового автомобиля вакуумировать необходимо 10–15 минут;
- Закрываем все вентили: на быстросъемном адаптере, на инжекторе, на манометрическом коллекторе (синий вентиль), на вакуумном насосе;
- Отключаем вакуумный насос;
- Откручиваем крышку на инжекторе масла и заправляем в цилиндр необходимое количество масла. Закручиваем крышку;
- Открываем вентиль у инжектора масла и на быстросъемном адаптере. Масло за счет разряжения попадет в систему;
- Запускаем двигатель, нажимая на педаль акселлератора поднимаем обороты до 1500 и фиксируем педаль (можно с помощью дощечки). Включаем кондиционер на максимум;
- Открываем вентиль на манометрическом коллекторе (синий) и на баллоне с фреоном (необходимо контроллировать массу баллона с помощью электронных весов. Т.е. если масса баллона до заправки составляла 15 000 г и заправить нам необходимо 700 г, то заправку осуществляем до 14 300 г. После чего закрываем вентиль на баллоне с фреоном. Необходимая масса для заправки указана на табличке закрепленной на капоте, фото как образец показано справа);
- После заправки необходимого количества фреона закрываем все вентили, отключаем оборудование.
При эвакуации фреона или же при утечки масло из системы практически не уходит, поэтому заправку масла в систему (пункты «7-8») необходимо проводить в том случае когда проводилась замена одного из элементов системы кондиционирования в которой находилось масло. К примеру если был неисправен испаритель и он менялся, то необходимо в систему заправить 20% (количество масла в испарителе) масла от общего количества для данного автомобиля.
При обычной заправки автокондиционера лишнее масло добавлять не рекомендуется.
Распределение масла по системе кондиционирования можно посмотреть в данной статье. Количество масла и его наименование для конкретно выбранного автомобиля можно узнать в базе данных по заправке, ее можно скачать с нашего сайта, см. раздел техническая литература.
Слив фреона из системы
Слив фреона из системы для ремонта компрессора (или радиатора) с последующей заправкой данного фреона назад в систему:
- Предварительно в систему необходимо добавить еще один заправочный шланг и пустой баллон из под фреона. Шланг подключить к запасному штуцеру общей магистрали оборудования. Там, где желтый шланг уже подключен, рядом есть свободный штуцер. Если он заглушен, то заглушку снять;
- Включить вакумный насос;
- Открыть вентиль на инжекторе, на манометрическом коллекторе (синий вентиль), на вакуумном насосе, на пустом баллоне из под фреона;
- Подождать пару минут пока насос вакуумирует систему;
- Закрыть вентиль (шаровый кран) на вакуумном насосе;
- Отключить вакуумный насос;
- Открыть вентиль на быстросъемном адаптере, фреон из-за разницы давлений начнет поступать в пустой баллон;
- После наполнения пустого баллона необходимо закрыть на нем вентиль;
- Закрыть остальные вентили и осуществить ремонт компрессора или радиатора;
- По окончанию ремонта проводим полное вакуумирование системы кондиционирования (как указано в разделе полная заправка: Заправлять ли масло и в каком количестве уже на ваше усмотрение);
- Заправляем назад старый фреон и осуществляем дозаправку системы уже новым фреоном.
Как правило, в новом фреоне необходимость будет, потому что часть фреона все равно улетучится.
Ну и на этом все.
Если есть вопросы, предложения или замечания, то пишите нам на почту или звоните по телефону. Будем очень рады ответить на все ваши вопросы. Все информация для связи в разделе «Контакты».
Заправка кондиционера в автомобиле: рекомендации профессионалов
Каждый автовладелец понимает, насколько важно создавать и поддерживать комфортный микроклимат в транспортном средстве. Эти функции выполняет кондиционер. Преимущества его использования очевидны, в то же время нельзя забывать, что, как и любое другое оборудование, он требует правильного, своевременного ухода
Чистка, заправка кондиционера автомобиля и другие процедуры должны проводиться своевременно, ведь они предотвращают поломки. Поговорим об устройстве и функционировании этой системы, рассмотрим принцип его работы. Это поможет вам обеспечить более длительную работу устройства без замен и ремонтов.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Устройство автомобильного кондиционера
- Диагностика кондиционера перед заправкой
- Заправка кондиционера автомобиля своими руками
- Как следить за исправностью автомобильного кондиционера
- Советы автолюбителей по контролю за работой кондиционера
Устройство автомобильного кондиционера
Каждый автомобилист должен знать, как работает кондиционер в его машине. Происходит это следующим образом: специальное вещество забирает и отдает тепло в результате смены агрегатного состояния. Все автокондиционеры похожи по принципу действия, их производят из одинаковых элементов.
Чтобы понять, как выполнить заправку кондиционера в автомобиле, нужно знать, из каких деталей состоит этот прибор:
- компрессор;
- конденсатор;
- испаритель;
- осушитель;
- дроссель или ТРВ;
- электрооборудование;
- магистрали.
Все эти детали связаны друг с другом, работают циклично, автокондиционер полностью герметичный. Далее подробно разберем, как работает каждый из элементов, чтобы лучше понять принцип действия этого оборудования.
- Компрессор
Задача компрессора – нагнетать хладагент, поэтому этот прибор создает давление, в результате чего фреон перемещается по каналам.
В зависимости от модели автокондиционера могут использоваться разные компрессоры. Чаще всего применяются приборы роторно-лопастного и поршневого типа. Также на машинах можно встретить комбинированные компрессоры, они работают по принципу Ванкеля и являются роторно-поршневыми.
Контур вокруг автокондиционера состоит из двух частей:
- с высоким давлением, к нему относятся все элементы до испарителя;
- с низким давлением – включается в себя магистраль соединения автокомпрессора с испарителем.
Также отличаются и виды привода автокомпрессора:
- Во многих машинах работа механических компрессоров основана на действии коленвала через ременную передачу. Конструктивные особенности следующие: узел отключения представляет собой электромагнитную муфту, чтобы вы могли использовать оборудование ежедневно.
- Во многих машинах с ДВС, а также в электрокарах установлены кондиционеры, в которых компрессор оснащен электрическим мотором.
- Комбинированный вариант привода означает, что компрессор может работать не только от коленчатого вала, но и от электрического двигателя, АКБ, когда автомобиль движется.
- Конденсатор
В конденсаторе происходит смена агрегатного состояния фреона: газ превращается в жидкость, в результате этого процесса выделяется тепловая энергия. Визуально конденсатор напоминает обычный алюминиевый радиатор, который соединяется с вентиляторами.
Для обеспечения конденсации фреона нужно отводить тепловую энергию. Для этого конденсатор располагают под радиатором системы охлаждения мотора. Поток воздуха уносит тепло от конденсатора: естественным образом, когда автомобиль движется, или принудительно за счет работы вентиляторов.
- Испаритель
Конструктивно испаритель напоминает радиатор. Его устанавливают в салоне машины под торпедо. Происходит испарение хладагента, он поглощает тепло из салона.
Для повышения эффективности работы автокондиционера испаритель оснащают электрокулером. После включения вентилятора образуется принудительный воздушный поток нужной силы.
Влага, содержащаяся в воздухе внутри машины, скапливается на испарителе, а затем через дренажные отверстия в днище авто выходит наружу.
- Осушитель
В результате непрерывных колебаний температуры влага, попадая в систему, переходит в состояние льда. Ледяные кристаллики повреждают основные узлы кондиционера: компрессор и шкив.
Чтобы не допустить этого, был добавлен такой конструктивный элемент, как осушитель. Он представляет собой емкость, в которой содержится специальный состав, он улавливает и собирает излишки влаги.
- Дроссель или ТРВ
Терморегулирующий вентиль (ТРВ) нужен для контроля давления в кондиционере. Также эта деталь необходима для запуска этапа испарения хладагента.
Дроссель есть не на всех автомобилях. Когда на машине установлен климат-контроль, скорее всего, автопроизводитель укомплектовал транспортное средство дросселем вместе аккумулятором. Первый выполняет функцию регулирующего давления клапана, второй нужен для сборки лишнего хладагента.
- Электрооборудование
Зачастую заправка и ремонт кондиционера в автомобиле требуется, если вышло из строя электрооборудование. Оно необходимо для того, чтобы:
- управлять и регулировать;
- поддерживать нужный температурный режим;
- принудительно подавать воздух.
Электрооборудование укомплектовано специальными датчиками: для фреона, а также на испарителе. Кроме того, термодатчики нужны для обеспечения автоматического включения и выключения радиатора. В зависимости от модели авто, схема подключения и количество устройств могут отличаться.
На торпедо обычно находится панель управления, чтобы вы могли выбрать режим работы автокондиционера. Для этого потребуется нажать на соответствующую кнопку.
- Магистрали
Стандартно магистрали подразделяются на две категории: с высоким и низким давлением.
В процессе нагнетания компрессором хладагента давление фреона значительно увеличивается – до 250–270 кПа. Из-за его сжатия температура сильно повышается – до 150 °С.
Магистрали высокого давления следует тщательно проверить, прежде чем устанавливать. Важно, чтобы они исправно функционировали, чтобы выдержать высокую температуру и большие нагрузки.
Прокладывать магистрали низкого давления можно с помощью стандартных трубок. По ним фреон перемещается без нагрузки, давление при этом такое же, как атмосферное, а температура небольшая.
Диагностика кондиционера перед заправкой
Осмотр оборудования и заправка кондиционера в автомобиле нужно начинать с диагностических мероприятий. Поскольку система кондиционирования устроена сложно, заправляя оборудование, нужно обратить внимание на возможные поломки, проверить, не течет ли фреон.
Для начала открываем капот и находим 2 сервисных порта высокого и низкого давления, а также компрессор. Чаще всего он расположен в области приводного ремня допоборудования, от него происходит вращение шкива компрессора.
Перед заправкой кондиционера в автомобиле фреоном выполняем предварительную диагностику. Алгоритм действий следующий:
- Осторожно откручиваем колпачки из пластика с сервисных портов, затем к ним подключаем станции для заправки кондиционера.
- По очереди открываем порты низкого и высокого давления. Изучаем показания манометров, чтобы определить давление фреона в системе. Если давление оптимальное, значит, в системе достаточный объем хладагента, и протечки нет.
- Затем заводим машину, включаем кондиционер и смотрим, как функционирует система. Важно обратить внимание на компрессор, включается ли приводная муфта, а также на то, как изменяется давление – для этого изучаем показания манометров.
- Как только включится муфта компрессора, в контуре низкого давления кондиционера понизится давление фреона, в контуре высокого давления, напротив, увеличится. Если давление меньше 10–12 бар, значит в систему нужно добавить хладагент.
- Нащупываем рукой толстую трубку контура низкого давления, проверяем температуру. Если она теплая, значит в системе недостаточно фреона.
Читайте также!
Если вы не смогли купить фреон и выполнить заправку кондиционера в автомобиле вовремя, компрессор будет непрерывно функционировать, чтобы поднять давление, однако накачать его он не сможет, при этом вы заметите, что кондиционер не охлаждает воздух. Нельзя допускать подобную ситуацию, поскольку в этом случае ДВС станет постоянно испытывать нагрузку, в компрессоре окажется недостаточно смазки из фреона, в результате он быстро выйдет из строя.
Заправка кондиционера автомобиля своими руками
Чтобы выполнить заправку кондиционера в автомобиле рядом с домом, не обращаясь в сервис, нужно приобрести тетрафторэтан R-134a, который автомобилисты называют фреоном. Для заполнения системы хладагентом легковой машины будет достаточно 0,5 кг фреона.
Чтобы точно узнать, какой именно хладагент подойдет для вашей машины, а также сколько фреона потребуется, следует изучить сервисную книжку авто. Кроме того, эти данные есть на табличке, расположенной в подкапотном пространстве.
Для заправки кондиционера в автомобиле выполните несколько простых действий:
- Откачиваем остатки фреона из системы. Если вы посетите автосервис для проведения данной манипуляции, где установлена современная станция заправки кондиционеров, то откачка отработанного фреона произойдет автоматически. После этого его взвесят и удалят из него старое масло.
- Проводим вакуумирование системы. Данный шаг нельзя пропускать. Вакуумирование необходимо, чтобы удалить воздух и влагу из системы. Достичь вакуума нужной глубины получится за 10–30 минут, все зависит от того, насколько мощное используется оборудование и какого класса. Не получится провести вакуумирование за пару минут.
- Проверяем герметичность системы. Это необходимо, чтобы найти утечку, если она есть. В случае, когда вакуумирование выполнено неправильно, при тестировании на герметичность вы не сможете обнаружить утечку. В результате система будет работать неправильно.
- Заправляем масло. Для функционирования кондиционера в систему заправляется около 15 г масла. Оно необходимо для смазывания элементов компрессора. Нередко масло используется с трейсером (красящее вещество), чтобы можно было сразу обнаружить утечку.
- Загружаем фреон. Данный шаг является последним, выполнить его проще всего. Для заправки кондиционера в автомобиле потребуется 0,5 кг хладагента, конечно, если у вас легковая машина.
Когда все действия будут выполнены, заводим ДВС, включаем систему кондиционирования, обдув максимальный. Доводим обороты мотора до 2500–3000 об/мин, затем смотрим, как функционирует кондиционер:
- Давление в портах низкого и высокого давления должно стать нормальным после того, как компрессор кондиционера включился. Важно чтобы манометр низкого давления показывал 2 бара, манометр высокого давления – 15–18 бар.
- Ощупываем ладонью трубку контура низкого давления, чтобы определить ее температуру. Она не должна быть теплой или горячей.
- Следим за тем, чтобы из дефлекторов в салоне машины поступал охлажденный воздух, при этом кондиционер время от времени должен выключаться.
Если никаких отклонений вы не заметили, значит заправка кондиционера в автомобиле была выполнена правильно, и вы можете с комфортом передвигаться на машине.
Как следить за исправностью автомобильного кондиционера
- Чтобы система кондиционирования в вашем авто функционировала правильно, важно отслеживать работу радиатора, другое его название «конденсор». Нельзя допускать, чтобы он был загрязнен. Поэтому мыть его следует пару раз в год. Кроме того, очищать радиатор следует в начале весны, так вы удалите соль и реагенты, которыми покрыты автотрассы.
- Также нужно отслеживать состояние подшипника шкива компрессора автокондиционера, в частности, если пробег более 100 тыс. километров. Специалисты рекомендуют начинать наблюдение намного раньше. Какие признаки неисправности вы можете обнаружить: шуршание, когда компрессор автокондиционера находится во включенном состоянии. Такой симптом указывает на скорую поломку.
Кроме того, когда шкив компрессора расположен так, что до него легко добраться, пошатайте его рукой, чтобы увидеть люфт подшипника. Обнаружили посторонние шумы и люфт? Значит пришло время заменить подшипник, причем откладывать ремонт не стоит. В противном случае может произойти серьезная поломка: выйдут из строя элементы муфты или полностью весь узел.
Читайте также!
В случае, когда подшипник развалился, скорее всего, сточилась шейка компрессора. А это значит, что вы будете вынуждены заменить компрессор целиком. Также может оборваться приводной ремень, поскольку люфт шкива составит несколько сантиметров. Ездить на машине в такой ситуации будет можно, только если вы установите короткий приводной ремень (в обход шкива кондиционера) либо на небольшую дистанцию, пока аккумулятор не разрядился.
- Отслеживайте температурный режим в салоне машины. Если вы заметили, что кондиционер не справляется со своей работой и в автомобиле слишком жарко, это указывает на низкую производительность системы. Необходимо как можно скорее продиагностировать ее.
Советы автолюбителей по контролю за работой кондиционера
- Сколько хладагента в автокондиционере?
«Прежде чем отправиться на СТО или в автомагазин, если вы планируете выполнить всю работу самостоятельно, необходимо не только узнать, сколько стоит заправка кондиционера в автомобиле, но и понять, сколько хладагента потребуется. Так вы купите точное количество фреона. Узнать данный параметр можно, просто посмотрев на табличку в подкапотном пространстве. На ней указана норма заправки хладагента, его тип, а также количество в системе.
Как поступить, если по тем или иным причинам данной таблички нет под капотом? В такой ситуации отправляемся в дилерский центр либо изучаем инструкцию по эксплуатации вашего авто.
Если у вас отечественное транспортное средство, потребуется 0,6–0,9 кг фреона. Однако точное значение не важно, поскольку самостоятельно вы будете лишь дозаправлять системы, а не полностью выполнять заправку кондиционера.
Полноценная заправка кондиционера в автомобиле выполняется заводом-изготовителем либо на СТО, где работают профессионалы. При необходимости они отремонтируют систему, если газ полностью вышел.
Во время планового техобслуживания производится дозаправка хладагентом до нормы, чтобы система правильно функционировала.
Читайте также!
Однако в этом случае мы не знаем, какое количество хладагента находится в системе. По этой причине дозаправлять автокондиционер нужно, ориентируясь на давление, указанное на манометре.
Как поступить, если вы не знаете точное количество фреона и не смогли понять, сколько хладагента находится в системе? Просто наблюдайте за стрелкой манометра. Такой способ подходит для всех ситуаций, когда вы выполняете заправку кондиционера в автомобиле самостоятельно».
«В табличке можно узнать требуемое количество хладагента, а также норму заправки масла. Однако большинство автовладельцев не понимают, куда его доливать, как это сделать и для чего это вообще нужно. Многие автомобилисты рекомендуют добавлять масло при каждой дозаправке системы. Однако если масла будет слишком много, может сломаться поршневой компрессор, так как смазка проходит через агрегат вместе с фреоном, нагорает на узлах. Как действовать правильно и продлить срок службы автокондиционера?
Для этого покупайте хладагент, в который уже добавлено масло. Чтобы выбрать такой фреон, внимательно изучите информацию на баллончике. В этом случае количество масла будет оптимальным.
Иногда требуется отдельно заправить масло. Тогда следует выбирать полиалкиленгликолевое масло – PAG. Его нужно залить в компрессор через картер».
Если у вас есть опыт обслуживания автомобиля, вы сможете самостоятельно заправить кондиционер хладагентом. Главное не упустить утечку фреона, а также регулярно проводить осмотр системы.
Чтобы правильно заправить кондиционер, придется использовать специальный комплект для заправки фреона. Но его цена ненамного ниже, чем стоимость работы опытных мастеров на СТО.
Если вы не планируете регулярно заправлять автокондиционеры, в целях экономии следует обратиться в автосервис, а не покупать спецнабор для самостоятельной работы.
Как самостоятельно заправить кондиционер своего автомобиля?
Для создания комфортных условий в салоне автомобиля устанавливают кондиционер. Если он не установлен, то его можно установить самому. Естественно, оборудование требует регулярного обслуживания. В статье описано устройство, принцип действия, а также самостоятельная заправка автокондиционеров.
Устройство кондиционера
Система кондиционирования выполняет следующие функции:
- охлаждает и поддерживает оптимальный температурный режим;
- не дает запотевать стеклам в кабине;
- поддерживает оптимальную влажность;
- осуществляет чистку воздуха, поступающего в салон, от выхлопных газов и неприятных запахов.
Как и любое оборудование, кондиционер требует технического обслуживания. Если не выполнять вовремя сервисное обслуживание, состоящее из ряда чистки, заправки ремонте и других работ, устройство не будет полноценно функционировать. Одним из видов работ является чистка и заправка кондиционера.
Заправка, чистка и ремонт автокондиционеров входит в услуги любого автосервиса, но можно сэкономить на обслуживании своего автомобиля, если заправку и чистку сделать своими руками. Чтобы правильно выполнить заправку, нужно в первую очередь знать устройство кондиционера.
По своей конструкции кондиционер похож на конструкцию любого охлаждающего агрегата.
Автомобильный кондиционер состоит из следующих элементов:
- испарителя;
- конденсатора;
- вентилятора;
- компрессора;
- клапана управления;
- магистралей.
В качестве хладагента, как и в других устройствах охлаждения, в системе кондиционирования используется фреон.
Принцип работы кондиционера следующий. Все элементы, входящие в комплект соединены в замкнутый контур с помощью магистралей. По одной из магистралей фреон передвигается под низким давлением, а по другой – под высоким. Компрессор кондиционера приводится в действие с помощью двигателя. В компрессоре фреон, находящийся в газообразном состоянии, сжимается, увеличивается его температура и растет давление. По магистрали, предназначенной для высокого давления, фреон передвигается к конденсатору.
Горячий хладагент попадает в конденсатор. Когда он достигает конденсатора, то подвергается резкому охлаждению, конденсируется и становится жидким. В таком состоянии он попадает на клапан управления. С его помощью регулируется подача хладагента в испаритель, где происходит регулировка температуры до нормы. Чем больше фреона поступит в испаритель, тем больше будет отведено тепла из салона.
Фреон испаряется и в виде холодного газа, и по магистрали для низкого давления снова поступает в компрессор. После этого процесс повторяется.
Схема процесса охлаждения
Как часто нужна заправка?
В качестве хладагента в системе кондиционирования машины используется фреон. Во время эксплуатации происходит непроизвольная его утечка, которую невозможно остановить. В течение года потеря фреона составляет 15%, это считается нормой. Для восстановления нужного количества хладагента заправку кондиционера следует делать через три года. Если оборудование не новое, то заправлять систему приходится часто. Технология заправки для всех кондиционеров одинаковая.
Если происходит большая потеря фреона, то необходимо сделать диагностику. Часто причиной утечек является нарушение герметичности соединений. Для диагностики системы кондиционирования и обнаружения утечек хладагента часто применяется специальное оборудование.
Специальное оборудование для обнаружения утечек
Одним из таких приборов является течеискатель. Чувствительность современных приборов позволяет провести диагностику и определить точное место утечки.
Когда отсутствует оборудование для диагностики системы, можно воспользоваться другим способом: при заправке добавить ультрафиолетовый краситель. Для диагностики утечек, нужно несколько раз включить систему после полной заправки с красителем, а затем проверить наличие утечек с помощью ультрафиолетовой лампы. В местах течи будут видны подтеки желто-зеленого цвета.
Инструкция по заправке
Если после диагностики не выявлено никаких недостатков, то можно начинать заправку системы хладагентом.
Обучающее видео по диагностике, зарядке и ремонту автокондиционеров.
Инструменты и материалы
Для проверки давления в системе и дальнейшей заправки автокондиционера своими руками следует приготовить следующий инструментарий и материалы:
- метрологическую станцию;
- переходник с краном;
- шланги с соответствующими наконечниками;
- баллон фреона соответствующего типа: R-12 или R-134а.
Когда возникает вопрос о выборе хладагента, следует учесть, что фреон марки R-12 заливали до 1992 года, а после стали использовать R-134а.
Чтобы знать точно, какую марку использовать, надо заглянуть под капот, где обычно приклеена таблица с информацией об используемом хладагенте. При ее отсутствии информацию следует искать в инструкции автомобиля.
Этапы
Последовательность шагов, которые нужно выполнить, чтобы зарядить автокондиционер своими руками состоит из следующих этапов:
-
Переходник с краном необходимо прикрутить к баллону с фреоном, на котором нанесена резьба.
Правильность заправки своими руками можно определить через смотровое отверстие, находящееся на фильтре-осушителе. Через него видна жидкость, если в ней отсутствуют пузырьки, то заправка проведена правильно. Самостоятельная заправка и ремонт автокондиционеров позволяет сэкономить на техобслуживании.
Видео «Как самостоятельно заправить автокондиционер»
В этом видео от Олега Акушина подробно демонстрируется дозаправка автомобильного кондиционера.
Выход из строя автокондиционера: причины и способы их устранения
Все тонкости работы и обслуживания автокондиционера
Можно ли своими силами установить автокондиционер и как это сделать?