Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, должно выделяться не менее 10 % мест, но не менее одного места, для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов. Право на бесплатную парковку имеют инвалиды I и II групп, а также лица, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2020
№ 115 также закреплено право на бесплатную парковку инвалидов III группы и перевозящих их лиц, если они имеют ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени) или не имеют ограничений способности к передвижению, но получили в учреждениях МСЭ опознавательный знак «Инвалид» до 01.07.2020.
На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид», сведения о транспортном средстве должны быть размещены в федеральном реестре инвалидов.
Для внесения информации в реестр инвалиду или его законному представителю необходимо подать заявление в Пенсионный Фонд Российской Федерации лично или через Единый портал государственных услуг, или многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг (МФЦ).
В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом или перевозящего инвалида, ребенка-инвалида. Эти сведения можно изменять.
В части 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неправильную парковку (остановку/стоянку) на месте для инвалидов в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Наказываются водители транспортных средств, которые не имеют оснований занимать бесплатную парковку для инвалидов или наклеили опознавательный знак «Инвалид» без справки об инвалидности, или машина не зарегистрирована в Федеральном реестре инвалидов.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
14 апреля 2022, 16:04
Бесплатная парковка для инвалидов
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, должно выделяться не менее 10 % мест, но не менее одного места, для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов. Право на бесплатную парковку имеют инвалиды I и II групп, а также лица, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2020
№ 115 также закреплено право на бесплатную парковку инвалидов III группы и перевозящих их лиц, если они имеют ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени) или не имеют ограничений способности к передвижению, но получили в учреждениях МСЭ опознавательный знак «Инвалид» до 01.07.2020.
На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид», сведения о транспортном средстве должны быть размещены в федеральном реестре инвалидов.
Для внесения информации в реестр инвалиду или его законному представителю необходимо подать заявление в Пенсионный Фонд Российской Федерации лично или через Единый портал государственных услуг, или многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг (МФЦ).
В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом или перевозящего инвалида, ребенка-инвалида. Эти сведения можно изменять.
В части 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неправильную парковку (остановку/стоянку) на месте для инвалидов в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Наказываются водители транспортных средств, которые не имеют оснований занимать бесплатную парковку для инвалидов или наклеили опознавательный знак «Инвалид» без справки об инвалидности, или машина не зарегистрирована в Федеральном реестре инвалидов.
Утвержден порядок предоставления мест для бесплатной парковки ТC инвалидов III группы
Соответствующий порядок 1 определен постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2020 г. № 115, которое опубликовано сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. Порядок предусматривает возможность использования на общественных стоянках выделенных мест для бесплатной парковки (не менее чем 10% от общего количества мест, но не менее 1 места) транспортных средств под управлением инвалидов III группы или перевозящих их, если:
- граждане с инвалидностью указанной группы имеют ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени);
- граждане, не имеющие ограничения способности к передвижению, получили в учреждениях МСЭ опознавательный знак «Инвалид» до вступления в силу указанного порядка, то есть до 1 июля 2020 года, и пользуются предоставленным правом на бесплатную парковку на основании этого знака.
Также установлено, что с 1 июля сведения о ТС, управляемых инвалидами III группы или перевозящих их, должны быть размещены в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного представителя), поданного в ПФ РФ, в том числе с использованием портала госуслуг или через МФЦ.
Напомним, что указанное постановление принято во исполнение ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, которой эта же норма выделенного количества мест (10% мест, но не менее 1 места) предусмотрена для бесплатной парковки ТС инвалидов I и II групп и ТС, перевозящих граждан c инвалидностью указанных групп и детей-инвалидов.
1 С текстом Постановления Правительства РФ от 10 февраля 2020 г. № 115 «О порядке распространения на граждан из числа инвалидов III группы норм ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202002140009).
Сколько инвалидных мест должно быть на парковке по закону
Согласно пункту 5.2 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения» «Стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов», необходимо выделять 10% машиномест для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машиномест для транспортных средств инвалидов. Далее приводятся диапазоны машиномест и проценты по количеству размещаемых расширенных машиномест.
Просим дать разъяснения по определению расширенных машиномест. От какого значения берутся машиноместа, представленные в диапазонах?
Приведите пример расчета количества машиномест для инвалидов и количества расширенных машиномест, если для объекта сферы услуг необходимо 2206 машиномест.
1. До настоящего времени действуют обязательные пункты свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Актуализированная редакция. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включённые в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», поэтому при расчёте мест для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, необходимо руководствоваться пунктом 4.2.1 СП 59.13330.2012.
Более жёсткие требования пункта 5.2.1 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Актуализированная редакция. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» могут быть применены только по решению заказчика.
2. Требования пункта 4.2.1 СП 59.13330.2012 обеспечивают минимально необходимое количество стандартных машино-мест для транспорта инвалидов и специализированных машино-мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске.
Методика расчёта этих машино-мест следующая:
Общее количество машино-мест для инвалидов — 10% от общего количества машино-мест на стоянке (но не менее одного места). В рассматриваемом случае — 221 машино-место.
Количество специализированных машино-мест уже учтено в общем количестве машино-мест для транспорта инвалидов (то есть не суммируется с последним) и определяется следующим расчётом:
а) при общем числе машино-мест до 100 включительно — 5% (от общего числа машино-мест), но не менее одного машино-места;
б) при общем числе машино-мест от 101 до 200 — 5 мест и дополнительно 3% от количества мест свыше 100;
в) при общем числе машино-мест от 201 до 1000 — 8 мест и дополнительно 2% от количества мест свыше 200;
г) при общем числе машино-мест от 1001 и более — 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше 1000 (в рассматриваемом случае 24 + (2206-1000)*0,01=36 машино-мест)
Таким образом, в рассматриваемом случае, из 221 машино-места, предназначенного для инвалидов, не менее 36 машино-мест необходимо предусмотреть для инвалидов на кресле-коляске.
Все, что нужно знать о парковочных местах для инвалидов после 1 июля 2020 года: новые правила
Некоторые водители считают, что для автомобилей инвалидов выделяется слишком много специальных парковочных мест – иногда кажется, что их едва ли не половина от общего числа на стоянке. На самом же деле все не совсем так – мест должно быть не меньше 10%, по факту их может быть больше. Но с 1 июля там больше не могут ставить машины несколько миллионов инвалидов – а норматив по числу мест не поменялся. Сегодня мы рассмотрим, сколько мест должно быть на самом деле, почему кажется, что их так много и как оформить право на парковку.
Сколько мест нужно выделить и какими они должны быть
Требования по выделению парковочных мест для инвалидов определяются статьей 15 федерального закона N181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Закон требует, чтобы для инвалидов были выделены места согласно таким правилам:
минимальное количество – 10% от общего числа места, но не менее 1 места;
на всех парковках общего пользования – в том числе возле социальных объектов, транспортных узлов, жилых домов, производственных зданий, культурных учреждений и т.д.;
бесплатно парковать на этих местах можно автомобили, управляемые инвалидами I, II групп, а также те машины, которые перевозят таких инвалидов или детей-инвалидов;
на автомобиле должен быть знак «Инвалид», а информация о нем включена в специальный реестр;
право на бесплатную парковку для инвалидов III группы устанавливается не законом, а постановлением правительства.
Закон определяет только число парковочных мест и то, кто имеет право ими пользоваться. Однако сами парковочные места для инвалидов отличаются от обычных.
Так, по действующему с 2011 года СНиП, для стоянки легкового автомобиля нужно выделить место определенных размеров – шириной 2,5 метра, длиной 5,3 метра. Но для инвалидов ширина должна быть больше, есть и дополнительные требования:
ширина парковочного места для инвалида с тростью или на костылях – минимум 2,9 метра;
ширина для инвалида на коляске – минимум 3,5 метра;
парковочные места размечаются желтой разметкой и обозначаются соответствующими символами и знаками (пиктограмма «Инвалид»).
Иногда на таком парковочном месте дополнительно обозначаются зоны для остановки автомобиля и место, куда инвалид будет выходить.
Правда, возникает вопрос – какой ширины делать парковочные места для инвалидов, если возможны два варианта? Это определяет Свод правил СП 59.13330.2016. Так, если число парковочных мест менее 100, то для колясочников нужно выделить не менее 5% от них, но не менее 1 места. Другими словами, если парковка на 10 мест, то там должно быть как минимум одно место для инвалида, и оно должно быть шириной в 3,5 метра.
Чем больше мест на парковке, тем меньший процент из них разрешается делать для инвалидов на колясках – например, если мест более 500, то широких мест должно быть 14 плюс 1% от того, что более 500.
Кроме требований по количеству мест и их ширине, их нужно размещать в определенных местах:
вблизи входа в здание – не дальше, чем за 50 метров (для жилых домов – не далее 100 метров);
уклон поверхности не должен быть больше 2%;
от парковочного места должен быть доступен пешеходный подход, а если рядом тротуар – то пандус на него или подъемник;
покрытие парковки – твердое и нескользящее (никакого гравия);
если парковка подземная, то с нее в здание должен быть лифт.
Оборудовать такие места должны те, кто отвечает за объект, возле которого оборудована парковка. То есть, оборудовать парковочные места для инвалидов перед больницей должны за счет бюджета, а возле торгового центра – за счет его владельца.
Если владелец объекта нарушит закон и не выполнит минимальный норматив по числу парковочных мест, его могут оштрафовать – такие полномочия есть у правоохранительных органов и органов социальной защиты. Штраф согласно КоАП – от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц и от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.
Кто имеет право на парковку по новым правилам
Главное, о чем нужно знать – в 2020 году по части права на парковку для инвалидов произошли серьезные изменения. Основных два: теперь все данные о льготниках заносятся в специальный реестр; и некоторые инвалиды III группы потеряют право на бесплатную парковку.
Что касается знаков – по старым правилам знак «Инвалид» для автомобиля выдавался в бюро медико-социальной экспертизы, его нельзя было купить в магазине. Кроме того, знаки были индивидуальными с идентификацией водителя.
По новым правилам право на парковку на специальных местах будет давать не сам знак, а тот факт, что госномер автомобиля внесен в федеральный реестр инвалидов. Внести в этот реестр можно как автомобиль, которым управляет инвалид, так и автомобиль, которые его возит.
Но куда более серьезные изменения касаются инвалидов третьей группы. Так, по новым правилам право на парковку на специально выделенных местах получают:
инвалиды I и II группы и те, кто их сопровождает (или сопровождает ребенка-инвалида);
инвалиды III группы, которые имеют ограничения к свободному передвижению;
те, кто получил индивидуальный знак «Инвалид» до 1 июля 2020 года. Это будет действовать до конца 2020 года.
По сути, право на парковку потеряли примерно 3,4 миллиона человек – это инвалиды третьей группы, инвалидность которых не связана со способностью передвигаться (таковых 1,1 миллиона из 4,48 миллионов инвалидов III группы). Они смогут пользоваться специальными парковочными местами только если получили знак до 1 июля, и только полгода с момента вступления в силу постановления правительства.
Кроме права парковаться на специальных местах, автомобили со знаком «Инвалид» имеют и другие возможности:
право поставить автомобиль на стоянку под знаком «Стоянка запрещена»;
право поставить автомобиль под знаком «Остановка запрещена» с табличкой «Кроме инвалидов»;
право проехать под знаки «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено» (но только для инвалидов I-II групп и тех, кто их перевозит);
право бесплатно поставить автомобиль на платной парковке в некоторых городах.
Стоит отметить, что прошлый порядок (с получением индивидуального знака в бюро МСЭ) вызвал резкий поток критики с обеих сторон – с одной стороны, для получения номера приходилось тратить время, с другой – на местах для инвалидов парковались те, кто незаконно купил знак «Инвалид».
Всего на данный момент индивидуальные знаки получили порядка 1 миллиона инвалидов, сколько из них потеряют право на парковку, пока неизвестно.
Действительно ли для инвалидов выделено слишком много мест?
Водители часто обращают внимание на то, что «инвалидных» мест на парковках бывает слишком много. Причин может быть несколько:
владелец объекта не хочет получить штраф, специально обустраивает больше мест, чем требует закон;
места для инвалидов шире, чем обычные, поэтому они занимают больше площади;
места для инвалидов должны быть расположены возле входа в здание, тогда как остальные места могут быть удалены на некоторое расстояние;
особенности математики – на небольших парковках приходится выделять больше 10% мест. Например, если всего мест 12, то для инвалидов нужно выделить 2 из них – в процентном отношении это почти 17%.
Несмотря на то, что число потенциальных пользователей льготных мест сократится на 3,4 миллиона человек, нормативы по количеству таких мест не меняются – их по-прежнему должно будет быть не менее 10%.
Против этого уже выступают некоторые представители сообщества автомобилистов – они указывают на то, что норма в 10% соответствует 10% населения страны с инвалидностью, и предлагают сократить ее до 5%. При этом большинство таких людей автомобилями не пользуются. Такая инициатива на РОИ набрала чуть более 1% необходимых голосов и была закрыта.
Другое предложение – вообще отменить требования по специальным местам для инвалидов, разрешив им парковаться где угодно. Такую идею подал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, правда, в итоге ее не поддержали. В данном случае стоит учитывать, что места для инвалидов должны быть выделены ближе ко входу – что не учитывает такая инициатива.
По новым правилам оштрафовать за парковку обычного водителя на месте для инвалидов в теории можно будет и через автоматическую камеру – достаточно будет проверить, есть ли такой номер в федеральном реестре инвалидов. Против этого уже выступили в сообществе автомобилистов «Синие ведерки» – по словам представителей движения, законодательство требует, чтобы такие штрафы выписывали только сотрудники ГИБДД.
Как оформить право на парковку по новым правилам
С 2020 года государство серьезно пересмотрело подход к работе с инвалидами. Теперь почти все действия будут проходить через Федеральный реестр инвалидов – в нем будет вся информация о человеке, на основании ее ему назначат пенсию, программу реабилитации, и т.д. В этом же реестре будет и информация о праве на парковку на специальных местах.
По новым правилам человеку не придется посещать бюро МСЭ, чтобы включить свой автомобиль в число «разрешенных». Есть 3 варианта, как это можно сделать:
подать заявление через Госуслуги;
обратиться с заявлением в МФЦ;
подать заявление прямо в личном кабинете на сайте Федерального реестра инвалидов.
При подаче заявления нужно будет указать параметры автомобиля, на котором будет передвигаться инвалид. Это госномер, марка и модель автомобиля. При этом подтверждать право на льготу уже не придется – все данные есть в базе реестра. То есть, система уже знает – имеет ли заявитель право на парковку, и если имеет, то автоматически выдаст ему разрешение.
Поскольку работать это все будет в электронном формате, данные в систему можно будет внести оперативно. Обещают, что данные автомобиля появятся в базе в течение 15 минут после внесения. Это значит, что в систему можно будет внести даже такси, на котором едет инвалид – и тогда этот автомобиль сможет остановиться там, где удобно пассажиру.
Еще один плюс системы – право на парковку инвалид получит на всей территории России. Ранее были проблемы, например, в Москве, куда родители привозили своих детей-инвалидов из области и не могли воспользоваться правом на бесплатную парковку.
Купить же знак «Инвалид» для автомобиля теперь можно в любом магазине – их свободную продажу снова разрешили.