Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям
Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.
Что такое техосмотр и почему его отменили
Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы. [1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.
В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.
Хотя именно техосмотр до конца 2021 года считался единственным официальным подтверждением исправности автомобиля, большинство водителей предпочитали покупать «серые» диагностические карты без фактического посещения пункта техосмотра. Карту можно был заказать в любом регионе. На официальные пункты приезжали только наиболее сознательные автомобилисты, которые не сомневались в исправности своих машин. Ведь за каждый непройденный техосмотр собственнику приходилось платить по установленному в регионе тарифу. Например, в Москве это 913 руб.
Отследить процесс покупки «серых» диагностических карт никак не получалось, в начале 2021 года власти предполагали значительно ужесточить всю процедуру. Запланированная реформа вводила обязательную фотофиксацию до и после прохождения техосмотра на лицензированном пункте техосмотра. Кроме того, все данные операторы должны были отправлять через систему ЕАИС ТО.
В ГИБДД, а также в Российском союзе автостраховщиков тогда предупреждали, что «серые» и выданные без подробного осмотра карты будут аннулированы. Пункты техосмотра обязали обновить оборудование для работы по новым правилам и получения лицензии. Операторы, в свою очередь, начали говорить о повышении цен на услугу по причине дополнительных затрат. И в ФАС даже начали работу над разработкой новых тарифов на техосмотр.
Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.
«В связи с этим в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц», — сказал Черников и добавил, что соответствующее предложение ведомство направило в правительство.
Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.
«Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.
В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке привели статистику участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Кому нужно проходить техосмотр в 2023 году
В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
- в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
- для такси, автобусов и грузовиков.
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.
Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2023 году
Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.
Как изменились цены на техосмотр в 2023 году
1 января 2023 года произошла индексация цен на техосмотр по всей России. Так, согласно приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), местные власти должны подсчитать справедливый тариф на проведение техосмотра в каждом регионе и изменить цены на услугу.
Сделать они это могли двумя способами. Первый — получить данные от операвторов пунктов техосмотра, которые те должны были произвести своими силами. При этом данные от операторов для определения тарифов можно использовать только в случае, если их предоставят не менее 50% от общего количества участников рынка в каждом регионе.
В итоге, как рассказали Autonews.ru операторы, пока подавляющее большинство организаций нужную информацию не предоставило. В таком случае методика ФАС предполагает альтернативный способ расчета цен — индексацию тарифов на уровень инфляции за все время, что тарифы в каждом отдельном регионе не пересматривали. При этом стоимость в итоге не должна оказаться ниже 913 руб. для легковых автомобилей. Однако в большинстве регионов решили использовать новые минимальные цены, которые предложили в ФАС.
Название региона | Цена-2022, руб. | Цена-2023, руб. |
Москва | 720 | 913 |
Алтайский край | 552 | 913 |
Астраханский край | 778 | 913 |
Калужская область | 591 | 913 |
Карелия | 736 | 913 |
Костромская область | 620 | 913 |
Курская область | 367 | 913 |
Мордовия | 505 | 913 |
Новосибирская область | 520 | 913 |
Омская область | 367 | 913 |
Оренбургская область | — | 913 |
Орловская область | 300 | 913 |
Псковская область | 631 | 913 |
Республика Саха (Якутия) | 807 | 913 |
Свердловская область | 498 | 913 |
Смоленская область | 583 | 913 |
Ставропольский край | 603 | 913 |
Тамбовская область | 600 | 913 |
Тюменская область | 596 | 913 |
ХМАО | 681 | 913 |
Челябинская область | 568 | 913 |
Чувашия | 557 | 913 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 595 | 913 |
Однако есть и те, кто ставки пересмотрел.
Название региона | Цена-2022, руб. | Цена-2023, руб. |
Московская область | 710 | 940 |
Амурская область | 1300 | 1401 |
Ленинградская область | 990 | 1073 |
Санкт-Петербург | 881 | 1543 |
Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
С 1 марта 2022 года заработал штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Чтобы избежать двусмысленных трактовок и возможных ошибок в правоприменительной практике в Госдуме планируют уточнить положения статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» под нормы которой как раз попадает управление автомобилем без техосмотра.
Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2023 году
С 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что техосмотр на добровольной основе все-таки стоит проходить. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе РСА, сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах.
«И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Эксперты назвали четыре основных канала рекордного оттока капитала
Отток капитала из России в 2022 году составил $243 млрд, или 13,5% ВВП, что во многом было обусловлено изменением модели финансирования внешнеторговых процессов и переводом физическими лицами денег на депозиты в зарубежные банки, оценили эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в аналитической записке «Об оттоке капитала».
Аналитики ЦМАКП выделили четыре основных канала оттока капитала в прошлом году.
- Торговые кредиты и авансы ($66 млрд). Увеличение объемов оттока по этому каналу относительно 2021 года (тогда было $11 млрд) эксперты объясняют изменением модели внешнеторгового финансирования: большая доля импорта стала авансироваться, а кредитование экспорта в значительной степени перешло от иностранных банков к отечественным.
- Погашение ссуд и займов со стороны отечественных банков и нефинансовых предприятий ($62 млрд).
- Операции, совершенные физическими лицами ($47 млрд). К ним относятся прирост частных депозитов в зарубежных банках ($33 млрд) и увеличение остатков наличной валюты у населения ($14 млрд). По данным на 1 июля 2023 года, россияне держали на депозитах в банках за рубежом 6,36 трлн руб., или $73 млрд.
- Изъятие прямых иностранных инвестиций ($40 млрд). Отчасти это связано с «переездом» средств в другие юрисдикции, в том числе в рамках сделок по приобретению бывших российских активов, принадлежавших иностранным компаниям, отмечают авторы.
Почему наблюдается отток и что будет дальше
Под оттоком капитала понимаются законные финансовые операции, связанные с вложениями резидентов России — граждан и компаний — в иностранные активы и ценные бумаги, переводом средств в зарубежные банки, покупкой наличной валюты и т.д. Понятие «чистый отток капитала» (когда вывод денег из страны превышает их приток от нерезидентов) тождественно понятию «положительное сальдо финансовых операций частного сектора», которое, по данным ЦБ, озвученным в апреле, составило в 2022 году $227 млрд (возможны расхождения с экспертными оценками из-за разных методик расчетов). Глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее призывала не путать эти операции с выводом денег из страны по сомнительным основаниям (его регулятор оценивает в $1 млрд).
Отток капитала в условиях значительного экономического шока — это объяснимое явление, пишут аналитики ЦМАКП, однако его рекордные объемы (максимум в процентах к ВВП по меньшей мере с 2001 года) «представляются аномальными» на фоне введенных ограничений, блокирующих санкций и принятых в ответ Банком России мер капитального контроля. Сумма оттока средств из страны в 2022 году, когда Россия начала военную операцию на Украине, а западные страны ввели против нее санкции, превысила аналогичные показатели кризисных 2014 ($165 млрд) и 2008 годов ($143 млрд), указывают эксперты ЦМАКП. РБК направил запрос в Банк России.
Отток средств по четырем описанным каналам был следствием адаптации экономических агентов к шоку 2022 года и имеет временный характер, «определяемый чрезвычайностью ситуации», подчеркивает ЦМАКП. По мнению авторов, следует ожидать замедления оттока капитала по мере приспособления бизнеса и граждан к новым экономическим условиям. В текущем году интенсивность оттока существенно снизилась по всем каналам аномального роста, констатируют они: совокупный отток за январь—июнь составил $27 млрд.
В условиях 2022 года альтернатив масштабному оттоку капитала не было, категоричен директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, у России было колоссальное положительное сальдо во внешней торговле и крайне ограниченные возможности по использованию резервных валют на территории страны. По его мнению, канал снижения задолженности со стороны бизнеса, упомянутый ЦМАКП как один из ключевых, — это воплощение логичного поведения компаний, которые использовали имеющийся валютный ресурс для снижения долговой нагрузки.
«В целом ситуация сложилась таким образом, что без оттока капитала мы бы вряд ли смогли сбалансировать финансовые потоки и платежный баланс, который в прошлом году сложился», — констатирует эксперт.
Сейчас, по словам Широва, ситуация сильно изменилась: произошла нормализация платежного баланса, и главной проблемой стал тот факт, что компании с большим трудом могут использовать валюту на российской территории. «Хотелось бы, чтобы отток был меньше, но пока финансовые каналы не будут налажены, он будет продолжаться. И это не очень хорошо, потому что это потенциал, который мог бы быть использован в том числе на цели модернизации», — полагает Широв.
Как отток капитала влияет на инвестиции внутри страны
После начала боевых действий на Украине и введения против России масштабных санкций власти приняли ряд мер, сдерживавших отток капитала за рубеж. В частности, экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки, ввели ограничения на снятие и покупку наличной валюты. Однако уже в середине 2022 года «под влиянием притока средств от чистого экспорта и переукрепления рубля» монетарные власти существенно ослабили эти меры и отменили «такие наиболее важные из них, как обязательная продажа валютной выручки и требования о ее репатриации», указывают эксперты ЦМАКП.
«Сейчас ситуация с избыточным притоком валюты прекратилась. Соответственно, при необходимости это делает возможным возвращение мер капитального контроля. Данная необходимость существует и определяется проблемой масштабного оттока капитала из сектора нефинансовых предприятий, который носит хронический характер и является основным фактором недоинвестирования российской экономики», — подчеркивается в аналитической записке.
Из расчетов ЦМАКП, основанных на данных ЦБ, следует, что совокупный объем размещенных российскими компаниями капиталов, выплаченных инвестиционных доходов в адрес иностранных партнеров, а также привлеченных за рубежом средств в среднем за несколько постсоветских десятилетий составляет 5–7% ВВП ежегодно. Авторы предлагают рассматривать чистый отток капитала из реального сектора «в качестве постоянного, трендового процесса, протекающего как в условиях шока платежного баланса, так и в ситуации спокойной внешнеэкономической конъюнктуры».
Они также обращают внимание на «хронический разрыв» между величиной внутренних инвестиций и валовыми национальными сбережениями (рассчитываются как разница между ВВП и совокупным частным и государственным потреблением, показывают потенциально возможный объем национальных внутренних и внешних инвестиций). В прошлом году, согласно расчетам ЦМАКП, этот разрыв увеличился до 10% ВВП. «Трендовый процесс вывоза капитала российскими нефинансовыми предприятиями определяет значительную часть разрыва между сбережениями и инвестициями, который, в свою очередь, препятствует наращиванию темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности и модернизации российской экономики», — пишут эксперты.
Как предлагается бороться с оттоком капитала
Экономисты ЦМАКП предлагают краткосрочные и долгосрочные меры по борьбе с оттоком капитала и стимулированию внутренних инвестиций. Суть краткосрочного механизма сводится к общему усилению мер капитального контроля при одновременном создании послаблений для тех, кто осуществляет целевые инвестиции внутри страны.
В частности, авторы предлагают обязательное депонирование на специальном инвестиционном счете в госкорпорации ВЭБ.РФ 10–15% средств российских компаний, направляемых для размещения в зарубежных финансовых активах или относящихся к нерепатриируемой экспортной выручке. Эти средства могут быть размещены в проектные облигации компаний, осуществляющих закупку не имеющего российских аналогов импортного оборудования для реализации инвестиционных проектов в России. При этом при репатриации компанией-держателем экспортной выручки или средств, ранее размещенных в зарубежные финансовые активы, задепонированные средства вместе с причитающимся доходом предлагается возвращать.
Отбором инвестиционных проектов в проектные компании, по задумке ЦМАКП, должна заниматься «Фабрика проектного финансирования» ВЭБ.РФ в координации с Минэкономразвития. РБК обратился за комментарием в Минэкономразвития.
Долгосрочная работа по решению проблемы оттока капитала должна быть нацелена на институциональные изменения, «обеспечивающие формирование долгосрочных мотиваций у собственников компаний и участников финансовых рынков», а также на «формирование у бизнеса во взаимодействии с государством системных представлений о точках роста», указывают аналитики.
Усиление финансового контроля может ухудшить положение бизнеса, предостерегает Широв. «Если мы имеем дело со злонамеренностью компании — это одна история. Но если отток средств вызван естественными причинами, то введение ограничений может дополнительно ухудшить положение российских компаний на рынке. Этого бы очень не хотелось», — подчеркнул он.
Новые требования на техосмотре с 1 сентября 2022 года
В одной из предшествующих на pddmaster.ru речь шла о том, что с 1 сентября 2022 года будут введены новые диагностические карты для автобусов. Однако это не единственное изменение, связанное с техосмотром, которое начнет действовать с 1 сентября.
Сегодня речь пойдет об обновленных правилах проведения технического осмотра транспортных средств, которые, во-первых, вводят новые диагностические карты для автомобилей и, во-вторых, вводят новые требования к транспортным средствам при проведении техосмотра.
Информация о нормативном документе
2022.04.29 Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 №306 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 10 марта 2022 года.
Документ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Исключенные требования с 1 сентября 2022 года
Примечание. Рассматриваемые ниже требования относятся как к автомобилям, диагностические карты для которых рассмотрены ниже в данной статье, так и к автобусам, диагностические карты которых рассмотрены в предшествующей статье.
В первую очередь рассмотрим требования из таблицы, которые с 1 сентября 2022 года применяться не будут:
I. Тормозные системы
6. Коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, не допускается
7. Механические повреждения тормозных трубопроводов не допускаются
III. Внешние световые приборы
19. Отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.
Указанное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями ТР ТС 018/2011.
В случае установки оптических элементов, предназначенных для коррекции светового пучка фар в целях приведения его в соответствие с требованиями ТР ТС 018/2011, подтверждение этого соответствия должно производиться в соответствии с разделом 9 приложения N 9 к ТР ТС 018/2011
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели
25. Стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла
VI. Двигатель и его системы
36. Уровень шума выпускной системы транспортного средства должен соответствовать требованиям пункта 9.9 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
VII. Прочие элементы конструкции
52. Тягово-сцепные устройства должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается
53. К размерным характеристикам сцепных устройств применяются требования, предусмотренные пунктом 6.8 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
55. Транспортные средства (кроме транспортных средств категорий O, L1 — L4) должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки, а также медицинскими аптечками в соответствии с требованиями пунктов 11.1 и 11.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
56. Транспортные средства должны быть укомплектованы не менее чем 2 противооткатными упорами
57. Транспортные средства должны быть укомплектованы огнетушителями в соответствии с требованиями пункта 11.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
64. Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств не допускается
65. На каждом транспортном средстве категорий M и N должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака.
На транспортных средствах категорий L и O должны быть предусмотрены места установки одного заднего государственного регистрационного знака. Место для установки государственного регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную поверхность и располагаться таким образом, чтобы исключалось загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции транспортного средства. При этом государственные регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.
Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства
С 1 сентября 2022 года на техосмотре не будут проводить проверку:
- коррозии тормозных систем;
- повреждений тормозных трубопроводов;
- рассеивателей световых приборов и дополнительных оптических элементов;
- стеклоомывателя;
- уровня шума выпускной системы;
- беззазорной сцепки сухарей с шаром в тягово-сцепных устройствах;
- размеров сцепных устройств;
- наличия знака аварийной остановки и аптечки;
- наличия противооткатных упоров;
- наличия огнетушителей;
- каплепадения масел и рабочих жидкостей;
- правильности установки номеров.
Напомню, что в предшествующей статье рассматривались обновленные диагностические карты автобусов, из которых были исключены 10 из 12 перечисленных выше пунктов. Два пункта, связанные со сцепными устройствами (подчеркнуты в списке), из диагностической карты автобусов не удалялись, т.к. их там изначально не было.
Исключенные пункты диагностической карты
6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
19. Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов
25. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром
53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
55. Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)
56. Наличие не менее 2 противооткатных упоров
57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
64. Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей
65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями
Из диагностической карты будут удалены все пункты, по которым с 1 сентября 2022 года не будут требоваться проверки. Даже номера исключенных пунктов совпадают с номерами исключенных требований, так что найти соответствия довольно просто.
Новые требования с 1 сентября 2022 года
15. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем транспортного средства (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно
13. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно
Из пункта 15 исключена фраза, требующая проверить повышенную подвижность деталей рулевого привода.
16. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами, неработоспособность или отсутствие предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства рулевого демпфера и усилителя рулевого управления не допускаются. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления не допускается
14. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами, неработоспособность или отсутствие предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства рулевого демпфера и усилителя рулевого управления не допускаются
Во-первых, из пункта 16 исключена фраза про проверку других дефектов в деталях рулевого механизма. Однако указание на другие дефекты осталось и в диагностической карте автобуса, и в диагностической карте автомобиля. Так что данное нововведение лишь вызывает дополнительные вопросы, т.к. не понятно, будут ли проверять иные дефекты в ходе техосмотра.
Во-вторых, в данном пункте удалена проверка подтекания рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления. Подтекания ГУР с 1 сентября 2022 года на техосмотре проверять не будут.
22. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией транспортного средства фар и сигнальных фонарей не допускаются
19. Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией внешних световых приборов не допускаются
В пункте 22 изменилась формулировка, связанная с проверкой световых приборов автомобиля. До 1 сентября 2022 года по данному пункту проверяются только фары и фонари, а с 1 сентября — все световые приборы. В том числе габаритные огни, аварийная световая сигнализация, стоп-сигналы, опознавательный знак «автопоезд».
26. Остаточная глубина рисунка протектора шин должна соответствовать требованиям пункта 5.6.1 и 5.6.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
22. Высота рисунка протектора шин должна соответствовать требованиям пунктов 5.6.1 — 5.6.3 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
В пункте 26 изменилась только формулировка пункта, связанного с проверкой износа шин автомобиля.
28. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается
24. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес не допускается. Замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями не допускается
В пункте 28 добавился новый пункт для проверки — проверка наличия золотников (ниппелей) на всех колесах автомобиля. Данное нововведение означает, что технический эксперт должен будет снять колпачки со всех колес и проверить, что золотники находятся на своих местах.
33. Подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются
28. Подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей не допускаются. Подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска, не допускаются
В пункт 33 добавлено новое требование для проверки — двигатель не должен подсасывать воздух и не должно быть утечки отработавших газов.
41. Замки дверей кузова или кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обогрева и обдува ветрового стекла и предусмотренное изготовителем транспортного средства противоугонное устройство должны быть работоспособны
34. Замки дверей кузова или кабины, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя, устройство обогрева и обдува ветрового стекла должны быть работоспособны
Обновленный пункт 41 с 1 сентября говорит о том, что проверять заводское противоугонное устройство на техосмотре больше не будут.
66. На транспортных средствах, оснащенных устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб, такие устройства или системы должны быть работоспособны и соответствовать требованиям пункта 118 приложения N 10 к ТР ТС 018/2011
51. На транспортных средствах, оснащенных устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб, такие устройства или системы должны быть работоспособны (наличие двухсторонней голосовой связи с оператором вызова экстренных оперативных служб)
Также изменения затронули и пункт, связанный с проверкой системы ЭРА ГЛОНАСС, предназначенной для вызова экстренных оперативных служб. До 1 сентября 2022 года в пункте 66 есть ссылка на пункт 118 приложения 10 к Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств». Этот пункт, в свою очередь, содержит перечень технических требований, которые в ходе техосмотра проверить довольно трудно. В новой редакции прямо указано, что оператор техосмотра должен с помощью системы ЭРА ГЛОНАСС позвонить оператору и проверить возможность ведения разговора.
Отдельного внимания заслуживают пункты, связанные с проверкой дополнительных требований для различных категорий транспортных средств:
70. Специализированные транспортные средства должны отвечать дополнительным требованиям, установленным пунктами 15.1 — 15.4, 15.6 — 15.8 раздела 15 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
71. Специальные транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 16 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
72. Транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 17 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
75. Транспортные средства для перевозки опасных грузов должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 20 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
76. Транспортные средства — цистерны должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 21 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
77. Транспортные средства — цистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 22 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
80. Транспортные средства — фургоны, имеющие места для перевозки людей, должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 25 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
81. Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов должны отвечать дополнительным требованиям, установленным в разделе 26 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
54. Специальные и специализированные транспортные средства должны отвечать следующим дополнительным требованиям:
- .
- специализированные транспортные средства — установленным пунктами 15.1 — 15.4, 15.6 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
специальные транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог — установленным пунктами 16.2, 16.4 и 16.5 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011; - транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска — установленным пунктами 17.1, 17.3 и 17.4 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- .
- транспортные средства для перевозки опасных грузов — установленным пунктами 20.1 — 20.4, 20.9 — 20.13, подпунктами 20.14.3 — 20.14.11, 20.14.13 — 20.14.26 пункта 20.14 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- транспортные средства-цистерны — установленным пунктом 21.1, подпунктами 21.2.1 и 21.2.2 пункта 21.2 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- транспортные средства-цистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов — установленным пунктами 22.1, 22.4 — 22.9 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011;
- .
- транспортные средства-фургоны, имеющие места для перевозки людей, — установленным подпунктами 25.1.1 — 25.1.3 пункта 25.1 приложения N 8 к ТР ТС 018/2011
Изменения затронули дополнительные требования, относящиеся к следующим транспортным средствам:
- специализированным;
- специализированным для коммунального хозяйства;
- для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска;
- для перевозки опасных грузов;
- цистернам;
- цистернам для перевозки и заправки нефтепродуктов;
- фургонам, имеющим места для перевозки людей.
Если Вам требуется пройти техосмотр для одного из указанных автомобилей, то рекомендую изучить обновленные требования. При этом сразу же отмечу, что списки требований сокращены. То есть, если ранее Ваш автомобиль успешно проходил техосмотр, то и в дальнейшем он также должен его пройти.
Также нужно заметить, что дополнительные требования для транспортных средств для перевозки пищевых продуктов полностью исключены.
Обновленные пункты диагностической карты
Рассмотрим новые пункты диагностической карты в виде таблицы:
Было (до 1 сентября 2022 года) |
Стало (с 1 сентября 2022 года) |
9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем | 7. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем. Работоспособность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода |
16. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления | 14. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления |
26. Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям | 22. Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям |
33. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания | 28. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска |
41. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства | 34. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла |
68. Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям | 53. Соответствие транспортных средств категорий M2 и M3 установленным дополнительным требованиям 54. Соответствие специальных и специализированных транспортных средств дополнительным требованиям |
43. Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки 44. Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы 46. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
36. Работоспособность аварийного выключателя дверей, аварийных выходов и устройств приведения их в действие. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
В целом обновленные пункты диагностической карты соответствуют рассмотренным выше обновленным требованиям на техосмотре.
Актуальный текст правил проведения технического осмотра транспортных средств Вы можете найти на следующей странице:
В заключение хочу напомнить, что в 2023 году периодический техосмотр отменен только для личных мотоциклов и легковых автомобилей. Для всех остальных транспортных средств техосмотр остался обязательным и нужно быть готовым к тому, что с 1 сентября 2022 года операторы будут предъявлять к автомобилям новые требования.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.