Сколько иридия в свече зажигания
Перейти к содержимому

Сколько иридия в свече зажигания

  • автор:

Иридиевые свечи… Стоит ли переплачивать?

Как только дело касается замены свечей, автолюбители сталкиваются с настоящей дилеммой. Можно отдать предпочтение простым и дешевым медным устройствам или же «побаловать» авто более продвинутыми изделиями. К примеру, Сегодня все более востребованы иридиевые свечи зажигания. Считается, что они продлевают ресурс двигателю, способствуют повышению его мощности, имеют больший ресурс и так далее. С другой стороны, ребром становится вопрос цены. Стоимость таких изделий в разы выше, чем у обычных устройств. Так стоит ли платить больше?

В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Немногим более двадцати лет назад автолюбители имели более скудный выбор. Конечно, уже продавались платиновые свечи, которые отличались своей повышенной надежностью и качеством, но мировые разработчики не оставляли попыток сделать еще более совершенное устройство. Так, в 1994 году производитель NGK представил рынку совершенно новые иридиевые свечи зажигания.

В качестве основного материала иридий был выбран не просто так. Он обладает максимальной температурой плавления (даже выше, чем у платины), может похвастаться отличными антикоррозийными свойствами и качеством. Разработчикам удалось создать максимально тонкую проволоку-электрод, наконечник которой и был выполнен из редкого металла.

ИРИДИЙ
Как мы упоминали, иридий в качестве ключевого элемента был выбран неслучайно. Данный металл является одним из наиболее твердых на планете. Есть мнение, что он образовался на базе структуры метеорита еще несколько миллионов лет назад. Но твердость – не единственный плюс металла. Его особенность — температура плавления, которая составляет около 2,5 тысяч градусов Цельсия.
Свойства и возможности иридия хорошо известны промышленности, где активное применение металла началось раньше – еще с начала 20-го века. Как правило, иридий применялся в виде сплава. Что касается металла в чистом виде, то работать с ним почти невозможно. Без специальных добавок иридий слишком хрупок и не может похвастаться большой электропроводности. В связи с этим используются исключительно сплавы с металлом.

ЦЕНА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Один из главных вопросов для автолюбителей – стоимость. В этом отношении иридиевые свечи зажигания много дешевле изделий из платины. Многие считаются, что при определении цены производитель отталкивается от редкости металла, его цены и популярности на рынке. К примеру, тот же иридий много реже встречается в природе, чем платина или золото. Но здесь принцип ценообразования иной.

Стоимость свечей зажигания формируется на основании спроса на тот или иной вид продукции и изменчивости самого рынка. Сегодня цена иридиевых изделий ниже, чем платиновых. Но такой расклад в любой момент может поменяться. По статистике почти 20% всего добываемого иридия идет на изготовление свечей. В то время как основная доля платины идет на изготовление украшений и прочих изделий. Производство платиновых свечей занимает лишь совсем небольшой процент.

Немаловажный аспект – объем металла, необходимый при изготовлении свечи. В обоих случаях (как с иридиевыми, так и с платиновыми свечами) дорогостоящего материала применяется минимум – из него выполнен только наконечник и заземляющий электрод. Но если спрос на иридиевые свечи возрастет, то в сумме придется затрачивать больше редкого металла. Как следствие, вырастет и цена.

СВОЙСТВА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Главная особенность таких изделий – лазерная сварка электродов. При этом сплав металла с иридием является лучшим проводником. Благодаря такому свойству, производители могут использовать наконечники минимальной толщины (намного меньше, чем в изделиях из металла или платины). При этом ресурс изделия остается на высоком уровне.

Применение тонкого электрода позволяет сконцентрировать электрический заряд на меньшей площади, что способствует более эффективной работе искрового промежутка. В итоге сгорание топлива во всех режимах становится максимально полным. Двигатель получает дополнительную динамику и работает ровнее. Кроме этого, фиксированное расстояние между электродами исключает снижение качества икры.

К дополнительным свойствам иридиевых свечей можно отнести:
— высокую прочность наконечников из иридиевого металла и стабильно качественную искру;
длительный ресурс и высокую надежность работы, благодаря уникальной температуре плавления металла. Вот почему иридиевые свечи – это неизменный элемент для новых и модернизированных двигателей, обладающих уникальной технологичностью и эффективностью;
— разность потенциала концентрируется на наконечнике меньшей толщины, что требует более низкого напряжения для четкого срабатывания изделия.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Большинство автолюбителей при выборе свечей ориентируются исключительно на цену. Такой подход ошибочен. Сегодня вы экономите какую-то сумму на покупке свечей, а уже через некоторое время тратите средства на их замену или что еще хуже – ремонт двигателя. Чтобы не допустить лишних затрат важно ориентироваться не на стоимость, а на преимущества и недостатки интересующего изделия. В случае с иридиевыми свечами они следующие:

1. ПЛЮСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:
— лучшая эффективность. Разработчики максимально снизили площадь контакта между двумя элементами – ядром пламени и электродом. Этого удалось добиться, благодаря применению тонкой проволочной конструкции, диаметр которой составляет около 0,4 мм. Для сравнения искровой промежуток в обычных свечах с медными электродами составляет около 1 мм, что в 2,5 раза больше. Кроме этого, как уже упоминалось, небольшой объем иридия на кончике свече обеспечивает более мощную искру и как следствие, повышение качества запуска. При этом искра появляется при много меньшем напряжении;
— четкую работу на холостом ходу. Не секрет, что проблемы с воспламенением свечи, как правило, возникают на ХХ. Но и здесь иридиевые свечи зажигания проявили свои лучшие качества. Их минимальные требования к уровню напряжения и хорошая воспламеняемость способствуют стабильной работе силового узла на холостом ходу. Более того, благодаря эффективному сгоранию топлива, возрастает и число оборотов;
повышение производительности. Уже доказано, что применение иридиевых свечей позволяет повысить производительность силового узла почти на 7-8%. В ряде случаев такие изменения хорошо заметны;
уменьшение расхода топлива. Снова-таки исследования и опыт эксплуатации показывает, что применение иридиевых свечей позволяет экономить на топливе. Общий расход снижается почти на 6-7% в сравнении с обычными изделиями из меди;
— снижение токсичности топлива. Лучшее сгорание топливовоздушной смеси несет дополнительное преимущество и для атмосферы — выхлоп становится менее вредным и имеет меньшие объемы СО и СН;
легкость завода двигателя. Высокая эффективность иридиевых свечей позволяет без проблем завести мотор в любую погоду – даже в сильный мороз;
— повышение ресурса. Большинство производителей гарантирует качественную работу устройства на протяжении 150-160 тысяч километров. Хотя, на практике замену приходится делать чаще – где-то через 100-120 тысяч. Причины – вероятные проблемы двигателя, низкое качество топлива и так далее. В любом случае это намного больше, чем у обычных свечей, способных прослужить всего 15-20 тысяч километров.
2. МИНУСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:
— высокая цена. Основной «камень преткновения» для большинства автолюбителей – это стоимость устройства, которая сильно бьет по карману. Но здесь важно смотреть на перспективу. Качественные иридиевые свечи прослужат намного дольше. За этот период можно успеть заменить несколько комплектов обычных изделий;
— направленность на современные двигатели. К сожалению, на большей части авто заметить изменения весьма сложно. При производстве иридиевых свечей упор делался на высокотехнологичные и наиболее мощные двигатели. Вот почему для стандартных моделей будет достаточно и стандартных свечей зажигания. Что касается применения иридиевых свечей, то оно будет оправдано только в ресурсе.

ВЫВОД
Таким образом, ставить иридиевые свечи зажигания на свое авто или нет, решать только вам. Если есть деньги и вы заботитесь о своем авто, то выбор очевиден. С другой стороны, установка иридиевых свечей на обычные авто (к примеру, ВАЗ) не всегда оправдана.

Иридиевые свечи зажигания: стоит ли покупать, какие лучше

Иридиевые свечи зажигания: стоит ли покупать, какие лучше

14.04.2020

Система зажигания в кругах опытных автомобилистов считается одной из наиболее важных, если рассматривать параметры бензинового двигателя. Поэтому к выбору свечей зажигания бывалые автовладельцы подходят не с меньшей скрупулезностью, чем к подбору моторного масла. Далее мы разберемся, стоит ли ставить иридиевые свечи зажигания, или лучше ограничиться обычными, так называемыми никелевыми свечами.

Какие свечи зажигания лучше: иридиевые или обычные

Если прямо ответить на вопрос без привязки к стоимости производства и конечной цене для потребителя, чем лучше и насколько отличаются иридиевые свечи зажигания от обычных, то ответ будет таким: почти по всем параметрам выигрывают именно иридиевые свечи. Разберемся, почему.

Свечи зажигания призваны образовывать горячую и достаточно мощную искру для поджига смеси в цилиндрах на всех режимах работы ДВС. тяжелых условий работы (высокое давление и температура), электроды свечей испытывают серьезную нагрузку.

иридиевые свечи зажигания какие лучше

Иридий считается одним из наиболее инертных металлов из всех известных. То есть иридий в чистом виде слабо и «неохотно» взаимодействует с другими химическими элементами. Например, железо, даже высоколегированное, при высоких температурах и в присутствии кислорода, активно окисляется (разрушается). Иридий же до достижения температуры в 600 °C остается практически полностью инертным, не претерпевает заметных структурных изменений. И лишь после разогрева свыше 600 °C начинает постепенно, очень медленно, окисляться. После прокаливания до 1000 °C начинается медленное формирование окислов иридия и запускается процесс эрозионного разрушения. В нормально работающем бензиновом двигателе столь высокие температуры на поверхности электродов тяжело достижимы, и свечи разогреваются до такой температуры лишь в экстремальных режимах или при серьезных неисправностях. Поэтому свечи с иридиевыми электродами по определению служат в 2–3 раза дольше.

Однако здесь вступает в дело экономическая составляющая вопроса. Иридий — редкий и дорогой металл. Добыча одного грамма иридия, по усредненной оценке, составляет около $20 за грамм. Одного грамма иридия хватает для производства примерно 6–10 свечей зажигания. И это без учета трудозатрат на производство и стоимости других материалов, используемых для изготовления свечей. Поэтому иридиевые свечи зажигания стоят как минимум в 3–4 раза дороже обычных, качественных никелевых.

Также нередко встречается вопрос: какие свечи зажигания лучше, иридиевые или платиновые. По факту большой разницы нет. Все свечи, электроды которых изготовлены из благородных металлов, служат в 2–3 раза дольше обычных. И значительной, ощутимой разницы в сроке службы между иридиевыми и платиновыми свечами нет.

С другой стороны, помимо стоимости самих свечей, для автомобилиста во всем процессе замены свечей, немалую долю составляет цена работ. И здесь приходим к четкому и понятному ответу: какие свечи зажигания лучше. Если замена свечей на вашем авто проста и незатратна, то покупаем обычные. Если же у вас доступ к свечам сложный, и работы по замене стоят дорого — лучше выбрать иридиевые свечи, которые отслужат как минимум 100–150 тысяч км пробега.

Какие иридиевые свечи зажигания лучше

Кратко рассмотрим двух наиболее известных производителей свечей зажигания с использованием нестандартных материалов для элеткродов.

  1. NGK. Первая компания, которая начала использовать иридий для изготовления долговечных и стойких к эрозионному разрушению электродов свечей зажигания. Сегодня выпускает несколько моделей иридиевых свечек для различных типов ДВС. Наибольшую популярность снискали свечи IFR5E13 с оптимальным соотношением цены и качества.
  1. Одна из лидирующих мировых компаний, занимающихся производством компонентов для систем зажигания. Иридиевые свечи Denso, несмотря на довольно высокую стоимость, показывают высокие эксплуатационные характеристики.

лучшие иридиевые свечи зажигания

Помните, что при приобретении свечей с иридиевыми электродами в обязательном порядке нужно соблюсти рекомендации производителя двигателя:

Все плюсы использования иридиевых свечей

Подробно про Иридиевые свечи

Иридиевые свечи зажигание — относительно новый и мало распространенный товар, в этой статье подробно расскажем про технологию изготовления и все плюсы использования.

Свечи зажигания за все время существования принципиально ничем не отличаются от самых первых образцов, современные производители работают над улучшением технических характеристик, а не над принципом работы. Все производители стараются увеличить срок службы, улучшить надежность искры и добиться более полного сгорания топливной смеси. Поэтому, каждое новое поколение свечей увеличивает экономию топлива, снижает выброс вредных веществ в атмосферу и увеличивается срок службы.

Чем иридиевые свечи лучше обычных

При проведении тестов становится понятным, что свечи с содержанием иридия более предпочтительны для использования. Это не маркетинговый ход, данные свечи действительно разрабатывались для улучшения производительности. Но в некоторых случаях, особенного улучшения можно и не добиться, но со временем все положительные моменты прояснятся.

Для улучшения эффективности поджигания топливной смеси, необходимо уменьшить площадь электрода, использование иридия позволило уменьшить диаметр электрода до 0,4 миллиметра. Стандартные свечи имеют медный электрод с диаметром около 0,8 миллиметров, что примерно в 2,5 раза уменьшает пределы воспламеняемости в сравнении с иридиевыми свечами. Также, уменьшенный диаметр электрода снижает требования к стабильности и уровню напряжения.

По проведенным тестам, качество искры при холостом ходе значительно снижается из-за нестабильного напряжения от генератора. Иридиевые свечи менее требовательны к качеству напряжения, что позволяет качественнее сохранять стабильность холостого хода.

История иридиевых свечей

Впервые на рынке автомобильных запчастей иридиевые свечи появились в 1994 году. На тот момент непонятную новинку от компании NGK только пробовали в деле, и мало кто знал о достоинствах. Новинка среди свечей пришла как альтернатива свечам с содержанием платины. В сравнении с платиновыми сплавами, температура плавления значительно повышенна и улучшена сопротивляемость агрессивной среде. Используя полезные свойства иридия, NGK разработали новые свечи, в которых применялась тонкая проволока с наконечниками из иридиевого сплава.

Что такое иридий

Иридий это элемент из платиновой подгруппы, является одним из самых твердых металлических материалов. Также, редкий металл кроме чрезвычайной твердости и стойкости к коррозии имеет высокую температуру плавления (около 2450 градусов по Цельсию), что делает его эффективным при использовании для систем зажигания.

Примерно с 90х годов, иридий и его сплавы активно используют для промышленных систем воспламенения. Но чистый иридий является хрупким материалом поэтому в производстве применяются только сплавы металлов для комбинации лучших свойств.

Стоимость производства

На сегодняшний день, иридиевые свечи более популярны платиновым, это объясняется ценой на данные элементы. Иридий реже встречается в природе, но его стоимость зависит от спроса на рынке, в чем он значительно проигрывает платине. Почти половина всей добытой платины идет на изготовление ювелирных изделий, в то время как, только 20% иридия идет на изготовление свечей зажигания. На производство каждой свечи уходит минимальное количество материала, из иридия изготовлен только наконечники на электродах, что позволяет уменьшить износ от постоянных электрических разрядов. Но для нужд производителей машин и автовладельцев необходимо выпускать миллионы единиц свечей.

Особенности иридиевых свечей

Главной особенностью производства технологической новинки заключается в точечной лазерной сварке наконечников. Иридий очень стойкий и прочный материал, имеющий высокую степень проводимости, что позволяет использовать более тонкие электроды в сравнении с обычными медными наконечниками для улучшения поджога топливной смеси, при этом увеличивая срок службы свечей.
Благодаря сверхтонкому электроду, электрический заряд получается более концентрированный, что значительно уменьшает пороговое значение напряжения для образования искры, что в свою очередь повышает эффективность сгорания в любых условиях работы двигателя. Мотор начинает работать стабильнее и увеличивается крутящий момент. А выносливость иридиевого сплава уменьшает выработку на электродах, сохраняя промежуток между электродами, стабильность и однородность искры.

Стоит отметить, несколько важных моментов:

  • — Наконечники электродов из дорогостоящего материала помогают добиться высокой надежности свечи и стабильность искры на протяжении всего срока службы.
  • — Высокая температура плавления иридия, позволяет его использовать в двигателях с большой производительностью и высокой нагрузкой на систему зажигания.
  • — Материал на основе иридия отличается высокой антикоррозийностью и стойкостью к агрессивной среде.
  • — Сравнивая со стандартными свечами зажигания, иридиевые свечи повышают производительность мотора до 8 процентов.
  • — Также, отмечается большая экономичность топлива на 6%

Некоторые минусы использования свечей зажигания с содержанием иридия

Существует два главных недостатка использования таких свече. Первый из них, и самый спорный, заключается в дороговизне комплекта иридиевых свечей. Стоимость такой свечи может составить от 500р за одну штуку, но это вполне компенсируется продолжительностью срока службы.

Второй недостаток, заключается в том, что максимальная эффективность свечей проявляется на современных производительных двигателях. Установка на слабые атмосферные моторы может не дать положительных результатов, кроме срока службы. Из этого следует, что установка на старые автомобили или машины со слабым мотором не позволит использовать все преимущества.

Срок службы и обслуживание

Как и в первые годы производства, обслуживание и срок службы принципиально не изменились. Срок службы может составить более 160 тысяч километров при использовании в большинстве силовых агрегатов. Но стоит отметить. Производители советуют производить замену свечей гораздо чаще. На работоспособность может повлиять исправность двигателя и качество используемого топлива. Также, стабильную и одинаковую работу двигателя могут обеспечить свечи с разными формами наконечников, но для замены свечей, необходимо подобрать одинаковый тип изделий.

На сегодняшний день, использования иридиевых сплавов в технологических новинках систем зажигания, является последним словом в технологиях свечей. Выгода при использовании дорогих, но качественных свечей очевидна. Покупая иридиевый набор, Вы обеспечите стабильную работу автомобиля минимум на сотню тысяч километров.

Все о свечах зажигания бензиновых двигателей, принцип подбора, их основные неисправности и различия

8602be817a92b5f048fa044683129d04.jpeg

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания используются искровые свечи. Воспламенение топливо-воздушной смеси производится электрическим разрядом напряжением в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, возникающим в воздухе между электродами свечи. Свеча срабатывает на каждом цикле, в определённый момент работы двигателя.

Первая свеча зажигания в ее современном виде была разработана немецким инженером и ученым Робертом Бошем в 1902 году. Впервые свеча зажигания была использована с магнето высокого напряжения, также разработанным в мастерской компании BOSCH. Свечи зажигания BOSCH стали использоваться в двигателях внутреннего сгорания Карла Бенца, заменив используемые в то время калильные трубки с открытым пламенем. С тех пор и по настоящее время практически все свечи зажигания используют тот же принцип работы и строение, как и в 1902 году, эволюция данного узла шла преимущественно по пути усовершенствования используемых материалов (для изолятора, проводников и т.п.) и технологии изготовления (удешевления).

Искровая свеча используется во всех типах системы зажигания: контактной, бесконтактной и электронной. Ведущими производителями выступают такие фирмы как: Denso, NGK, Bosch, Champion, Beru. (в оригинальной комплектации VAG могут поставляться свечи любого из этих производителей). Устройство свечи зажигания представляет собой керамическую трубку с проводником по центру (центарльным электродом) и металлическим электродом сбоку (боковой электрод), который является заземлением на массу через корпус двигателя, именно поэтому между центральным и боковым электродом пробегает искра.

Ustrojstvo-avtomobilnoj-svechi.jpg

Грамотно подобранные свечи зажигания, взаимодействуя с хорошим качественным топливом, прослужат без замены на протяжении достаточно большого пробега автомобиля. В среднем, пробег свечей зажигания — 30 — 60 тыс. км, а если рассматривать иридиевые или платиновые свечи – то намного дольше (до 100 — 120 тыс. км)

1. Основные характеристики свечей зажигания

  • геометрические размеры: диаметр резьбы, размер головки ключа, длина резьбы;
  • зазор между электродами;
  • калильное число;
  • материал изготовления;
  • количество электродов.

1.1. Зазор между электродами

Расстояние между центральным и боковым электродами свечи называется искровым зазором. Эта величина напрямую влияет на работу двигателя: чем больше зазор, тем длиннее искра, лучше сгорание смеси и выше мощность. Но чем шире сам зазор, тем сложнее создать в нём искру и тем выше риск, что электричество найдёт себе другой путь — например, пробьёт изолятор свечи, высоковольтный провод или катушку зажигания. Поэтому искровой зазор — это величина тщательно рассчитанная инженерами до десятых долей миллиметра.

104659_original_206.jpg

В процессе эксплуатации электроды изнашиваются, и искровой зазор постепенно растёт, увеличивая нагрузку на катушки зажигания. Вы удивляетесь, почему катушка зажигания выходит из строя? А как часто вы меняете свече и насколько точно вы подбираете их? Выход из строя узлов системы зажигания можно предупредить, меняя свечи в срок и в соответствии с заводским регламентом. Точно отрегулировать зазор вручную сложно: речь идёт о десятых долях миллиметра. Надо просто менять свечи вовремя, не дожидаясь их сильного износа и поломок.

1.2. Калильное число

При работе свеча зажигания ощутимо нагревается (до 800 — 900 °C), что неудивительно, учитывая количество проходящее через неё количество вольт. С одной стороны, это хорошо: высокая температура помогает свече самостоятельно очищаться от нагара. Но это же порождает проблему для мотористов: если свеча чересчур раскалится, то смесь в цилиндре может зажечься не от искры, а от контакта с самой свечой. Такой эффект называют калильным зажиганием.

Калильное зажигание не сулит ничего хорошего. Его последствия схожи с детонацией (хотя это разные процессы): неконтролируемое воспламенение смеси ведет к росту температуры двигателя, падению мощности, повреждению деталей.

Теплостойкость свечей определяется калильным числом: в зависимости от него свечи делятся на холодные (меньше нагреваются при работе) и горячие (нагреваются сильнее). Степень нагрева свечи регулируют конструктивно — длиной изолятора.

К сожалению, не существует единой шкалы калильных чисел: каждый производитель обозначает их, как хочет. Причём у одних брендов меньшему числу соответствуют более холодные свечи, у других — более горячие. Настоящая путаница! Остаётся пользоваться сравнительными таблицами. Ниже приведены значения для свечей Denso, NGK и Bosch. Например, у NGK 5- горячие, 6-холодные, у Denso 16-горячие, 20-холодные.

Не стоит ставить холодные свечи если 4500 оборотов — это много для вашего стиля езды. Рабочая температура в цилиндре для них будет маловата и они не будут самоочищаться. В итоге быстрее загрязнятся и выйдут из строя. Каждому двигателю предписаны свои свечи зажигания, об этом нужно всегда помнить.

17f4a9c80094eac09f258c3f2392281b.jpg

Калильное число также демонстрирует, при каком давлении в камере сгорания может произойти неконтролируемое самовоспламенение топливовоздушной смеси (калильное зажигание). Простыми словами, чем больше будет калильное число, тем меньше свеча будет разогреваться в процессе работы двигателя.

Свечи с низким калильным числом устанавливаются в моторах с малым уровнем давления в камере сгорания, работающих на топливе с небольшим октановым числом. Конструкции с высоким калильным числом наоборот используются в двигателях с повышенной компрессией и высокой температурной нагруженностью камеры сгорания.

1.3. Количество и тип электродов

В классическом исполнении свеча зажигания является двухэлектродной — с одним центральным электродом и одним боковым, но вследствие эволюции конструкции появились многоэлектродные (боковых электродов может быть несколько, в основном это 2, 3 или 4). Такая многоэлектродность позволяет увеличить надежность и срок службы. Также существуют и менее распространенные из-за своей дороговизны и противоречивых тестов факельные и форкамерные свечи.

В современных системах зажигания с отдельной катушкой для каждой свечи важнее не количество боковых электродов, а толщина центрального. Лабораторные тесты наглядно показывают: чем тоньше центральный электрод, тем лучше работает свеча. Улучшается искрообразование, эффективнее сгорает смесь, уменьшается расход топлива и вредные выбросы. Свечи с тонкими электродами лучше самоочищаются от нагара и менее чувствительны к увеличению искрового зазора в процессе износа.

Свечи могут быть одно или биметаллическими, но так как времена, когда свечи производились только для советской техники прошли, в нынешнее время изготавливаются из двух металлов – медного сердечника и стальной хромоникелевой оболочки. Такой метод применяется чтобы обеспечивать быстрый и надежный пуск двигателя, а также быстрый отвод тепла во время работы, поскольку стальная оболочка быстро прогревается на начальном этапе работы, а медный сердечник хорошо отводит тепло при рабочей температуре от 500 до 900 °C.

Стандартный материал центрального электрода свечи — сплав никеля и хрома, такие свечи называют хромоникелевыми. Производители экспериментируют и с другими металлами (медью, серебром, иттрием), добавляя их в сплав, чтобы улучшить характеристики свечей. Но толщина электрода хромоникелевых свечей остаётся большой — около 2,5 мм. Сделать его тоньше нельзя — тепловая эрозия быстро «съест» электрод, существенно сократив и так небольшой ресурс хромоникелевой свечи. Решением стали электроды из тугоплавких драгоценных металлов: на центральный электрод стали делать напайку из сплавов стали и других дорогих металлов: платины, иридия, палладия или вольфрама. Также существуют конструкции в которых полностью заменяют медный сердечник.

  • стальной хромоникелевый;
  • иридиевый;
  • иттриевый;
  • вольфрамовый;
  • платиновый;
  • палладиевый;
  • серебряный.

Самыми долговечными и износостойкими считаются иридиевые автомобильные свечи зажигания. Они применяются в двигателях высокой мощности, но при установке на обычные моторы серьезных улучшений не создают, обеспечивая автомобиль только более длительным сроком службы самих свечей зажигания.

Отличительная черта платиновых и иридиевых свечей зажигания — иная форма центрального и бокового электродов. Поскольку применение этих металлов позволяют обеспечить постоянную мощную искру в более жестких режимах эксплуатации, тонкий электрод требует меньшего напряжения, тем самым снижая нагрузку на катушку зажигания и оптимизируя сгорание топлива.

Имеет смысл ставить платиновые свечи в турбомоторы, так как этот металл обладает высокой коррозионной устойчивостью, а также стойкий к высоким температурам. В отличие от классических, платиновые свечи ни в коем случае нельзя очищать механическим способом.

2. Основные отличия свечей зажигания друг от друга

2.1. Стандартные свечи зажигания с одним хромоникелевым электродом

Медный сердечник заключен в износостойкую антикоррозийную хромоникелевую оболочку.

  • Стандартная недорогая конструкция, рассчитанная на средний пробег
  • Можно применять механические способы очистки от нагара

2.2. Свечи зажигания с иттрием

54718_w734.jpg

Улучшенную надежность этим с виду стандартным хромоникелевым свечам обеспечивает сплав электрода с редкоземельным металлом – иттрием, который помогает добиваться максимального результат в автоспорте, а в повседневных условиях повышает надежность зажигания и износостойкость свечей.

  • Центральный электрод легирован иттрием, остроконечный профилированный боковой электрод.
  • Повышенная стойкость к коррозии, увеличенный ресурс свечи
  • Оптимальное сгорание воздушно-топливной смеси наряду с повышенной защитой катализатора и пониженным потреблением бензина

2.3. Платиновые свечи зажигания

50231_01_w734.jpg

Из всех благородных металлов платина является самой дорогой. Но для свечей зажигания она является еще и самой ценной. Поскольку она имеет самую низкую электро- и теплопроводность, а также самое малое тепловое расширение из всех благородных металлов. Кроме того, платина в значительной степени устойчива к коррозии. Поэтому платиновые свечи зажигания имеют очень длительный срок службы.

Такие свечи зажигания оснащены платиновой пластиной на среднем электроде. Это уменьшает ухудшение характеристик свечи зажигания в течение всего срока службы даже в тяжелых условиях эксплуатации. Узкий средний электрод позволяет использовать меньшее искровое напряжение, что снижает нагрузку на катушку зажигания и обеспечивает оптимальное сгорание смеси.

Свечи зажигания Double Platinum имеют платиновые наконечники, которые навариваются на центральный электрод и вплавляются в боковой электрод при помощи лазера. Это позволяет достичь максимальной надежности зажигания и износостойкости. Центральный электрод толщиной всего 0,6 мм обеспечивает мощные разряды при более низком напряжении зажигания.

  • Защита двигателя и катализатора
  • Высокая долговечность и износостойкость
  • Отсутствие пропусков зажигания на протяжении всего срока службы
  • Помехоподавление для оптимальной работы всей бортовой электроники
  • Необходимо меньшее напряжение для нормального искрообразования (стабильность работы при малом напряжении, критических режимах);
  • Не происходит выработка электродов и как следствие ухудшение искрообразования;
  • Уменьшенный центральный электрод — уменьшает вероятность "соскальзывания" искры;
  • Большая химическая и температурная стойкость;

2.4. Иридиевые свечи зажигания

13922363.jpg

Иридиевые свечи зажигания являются технологическим решением высочайшего класса. На средний электрод этих свечей нанесен иридиевый сплав, привариваемый лазером по специальной технологии. Иридий является благородным и одним из самых твердых металлов. Он плавится при температуре 2450 °C, поэтому чрезвычайно устойчив к электроэрозии. Применение иридия позволило в среднем удвоить срок службы по сравнению с традиционными никелевыми свечами зажигания.

  • Центральный электрод со сплавом платины с иридием, диаметром всего лишь 0,6 мм
  • Оптимальные характеристики зажигания и длительный срок службы
  • Очень высокая эрозийная стойкость материала
  • Более высокий КПД свечи зажигания
  • Идеальное распространение фронта пламени во все стороны
  • Максимальная долговечность и износостойкость

2.5. Свечи зажигания с несколькими боковыми электродами

super4_734x350_w734.jpg

  • несколько боковых электродов из хромоникелевого сплава с медным сердечником — износ равномерно распределяется между электродами;
  • заостренный посеребренный центральный электрод – хорошо отводит тепло и устраняет риск калильного зажигания вследствие перегрева;
  • надежное зажигание по принципу воздушно-поверхностной искры, 8 возможных искровых промежутков, искра сама находит наилучший путь для надежной работы;
  • самоочищение от нагара, повышенная эластичность и улучшенная реакция двигателя.

2.6. Серебряные свечи зажигания

zdk_silber_w734.jpg

  • Центральный электрод выполнен из твердого серебра
  • Повышенные температурные свойства свечи и сопротивляемость химическим воздействиям

3. Основные неисправности свечей зажигания и как понять, что их пора менять

3.1. Как часто (с какой периодичностью) надо менять свечи зажигания?

  1. Свечи с медным сердечником / хромоникелевые свечи зажигания имеют стандартный ресурс работы до 30 тыс. км., их стоимость вполне соответствует сроку службе, цена одной такой свечи будет в районе 250 руб. — 350 руб.
  2. Платиновые свечи (подразумевается напыление на электрод) стоят на втором месте по сроку службы, применяемости и ценнику. Продолжительность безотказной работы искрового зажигания в два раза больше, то есть около 60 тыс. км. К тому же образования нагара будет значительно меньше, что еще более благоприятно влияет на воспламенение воздушно-топливной смеси. Цена около 800 руб. за штуку.
  3. Иридиевые свечи в разы улучшают тепловые характеристики. Такие свечи зажигания обеспечивают бесперебойную искру при самых высоких температурах. Ресурс работы составит более 100 тыс. км, но и цена будет куда выше первых двух: от 1200 руб. за свечку.

Первым делом заглянуть в инструкцию по обслуживанию вашего автомобиля, зачастую, там всегда можно найти информацию о том, какая марка свечей устанавливается с завода. Наилучшим выбором будут те свечи, которые рекомендует автопроизводитель, ведь на заводе учтены потребности двигателя и технические характеристики искровых свечей. Тем более, если машина уже с большим пробегом — вложения в неё виде дорогих платиновых или иридиевых свечей как минимум не оправдает себя. Также нужно принять во внимание, на каком бензине и сколько вы ездите. Бессмысленно платить деньги за дорогие свечи для мотора с объемом меньше 2 литров, когда от двигателя не требуется запредельной мощности. Для подбора свечей на автомобили концерна VAG мы создали специальную табличку ниже.

3.3. Основные признаки выхода из строя свечи зажигания

Не смотря на то, что свечи зажигания меняются по пробегу автомобиля, случается и такое, что они выходят из строя преждевременно. Внешний вид свечей зажигания может рассказать не только об их работе, но и неисправностях, как топливной системы, так и других систем двигателя.

  • пропуски зажигания и троение двигателя (сопровождается появлением ошибки в памяти ЭБУ);
  • запах бензина в выхлопе (от работающей машины сильнее пахнет бензином, а значит сгорание топлива происходит некорректно);
  • повышенный расход топлива (когда свечи не дожигают топливо, идёт перерасход бензина);
  • ухудшение динамики (разумеется, что если топливо горит с низким КПД, то и динамика автомобиля падает);
  • калильное зажигание (преждевременное воспламенение или детонация в результате перегрева камеры сгорания);
  • коричневый цвет и трещины внизу изолятора свечи (явный перегрев и неправильное протекание процесса горения топлива).

3.4. Как проверить работоспособность свечи зажигания?

1) Если мотор "троит" или работает с перебоями, то есть нестабильно, а возможности подключить диагностику для проверки пропусков зажигания нет, то самый простой метод проверки — это по очереди снимать провода или катушки зажигания целиком со свечей зажигания на заведенном двигателе. При этом нужно вслушиваться в работу двигателя – если после снятия провода или катушки зажигания со свечи работа мотора не изменилась (не стала ещё хуже), значит именно эта свеча или катушка зажигания вышла из строя. Возможно, ее придется заменить, но стоит внимательно осмотреть провинившуюся свечу – может для начала ее достаточно почистить.

2) Другой базовый, но более эффектный метод проверки работоспособности свечи зажигания, заключается в том, что нужно выкрутить свечу, надеть на нее провод или катушку целиком, прижать свечу к металлической части двигателя покрутить стартером. На исправной свече будет видно искру, четкую, белую и яркую. Также это можно сделать с помощью шприца, как изолятора, с подключением массы свечи к массе автомобиля (фото ниже).

проверка искры зажигания.jpg

Также с помощью шприца можно осуществить проверку свечи под давлением. Увеличив давление в корпусе шприца с помощью поршня таким образом, чтобы стало возможным воспроизвести давление на свечу, близкое к рабочему, и, соответственно, провести более точную проверку.

При такой проверке, что под давлением, что без давления, определяется цвет и стабильность искры. Идеальный вариант – яркая белая искра, затем, по мере ухудшения, – голубая, синяя, розовая, не меняющая своего положения. Наихудший – красная «прыгающая» искра: она самая «холодная».

С процессом сгорания это связано примерно так: начальный очаг пламени формируется в искровом промежутке свечи, а затем с определенной скоростью движется по камере сгорания. От этой скорости зависит все – и мощность двигателя, и экономичность, и токсичность. На нее влияют десятки разных параметров – от формы камеры до расположения клапанов, а также от размера очага воспламенения (линейно!) и от температуры, причем квадратично! Поэтому по цвету искры можно точно предугадать поведение двигателя.

3) Измерять сопротивление встроенных резисторов с помощью мультиметра и разброс по комплекту. ВК – 0,05. Большой разброс — низкое качество изготовления. Отсутствие сопротивления — не рабочая свеча;

разброс сопротивления по свечам зажигания.jpgнерабочая свеча без сопротивления.jpg

3) Перед установкой свечей надо все-таки промерить и скорректировать искровые зазоры, это делается с помощью измерительных щупов и документации на свечи: соответствующий щуп (или набор щупов для необходимого значения) должен проходить в зазор свободно, но слегка закусывая;

свечной зазор.jpg

4) Проверить герметичность свечей можно визуально. На этот дефект укажет темный поясок вокруг шестигранника – он появляется через некоторое время после работы свечей на двигателе. Это поясок указывает на то, что между изолятором и корпусом свечи есть зазор, через который выхлопные газы и продукты горения рвутся наружу из камеры, оставляя это тёмный след на белом изоляторе. Такие свечи необходимо заменить, это производственный дефект.

m-19-930x588.jpg

3.5. Какого цвета должна быть свеча? Как чистить свечи?

Изолятор свечи должен быть чистым и белым, но допускаются различные светлые оттенки. Чем дальше цвет свечи от белого — тем хуже она будет работать! Свечи имеющие видимые полоски (пробои) — требуют замены. Пробои могут появляться как по причине треснувшего изолятора, так и по причине выхода из строя катушки зажигания. Такие свечи нужно сразу заменять, так как пробои на корпус двигателя — это пропуск зажигания.

a17ed2bc836949d20162d4af0f1cd8e0.jpg

На рабочей части свечи, то есть на её электродах может образоваться масляный налет, который можно удалить, если прокалить свечи. Например на газовой плите 1 час или до полного отшелушивания отложений. За целостность свечи можно не бояться температура ее само очистки 400 градусов! На кухонной плите Вы вряд ли столько дадите.

Сажево-масляный налёт также можно удалить химически с помощью пенной раскоксовки, а также механически с помощью кордщётки, но в первую очередь надо понять почему в цилиндрах образуется масляный нагар, так как причиной его образования чаще всего служит попадающее в камеру сгорания моторное масло, которого там быть не должно. В таком случае чистка или замена свечей дадут лишь временный эффект, так как нагар появится снова.

сажевый нагар на свечах зажигания.jpg

Исправная свеча зажигания даже после 30 000 км пробега должна быть чистой даже с рабочей стороны, имея лишь небольшой тёмный налёт.

нормальный свечной налёт после регламентного пробега.jpg

3.6. Почему свечи работают нестабильно и неэффективно?

Возможно "уходит искра", что приводит к пробоям на изолятор (как внутренний в цилиндре, так и внешний под колпачком ВВ проводов. Продолжительное время уходящая искра оставляет следы — полоски возле центрального электрода, на внешнем изоляторе, буквально выгрызенные полоски на наконечниках ВВ проводов.

fb8d8b5s-1920.jpg

Слабая искра и перебои в искрообразовании могут возникнуть из-за неисправностей системы зажигания, генератора, слабого аккумулятора и износа электродов свечей. Причем холодная свеча на воздухе может выглядеть вполне исправной, а нагревшись, под давлением начинать "сбоить".

3.7. Как на свечи влияют присадки в топливо?

Для увеличения октанового числа бензина в него добавляют антидетонаторы. Самый эффективный — тетраэтилсвинец (ТЭС). Всего два стакана этиловой жидкости — и из тонны бензина АИ-80 получается тонна АИ-95. Но как ни заманчива такая рационализация, соединения свинца исключительно ядовиты (не зря этилированный бензин окрашен) — производство отравы свернуто. Кроме вреда нашему здоровью, свинец смертелен для каталитических нейтрализаторов современных автомобилей.

Освободившуюся нишу заполнили экологически более чистые добавки: метил — трет — бутиловый эфир (МТБЭ), железосодержащие присадки на основе химического соединения, называемого ферроценом. Последние очень любимы недобросовестными (а подчас и незаконными) производителями бензинов, хитро сделанными работниками заправок и бензовозов. Эффективность присадок весьма высока (до 60% от ТЭС), они недороги, легко растворяются в бензине. И все бы хорошо, но передозировка "железа" вызывает красный налет на изоляторах электродов.

O_chem_mozhet_skazat_vyvernutaya_svecha_i_ee_cvet_3.jpg

В погоне за барышом топливные махинаторы щедро "улучшают" низкооктановый бензин. У автомобилистов, напоровшихся на такое зелье, начинаются проблемы. Сначала изолятор центрального электрода приобретает яркий кирпичный цвет. Позже он темнеет до бурого с черными включениями. С этого момента вполне исправный двигатель начинает хандрить: снижаются разгонная динамика и максимальная скорость машины, повышается расход топлива, так как искра уходит и свечи перестают регулярно воспламенять горючую смесь. Очевидно, дело не в "фирменности" свечей. Передозировка "железного" антидетонатора одинаково убийственна и для дешевой, и для дорогой свечи!

3.8. Какой должен быть зазор между электродами?

Зазор в свече зажигания должен быть рекомендованный или чуть меньше (это позволяет несколько снизить влияние отрицательных воздействий и немного оттянуть очистку-замену). Но не больше, а то искра будет неэффективной.

  • рекомендованный производителем автомобиля;
  • рекомендованный производителем свечей;
  • практические рекомендации мастеров-специалистов-практиков.

искровая эрозия.jpg

3.9. Свечные ключи, как ими пользоваться и правильно закручивать свечи

Самое главное — не стоит использовать ключ с карданчиком. Карданчик перекручивается, перекашивается и легко ломает изолятор свечи. Вот так выглядит подобный ключ:

438.750x0.jpg

Рекомендуем использовать магнитную, свечную головку + тяга и вороток на 1/4 дюйма (из набора инструмента). Были случаи, как горе-механики срывали свечную резьбу. Догадываетесь во что лечение обошлось? Раз в 50 дороже хорошей магнитной головки и инструмента.

  • Сначала аккуратно центруя вворачиваем "от руки";
  • Вынимаем ключ, смотрим на свечу — ровно ли стоит?;
  • Затягиваем воротком не прилагая большого усилия. Просто до упора и без фанатизма.
  • Потом протягиваем свечу динамометрическим ключом в соответствии с моментом затяжки. Для каждого диаметра резьбы момент свой, его можно посмотреть в таблице ниже.

4. Каталог оригинальных свечей зажигания VAG и их подробное описание

Разумеется концерн Фольксваген сам свечи не производит, а закупает их у проверенных известных фирм-производителей свечей зажигания. Тем не менее, в каталоге ETKA указывается только артикул свечей, которые положены тому или иному мотору, но там не всегда написано, что это будут за свечи, хромоникелевые, платиновые и иридиевые, а также не всегда известно, какого производителя свечи окажутся в оригинальной упаковке.

Ниже я приведу таблицу с перечнем двигателей концерна VAG и тем, какие свечи предписаны для установки заводом в оригинальной комплектации с соответствующими комментариями. Перечень свечей в таблице будет пополняться по мере заполнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *