Как проверить датчик абс, своими руками

Важность антиблокировочной системы в машине сложно переоценить. Благодаря ее действию транспортное средство не теряет управления при резком торможении, а водитель получает возможность избежать столкновения.

Система состоит из множества узлов, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию. Одним из главных элементов является датчик. Какие задачи несет на себе это устройство? Как проверить датчик АБС на работоспособность? Стоит ли ремонтировать неисправный узел? Эти и ряд других моментов рассмотрим ниже.
Конструктивные особенности и неисправности АБС
Принцип действия датчика основан на фиксации информации, касающейся скорости вращения колеса, с последующей передачей данных на центральный орган системы. Блок управления анализирует поступившие параметры и раздает команды элементам гидравлической системы авто. Благодаря своевременному изменению давления жидкости в тормозной системе, исключается блокирование колес при нажатии на тормоз.
Несмотря на надежность, датчик ABS время от времени выходит из строя, из-за чего управляющий блок получает некорректные сигналы, или же они и вовсе к нему не доходят. В такой ситуации требуется проверка датчика АБС с последующей заменой устройства (при выявлении поломки).
Самая распространенная проблема — разрыв питающей цепи между управляющим блоком и контролирующим датчиком. Также возможен выход из строя датчика с последующей передачей искаженной информации.
Распознать проблему с ABS несложно. Она проявляет себя свечением соответствующей лампочки в процессе движения. При этом точная диагностика возможна только после проверки устройства. Перед принятием решения о замене, проверке датчика, определите, исправна система или нет.
Распознать поломку можно по следующим признакам:
1. Система проходит тестирование, после чего обнаруживается ошибка ABS. Вероятные причины — сбои в работе контроллера, отсутствие сигналов со стороны датчика измерения угловых скоростей.
2. После активации ABS система проходит проверку и выявляет поломку. При этом устройство продолжает работу. Такое возможно при наличии неисправности датчика АБС, к примеру, в случае его обрыва.
3. Система проходит диагностику и отключается. Вероятные причины — обрыв или плохое качество контактных соединений, замыкание датчика на кузов.
4. ABS не работает вовсе. Это возможно из-за нарушений в проводке (к примеру, обрыв провода в цепи питания датчика), износа ступичных подшипников, повреждения датчиков колес и так далее.
Что делать в этом случае, как измерить сопротивление?
Как видно из рассмотренных выше вариантов поломки, большая часть проблем связана именно с датчиком ABS. При этом информация о неисправности сразу проявляет себя в виде свечения контрольной лампы.

Загорелась лампочка АБС
Вопрос в том, как проверить датчик АБС без дополнительной траты средств и обращения на сервис. Все, что требуется для решения задачи — комбинированный прибор или мультиметр, мануал к автомобилю и провода с разъемами PIN. По возможности привлекайте помощника.
Для проверки сопротивления переводите мультиметр в режим омметра, после чего действуйте так:
С помощью подъемного устройства (домкрата) поднимайте машину.
Демонтируйте колесо, если оно ограничивает доступ к датчику.
Выкручивайте винт, который удерживает устройство (его несложно найти в задней части ступицы).
Снимайте корпус, защищающий управляющий блок, а далее — снимайте разъемы, через которые идет питание на контроллеры.
Внедряйте в цепь провода с PIN-разъемами, после чего коммутируйте их с датчиком и мультиметром.
Измеряйте сопротивление и сверяйте полученный параметр с тем, что рекомендует производитель авто.
Проверяйте провода на факт целостности и короткого замыкания.
Попросите помощника несколько раз прокрутить колесо. При этом контролируйте и записывайте параметры сопротивления. Если датчик исправен, то при вращении показатель сопротивления будет меняться. Нормальные параметры такие (измерения производятся по отношению к датчику):
Устройство-ножка — 5-26 Ом.
Устройство-«масса» — от 20 кОм и более.
Как измерить напряжение, другие способы проверки
Теперь рассмотрим, как проверить датчик АБС тестером путем проверки напряжения.
Переводите мультиметр в режим, позволяющий измерять постоянное напряжение.
Поднимайте машину домкратом и вывешивайте колеса.
Подключайте PIN-разъемы проводки и коммутируйте их с измерительным прибором.
Вращайте колесо со скоростью один оборот в секунду.
Если датчик целый, то вольтметр показывает напряжение в диапазоне 0,25-1,2 Вольта. При этом учтите, что при повышении частоты прокручивания колеса цифры на приборе также будут меняться в сторону увеличения.

Проверка датчика тестером
Измерение с помощью мультиметра — не единственный способ проверки. Для выявления поломки можно использовать более точное устройство — осциллограф. После подключения прибора на дисплее отражается график. Анализируя амплитуду, можно делать выводы о параметрах сопротивления и исправности датчика в целом.
Проблема в том, что осциллограф слишком дорогой для применения в условиях гаража, да и для его использования требуются навыки. Часто такой прибор применяется на специализированных СТО и используется для точной диагностики проблемы.
Современные системы ABS способны на самостоятельную проверку. Если активировать эту опцию, можно увидеть код неисправности (набор букв и цифр). Далее с помощью мануала к автомобилю разгадывайте полученные данные и точно определяйте причину поломки.
Возможен ли ремонт датчика?
В случае неисправности устройство требует замены (как снять датчик АБС, было рассмотрено выше). Перед началом работ обратитесь к дилеру, и закажите новую деталь. После проведения работ протестируйте устройство на факт исправности. Для этого найдите ровный участок трассы, разгоните машину до 30-40 километров в час, после чего резко выжмите тормоз.
Если все сделано правильно, то под ногой будут ощущаться импульсы, а автомобиль остановится. В случае повреждения проводки последняя должна быть заменена, а далее диагностируйте систему по уже рассмотренному алгоритму.
Помните, что при выходе из строя датчика ремонтировать его нельзя. Единственный выход — замена. Что можно починить, так это проводку, которая меняется, либо ремонтируется с помощью паяльника и изоляционной ленты.
При подключении проводки будьте внимательны и учтите полярность датчика. Чтобы избежать ошибок, загляните в инструкцию, где указаны необходимые обозначения. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.
Проверка автомобильных датчиков мультиметром
Мы уже неоднократно говорили о том, что современный автомобиль – это система различных устройств, которые взаимодействуют между собой при помощи комплекса датчиков. Если один из них выходит из строя, то происходит сбой одной системы, которая повлечет неисправность другой и так далее.
В этой статье мы рассмотрим основные датчики автомобиля и способы их диагностики своими руками.
Как проверить датчик АБС тестером
Итак, у вас загорелась лампа ABS на панели приборов, что же делать? В первую очередь важно понимать, что данный тип датчика проверяется по двум параметрам:

На специализированных станциях проверка датчика ABS производится путем подключения осциллографа. При этом колеса проворачивается в ручном режиме, а на экране прибора видна синусоида. Она показывает зависимость частоты сигнала от мощности колебательных импульсов. Порой некоторые мастера производят замеры с использованием прибора Ц-20. На нем проверяющий может увидеть отклонения стрелки, а если прибор цифрового типа – то увеличение значения напряжения.

В домашних условиях для испытания датчика ABS можно сделать специальное устройство, которое будет состоять из резистора от 900 Ом до 1,2 кОм, а также пары проводов. На концах проводов нужно разместить зажимы, которая смогут быть подключены к контактной группе самого датчика.
После этого нужно проверить каждое колесо. Вывернуть колеса в одну сторону, а потом в другую. При этом подсоединять наше сопротивление на датчики, включать зажигание и наблюдать за поведением сигнальной лампочки панели приборов. В тех случаях, когда лампочка погаснет при подключенном сопротивлении, то можно считать данный датчик неисправным. Согласитесь, данный способ весьма интересен, но трудоемкий, поэтому идем дальше.
Для проверки датчика АБС тестером, вам понадобиться любой мультиметр современного типа. В первую очередь проводим замеры сопротивления, которое для каждого автомобиля и его датчика может быть разным. Именно поэтому сперва нужно отыскать нормативные показания сопротивления для вашего автомобиля. Основная масса датчиков АБС вписывается в диапазон от 1,2 до 1,8 кОм. Когда тестер подключен к датчику и проводит замер сопротивления, попробуйте пошатать провода, идущие на сам датчик. При этом показания прибора не должны отклоняться, а если это происходит, то имеет место быть обрыв цепи.

После этих замеров, отключайте контакты мультитестера и переводите его в режим измерения напряжения. Теперь нужно раскрутить колесо машины примерно до 40-50 оборотов в минуту. Далее следим за показаниями датчика, который будет производить напряжение. На всех датчиках оно равняется 2-м вольтам.
Конечно же, в идеальных условиях проверять датчик нужно подключением специального программного обеспечения, которое может указать на более точные параметры работы АБС и его неисправности.
Проверка датчика коленвала мультиметром
Датчик положения коленвала – это один из самых важных датчиков без которого ваш автомобиль попросту не заведется или движение на нем будет невозможным. Основная задача этого устройства – обеспечить синхронизацию между подачей топлива и моментом загорания искры на свечах.

Итак, вы подозреваете неисправность ДПКВ. Первым делом вам нужно найти информацию по сопротивлению этого датчика для вашего автомобиля. После этого снять датчик и запомнить его положение по специальным меткам. Визуально оцените состояние рабочей части датчика. Она должна быть чистой и без механический повреждений. Если таковы имеются, то возможно отсутствует смысл в дальнейших действиях и датчик попросту нужно заменить.

После визуального осмотра проводите замеры сопротивления тестером. Для этого подключите его к рабочим контактам датчика и снимите показания. При исправном ДПКВ на экране прибора будут отображаться значения от 550 до 750 Ом. Настоятельно рекомендуем выяснить какие значения являются нормальными для вашего автомобиля.
Как проверить датчики автомобиля
.jpg)
Содержание
Для полноценного взаимодействия и контроля основных параметров устройств авто используются специальные датчики. Если прибор одной системы выйдет из строя, то это повлечет за собой сбой в работе других систем. При приобретении подержанной машины важно проверить датчики автомобиля. Чем больше пробег автомобиля, тем больше вероятность, что устройства и системы имеют неисправности. Автокод расскажет о том, как правильно проверять датчики на авто при покупке.
На осмотр для этих целей следует с собой захватить минимальный набор инструментов для демонтажа мешающих деталей и омметр (мультиметр).
Датчик температуры на автомобиле
.jpg)
Один из важных приборов любого автомобиля, который показывает температуру охлаждающей жидкости в системе. Устанавливается непосредственно в головке блока цилиндров. Когда датчик неисправен, на приборной панели загорается специальный индикатор. Вот основные признаки, которые будут указывать на неисправность температурного датчика:
- Двигатель постоянно перегреваетс.
- При повышении температуры двигателя снижается управляемость авто.
- Повышенный расход топлива.
- Состав выхлопа значительно ухудшается.
Как проверить датчики температуры на авто? Необходимо измерить сопротивление между клеммами в зависимости от температуры двигателя. Чем выше температура, тем ниже должен быть показатель сопротивления. Необходимо будет отодвинуть резиновый кожух, который закрывает контакты. Далее «плюс» прибора для измерения подключается к проводнику сигнального контакта, а «минус» к заземлению. Затем мотор автомобиля заводится и прогревается до определенных температур. Для каждого авто есть специальная таблица с показаниями сопротивления в зависимости от температуры.
Датчик положения дроссельной заслонки
.jpg)
Это электромеханический резистор, который состоит из специального шагового двигателя и элемента с повышенной чувствительностью. Проверить датчик на машине можно с помощью специального омметра, для этого измерьте сопротивление между выводами. Для каждой модели автомобиля имеется нормативный показатель, который прописывается в эксплуатационной документации. Основные признаки неисправности датчика дроссельной заслонки:
- Резкие скачки при увеличении оборотов двигателя.
- Нестабильная работа двигателя на холостом ходу.
Если несоответствие показаний не превышает 20%, то прибор считается исправным.
Датчик АБС

Особое внимание перед покупкой поддержанного автомобиля необходимо уделить и специальному датчику АБС. Для проверки применяется обычный мультиметр современного исполнения с полным функционалом. Более точная проверка выполняется на станциях технического обслуживания при помощи осциллографа.
Подключаем прибор к контактам, замеряем сопротивление и сравниваем его с базовыми показателями, которые прописаны в документации к вашему авто. Во время измерения необходимо пошатать провода. Если показания мультиметра будут меняться, то это указывает на наличие обрыва в цепи.
Помимо сопротивления, датчик АБС проверяется и по напряжению. Для этого переключаем режим мультиметра с измерения сопротивления на измерение напряжения. Далее раскручиваем колесо автомобиля до 50 оборотов в минуту и замеряем напряжение. Показатель не должен превышать показатель в 2 В.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
В общую проверку датчиков автомобилей перед покупкой можно включить проверку ДПКВ. Если элемент будет неисправен, то ваш автомобиль даже не заведется. С его помощью происходит синхронизация процессов подачи готовой горючей смеси в цилиндры и воспламенением. Для проверки ДПКВ необходимо его снять. Важно запомнить прежнее положение элемента, для этого на нем имеются специальные метки. После снятия проверьте на целостность. Если он имеет повреждения, то его необходимо сразу заменить, не подвергая проверке.
.jpg)
Далее подключаем контакты ДПКВ к мультиметру и замеряем рабочее сопротивление. Сравниваем это показание с нормативным, которое указано в эксплуатационной документации.
Перед покупкой подержанного автомобиля полезно будет проверить не только техническое состояние устройств и механизмов, но и всю историю владения и эксплуатации. Для этого воспользуйтесь сервисом «Автокод». Перейдя на главную страницу сервиса, вы увидите строку, в которую необходимо вбить государственный номер автомобиля. После этого появится отчет с характеристиками и историей транспортного средства.
Автокод подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Для профессионалов мы разработали сервис безлимитных проверок авто «Автокод Профи». Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц. «Автокод Профи» позволяет добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Помимо этого, Автокод предлагает воспользоваться услугами выездной проверки. Помощь специалиста придется кстати, если у вас нет возможности приехать на осмотр самому или недостаточно опыта. Мастер сам осмотрит автомобиль и выдаст профессиональное заключение.
Когда вы найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Как проверить датчики автомобиля
Современный автомобиль оснащен большим количеством датчиков. Однако со временем они могут выйти из строя. Автомобилист должен знать, как их проверить в домашних условиях и когда они нуждаются в замене.
Как проверить датчик температуры
Для начала нужно разобраться, как проверить датчик температуры, который монтируется в головке блока цилиндров. Если имеются какие-то проблемы, на приборной панели будет загораться соответствующий индикатор. Но есть косвенные признаки, которые говорят, что он вышел из строя:
- резко увеличился расход топлива,
- изменился состав выхлопа,
- снизилась управляемость авто из-за того, что повышается температура двигателя,
- мотор часто перегревается.
Для проверки нужно узнать, каково сопротивление между клеммами при разной температуре двигателя. Здесь действует обратная зависимость – чем температура выше, тем сопротивление ниже. Для проверки нужно отодвинуть закрывающий контакты резиновый кожух. «Плюс» мультиметра подключают к проводнику, через который передается сигнал, а «минус» к заземлению. Записывают показатели, которые прибор показывает при прогревании до определенной температуры. Для автомобиля каждой марки есть своя таблица нормативных значений, которую можно найти в техдокументации.
Как проверить датчик мультиметром
Большинство рекомендаций автомобилистов начинаются с рекомендаций, как проверить датчик мультиметром. Этот прибор также называют тестером. Его особенность заключается в том, что он объединяет в себе сразу несколько функций. Как минимум он может измерять силу тока и напряжение, то есть использоваться в качестве вольтметра и амперметра. Датчики – это приборы, подключенные к электрической системе автомобиля. Следовательно, мультиметр поможет проверить, соответствует ли значение сопротивления нормативному. Если не соответствует – прибор вышел из строя.
Как проверить датчик коленвала
Правильно этот прибор называется датчиком положения коленвала. Он используется для того, чтобы синхронизировать работу топливных форсунок и системы зажигания (в бензиновых моторах инжекторного типа). Если этот прибор выйдет из строя, то зажигание будет включаться раньше или позже, чем нужно, и топливная смесь не будет сгорать полностью. Также это может привести к нестабильной работе двигателя.
Перед тем, как проверить датчик коленвала, следует убедиться, что снижение динамических характеристик автомобиля не вызвано какими-то другими факторами. О том, что причиной является именно датчик, говорит произвольное изменение оборотов двигателя в процессе движения. Проблемы могут возникать и в холостом режиме.
Существует несколько способов проверки. Если есть возможность, лучше купить недорогой диагностический сканер, есть вполне доступные по цене модели. Если при визуальном осмотре на торце датчика не замечено стружки и сильных загрязнений, можно подключить к нему диагностический OBD-2 сканер. Современные устройства работают через мобильные приложения, пересылая туда диагностические коды неисправности.
Kak proverit datchiki avtomobilya
Не у всех есть такой сканер, поэтому при его отсутствии можно проверять датчик с помощью омметра (или мультиметра) и осциллографа. Последний дает самый точный результат, но тоже имеется не у всех.
При проверке с помощью мультиметра измеряют сопротивление катушки индуктивности. Щупы прибора попарно подключаются к ее выводам без учета полярности. Точное сопротивление катушки можно найти в технической документации в соответствии с ним установить верхний лимит для мультиметра. Если в результате замеров не было выявлено существенных отклонений, то, скорее всего, с датчиком все в порядке. Но можно продублировать проверку, используя уже другие методы.
Как проверить датчик охлаждающей жидкости: два способа
Иногда этот прибор называют температурным датчиком. Перед тем, как проверить датчик охлаждающей жидкости, следует взять современный вольтметр, а еще лучше – мультиметр, который может работать в таком режиме. Следует убедиться, что проводка функционирует исправно. Для того, чтобы это устройство справлялось со своими задачами, напряжение на нем должно быть стабильным, нормативное значение в 5 В. Чтобы проверить, как обстоят дела на самом деле, нужно отключить провода от прибора и при работающим моторе измерить подающееся на них напряжение с помощью мультиметра, работающего в режиме вольтметра.
Если со стороны проводки никаких проблем нет, значит, причина заключается в неисправности самого датчика. Для его проверки опять же берут мультиметр, а к нему добавляются электронный термометр и любой электрический прибор, способный постоянно подогревать воду – например, электрочайник. Демонтировать датчик можно с помощью ключа.
Есть два способа проверить датчик охлаждающей жидкости. Первый – с использованием всех перечисленных приборов, включая термометра. Для этого электронный (не ртутный) термометр помещают в чайник с еще не нагретой водой. К датчику подсоединяют мультиметр, работающий в режиме омметра и помещают устройство в чайник. Показания датчика записывают. Затем включают чайник и проверяют показания сопротивления в ключевых точках – при +10 градусах и выше, с шагом в +5 градусов. Сравнивают полученные значения с нормативными, которые можно найти в технической документации. Если реальные показатели сильно отличаются, то датчик пора менять.
Второй способ проверки не предполагает использования термометра, поэтому является менее точным, но зато он более прост в исполнении. Суть его состоит в поиске отправного момента, известного показателя – например, 100 градусов при закипании воды. Это значение можно принять за контрольную точку и определить показатели именно в этот момент. Этой температуре примерно соответствует сопротивление в 177 Ом, но допускается небольшая погрешность, то есть в целом значение показателя должно попадать в диапазон 190-210 Ом.
Как проверить датчик ДМРВ
Часто автомобилисты интересуются, как проверить датчик ДМРВ. Это название расшифровывается как датчик массового расхода воздуха. Поэтому в популярных автомобильных изданиях его называют датчиком воздуха. Способы его проверки будут рассмотрены ниже.
Как проверить датчик АБС
Этот датчик есть практически во всех современных автомобилях. Это бесконтактное устройство, которое анализирует скорость или частоту вращения колеса в машинах, оснащенных системами активной безопасности. Датчик обеспечивает работу антиблокировочной системы (АБС) и используется также системой курсовой устойчивости.
Kak proverit datchiki avtomobilya2
Перед тем, как проверить датчик АБС, нужно приобрести современный мультиметр с высокой точностью и функциональностью. В идеале лучше проверить датчик на станции техобслуживания. Там это смогут сделать с использованием осциллографа, который даст более точный результат.
Проверка осуществляется стандартным способом. Для этого подключают прибор к контактам и измеряют показатели сопротивления. Они должны соответствовать нормативным значениям, прописанным в технической документации. Во время проверки нужно также несколько раз покачать датчик и провода. Если при этом показания мультиметра изменятся, значит, проблемы связаны с обрывом в цепи.
Мультиметр проверит и напряжение. Для этого нужно только перевести его в соответствующий режим. Но для такой проверки следует сначала с помощью домкрата поднять автомобиль так, чтобы одно колесо находилось в воздухе, и можно было бы раскрутить его до 50 оборотов в минуту. Нормативное напряжение составляет 2 В.
Как проверить датчик воздуха
Важной частью авто является датчик массового расхода воздуха. Сокращенно его называют ДМРВ. От того, насколько стабильно он работает, зависят расход топлива и мощность автомобиля. Перед тем, как проверить датчик воздуха, надо запомнить, где он находится, чтобы вернуть его точно на штатное место. Датчик установлен между воздушным патрубком, который ведет к дроссельной заслонке, и соответствующим фильтром. Датчик необходим для того, чтобы измерять количество воздуха, попадающего в цилиндры. Эту информацию он передает блоку управления. На основе измеренных показателей «умная электроника» принимает решение о том, что нужно увеличить или уменьшить подачу воздуха в смесь.
Kak proverit datchiki avtomobilya3
О неисправности прибора говорят определенные признаки. Прежде всего, это сигнал на приборной панели, который призывает проверить двигатель. Также это увеличение расхода топлива.
Наиболее примитивный, но довольно надежный способ проверки – это принудительно отключить датчик и посмотреть, как будет работать заведенный мотор. В норме он будет функционировать в аварийном режиме, о чем говорит сигнал на приборной панели. Долго эксплуатировать автомобиль с отключенным датчиком нельзя, но проехаться надо. Разгоняться машина должна быстрее. Это покажет, что проблема заключается именно в датчике. Также можно использовать классическую схему проверки с помощью мультиметра.
Как проверить датчик скорости
Водителю нужно знать, как проверить датчик скорости и в каких случаях это нужно делать. Признаками неисправности этого устройства являются:
- отсутствие стабильности при холостом ходе,
- выход из строя спидометра (он либо работает неправильно, либо не работает вовсе),
- увеличение расхода топлива,
- уменьшение тяги двигателя.
Если в автомобиле установлен бортовой компьютер, тогда все проще, поскольку он сможет сразу выдать сообщение о том, что отсутствует сигнал.
Чем может быть вызвана неисправность
Чаще всего выход из строя обусловлен разрывом цепи, поэтому для начала нужно убедиться в ее целостности. Для этого отключают питание и проверяют контакты, нет ли на них закисления или загрязнения. Если такие проблемы имеют место, то нужно контакты зачистить.
Неисправность может быть вызвана разрывом провода возле штекера, потому что там они изгибаются в наибольше степени. Также следует проверить сопротивление в заземляющей цепи. Нормативное значение – 1 Ом. Если все вышеперечисленное сделано, а датчик все равно неисправен, то нужно проверять сам прибор.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости — дешевая и простая в замене деталь, однако ее поломка может принести владельцу авто много неприятностей. От исправной работы ДТОЖ зависит работоспособность множества систем. Корректность показаний будет влиять на запуск двигателя, расход топлива и смесеобразование. Сначала разберем технические детали, а потом расскажем, как проверить прибор.
Устройство
Современный ДТОЖ состоит из разъема, металлического корпуса, термистора (чувствительного электронного компонента) и прокладки. Небольшое устройство определяет собственное омическое сопротивление и передает показания в ЭБУ — электронный блок управления. В зависимости от степени нагрева или охлаждения антифриза, показания прибора меняются.
Устройство датчика ТОЖ
В ДТОЖ использованы резистивные элементы. При их нагревании сопротивление падает. К примеру, если датчик помещен в среду, нагретую до +20°C, термистор будет иметь сопротивление 3,5 кОм. Если антифриз нагреется до + 90°C, на датчике будет сопротивление 0,24 кОм. В редких случаях у некоторых моделей датчик температуры антифриза имеет положительный коэффициент, т.е. при нагревании сопротивление в цепи возрастает.
Принцип работы
Когда двигатель не работает, температура антифриза практически не отличается от температуры окружающей среды. При этом сопротивление термистора имеет максимальное значение. Через датчик не подается ток в электрическую цепь блока управления. При запуске мотора происходит замыкание в замке зажигания. На датчик поступает напряжение.
График работы датчика
В период нарастания оборотов силового агрегата сопротивление термистора снижается. Если допустимый предел превышен, датчик работает в режиме проводимости. Сигнал о величине сопротивления поступает в логический блок, который, в свою очередь, подает команды двигателю. В результате снижается число оборотов, уменьшается объем впрыскиваемой смеси.
Материалом для изготовления термистора служит оксид никеля или кобальтовый сплав. Эти металлы выбраны неслучайно. В них полно свободных электронов, которые помогают увеличивать или снижать сопротивление во время температурных воздействий. Стандартное напряжение для датчика — 5 В.
Где находится
Прежде чем начать диагностику ДТОЖ, нужно определить, где он установлен. Искать нужно большую гайку, от которой идет 2 электрических провода. Порой они спрятаны в гофрированный короб. Место расположения датчика зависит от марки и модели машины, но чаще всего локации таковы:
- выпускной патрубок ГБЦ — головки блока цилиндров;
- верхний шланг охлаждающего радиатора;
- корпус термостата (регулятора температуры антифриза).
Место установки датчика
Место установки должно быть таким, чтобы обеспечивался контакт чувствительного элемента датчика с антифризом. Если охлаждающая жидкость вытекает из системы, контакт может нарушиться. В результат показания прибора будут некорректными.
Термистор помещен в защитный корпус, на котором есть резьба, позволяющая закрепить датчик. К электрической цепи он подключается через разъем. Его вкручивают в посадочное место гаечным ключом. В некоторых авто установлена пара датчиков. Один измеряет «градус» на выходе из двигателя, другой — из радиатора.
Симптомы неисправности
Судя по нашему опыту, ДТОЖ ломается не слишком часто. Но неисправность оказывает прямое влияние на работу силового агрегата. Вот типичные симптомы:
- Проблемный запуск мотора в холодное время года.
- Чрезмерный расход топлива, выше нормативного.
- Прогретый мотор глохнет. Обычное время — когда температура ОЖ достигает 100°C. Особенно на низких оборотах.
- Подтекает антифриз через корпус рядом с прибором.
- Указатель нагрева двигателя на панели приборов не реагирует.
- Тосол прогрелся до 100°C, но крыльчатка вентилятора не запускается.
- Лопасти вращаются «на холодную» или работают на максимальных оборотах.
Новый и сломанный датчики
Мотор может начать «троить», что ухудшит динамику авто. А порой кипит антифриз в расширительном бачке. Если датчик замкнуло или случился обрыв цепи, вентилятор крутит, как бешеный, и не останавливается.
Проверка без снятия
Проверить исправность датчика можно двумя способами: без демонтажа и в снятом состоянии. В первом случае нужно провести осмотр, воспользоваться мультиметром или специальным сканером для диагностики. Второй предполагает применение нагревательных и контрольных приборов. Но об этом расскажем позже.
Предварительный осмотр
В большинстве случаев снимать датчик температуры тосола не надо. Частая причина выхода из строя — сгнившая, перебитая проводка или течь «охлаждайки». Поэтому первым делом советуем осмотреть датчик. Если провода не повреждены, а на контактах нет коррозии, нужна более тонкая диагностика.
Датчик может выдавать неверную информацию. Чтобы это проверить, нужно сопоставить температуры с панели, и данные, которые показывает датчик. Если данные отличаются, есть смысл снять прибор и проверить его в домашних условиях.
С мультиметром
Перед тем, как выявлять неисправность ДТОЖ, стоит проверить проводку в машине. Поскольку устройство нуждается в постоянном питании 5 В, нужно отсоединить его от проводов, завести мотор и подключить к проводам мультиметр, чтобы узнать подающееся на датчик напряжение.
Проверка датчика мультиметром
Значение сопротивления зависит от температуры тосола. Приведем справочные данные. Они не претендуют на стопроцентную точность для каждого автомобиля, но дают возможность определить среднее значение и сделать выводы. Таблица:
| Температура жидкости, °C | Сопротивление ДТОЖ, Ом |
| 0 | 9420 |
| +5 | 7280 |
| +10 | 5670 |
| +15 | 4450 |
| +20 | 3520 |
| +25 | 2795 |
| +30 | 2238 |
| +35 | 1800 |
| +40 | 1458 |
| +45 | 1182 |
| +50 | 972 |
| +60 | 668 |
| +70 | 458 |
| +80 | 332 |
| +90 | 240 |
| +100 | 176 |
Следует прозвонить сам датчик на предмет обрыва цепи. Чтобы измерить сопротивление прибора, нужно перевести мультиметр в соответствующий режим. Затем измерить показания на выводах датчика. Температура на приборной панели совпадает со значением сопротивления? Значит все в порядке.
Диагностический прибор
Когда на «приборке» загорается лампа Check Engine, это явный сигнал о необходимости провести диагностику ДТОЖ. Наиболее эффективный и быстрый способ проверки — воспользоваться профессиональным ODB2 сканером. Однако можно применить и бюджетную модель Scan Tool Pro Black Edition.
Сканер ODB2
На дисплее сканера, подключенного к диагностическому разъему ODB2, появится значение температуры антифриза. Также диагностический прибор покажет, какие данные выдает ДТОЖ. Если они соответствуют реальным значениям, значит датчик работает нормально.
Проверка снятого ДТОЖ
Перед демонтажом датчика из системы охлаждения, нужно слить небольшой объем антифриза. Если этого не сделать, тосол зальет все подкапотное пространство.
С термометром
Если первоначальная диагностика ничего не выявила, нужно выкрутить датчик гаечным ключом. Прежде чем проводить дальнейшую проверку, стоит очистить корпус и щуп терморезистора от налета и грязи.
Проверка с термометром
Проверка ДТОЖ в домашних условиях с термометром:
- Поставить емкость с водой на электрическую плитку или газ.
- Взять мультиметр и включить измерение сопротивления.
- Термистор датчика погрузить в воду, а к контактам присоединить «крокодилы» мультиметра.
- В емкость с водой, в которую помещен ДТОЖ, поместить термометр.
- Постепенно повышать температуру воды и фиксировать показания мультиметра с шагом в 5 градусов.
Записанные параметры температуры и соответствующие им значения сопротивления нужно сравнить с таблицей параметров для автомобиля конкретной модели. Возможны небольшие отклонения от указанных значений.
Без термометра
Этот метод мало отличается от предыдущего, но в нем показания достаточно снять один раз. Чтобы провести диагностику датчика без термометра, нужно:
- Окунуть его в емкость с водой и довести ее до кипения.
- К выходным контактам датчика подсоединить щупы мультиметра и посмотреть показания.
- При исправной работе датчика тестер будет показывать сопротивление 176 Ом в кипящей воде.
Проверка тестером
В некоторых авто установлено два датчика температуры антифриза. Сразу оба прибора выйти из строя не могут, поэтому нужно попеременно проверить каждый из них.
Выводы
Датчик температуры охлаждающей жидкости — простой прибор, проверка работоспособности которого все же требует опыта и специальных знаний. С задачей быстрее справятся профессиональные электрики техцентра. Неисправность устройства можно диагностировать, даже не снимая с автомобиля.
Для «прозвонки» понадобятся простые измерители (мультиметр и термометр), но можно воспользоваться и специальным диагностическим оборудованием. Если датчик неисправен, его лучше заменить на новый и не тратить время на поиск проблемы. Это можно сделать в автосервисе.
Как проверить лямбда-зонд мультиметром

Экологические нормы становятся более жесткими, поэтому в каждую машину устанавливают катализатор (каталитический нейтрализатор), благодаря которому выхлопные газы становятся менее токсичными. Среди условий для правильной и долгой работы катализатора — контроль топливно-воздушной смеси. Эта роль возложена на датчик, который именуется лямбда-зондом. Если он работает не в полную силу или ломается, топливо становится менее качественным, что плохо сказывается на работоспособности двигателя. Мастера рекомендуют проверять датчик каждые 10 тыс км, даже если нет явных признаков сбоя. Давайте разбираться, как проверить лямбда-зонд мультиметром.
Особенности устройства
Датчик так называется из-за буквы (ƛ) греческого алфавита лямбда, обозначающей в автомобильной области коэффициент превышения уровня воздуха в топливовоздушной смеси. То есть это элемент, измеряющий кислородный объём в выхлопе. Он сравнивает его со стандартом, при несоответствии показаний подаёт сигнал. Называется также кислородным датчиком.
Место расположения соответствует количеству датчиков в машине. Если автомобиль выпустили до начала 21 века, обычно датчик один (под капотом, перед катализатором). В более современных авто от двух датчиков: первый — на привычном месте, другой — под днищем.

Принцип функционирования основан на прохождении выхлопов через датчик, внутрь которого идет чистый атмосферный воздух. Так как окислительная способность этих двух масс отличается, создаётся разность потенциалов, значения выводятся на электронный блок управления. Система в датчике начинает функционировать, когда прогрев достигает от трех до четырех сотен градусов (в титановых разновидностях нужна ещё более высокая t°), чтобы твердый электролит мог проводить электричество

Есть несколько видов датчиков, очень популярны циркониевые, которые бывают одно-, двух-, трёх- и четырехпроводные.

Обычно лямбда-зонд становится неисправен из-за проблем с топливом: плохое качество, попадание внутрь (как и масла) или проблемы с подачей.
Признаками того, что с датчиком неполадки, могут быть:
- Падение или “плавание” оборотов на холостом ходу.
- “Дерганье” авто, после запуска движка появляются необычные хлопки.
- Снижение мощности двигателя, медленная реакция, когда нажимается газовая педаль.
- Сильный перегрев мотора, увеличение бензинового расхода.
- Изменение запаха в выхлопной трубе (более «ядерные”).
Конечно, лучше не допускать появление таких признаков, регулярно выполняя проверку датчика кислорода мультиметром на неисправность.
Срок использования лямбда-зонда 60-130 тыс. км, но его служба может закончиться раньше из-за неблагоприятных факторов.
Перед тестированием датчика измерительным прибором важно провести его осмотр. Не должно быть оплавленных мест, обрывов. Нужно обратить внимание на состояние нижней части, которая прячется в катализаторе (для этого датчик выкручивается). Если замечены отложения, датчик важно заменить из-за его плохой работоспособности.

Если внешне не выявлено никаких проблем, приступаем к тестированию тестером.
Перед измерениями советуем посмотреть на картинку, которая поможет при распределении щупов измерителя в зависимости от модели кислородного датчика:



Также полезно прочитать статью о правильном использовании мультиметра, а также руководство к своей модели кислородного датчика.
Благодаря изложенной ниже информации вы узнаете, как проверить мультиметром лямбда-зонд с 4 контактами и другими вариациями, потому что принцип тестирования схож.
Проверяем напряжение
Способ, как проверить напряжение в цепи подогрева своими руками:
- Включить зажигание без снятия разъёма с лямбда-зонда.
- Соединить щупы с цепью подогрева.
- Посмотреть на значения мультиметра: в норме они такие же, как напряжение на АКБ — 12 В.
- «+» направлен на датчик от АКБ с помощью предохранителя. Если его нет, нужно прозвонить эту цепь.
- «—» идёт от управленческого блока. Если не обнаружили, тестируйте клеммы линии «лямбда-зонд — электронный управленческий блок».
Как померить опорное напряжение:
- Включить зажигание.
- Замерить напряжение между массой и сигнальным проводком.
- Норма показаний — приблизительно 0,45-0,50 В.
Полезное видео, как прозвонить лямбда зонд мультиметром на исправность:
Важно проверить сигнал, то есть восприимчивость наконечника. Инструкция, как проверить датчик кислорода мультиметром:
- Завести автомобиль и прогреть движок до семи-восьми десятков градусов°. Довести его до трех тысяч оборотов в минуту и удерживать так две-три минуты, чтобы датчик был прогретым.
- Отрицательный провод мультиметра подключить на корпус движка (к массе авто). Положительный к сигнальному проводку (чаще это черный проводок).
- Посмотреть на показания мультиметра. В норме они варьируются от 0,2 до 1 В, часто меняясь. Примерно за десять секунд датчик включается такое же количество раз. Если мультиметр показывает 0,5 В, а включения нет, датчик неисправен.
- Нажать газовую педаль в пол и резко отпустить. У рабочего датчика значение в 1 В, после чего падает до 0. Если при манипуляциях с педалью значения не меняются и показывают, скажем, 0,4 В, лямбда-зонд неисправен.
Если же напряжения вообще нет, проведите диагностику проводки: прощупайте с помощью мультиметра все кабели, которые соединяют реле с выключателем зажигания.

Проверяем сопротивление
- Выбрать на мультиметре режим измерения сопротивления и диапазон 200 Ом.
- Вывести из колодки лямбда-зонда контакты нагревателя (например, в датчике с четырьмя контактами это 3 и 4 разъёмы).
- Присоединить наконечники мультиметра к выходам и посмотреть на показания.
В норме значение в диапазоне 2-10 Ом в зависимости от модели кислородника. Часто показание выше 5 Ом указывает на отличную функциональность лямбда-зонда. Если на дисплее нет никаких показаний, произошел разрыв цепи, то есть в нагревателе порвался провод.
Вы узнали, как проверить лямбда-зонд мультиметром правильно и безопасно. Делитесь своим опытом в комментариях.
Желаем безопасных и точных измерений!
Вопрос — ответ
Вопрос: Как проверить напряжение датчика кислорода мультиметром?
Имя: Матвей
Ответ: Чтобы проверить напряжение в цепи подогрева, нужно включить зажигание без снятия разъёма с лямбда-зонда. Соединить щупы с цепью подогрева. Посмотреть на значения мультиметра: в норме они должны совпасть с напряжением на АКБ — 12 В.
Вопрос: Как проверить цифровым мультиметром лямбда зонд 4 контакта?
Имя: Дмитрий
Ответ: Кислородный датчик можно проверить на напряжение и сопротивление. Во втором случае нужно выбрать на мультиметре режим измерения сопротивления и диапазон 200 Ом. Вывести из колодки лямбда-зонда контакты нагревателя (например, в датчике с четырьмя контактами это 3 и 4 разъёмы). Присоединить наконечники мультиметра к выходам и посмотреть на показания.
Вопрос: Как проверить опорное напряжение лямбды мультиметром?
Имя: Рамиль
Ответ: Включить зажигание. Замерить напряжение между массой и сигнальным проводком. Норма показаний — приблизительно 0,45-0,50 В.
Вопрос: Как правильно прозвонить лямбда-зонд мультиметром?
Имя: Александр
Ответ: Советуется проверять восприимчивость наконечника датчика. Для этого завести автомобиль и прогреть движок. Довести его до трех тысяч оборотов в минуту и удерживать так две-три минуты. Отрицательный провод мультиметра подключить на корпус движка (к массе авто). Положительный к сигнальному проводку (чаще это черный проводок).