Коробка передач зил 130 как переключается
Перейти к содержимому

Коробка передач зил 130 как переключается

  • автор:

Устройство и работа механизма переключения передач автомобиля ЗИЛ–130.

Устройство. Механизм переключения коробки передач (рис. 3) состоит из рычага, ползунов, вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода. Рычаг переключения передач установлен на крышке коробки передач.

Рисунок 3 — Механизм переключения КПП автомобиля ЗИЛ-130.

Рычаг имеет утолщение в виде шаровой головки, входящей в гнездо прилива крышки. От проворачивания рычаг удерживается фиксатором. В сверлениях крышки размещены ползуны, на которых закреплены вилки переключения и переводные головки с пазами. В пазы переводных головок входит нижний конец рычага. Вилки входят в выточки передвижных шестерен или муфт синхронизаторов. Для включения передачи перемещают верхний конец рычага в определенное положение; нижний конец рычага через переводную головку пе­ремещает ползун с вилкой и шестерней до включения нужной передачи. Для удержания шестерен коробки передач во включенном или нейтральном положениях служат фиксаторы.

Фиксатор состоит из шарика с пружиной, расположенной в канале, высверленном в крышке коробки передач. На ползуне имеются выемки, количество которых соответствует количеству включаемых данным ползуном передач, и одна выемка для нейтрального положения. При включении передачи или при нейтральном положении шарик од действием пружины входит в выемку, фиксируя ползун в определенном положении. Чтобы переместить ползун при переключении, необходимо приложить усилие, достаточное для выталкивания шарика з выемки.

Работа. Во время переключения передачи нижний конец рычага может установиться на стыке двух переводных головок, перемещать одновременно два ползуна и, следовательно, включать две передачи. Так как ведомый вал не может вращаться с двумя различными частотами, то могут поломаться зубья шестерен. Чтобы не допустить одновременного включения двух передач, применяют замки. Замок сделан в виде шариков или стержней, размещенных в горизонтальном канале между ползунами. В ползунах выполнены выемки против канала замков при их расположении соответственно нейтральному положению. Длина стержня замка или сумма диаметров двух шариков равны расстоянию между ползунами плюс одна выемка. Переместить один из ползунов невозможно, пока часть шарика или конец стержня не войдет в выемку соседнего ползуна и не застопорит его.

Для предотвращения от включения заднего хода при движении вперед применяют предохранитель, который состоит из плунжера с пружиной, размещенных в переводной головке. Включение заднего хода возможно только при несколько большем усилии, прилагаемом к рычагу переключения.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ГАЗ – 53;

2. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

3. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ЗИЛ – 130;

4. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

5. Объясните устройство и работу КПП автомобиля ВАЗ – 2108.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Лекция

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130: схема переключения

Каждый автомобилист, когда-либо сталкивавшийся с управлением автомобиля ЗИЛ 130 или 131, с уверенностью скажет, что для этого «железного коня» практически нет никаких преград. Однако, если вы впервые садитесь за руль такого агрегата, то вам наверняка будет интересна схема переключения передач ЗИЛ 130. Тем более, что она является достаточно оригинальной и непривычной для обычного автомобилиста.

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениями Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениями Обозначение всех компонентов трансмиссии Обозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как переключается рычаг трансмиссии

Как переключается рычаг трансмиссии

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Видео «Принцип работы агрегата»

Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.

  • Разбираем схему переключения передач на Камазе
  • Характеристика и подключение генератора на КАМАЗ
  • Как диагностировать неисправности на грузовом автомобиле КАМАЗ?

Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

В процессе эксплуатации разные узлы и детали имеют свойство выходить из строя. На поломки влияет интенсивность работы, а также нагрузки. Коробка передач ЗИЛ 130 постепенно изнашивается. Это надежный силовой агрегат, который выполняет одну из главных функций, а именно переключение скоростей.

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа. Наибольшее распространение получили ступенчатая:


Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.


Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.


Схема КПП

У коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131

ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.

Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131

На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.

Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.

Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131

На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).

На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.

Передаточные отношения КПП:

Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.

Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.

Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.

Сцепление

Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.

КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.


Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).


Синхронизатор ЗИЛ-130

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

ИСТОЧНИКИ

  1. Автомобиль: Основы конструкции/Н.Н. Вишняков и др. – М.: Машиностроение, 1986. – 304 с.
  2. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчёт. Трансмиссия: Учеб. пособие/ Под общ. ред.А.И. Гришкевича. – Мн.: Выш. шк., 1985. – 240 с.
  3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М.: Транспорт, 1984. – 220 с.
  4. Краткий автомобильный справочник. – М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ, 1994. – 779 с.
  5. Литвинов А.С. и др. Шасси автомобиля. Конструкция и элементы расчёта. – М.: Машгиз, 1963. – 504 с.
  6. Некрасов В.И. Многоступенчатая трансмиссия. Конструкция, конструирование и расчёт: Учебное пособие. – Курган: КГУ, 2001. – 155 с.
  7. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчёта. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с.
  8. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/ Под общ. ред.А.И. Гришкевича. – М.: Машиностроение, 1984. –272 с.
  9. Трёхосные автомобили «Урал»/Под ред.А. А. Романченко. – М.: Транспорт, 1978. – 312 с.
  10. Тур и др. Устройство автомобилей. – М.: Машиностроение, 1990. – 352 с.

СКАЧАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ: .doc | .pdf

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.


Коробка отбора мощности

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой, так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике, сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Схема включения передач

Первичный вал

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

Диаметр шейки под втулку шестерни постоянного зацепления четвертой передачи — 47,003…47,020

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе РФ, не его долю приходится свыше 2\3 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве.
Основными направлениями экономического и социального развития страны, предусматривается освоение и расширение производства грузовых и специализированных автомобилей и автобусов, в первую очередь дизельных, увеличение выпуска малотоннажных грузовых автомобилей и электромобилей для внутригородских перевозок, значительное увеличение производства прицепов и полуприцепов для обеспечения перевозок автопоездами. В последнее время запланировано увеличение грузооборота автомобильного транспорта общего пользования в 1,3…1,4 раза, а пассажирооборота автобусов – на 16…18%

Транспорт важнейший элемент инфраструктуры, под который понимают отрасли народного хозяйства, создающие общие его функционирования. Транспорт оказывает активное влияние на процесс расширенного воспроизводства, величину запасов, сырья, топлива и промышленной продукции, производственную мощность складов, т.е. на эффективность функционирования различных отраслей народного хозяйства.

В связи с этим становятся более востребованными инженеры – механики автотранспортной специальности, которые в соответствии с квалификационной характеристикой должны знать устройство автотранспортных средств и тенденции развития конструкции автомобиля в целом и основных узлов и агрегатов.

Целью данной работы является закрепление знаний и навыков, приобретённых на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе; познание автомобиля как сложной технической системы.

Коробка переключения передач (КПП) ЗИЛ-130

Коробка переключения передач (КПП) ЗИЛ-130 — механическая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Фиксаторы и кольца синхронизатора изменены. Фиксаторы состоят из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещены по две цилиндрических пружины, прижимающие полуцилиндры фиксаторов к внутренней поверхности отверстия.

Синхронизаторы в сборе старой и новой конструкции взаимозаменяемы.

Рис. Коробка передач ЗИЛ-130: 1 — первичный вал; 2, 22, 31, 46 и 54 — подшипники; 3, 29, 32 и 48 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника первичного вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передачи: 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7, 41 — шестерни четвертой передачи; 8 и 39 — шестерни третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач, 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка, 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 35 — шестерня второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и заднего хода, 20 — шестерня первой передачи и заднего хода; 21 — сапун; 23 — кронштейн стояночного тормоза; 24 — червяк привода спидометра; 25 — барабан стояночного тормоза; 26 фланец с отражателем; 27 — гайка фланца вторичного вала; 28 — сальник; 30 — гайка промежуточного вала; 33 — картер коробки передач; 34 — вторичный вал; 36, 40 и 42 — опорные шайбы; 37 и 43 — замочные кольца; 38 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 44 — промежуточный вал; 45 — шестерня привода промежуточного вала; 47 — заглушка; 49 — резиновое кольцо; 50 — блокирующим палец; 51 — роликоподшипник; 52 — гайка первичного вала; 53 — установочная втулка; 55 — распорная втулка; 56 — ось блока шестерен заднего хода; 57 — блок шестерен заднего хода; 58 — крышка люка коробки отбора мощности; 59 — пробка контрольно-наливного отверстия; 60 — шестерня привода спидометра; 61 — сливная пробка с магнитом; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — крышка коробки передач; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — упор; 71 — стержень переключения первой передачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач, 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра; 75 — передний подшипник первичного вала. Примечание — с декабря 1972 г. маслосгонная канавка первичного вала 1 заменена сальником.

Коробка передач автомобиля прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в тело картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала.

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-наливного отверстия, через которое коробку передач заправляют маслом при отсутствии коробки отбора мощности. В левой стенке картера, внизу, имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 61, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла. В картере с обеих сторон сделаны два люка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. От коробки передач допускается отбор мощности до 30 л.с.

Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 24 и шестерни 60, имеющей 17 зубьев (передаточное число червячной пары привода спидометра 3, 4).

Скачать MP3, MP4, WEBM, 3GP, M4A

Время продолжительности видео: 5:12

Дата загрузки видео: 7 months ago

Просмотры видео: 12102

Подробная установка КПП ЗИЛ на Газ 3307

Время продолжительности видео: 24:04

Видео от: ЛЕС НАС КОРМИТ.

Дата загрузки видео: 1 year ago

Просмотры видео: 43019

Установка КПП ЗИЛ 130 на ГАЗ 3307

Время продолжительности видео: 10:27

Видео от: КФХ Шуреков

Дата загрузки видео: 2 years ago

Просмотры видео: 77009

Газ 33081 Установка КПП Зил 130

Время продолжительности видео: 3:29:43

Видео от: Андрей Караульщиков

Дата загрузки видео: 4 years ago

Просмотры видео: 92584

КПП ЗИЛ на ГАЗик. заднее крепление кпп.

Время продолжительности видео: 3:52

Дата загрузки видео: 6 months ago

Просмотры видео: 12165

ставим КПП ЗИЛ на ГАЗик запросто! легко делаем переходную плиту без всяких замеров.

Время продолжительности видео: 10:52

Дата загрузки видео: 8 months ago

Просмотры видео: 19394

установка КПП ЗИЛ на ГАЗик. подготавливаем диск сцепления

Время продолжительности видео: 3:16

Дата загрузки видео: 7 months ago

Просмотры видео: 4548

Как не надо снимать КПП. Сережа скрутил КУЗОВ на своем корыте.

Время продолжительности видео: 5:43

Дата загрузки видео: 3 years ago

Просмотры видео: 33220

Ставлю КПП зил 130,готовлюсь к выезду

Время продолжительности видео: 20:54

Дата загрузки видео: 2 years ago

Просмотры видео: 12094

Кпп ЗИЛ 130 на ЗМЗ 406-409

Время продолжительности видео: 2:09

Видео от: IZHSWAP-мастерская Николая Зайцева

Работа синхронизаторов

При включении синхронизированной передачи происходит следующее: каретка 2 синхронизатора вместе с вилкой 9 или 10 перемещается в сторону включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора передается конусным кольцам 3, которые жестко связаны между собой с помощью трех блокирующих пальцев 1, до упора в конус шестерни.

Рис. Устройство синхронизатора: 1 — блокирующий палец; 2 — каретка; 3 — конусное кольцо; 4 — фиксатор; 5 — пружина; 6 — конус шестерни

Из-за разности окружных скоростей включаемых элементов (шестерня и каретка синхронизатора) и осевого давления, передаваемого через фиксаторы, которые удерживают каретку от свободного осевого перемещения, на конических поверхностях возникает момент трения. Под действием момента трения происходит смещение каретки относительно блока конусных колец до упора в блокирующую поверхность пальцев 1, которая препятствует свободному осевому движению каретки. Вследствие этого происходит выравнивание окружных скоростей переключаемых элементов (происходит синхронизация).

После выравнивая окружных скоростей переключаемых элементов блокирующие поверхности пальцев не будут препятствовать осевому перемещению каретки и произойдет включение выбранной передачи без шума и удара.

Для нормальной работы синхронизаторов ЗИЛ-130 и предупреждения и преждевременного износа колец необходимо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление «ведет», переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее.

Дополнительная информация

По канавкам колесо с зубцами начинает двигаться, как только первую передачу активируют. Потом с помощью вала промежуточных разновидностей происходит зацепление между конструкцией и карданом от 1-ого режима в КПП. По шестеренкам и другим вспомогательным частям движется крутящий момент, за счет первичного шкива. Тогда передаточное число равно 7.44.

При включении соответствующей функции работа становится актуальной для зубчиков шестерни второй передачи. Это происходит за счёт муфты на соответствующем синхронизаторе.

Зубчатое колесо промежуточной разновидности отчасти уже функционирует вместе со всей системой. Результат — передача крутящего момента к вторичным элементам, от первичных. Сам показатель по передаточному числу доходит до 4.1.

Третья передача активируется с прекращением воздействия синхронизирующего диска на элементы второй. Шлицы передают муфту, которая потом соединяется с соответствующими элементами в КПП. И здесь крутящий момент переходит в сторону вспомогательных элементов.

Начало действия четвертой передачи приводит к активации соответствующего синхронизатора. То же самое касается задних передач, но механизмы работают здесь в обратном порядке. Только крутящий момент переходит к вторичным элементам через все шесть шестерен. Так и работает коробка ЗИЛ 131, схема у машины почти не менялась.

Уход за коробкой передач

При смене масла, а также при разборке коробки передач не допускать попадания в нее грязи, песка, которые могут вызвать заедание шестерен, вращающихся на вторичном валу. Надо очищать магнит сливной пробки и промывать воздушные каналы сапуна, ввернутого в установочный болт крепления крышки. Засорение этих каналов вызывает повышение давления в картере коробки, что приводит к течи масла.

При разборке коробки передач нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек 27, 30 и 32; момент затяжки должен быть не менее 25 кгс*м. Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала. Вдавливание надо производить бородком с закругленным концом, чтобы предотвратить разрыв края гайки. Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края гайки.

Что представляет собой КПП ЗИЛа 130?

Автомобиль ЗИЛ – это мощный грузовой автотранспорт, который отлично подходит для эксплуатации по пересеченной местности. Со стороны владельца данного транспортного средства, механика требует минимального обслуживания, независимо от условий эксплуатации ЗИЛа.

Машину актуально использовать для строительно-монтажных работ. Популярность данной техники объясняется тем, что она прекрасно адаптирована к отечественным условиям. Приемлемая стоимость машины, возможный ее дешевый ремонт делают приобретение данного автотранспорта выгодным. Продолжительный период времени данная марка авто выпускалась на заводе им. Лихачева. Коробку передач на ЗИЛ 130 данный завод начал выпускать в первой половине 1960-х гг.

Технические характеристики ЗИЛ 130 гласят, что грузоподъемность авто равна 6000 кг, полная масса машины превышает 10000 кг. Двигатель включает 8 цилиндров, мощность может доходить до 150 лошадиных сил. На автомобилях ЗИЛ скоростей может быть 9. Все это дополняется синхронизато­рами инерционного типа.

Особенности строения коробки ЗИЛ

Транспортное средство оснащается механической КПП (5 ст.). Особенность данной коробки передач на ЗИЛ 130 в том, что она позволяет совершать передвижения без помех при переключении передач. Эффективно происходит маневрирование на проезжей части.

В состав КПП на авто ЗИЛ 130 входят два синхронизатора. Они обеспечивают выравнивание возникающих угловых скоростей соединяемых зубьев. В их основу легли: муфта, конусное кольцо, блокирующий и фиксирующий палец, пружина. Роликовые подшипники отлично переносят приходящиеся нагрузки. На них установлен блок реверсивного движения. Машина поддерживает установку первичного вала на 24 зуба.

Необходимость ремонта трансмиссии

Все составляющие узлы системы трансмиссии подвергаются естественному износу. Доверять ремонт коробки передач на ЗИЛ 130 следует профессионалам, работающим в автосервисе, который предлагает данные услуги, где можно заказать, например, ремонт редуктора.

Признаки поломки коробки ЗИЛ 130:

  • появление характерного гула во время езды. При этом нужно осмотреть состояние подшипников, шестерни передач;
  • слышны посторонние звуки из МКПП. Как правило, из-за износа стопорных колец;
  • отмечается затрудненное переключение передач. Данное проявление может указывать на пониженное количество трансмиссионного масла.
  • отказ включения передачи. При этом нужно проверить состояние сцепления, шестеренки;
  • стала чувствоваться вибрация на конкретной скорости (целесообразно проверить крепление КПП, кардана, осмотреть подшипник).

Следует отметить, что помимо естественного износа отдельных комплектующих деталей трансмиссии, преждевременно данная система может дать сбой из-за того, что владелец ЗИЛа использует некачественную трансмиссионную жидкость.

Рабочая жидкость заливается во внутреннюю часть картера. Когда происходит разборка коробки передач важно не допускать попадания в нее грязи. В противном случае может появиться заедание зубчатых колес, относящихся к ведомому валу.

Проверку уровня масла и его доливку следует во время прохождения ТО-2. Для промывки КПП нельзя применять керосин, следует использовать специальную промывочную жидкость. Только после этого в картер заливается свежее масло.

Ремонт своими руками

При возникновении неисправностей и поломок в работе кулисы или другого элемента коробки отбора мощности единственным вариантом устранения неполадок будет отремонтировать агрегат. Для выполнения ремонта надо разобрать КПП ЗИЛа с дизельным двигателем, заменить вышедшие из строя компоненты, после чего произвести сборку всех узлов.

Чтобы произвести ремонт самостоятельно, вам потребуется специальный стол со стендом, без него сборка деталей трансмиссии невозможна.

Канал Mudo в своем ролике показал, как выполнить замену подшипника и сальников на первичном валу КПП.

Коробка передач

Коробка передач ЗИЛ-130 (рис. 40) — механическая, имеет пять передач для движения вперед и одну — для движения назад. Пятая передача — прямая. Коробка передач ЗИЛ-130 снабжена двумя синхронизаторами инер­ционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Фиксаторы синхронизатора состоят из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещены по две цилиндрические пружины, прижимающие полуцилиндры фиксаторов к внутренней поверхности отверстия каретки синхронизатора. Коробка передач ЗИЛ-130 прикреплена к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в корпус картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего под­шипника ведущего вала. В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 57 контрольно-заливного отверстия, через которое коробку передач при отсутствии коробки отбора мощности заправляют маслом. В левой стенке картера, внизу, имеется спускное отверстие, закрывае­мое резьбовой пробкой 60, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла. С обеих сторон картера имеются два люка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. Допуска­ется отбор от коробки передач мощности не более 22 кВт (30 л. с).

Рис. 40. Коробка передач ЗИЛ-130: 1 — ведущий вал; 2, 21, 30, 45 и 53 — подшипники: 3, 28, 31 и 47 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 — зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 58 — зубчатая пара третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач ЗИЛ-130; 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка; 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 34 — зубчатая дара второй передачи; 19 — вилка переключения первой пере­дачи и заднего хода; 20 — колесо первой передачи и заднего хода; 22 — кронштейн стояночного тормоза; 23 — червяк привода спидометра; 24 — барабан стояночного тормоза; 25 — фланец с отражателем; 26 — гайка; 27 и 51 — сальники; 29 — гайка промежуточного вала; 32 — картер коробки передач; 33 — ведомый вал; 35, 39 и 41 — опорные шайбы; 36 и 42 — замоч­ные кольца; 37 — зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала; 43 — промежуточный вал; 44 — зубчатое колесо промежуточного вала; 46 — заглушка; 48 — резиновое кольцо; 49 — блокирующий палец; 50 — роликоподшипник; 52 — стопорная пластина; 54 — распорная втулка; 55 — ось блока зубчатых колес заднего хода; 56 — блок зубчатых колес заднего хода; 57— резьбовая пробка контрольно-заливного отверстия коробки передач ЗИЛ-130; 58 — крышка люка отбора мощности; 59 — зубчатое колесо привода спидометра; 60 — сливная пробка с магнитом; 61 — сапун; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — корпус сферической опоры; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — сухарь промежуточного рычага; 71 — стержень переключения первой пе­редачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач; 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра.

Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 23 и зубчато­го колеса 59, имеющего семнадцать зубьев (передаточное число чер­вячной пары привода спидометра 3/4). При смене масла, а также при разборке коробки передач ЗИЛ-130 нельзя допускать попадания в нее грязи, песка, так как это может вызвать заедание зубчатых колес, вращающихся на ведомом валу. Надо очищать магнит сливной пробки и промывать воздушные каналы сапуна, ввер­нутого в установочный болт крепления крышки. Засорение клапанов вызывает повышение давления в картере коробки, что приводит к течи масла. При разборке коробки передач ЗИЛ-130 нужно проверить надежность стопорения и затяжку гаек 26 и 29; момент затяжки должен быть не менее 250 Н • м (25 кгс • м). Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала. Вдавливать край гай­ки надо бородком с закругленным концом, чтобы предотвратить разрыв. Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предваритель­ного выправления вдавленного края гайки.

Схема коробки передач ЗИЛ-130

Общий принцип работы всех машин примерно одинаковый, но конструктивные особенности в силу разного назначения и дорожных условий разнятся. Различаются двигатели, тормозные системы, коробки передач, рулевые механизмы, шасси и др. Эти различия обусловлены задачами, которые ставят производители перед своими творениями. В этой статье речь пойдет о коробке передач ЗИЛ-130, устройстве и принципе ее работы.

Какую задачу решает КПП в автомобиле?

Этот важный элемент трансмиссии изменяет крутящий момент, передаваемый от двигателя по величине и направленности, а также отсоединяет вал ДВС от трансмиссии. Такая необходимость возникает, когда изменяются условия движения. Если машина трогается с места или поднимается в гору, то крутящий момент должен быть больше в сравнении с перемещением машины по ровной дороге. Крутящий момент изменяется за счет зацепления определенных групп шестерней с различным радиусом и количеством острых выступов на венцах.

Соотношение количества зубцов на ведомой шестерне к количеству зубцов ведущей шестерни называется передаточным числом. Если в передаче вращательного момента участвовала группа зубчатых колес, то в этом случае передаточное число рассчитывается как произведение чисел каждой пары зубчатых колес.

Несмотря на появление автоматических КПП, механика по-прежнему остается в приоритете, и большинство легковых и грузовых транспортных средств оснащаются механическими коробками. Причина их живучести на авторынке заключается в более низкой цене, большей ремонтопригодности и надежности.

На ЗИЛ-130 установлена пятиступенчатая МКПП с трехвальной конструкцией. Все механизмы располагаются в общем картере.

Общие сведения о КПП

Механическая коробка передач ЗИЛ-130 обеспечивает 5-ти скоростной режим движения автомобиля: 4 скорости передних и одна задняя. Последняя четвертая передача — прямая, обеспечивающая максимальные скорости. В коробку передач также встроены 2 синхронизатора инерционного типа на 3-й и 4-й передачах.

Вес коробки ЗИЛ-130 со всеми ее механизмами составляет 98 кг. Коробка передач крепится шпильками к картеру сцепления.

Устройство МКПП

Основу коробки передач составляют три вала:

  1. Первичный (ведущий).
  2. Вторичный (ведомый).
  3. Промежуточный (вспомогательный).

Установленные на валах шестерни группируются в необходимой комбинации, благодаря чему формируются передаточные числа, которые соответствуют определенной передаче.

На схеме ниже представлена коробка передач ЗИЛ-130 в разборе, и здесь можно рассмотреть все шестерни, маховики, валы и другие детали в отдельности.

С основными частями МКПП можно познакомиться на схемах КПП ЗИЛ-130.

Картер изготовлен из чугуна и закрывается крышкой. Боковые стенки оснащены люками, через которые присоединяется коробка отбора мощности. Когда она не задействуется или вовсе отсутствует, люки закрываются отдельными крышками. Слева, на боковой стенке картера предусмотрено отверстие с крышкой, через которое заливается специальная жидкость для КПП, снижающая трение металлических деталей и предохраняющая их от перегрева. Она имеет меньшую вязкость, чем масло, заливаемое в двигатель.

Жидкость, залитая в картер, разбрызгивается шестернями и смазывает трущиеся поверхности коробки. В коробку передач заправляется 3,5 литра (с коробкой отбора мощности 4,2 литра) смазывающей жидкости.

Одно из отверстий для слива жидкости расположено в нижней части картера. Оба отверстия закрываются крышками. На дне картера также имеется уловитель грязи.

Первичный вал снабжен ведущей косозубой шестерней и вертится на двух подшипниках. Передний установлен в расточенном отверстии в коленвале двигателя, задний зафиксирован в стенке картера.

На валу, где размещена ведущая шестерня, рядом нарезан венец с зубцами, который соединяется с муфтой, подключающей четвертую передачу.

Промежуточный вал изготовлен вместе с шестернями и крутится на паре подшипников: роликовом и шариковом, которые зафиксированы в прочных стенках коробки.

Вторичный вал тоже имеет две опоры: передняя опора в виде подшипника зафиксирована в расточенном гнезде первичного вала, и задняя опора, представленная шарикоподшипником, вмонтирована в стенку картера.

На его шлицах устанавливается колесо прямыми зубцами для подключения первой скорости и перемещения конструктивных элементов назад. Оно движется по шлицам вдоль своего вала. Шестерни с косыми зубцами, обеспечивающие вторую и третью передачи, свободно установлены на вторичном валу.

В их отверстия вставлены втулки из бронзы, которые соединяют их с валом. Они имеют мелкие зубчатые венцы для зацепления. В крышку подшипника этого вала встроен сапун — специальный клапан, который позволяет выравнивать давление внутри коробки, так как от разогрева воздуха и технологической жидкости происходит их расширение, и давление внутри КПП в процессе работы возрастает.

Осевые силы, возникающие на валах коробки вследствие зацепления шестерен с косыми зубьями, передаются и поглощаются радиально упорными подшипниками.

Что происходит в коробке при переключении передач?

Ниже рассмотрим, что происходит, когда водитель переключается на ту или иную скорость. Но сначала следует вспомнить о том, что механизм, переключающий передачи, состоит из трех динамичных стержней: штоков, на которых имеются две головки и три вилки. Чтобы штоки фиксировались в заданном положении, в механизме предусмотрены фиксаторы, представляющие собой 2 симметричных полуцилиндра с цилиндрическими пружинами. Пружины прижимают полуцилиндры к внутренней поверхности, и тем самым удерживают штоки в положении, заданном водителем, не позволяя им самопроизвольно переключаться.

Представим, что водитель перевел рычаг переключения скоростей на первую передачу. Нижний конец рычага попадает в головку штока первой передачи, передвигает его назад. Вилка в свою очередь передвигает шестерню, которая перемещаясь по шлицам вала, зацепляется с шестерней первой передачи, расположенной на промежуточном валу.

Шестерня первой передачи начинает перемещаться по ведомому валу, пока не попадет в зацепление с карданом первой скорости, соединенным с вспомогательным валом, на который и передается вращательный момент через пару сцепленных зубчаток и еще через одну пару таких же зубчатых колес первой передачи — на ведомый вал. Обе пары шестерней уменьшают частоту вращения вторичного вала, но при этом увеличивают момент вращения. Передаточное число составит 6,55.

На рисунке: схема переключения скоростей КПП ЗИЛ-130

Водитель переключается на вторую скорость. При этом механизм переключения передач передвигает вперед шестерню, и она своими зубцами сцепляется с малым зубчатым венцом шестерни второй передачи. Вращательный момент через пары шестерен и через ступицу передается на ведомый вал, а вместе с ним на кардан синхронизатора. Передаточное число составит 3,09.

Водитель переключается на третью скорость. При этом муфта синхронизатора перемещается по шлицам назад и попадает в зацепление с шестерней третьей скорости. Крутящий момент через пары зубчатых шестерен передается на вторичный вал. Передаточное число шестерней на этой передаче равно 1,71.

На четвертой передаче первичный и вторичный валы зацепляются друг с другом через синхронизирующую муфту. Вращательный момент передается с одного вала на другой без изменений. Передаточное число на этой передаче — 1,0.

Чтобы машина начала двигаться назад, водитель перемещает рычагом блок шестерней заднего хода. При этом переднее зубчатое колесо стыкуется с зубчаткой первой скорости ведомого вала, а заднее – с зубчаткой правой передачи промежуточного вала. Этими зубчатыми колесами момент вращения переносится на вспомогательный вал, через шестерню на переднюю зубчатку блока и от тыльного зубчатого колеса блока – на шестерню вторичного вала. В движении назад участвуют три пары шестерен-зубчаток, обеспечивающие первичному и вторичному валам вращение в противоположные стороны. Передаточное число движения назад составляет 7,77.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *