Как правильно покупать б/у сабвуфер или как я пренебрёг этим правилами
Мультиметр необходимая вещь для прозвонки катушек Пример темной катушки Пример исправной светлой катушки
Итак купил я сабвуфер, да не хотел я покупать б.у. саб но все-таки денег было мало, но без саба ездить вобще не айс и вот нашёл сабвуфер Ural AS-D12.3D4 вместе с коробом за 3тыс. Руб.
1. Самое простая проверка это просто надавить на колпак сабвуфера равномерно по центру и если при нажатии будет какойто шорох то значит катушка трёт об керн или об корзину что уже будет означать что либо саб с перегретой катушкой которая потеряла центровку, либо сабвуфер после ремонта и неправильно отцентрована подвижная часть.
2. Если вы приехали покупать сабвуфер и он находиться в коробе то обязательно не полинитесь выкрутите его оттуда перед тем как отдавать деньги. И обратите внимание на цвет катушки если она потемневшая и чёрная то значит саб перегружался мощностью либо же получал клипованный сигнал. Такой саб тоже не стоит приобретать.
3. Это обязательно имейте при себе мультиметр самый дешёвый мультиметр стоит рублей 300. Им нужно обязательно померить сопротивление катушек они должны соответствовать омности написанной в характеристике сабвуфера. Если катушка не прозванивается, то есть не имеет вобще некакого сопротивления значит она в разрыве. Но саб может при этом работать если он состоит из двух катушек и вас так могут легко развести.
4. Не видитесь на первое впечатление, типо идём покажу как она валит, если сели послушать сабвуфер в автомобиль продавца то обязательно пусть и навалит также а вы пройдите и посмотрите на сам ход сабвуфера так как он может доносить трески и т.д. Не доносящиеся в салон авто, это уже будет означать что при большом ходе катушка теряет заводскую центровку что будет также означать о деформации катушки.
Расписал так не профессионально но может кому поможет.
Так вот купил я саб. Со слов продавца почти новый и т.д. А на деле когда я уже купил его и только на следующий день принялся устанавливать я выкрутил его из короба чтоб перекомутировать катушки, оказалось что саб был перегружен катушка была частично чёрная и одна катушка вышла из строя то есть играл саб на одной 4 омной катушке. Вот так вот потом неприятные разговоры с продавцом в моем случае с продавцом договорились о возврате части денег. Вот так вот.
Как проверить сопротивление сабвуфера мультиметром
Обратите внимание целостность диффузора, нет ли на нем трещин или пореждений. Осмотрите линию его крепления к корзине, она должна быть ровной и не иметь следов снятия или установки. Так же осмотрите пылезащитный колпак, он должен быть целым, на нем не должно быть следов переклейки. Обратите внимание на крепление центрирующей шайбы к корзине и катушке, там не должно быть надрывов. Магнит не должен иметь сколов и трещин. Другими словами убедитесь что сабвуфер не поврежден и не ремонтировался. Мы не рекомендуем покупать восстановленные динамики с рук, даже если ремонт был надлежащего качества.
Повреждение подвеса, повреждение диффузора, трещина в магните
Определяем возраст
Если есть возможность, то узнайте когда был выпущен саб. Например если рассматриваемому динамику более 10 лет ( не выпускается модель или вы смогли определить дату изготовления по серийному номеру), то возможно стоит рассмотреть другой вариант, так как с течением времени свойства магнита и резиновых деталей ухудшаются.
Проверяем ход
Элементарная проверка — это аккуратно по центру надавить на колпак саба и утопить его вниз, проследив за возвращением на место. При движении не должно не должно быть никаких препятствий и посторонних звуков. Если вы чувствуете какое-то сопротивление или слышите шорох, это значит что из за повреждений или некачественного ремонта у катушки сбита центровка и она цепляет керн или магнитную систему. Разумеется, от покупки такого сабвуфера нужно сразу отказаться.
Проверяем катушку
Обязательно посмотрите на цвет катушки, если она потемневшая это означает что она перегревалась, а саб работал в клиппинге. Не ведитесь на аргументы владельца типа: «Это нормально, когда наваливаешь»; «Это он наоборот хорошо размят»; «Да на соревках вообще чернее катухи бывают» — все это туфта. Брать саб с подпаленной катушкой – большой риск, который не оправдает экономии на покупке БУ.
Пример подпалённой катушки
Если динамик в коробе, то не смущайтесь попросить его достать, пусть даже это будет заводской корпус.
Прозваниваем катушку
Попросите у кого-нибудь цешку (мультиметр) или приобретите для себя, вещь в хозяйстве полезная и просто необходимая если вы имеете дело с автозвуком. Вполне подойдет любая самая бюджетная модель. С помощью этого прибора померьте сопротивление каждой катушки, если их несколько, оно должно примерно соответствовать заявленным показателям или может быть чуть больше (погрешность прибора). Для 4 Омной нормальный показатель будет в районе 3,8-4,5 Ом.
Если сопротивление сильно ниже заявленного, значит с катушками проблемы. Если катушка не прозванивается вообще (имеет максимальное сопротивление) это значит что намотка или подводящий провод в разрыве. Будьте внимательны, если у саба 2 катушки, то он может работать и при неисправности одной из них, но это не правильный режим и это неисправный сабвуфер!
О басе в подробностях
Статья взята с сайта 12 Вольт
Сначала он был экзотикой: в домашнем кинотеатре еще куда ни шло, но занимать пол багажника под динамик в здоровенной коробке увольте. Но все течет, все меняется, и включение сабвуфера в автомобильную аудиосхему стало со временем вполне обыденным явлением. Дилемма ставить или не ставить, уступила место более многогранной проблеме какой ставить лучше? А действительно какой?
Сабвуфер не только является источником низких частот, но также делает звучание всей акустической системы громче, уменьшает количество искажений за счет того, что с остальных динамиков снимается дополнительная нагрузка. Считается, что для адекватной передачи баса в серьезных аудиокомплексах НЧ-динамик просто необходим. С учетом важности суббасового звена системы производители акустики предлагают широчайший спектр продукции, так что выбирать есть из чего: от отдельных головок до активных сабов и всего остального между ними. А что и как ставить уже дело установщика. Можно делать бокс самому, использовать «полуфабрикат», готовую коробку или сразу готовый сабвуфер.
Звучание сабвуфера зависит от множества факторов акустических условий салона, характеристик головки громкоговорителя, типа акустического оформления, формы и материала, из которого он изготовлен. Кроме того, саб, являясь частью автомобильной аудиосистемы, не может жить отдельной от нее жизнью. В связи с чем работу суббасового звена следует рассматривать комплексно. Чем мы и займемся.
Варианты конфигураций
Их много, но основных вариантов включения сабвуфера в систему шесть. Первые два используют пассивные кроссоверы между выходом усилителя и динамиком, остальные с активными кроссоверами, которые в сигнальном тракте располагаются между источником сигнала и входом усилителя. Естественно, что у каждого есть свои преимущества и недостатки, изложенные в сжатом виде в таблице N1.
Вариант с использованием одного усилителя, безусловно, самый экономичный, ведь на один аппарат разом «цепляются» пара динамиков и сабвуфер, а разделение сигнала на частотные полосы производится недорогим пассивным кроссовером. С другой стороны, большинство стандартных кроссоверов включают ВЧ-фильтр с крутизной затухания характеристики 6 дБ/октаву и НЧ-фильтр с крутизной затухания характеристики 12 дБ/октаву. Недостатками такой конфигурации является то, что работающие от того же усилителя динамики будут недостаточно защищены на пиковых мощностях. Кроме того, пассивные кроссоверы, как правило, имеют фиксированные частоты среза, что ограничивает возможности при настройке системы. Вдобавок на всех мощности одного усилителя может попросту не хватить.
Стандартная для пассивных кроссоверов крутизна характеристики НЧ-фильтра (12 дБ/октаву) для воспроизведения басовых частот не вполне адекватна. Как известно, наши слуховые органы не способны локализовать звук частотой ниже 100 Гц. То есть, если в автомобильном аудиокомплексе присутствует НЧ-динамик, воспроизводящий частоты ниже этой отметки, слушатель по идее не должен знать, откуда излучается бас. В то же время при недостаточной крутизне характеристики становятся слышны частоты мид-басового, а и иногда даже среднечастотного диапазона, и как результат можно четко определить, где в салоне находится сабвуфер. Тем самым сводится на нет работа по созданию пространственной картинки.
Исправить ситуацию можно, используя фильтры более высокого порядка 3-го (18 дБ/октаву) или 4-го (24 дБ/октаву). Также можно собственноручно моделировать и создавать кроссоверы с требуемыми под конкретный динамик параметрами. В принципе с небольшой натяжкой фильтры 2-го порядка подходят для работы с полосовыми сабвуферами, поскольку они менее всего подвержены высокочастотным призвукам и у них наиболее узкая полоса пропускания. В целом же стандартные фильтры 2-го порядка не рекомендуются для работы в составе суббасового звена.
Идеальным, но достаточно дорогостоящим вариантом можно назвать конфигурацию в составе активного кроссовера, басового усилителя и сабвуфера. Почему, в общем-то, понятно: компоненты, при наличии достаточных финансовых средств, можно подобрать с адекватными друг другу и запросам клиента характеристиками. Таким образом, открываются большие возможности при настройке системы, что в конечном итоге приводит к положительным результатам в звучании всего аудиокомплекса. Усилитель в такой схеме в принципе уже может быть укомплектован встроенным кроссовером, хотя это не всегда требуется. Если параметры встроенных фильтров соответствуют предъявляемым им требованиям, то можно сэкономить и обойтись без активного кроссовера. В этом случае прежде всего следует обратить внимание на порядок НЧ-фильтра, который, как уже было сказано, должен быть не ниже третьего. Важно также наличие плавных регулировок частоты среза или же возможность их выставления с помощью сменных резисторных модулей функции, которые позволяют интегрировать сабвуфер без слышимых «швов» на стыке басового и мид-басового диапазонов. Однако во многих бюджетных моделях усилителей все как раз наоборот. Стандартная комплектация предполагает наличие фильтров с недостаточной крутизной характеристики (6 и 12 дБ на октаву соответственно для ВЧ- и НЧ-фильтров), а также две фиксированные частоты среза, что, как уже было упомянуто выше, для баса не вполне приемлемо. Тогда остается отключить встроенный кроссовер и предложить клиенту раскошелиться на более подходящее устройство.
Наконец, еще одна схема в составе активного кроссовера и активного корпусного сабвуфера (то есть того, что продается с усилителем). Способ, пожалуй, самый простой. Производитель сам берет на себя заботы по согласованию параметров усилителя и НЧ-головки, сам рассчитывает нужный для нее рабочий объем и комплектует басовый агрегат кроссовером. Правда, противников у использования активных сабвуферов в серьезных аудиокомплексах немало. Основные аргументы: небольшая мощность усилителей и низкоклассный кроссовер. В большинстве случаев с этими утверждениями можно согласиться, хотя вышеуказанного преимущества (простоты в установке) у активных сабов не отнимешь. Пожалуй, единственный способ улучшить их работу это использование более «порядочного» активного кроссовера.
Каким должен быть кроссовер
Здесь есть над чем задуматься и желательно сделать это на начальном этапе построения системы. Возможен вариант устройства, которое имеет исключительно сабвуферные выходы или же использование кроссовера с НЧ- и ВЧ-фильтрами (в том случае, если один усилитель раскачивает сабвуферный динамик вместе с другими драйверами). Если рассматривается вариант включения усилителей по схеме биампинг, то здесь пригодится трехполосный кроссовер с сабвуферными, низко-среднечастотными и высокочастотными выходами.
Оптимальные параметры кроссовера указаны в таблице N2
Таблица N2 | |
Параметр | Комментарий |
Крутизна характеристики затухания | 18 дБ/октаву (минимальная) 12 дБ/октаву (минимальная для полосовых корпусов) |
Частота среза | От 75 до 150 Гц. Желательно наличие плавной настройки частоты среза |
Наличие ВЧ-фильтра | Желательно, если кроме сабвуфера усилитель раскачивает динамики более высокого частотного диапазона. В этом случае крутизна характеристики ВЧ-фильтра должна быть не менее 12 дБ/октаву |
Инфразвуковой фильтр (сабсоник) | Необходим для фазоинверторных сабвуферов, для остальных желателен |
Усиление баса (обычно на частоте 45 Гц) | Полезная функция |
Переключатель полярности | Полезная функция |
Регулировки выходного сигнала | Обычно не используются при наличии регулировок входного сигнала у усилителя |
Как мы уже говорили, крутизна затухания характеристики сигнала является наиболее важным параметром при выборе кроссовера. Недостаточно высокий порядок фильтра (ниже 3-го, то есть ниже 18 дБ на октаву) приведет к тому, что вместе с нужным нам басом сабвуфер будет воспроизводить нежелательные мид-басовые или даже средние частоты. Вследствие чего получается эффект направленности баса, что от него как раз и не требуется.
Сколько сабу нужно мощности
Здесь обычно исходят из суммарной мощности системы и частоты среза сабвуфера. Распределение мощности в процентном отношении в типичной автомобильной аудиосистеме в зависимости от частотного диапазона выглядит согласно таблице N3 следующим образом.
Таблица N3 | |
Частота | Максимальная мощность выше указанной частоты |
300 Гц | 50% |
600 Гц | 25% |
1200 Гц | 10% |
2400 Гц | 10% |
Примечательно, что менее половины мощности приходится на частоты выше 300 Гц. Следовательно, по крайней мере 50% отходит к диапазону ниже этой границы. Отсюда вытекает правило, которое применимо для многих конфигураций: мощность басового усилителя должна быть в полтора раза больше мощности фронтальных динамиков. Так, если на фронт используется 4-канальный аппарат 4 x 25 Вт, то подводимая к сабвуферу мощность рассчитывается по формуле: 1,5 х (25 Вт + 25 Вт). Получаем, что на бас следует отвести порядка 75 ватт.
Может потребоваться и больше. Например, когда частота среза НЧ-фильтра выше 150 Гц, в случае низкой чувствительности сабвуферного динамика или если сабвуфер находится в багажном отсеке и доступ баса в салон затруднен. Ну и когда клиент просто хочет «много баса». Понятно, что при подборе усилителя (или усилителей) прежде всего принимают во внимание количество НЧ-динамиков в системе, значение их импеданса (НЧ-головки обычно делают 4-омными, с обыкновенными или сдвоенными звуковыми катушками) и диаметр диффузора.
Наиболее эффективный и часто используемый установщиками способ повышения мощности басового усилителя соединение его каналов «мостом» (естественно, если такая опция имеется). Включение 2-канальника по мостовой схеме обычно дает больше ватт, чем суммарная мощность его каналов, при работе в стереорежиме. К примеру, аппарат 2 х 50 Вт по идее должен выдать 150 Вт в «мосту», а 4-канальный (4 х 50 Вт) в стереоконфигурации будет развивать до 150 Вт на канал.
Еще один вариант параллельное соединение динамиков (рис. 1). При этом плюсовые клеммы соединяются между собой (минусовые, естественно, тоже) для того, чтобы обеспечить софазное движение головок. Повышение отдачи сабвуфера происходит вследствие двукратного уменьшения общего импеданса параллельно соединенных звуковых катушек. Поскольку стандартное сопротивление автомобильной акустики 4 Ом, суммарный импеданс двух головок, включенных в параллель, будет всего 2 Ом, что дает возможность басовому усилителю полностью раскрыть свой потенциал.
При этом важно помнить, что редко какой усилитель выдерживает в «мосту» нагрузку сопротивлением ниже 4 Ом. Что в принципе исключает и использование двух 4-омных динамиков, соединенных параллельно в этом режиме, поскольку включенный «мостом» усилитель «чувствует» только половину нагрузки, которую ему обеспечивают динамики.
Типы сабвуферов
Какое должно быть акустическое оформление НЧ-головки, зависит от многих факторов. Каждый тип сабвуферного бокса, будь то полностью закрытый (sealed), фазоинверторный (ported) или полосовой (band-pass), имеет свои достоинства и недостатки. К тому же многое зависит от конкретной платформы для построения аудиокомплекса, то есть сама машина довольно часто диктует специалистам свои условия. И все-таки: существует ли безусловно лучший тип басового корпуса? Ответ отрицательный. Согласитесь: если бы был, то зачем тогда нужны все остальные? Напротив, закрытые коробки инсталлируют в багажники транспортных средств примерно с той же регулярностью, что и фазоинверторы.
Прежде чем мы обратимся к сабвуферным корпусам, поговорим о том, для чего они нужны в принципе. Вся проблема в том, что тыл динамика генерирует столько же звука, что и его фронт, но с обратной направленностью. Чисто гипотетически, если вас усадить на место в машине, где эти две составляющие будут с равной интенсивностью воздействовать на слуховые органы, то произойдет их нейтрализация, и вы вообще ничего не услышите. На практике динамики, лишенные надлежащего акустического оформления, будут излучать высокие и средние частоты, но только не требуемый нам бас. Происходит это потому, что звуковая волна, исходящая от тыла головки, должна проделать более длительный путь до уха слушателя. В результате высокие и средние частоты усиливаются, а низкие наоборот ослабевают.
Словом, без «корпусирования» не обойтись. Из чего делают боксы? Предпочтения у опытных инсталляторов самые разные, но большинство сходятся в одном: без древесины в том или ином виде хорошего баса не добиться. Два наиболее распространенных на сегодняшний день материала среднедисперсная древесностружечная плита (MDF) и многослойная фанера. Эти материалы отличаются оптимальными акустическими характеристиками, достаточно прочны, несложны в обработке и доступны по цене. Еще более доступной является ДСП, уступая по своим характеристикам (звукоизоляции, плотности, прочности) двум предыдущим материалам. Различные виды пластика или оргстекло чаще применяются при недостатке места или же в демонстрационных целях, но это уже определенная уступка со стороны музыки.
Бескорпусные сабвуферы (free-air)
Чем они хороши, так это простотой исполнения. Установщику не надо «ваять» бокс, а владельцу загромождать багажник. Динамики монтируются в предварительно укрепленную и обработанную заднюю полку, а грузовой отсек выступает в качестве своеобразного корпуса, который препятствует проникновению в салон звука, излучаемого тыльной стороной головки. Проблема в том, что не всегда удается сделать багажник абсолютно «глухим», и вышеописанное явление нейтрализации низких частот результируется в отсутствии того, что называют «глубоким басом», и в снижении кпд динамика.
Полностью закрытые корпуса (sealed boxes)
Тип сабвуферного корпуса, который достаточно эффективно препятствует распространению звуковых волн, исходящих от тыла громкоговорителя. «Спертый» воздух внутри коробки в данном случае действует как пружина, контролируя колебания диффузора. Полностью закрытые боксы легче конструировать, чем, скажем, фазоинверторные и полосовые сабвуферы. Они не слишком придирчивы по части расчетов рабочего объема, требуемого для оптимальной работы драйвера, и более снисходительны к ошибочным данным, указанным производителем в сопроводительных документах изделия. Воздушная подушка защищает динамик от низкочастотных импульсных помех, иногда возникающих при включении системы, подачи на него инфразвуковой энергии да и просто езды по неровным дорогам. Это наиболее предпочтительный вариант, если вам необходимо занять по минимуму места в багажнике или салоне, поскольку считается, что для воспроизведения «глубокого баса» объем полностью закрытого корпуса может быть незначительным, хотя и в этом случае надо знать меру. При уменьшении объема ниже допустимых пределов происходят существенные потери низкочастотной составляющей. С увеличением объема отдача в области инфразвуковых частот возрастет, но тогда нивелируется эффект экономии места. В любом случае по отдаче такой сабвуфер будет уступать более крупногабаритным коллегам фазоинверторной или полосовой разновидности. В то же время по сравнению с ними частотная характеристика закрытых корпусов в области спада более гладкая.
Фазоинверторные сабвуферы (ported)
Фазоинверторные корпуса в отличие от полностью закрытых используют звук, исходящий от тыла динамика, во благо мощного баса, поскольку получаемое звуковое давление представляет собой сумму излучений диффузора и порта. Соответственно использование этого акустического оформления позволяет повысить кпд НЧ-головки. В то же время фазоинверторы более сложны в изготовлении и более придирчивы по части расчетов рабочего объема, настройки порта на оптимальную частоту, согласования сопротивлений излучения диффузора и трубы фазоинвертора и т.д. Поэтому указанные производителем параметры лучше лишний раз перепроверить. Но грамотно проведенная работа, как правило, бывает вознаграждена по заслугам. Считается, что фазоинверторный сабвуфер способен воспроизводить бас на целую октаву ниже корпусного. Правда, есть одно «но»: в этом случае сама коробка должна быть раз в пять больше. Так что применение корпуса с фазоинвертором часто бывает обусловлено готовностью заказчика расстаться с энным объемом грузового отсека.
Полосовые сабвуферы (bandpass)
Этот тип акустического оформления можно назвать гибридом двух предыдущих, поскольку в своей конструкции имеет характерные признаки и того и другого. Типичный полосовой саб состоит из двух камер, одна из которых доступа наружу не имеет, а у второй он оформлен в виде тоннеля фазоинвертора. Через него-то бас в концентрированном виде и подается в салон. В концентрированном, потому что динамик крепится в стенке, разделяющей два заполненных воздухом объема, и колебания диффузора встречают сопротивление как с фронта, так и с тыла. В результате энергия, которая подводится к громкоговорителю, не распыляется, а расходуется более рационально, чем в закрытом и фазоинверторном боксах. Такое хитрое строение бэндпасса обуславливает, с одной стороны, его более высокое звуковое давление (до 6 дБ по сравнению с закрытыми корпусами), а с другой склонность к работе в узкой полосе низких частот. Но тем и хороши полосовики, что дают право выбора, поскольку путем изменения объема камер можно либо повышать величину звукового давления, создаваемого НЧ-головкой, либо расширять границы частотного диапазона. Впрочем, для того чтобы успешно манипулировать объемами, равно как и настраивать тоннель фазоинвертора в соответствии с акустическими условиями салона, надо обладать большим инсталляторским опытом. Здесь «курса молодого бойца» явно будет не достаточно.
Выбор динамика
Не секрет, что размеры и тип акустического оформления во многом определяются мощностью, чувствительностью и частотной характеристикой НЧ-головки. Работая в низкочастотном диапазоне, сабвуфер должен приводить в движение большие массы воздуха, площадь которых пропорциональна площади диффузора. Соответственно драйверы большего диаметра порождают больше звукового давления. Второй фактор, способствующий воспроизведению громового баса, длина рабочего хода диффузора, то есть максимально допустимые (с точки зрения безопасности для динамика) границы амплитуды его колебаний.
При выборе динамика важно знать, какую мощностную нагрузку он способен безболезненно выдержать, насколько эффективно звуковая катушка рассеивает тепловую энергию. Этот параметр напрямую связан с диаметром звуковой катушки и калибром намотанного на нее провода. Железное правило: мощность сабвуфера должна превышать мощность, подводимую от усилителя. К сожалению, не все производители НЧ-громкоговорителей честно сообщают нам об этой характеристике, зачастую в целях рекламы указывая несколько завышенные данные (впрочем, этим грешат и изготовители усилителей). Поэтому, чтобы динамик не сгорел, лучше все проверить самому.
В свою очередь чувствительность динамика определяет, насколько эффективно он распоряжается мощностью, данной ему в нагрузку усилителем. Иначе говоря, звуковое давление, которое создает драйвер на расстоянии 1 метра при подаче на него сигнала мощностью 1 Вт. Впрочем, иногда показатель чувствительности динамика, указанный в его паспорте, не совсем адекватен реальному положению вещей. Все дело в том, что мощность (Рн) создается напряжением (U), зависящим от номинального сопротивления (Rh) драйвера. Если оно равно 4 Ом (что свойственно автомобильной акустике), то подается напряжение 2 В. А вот 8-омным домашним колонкам требуется уже 2,83В. На этой разнице можно сыграть, что многие производители и делают, указывая абсолютную чувствительность НЧ-головки, то есть измеренную при входном сигнале напряжением 2,83 В.
Приемлемой чувствительностью для сабвуфера является показатель 90 дБ, но, как говорится, чем больше, тем лучше, ибо динамики с большей отдачей предъявляют меньшие требования к мощности усилителей. Это наглядно проиллюстрировано в таблице N4
Таблица N4 | |
Чувствительность | Требуемая мощность усилителя |
87дБ | 200Вт |
88дБ | 158Вт |
89дБ | 126Вт |
90дБ | 100Вт |
91дБ | 79Вт |
92дБ | 63Вт |
93дБ | 50Вт |
Как видно, разница даже в 3 дБ является весьма существенной и позволяет вдвое сэкономить на мощности усилителя. Но не спешите потирать руки. Здесь есть и свои подводные камни. Сабвуферы с высокой чувствительностью зачастую грешат более высокими частотами среза, а значит, сэкономив на мощности усилителей, можно легко потерять на самых что ни на есть глубинных басовых частотах. Иными словами, чувствительность динамика не следует рассматривать обособленно от его АЧХ (зависимость звукового давления от частоты).
Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера зависит как от самой головки, так и от типа, размера ее акустического оформления и акустических особенностей транспортного средства. Принято считать, что чем больше объем корпуса, тем ближе будет нижняя граница частотного диапазона к максимально допустимому для данного динамика значению. Как ее вычислить, не проводя практических испытаний, то есть до начала строительства ящика? Существует три «магические» характеристики, именуемые параметрами Тиэля Смолла (Thiele Small).
Параметры Тиэля — Смолла
При построении сабвуфера никак не обойтись без трех базовых параметров: частоты собственного резонанса головки динамика (fs), его полной добротности на резонансной частоте (Qts) и объема воздуха с упругостью, эквивалентной упругости подвеса диффузора (Vas). Они обычно указываются производителем в сопроводительных документах изделия. Используя эти параметры, можно путем несложных вычислений сравнить примерные характеристики нескольких динамиков (в частности, получить нижнюю границу частотного диапазона головки) уже на ранних этапах установки, когда вы еще до конца не решили, какой тип бокса будет использоваться и какой НЧ-головке нужен объем для оптимальной работы. Формула выглядит следующим образом: ffb= fs Vas. Предположим, вы выбираете между двумя 10-дюймовыми головками Ultimate AU1050 и Jensen JSW104. Вот их параметры (таблица N5):
Таблица N5 | |||
fs | Qts | Vas | |
Ultimate AU1050 | 29 Гц | 0,43 | 3,5 фт* |
Jensen JSW104 | 31,3 Гц | 0,40 | 2,4 фт |
Совершив соответствующие математические действия, получаем такую картину: | |||
ffb | |||
Ultimate AU1050 | 54,3 | ||
Jensen JSW104 | 48,5 | ||
Примечание. * Американские производители обычно указывают величину объема в кубических футах, европейцы же предпочитают литры. Конвертация футов в литры производится умножением первых на 28,3. |
Как видно из результатов вычислений, несмотря на худшие показатели собственной резонансной частоты, нижняя граница частотного диапазона Jensen JSW104 находится приблизительно на 10% ниже, чем у Ultimate AU1050 (разумеется, если эти динамики устанавливать в корпусах одинакового объема).
Если же вы определились с типом акустического оформления и знаете, какой динамику нужен объем для оптимальной работы, то уравнение для определения нижней границы басового диапазона конкретной модели сабвуферной головки несколько видоизменяется: f3 = 0,8ffb/ Vb (для закрытого корпуса) f3 = 1,0ffb/ Vb (для фазоинверторного корпуса) (f3 обозначает нижнюю границу диапазона, воспроизводимого сабвуфером в объеме Vb).
Так в закрытом корпусе объемом 0,75 кубического фута характеристика Ultimate AU1050 опускается до 50,1 Гц, а Jensen JSW104 до 44,8 Гц. В принципе эти уравнения наглядно демонстрируют то, что с увеличением объема корпуса нижняя граница частотного диапазона будет стремиться к предельно допустимой для НЧ-головки. Происходит это из-за того, что когда она (головка) помещается в ящик определенного объема, частота резонанса сабвуфера (f3) увеличивается по сравнению с собственной резонансной частотой (fs) драйвера. Почему понятно: к упругости подвеса диффузора добавляется своеобразная воздушная пружина внутри короба. Чем больше его объем, тем эта упругость меньше, а тем ниже частота среза сабвуфера.
Для динамиков free-air имеются свои собственные формулы: fob = fs/Qs и f3 = 0,9 fob. Все те же Ultimate и Jensen показали следующие результаты:
fob | f3 | |
Ultimate AU1050 | 67,4 | 60,7 |
Jensen JSW104 | 78,3 | 70,5 |
Заметьте, что в данном применении Ultimate заметно выигрывает. Кроме того, в глаза сразу же бросается тенденция в сторону увеличения нижней границы частотного диапазона при работе динамика в открытом объеме. Такова цена простоты изготовления фриэйрных сабов. Есть, над чем задуматься.
Здесь возникает вопрос: насколько низко должен играть сабвуфер? Известно, что современные кассетные аппараты имеют нижнюю границу воспроизводимого частотного диапазона от 50 до 30 Гц. То же самое относится к радиостанциям FM-диапазона. У CD-ресиверов этот показатель обычно находится на отметке 20 Гц. Однако даже несмотря на то, что человек в принципе воспринимает частоты ниже 20 Гц, так глубоко опускаться совсем не обязательно. Редко какая фонограмма, включая записанную на CD-диске, имеет нижний предел на 30 герцах. Это, скорее, исключение. А правилом является то, что самые басовитые музыкальные инструменты играют в полосе от 40 до 60 Гц. Остальные от 60 до 100 Гц. Так что область применения сабвуфера обычно начинается (если по АЧХ идти снизу) с 40 герц.
Наконец последнее замечание. Хоть параметры Тиэля Смолла позволяют рассчитать многие характеристики сабвуфера, не следует забывать о том, что эти выкладки относятся к идеальным условиям (обычно «идеальной» считается безэховая камера, свободная от ревербераций). А где будет играть саб? Вот именно, в машине, где полно как отражающих, так и поглощающих поверхностей. Поэтому на полученные характеристики неизбежно накладывается влияние акустических условий салона, которые для каждого транспортного средства сугубо индивидуальны и весьма заметно изменяют АЧХ в низкочастотной области спектра. В сущности именно по этой причине серьезные аудиокомплексы редко когда комплектуются готовыми боксами, так как при их изготовлении учитываются в лучшем случае усредненные параметры автомобилей.
Софт для саба
Как мы уже выяснили, расчет параметров акустического оформления для НЧ-головки занятие не из простых. Косвенно данное заключение подтверждает существование специализированного программного обеспечения (софта), которое позволяет значительно облегчить работу установщика. Таких программ в настоящее время существует несколько (Blaubox, WinSpeakerz, JBL SpeakerShop и др.), но они во многом схожи (Эти программы вы можете взять здесь). Вы можете подобрать корпус для имеющегося динамика или же, наоборот, подобрать НЧ-головку к уже построенному боксу. Подобные программы позволяют сравнивать работу того или иного громкоговорителя в корпусах различного типа. Скорее всего, в базе данных вы найдете нужный вам громкоговоритель с перечислением всех необходимых характеристик. Если нет, то базу можно дополнить параметрами вашего драйвера, которыми вас снабдил производитель, а уже потом рассчитывать все необходимые характеристики бокса для достижения оптимальной АЧХ и мощности сабвуфера. Правда, эти параметры, как мы упомянули ранее, все же отличаются от тех, что будут получены при водружении ящика в машину. Тут уже нужны опыт, знание индивидуальных особенностей транспортного средства, которые позволяют спрогнозировать поведение басовой системы в салоне автомобиля. Опыт, который приходит с годами. Но ведь все когда-то начинали. Стоит попробовать.
- Сабвуфер
Особенности покупки онлайн
В онлайне существует дополнительный риск нарваться на мошенника, что бы максимально обезопасить себя и купить БУ сабвуфер без траты нервов придерживайтесь следующих рекомендаций:
- приобретайте товар через объявления на крупных, специализированных форумах. Они как правило заботятся о качестве сделок и устанавливают правила торговли с упором на борьбу с мошенничеством;
- старайтесь приобретать аппаратуру у продавца с хорошим рейтингом или постарайтесь найти поручителя или людей, которые уже делали покупки у этого человека. Но форумах это сделать не сложно;
- проверьте другие темы и сообщения продавца;
- попросите дополнительные фотографии товара с числом и именем, написанными от руки, если по какой-то причине таких не было в объявлении;
- попросите дополнительные фотографии с нужных ракурсов, чтобы визуально оценить состояние корпуса, магнита, подвеса, катушки и т.д.;
- при покупке на большую сумму есть практика гаранта, когда деньги передаются 3му лицу (известному и авторитетному человеку), который отдает их продавцу после подтверждения покупателем получения товара;
- не стесняйтесь попросить фото паспорта продавца;
- выбирайте способ денежных переводов с идентификацией получателя (например переводы, где нужно указывать данные паспорта получателя).
Это основные критерии безопасности, применяйте их в зависимости от рискованности сделки.
Trader Feedback
Не учитывать конструкцию корпуса при выборе сабвуфера нельзя, так как она достаточно сильно влияет на его акустические свойства. В то же время закрытые сабы предполагают значительный объем корпуса, за счет чего становятся довольно громоздкими и неудобными.
Для того чтобы все правильно работало необходимо учесть ряд достаточно важных параметров. Мощность динамиков при этом суммируем. В этому случае, сабвуферу требуется дополнительное питание.
Подключить такую систему еще проще. К сожалению, данная операция далеко не так проста, как кажется многим.
К каждой из обмоток подключен отдельный усилитель. Один конец провода присоединяется к минусовой клемме автоусилителя, а другой — заводится между скобой или планкой, крепящей устройство, и полом кузова. Как недостаток, можно отметить довольно высокую стоимость активных сабвуферов.
Вариант 1, самый простой
Терминология: Максимальное звуковое давление. Выбираем соответствующие выходы и подключаем их к усилителю при помощи межблочных кабелей. Такие модели способны выдавать басы намного ниже, чем закрытый низкочастотный динамик, так как ход диффузора увеличивается. При этом сабвуфер и акустические системы будут работать в низкочастотном диапазоне параллельно.
Для этого понадобится отмерить провод с запасом в тридцать сантиметров. При наличии дополнительного акустического кабеля для подключения к простому стереоусилителю нужно использовать высокоамплитудные входы. Так же можно найти цилиндрические и шаровидные системы, но они не нашли широко распространения. Подключение усилителя к магнитоле Естественно подключение сабвуфера через усилитель было бы бессмысленным без источника звука, которым является автомагнитола. Теперь вспомним немного уроки физики.
Если в качестве сабвуферного усилителя у вас моноблок то он содержит всего один усилитель даже если клемм для динамиков у него 2 пары. Корпуса также могут быть различных геометрических форм. Проблемы с подключением сабвуфера, которые могут в значительной степени затруднить его интеграцию в акустическую систему: — появление резонансов Решение: необходимо найти такое место в помещении, где резонансы отсутствуют. Существуют 2 способа передачи звука от головного устройства. Работает фильтр следующим образом — он пропускает частоты выше частоты настройки, все что ниже отсекает!
Сабвуфер закрытого типа отличаются наиболее простой конструкцией. Другие варианты подключения питания нежелательны, поскольку они приведут к нестабильной работе мостового усилителя и других приборов, питающихся от той же цепи. В том случае, если необходимо подключить 2 сабвуфера к усилителю, то нужно просто развести их по разным каналам. КАК ПОДКЛЮЧИТЬ ДИНАМИКИ И САБВУФЕРЫ В НУЖНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. ТЕОРИЯ.
Что такое динамик
Динамик (часто называются громкоговорителями) представляет собой электрическое устройство, которое преобразует электрический сигнал в звук. Это преобразование происходит за счет колебательного движения электрической катушки в постоянном магнитном поле (это поле обеспечивает постоянный магнит или, в более редких случаях, электромагнит). Эта катушка движет диффузор, который, в свою очередь, создает колебания воздуха, а это позволяет слышать воспроизводимые звуки.
Несмотря на простоту конструкции, неисправности, возникающие во время эксплуатации динамиков, все же могут периодически возникать. Если динамик начал воспроизводить звук с помехами, шипением или треском или вообще перестал работать, в первую очередь следует локализовать проблемное место.
Для начала необходимо провести визуальный осмотр устройства, а именно, проверить на наличие повреждений:
- корпуса;
- шнура электропитания;
- шнура сигнала;
- гофры;
- диффузора.
При наличии повреждений, данную деталь стоит отремонтировать или заменить (если повреждены гофра или диффузор, динамик придётся менять). Но если внешних дефектов не обнаружено, а звук воспроизводится с помехами или вообще отсутствует, то проблема могла возникнуть в контактах или катушке динамика и в данном случае поможет проверка динамика мультиметром.
Подключение сабвуфера к магнитоле
Подключать сабвуфер к магнитоле необходимо только через усилитель. Так как встроенной мощности магнитолы не хватит для правильной работы сабвуфера и нормального баса вы не получите. Цепочка подключения простая: магнитола-усилитель-сабвуфер. Магнитола передает сигнал на усилитель. Усилитель в свою очередь этот сигнал усиливает и отправляет его на сабвуфер.
Для чего нужен усилитель?
Усилитель используется для увеличения запаса по громкости, снижения искажений и повышения качества звучания музыки. Встроенного усилителя магнитолы не хватит для раскачки тяжелого низкочастотного динамика, от чего будут появляться большие искажения, уровень громкости будет низким и с большой вероятностью сабвуфер может выйти из строя или попросту «сгореть».
Если у вас активный сабвуфер, то дополнительный усилитель вам не потребуется, потому что он уже встроен в корпус саба (подробнее об активных сабвуферах). Для пассивного сабвуфера придется подобрать усилитель (как правильно это сделать читайте на этой странице).
Как проверить сабвуфер: основные методы и инструкции
Первое, что нужно сделать для проверки работы сабвуфера — это убедиться, что он правильно подключен. Взгляните на кабели, соединяющие сабвуфер с автомагнитолой или усилителем. Убедитесь, что они надежно вставлены в соответствующие разъемы.
2. Проверьте настройки звука
Следующий шаг — проверить настройки звука на вашей автомагнитоле. Убедитесь, что сабвуфер включен и правильно настроен. Проверьте баланс громкости басов и других акустических параметров.
3. Проверьте сигнал
Если сабвуфер все равно не работает, возможно, проблема в сигнале. Подключите другой источник звука, например, смартфон или плеер, к вашей автомагнитоле. Включите музыку и проверьте, слышен ли бас. Если да, то проблема скорее всего в источнике сигнала.
4. Проверьте проводку
Следующее, что стоит проверить, — это проводку. Убедитесь, что все провода, идущие от автомагнитолы к сабвуферу, целые и не повреждены. Проверьте также наличие соединений и контактов.
5. Используйте мультиметр
Если все предыдущие проверки не выявили проблемы, можно воспользоваться мультиметром. С помощью мультиметра можно проверить напряжение на кабелях сабвуфера. Подключите мультиметр к кабелям и проверьте, есть ли напряжение. Если нет, возможно, проблема в самом сабвуфере.
6. Консультация с профессионалом
Если после всех этих шагов сабвуфер все равно не работает, рекомендуется обратиться к профессиональному автомеханику или специалисту по автомагнитолам. Они смогут провести более глубокую диагностику и решить проблему.
Важно помнить, что каждый сабвуфер может отличаться по настройкам и характеристикам, поэтому рекомендуется ознакомиться с руководством пользователя.
Как измерить сопротивление мультиметром на сабвуфере
Этот вопрос становится особо актуальным после праздников и вечеринок – когда децибел не жалеют, а соседи обивают последнюю краску с батарей в безрезультатных попытках достучаться до меломанов
Так как же проверить свою акустику и правильно выбрать хороший динамик взамен павшего в застольных боях и не нарваться на залежалый товар «с гнильцой»? – об этом пойдёт речь ниже.
Учитывая, что производство советских динамиков кануло в лету вместе с советской страной и в основном приходится приобретать не новые, а б/у динамики, вопрос их проверки стоит как никогда остро.
Для того, чтобы не выбрасывать деньги на ветер, колеся по заснеженным, пост праздничным улицам, расскажу о нескольких простых и надёжных способах проверки.
Основное правило при покупке у случайного продавца ( который не занимается продажей акустики на постоянной основе) следующее – проверять обязательно! Покупка без проверки – это чистая рулетка. И далеко не всегда у продавца есть злой умысел!
Зачастую продавец и сам не уверен или не знает, насколько работоспособны колонки или динамик. Ведь даже если они просто стояли и не использовались, то нет гарантии, что у них от перепадов влажности и температуры не повело гильзу на катушке или не подгнили подводящие провода внутри динамика, или ещё чего..
К примеру при продаже колонок и динамиков, я провожу следующее тестирование:
- проверка на измерительном тестере
- проверка синусоидальным сигналом
- проверка на музыкальных фонограммах
Теперь разберём каждый пункт по порядку:
Тестер (подойдёт обычный китайский мультиметр за 350-400 руб) есть не у каждого, поэтому этот метод актуален не для всех, но всё же, не заходя далеко в дебри электротехники, отмечу следующее:
1. Замеряем сопротивление динамика
Оно должно быть в пределах + – 20% от указанной на динамике. К примеру сопротивление у 16 Омных ВЧ динамиков 10гдв-2 обычно составляет 12-13 Ом; у 8 Омных 35гдн – 6.5-8 и так далее.
Если сопротивление слишком маленькое или слишком большое – в катушке короткое замыкание или она подгорела от перегрузки.
2. Если во время измерения пошевелить подводящие проводки( с обратной стороны купола), то сопротивление должно оставаться неизменным.
Если же оно прыгает – значит подводящие изношены и надломлены.
Во время такой проверки важно, чтобы купол динамика был неподвижен, иначе во время смощения купола сопротивление так же будет меняться.
3. Проверка синусоидальным сигналом.
Для этого потребуется сам источник сигнала и усилитель. НЧ и СЧ динамики проверяются синусоидальным сигналом в 15 Герц.
Так как человеческое ухо данную частоту не слышит, то при его воспроизведении не должно быть никаких звуков, шумов и хрипов – диффузор должен свободно перемещяться с частотой 15 импульсов в секунду.
Читать дальше: Шум в мкпп на холостых оборотах
Ссылка на МР3 файл с таким сигналом есть в конце этой статьи
Скиньте их на флешку и возьмите с собой, когда поедете покупать динамик. Но тут вам конечно не обойтись без усилителя – надо будет взять что то своё либо попросить продавца проверить динамики этими сигналами.
Если такой возможности не представится, то я бы не рекомендовал делать покупку.
4. Проверка музыкальными фонограммами.
Здесь вам понадобится любое, хорошо знакомое вам музыкальное произведение. Основное условие – в нем должны быть хорошо и четко представлены различные звуковые частоты.
Я использую для этих целей композицию Biz – Mirage
(также прикрепил) Там есть и шикарные басы и высокочастотное «циканье» и нежный женский вокал. Все эти звучи динамик должен воспроизводить без каких либо искажения, хрипов, шуршаний и «песка»
А если вы берёте сразу пару динамиков, то убедитесь в одинаковости звучания.
Ну и в завершениии прикрепляю файл записанный с винила – от Бердского радиозавода для настройки акустических стереосистем – там всё просто и понятно.
Поможет правильно расставить и подключить вашу акустику для достижения максимального стереоэффекта.
Если для Вас данная статья оказалась полезной – поделитесь ей с друзьями, чтобы впечатления от приобретения акустики были только положительные!
Всем спасибо за внимание и удачных покупок! Звуковые файлы,упомянутые в данной статье, можно скачать из нашей группы в контакте:
Файлы здесь, в конце статьи
Как проверить динамик или наушник? Достаточно иметь под рукой самый простой мультиметр.
Вот два наших пациента: наушник и динамик
Наушник – это тот же самый маленький динамик. Устройство динамика показано ниже на схеме
Для того, чтобы проверить динамик, нам нужно просто узнать, не в обрыве ли у нас звуковая катушка? Звуковая катушка представляет собой провод, намотанный колечком. Если провод в обрыве, значит динамик неисправен. Чтобы проверить звуковую катушку, ставим крутилку мультиметра на прозвонку
Давайте для начала проверим наушник. Прикладываем щупы к контактам наушника и смотрим на показания прибора.
Мы видим, что мультиметр выдал нам падение напряжения на концах катушки 30 милливольт. Следовательно, звуковая катушка целая и наушник рабочий.
Давайте проверим динамик-громкоговоритель. Прикладываем к контактам щупы и смотрим на показания.
Что-то показывает? Значит звуковая катушка целая.
Если бы звуковая катушка была в обрыве, тогда мультиметр показал бы единичку на дисплее.
Также можно проверить динамик или наушник, выставив крутилку на измерение сопротивления. Почти на каждом динамике есть его значение сопротивления. Оно изображается значком Ω и выражается в Омах. Например, вот у этого динамика сопротивление 8 Ом:
Читать дальше: Как узнать налог на машину
У этого динамика сопротивление 4 Ома
Чаще всего мультиметр покажет сопротивление чуть больше на 1 или 2 Ома.
После того, как проверили катушку на обрыв, можно также проверить качество звучания динамика или наушника. Для этого надо прогнать его по всем звуковым частотам с помощью генератора частоты от 20 Герц и до 20 Килогерц. Если такой динамик издает хрипы и искажения – это не есть хорошо. Как индикатор звука такой динамик или наушник вполне сойдет, но меломанам я бы посоветовал его утилизировать
Проверка динамиков при помощи мультиметра и определение неисправностей
В современном мире динамики получили обширное распространение, ведь без этих устройств невозможно производить телевизоры, мобильные телефоны, планшеты, колонки, наушники и другую аудио аппаратуру. И чаще всего их работа остается незаметна для людей до тех пор, пока динамик не выйдет из строя.
Что такое динамик
Динамик (часто называются громкоговорителями) представляет собой электрическое устройство, которое преобразует электрический сигнал в звук. Это преобразование происходит за счет колебательного движения электрической катушки в постоянном магнитном поле (это поле обеспечивает постоянный магнит или, в более редких случаях, электромагнит).
Эта катушка движет диффузор, который, в свою очередь, создает колебания воздуха, а это позволяет слышать воспроизводимые звуки.
Несмотря на простоту конструкции, неисправности, возникающие во время эксплуатации динамиков, все же могут периодически возникать. Если динамик начал воспроизводить звук с помехами, шипением или треском или вообще перестал работать, в первую очередь следует локализовать проблемное место.
Для начала необходимо провести визуальный осмотр устройства, а именно, проверить на наличие повреждений:
- корпуса;
- шнура электропитания;
- шнура сигнала;
- гофры;
- диффузора.
При наличии повреждений, данную деталь стоит отремонтировать или заменить (если повреждены гофра или диффузор, динамик придётся менять). Но если внешних дефектов не обнаружено, а звук воспроизводится с помехами или вообще отсутствует, то проблема могла возникнуть в контактах или катушке динамика и в данном случае поможет проверка динамика мультиметром.
Проверка динамика мультиметром
Для проверки контактов необходимо провести измерение сопротивления, установив мультиметр в режим определения данной характеристики.
Щупы необходимо подключить к контактам соблюдая полярность динамика и при неподвижном диффузоре подвигать ними. Если на дисплее мультиметра показания постоянно меняются, то это будет означать что проводка повреждена и ее необходимо заменить.
В случае если перевернуть динамик и покрутить его, слышны посторонние звуки (например, постукивание), то, скорее всего от гильзы, в которой расположена катушка, отпало несколько витков или вся обмотка. Это можно исправить, заново намотав обмотку.
Также важно внимательно осмотреть звуковую катушку, которая расположена внутри динамика и выглядит как намотанный спиралью провод. Эта катушка должна иметь ровную, аккуратную обмотку, без переплетений и случайных нахлестов, изломов, разрывов и других механических повреждений.
Если механические дефекты все же обнаружены, катушку следует заменить. Неправильную обмотку (неровную или с нахлестом) можно самостоятельно, аккуратно перемотать.
Для проверки правильности перемотки катушки достаточно несколько раз прослушать две-три хорошо знакомых песен. Во время прослушивания нужно акцентировать внимание на громкости (как минимальной, так и максимальной), качестве звука (отсутствие посторонних шумов) и переходах звука.
Проворачивания диффузора также помогут обнаружить дефекты. Если при выполнении этого действия слышны скрежет, треск или шорох, то, скорее всего, возле магнитного зазора находится посторонние предметы, например, металлолом случайно попавший при сборке и другой мусор. Исправить то можно просто чисткой динамика.
Если диффузор проворачивается с трудом или вообще не крутится, то проблема заключается в сместившейся катушке или гильзе, а также смещение керна что в свою очередь приводит к заклиниванию гильзы. Данную проблему можно исправить, разобрав динамик и установив эти детали в правильное положение.
Электронную начинку динамиков можно проверить тестером, омметром или любым другим устройством для измерения электрического сопротивления.
Для этого необходимо мультиметр включить в режим замера сопротивления и померить данную характеристику динамика. Для полифонических динамиков сопротивление в среднем составляет 8 Ом, а для слуховых – порядка 30 Ом.
В случае, если измерительное устройство не показывает каких либо данных, значит что повреждена проводка динамика, а если она целая то проблема заключается в обрыве катушки. Поврежденную проводки или катушку с обрывом нужно заменить на новые.
Для проверки целостности непосредственно катушки, при помощи мультиметра необходимо прозвонить ее. В этом режиме щупы тестера присоединяются к контактам динамика.
Если на дисплее мультиметра показано значение больше 0, то звуковая катушка целая, а если это значение равно 1 то в катушке произошел обрыв и в этом случае ее необходимо заменить.
После проверки электроники стоит проверить качество сборки диффузора и гофра. Для этого динамиком необходимо воспроизвести инфранизкие частоты. Это позволит обнаружить некачественную склейку гофра и диффузора.
В последнюю очередь стоит проверить качество работы динамика при помощи генератора частот. Данная проверка динамиков должна выполняться в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Отсутствие хрипов и искажений будет означать, что динамик работает исправно и качественно.
Данные методы помогут решить задачу такую как проверка динамика мультиметром.
Как проверить катушки сабвуфера мультиметром
Проверки перед покупкой
Визуальный осмотр
Обратите внимание целостность диффузора, нет ли на нем трещин или пореждений. Осмотрите линию его крепления к корзине, она должна быть ровной и не иметь следов снятия или установки. Так же осмотрите пылезащитный колпак, он должен быть целым, на нем не должно быть следов переклейки. Обратите внимание на крепление центрирующей шайбы к корзине и катушке, там не должно быть надрывов. Магнит не должен иметь сколов и трещин. Другими словами убедитесь что сабвуфер не поврежден и не ремонтировался. Мы не рекомендуем покупать восстановленные динамики с рук, даже если ремонт был надлежащего качества.
Повреждение подвеса, повреждение диффузора, трещина в магните
Определяем возраст
Если есть возможность, то узнайте когда был выпущен саб. Например если рассматриваемому динамику более 10 лет ( не выпускается модель или вы смогли определить дату изготовления по серийному номеру), то возможно стоит рассмотреть другой вариант, так как с течением времени свойства магнита и резиновых деталей ухудшаются.
Проверяем ход
Элементарная проверка — это аккуратно по центру надавить на колпак саба и утопить его вниз, проследив за возвращением на место. При движении не должно не должно быть никаких препятствий и посторонних звуков. Если вы чувствуете какое-то сопротивление или слышите шорох, это значит что из за повреждений или некачественного ремонта у катушки сбита центровка и она цепляет керн или магнитную систему. Разумеется, от покупки такого сабвуфера нужно сразу отказаться.
Проверяем катушку
Обязательно посмотрите на цвет катушки, если она потемневшая это означает что она перегревалась, а саб работал в клиппинге. Не ведитесь на аргументы владельца типа: «Это нормально, когда наваливаешь»; «Это он наоборот хорошо размят»; «Да на соревках вообще чернее катухи бывают» — все это туфта. Брать саб с подпаленной катушкой – большой риск, который не оправдает экономии на покупке БУ.
Пример подпалённой катушки
Если динамик в коробе, то не смущайтесь попросить его достать, пусть даже это будет заводской корпус.
Прозваниваем катушку
Попросите у кого-нибудь цешку (мультиметр) или приобретите для себя, вещь в хозяйстве полезная и просто необходимая если вы имеете дело с автозвуком. Вполне подойдет любая самая бюджетная модель. С помощью этого прибора померьте сопротивление каждой катушки, если их несколько, оно должно примерно соответствовать заявленным показателям или может быть чуть больше (погрешность прибора). Для 4 Омной нормальный показатель будет в районе 3,8-4,5 Ом.
Если сопротивление сильно ниже заявленного, значит с катушками проблемы. Если катушка не прозванивается вообще (имеет максимальное сопротивление) это значит что намотка или подводящий провод в разрыве. Будьте внимательны, если у саба 2 катушки, то он может работать и при неисправности одной из них, но это не правильный режим и это неисправный сабвуфер!
Как проверить автомобильный усилитель в домашних условиях
Для того чтобы проверить работоспособность усилителя для авто в домашних условиях можно воспользоваться любым блоком с выходным постоянным напряжением от 12 до 14 вольт, или же компьютерным блоком, в котором есть необходимое для запуска усилителя напряжение. Мощность источника должна быть не менее 200 вольт и перед включением, обязательно, регулятор громкости мощности установить на минимум. Процесс ремонта всегда нужно начинать с визуального осмотра всех радиодеталей на монтажной плате усилителя. Стандартная модель автомобильного усилителя состоит из трёх основных узлов:
- блок преобразователя входного напряжения, который выполняет изменение однополярного входного напряжения бортовой цепи автомобиля, в двух полярный с повышением величины напряжения до 20 Вольт;
- узел усилителя мощности, зачастую он выполнен на биполярных транзисторах, которые установлены на радиаторах, необходимых для увеличения площади рассеивания тепла. Мощные выходные каскады на максимальной мощности очень сильно греются, поэтому плохое, негерметичное соединение плоскости транзистора и теплоотводящего радиатора обязательно приведёт к его перегреву, а соответственно и к пробою;
- блок регуляторов частоты, служащий для изменения тембра звучания. Распространённая неисправность этого узла связана с ухудшением плавности изменения сопротивления переменными резисторами.
После вскрытия корпуса стоит внимательно осмотреть каждую деталь усилителя, особое внимание обратить на:
- перегоревшие предохранители. Сквозь стеклянную колбу должна быть видна не оборванная нить плавкой вставки;
- резисторы, не должны иметь видимого нагара, свидетельствующего об их перегорании;
Одна из самых распространённых неисправностей, вышедших из строя автомобильных усилителей, связаны с поломкой именно инверторного блока питания. Этот узел состоит из:
- входных фильтрующих конденсаторов с большой ёмкостью;
- импульсного трансформатора;
- транзисторного преобразователя и микросхемы для выполняющих роль инвертирующего устройства;
- выпрямительных диодов, работающих в паре;
- сглаживающей цепочки, состоящей дросселя и нескольких электролитических конденсаторов.
Читать дальше: Установка фаркопа на ниву урбан
В любом случае обнаруженные сгоревшие детали должны быть заменены на новые. При этом ни предохранитель, ни резистор установленный в звуковоспроизводящей аппаратуре не выходит со строя без сопутствующих причин. Конденсатор со временем может высохнуть и вздуться. Более точные исследования и проверка усилителей выполняется с помощью мильтиметра и осциллографа.
Особенности покупки онлайн
В онлайне существует дополнительный риск нарваться на мошенника, что бы максимально обезопасить себя и купить БУ сабвуфер без траты нервов придерживайтесь следующих рекомендаций:
- приобретайте товар через объявления на крупных, специализированных форумах. Они как правило заботятся о качестве сделок и устанавливают правила торговли с упором на борьбу с мошенничеством;
- старайтесь приобретать аппаратуру у продавца с хорошим рейтингом или постарайтесь найти поручителя или людей, которые уже делали покупки у этого человека. Но форумах это сделать не сложно;
- проверьте другие темы и сообщения продавца;
- попросите дополнительные фотографии товара с числом и именем, написанными от руки, если по какой-то причине таких не было в объявлении;
- попросите дополнительные фотографии с нужных ракурсов, чтобы визуально оценить состояние корпуса, магнита, подвеса, катушки и т.д.;
- при покупке на большую сумму есть практика гаранта, когда деньги передаются 3му лицу (известному и авторитетному человеку), который отдает их продавцу после подтверждения покупателем получения товара;
- не стесняйтесь попросить фото паспорта продавца;
- выбирайте способ денежных переводов с идентификацией получателя (например переводы, где нужно указывать данные паспорта получателя).
Это основные критерии безопасности, применяйте их в зависимости от рискованности сделки.
Что такое динамик
Динамик (часто называются громкоговорителями) представляет собой электрическое устройство, которое преобразует электрический сигнал в звук. Это преобразование происходит за счет колебательного движения электрической катушки в постоянном магнитном поле (это поле обеспечивает постоянный магнит или, в более редких случаях, электромагнит). Эта катушка движет диффузор, который, в свою очередь, создает колебания воздуха, а это позволяет слышать воспроизводимые звуки.
Несмотря на простоту конструкции, неисправности, возникающие во время эксплуатации динамиков, все же могут периодически возникать. Если динамик начал воспроизводить звук с помехами, шипением или треском или вообще перестал работать, в первую очередь следует локализовать проблемное место.
Для начала необходимо провести визуальный осмотр устройства, а именно, проверить на наличие повреждений:
- корпуса;
- шнура электропитания;
- шнура сигнала;
- гофры;
- диффузора.
При наличии повреждений, данную деталь стоит отремонтировать или заменить (если повреждены гофра или диффузор, динамик придётся менять). Но если внешних дефектов не обнаружено, а звук воспроизводится с помехами или вообще отсутствует, то проблема могла возникнуть в контактах или катушке динамика и в данном случае поможет проверка динамика мультиметром.
Как прозвонить усилитель звука мультиметром
Для того чтобы правильно и с большой долей вероятности найти вышедший из строя транзистор выходного каскада, тем самым проверить усилитель звука, лучше всего выпаивать каждый из этих полупроводниковых приборов. Однако, эта процедура весьма трудоёмкая и займёт много времени, поэтому выходные транзисторы проверяются непосредственно на монтажной плате, переключив его на измерение сопротивления или на прозвонку цепи. Если присоединяя к ножкам щёпы мултиметра сопротивление и в одну и в другую сторону будет одинаковым или очень низким, то это значит транзистор пробит и требует замены.
Прозвонить можно также и диоды, которые должны пропускать ток в одном направлении, то есть если дотронуться щупами омметра в одну сторону сопротивление должно быть низкое, то в другую сторону больше 100 кОм.
Можно прозвонить эмиттерную цепь выходного каскада, но для этого нужно знать распайку транзисторов, то есть где у него база, эмиттер и коллектор. Проверка усилителя звука заключается в том что одним щупом прикасаются к эмиттеру транзистора выходного каскада, а другим на клемму идущую на динамик. Прозвонка должна показывать нулевое сопротивление или близкое к нему значение. Понять как проверить усилитель звука мультиметром сможет и человек малознакомый с электроникой.
Проверка динамика мультиметром
Для проверки контактов необходимо провести измерение сопротивления, установив мультиметр в режим определения данной характеристики. Щупы необходимо подключить к контактам соблюдая полярность динамика и при неподвижном диффузоре подвигать ними. Если на дисплее мультиметра показания постоянно меняются, то это будет означать что проводка повреждена и ее необходимо заменить.
В случае если перевернуть динамик и покрутить его, слышны посторонние звуки (например, постукивание), то, скорее всего от гильзы, в которой расположена катушка, отпало несколько витков или вся обмотка. Это можно исправить, заново намотав обмотку.
Также важно внимательно осмотреть звуковую катушку, которая расположена внутри динамика и выглядит как намотанный спиралью провод. Эта катушка должна иметь ровную, аккуратную обмотку, без переплетений и случайных нахлестов, изломов, разрывов и других механических повреждений. Если механические дефекты все же обнаружены, катушку следует заменить. Неправильную обмотку (неровную или с нахлестом) можно самостоятельно, аккуратно перемотать. Для проверки правильности перемотки катушки достаточно несколько раз прослушать две-три хорошо знакомых песен. Во время прослушивания нужно акцентировать внимание на громкости (как минимальной, так и максимальной), качестве звука (отсутствие посторонних шумов) и переходах звука.
Проворачивания диффузора также помогут обнаружить дефекты. Если при выполнении этого действия слышны скрежет, треск или шорох, то, скорее всего, возле магнитного зазора находится посторонние предметы, например, металлолом случайно попавший при сборке и другой мусор. Исправить то можно просто чисткой динамика. Если диффузор проворачивается с трудом или вообще не крутится, то проблема заключается в сместившейся катушке или гильзе, а также смещение керна что в свою очередь приводит к заклиниванию гильзы. Данную проблему можно исправить, разобрав динамик и установив эти детали в правильное положение.
Электронную начинку динамиков можно проверить тестером, омметром или любым другим устройством для измерения электрического сопротивления. Для этого необходимо мультиметр включить в режим замера сопротивления и померить данную характеристику динамика. Для полифонических динамиков сопротивление в среднем составляет 8 Ом, а для слуховых – порядка 30 Ом. В случае, если измерительное устройство не показывает каких либо данных, значит что повреждена проводка динамика, а если она целая то проблема заключается в обрыве катушки. Поврежденную проводки или катушку с обрывом нужно заменить на новые.
Для проверки целостности непосредственно катушки, при помощи мультиметра необходимо прозвонить ее. В этом режиме щупы тестера присоединяются к контактам динамика. Если на дисплее мультиметра показано значение больше 0, то звуковая катушка целая, а если это значение равно 1 то в катушке произошел обрыв и в этом случае ее необходимо заменить.
После проверки электроники стоит проверить качество сборки диффузора и гофра. Для этого динамиком необходимо воспроизвести инфранизкие частоты. Это позволит обнаружить некачественную склейку гофра и диффузора.
В последнюю очередь стоит проверить качество работы динамика при помощи генератора частот. Данная проверка динамиков должна выполняться в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Отсутствие хрипов и искажений будет означать, что динамик работает исправно и качественно.
Данные методы помогут решить задачу такую как проверка динамика мультиметром.
Рекомендуем посмотреть:
- Как восстановить динамики в машине
- Как компьютерный сабвуфер подключить в машину
Музыка в автомобиле своими руками
Что нужно для автозвука
Полезные советы
Чтобы правильно подсоединить к машине пассивный сабвуфер, необходимо учитывать рекомендации профессионалов из автосервиса. Они помогут избежать различных трудностей и максимально качественно выполнить работу новичкам.
- Во время подключения конденсатора обязательно нужно учитывать полярность. В противном случае устройство может некачественно выполнять свои функции или вовсе выходить из строя.
- После соединения двух устройств следует проверить качество контакта. Для этого проводят визуальный осмотр и выявляют любые дефекты. В случае обнаружения каких-либо перегибов или повреждений защитного слоя необходимо изолировать проблемное место.
- Используемый предохранитель должен соответствовать всем параметрам работы подключаемого оборудования.
- Владельцы автомобилей часто сталкиваются с проблемой плохой состыковки различных характеристик магнитолы и сабвуфера (например, частотные показатели). В этом случае рекомендуется выполнять регулировку параметров не на автомобильном проигрывателе, а на панели управления саба.
- Все работы нужно проводить только при выключенном двигателе. Кроме этого, следует обесточить все электрооборудование.
- При монтаже акустической системы рекомендуется использовать только качественную проводку. В противном случае она быстро выйдет из строя, что приведет к различным проблемам с работой оборудования.
Подключение сабвуфера к магнитоле без усилителя считается трудной работой. Чтобы выполнить ее, нужно точно соблюдать правильный порядок действий и избегать малейших неточностей. Только в этом случае устройство будет хорошо работать и радовать владельца транспортного средства.
Схема подключения сабвуфера к магнитоле без усилителя
Как подключить сабвуфер в машину без усилителя к магнитоле – можно самостоятельно, и совсем не обязательно для этого прибегать к дорогим услугами автосервисов. Это возможно, если вы приобрели «активный» сабвуфер (не путайте с пассивным, который однозначно будет нуждаться в усилителе), тогда наша инструкция будет вам полезной, нужно лишь строго соблюдать ниже перечисленные привила и соблюдать технику безопасности, тогда вы сможете насладиться громкой музыкой хорошего качества, и очень скоро.