Что такое причины возникновения дтп
Перейти к содержимому

Что такое причины возникновения дтп

  • автор:

Ещё одна статья про причины ДТП (более подробная)

Любое дорожно-транспортное происшествие имеет причины, которые подразделяются на субъективные и объективные.

К субъективным причинам ДТП относятся:

нарушение Правил дорожного движения;
нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Оставление места ДТП участником дорожного движения — отдельная категория нарушения, влекущего за собой административную либо уголовную ответственность.

Объективными причинами являются:

недостатки в планировании улиц и любых других проезжих частей;
освещенность проезжей части в темное время суток;
состояние дорожного покрытия, различные средства регулирования и дорожные знаки, а также техническая исправность автотранспортных средств.

Понимание водителем причин и условий ДТП, их анализ, определение степени и возможности влияния на механизм ДТП имеют большое значение для профилактики ДТП при условии, однако, что их связь с происшествием является реальной.

Водителю важно знать те причины ДТП, которые способствовали его криминальному исходу, повлекшему наступление вредных последствий, за которые предусмотрено уголовное наказание или обратиться к автоадвокату.

Если само дорожно-транспортное происшествие рассматривать как сложное явление, то можно сделать вывод, что каждому ДТП предшествует несколько различных и совокупных причин.

Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителей транспортных средств: превышение скорости в опасных условиях, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение дистанции, управление транспортом в состоянии опьянения и др.

Среди причин, связанных с поведением водителя, присутствуют и такие, как его физические недостатки, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность и некоторые другие.

Разнообразно значение причин и факторов, имеющих отношение к характеристике транспортных средств — неисправные тормоза, неисправное рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др.

Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они также многообразны и многопрофильны: несоответствие дорожного покрытия требованиям ГОСТа, несоблюдение безопасных продольного и поперечного профилей, выбоины, стертая разметка и т.д.

Самой же главной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения. Водителю необходимо знать смысл понятия «дорожное движение». Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая в себя пешеходов, водителей, пассажиров и транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам, что может иметь существенное практическое значение. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны, помимо ПДД, соблюдать и другие правила, инструкции и положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности исходя из особенностей транспортировки грузов — минимальная дистанция между движущимися автомобилями, максимальная скорость движения, расположение на проезжей части и так далее.

Однако, перечисленные документы не должны противоречить ПДД. Кроме того, необходимо отметить, что содержание термина «дорожное движение» шире его понятия, так как движение может происходить не только по «дорогам», но и в других местах — в поле, во дворе, на строительной площадке, автостоянке, на закрытой производственной территории, железнодорожных переездах. ДТП, характеризующиеся скоротечностью происходящего, чаще всего вызываются комплексом субъективных и объективных факторов, причинная связь которых бывает довольно сложной, что вызывает определенные трудности у водителя по оценке транспортной ситуации.

Классификация ДТП

столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности ;

опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий;

наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп ;

наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о любой неподвижный предмет: столб, дерево, мачта городского освещения, ограждение и т.д.);

наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от упавшего перевозимого транспортным средством груза или предмета ;

наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на животных, на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство;

наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К прочим происшествиям относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавшее столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или на другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения.

Каждый из этих случаев оговорен в Правилах дорожного движения и в случае нарушения какого-либо конкретного пункта, предусматривается административная или уголовная ответственность в зависимости от наступивших последствий.

К числу погибших при ДТП относятся люди, скончавшиеся не только на месте происшествия, но и от полученных травм в течение 7 суток с момента ДТП. К раненым относят каждого пострадавшего в ДТП, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение. Имеет значение не срок обращения пострадавшего в лечебное учреждение, а наличие прямой причинно-следственной связи между полученными травмами и ДТП.

Юридическая литература и практика

к наиболее распространенным причинам ДТП относят:

превышение установленной скорости движения (17% ДТП); несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств, т.е. такой дистанции, которая позволяла бы, даже при резкой остановке впереди идущей машины избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения п. п. 9. 10 ПДД — более 2,5% ДТП;

нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках, когда у водителя, движущегося по второстепенной дороге при перепаде уклона дороги отсутствует достаточная зона видимости и он не имеет возможности видеть проезжую часть перед обгоняемым автомобилем;

управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (25% ДТП);

нарушение правил обгона (почти 15% ДТП) ; несоблюдение очередности проезда ;

нарушение правил маневрирования, перестроение, поворот или разворот (9%, ДТП);

другие причины — резкое торможение, не подача световых указателей маневра перестроения, поворота, разворота, игнорирование запрещающих знаков, сон за рулем.

Причины возникновения ДТП

В предыдущей статье Как избежать ДТП дан ответ на вопрос: почему происходят ДТП, а также перечислены основные причины, по которым они происходят.

Здесь более подробно остановимся на истинных, т.е. настоящих причинах возникновения ДТП в контексте отношений не «кто виноват», а «как избежать аварии».

Причины возникновения ДТП

Основное необходимое условие для того, чтобы не попасть в аварию, это знание и соблюдение Правил дорожного движения.

Это главное условие, но чтобы не попасть в ДТП, недостаточно только лишь соблюдать Правила. Необходимо предпринять что-то еще.

После того, как случится ДТП, в документах напишут: не уступил дорогу. Ну, или другую, соответствующую причину. Сухая фраза, и никого не интересует вопрос, почему не уступил. Важен только факт.

А вот на вопрос почему, или по какой причине не уступил, может быть несколько ответов: не заметил, отвлекли, смотрел в другую сторону, думал о чем-то, говорил по телефону, разговаривал с пассажиром и др.

Все эти фразы можно объединить одним словом: невнимательность, которая привела к тому, что водитель не уступил дорогу транспортному средству, имевшему преимущество.

Так вот, настоящей причиной возникновения ДТП послужил тот факт, что водитель отвлекся, и был невнимателен к дорожной ситуации, в которой он находился.

Если бы он не отвлекался в процессе управления автомобилем, если бы дорожная ситуация была у него под контролем, то он бы не попал в аварию.

«Контролировать ситуацию» — значит наблюдать, и прогнозировать ее развитие на несколько секунд вперед. Это и есть то самое «что-то еще», что необходимо предпринять для того, чтобы не попасть в ДТП.

Вывод: настоящие причины возникновения ДТП лежат в области какого-то неожиданного события при отсутствии контроля над течением этого события.

Если простыми словами: то, что произошло на дороге, стало для водителя неожиданным, например, «передний» автомобиль резко затормозил.

Водитель «заднего» автомобиля не был к тому готов, не успел на это отреагировать — сам не успел ни затормозить, ни объехать, и в результате врезался в «переднего».

После, в документах официально напишут «не соблюдал дистанцию», но на самом деле водитель едущего сзади автомобиля просто не контролировал ситуацию впереди себя. Это и будет настоящей причиной ДТП.

ДТП по убеждению

Первая группа в классификации причин ДТП, базирующихся на состоянии водителя, это ДТП по убеждению. В чем смысл?

Водитель, имея преимущество в движении (приоритет), и зная, что сила закона на его стороне, уверен, что другие участники также соблюдают ПДД и обязаны ему в данной ситуации уступить (его пропустить).

Т.е. водитель убежден, что он в этих дорожных обстоятельствах прав, и уверенно использует свой приоритет.

Заблуждение заключается в том, что другой водитель, который в соответствии с ПДД должен уступить, может предположить, что успеет проехать, и не станет уступать дорогу.

Он рассуждает так: если раньше получалось «проскочить», то почему сейчас не получится?! Пользуясь моментом, он приступает к маневру и . по разным причинам не успевает, происходит столкновение.

Или же ситуация может осложниться ограниченным обзором участка дороги. Неплохой пример рассмотрен в статье Проезд «под прикрытием».

Как избежать ДТП в ситуации, когда кто-то из участвующих в движении действует по убеждению?

Мораль подобных ситуаций такова, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда вы будете уверены, что вам уступают дорогу.

Если видите, что оппонент настойчиво пытается проскочить, то нет смысла ему препятствовать. Но важно вовремя распознать его стремление, и в зависимости от ситуации принять меры предосторожности.

Порой, выгоднее самому чуть сбавить скорость, или хотя-бы не разгоняться, чтобы страждущий успел проехать — сэкономите себе много времени, избежав последующих разбирательств после ДТП.

Если же у вас возникает желание самому «успеть проехать» в ситуации, когда вы обязаны уступить дорогу, то нужно реально оценить такую возможность в сложившейся дорожной обстановке.

На сайте, в разделе Дорога, есть немало примеров, когда такие попытки обернулись неудачей.

Один из примеров — в статье Поворот налево на желтый сигнал, и еще рекомендую разбор дорожной ситуации в статье Успею проехать? — А не успеешь!

Момент дтп

ДТП по невнимательности

Следующая группа в классификации причин ДТП, базирующихся на состоянии водителя это ДТП по невнимательности.

Бывает так, что в момент, когда второй водитель должен уступить дорогу первому, его что-то отвлекает от дороги.

Это «что-то» может быть чем угодно — водитель задумался, либо был под воздействием эмоций или просто устал, отвлекся от дороги, и не заметил другой автомобиль, тот самый, кому он должен был уступить.

В результате того, что водитель задумался, и отвлекся от дороги, машины столкнулись.

Что произошло в этот раз? Ведь, водитель не хотел допустить аварию, более того, он был готов уступить, но не заметил своего оппонента, потому что его что-то отвлекло.

А произошло то, что в какой-то момент времени он стал невнимателен к дорожной обстановке, отвлекся (задумался) и допустил столкновение.

Как избежать ДТП по невнимательности, да и вообще в ситуациях, когда что-то отвлекает? Ответ будет простой. Нужно все время контролировать дорогу, а для этого надо перестать отвлекаться.

Если что-то все время отвлекает, в голову лезут какие-то мысли, нужно постараться отстраниться от этого, по крайней мере, на время ответственного момента, а еще лучше остановиться, и порешать вопрос в покое.

Во время движения внимание должно быть сосредоточено на дороге.

В ДТП участвуют как минимум двое. Из этих двоих, у одного было преимущество в движении.

Если вы находитесь в роли первого водителя и видите, что автомобиль, водитель которого должен уступить вам дорогу, продолжает движение, как ни в чем ни бывало, то пришло время вам самому принять меры предосторожности.

Как вариант, можно применить звуковой сигнал, и быть готовым самому остановиться. Не факт, что после сигнала оппонент сразу отреагирует.

Т.е. опять возвращаемся к приведенному выше высказыванию о том, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда вы будете уверены, что вам уступают дорогу.

Похожие случаи, только без ДТП, рассмотрены в статьях Что делать, если ваш приоритет игнорируют и Успел «по тормозам».

ДТП по неосторожности

Еще одна группа в классификации причин ДТП, базирующихся на состоянии водителя это ДТП по неосторожности.

К этой группе относятся происшествия, в которых дорожная ситуация, казалось бы, очевидна и понятна, но в нее неожиданно что-то или кто-то вмешивается.

Имеется в виду, что в нее вмешиваются новые обстоятельства, которые никто не ожидал.

Например, оба водителя друг друга видят, и осознают требования приоритета, т.е. понимают, кто кому должен уступить.

Иногда они могут поменяться приоритетом (например, в ситуации выпустить выезжающего из двора, либо пропустить на выезде с второстепенной дороги).

Т.е., между водителями есть понимание, но неожиданно появляется какая-нибудь «третья сила», которая не учитывает происходящее, более того, не понимает, что происходит впереди.

Другими словами, кажущееся благополучие и «равновесие» на дороге сменяется неожиданным появлением «нового» участника, и уже эта, другая ситуация завершается столкновением.

Ключевая фраза в таких обстоятельствах — «появился неожиданно». Т.е. никто из действующих участников в этих обстоятельствах не ожидал появления того, нового участника.

А, ведь, он НЕ появился из ниоткуда! Если бы заранее покрутить головой и посмотреть по сторонам, то этот «новый» участник был бы замечен, и принят к сведению.

Почти классическое объяснение после этого ДТП: — Ну ведь, там же никого не было! И вдруг получаю удар в бок. Вывод: значит, там, все-таки, был другой автомобиль, он двигался, но остался не замечен.

Дтп происходит потому, что никто из участвующих даже не предполагает возможность появления того, нового участника, либо его игнорируют, т.е. считают его появление не значимым.

А следовало бы хотя бы предположить! Наверняка, тот «новый» никуда и не прятался, просто его как бы не взяли в расчет.

Ситуация осложняется тем, что тот «новый» участник примерно таким же образом пренебрегает развивающимися обстоятельствами впереди по движению (действует не осторожно), и неминуемо становится соучастником ДТП.

Удар сбоку

Как избежать ДТП по неосторожности в таких обстоятельствах?

Безусловно, хорошим багажом является опыт наблюдений и переживаний ситуаций, проигрывание в голове различных вариантов их развития.

Тогда этот опыт как бы встраивается в интуитивное поведение и закрепляется на практике. Когда такого опыта нет, то полезно его приобретать.

Возможностей сейчас много — ролики в интернете и ситуации на реальной дороге вам в помощь. Наблюдайте.

ДТП по злому умыслу

Следующая группа в классификации причин ДТП, основанных на состоянии водителя, это ДТП по злому умыслу.

Причины этой группы ДТП следуют из названия. В их основе лежит умысел, т.е. дорожная ситуация формируется намеренно.

Целью подобных ДТП являются, обычно, желание отремонтировать свой автомобиль (прошлые повреждения) за чужой счет.

На дороге выбирается «жертва», ее «ведут», выбирают подходящий момент для столкновения, и подставляют свою машину. Виновником этого ДТП, безусловно, становится выбранная «жертва».

После столкновения «потерпевший», оформляя ДТП, вписывает прошлые повреждения в «настоящие», и таким образом осуществляет ремонт за счет «виновника».

Мораль здесь неуместна, правым оказывается тот, кто сумеет убедить экспертов в своей невиновности.

Как избежать ДТП в таких ситуациях? Ответ: нужно все время следить за дорожной ситуацией вокруг своего автомобиля. Смотреть, кто едет вокруг, как едет, самому избегать лишних перестроений.

Маневрировать нужно стараться быстро, но спокойно. На провокации НЕ реагировать.

Чаще всего на дорожные провокации ведутся люди, которые реагируют эмоционально, как будто их задели за «живое».

Им хочется отомстить обидчику, показать крутость. Они увлекаются, и в какой-то момент их подстерегает неожиданная развязка.

В статье Эмоции на дороге – плохой советчик рассмотрен случай не подставы, но эмоциональной реакции, которая привела к столкновению. Рекомендую.

Вывод: Больше хладнокровия и спокойствия. Любое ваше решение (тормозить, объезжать, газовать и пр.) должно быть выверенным, т.е. осознанным.

ДТП по обстоятельствам непреодолимой силы

Ну и последняя группа в классификации причин ДТП по состоянию водителя это ДТП по обстоятельствам непреодолимой силы.

Обстоятельства непреодолимой силы в ДТП — это когда говорят, что водитель не справился с управлением автомобиля.

Другими словами, законы физики в каких-то дорожных обстоятельствах (например, на скользкой дороге) оказались сильнее возможностей водителя, и ситуация вышла из-под контроля.

Когда ДТП происходит, предположим, на скользкой дороге, вследствие потери управления, это значит, что водитель не учел состояние дорожного покрытия, и выбрал неправильный скоростной режим.

О том, как регулировать свою скорость — в статье Скорость и безопасность движения.

Автомобиль остается управляемым только тогда, когда его колеса катятся, а не скользят. Качение обеспечивается сцеплением колес с дорожным покрытием.

Заскользить машина может не только в гололед, но и в местах примыкания грунтовых дорог, где есть вынос на асфальт сыпучего песка или глины.

Пример одной такой ситуации — в статье Хотел обогнать, но не повезло.

Бывают и другие неконтролируемые обстоятельства. Например, когда несколько машин стоят на светофоре, а сзади или сбоку на них несется грузовик, у которого отказали органы управления, либо отказал разум у его водителя.

В таких случаях может помочь только чудо, в результате которого беда обойдет стороной.

Чтобы всегда была возможность избежать ДТП, главными условиями были и остаются наблюдение за дорожной обстановкой вокруг автомобиля и собственный контроль ситуации.

Контроль ситуации заключается в регулировании дистанции, интервала и скорости автомобиля в соответствии с дорожными условиями.

Как говорится, лучше предусмотреть, чем не досмотреть. И когда вы полностью контролируете обстановку вокруг своего автомобиля, вероятность попасть в ДТП стремится к нулю.

На этом комментарий к вопросу «классификация причин ДТП» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «почему происходят ДТП» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 25.02.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Основные причины ДТП

ДТП на дорогах

Ежегодно в мире в авариях погибает большое количество людей. В РФ это количество составляет 25000. Выезжая на трассу, водитель фактически подвергается риску. Ведь причины ДТП на трассах разные. Где-то случаются из-за невнимательности, где-то из-за нарушения правил, а где-то – в результате цепочки случайных событий. Давайте проанализируем актуальную ситуацию и ознакомимся со статистикой.

Основные причины ДТП на дорогах

В числе основных причин дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах:

Причина №1. Нарушение ПДД.

Частая причина ДТП – нарушение правил дорожного движения. Среди них есть те, которые встречаются наиболее часто:

Езда на высокой скорости там, где этого нельзя делать. Некоторые водители не обращают внимание на дорожные знаки, ограничивающие скорость движения. К примеру, там, где разрешено двигаться со скоростью 60 км/ч, некоторые едут под 100 км/ч, а иногда даже быстрее. Скорость реакции на такой скорости, конечно, существенно снижается. А учитывая состояние многих автодорог, нередко все это заканчивается плачевно.

Несоблюдение ПДД при проезде перекрестков. Игнорирование правил проезда перекрестков также может привести к ДТП. Хотя в автошколах больше всего уроков посвящено именно этой теме, большинство аварий случается именно на перекрестках. Проезд на красный, мигающий желтый – это лишь малая часть нарушений.

Выезд на «встречку», проезд на красный. Во время агрессивной езды автовладельцы могут выезжать на встречную полосу, тем самым подвергая опасности себя и других участников дорожного движения. При этом нарушители ПДД допускают также пересечение перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Лихачество часто дорого обходится. Результат — поврежденные автомобили, городское имущество, травмирование пешеходов и пассажиров автомобилей.

Внезапная смена полосы. Резкое изменение траектории движения, особенно без использования сигнала светового указателя поворота соответствующего направления, часто заканчивается ДТП.

Несоблюдение дистанции. Безопасная езда предполагает нахождение на дистанции в 4 секунды от впереди идущего ТС. Движение «вплотную» — не самая лучшая идея, так как времени на реагирование не остается.

Причина №2. Неисправности ТС.

Менее распространенная причина аварий на дороге – неисправности автомобиля. Однако они приводят к достаточно серьезным последствиям. Самыми опасными считаются:

  • неисправности тормозов;
  • неэффективная работа тормозов;
  • люфт рулевого управления, который превышает 10 градусов;
  • поломки рулевого управления;
  • неисправность гидравлики рулевого управления;
  • неисправность осветительных приборов;
  • малая высота протекторов, а значит плохое сцепление с автодорогой;
  • повреждения шин;
  • неисправности системы вывода отработанных газов.

Причина №3. Неуважение других участников движения.

Иногда неуважение к другим участникам дорожного движения проявляют владельцы дорогих автомобилей, которые считают, что имеют право нарушать ПДД, подрезать или не пропускать автомашины, которые дешевле. От таких водителей страдают не только автомобилисты, но также велосипедисты, мотоциклисты и другие участники дорожного движения.

Плохие автодороги

Причина №4. Плохие автодороги.

Одна из внешних причин ДТП – плохое состояние асфальта. Дефекты дорожного покрытия могут привести к:

  • выезду автомобиля на полосу встречного движения;
  • критическим повреждениям подвески;
  • деформации или разрушению колесных дисков;
  • повреждению бампера, кузова авто и других частей;
  • вынужденному резкому изменению направления движения.

Причина №5. Переход проезжей части в непредназначенном для этого месте.

Многие пешеходы, выходя на улицу, часто забывают про свои обязанности. Нередкое явление – выход на автодорогу без осмотра проезжей части, а также бег по дороге с целью ее быстрого пересечения, внезапный выход (из транспорта, здания, других ограничивающих обзор объектов). Чаще всего наезды на пеших участников дорожного движения совершаются, если они переходят дорогу в неположенном месте.

Причина №6. Неумение быстро реагировать в сложных дорожных условиях.

ДТП возникают по причине неготовности одного или нескольких участников движения следить за ситуацией и решительно действовать в опасные моменты. Непредсказуемое поведение других участников движения усложняет планирование действий, не позволяя предугадывать «следующий ход».

Неблагоприятные погодные условия

Причина №7. Неблагоприятные погодные условия.

Проливной дождь, метель, туман, гололедица – такие погодные явления не только снижают обзор, но и становятся причиной изменения поведения машины. Результат – увеличение тормозного пути, заносы и др.

  • малая дальность обзора (иногда критическая);
  • искажение восприятия дорожной обстановки;
  • искажение цветов.

В случае гололеда следует:

  • двигаться плавно, без резких нажатий на педаль газа;
  • тормозить плавно, без нажатия на педаль сцепления;
  • переходить на пониженную передачу, не допуская повышения оборотов мотора.

Опасности проливного дождя:

  • плохой обзор по причине намокания стекол;
  • сложность с чтением дорожных знаков, разметки;
  • большое количество луж, залитых водой глубоких ям;
  • загрязнение фар, стоп-сигналов, сигналов поворота;
  • снижение сцепки колес с дорожным покрытием;
  • аквапланирование, приводящее к потере управления.
  • снижение дальности видимости;
  • плохая сцепка колес с автодорогой;
  • скрытая под слоем снега обочина;
  • спрятанные под снежным покровом дефекты дороги, рельсы и прочие препятствия;
  • обмерзание стекол, фар, всего внешнего светового оборудования автомобиля;
  • сложность определения безопасной скорости езды.

Другие причины ДТП

Неопытность автомобилиста или езда после длительного перерыва также приводят к ДТП. Кроме того, в аварии попадают люди с плохим здоровьем или относящиеся к возрастной группе 60+. При движении у таких водителей может произойти остановка сердца, обостриться хроническое заболевание, упасть артериальное давление и т.д.

Что говорит статистика

В 85% случаев причина аварии – нарушение ПДД:

25% происходят из-за высокой скорости; 15% — из-за пересечения перекрестков не по правилам; 10% — из-за выезда на «встречку»; 5,9 – из-за того, что водители садятся за руль нетрезвыми; 20% — по вине пешеходов; 20% — из-за плохого состояния автодороги, отсутствия знаков, разметки. Менее 1% — из-за неисправности автомобилей.

Если сложить проценты, полученная сумма превысит 100%, поэтому основная причина возникновения ДТП – сочетание нескольких неблагоприятных факторов.

Вас может заинтересовать новый VIP тариф или пройти обучение в нашей Автошколе на автоматической коробке переключения передач (АКПП)

Кто и почему чаще страдает в ДТП?

Дорожно-транспортные происшествия являются ведущей причиной смерти молодых людей до 29 лет по всему миру. Только в России в 2021 году произошло 133 тысячи автомобильных аварий с пострадавшими. В них погибло почти 15 тысяч человек и ещё порядка 168 тысяч пострадало. В этой статье мы рассмотрим основные причины ДТП в России и мире, а также способы снизить риски для себя и близких.

С кем и почему случаются аварии?

По статистике ДТП в России, больше всего аварий происходит с участием водителей 30–40 лет со стажем вождения более 15 лет. По сравнению с новичками такие автомобилисты чувствуют себя за рулем более уверенно и водят менее осторожно.

Статистика аварий женщин и мужчин также неравномерна: мужчины гибнут на дорогах в три раза чаще. Кроме того, именно мужчины становятся виновниками 9 из 10 смертей на дороге. Дамы реже садятся за руль, от природы менее склонны к риску и аккуратнее соблюдают ПДД. На долю женщин-водителей приходится не более 19% аварий.

Жертвами ДТП становятся и дети: только за 2021 год на дорогах погибло 762 ребенка и почти 22 тысячи несовершеннолетних пострадали. В 8 случаях из 10 в этом виноваты водители, не соблюдающие правила движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий

40% ДТП в России — это столкновения транспортных средств, при этом в Москве их доля достигает 68%. Почти 30% — наезды на пешеходов. По 8 и 6% приходится на перевороты транспортных средств и наезды на препятствия. Все остальные типы в статистике автомобильных аварий более редки, их доля менее 5%.

Самая частая причина ДТП — нарушения ПДД водителями легковых автомобилей.

Причины дорожно-транспортных происшествий в России. Источник: Ассоциация безопасности вождения.

В 67% наездов на пешеходов также виноваты водители. Но летальный исход таких происшествий в 2/3 случаев происходит из-за собственной неосторожности пешехода, а 8 из 10 погибает за пределами пешеходных переходов.

Примечательно, что 64% от всех погибших пешеходов стали жертвами ДТП в темное время суток, хотя общее число наездов на пешеходов днем вдвое выше, чем ночью. Когда водитель не видит пешехода практически до момента столкновения, ему не хватает времени для спасительного маневра.

Статистика аварий в России была бы неполной без упоминания вождения под воздействием алкоголя. За 2021 год сотрудники ГИБДД привлекли к административной ответственности около 450 тысяч пьяных водителей. С их участием связано каждое девятое ДТП и каждая четвертая смерть на дороге. За 2021 год по вине автомобилистов с признаками опьянения погибло 3,4 тысячи человек и более 15 тысяч человек получили травмы.

Зачастую ДТП — это итог совокупности факторов, один из которых становится решающим. По статистике причинами аварий на дороге в 34% является плохое состояние улиц и инфраструктуры, в 6% — неисправность транспортных средств.

Где и когда происходят ДТП?

Поскольку чаще всего аварии происходят из-за столкновения, их больше там, где движение более интенсивное. По данным МВД, наиболее опасны участки крупных дорог — федеральных, региональных и межмуниципальных трасс, проходящих через населенные пункты. Количество погибших на них в разы превышает средние показатели внутри городов. Причина фатальных последствий ДТП на таких дорогах кроется в высокой скорости движения. Более ¾ российских водителей нарушают скоростной режим и снижают скорость до разрешенной только перед камерами.

Тяжесть последствий ДТП в зависимости от места совершения. Данные МВД.

Большая часть ДТП по России происходит в вечернее время с 17:00 до 20:00, особенно в пятницу.

Что касается сезонов, то большинство аварий приходится на лето: июнь, июль и август. При этом летальность происшествий выше в январе и мае.

Как снизить риск ДТП?

Один из основных факторов риска при управлении транспортным средством — скорость. По подсчетам ВОЗ ускорение всего на 1% повышает риск автоаварии со смертельным исходом на 4%. Вероятность гибели водителя и пассажиров при боковом столкновении на скорости 65 км/ч составляет 85%! Поэтому первый шаг на пути к безопасности за рулем — соблюдение скоростного режима. Это касается не только дорог внутри населенных пунктов. Не забывайте, что количество смертей на крупных трассах заметно выше.

Еще один способ избежать тяжелых последствий аварии — использование ремней безопасности. Для водителя и пассажира на перднем сидении шанс погибнуть, если они не пристегнуты, возрастает на 45–50%, на задних сидениях — на 25%.

В статистике основных причин ДТП присутствует и беспечность пешеходов. Для них первое правило безопасности — внимательность и соблюдение ПДД. Четверть ото всех погибших на дороге пешеходов попали под колеса за пределами переходов, при этом переход находился в зоне видимости. Но это не все: менее 20% переходов в стране оснащены светофорами, а нерегулируемый переход тоже опасен. Перед началом движения нужно осмотреться и убедиться, что водители видят и пропускают пешехода.

Нельзя списывать со счетов и своевременную помощь при травмах. Более 60% жертв ДТП умирают, не дождавшись помощи. Нередко требуется долгое восстановление в стационаре под наблюдением специалистов.

Как обезопасить детей от травм в ДТП?

За 2021 год на дорогах России произошло более 15 тысяч ДТП с участием детей, в них погибло 503 ребенка. Дети более уязвимы в автоавариях, чем взрослые: в 25–50% случаев травмы ребенка в ДТП приводят к инвалидности.

По данным ГИБДД, 2/3 детей, погибших в ДТП, находились в автомобилях со взрослыми. В каждой пятой такой аварии ребенок до 12 лет сидел без детского кресла.

Соотношение удельного веса ДТП и погибших детей по категориям участников дорожного движения. Данные МВД.

При этом детские удерживающие устройства снижают риск смертельных травм для младенцев до года на 71%, для детей до 3 лет — на 54%.

Как минимум до 3-летнего возраста ребенка рекомендуют возить в специальном кресле лицом против хода движения автомобиля. Это связано с пропорциями детского тела: голова составляет около четверти массы, а шея слишком слаба, чтобы удержать ее при ударе.

До 3-летнего возраста ребенка рекомендуют возить в специальном кресле лицом против хода движения автомобиля.

После этого ребенка можно перевозить лицом по ходу движения в специальном детском кресле. Кресло лучше выбирать вместе с ребенком и подбирать под его комплекцию и вес. Детские удерживающие устройства используют до того момента, когда ребенка можно зафиксировать в автомобильном кресле с помощью стандартного ремня безопасности — как минимум до 12-летнего возраста.

Детям-пешеходам важно уже в раннем возрасте продемонстрировать правила перехода дороги и выбрать вместе с ними безопасный маршрут в школу и домой. Если ребенок возвращается домой в темное время суток, снабдите его одежду или рюкзак светоотражателями: у 9 из 10 сбитых ночью детей ее не было. Далеко не все дороги освещаются должным образом, и этим вы повысите шансы водителей заметить ребенка на проезжей части.

Страхование жизни и здоровья на случай ДТП

Страховая программа «На всякий случай» в Райффайзен Лайф предусматривает удвоенные выплаты пострадавшим при ДТП. С её помощью можно оперативно начать лечение и сохранить семейный бюджет, если медицинские услуги окажутся дорогостоящими. Страховка не защищает вас от травм и телесных повреждений, но позволяет всей семье сохранить благосостояние, даже в случае длительной нетрудоспособности кормильца.

Резюме

ДТП в России чаще всего происходят по вине водителей легковых автомобилей. Чаще всего в аварии попадают опытные автомобилисты со стажем от 15 лет в возрасте от 30 до 40. Статистика ДТП для мужчин и женщин неодинакова: порядка 80% происшествий, в том числе со смертельным исходом, на совести автомобилистов мужского пола.

Чаще всего ДТП — это столкновение двух автомобилей. С повышением скорости даже на 1 км/ч вероятность критических последствий вырастает кратно. Самые тяжелые аварии случаются на федеральных и региональных трассах в местах их прохождения через населенные пункты.

Основная причина аварий — нарушения ПДД, особенно несоблюдение очередности на перекрестках и выезды на встречную полосу. Правила нарушают как водители, так и пешеходы: чаще всего последние погибают при пересечении проезжей части в неположенном месте.

Основные меры по предотвращению ДТП: соблюдение ПДД, в том числе скоростного режима, использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств, отказ от вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *