Что такое экстренное торможение автомобиля
Перейти к содержимому

Что такое экстренное торможение автомобиля

  • автор:

Навыки экстренного торможения — как успеть затормозить в сложной ситуации

Для того чтобы никогда не попадать в аварийные ситуации, нужно постоянно прогнозировать дорожную ситуацию. Но если бы человек, подобно компьютеру, мог безошибочно анализировать и прогнозировать, он бы не тратил время на стояние в пробках, а просиживал бы все свободное время в букмекерских конторах, делая выигрышные ставки. Все просчитать невозможно, потому каждый водитель просто обязан научиться «не тормозить», когда нужно грамотно затормозить.

Каждый день мы, представители гордой касты автомобилистов, сами того не подозревая, отрабатываем стандартные приемы торможения. И даже если у нас когда-то и были навыки экстренного торможения, они постепенно забываются и утрачиваются навсегда. Однако такое положение вещей не должно устраивать человека, который печется о безопасности.

Нужно смотреть правде в лицо – основная масса водителей понятия не имеет, как поведет себя их транспортное средство в том случае, когда возникнет необходимость в экстренном торможении. Между тем, каждый автомобиль может похвастать своей неповторимой реакцией на такие радикальные действия водителя. И дело тут даже не в модели автомобиля, потому как даже представители одного модельного ряда в силу своих специфик и особенностей будут реагировать на резкое нажатие педали тормоза по-своему.

Так что если вы хотите точно знать, какой фокус может выкинуть ваша любимица во время экстренного торможения, единственный способ узнать это – тренироваться.

Лучше всего объезжать, вернее обтормаживать, свою ласточку на пустой дороге. Делать это нужно в несколько этапов.

Начните с 30 км/ч, а потом увеличивайте скорость на 10 км/ч после каждого «брейк-эксперимента». Следите за своим автомобилем и запоминайте его повадки, чтобы впоследствии знать, какое стремя потянуть.

Распространенные ошибки.

Многие водители само понятие «экстренное торможение» трактуют буквально. Однако на самом деле экстренно тормозить нужно, балансируя на той грани, когда колеса полностью блокируются. При полной блокировке колес автомобиль идет юзом, и его в итоге заносит. При этом тормозной путь увеличивается в разы. Даже опытные водители допускают эту ошибку – резко вжимают педаль тормоза в пол и удерживают ее в таком «задушенном» положении.

Совет. Дабы в экстренной ситуации полностью остановить автомобиль, нужно приложить к тормозной педали только начальное усилие, а потом сильно и довольно быстро полностью выжмите тормоз до полной блокировки колес. После этого необходимо ослабить давление на педаль для предотвращения заноса, а потом снова заблокировать колеса. И так несколько раз, чередуя свои действия. Это так называемое торможение импульсами, при котором проще всего контролировать движение автомобиля, вот-вот готового сорваться в занос.

Гонщики-спортсмены экстра-класса всего за одну секунду способны выполнить около 12 движений, воздействуя на три педали, рычаг коробки передач и руль, при этом работая правой ногой на торможение с частотой около восьми импульсов ежесекундно. Эксперты подсчитали, что у профи в запасе имеется порядка 150 приемов и элементов торможения, которые они могут применить в той или иной ситуации: это и торможение боковым соскальзыванием, и контролируемым вращением, и управляемым заносом и даже контактным торможением, когда не остается ничего другого, как использовать в качестве тормоза придорожный столб.

При экстренном торможении следует учитывать и состояние дорожного покрытия – от его характеристик будет зависеть выбор варианта действий.

На сухом асфальте.

В этом случае нужно тормозить исключительно на грани вхождения в юз. Нажмите сильно на тормоз, а после этого плавно его отпускайте, снижая скорость. Это удержит автомобиль на грани сноса.

Во время дождя или в гололед.

Для начала нужно довольно коротко и слабо надавить на педаль тормоза, а потом постепенно увеличивать силу торможения и время давления на тормоз. Если дорога чересчур скользкая, можно помогать себе двигателем – тормозить, понижая передачи.

Заснеженная дорога.

Профессионалы утверждают, что в данном случае наиболее эффективным способом торможения является полная блокировка колес. Перед полностью заблокированными колесами образуются валики из снега, которые служат дополнительным средством торможения.

Экстренное торможение с ABS

В случае наличия антиблокировочной системы необходимо воздействовать «ударно» на педаль тормоза. Сильный и четкий удар дает возможность АБС (ABS) на все сто реализовать свой потенциал. Антиблокировочная система посылает тормозное усилие на каждое из колес около 15 раз в секунду. Благодаря этому значительно сокращается тормозной путь, а водитель, как и прежде, может без проблем контролировать автомобиль и с помощью руля изменять его траекторию. Некоторые современные автомобили оснащены системой под названием Brake Assist – этот автомобильный «гаджет» позволяет распознать те ситуации, когда водитель панически давит тормоза, и помогает ему справиться с аварийной ситуацией.

Распространенные ошибки.

Многие водители в ходе резкого снижения скорости не достаточно крепко держат руль. Неравномерная нагрузка на колеса, а также неровности дороги могут спровоцировать ситуацию, когда руль попросту вырывается из рук. Как результат – машина «отдыхает» в кювете, а водитель нервно курит вторую сигарету с оторванным фильтром. И лишь потом осознает, что он некурящий.

— Во время экстренного торможения особое внимание следует уделить посадке: нужно плотнее прижаться к сиденью, что даст возможность вовремя ощутить тот момент, когда автомобиль потеряет устойчивость.
— Постоянно держите обе руки симметрично в верхнем секторе руля, дабы иметь возможность сразу же среагировать, когда автомобиль занесет.
— Всегда следить за тем, чтобы шины не напоминали голову Гоши Куценко.

Как правильно совершать экстренное торможение на автомобиле с ABS и без неё

Доводить до экстренного торможения не стоит, лучше выбирать оптимальную скорость движения, ориентироваться на дорожную обстановку и качество покрытия. Но иногда возникают на дороге экстренные ситуации, когда нужно быстро и эффективно затормозить, чтобы спасти свою жизнь и/или жизнь других участников дорожного движения. Тогда нужно оперативно отреагировать и быстро нажать на тормоз.

Что такое экстренное торможение

Большинство водителей понимают экстренное торможение неправильно. Это не просто резкое нажатие на педаль газа с последующей резкой остановкой авто. При правильном экстренном торможении колёса полностью блокироваться не должны, иначе транспортное средство начинает идти юзом и уходит в занос, тормозной путь же при этом становится ещё длиннее. Ошибаются при экстренном торможении даже опытные водители — резко зажимают педаль и блокируют колёса. А случаев для экстренного торможения на дороге возникает немало:

внезапное препятствие на пути;

недостаточная дистанция с идущими впереди транспортными средствами;

подозрение на поломку тормозной системы.

Безопасным экстренное торможение может быть только в системах с ABS, в остальных может стать фатальной ошибкой. Но, если иначе уйти от столкновения невозможно, резкое нажатие педали — единственный вариант, в таком случае нужно уметь выполнять быстрое торможение правильно.

Правила экстренного торможения с ABS

Принцип работы ABS — не допускать блока колёс, таким образом оберегая автомобиль от заноса. Особенно эффективно работает система, если под передней и задней парами колёс покрытие разного типа — к примеру, передние колёса на асфальте, а задние на обочине скользят по грунту или льду. Это довольно опасная ситуация, из которой на большой скорости и при экстренном торможении почти невозможно выйти без заноса, если, конечно, на машине не установлена ABS.

Экстренное торможение с ABS выполнить несложно — просто зажимаете педаль до упора и держите её до полной остановки автомобиля. Здесь некоторые водители совершают ошибку, зажав педаль не полностью или отпустив её, как только нога начинает ощущать биение системы в педаль — это блокировка задней оси, то есть непосредственно работа ABS, отпускать педаль в этот момент не нужно. Если удерживать тормоз в этот момент, то заноса не будет, а вот если нажимать педаль не в полную силу или плавно, система может вообще не сработать.

Экстренное торможение без ABS

Водители с большим стажем вождения на автомобилях без антиблокировочной системы чувствуют автомобиль и интуитивно знают, в какой момент нельзя зажимать педаль, чтобы автомобиль не ушёл в занос. В идеале вообще нельзя зажимать педаль на таких авто полностью, нажимать нужно прерывисто и часто, имитируя работу ABS, особенно важно это на гололёде, только так можно сохранить управляемость транспортного средства.

Спортивное торможение

По своему принципу спортивное и экстренное торможение похожи, но отличаются по экстренности ситуаций — в спортивном вождении водитель знает трек, все его повороты и препятствия, в то время как в реальной жизни препятствия на дороге и аварийная ситуация возникают внезапно, например, резкое торможение едущих впереди машин перед светофором, или резкое появление перед авто пешехода. Спортивное торможение — трюк, для которого водитель долго тренируется, экстренное же торможение — предотвращает ДТП, так что сравнивать их некорректно.

Импульсное торможение

Кратко уже описывали выше. Суть в том, чтобы после полной блокировки колёс тормозными колодками ослабить нажим на педаль и дать колёсам прокрутиться, повторить. Нажимы на педаль делают примерно 4 раза в секунду. Торможение получается довольно быстрым, но без рисков. Минус метода только в том, что не каждый водитель может выполнить описанную процедуру, рефлекторно у большинства нога зажимает педаль тормоза и не отпускает её, уводя автомобиль в занос.

Дозированное торможение

Отличается от импульсного. Здесь суть не в том, чтобы чередовать блокировку колёс и их прокручивание, а в том, чтобы тормозить, балансируя на грани блокировки колёс, но не отпуская педаль полностью. Сложность заключается в том, что не каждый водитель настолько чувствует авто, чтобы нащупать эту грань. Этот метод присущ, скорее, гонщикам или просто очень опытным водителям, которые умеют безопасно остановиться практически в любой ситуации.

Торможение юзом

Если до столкновения с препятствием остаётся совсем малое расстояние, и тормозить импульсно уже не представляется возможным, единственный выход — тормозить юзом. То есть зажимать педаль, позволяя автомобилю уйти в занос, его будет крутить вокруг собственной оси, но двигаться будет по прямой. Дальше уже вступают правила выхода из заноса на автомобилях с разным приводом.

Во время такого торможения нужно крепко держаться за руль обеими руками в верхней его части, прижаться к сидению всем телом, чтобы лучше ощущать каждое движение автомобиля. Особенно важно вовремя менять шины, изношенный протектор гарантирует занос, выйти из которого сможет далеко не каждый профессионал.

Способ торможения в зависимости от погодных условий

Важно учитывать при выборе способа торможения и тип дорожного покрытия в зависимости от погодных условий:

Сухой асфальт. Оптимальные условия для любого торможения, в том числе экстренного. Но и здесь не стоит тормозить с фанатизмом. Нажимаем на тормоз до упора и затем постепенно ослабляем нажим на педаль, не допуская ухода в занос.

Снежный накат. Здесь тоже всё сравнительно несложно, и большого опыта для торможения не требуется. Любые зимние шины хорошо цепляются за снег, а перед заблокированными колёсами образуются валы, дополнительно тормозящие авто.

Лёд или глубокие лужи. Это самая опасная ситуация, особенно если под колёсами чёрный лёд. Как только транспортное средство начинает замедляться, можно постепенно увеличивать время нажима и давление. Для наиболее эффективного торможения опытные водители советуют «тормозить коробкой» — принудительно понижать передачу, даже при повышенных оборотах, таким образом машину тормозит сам двигатель. Тормозить понижением передачи эффективно и при наличии антиблокировочной системы.

От экстренного торможения на дороге не застрахован ни один водитель, и возникновение аварийных ситуаций далеко не всегда зависит от опыта самого водителя, часто они возникают из-за других участников дорожного движения. Но и самому становиться виновником аварийной ситуации не стоит, например, проезжать красный сигнал светофора и заставлять экстренно тормозить поток машин с боковой дороги. Навыки торможения и выхода из заноса приходят только с опытом, очень зависит алгоритм от типа транспортного средства — передний или задний привод, легковая машина или грузовик.

А главное — не забывайте вовремя переобувать свой автомобиль. Даже «лысая» летняя резина может унести автомобиль в занос на глубоких лужах. А купить хорошие шины по низкой цене вы всегда можете в магазине «Колёса Даром».

Как произвести экстренное торможение?

Не стоит слишком часто прибегать к экстренному торможению на дороге — лучше всего поддерживать оптимальную скорость и ориентироваться на дорожную обстановку и качество покрытия. Однако, в некоторых случаях, когда на дороге возникают неожиданные ситуации, быстрое и эффективное торможение может спасти жизни участников дорожного движения. Обратите внимание, что каждый автомобиль имеет свою уникальную реакцию на экстренное торможение — это зависит не только от модели, но и от множества других факторов, таких как особенности конструкции, техническое состояние и даже индивидуальные характеристики каждого автомобиля. Поэтому важно быть готовым к любым ситуациям на дороге и уметь оперативно реагировать в случае необходимости. А для этого необходимо тренироваться и еще раз тренироваться. Вопросы тренировок рассмотрим в конце статьи.

Что такое экстренное торможение?

Экстренное торможение автомобиля — это резкое и интенсивное торможение, которое выполняется в ситуациях, когда необходимо быстро остановить или замедлить движение автомобиля, чтобы избежать столкновения или другой опасной ситуации на дороге.

Такое торможение может быть вызвано, например, внезапным появлением препятствия на дороге, аварийной ситуацией, непредвиденным поведением других участников дорожного движения или технической неисправностью автомобиля.

Экстренное торможение выполняется с помощью сильного нажатия на педаль тормоза, при этом тормозные механизмы автомобиля должны работать на полную мощность, чтобы остановить машину как можно быстрее.

Экстренное торможение требует от водителя высокой концентрации и быстрой реакции, а также умения правильно оценить дорожную обстановку и принять правильное решение в критической ситуации. Важно помнить, что экстренное торможение может быть опасным для пассажиров и окружающих, поэтому лучше всего избегать ситуаций, когда такое торможение может понадобиться, и обеспечивать безопасное и предсказуемое движение на дороге.

Многие водители ошибочно считают, что экстренное торможение автомобиля должно происходить путем полного блокирования колес. Однако на самом деле, полная блокировка колес приводит к юзу автомобиля и увеличению тормозного пути в разы. Даже опытные водители могут совершать эту ошибку, нажимая педаль тормоза слишком сильно и держа ее в таком положении.

Чтобы безопасно остановить автомобиль в экстренной ситуации, необходимо приложить начальное усилие к педали тормоза, а затем быстро и сильно выжать ее до полной блокировки колес. После этого нужно ослабить давление на педаль, чтобы предотвратить юз и затем снова заблокировать колеса. Этот метод называется торможением импульсами и позволяет контролировать движение автомобиля в экстренной ситуации.

Однако, для безопасного экстренного торможения необходимо иметь систему ABS (антиблокировочная система), которая помогает предотвратить блокировку колес, сохраняя устойчивость автомобиля при торможении. Если ваш автомобиль не оборудован системой ABS, экстренное торможение может стать фатальной ошибкой.

В любом случае, если столкновение неизбежно, резкое нажатие на педаль тормоза является единственным способом предотвращения аварии. Однако, чтобы выполнить такое торможение правильно, необходимо уметь контролировать автомобиль и выполнять торможение импульсами.

Как правильно совершать экстренное торможение с системой ABC?

Для правильного и безопасного выполнения экстренного торможения с системой ABS (антиблокировочной системой) необходимо следовать нескольким рекомендациям:

  1. Сначала нужно сильно и быстро нажать на педаль тормоза до конца. В этот момент система ABS автоматически начнет контролировать давление в тормозной системе и не допустит блокировки колес.
  2. При выполнении экстренного торможения не следует отпускать педаль тормоза, так как это может привести к потере контроля над автомобилем. Педаль тормоза необходимо держать нажатой до полной остановки автомобиля.
  3. Важно помнить, что система ABS не означает, что тормозной путь будет равен нулю. Даже при использовании ABS необходимо учитывать дорожную обстановку и принимать меры для избежания столкновения.
  4. Не следует выполнять торможение импульсами при использовании ABS, так как это может снизить эффективность системы и увеличить тормозной путь.
  5. Если при экстренном торможении возникают вибрации в педали тормоза или руле, это является нормальным явлением при использовании ABS и не должно вызывать беспокойства.
  6. Не следует заниматься мультитаскингом во время экстренного торможения. Остановите автомобиль, прежде чем выполнять другие действия, такие как звонок по телефону или отправка сообщения.

Правильное выполнение экстренного торможения с системой ABS может помочь избежать столкновений и сохранить жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Пример экстренного торможения автомобиля с ABS и без ABS

Наглядный пример экстренного торможения с системой ABS и без неё.

Как экстренно затормозить без системы ABS?

Экстренное торможение без системы ABS (антиблокировочной системы) может быть более сложным и требует особой техники и навыков. Вот несколько рекомендаций, которые помогут выполнить экстренное торможение без системы ABS:

  1. Необходимо сильно и быстро нажать на педаль тормоза до конца. Важно помнить, что при выполнении экстренного торможения колеса автомобиля должны блокироваться, но только на короткий период времени.
  2. Чтобы избежать заноса автомобиля, нужно быстро отпустить педаль тормоза после блокировки колес. Затем необходимо снова сильно и быстро нажать на педаль тормоза до блокировки колес и повторить этот процесс несколько раз до полной остановки автомобиля.
  3. Важно сохранять контроль над автомобилем во время экстренного торможения. Необходимо уметь оценивать дорожную обстановку и предсказывать возможные опасности на дороге.
  4. При экстренном торможении без системы ABS, тормозной путь может увеличиться в разы. Поэтому необходимо сохранять безопасное расстояние между автомобилями и избегать экстремальных ситуаций на дороге.
  5. Необходимо учитывать, что при экстренном торможении без системы ABS возможно появление вибраций в педали тормоза или руле. Это явление нормально и не должно вызывать беспокойства.
  6. Важно поддерживать в хорошем состоянии тормозную систему автомобиля, включая тормозные диски, колодки и тормозную жидкость. Плохо работающая тормозная система может привести к неудачному экстренному торможению.

Выполнение экстренного торможения без системы ABS требует от водителя высокой концентрации и навыков. Поэтому лучше всего избегать ситуаций, когда такое торможение может понадобиться, и обеспечивать безопасное и предсказуемое движение на дороге.

Каждый водитель, независимо от того, насколько долго он управляет автомобилем без системы ABS, должен понимать, что более сильное нажатие на педаль тормоза может привести к блокировке колес и юзу автомобиля. В экстренной ситуации на таком автомобиле в потоке движения нужно прерывисто и часто нажимать педаль тормоза, чтобы избежать блокировки колес и сохранить управляемость транспортным средством.

Спортивное торможение и экстренное торможение имеют некоторые сходства, однако в случае экстренного торможения водитель не может заранее планировать действия и должен быстро реагировать на ситуацию на дороге.

Импульсное торможение — это метод, при котором водитель после блокировки колес сразу ослабляет нажим на педаль тормоза, чтобы обеспечить вращение колес. Этот метод обеспечивает оперативное замедление и снижает риск заноса, однако не каждый водитель может выполнить эту последовательность действий в условиях стресса и паники.

Дозированное торможение — это наиболее распространенный метод экстренного торможения, который включает в себя дозированное нажатие на педаль тормоза до грани блокировки колес. Однако, на практике сложно дозировать усилие на педаль и этот метод подходит больше для опытных гонщиков.

Торможение юзом — это метод, который может быть использован только в крайнем случае, когда другого выхода из ситуации нет. Водитель должен тормозить на машине без системы ABS точно так же, как и на автомобиле с системой ABS, однако машина будет замедляться медленнее и ее может занести. В таких условиях водитель не сможет управлять рулем, но автомобиль будет крутиться по прямой.

Независимо от метода, который водитель выберет для экстренного торможения, важно понимать, что в этих ситуациях нужно сохранять хладнокровие и не паниковать. Регулярная тренировка и подготовка к экстренному торможению помогут водителям сохранить контроль над ситуацией и предотвратить аварии на дорогах.

Какие типы экстренного торможения бывают?

Существуют три типа экстренного торможения, которые водители могут использовать в зависимости от ситуации на дороге:

  1. Обычное экстренное торможение — это наиболее распространенный тип торможения, который выполняется в обычных условиях на дороге. В этом случае водитель должен быстро и сильно нажать на педаль тормоза до конца, чтобы остановить автомобиль как можно быстрее. Обычное экстренное торможение может быть выполнено как с системой ABS, так и без нее.
  2. Экстренное торможение на скользкой дороге — когда дорога покрыта льдом или снегом, водитель должен использовать специальную технику торможения. В этом случае водитель должен быстро и резко нажимать на педаль тормоза, чтобы колеса автомобиля начали блокироваться и дорога начала очищаться от льда или снега. Затем необходимо быстро отпустить педаль тормоза для предотвращения заноса автомобиля и повторить этот процесс несколько раз, пока автомобиль не будет остановлен. Этот тип торможения может быть выполнен только без системы ABS.
  3. Экстренное торможение на мокрой дороге — когда дорога мокрая, тормозной путь может значительно увеличиться. В этом случае водитель должен начать торможение заранее и постепенно увеличивать давление на педаль тормоза, чтобы избежать блокировки колес. Если колеса начинают блокироваться, необходимо быстро отпустить педаль тормоза для предотвращения заноса автомобиля и повторить этот процесс несколько раз, пока автомобиль не будет остановлен. Этот тип торможения может быть выполнен как с системой ABS, так и без нее.

Каждый тип экстренного торможения требует особой техники и навыков. Водители должны знать, как правильно выполнять каждый из этих типов торможения, чтобы избежать аварий и сохранить жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Распространенные ошибки при экстренном торможении

Вот некоторые распространенные ошибки, которые водители могут совершать при экстренном торможении:

  1. Нажатие педали тормоза слишком мягко — многие водители могут не нажимать на педаль тормоза достаточно сильно, когда им нужно остановить автомобиль в экстренной ситуации. Это может привести к увеличению тормозного пути и возможному столкновению.
  2. Нажатие педали тормоза слишком сильно — наоборот, некоторые водители могут нажимать на педаль тормоза слишком сильно, что приводит к блокировке колес и юзу автомобиля.
  3. Не использование системы ABS — если автомобиль не оборудован системой ABS, водители могут совершать ошибку, не зная, как правильно тормозить в экстренной ситуации. Это может привести к блокировке колес и потере контроля над автомобилем.
  4. Паника — водители могут впадать в панику в экстренных ситуациях, что может приводить к неправильным действиям, например, нажатию на педаль газа вместо тормоза. Паника может также привести к необходимости выполнить экстренное торможение, когда это не требуется.
  5. Несоблюдение безопасного расстояния — многие аварии происходят из-за того, что водители не соблюдают безопасное расстояние между автомобилями. Если водитель не сможет остановить свой автомобиль в экстренной ситуации, это может привести к столкновению с предыдущим автомобилем.
  6. Не подготовление к экстренному торможению — водители могут не знать, как правильно тормозить в экстренной ситуации, не знать, как работает система ABS или не знать, как правильно выполнять экстренное торможение на разных типах дорог. Это может привести к ошибочным действиям и возможному столкновению.

Водители должны знать, как правильно выполнять экстренное торможение и избегать этих распространенных ошибок, чтобы сохранить жизнь и здоровье на дороге.

Индивидуально обучаем приемам эффективного экстренного торможения в GT-Driving

GT-Driving — это профессиональная автошкола в Москве , которая предлагает услуги обучения экстренному торможению автомобиля. Наши инструкторы — высококвалифицированные специалисты, которые помогут вам освоить технику безопасного и эффективного торможения в экстренных ситуациях на дороге.

В рамках нашего обучения вы познакомитесь с основными принципами торможения, научитесь оценивать дорожную обстановку и прогнозировать возможные опасности на дороге. Вы также научитесь правильно реагировать на внезапные ситуации на дороге и быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

Обучение проводится на современных автомобилях с передовыми системами безопасности, что позволяет вам безопасно и уверенно освоить необходимые навыки. Мы также предоставляем индивидуальный подход к каждому студенту, что позволяет учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ученика.

После завершения обучения вы будете уверены в своих навыках экстренного торможения и сможете применять их на практике, что поможет вам сохранить свою жизнь и жизни других участников дорожного движения. Запишитесь на обучение экстренному торможению в GT-Driving прямо сейчас и получите максимум знаний и навыков от профессионалов своего дела!

Экстренное торможение и когда оно требуется

Время от времени каждый водитель сталкивается с необходимостью применитьэкстренное торможение. Эта вынужденная мера спасает в аварийных ситуациях жизнь и имущество участников дорожного движения. Но чтобы выполнить этот маневр максимально эффективно, стоит знать базовые правила торможения в стрессовой обстановке.

ekstrennoe tormozhenie

Базовые правила экстренного торможения

Ситуации, когда нужно немедленно остановить автомобиль, возникают регулярно. На дорогу может выскочить ребенок, на перекрестке под красный свет может «лететь» лихач или у транспортного средства в соседнем ряду лопнуло колесо, и его стало заносить. Но не стоит путать внеплановые ситуации со спортивным оттормаживанием, которое происходит в соответствии с планом действий водителя.

Для экстренного торможения характерны всего 2 базовых условия:

  • внезапность торможения — водитель не планировал останавливать авто и даже сбрасывать скорость;
  • оттормаживание с целью полной остановки — водитель принимает решение полностью прекратить движение как можно скорее.

Правила оттормаживания зависят от тормозной системы автомашины — наличие системы ABS и электронных помощников, отсутствие антиблокировки колес. Маневр доступен на любом колесном транспортном средстве, если подойти к нему с умом и знать хотя бы базовую теорию.

Как правильно тормозить с АБС

На транспортных средствах, оборудованных системой антиблокировки колес, можно выполнить маневр торможения и рулежки, поскольку колеса не блокируются. Чтобы выполнить маневр, необходимо изо всех сил надавить на педаль тормоза до появления соответствующей вибрации. Вибрация свидетельствует об активации системы антиблокировки колес.

Применение ABS позволяет сохранить управляемость авто, что вовнештатных условиях оказывается критически важным — у водителя остается шанс «увернуться» непосредственно во время оттормаживания в пол.

Чуть легче тормозить водителям, чьи ТС оборудованы дополнительной системой BAS (Brake Assist System). Что такоеBAS? Это система экстренного торможения, придуманная инженерами Mercedes-Benz. Она сокращает тормозной путь примерно на 15% на сухом покрытии. В связке с ABS система работает следующим образом:

  • в случае резкого нажатия на педаль (стоит датчик движения скорости выжима) включается насос высокого давления, который нагнетает максимально возможное давление в магистрали;
  • при максимальном давлении колеса блокируются, включается ABS, давление сбрасывается, колеса растормаживаются;
  • цикл повторяется до полной остановки.

При наличии системы BAS нет никакой разницы — полностью выжат тормоз или меньше, поскольку важна именно скорость выжима. При плановом торможении быстро на педаль не нажимают.

Оказывает влияние и поколение ABS. Старые одно-, двух- и трехканальные системы не столь эффективны, как современные «четырехканалки». Количество каналов указывает на количество контуров, которыми управляет система. Поэтому на транспортных средствах со старыми ABS эффективность ее работыможет оказаться невысокой в случае, если имеется разница в коэффициенте сцепления колес с дорогой (например, под левыми — сухой асфальт, под правыми — лед).

Экстренное торможение без ABS

1636042467 26 krot info p rezkoe tormozhenie mashini mashini krasivo 27

Отсутствие ABS не делает экстренное торможение чем-то недоступным — оно было придумано задолго до появления электронных помощников. Отмораживать ТС без ABS+BAS вполне реально. Более того, водители таких ТС имеют даже определенное преимущество в ряде дорожных условий.

Например, на ледяном покрытии на шипованной резине применяется оттормаживание юзом, т.е. с полной блокировкой колес. Шипы «вгрызаются в лед» и эффективно гасят скорость. То же самое применимо к оттормаживанию на мягком и рыхлом покрытии — заблокированное колесо будет «тонуть» в грунте, из-за чего остановка происходит крайне быстро. Потеря возможности маневрировать в таких условиях иногда не критична.

Существует несколько типов экстренного торможения на колесных транспортных средствах, не оборудованных современными тормозными системами:

  1. Спортивное торможение — педаль нажимается интуитивно до положения на грани блокировки колес, колеса не заблокированы, управляемость не потеряна. Тормозит ТС быстрей, чем транспорт с ABS. Такой тип оттормаживания требует от водителя идеального знания особенностей своей автомашины.
  2. Импульсное экстренное торможение — педаль нажимается прерывисто, т.е. выбирается полный ход, немного отпускается и снова нажимается. По сути, это имитация работы ABS. Применяется водителями с небольшим опытом. Эффективность зависит от количества нажатий в секунду (рекомендуется не менее 4 нажатий в секунду), но уступает ABS на любом покрытии, т.к. электронная система блокирует/разблокирует колеса с гораздо большей частотой.
  3. Экстренное торможение юзом («в пол») — самое простое оттормаживание ТС, заключается в давлении на педаль тормоза изо всех сил до полной блокировки колес. На рыхлых покрытиях считается самым эффективным, на ледяных (при наличии шипов на покрышках) также эффективно. В прочих условиях уступает всем другим типам. Может привести к заносу ТС.

Не стоит сбрасывать со счетов экстренное торможение с использованием двигателя. На машине с простым инжектором или карбюратором оно будет крайне эффективным. Главное — успевать переключать передачи и ювелирно пользоваться сцеплением. Но стоит понимать, что на машине с автоматической трансмиссией такая опция, увы, неэффективна.

Освоить экстренное торможение должен каждый водитель. Ему не учат в автошколах, поэтому для изучения особенностей маневра можно использовать личную машину и пустую площадку. Достаточно выставить несколько коробок в одной из ее сторон, а затем разгонять ТС и отмораживать его перед преградой всеми доступными способами.

А чтобы получить возможность управлять личным автомобилем на законных основаниях, нужно получить права. Для этого запишитесь в автошколу «Флагман». Более 10 филиалов в Краснодаре, собственный автодром, современные авто и опытные инструкторы сделают обучение приятным и эффективным, а получение прав с первой попытки — реальным. Запишитесь в группу по телефону или закажите бесплатный обратный звонок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *