Расход топлива
Приветствую зашедших на страничку нивы. И так выезжаем с салона и с горящей лампочкой на первый и ближайший Лукойл.
Первая заправка
Заправляемся до отсечки и пистолет отстреливает на отметке 56 литров.
Первая заправка
По сравнению с нивой 3Д на TRAVEL после отсечки бензин так и стоял в горловине, а в коротыше после отсечки ещё можно было литров 5 играться под горлышко. И вот выезжаем с Екатеринбурга периодически останавливаюсь для проверки ступиц и потёков. Скажу сразу до Тюмени ехал не более 80км/ч кому мешал не ругаемся, дальше со скоростью 90км/ч и вот на одном баке я доехал до Тобольска и проехал 550 км. Не доезжая Тобольска лампочка уровня топлива загорелась и с горящей лампочкой я проехал 20км и заправился сразу на первом Лукойле, который находится сразу за рекой Тобол. Заправляемся до полного, до отсечки по счётчику вошло 52 литра.
Вторая заправка в Тобольске
Расход с моей скоростью и с обкаткой машины меня порадовал. С таким расходом бака топлива мне хватило бы до дома, но засомневался и по пути дозаправился в Салыме еще 10 литров и на этом топливе 118 литров я проехал в общей сложности 1237 км.
Пробег на 118 литрах топлива
Это с тем учётом что на этом топливе ездил по городу уже дома. Считаю что очень даже хорошо для нового не обкатанного автомобиля.
Реальный расход бензина Нивы Тревел: плата за внедорожность и простоту конструкции
Для владельцев Нив всех поколений (насколько этот термин применим к, фактически, модернизациям) расход топлива – больная тема уже не один десяток лет. Как ни крути, но реальный расход легенды советского бездорожья всегда был выше аналогичных по размерам легковушек.
Тому есть масса причин, как обусловленных полноприводной конструкцией Нивы (например, на раскручивание дополнительных масс в раздаточной коробке, кардане к переднему мосту и приводах колес будет дополнительно расходоваться бензин и это неизбежно), так и особенностями конкретно этой модели (несмотря на все модернизации, двигатель уходит корнями в 70-е годы прошлого века и “выжимать” из него современные характеристики очень сложно).
Расход бензина
В результате Нива Тревел по аппетиту мало отличается от своих предков полувековой давности:
- по трассе это 8,5 – 10 л/100 км;
- по городу +/- 12л/100 км.
Это реальный расход по отзывам владельцев, но следует учитывать, что данные о мгновенном расходе на панель приборов у Нивы не выводятся, поэтому цифры приблизительные. Но, как ни странно, они сходятся с заводскими (обычно автопроизводители стараются занизить данные).
Официальные параметры топливной экономичности НивыТревел, л/100 км
В городе | 13,4 |
По шоссе | 8,5 |
Смешанный (комбинированный) цикл | 10,2 |
Рекомендованное топливо – бензин АИ-95.
Обсуждать расход по бездорожью бессмысленно, буксуя по колено в грязи можно и больше литра на километр сжигать, но на таких “дорогах” приоритетом будет добраться до цели, а какой расход при этом дело десятое и интересное лишь в плане “хватит ли бензина вообще?”
Факторы расхода бензина по трассе
По шоссе основными факторами расхода станут:
- Аэродинамическое сопротивление воздуха. Для повышения проходимости подняли клиренс, но тем самым и силуэт машины стал выше. А значит, при движении ей приходится “расталкивать” большее количество воздуха, тратя на это бензин.
- Трансмиссионные потери. Полный привод предполагает увеличение элементов трансмиссии. Вращение каждого требует энергии, хотя КПД отдельно взятого подшипника может превышать 0,99, их много, и в сумме потери становятся заметными.
3. Еще один фактор – шины. Совместить хорошие сцепные свойства по снегу и грязи и низкие потери на трение качения, в т. ч. и внутренние (гистерезис) практически нереально. Чем приходится жертвовать в случае внедорожника – понятно.
Факторы расхода бензина в городе
В городе добавляется фактор неважной приемистости двигателя, при частых ускорениях он становится существенным. Да, ему неоднократно модернизировали головку, поставили распределенный впрыск, но изначально рассчитанный на рабочий объем 1,2 л блок расточкой под 1,7 л доведен до предела.
Он и так склонен к перегреву, а увеличивать объем дальше попросту некуда, стенки цилиндра будут толщиной с папиросную бумагу. Турбонаддув не вариант, этот агрегат будет в Ниве белой вороной, требуя принципиально более высокого уровня культуры производства и эксплуатации.
Вот и приходится водителю в городе втаптывать педаль газа в пол, пытаясь не выбиваться из общего потока, состоящего преимущественно из современных шустрых иномарок, расплачиваясь за это перерасходом бензина.
Достоинства и недостатки
Но надо понимать, что большинство недостатков при изменении условий эксплуатации и приоритетов становятся несущественными или вовсе превращаются в достоинства. Скажем, для жителей отдаленных регионов возможность добраться по раскисшей грунтовке или снежным заносам, пусть и с расходом бензина 20-25 л на 100 км важнее, чем стоять с экономичной машиной в ожидании хорошей погоды.
При этом аэродинамическое сопротивления, растущее пропорционально кубу скорости, на таких дорогах будет в пределах погрешности измерений.
Относительная простота и привычность двигателя дают возможность самостоятельного ремонта, а распространенность запчастей не заставит неделями ждать нужной детали.
Иначе говоря, Нива Тревел, как и её предшественницы поедназначена для определенных условий, в которых преимущества конструкции внедорожника раскроются в полной мере и будут превалировать над недостатками.
Lada Niva Travel — очень подробный тест
На ВАЗ‑2121 я учился ездить. Мне было четырнадцать, а Нива рвала все шаблоны: уникальная советская машина, которой нет аналогов в мире! Качество тоже было советским – мы боролись с быстрым износом распредвалов, с хилыми игольчатыми подшипниками крестовин, с навесным электрооборудованием, перекраивали систему выпуска и ставили второй бак в задний свес, потому что при таком расходе на одном баке далеко не уедешь.
И – прицеп! Багажника-то нет. Но мы были счастливы. Простая, легкая машина. Без рамы, зато – постоянный полный привод и понижайка. Проходимость – адская. Астрахань, Селигер, Кавказ – мы к вам в гости!
Прошло 40 лет…
Можно накрасить губы. Выщипать брови. Натянуть парик. Можно через силу перенять благородные манеры, но изменить доставшиеся от родителей голос и походку не под силу даже великим актерам. Поворачиваю ключ в замке зажигания и…
Да, тот самый рык. Мотор ВАЗ‑2106, который переделали сначала в 2121, потом в 2123, потом в 21214… Если в индексах вы путаетесь, скажу проще: двигатель остался прежним – 1,7 литра, 80 среднекормленных рысаков и 127 ньютон-метров предельного момента. И то, и другое где-то на верхах: не раскрутишь – не поедешь. Как всегда и было на Шеви Ниве.
Мейк-ап
Косметика для пожилых штука спорная. Дизайнер Валерий Сёмушкин, дай Бог ему здоровья, так изящно нарисовал и ВАЗ‑2121, и ВАЗ‑2123 (он же Шеви Нива, он же Niva Travel), что ни дать ни взять. Но они рискнули…
Прежде мордочка была покатой, а теперь ей словно вздернули носик и зачем-то оттянули вперед на 43 мм. Все основные изменения были утверждены еще во времена совместного предприятия GM-АВТОВАЗ, им же были законтрактованы все поставщики.
Год назад АВТОВАЗ выкупил у GM акции и стал полновластным хозяином сборочной площадки. То, что досталось от GM, не слишком понравилось руководству Лады, и команде дизайнеров под руководством Стива Маттина пришлось в спешном порядке «мейкапить лицо» – и появилось нечто, напоминающее вестовский икс-фейс.
Новые фары поставляет фирма Bosch. Светодиодов в них нет – даже дневные ходовые огни сделаны на лампах накаливания. Более того: фары не линзованные, а потому светят примерно так же, как средние рефлекторные. Цена одной фары – около 8000 рублей.
Я захватил лишь сумерки. И головной свет меня не впечатлил. Пучок ближнего света не очень широкий и не очень яркий. Дальний тоже показался «рыхлым» и сконцентрированным по центру. Омывателей фар по-прежнему нет – и уже не будет.
Задние фонари – красивые! Выпускает их фирма «Освар» (входит в группу КАМАЗ). Фонари закрыты единым темным рассеивателем, а цвета дают светодиодные секции.
Наверняка многие захотят поставить такие же на свои старые машины. Бесплатный лайфхак: по размерам и посадочным местам новые фонари полностью соответствуют старым – но придется красить небольшую пластмасску-поясок. За два фонаря нужно отдать около 16,5 тысяч рублей.
Но если машина стала длиннее на 43 мм и вся эта прибавка ушла на ее удлиненную мордочку, значит под капотом есть место под…
А где мотор?
Нет! Не появилось под капотом дополнительного места! По конфигурации подкапотка осталась прежней – лишь к несущим элементам кузова приварили новый «телевизор» – переднюю панель, на которую крепятся радиатор и его решетка, бампер, светотехника. Эта новая «навеска» и дала прибавку по длине.
Нового мотора «путешествующей» Ниве не видать, как своего лючка бензобака (он, к слову, по-прежнему не запирается). Технически все возможно – и этот мотор «чипануть», и поперек поставить двигатель от Гранты, и что-то покупное можно рассмотреть. Но кто платить будет? Были же четверть века назад попытки ставить на Ниву дизель Peugeot XUD9L. Пытались шаманить барнаульский дизель. Пробовали бензиновый мотор 1.8 на 83 лошадки…
А помните, что была выпущена партия Шеви Нив с опелевским мотором Z18XE 1.8 мощностью 125 сил? Классный движок! Но сделали всего тысячу машин. Потому что дорого – не очень-то их брали.
Так что, не ждите.
Вешаю измерительный прибор, раскручиваю мотор почти до пяти тысяч – и он резко проседает, как только бросаю сцепление. Поборов три передачи, двигатель дотаскивает нас до 100 км/ч. Время – 26,2 секунды. Ветер? В другую сторону получилось 28 секунд… Ну да, два человека, кое-какой багаж – но все равно многовато. Ниву (любую), равно как всякий ВАЗ, надо обкатать. Детальки стерпятся-слюбятся, и полетит ласточка почти на паспортные 19 секунд.
Расход не сильно уменьшится. У меня получилось около пятнашки – видимо, поэтому с панели приборов исчез указатель среднего потребления топлива (привет, УАЗ Патриот!), чтобы ежеминутно не нервировать.
Зато какая энергоемкость подвески! На разбитых дорогах и особенно за их пределами прощаешь Ниве все за возможность поливать без разбора. Не отпустишь газ – проскочишь! Двухрычажка спереди и простой, как рельс, задний мост сдюжат. Это в характере Нивы с рождения. За это ее и любим – вне зависимости от индекса и навешенных на них заграничных имен.
Что стоит брать
Самое необходимое! Читай – недорогое.
Версию Off-road не рекомендую. Точнее, так: берите ее только в том случае, если действительно бродяжите по лесам-болотам. В условиях «нехватки» мотора приходится многие грязевые препятствия брать полным ходом – и хлебнуть воды проще простого.
Можно и для понтов: мне, например, версия со шноркелем и черным обвесом чисто визуально нравится больше. Только не забывайте, что силенок станет еще меньше! Вам же неудобно пить сок через трубочку? Надо стараться? Вот и мотору тяжело дышать через длинную трубу – дополнительные насосные потери могут достигать 10%.
На мой взгляд, основной выбор будет между версиями Classic (748 тысяч рублей) и Comfort (805 тысяч рублей). Я – за комфорт, ибо без кондиционера в наше время не комильфо. Хотя колесил на ВАЗ‑2121 по выжженным солнцем астраханским степям и не жужжал. Без кондея. Но сорок лет назад.
Lada Niva Travel: цены
- Classic 748 000 ₽
- Comfort 805 000 ₽
- Comfort Off-road 845 000 ₽
- Luxe 891 000 ₽
- Luxe Off-road 906 000 ₽
Относительно дорестайлинговой Лады Нивы (Chevrolet Niva) цены поднялись на 10–26 тысяч рублей, в зависимости от комплектации.
Что дальше?
На месте АВТОВАЗа я выпускал бы Travel до тех пор, пока его будут брать. А брать будут – потому что дешевле только Нива-старушка с лакированным именем Legend. Пять-шесть лет эта парочка продержится – к гадалке не ходи. И единственным ограничением конвейерной жизни станет даже не спрос (он сохранится), а нормы по экологии и безопасности: если их удастся обходить, нивовское семейство встретит на конвейере 50‑летие.
Производство Тревела перетащат с конвейера GM-АВТОВАЗ (теперь это называется «Лада Запад Тольятти») на основную нитку конвейера – туда, где собирают Легенду.
Новый мотор, новая коробка (многие мечтают об автомате) – все это случится, но не сейчас и даже не завтра. И не с этой машиной. Ждем 2024 год, когда на свет появится совершенно новая Нива – на одной платформе с Дастером следующего (третьего) поколения. Это будет гораздо более современная машина. Из другой жизни. И по другой цене.
Тест драйв Lada Niva Travel –
"Готова стать основой"
Недавно в продаже появилась коллекционная модель автомобиля ВАЗ-2120 «Надежда», первого и единственного семиместного вазовского минивэна. К чему я вспомнил об этом? Мелкосерийную «Надежду» не критиковал только ленивый: и противокоррозионная стойкость её была крайне низкой, и детали были собраны с бору по сосенке, так что всерьёз о какой-либо внешней привлекательности говорить не приходилось. Но важно отметить тот факт, что силовой агрегат и трансмиссия у неё были «нивовские», то есть, модель имела полный привод, причём, серьёзный, с возможностью блокировки межосевого дифференциала
В достоинствах трансмиссии «Нивы» не сомневается никто. А вот во внешней её оболочке… Ну, не заслужила она высоких оценок. «Нива Легенд», которая в 1977 году впервые стала обладательницей этой трансмиссии, в плане дизайна кузова тоже, безусловно, удалась, но внутренне устарела катастрофически. Что касается модели, которая до недавнего времени называлась Chevrolet Niva, то лично на мой вкус она не удалась ни снаружи, ни внутри. Ну, ни к чему был брутальному внедорожнику обтекаемый «био-дизайн». Тем не менее, я понимаю её покупателей: «Шеви Нива» была всё же более современной и практичной, чем её предшественница, «просто» «Нива». Так и «Надежда», и «Нива Легенд», и «Шеви Нива», собственно, и стали легендарными — по сути, от противного.
«Оперение» для… медведя?
Рестайлинговая Niva Travel, появившаяся в 2021-м году, стала очередной революцией. Настоящей революцией в плане дизайна. Глядя на неё, так и хочется сказать: а ведь получилось хорошо! Можем же, когда захотим. Или, скажем так, хотим давно, но нет возможности реализовать «хотелки». Теперь — есть. Первый шаг сделан, первое впечатление произведено, и оно достаточно сильное. Я скептически относился и к «Ниве», уж очень она мала в плане полезных объёмов, и к «Шеви Ниве» за дизайн и неуклюжий салон — но «Ниву Тревел» я себе хочу. Да, пусть она преобразилась пока только внешне, всё равно я на неё согласен. Внешность удалась дизайнерам на сто, да даже на все сто пятьдесят процентов.
Автомобиль теперь брутален и «квадратичен» не только на взгляд со стороны. Он выглядит основательным и из салона. Занимаешь место за рулём — и перед тобой открывается простор «рубленого» капота. Сразу чувствуешь, что ты во внедорожнике, и отсюда благодаря высокой посадке он кажется более внушительным, чем есть на самом деле. Посадка действительно высокая, смотришь из «Нивы» вокруг — и видишь, что сидишь на высоте водителей среднеразмерных кроссоверов.
Помимо капота, здесь много других интересных, ярких деталей. «Оквадраченные» фары. Решётка радиатора с массивной перемычкой. Серебристая накладка снизу на переднем бампере, с отверстиями под противотуманные фары. Новый задний бампер. Массивнейшие выпуклости на крыльях, окантовывающие колёсные арки. А каковы задние фонари! Нет, у этого автомобиля просто масса новых, интересных элементов, которые хочется рассматривать.
Если же их рассмотреть пристальнее, можно заметить, что кузов-то в целом остался прежним. Новое «оперение» облачает в целом старую конструкцию. Однако «Нива» в нём очевидно заиграла, и так и хочется спросить: а нужно ли больше? Имидж ведь — наше всё. К тому же не только имидж, техническая же часть тоже осталась прежней.
И, к сожалению, прежним остался салон. Ну, очень немногое здесь изменилось. Панель приборов новая, как говорят, в «корпоративном» стиле «Лады»: в оранжевом колере, с крупной «цифирью». Но ни шага к полноценному бортового компьютера сделано не было. Всё так же мини-дисплейчики показывают лишь общий и суточный пробег, температуру за бортом да зарядное напряжение. Всё. И это на фоне ультрасовременных борткомпьютеров на иномарках, с десятками показателей. А на «Ниве Тревел» даже средний расход топлива приходится высчитывать по убыли бензина в баке, сопоставляя её с одометром.
Побежали быстрее
Дополнительный дисплей мультимедиасистемы, с фирменным логотипом «Лада», всплывающим при каждом включении, работает автономно от системы зажигания, то есть, после выключения зажигания она не выключится, чем угрожает незаметно разрядить аккумулятор. Экран устройства отчаянно блекнет при дневном свете, что фактически сводит на нет наличие на борту системы навигации (Navitel) и камеры заднего вида. К тому же после каждого из двух звонков, поступивших мне во время поездок, её мультимедиасистема зависала: переставала реагировать на кнопки и даже выключаться. К счастью, устройство оба раза «отвисало» само.
Место, способ и качество установки экрана системы вызывают вопросы и даже критику, но — ладно. Я бы это простил. Но в обновлении нуждается и вся передняя панель. Пусть дизайн её максимально сохранится, но материалы следует изменить кардинально. Нынешний «звонкий» пластик состыкован неряшливо, некоторые детали на ходу или при касании их пальцами «играют» относительно других. Кнопки нажимаются или не нажимаются — порой сразу и не определишь. Интерьеры других «Лад» современнее, и в каждой из моделей тише, чем в «Ниве». Нет бы заимствовать из них что-то для внедорожника. Например, удобные рукоятки управления климатической установкой из «Гранты». Почему их не унифицировать?
Рычажные стеклоподъёмники задних дверей выглядят архаично, а я бы смирился. В конце концов, если уж совсем приспичит, можно и самому поменять «механику» на «электрику», в свое время делал это, было нетрудно. Вполне заслуживает своего места и запасное колесо на пятой двери. Выглядит стильно, держится прочно, по словам владельцев дополнительный вес не заставляет дверь быстрее провисать. Выступающий сегмент колеса, закрывающий стекло двери, невелик, обзору почти не мешает. К тому же ведь есть какая-никакая камера… Минус — отсутствие в багажнике какого-либо «подполья», пусть минимального. Но это, наверное, проблематично, чревато серьёзными изменениями структуры кузова. Хотелось бы вернуть лопатку, которая крепилась на внутренней панели двери багажника в специальном держателе. Очень аутентичная была вещь — но, к сожалению, её устранили. Жаль.
Первые наблюдения на ходу оказались самыми положительными. Автомобиль «пошёл» намного мягче и плавнее. Заслуга в этом, безусловно, принадлежит колёсам с новыми шинами, «дастеровской» размерности 215/65R16. На более широких покрышках внедорожник и выглядит основательнее. Кстати, когда он стоит рядом с «Дастером», сходства многих элементов видны невооружённым глазом. Может быть, со временем наш силовой агрегат, трансмиссию и ходовую действительно подведут под французско-румынский кузов? Было бы здорово, если бы это был обновлённый кузов «Дастера», потому что первый устарел вместе с салоном.
Об обратном обмене — сочетании «нивовского» кузова с «дастеровскими» агрегатами — хорошо не думаю. Потому что в нашей модели нуждаются в замене прежде всего внутренняя отделка и оснащение, а «технике» желательно лишь повысить качество. По параметрам она соответствует «Ниве» и, пожалуй, будет соответствовать ещё какие-то годы.
«Всего лишь» 80-сильный продольный мотор? Да, это тот самый «жигулёвский» агрегат, мощность которого была изначально меньше на 20 л.с., а рабочий объём — на треть. Пожалуй, возможности дальнейшего роста по этим параметрам у него исчерпаны, но, во-первых, другого продольного мотора в ассортименте АвтоВАЗа нет, да и у ближайших партнёров тоже. А поперечный агрегат под капот «Нивы», скорее всего, не поместится. К тому же надо помнить о том, что наряду с коробкой передач на нём должна висеть ещё и раздатка.
Минус нынешнего агрегата в том, что он мешает установить на «Ниву Тревел» реечный рулевой механизм. Что касается мощности и других характеристик, то они более-менее оптимальны. По старинке, мотор низкооборотный (если уж менять его, то на дизель, и, вроде, были же опыты с Peugeot). Конструкция отработанная, ремонтопригодная. Правда, топливную рампу системы впрыска «впихнули» внутрь изогнутого впускного трубопровода. Ну и чем это плохо? Место сэкономили, а в плане ремонта извлекать её так уж часто не требуется. Тем более, на бездорожье.
Коробка передач тоже ведёт родословную с незапамятных времён. Ну и пусть себе ведёт. Очередному поколению её прибавить бы качества, а то сейчас переключения крайне тугие и нечёткие. При пробеге за 10 тысяч километров детали должны были бы уже притереться (но ещё не износиться).
Так что в городском трафике не хватает именно чёткости выбора передач. Была бы она — ехать можно было бы и быстрее, а то столько времени тратится на поиск и «втыкание» нужной ступени. Конечно, двигатель особо шустрить не позволяет, ну и пусть. На этом автомобиле и нужно ехать небыстро, с достоинством — зная, что соперников у него сейчас практически нет. Только «Нива Легенд», да Suzuki Jimny, который воплотил всё лучшее в плане техники и стиля, однако взлетел в плане цены ровно вдвое выше.
Верните лопатку!
Вспоминая своё первое впечатление о — тогда ещё — «Шеви Ниве», я запомнил её невероятно шумной в плане работы агрегатов. Сейчас это ушло, и даже коробка гудит значительно меньше, чем у переднеприводной «Гранты». Мостов тоже почти не слышно. В целом, конечно, дополнительная, может быть, самостоятельная «шумка» «Ниве Тревел» и не помешает, но это факультатив. Плавность хода искупает этот недостаток.
Далее. «Шеви Нива» отчаянно рыскала на скорости, нынешняя вариация — нет. Заслуга широких колёс. А раз меньше рыскает, значит, можно вести её быстрее. Помню, первоначально с опаской добирался даже до 100 км/ч, а позже удивлялся: как это люди на ней гоняют и под 120, и за 130? Оказывается — легко. В салоне становится шумнее, но ужаса не испытываешь. 100-110 км/ч — вполне рабочие скорости, да ещё в рамках действующих ограничений.
Но подвеска, конечно, как на шарнирах. Она и есть на шарнирах, резино-металлических, только вот они мягковаты. Особой раскачки ни на продольных, ни на поперечных «волнах» покрытия нет, но в целом поперечная жёсткость низкая. Это особенно чувствуется в поворотах. А руль с механизмом червячной конструкции далёк от точности реечного. К тому же оснащён гидроусилителем. Об оперативности и «строгости» управления можете не мечтать, в этом плане «Нива» живёт своей жизнью, приходится к ней приноравливаться.
Как я уже заметил, новый стайлинг кузова визуально увеличил автомобиль в размерах, в том числе и на взгляд из салона. На самом же деле, внедорожник не вырос и остаётся тесноватым, особенно сзади. Относительно невелик у него и багажник, так что рейлинги на крыше для фиксации на них дополнительного бокса фактически обязательны. Тем не менее, в Интернете удалось посмотреть ролик, как водитель извлекает из автомобиля… снегоход. И это не фейк. Просто речь идёт об эрзаце снегохода — мотобуксировщике («мотособаке») с лыжным модулем. К тому же это чудо техники перевозилось в «Ниве» в разобранном виде, и немудрено — его длина около 2,5 м. Тем не менее, судя по ролику, всё поместилось. Правда, конечно, со сложенным задним сиденьем.
Понятно, что на такой «собаке» можно забраться намного глубже в дебри, чем на «Ниве», особенно зимой. Но какой из автомобилей способен забраться туда, куда способна она? Сейчас, в феврале-марте, сложилась очень своеобразная ситуация: на бездорожье труднее попасть, чем преодолеть его. Повсюду вдоль дорог общего пользования стоят высоченные брустверы начищенного тракторами снега — и эти брустверы просто гранитной твёрдости! Ни переехать, ни пробить, лопатой — даже не пытайтесь, только лом нужен.
А далее «Нива Тревел» способна катиться хоть по целине, потому что и целина смёрзлась. Лёгкий автомобиль уходит в снег едва на толщину шины. Поначалу я даже не пользуюсь понижающей, а просто форсирую колеи, проложенные, судя по всему, лесовозом — тоже не глубокие! Преодолеваю их и вдоль, и поперёк, останавливаясь лишь там, где для преодоления отдельных бугров не хватает дорожного просвета. Ели буксовать, то да, шины «фрезеруют» толстый наст, вскрывая его рыхлую подложку, и вот тогда требуется межосевая блокировка. Но лучше до этого не доводить. Потому что, если засядешь, для выкапывания тоже может понадобиться лом. Или буксир — но лучше аналог «Нивы», потому что более тяжёлый внедорожник может близко не подъехать, провалится и сядет сам.
Оперирует раздаткой один-единственный рычажок с понятными позициями и — отмечу — лёгким и чётким перемещением между ними. Всё включается, ничего не надо судорожно искать и с силой «втыкать». Это устройство понравилось больше, чем основная коробка передач.
На заснеженных и обледенелых дорогах в сельской местности от полного привода толку меньше. Приходится либо жертвовать скоростью, иначе быстро износятся механизмы, либо постоянно ловить автомобиль, выказывающий заднеприводные повадки. Вот здесь помогает понижение передачи до четвёртой, а то и до третьей. На асфальте же, особенно на зимнем, азартно лучше не управлять — не играть с огём. «Нива» не для этого, у неё узкая специализация.
Но в своей специальности она заткнёт за пояс любой хорошо управляемый полноприводный кроссовер с весёлыми имитациями блокировок и «понижайки». Потому что «Нива» ничего не имитирует, в ней всё по-настоящему, по-гамбургскому. Она не для тех водителей, для которых бездорожье — лишь досадное препятствие, которое, о чудо, удаётся успешно преодолеть. Она для тех, для кого это преодоление является смыслом жизни или производственной необходимостью. Для этих людей менее важны внешний лоск и «возраст» агрегатов, потому что реальных альтернатив межосевому дифференциалу с блокировкой не придумано — только паллиативы. Также для них не являются пределом мечтаний автоматические трансмиссии, даже в некоторой степени имеющие преимущества на бездорожье. Зачем они нужны, если ты сам умеешь оперировать «механическими» передачами, если сам любишь преодолевать, а не ждёшь, что автомобиль сделает это за тебя?Внешне Niva Travel теперь более чем соответствует своему назначению и идеологии. Улучшить бы интерьер, добавить ему также ультра-стильных элементов, как у Jeep Renegade и Suzuki Jimny. Миниатюрную никелированную лопатку, которая когда-то украшала дверь багажника изнутри, следует вернуть просто обязательно.