Кто создал первую паровую машину в россии
Важная дата отмечается сегодня в истории Урала. 7 августа 1766 года состоялся запуск в работу паровой машины нового типа конструкции уральского изобретателя Ивана Ползунова. Известный механик прославил Екатеринбург благодаря своей конструкции далеко за пределами города.
О значимости изобретения и истории создания паровой машины можно подробно прочитать на сайте «Бренды России. Урал», который рассказывает о важных людях и событиях, сформировавших историю региона.
Самый успешный вариант паровой машины Ползунова, отмечающий сегодня день рождения, был уже не первой попыткой мастера. Новая версия оказалась в 15 мощнее предыдущей, запущенной в 1763 году. Агрегат был создан всего за 13 месяцев. Вес машины составляет 2 720, а высота конструкции – 18,5 метра.
К сожалению, Ползунов не успел увидеть это событие, так как скончался раньше.
Кто создал и построил первые паровые машины в России?
Официально изобретателем паровой машины считается Джеймс Уатт. Его разработка относится к 1784 году.
Однако на Западе старательно пытаются забыть, что еще в 1764 году русский механик Иван Иванович Ползунов не только подробно описал принцип действия паровой машины, но и построил пробный ее вариант в Барнауле.
Об изобретении первых паровых машин в России поговорим далее.
Кто изобрел?
Ее изобрел Иван Иванович Ползунов. Он был сыном солдата. Его отец служил в Екатеринбургских горных ротах.
Когда мальчик достиг возраста 10 лет, он поступил в арифметическую школу.
Здесь он оканчивает курс ученика механика. Вскоре его отправляют на казенные горные заводы в Барнауле.
На 1763 год Ползунов значился шихтмейстером. Он занимался постройкой машин с водяными двигателями для плавильных заводов и рудников.
При этом молодой человек не мог не обратить внимание на сложность устройства таких агрегатов. К тому же их было невозможно использовать в местностях, которые удалены от больших рек.
Постепенно к нему в голову начинает закрадываться мысль о том, что вместо воды в таких двигателях можно использовать пар. Возможно, Ползунова на такие размышления навела книга Шлатттера «Обстоятельное наставление рудному делу», которая была издана в 1760 году.
В каком году и как была изобретена?
В 1763 году Иван Иванович пишет письмо генерал-майору А.Порошину, который в то время был начальником Колывано-Воскресенских заводов.
Ползунов детально описывает мотивы, которые побудили его разработать новый агрегат, а также то, какую пользу может принести паровая машина, если она будет построена. Единственное, чего не хватало Ивану Ивановичу на тот момент – денег. Постройка такого агрегата – это было далеко не дешевое занятие.
Порошин передает прошение Ползунова Кабинету Ее Величества и лично ходатайствует о том, чтобы необходимые средства были выделены. Генерал-майор прекрасно понимает, какую пользу может принести изобретение.
20 мая 1765 года Ползунов докладывает, что подготовительные работы по созданию паровой машины завершены. Ввод в строй машины ожидается через несколько месяцев. Однако из-за неопытности рабочих и ряда других факторов окончание строительства постоянно откладывалось.
В итоге, работы были завершены только в декабре 1765 года. На строительство паровой машины было потрачено в общей сложности 7435 рублей 51 копейка. Это была огромная по тем временам сумма.
ТОП-5 фактов о русском изобретателе
Основные факты о русском создателе паровой машины:
-
Ползунов изучал труды Ломоносова. Иван Иванович с детства зачитывался научными изысканиями великого русского ученого.
Особое внимание он уделял физике, химии и добыче полезных ископаемых.
Устройство и принцип работы
Паровая машина Ползунова – это огромное сооружение высотой примерно с трехэтажный дом. Она была предназначена для одновременного обслуживания 10 плавильных печей.
Жидкость здесь разогревалась в большом медном котле. Образовавшийся пар проходил через специальные распределительные устройства и попадал к цилиндрам, высотой 3 метра. Поршни цилиндров были связаны с мехами поддува плавильных печей и водяными насосами, а также с рядом других дополнительных механизмов.
Запуск и применение
Испытания паровой машины были назначены на 20 мая 1766 года. К сожалению, 16 мая Ползунов скончался от чахотки. Однако его изобретение все же решено было испытать.
Проектом теперь руководили ученики Ползунова Левзин и Черницин. Комиссия, которая проводила испытания, высоко оценила новое изобретение. Паровая машина была допущена к производственному процессу.
Однако, как и в любом новом изобретении, в паровой машине вскоре были обнаружены недочеты. Исправлять их было некому, т.к. создатель агрегата уже умер. Вскоре у машины обнаружилась сильная течь котла. Начальство по какой-то причине решило не привлекать специалистов к починке.
Возможно, сыграл свою роль консерватизм, который тогда наблюдался у многих чиновников, а, возможно, руководители заводов по своим личным мотивам просто не хотели, чтобы машина продолжала работать.
Итог был печальным. Паровую машину Ползунова просто забросили. Через несколько лет по указанию все того же начальника завода агрегат был разобран на детали.
Какое значение имело изобретение?
Несмотря на то, что паровая машина Ползунова была заброшена через несколько месяцев после начала эксплуатации, ее значение для России было огромным. Изобретатель смог показать, что с помощью механизмов можно не только облегчить труд рабочих на предприятии, но и повысить качество и скорость производственного процесса.
Когда в империи начнут активно строиться заводы и фабрики, изобретение Ползунова еще сыграет свою роль. Это произойдет во второй половине 19 века, когда во многие сферы производства начнут внедряться паровые двигатели.
Видео по теме статьи
О паровой машине И.Ползунова расскажет видео:
Заключение
Если бы не ряд бюрократических проволочек, сегодня считалось бы, что паровая машина была изобретена русским человеком. Увы, об имени Ивана Ивановича Ползунова в 21 веке слышали лишь немногие.
Однако он, в отличие от своего английского коллеги Уатта, создал свое изобретение что называется «с нуля», не имея перед собой образцов и моделей механизмов предшественников.
Блог Кречетникова. Паровая машина и КПД общества
Идею использования энергии пара выдвинул еще в I веке Гиерон Александрийский. Первую действующую модель построил профессор математики Марбургского университета француз Дени Папен в 1690 году. В 1705-м он установил ее на баркас, став таким образом и создателем первого парохода,
В начале XVIII века паровые машины для откачки воды из шахт конструировали британцы Ньюкомен, Коули и Севери. Не вдаваясь в технические детали, их агрегаты были несовершенны, имели низкий кпд и ограниченную сферу применения.
Ползунов, человек образованный и общавшийся с петербургскими академиками, знал о наработках предшественников и паровую машину не придумал, а усовершенствовал.
Макет и чертежи были отправлены Екатерине II, которая наградила изобретателя 400 рублями и произвела в инженерные капитан-поручики.
Эй, дубинушка, ухнем!
Через два месяца Ползунов скончался от туберкулеза. Машина проработала еще три месяца, нагнетая воздух в плавильные печи, а затем сломалась.
Как установили впоследствии, причина была самой тривиальной: воду для котла брали без очистки из заводского пруда, и трубки забились илом. Разбираться в отсутствие энтузиаста никто не захотел.
Новая техника пришла в Россию спустя несколько десятилетий, и, "как положено", из Европы.
О Ползунове вспомнили только во второй половине 1940-х годов, когда Сталин велел доказать, что Россия — родина всего на свете.
В 1781 году патент на универсальную паровую машину непрерывного действия получил шотландец Джеймс Уатт. К 1800 году в Англии работала 321 паровая машина. Изобретение Уатта изменило мир, произведя Промышленную революцию, а имя ее создателя сразу же сделалось известно всем.
Подобное повторялось систематически. Многие россияне испытывали своеобразную гордость: да уж, мы такие, блоху подкуем, а печься о презренной пользе — не по-нашему. "Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину, а наш русский мужик, коль работа невмочь, он затянет родную "Дубину"!
"Умы такие ж"
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Реклама подкастов
Когда в апреле 1755 года при Московском университете открывали гимназию, ее первый директор, ученик Ломоносова Николай Поповский, держал перед учениками такую речь: "Если будет ваша охота и прилежание, то скоро вы сможете показать, что и вам от природы даны умы такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся; уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела".
Природные умы у россиян действительно "такие ж", как у самых успешных наций, что доказал, в частности, Иван Ползунов. И сегодня десятки тысяч соотечественников по всему миру занимаются наукой и высокими технологиями и даже получают Нобелевские премии.
А вот вторая фраза Поповского вызывает сомнения. Если все дело в опоздании, давно должны были бы наверстать.
Пушкин в 1823 году свидетельствовал, что Россия экспортирует "по балтическим волнам" только лес и сало, а все сколько-нибудь сложное ввозит из "Лондона щепетильного". Прошло почти 200 лет, и мы снова слышим бессильные призывы "слезть с сырьевой иглы" и начать, наконец, делать что-то путное головой и руками.
Люди и институты
Егор Гайдар в книге "Долгое время" сформулировал понятие институциональной ловушки.
Великая неолитическая революция, начавшаяся после таяния ледника примерно 10 тысяч лет назад, создала практически все, что мы называем цивилизацией: сельское хозяйство, оседлый образ жизни, деньги, города, государство, письменность, выплавку металлов, колесо и парус.
Автор фото, Bank of England
В Британии изобретателей и промышленников изображают на денежных купюрах. Джеймс Уатт (справа) и его многолетний партнер, первый производитель паровых машин бирмингемский фабрикант Мэтью Болтон
А примерно в эпоху строительства египетских пирамид технологический прогресс вдруг замер на четыре тысячи лет. Шумели на исторической авансцене сильные личности, возникали и рушились империи, создавались религии и философии, но производились те же продукты, примерно теми же способами и в тех же количествах. Среднедушевой ВВП в Древнем Риме, Китае династии Тан и Европе эпохи крестовых походов был примерно одинаков.
Не зря такую популярность завоевало мнение, что история — хождение по замкнутому кругу, все уже было, и все повторится.
Гайдар предложил объяснение: переход к земледелию многократно увеличил богатство, зато на смену обществу охотников, где каждый мужчина был воином, пришло разделение на бесправное крестьянство и вооруженную элиту, глядевшую на народ как на скот, который и существовать-то должен лишь затем, чтобы приносить доход хозяевам.
Низшие классы не были заинтересованы в инновациях и повышении производительности труда, потому что все отберут. Высшие — потому что и в отсталом обществе свое возьмут, а любые перемены чреваты дестабилизацией и потерей власти.
Созидательное разрушение
Другой знаменитый экономист, австриец Йозеф Шумпетер, ввел термин "созидательное разрушение".
Новое всегда вытесняет и уничтожает старое, в результате кто-то приобретает, а кто-то и наоборот.
С одной стороны, консервативная масса, уверенная, что если кто и выиграет от любых нововведений, то уж точно не они. С другой самовластные правители, больше всего заинтересованные в стабильности и неизменности существующего порядка.
А противостояла им во все времена горстка людей то ли с искрой Божьей, то ли с шилом в заднице, не скрывающая желания нажиться на своих инновациях.
Английские луддиты ломали машины. Жители средневекового королевства Такали на территории современного Южного Судана отказывались от письменности, чтобы труднее было собирать с них налоги.
Китайские богдыханы династии Мин запрещали мореплавание, чтобы купцы не богатели и не начинали слишком много о себе понимать. Австрийский император Франц I запрещал строить фабрики, чтобы не рос пролетариат.
Николай I открыл единственную железную дорогу Москва-Петербург, а дальнейшего строительства не приветствовал, дабы, по словам его министра финансов Егора Канкрина, не побуждать народ к ненужным перемещениям с места на место.
Александр II пересмотрел эту политику, поскольку после Крымской войны сделалось ясно, что слабость транспортной инфраструктуры ослабляет военную мощь. Вот такой аргумент самодержавной власти всегда понятен и близок!
Инклюзив и экстракция
Профессор Чикагского университета Джеймс Робинсон видит главную причину богатства и бедности народов в "инклюзивных" и "экстрактивных" социальных и политических институтах. Первые вовлекают максимально широкий круг людей в инновации и предпринимательство, создавая возможности и стимулы, вторые демотивируют и связывают руки.
Запад не родился свободным и прогрессивным.
Упомянутый Дени Папен захотел проплыть на своем пароходике по реке Фульда. Курфюрст Кассельский не одобрил, несмотря на ходатайство великого Лейбница. А когда изобретатель все-таки предпринял попытку, члены гильдии лодочников города Менден при попустительстве властей разломали судно вместе с паровым двигателем.
В 1589 году англичанин Уильям Ли изобрел станок для вязания шерстяных чулок и шапок. Королева Елизавета I отказала ему в патенте, заявив: "Вы замахиваетесь слишком высоко. Подумайте, что это может означать для моих бедных подданных. Это наверняка лишит их работы и сделает нищими".
Зато Елизавета и ее преемник Яков I без счета раздавали торговые монополии лордам, опоре и слугам престола, так что один член палаты общин в 1601 году саркастически спросил: "На хлеб монополии еще нет?".
А потом Британия и Россия, словно специально для сравнения, практически одновременно занялись модернизацией. Только подошли к ней по-разному.
servicefree
Первая в России двухцилиндровая вакуумная паровая машина была спроектирована механиком И.И. Ползуновым в 1763 году и построена в 1764 году в Барнауле. Джеймс Ватт, который был членом комиссии по приему изобретения Ползунова, в апреле 1784 года в Лондоне получает патент на паровую машину и считается ее изобретателем!
Ползунов, Иван Иванович
— механик, устроивший первую в России паровую машину; сын солдата Екатеринбургских горных рот, он десяти лет от роду поступил в Екатеринбургскую арифметическую школу, где кончил курс со званием механического ученика. В числе нескольких молодых людей, Ползунова отправили в Барнаул на казенные горные заводы, где в 1763 году он состоял шихтмейстером. Занимаясь постройкой употребляемых при плавильных заводах и рудниках машин с водяными двигателями, Ползунов обратил внимание на затруднительность устройства таких машин в местностях, удаленных от рек, и остановился на мысли применить, в качестве двигателя, пар. Есть некоторые данные, заставляющие предполагать, что мысль эта появилась у него не самостоятельно, а под влиянием книги Шлаттера: "Обстоятельное наставление рудному делу" (СПб. 1760), в десятой главе коей напечатано первое на русском языке описание паровой машины, а именно машины Ньюкомена. Ползунов энергично взялся за осуществление своей идеи, стал изучать силу и свойства водяного пара, составлял чертежи, делал модели. Убедившись, после продолжительных изысканий и опытов, в возможности заменить движущую силу воды силой пара и доказать это на моделях, Ползунов в апреле 1763 г. обратился к начальнику Колывано-Воскресенских заводов, генерал-майору А. И. Порошину, с письмом, в котором, изложив мотивы, побудившие его к отысканию новой силы, испрашивал средства на постройку изобретенной им "огненной машины". О проекте Ползунова донесено было Кабинету Ее Величества с ходатайством об отпуске нужной на постройку машины суммы. По докладу Кабинета, последовал указ Екатерины II, коим она, "для вящего поощрения", пожаловала Ползунова в механикусы с жалованьем и чином инженерного капитан-поручика, повелела выдать в вознаграждение 400 р. и указала, "буде он при заводах не надобен, прислать его в Петербург, при серебре" года на два — на три в Академию Наук, для пополнения образования. Но начальство не отпустило Ползунова и просило посылку его в Академию Наук на некоторое время отменить, "ибо в нем здесь, для приведения той, парами действуемой машины практикой состоять крайняя надобность". Ввиду этого Ползунову приходилось остаться в Сибири до окончания дела. До тех же пор была отложена и выдача вышеупомянутых 400 рублей. Ему были отпущены, по представленной им смете, необходимые суммы и материалы, и он получил возможность приступить к постройке. 20-го мая 1765 г. Ползунов уже доносил, что подготовительные работы окончены, и что машина будет приведена в действие в октябре того же года. Но к этому сроку машина не была готова. Масса непредвиденных затруднений и неопытность рабочих замедлили ход работы. К тому же многих материалов, необходимых для постройки машины, нельзя было достать в Сибири. Приходилось выписывать их из Екатеринбурга и ожидать присылки в течение нескольких месяцев. В декабре 1765 г. Ползунов окончил машину, израсходовав на нее 7435 р. 51 коп. Однако, ему не удалось увидеть свое изобретение в деле. Проба машины была назначена в Барнауле на 20-ое мая 1766 г., а 16-го мая того же года Ползунов уже скончался "от жестокого гортанного кровотечения". Машина Ползунова, под руководством его учеников Левзина и Черницина, в течение двух месяцев расплавила в Барнауле 9335 п. змеиногорских руд, но вскоре действие ее в Барнауле было прекращено "за ненадобностью", и нет сведений, была ли она применена на не обладавших вододействующими двигателями Змеиногорском заводе и Семеновском руднике, куда она первоначально предназначалась самим изобретателем и его начальством, В 1780 г. "построенная Ползуновым, действуемая парами машина и строение разломаны". В Барнаульском горном музее имеется модель машины Ползунова. За Ползуновым нельзя признать, как то делают некоторые, чести изобретения первой паровой машины. Тем не менее машина Ползунова, действительно, была первая, построенная в России, а не выписанная из-за границы, паровая машина; применение же в 1765 г. паровой машины не для подъема воды, а для другой промышленной цели, следует считать самостоятельным изобретением, так как и в Англии первое применение паровой машины для нагнетания воздуха сделано лишь в 1765 г.