Договор цессии при ремонте машины по ОСАГО: что это и почему его опасно подписывать
В разговорах о ДТП и ОСАГО мы касались множества важных тем: что делать при ДТП, как купить полис ОСАГО без навязанных дополнительных страховок, как доказать свою правоту при ДТП с обочечником, в каких случаях страховая компания может взыскать с виновника ДТП сумму ущерба и так далее. Сегодня – еще один рассказ о том, как можно получить проблемы при восстановлении своего автомобиля после ДТП по вине другого человека. И, конечно, о том, как этих проблем избежать. А причина проблем – договор цессии.
Цессия – понятие, автомобилистам не знакомое, поскольку непосредственно к автомобильной жизни оно не относится. Итак, цессия – это уступка прав требования, а договор цессии – это соглашение, регламентирующее передачу прав требования от одного лица к другому. Самый простой пример – это уступка прав требования задолженности или, проще говоря, продажа долга. Если один человек занял у другого деньги под расписку, но возвращать их не может или не хочет, заимодатель может подписать договор цессии с другим лицом, получив от него указанную в договоре сумму и уступив ему право требования долга с заемщика. Разумеется, при уступке прав требования заимодатель (он в договоре цессии именуется цедентом) получает сумму, меньшую, чем сумма долга, но зато гарантированно и немедленно. Ну а лицо, выкупающее долг (по договору – цессионарий), само ищет способы взыскать деньги с должника в полном объеме.
Казалось бы, схема взаимодействия автовладельца и страховой компании давно известна и отработана, при чем здесь цессия? Однако автомобилист может столкнуться с договором цессии, причем даже в двух возможных сценариях.
Первый вариант – это выкуп прав на компенсацию страховой компанией ущерба, причиненного в ДТП. Сценарий примерно таков: автовладелец попадает в ДТП не по своей вине, оформляет все документы, но страховая компания виновника занижает сумму выплат, затягивает с компенсацией или вовсе обанкротилась. В такой ситуации потерпевший автовладелец может получить предложение об уступке прав требования компенсации от страховой компании в обмен на меньшую, но быструю выплату. В некоторых случаях такой вариант может быть оправдан: например, если вести судебные тяжбы со страховщиком не хочется, а ремонтировать машину нужно как можно быстрее и сумма, предлагаемая по договору цессии, достаточна для ремонта.
Однако даже такой сценарий может быть рискованным и убыточным для автовладельца. К примеру, договор цессии, подписанный сразу после ДТП без попытки получить положенную компенсацию от страховой компании – это гарантированная потеря денег. В большинстве случаев в уступке прав требования нет необходимости: достаточно правильно зафиксировать объем повреждений автомобиля для корректного расчета стоимости ремонта, а затем получить компенсацию от страховщика в обычном порядке. Так что если вам предлагают подписать «выгодный договор для получения быстрой выплаты», не стоит торопиться. Ну и универсальный совет изучать каждый документ, который вы подписываете, здесь очень актуален.
Второй вариант – куда более негативный. Договор цессии может быть подписан между потерпевшим автовладельцем и автосервисом, в который страховая компания направила его для ремонта автомобиля. Разумеется, в этой ситуации страховщик и автосервис действуют в своих интересах, пользуясь недостатком юридических знаний автовладельца. Например, договор цессии может быть предложен в автосервисе вместо или вместе с актом приема-передачи автомобиля. Подписывая договор, автовладелец уступает права требования компенсации ущерба автосервису, а в договоре фиксируется оценочная стоимость ремонта.
Самое неприятное здесь то, что негативных последствий для владельца поврежденной машины может быть несколько. Во-первых, автосервис получает от страховой компании компенсацию, необходимую для ремонта автомобиля, в полном объеме – то есть согласно расчету повреждений. А вот при выполнении работ сервис может сэкономить. При этом автовладелец, получивший некачественно отремонтированный автомобиль, больше не может требовать от страховщика исправления недостатков – ведь он уступил права требования автосервису, и все вопросы остается решать только с ним. То есть все дальнейшие взаимоотношения автовладельца и сервиса никак не связаны с ОСАГО и страховой компанией. Соответственно, доказывать, что реальная стоимость ремонта ниже той, что была рассчитана по ОСАГО, придется самому автовладельцу.
Во-вторых, возможен сценарий, когда сумма компенсации, полученной автосервисом от страховой компании, оказывается недостаточной для ремонта, и владелец машины оказывается вынужден доплачивать за ее ремонт сам. Если бы при этом не был подписан договор цессии, то компенсация стоимости ремонта в пределах максимальной страховой суммы, установленной законом (на конец 2020 года это 400 тысяч), никак не касалась бы автовладельца: требовать доплаты автосервис мог только от страховой компании. Но если потерпевший в ДТП автовладелец подписал договор цессии, то право требовать деньги от страховой компании его больше не касается: законные взаимоотношения у него остаются только с автосервисом. И если в ходе ремонта выяснится, что сумма, выплаченная страховщиком, не покрывает затрат на ремонт, доплачивать придется не страховщику, а самому автовладельцу.
Более того, иногда встречаются и явно мошеннические схемы, когда договор цессии подписывается фиктивно, без участия автовладельца. Но если здесь суд может встать на защиту потерпевшего, установив факт подделки подписи, то в случае добровольного подписания договора невнимательным автовладельцем предъявлять претензии будет уже некому.
Фактически методов защиты от подобного «законного обмана» нет: в судебном порядке практически невозможно оспорить подписание договора цессии, сославшись на то, что автовладельца ввели в заблуждение. А, значит, избежать проблем можно, лишь соблюдая два условия. Во-первых, нужно знать о существовании договора уступки прав требования и последствиях его подписания. Ну а во-вторых, не подписывать документы не глядя, а внимательно проверять каждую бумагу, которую вам предлагают.
Статьи
Что такое цессия вообще? Человеческим языком это переуступка прав требования другому субъекту — лицу или организации. В контексте страховок по ОСАГО или КАСКО это передача права на требование возмещения ущерба некой сторонней организации.
Как работает цессия при возмещении ущерба по ОСАГО и реже по КАСКО. В стандартном варианте потерпевший должен обратиться в страховую компанию и получить либо выплату, либо отремонтированный автомобиль. То есть в схеме участвуют два субъекта: страхователь и страховщик. Но где есть денежные потоки, там всегда появляются те, кто хочет перенаправить часть этого потока в свой карман. Законно это можно сделать с помощью договора цессии. Возникает третий субъект. Это может быть частное или юридическое лицо, смысл и схема одинаковы. Этот третий субъект предлагает потерпевшему в ДТП деньги или ремонт, мотивируя тем, что в страховой будут долго мурыжить, заплатят мало, могут вообще не заплатить. Страшилок про страховые и сказки про себя этот третий расскажет много. Итак, он предлагает потерпевшему решение всех проблем немедленно, а в замен нужно с ним заключить договор цессии (часто это слово даже не звучит, чтобы не пугать клиента), по которому все права требования страхового возмещения переходят к этому «третьему». То есть, страховая компания теперь должна выплату не потерпевшему, а «третьему», ибо потерпевший в соответствии с договором цессии теряет право на возмещение ущерба.
Кого-то это может быть и устроит. Нормальный вариант. Вчера ДТП, сегодня уже деньги. НО! Денег Вы получите заведомо меньше, чем заплатила бы страховая компания. Стоимость ремонта после ДТП по ОСАГО конкретного автомобиля вырасти не может, а третье лицо хочет заработать. Они быстро прикинут, что величина возмещения составит 150 000 рублей и предложат потерпевшему 100 — 120 000. И как в анекдоте: «Вот на эти 3% и живут!» Тоже самое и с ремонтом. СТО отремонтирует Ваш автомобиль, а с СК получит деньги за это.
В чем же опасность такой схемы для потерпевшего в ДТП? В том, что передавая свое право требования человек выпадает из правового поля ОСАГО. За некачественный ремонт на СТО ПО НАПРАВЛЕНИЮ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ несет ответственность СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ. Это закон. И рычаг воздействия на криворуких кузовщиков и маляров есть, и серьезный — финансовый омбудсмен. Страховые его боятся как огня, ибо наказывает их сурово. За некачественный ремонт на СТО ПО ДОГОВОРУ ЦЕССИИ несет ответственность СТО и только в рамках заключенного договора. Обычно в такие договора специально делают кривыми и не в пользу клиента. Типа мы, СТО Пупкин и сыновья, обязуемся чего-нибудь починить. При этом очень часто клиенту приходится доплачивать за ремонт и немало. И при спорах с СТО потерпевший остается с ней один на один. Закон о правах потребителей и суды Вам в помощь. (((
Страховым компаниям тоже выгодно, чтобы клиент подписал договор цессии с СТО. СК и СТО работают по договору и всегда смогут договориться и о скидках, и о преференциях. Зато клиент точно не сможет прийти в страховую ни с какой претензией. А СТО что: сегодня одно юр лицо, завтра другое. Ищи ветра в поле.
Я не хочу сказать, что все СТО жулики и плохо ремонтируют. Нет, есть и порядочные бизнесмены. Но потребитель должен знать об опасностях и взвешивать свои решения.
И ещё один важный момент. Что ещё теряет клиент подписывая договор цессии. А теряет он возможность дополнительного возмещения ущерба. А это иногда может удвоить сумму возмещения. Об этом написано в этих статьях:
Если у Вас остались вопросы, звоните по телефонам указанным в разделе Контактная информация
Договор цессии при ОСАГО: в чём опасность
Многие страховщики начали отсылать пострадавших в ДТП к компаниям-посредникам, готовым перекупить у них право требования (цессию). Разбираемся, как изменился рынок перекупки страховых случаев и есть ли риски в новых схемах.
Поделиться
Что такое цессия
Цессия – это уступка прав требования долга посреднику (компании или частным автоюристам). Заключив договор цессии по ОСАГО можно не заниматься сбором и подачей документов в страховую компанию, а также судебными спорами в случае отказа в выплате.
Договор цессии оформляют для:
- получения возмещения по страховому случаю;
- взыскания суммы недополученной выплаты, неустойки за период неисполнения обязательств и судебных расходов.
Схемы с цессией процветали три-четыре года назад. Именно тогда посредники мчались на место ДТП, опережая друг друга, чтобы оформить договор уступки на будущую выплату. Издержки страховщиков на рынке ОСАГО росли в геометрической прогрессии.
После выхода Постановления Пленума Верховного суда от 26 декабря 2017 г. N 58 ситуация на рынке перепродажи страховых случаев изменилась. Было запрещено передавать по цессии права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда и на получение штрафа по закону о защите прав потребителей (50% выплаты).
С той поры автоюристы сосредоточились на выбивании завышенных компенсаций материального ущерба по ОСАГО и неустойки за просрочку.
Схемы и проблемы
Сами схемы, несмотря на серьёзную перетряску рынка, в большинстве случаев остались прежними. Более того появились новые, где цессионариями выступают дружественные страховщикам СТО, заинтересованные в затягивании ремонта или структуры, созданные продавцами страховок.
«Мой отец попал в ДТП в 2019 году. Приехал эксперт на осмотр машины от страховщика и нагло подсунул ему договор цессии. После этой цессии страховая компания уже вообще ни за что не отвечает! Ни по срокам возмещения, ни по срокам ремонта, ни по гарантии. В итоге ремонт задерживают уже второй месяц и мы никак не можем забрать машину», – рассказывает один из пострадавших.
Увы, это самая распространённая схема обмана потерпевших в ДТП. Отдавая права требования участники аварии не понимают, что специально продуманные для них условия защиты по закону ОСАГО перестают действовать.
Основные проблемы в связи с оформлением переуступки прав требования:
- сроки ремонта затягиваются, а качество услуг СТО может быть сомнительным (по закону об ОСАГО именно страховщик отвечает за качество ремонта, а сроки работ строго регламентированы);
- могут установить комплектующие с износом, хотя по закону не имеют право это делать;
- выплата уменьшается за счёт стоимости услуг цессионария, теряется право на неустойку, компенсацию судебных расходов и другие выплаты;
- придётся заплатить налог на доходы в 13% по договору цессии за денежную выплату, хотя по закону об ОСАГО страховое возмещение освобождено от налогообложения.
Как видим, проблем больше, чем выгод. Отсюда и столько возмущения со стороны потерпевших по поводу цессии в отзовиках в интернете.
«Произошло ДТП. При осмотре автомобиля страховщиком были составлены документы на ремонт, среди которых был и договор цессии. О том, что это и зачем, никто не предупреждал. Объяснили, что без этого никак нельзя ничего оформить. После этого началось затягивание результатов экспертизы. Прошло 1,5 месяца с момента ДТП, а моя машина до сих пор даже не попала на ремонт», – описывает сложившуюся ситуацию потерпевший в аварии (сроки ремонта по ОСАГО максимум 1 месяц).
Если схемой занимается самостоятельный посредник, то растерянным участниками ДТП прямо на месте аварии могут предложить денежную выплату вместо ремонта (естественно после оформления цессии и оценки ущерба).
Участник ДТП подписывает документы и получает деньги (половину возможной выплаты от страховщика, а то и меньше). В дальнейшем посредник-цессионарий через суд выбивает из компании максимум возможного. По оценкам РСА, 80% от объема судебных взысканий по ОСАГО вообще не доходит до потерпевшего.
Как всё исправить
Для потерпевшего в ДТП важно получить сумму возмещения в полном объёме и в сроки, указанные в законе об ОСАГО. Взаимоотношения между страховщиком и посредниками (дружественными или нет), его мало интересуют. Скажем честно: нормальная выплата в случае с цессией редко когда возможна.
Что делать, если подписали договор с посредником:
- Если ошибочно оформили договор цессии и понимаете, что вас надули, то разумней оспорить передачу прав требования. Договор цессии может быть расторгнут также как и любой другой гражданско-правовой договор. Но только через суд.
- Если считаете, что вас намеренно ввели в заблуждение в офисе страховой компании, вы вправе также обратиться к финансовому регулятору через интернет-приёмную Банка России или приложение «ЦБ онлайн».
Сразу после ДТП лучше вообще ничего не подписывать. Выполните требования договора, обменяйтесь контактами с другими участниками аварии, вызовите ГИБДД, скорую если необходимо, а также сообщите о страховом случае страховщику. Очень важно также предоставить машину для осмотра, так как игнорирование этого требования может стать причиной отказа в выплате.
Если на месте аварии нарисовался юрист-посредник, возьмите у него визитку и пообещайте связаться. Своих контактов не давайте. Дальше как дело пойдёт, если компания отказывает в выплате, а судиться не хотите, можете позвонить. Но не забывайте, что по цессии получите гораздо меньшую сумму, чем могли бы в случае выигрыша дела в суде. Лучше предложить оформить доверенность на услуги в суде и процент от выигранной суммы.
Если посредника навязывает страховщик, не стоит соглашаться. Отзывы потребителей показывают, что ни к чему хорошему это не приводит.
Цессионарий и цедент в страховании: кто это и для чего нужны
Нередко страховые компании прибегают к перестрахованию рисков. Тогда страховщикам требуется такой юридический инструмент, как договор цессии. Что это и кто такие цессионарии и цеденты? Объясняет Mafin Media.
Что такое цессия
Цессия (от лат. cessio — передача) — уступка прав требования или иного имущества другому лицу.
Условия совершения цессионных сделок закреплены в статьях 382–390 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До недавнего времени договором цессии в России часто считалось соглашение о покупке жилья в рамках участия в долевом строительстве. Кроме того, цессионные сделки нередко заключаются в банковском деле — например, когда кредиторы передают или продают долги коллекторам.
В страховании же договоры цессии используются чаще всего для перестрахования рисков. По такому соглашению страховщик передает другой компании часть своих обязательств и прав по договору взамен на определенный процент страховой премии.
Пример
Андрей решил застраховать свое авто по КАСКО. Он заключил договор со страховой компанией (СК) на 200 000 руб. Машина Андрея — дорогой спорткар, поэтому компания предпочла перестраховать риски, заключив с другим страховщиком договор цессии. По этому соглашению к перестраховщику перешло 25% рисков и 10% премии.
Если в период действия соглашения по КАСКО произойдет страховой случай, СК Андрея минимизирует свои убытки, разделив их с другой компанией. А если нет — она все равно останется в плюсе, получив страховую премию и заплатив сравнительно небольшую цену за снижение потенциального ущерба.
Второй компании это также выгодно. При наступлении страхового случая вся нагрузка ложится на плечи основного страховщика, а если за время действия договора ничего не произошло, перестраховщик просто получит эти 10% премии.
Бывают ситуации, когда перестраховщики перестраховывают риски у других перестраховщиков, а те — переперестраховывают их у переперестраховщиков. Такое сложное явление называется ретроцессией.
Цедент и цессионарий: кто это
Цедент — тот, кто уступает права другому лицу по цессионной сделке. Важный момент: цедент не может передать больше прав, чем имеет.
В случае договора перестрахования СК фактически уступает право на получение доли страховой премии от своего клиента в обмен на обязательство покрыть часть рисков при страховом случае.
Цессионарий — лицо, которое эти права получает. Однако, как вы наверняка поняли из предыдущих абзацев, в случае перестрахования рисков «вместе с большой силой приходит большая ответственность».
Чем цессия отличается от суброгации
Цессия может в некотором смысле напоминать другое явление из мира права — суброгацию. Действительно, и в том, и в другом случае одна сторона уступает право требования второй на законных основаниях. Но есть несколько принципиальных различий.