Как заменить вентилятор охлаждения на ниве
Перейти к содержимому

Как заменить вентилятор охлаждения на ниве

  • автор:

Замена вентиляторов охлаждения радиатора, регулировка ступичных подшипников.

Наверное ещё недели 2-3 назад заметил, что при нагреве машины включился только один вентилятор. Тут я сразу понял, зачем в ниве два вентилятора: не для увеличения потока воздуха, а для резервирования. Тудя сюда, пять минут изысканий и умозаключений и был найден сгоревший предохранитель. Ну не просто же так он сгорел, наверное либо двигатель неисправен, либо КЗ. Кстати, любой электродвигатель в момент старта (пока ротор не крутится) для источника питания выглядит именно как КЗ (короткое замыкание). Достал елм-327, подключился, с мобильной версии opendiag стал пытаться включать вентиляторы, но почему-то с мобилки только левый включался, но он и работал. Пошёл в ближайший магазин автозапчастей, купил там несколько штук предохранителей, заменил и вроде бы заработало, но как-то не так. Ну ладно. На следующий день поехал в более другой магазин и был вариант либо брать всё в сборе (2 вентилятора + рамка) либо один. Какой именно у меня там с завода стоял, я не знал, поэтому купил самый дешёвый лузар за 1830 рублей и он был в наличии только один и ещё какой-то подороже был тоже только один — взял лузар. Ещё через день взял ноутбук с нормальным опендиагом (там вроде бы всё можно включать и выключать и всё работает) и поехал в гараж менять вентилятор. В тот раз фото не делал, но там между крыльчаткой и рамкой была размазана какая-то пластмасса, т.е. это такой же пластик из которого там всё и сделано. Облой наверное попал ещё очень давно и подклинивал все эти годы, но умирать стало только сейчас. Штатно с завода установлены были вентияляторы Валее или как-то так они называются. У них 8 лопостей, у лузара 7 и крутится он в другую сторону. Раскрутил, заменил, контакты очистил спреем для эоектроконтактов, а после подключения опрыскал разъёмы спреем диэлектрика (какая-то смазка на ощупь, защищает от доступа влаги и воздуха). Опендиаг не позволяет оба вентилятора сразу включить, проверил по отдельности — оба работают.

Для интереса полностью разобрал электромоторчик, посмотрел что там да как, где что почистил смазал, но передний подшипник так и не снял. Он на заклёпках и скорее всего при замене его потом фиг отцентруешь. Одноразовые вещи делают. По идее, если заменить этот шарикоподшипник, то вентилятор (почищенный и смазанный в остальных местах) будет работать ещё минимум столько же. Подшипник стал гудеть, но основной вой, я думаю, не от него, а от сочетания количества и формы лопастей и магнитных полюсов — что-то там в резонанс входит. Собрал обратно, подключал несколько раз к батарейке напрямую, всё крутится, дует, но гудит.

Надо было срочно ехать куда-то и в тот день я работы закончил, сел в другую машину и уехал.

Через сколько-то дней поехали на огород на ниве и тут я услышал, как работают оба два вентилятора вместе. Надо сказать, что лучше всего по звуку работает один лузар, а эти два … ну в общем, лузара я почти не услышал и возникло стремление заменить второй вентилятор на такой же лузар. Штош … поехал в тот же магазин, попросил такой же лузар, нашли, но стоил он уже 2150 рублей. На мой вопрос "а почему неделю назад было 1830 а сейчас 2150 ?" сказали "коронавирус — переоценка всего идёт". Идёт переоценка ценностей ;-). Негодяи … не бох весть какой вентилятор-то, есть и существенно лучше, говорят. Ну ладно. Вчера решил замонтажить второй лузар:

Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D Открученный и отведённый назад радиатор Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D Лёгким движением руки бачок с омывайкой поднимается и снимается, освобождая доступ к левому болту крепления радиатора Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D Морда ниваса без решётки радиатора и с уже демонтированным блоком вентиляторов Фото в бортжурнале LADA 4x4 3D А вот и герои сегодняшнего поста, тут всё ясно. Правый ещё не заменён.

Если кто не знает, то сливать ничего никуда не надо. Радиатор крепится на два болта сверху, прижимает через резинки блок вентиляторов. Снизу, что у того, что у другого нет креплений, всё просто куда-то вставляется через резинки и так и держится за счёт двух верхних болтов. Но для снятия пришлось снять запаску и открутить ту планку жёсткости, на которой лешжит запаска. Ещё я снимал защиту снизу для удобного доступа до разъёмов проводов. Сверху тоже можно, но жутко неудобно и можно разиатор замять. Сам же блок вентиряторов вынимается через морду, вверх он просто так не пролазит, но радиатор надо отводить. Т.е. поднимаем блок вентиляторов чуть вверх в сторону заблаговременно отведённого радиатора и вынимаем через морду. Ну и обратно так же, только провода надо засунуть как были. Кстати, у правого лузара длины провода не хватает, пришлось немного нештатным образом проложить.

Ноута у меня вчера не было и в любом случае надо было сделать ещё две вещи:
1. Проверить работу вентиляторов вместе, оценить "звук" :-).
2. Прогреть ступичные подшипники в условиях жары и отрегулировать их в условиях жары же.

Поехал по району нарезать круги … может показалось, но машина стала чуть меньше греться. Либо плацебо, либо меньшее число лопастей и уменьшенная их площадь — больше воздуха проходить стало, но это не точно :-). Подъехал к гаражу и стал ждать, пока включатся карлсоны. Включились … думал, будет лучше. Это всё из-за того, что работают одновременно два вентилятора и они по-любому будут друг друга дессонировать. Вот один любой, что валее что лузар, работает благозвучнее чем два лузара и тем более чем два валее. Ну ладно, имеем то, что имеем. Наверное теперь люди будут чуть меньше пугаться вентиляторов в моём нивасе. Ещё один плюс: штатные вентиляторы на 21 ампер, а лузарские — на 17, при включении карлсонов от лузара просадка напряжения в бортсети чуть меньше, это совершенно точно, но особых измерений я не проводил. Думаю, 2-3 десятых вольта разница.

Теперь исторя ступичных подшипников. Однажды после поездки случайно прикоснулся к передней ступише и заметил, что её температура заметно выше температуры на улице. Случайно в бардачке оказался пирометр. Передние ступицы +36 градусов по цельсию, задние +20, ну и на улице +20 было. Ну если греется, то наверное что-то там пережато, подумал я. Нашёл в коробке две новые гайки и после тестирования вентиляторов поднял перед машины на чурбачки и стал регулировать. Делал я это в третий раз в жизни, каждый раз как буд-то первый :-). Надо сказать, что ничего там зажато не было. Наоборот, был отчётлиый люфт. Т.е. не прям капец-пипец, но при покачивании колёс слышались отчётливые щелчки-удары, ну вы знаетее. Наверное можно было так и ездить, но лучше отрегулировать. Что же будет после регулировки с температурой, если с люфтом было +36 ? Затягивал гайку до тех пор пока не переставал чувстовать люфт. Точнее, люфт должен оставаться, но микроскопический. Не знаю как сказать. Там даже не щелчки, а еле заметное ёрзание колеса, совсем маленький люфт. Если затянуть силнее, то колесо начинает заметно туже крутиться и никакой люфт не чувствовался. Не знаю, на сколько правильно так делать и наверное трудно свои ощущения передавать словами, но я регулировал так. Навыка в этом у меня очень мало.

Заклепал гайки, ещё раз всё проверил, люфт никуда не ушёл. Быстро машину с чурок и айда кататься. проехал кружок по району, вернулся в гараж. Пирометр показал +46 градусов :-(, но люфт остался такой же как при регулировке.

А теперь вопрос к знатокам: есть ли какие-то нормы или таблицы, где указаны допустимые температуры кпп, раздатки, ступиц и т.п. в зависимости от температуры окружающей среды ? Мне бы не хотелось что-то перегреть. Думаю, что через несколько поездок по просёлочной дороге люфт станет чуть больше и ступицы станут греться меньше. Я точно где-то читал, что нагрев ступиц это нормально, но там не были указаны нормы.

Может стоит заморочиться со сменой поворотных кулаков на нового образца с двурядными шариковыми подшипниками ? Но там вроде бы тоже не всё однозначно, может быть что-то ещё заменять придётся, я не знаю. Как думаете ?

Замена вентилятора радиатора и его электродвигателя

Блок электровентиляторов снимаем при необходимости замены электродвигателя или при появлении сильной вибрации, вызванной налипанием грязи на крыльчатки.

Конструкция блока вентиляторов может отличаться в зависимости от модификации и г.в. автомобиля.

отсоединение разъёма вентиляторов радиатора

На фото капот снят для наглядности.

Разъединяем разъёмы проводов, питающих электровентиляторы.
(Эта работа выполняется из моторного отсека на ощупь, но для наглядности операция показана снизу при снятых грязезащитных щитках.)

Снимаем трубу запасного колеса (см. тут).

Наклоняем радиатор к двигателю.

замена вентиляторов радиатора

Для замены электродвигателя вентилятора.

разборка вентилятора

. головкой «на 10» отворачиваем три гайки.

снятие вентилятора из блока

. и снимаем электродвигатель с крыльчаткой.

крыльчатка вентилятора радиатора

Обратите внимание на впадины в ступице крыльчатки, в которые при установке должен войти штифт вала электродвигателя.

Отсоединяем проводку электродвигателя.

Устанавливаем электровентилятор в обратной последовательности.

Снятие кожуха вентилятора карбюраторного двигателя

Устанавливаем кожух вентилятора в обратной последовательности.

При установке обратите внимание на то, что верхний кожух.

электросхема вентилятора радиатора

Электрическая схема вентилятора системы охлаждения двигателя

Вентиляторы радиатора включаются, если температура охлаждающей жидкости превысит 101 °С.
Электровентиляторы выключается после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 97 °С или остановки двигателя.

Как заменить вентилятор охлаждения на ниве

Замена вентилятора радиатора и его электродвигателя

Блок электровентиляторов снимаем при необходимости замены электродвигателя или при появлении сильной вибрации, вызванной налипанием грязи на крыльчатки.

Конструкция блока вентиляторов может отличаться в зависимости от модификации и г.в. автомобиля.

отсоединение разъёма вентиляторов радиатора

На фото капот снят для наглядности.

Разъединяем разъёмы проводов, питающих электровентиляторы.
(Эта работа выполняется из моторного отсека на ощупь, но для наглядности операция показана снизу при снятых грязезащитных щитках.)

Снимаем трубу запасного колеса (см. тут).

Наклоняем радиатор к двигателю.

замена вентиляторов радиатора

Для замены электродвигателя вентилятора.

разборка вентилятора

. головкой «на 10» отворачиваем три гайки.

снятие вентилятора из блока

. и снимаем электродвигатель с крыльчаткой.

Обратите внимание на впадины в ступице крыльчатки, в которые при установке должен войти штифт вала электродвигателя.

Отсоединяем проводку электродвигателя.

Устанавливаем электровентилятор в обратной последовательности.

Снятие кожуха вентилятора карбюраторного двигателя

Устанавливаем кожух вентилятора в обратной последовательности.

При установке обратите внимание на то, что верхний кожух.

электросхема вентилятора радиатора

Электрическая схема вентилятора системы охлаждения двигателя

Вентиляторы радиатора включаются, если температура охлаждающей жидкости превысит 101 °С.
Электровентиляторы выключается после падения температуры охлаждающей жидкости ниже 97 °С или остановки двигателя.

Замена вентиляторов охлаждения радиатора и радиатора Нива 21214

Данная инструкция покажет вам как заменить вентиляторы охлаждения радиатра на автомобиле Ниа 212114 самостоятельно. Смотрите подробнее в видео.
Вся система охлаждения предусмотренна для того, чтобы колесить по бездорожью. Проще нужно сказать, что мы должны ездить очень много при маленькой скорости, но с большими оборотами.
Вы заметите, что радиатор для данного автомобиле значительн отличается в размере чем для других.

Замена вентиляторов охлаждения радиатора и радиатора Нива 21214

Конечно данная деталь не исключение из всех правил и рано или поздно выходит из строя, поэтому нам нужно знать как выполнить замену самостоятельно. Если вы читаете данную инструкцию, значит вы уже столкнулись с проблемой.
И так, причин для поломок очень много, но мы расскажем как отремонтировать. Приготовьтесь, поехали.

В начале подготовим инстурменты, их очень мало, всего лишь одна крестобразная отвёртка и ключ на десять.

В начале подготовим рабочее место, автомобиль выставим на ручник.
Поддомкрачивать автомобиль мы не будем.
Обратите внимание, что под капотом имеется колесо запасное, а также кронштейн крепления.
Нам нужно демонтировать блок вентиляторов электрических — это если у вас впрысковый 212114.
Если у вас карбюраторная модель, тогда нам нужн снять диффузор мех. крыльчатки.

Теперь охлаждающую жидкость слиавем аккуратно, а после пробки, которые располагаются на радиаторе выкручиаем.
Жидкость сливайте в ёмкость. Не забывайте отводить глаза, потому что могут возникнуть проблеммы из-за антифриза.

Хомуты, которые фиксируют патрубок, а именно: подводящий, отодящие и шланг, которые соединяет с бачком ох. снимаем.

Теперь понадобится ключ торцовый, с помощью которого мы выкрутим болты крепления проушин.
Пропихните аккуратно отёртку плоскую и пошевелите узел, возможно он уже прикипел. ПОсле выкрутите винты.
Возле проушины располагается воздухоразборник, из-за него возникла сложность, мы не можем достать радиатор, просто нет места, поэтому его мы немного сдвинем в сторонку.

Таким образом мы получили доступ к радиатору и освободили его от всех креплений, теперь можете его сдвинуть ближе к двигателю и достаньте из подкапотного пространства.

Опоры, которые располагаются снизу нам нужно хорошенько почистить, а также опоры и точки крепления, если нужно можете ещё метал и немного подкрасить.
Промываем двигатель и выполняем сборку в обратной последовательности.

Замена вентилятора охлаждения ваз 21214 инжектор

Блок электровентиляторов снимаем при необходимости замены электродвигателя или при появлении сильной вибрации, вызванной налипанием грязи на крыльчатки.

Конструкция блока вентиляторов может отличаться в зависимости от модификации и г.в. автомобиля.

Снять электровентиляторы можно двумя способами: со снятием радиатора и без снятия радиатора. Ниже показан способ без его полного снятия.
(если вам удобнее снять – см. тут).

На фото капот снят для наглядности.

Разъединяем разъёмы проводов, питающих электровентиляторы.
(Эта работа выполняется из моторного отсека на ощупь, но для наглядности операция показана снизу при снятых грязезащитных щитках.)

Снимаем трубу запасного колеса (см. тут).

Отворачиваем болты крепления радиатора (см. тут)

Наклоняем радиатор к двигателю.

. и вынимаем вентиляторы из моторного отсека.

Кожух электровентиляторов опирается на поперечину кузова через резиновые втулки.

Для замены электродвигателя вентилятора.

. головкой «на 10» отворачиваем три гайки.

. и снимаем электродвигатель с крыльчаткой.

Шлицевой отверткой приподнимаем запорный элемент стопорной шайбы, сдвигаем и снимаем шайбу. второй вариант крепления

и снимаем крыльчатку с вала электродвигателя.
другой вариант крыльчатки

Обратите внимание на впадины в ступице крыльчатки, в которые при установке должен войти штифт вала электродвигателя.

Отсоединяем проводку электродвигателя.

Устанавливаем электровентилятор в обратной последовательности.

Снятие кожуха вентилятора карбюраторного двигателя

Работу проводим для демонтажа радиатора, снятия крыльчатки и насоса охлаждающей жидкости.

Накидным ключом «на 10» отворачиваем две гайки шпилек, соединяющих части кожуха.

Снимаем нижний кожух.

Головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем болт крепления верхнего кожуха к кронштейну.

Снимаем верхний кожух.

Устанавливаем кожух вентилятора в обратной последовательности.

При установке обратите внимание на то, что верхний кожух.

…своим пазом должен быть надет на полукруглый выступ кронштейна. (Детали сняты с двигателя для наглядности.)

Вентиляторы системы охлаждения двигателя ВАЗ-21214 вращаются с помощью двух электродвигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

Управляет работой вентиляторов контроллер системы управления двигателем.

При выходе из строя электродвигателя вентилятора, его нужно заменить.

Снятие электровентиляторов с кожухом

Снять электровентиляторы двигателя ВАЗ-21214 можно только после снятия радиатора (см. Снятие радиатора). На фото капот снят для наглядности.

1. Отсоединяем электрический разъем.

2. Наклоняем электровентиляторы с кожухом к двигателю и вынимаем из моторного отсека.

3. Кожух электровентиляторов опирается на поперечину кузова через резиновые втулки

4. Для замены электродвигателя поддеваем отверткой стопорную шайбу

5. Снимаем крыльчатку

6. Обратите внимание на впадины в ступице крыльчатки, в которые при установке должен войти штифт вала электродвигателя.

Отсоединяем проводку электродвигателя.

Головкой «на 10» отворачиваем три болта крепления электродвигателя к кожуху.

Устанавливаем электровентилятор в обратной последовательности.

Для замены вентиляторов радиатора охлаждения двигателя Нива 21214 не нужно демонтировать сам радиатор, все гораздо проще, достаточно снять переднюю решетку отпустить передние болты радиатор и немного его наклонить. Это позволит без труда вытащить телевизор с вентиляторами.

Стоит учесть что вентиляторы для Нивы Шевроле и Нивы 21214 немного разные и НЕ взаимозаменяемые, так что при покупке новой запчасти не перепутайте.

Как можно увидеть на видео процесс замены вентиляторов охлаждения радиатора Niva 21214 не сложен, но для уверенности смотрите наглядно с парочкой полезных советов по продлению строка службы резинок под радиатором и уходу за контактами разъема.

Снятие и установка электровентиляторов и радиатора системы охлаждения Chevrolet Niva

1. Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.

3. Слейте жидкость из системы охлаждения.

4. Снимите облицовку радиатора.

5. Отсоедините колодки жгутов проводов от электровентиляторов.

6. Выверните болты верхнего кожуха радиатора.

7. Выверните болты бокового крепления верхнего кожуха радиатора.

8. Снимите кожух.

9. Выверните болты крепления верхнего крепления.

10. Отверните гайки нижнего крепления нижнего кожуха радиатора.

11. Снимите кожух.

12. Ослабьте хомут крепления и снимите с патрубка термостата нижний шланг радиатора.

13. Выверните болты крепления обоих верхних кронштейнов радиатора и снимите кронштейны.

14. Выдвиньте вперед верхнюю часть радиатора, ослабьте хомут крепления верхнего шланга и, дополнительно выдвинув радиатор вперед, снимите шланг с его патрубка.

15. Завод-изготовитель рекомендует снимать радиатор, не разъединяя его с кожухом электровентиляторов, однако на практике при этом недоступен хомут крепления нижнего шланга радиатора. Есть два варианта, из под машины раслабить хомут радиатора или отсоединить сверху кожух вентиляторов. Поэтому отсоедините кожух, отвернув гайку его верхнего крепления.

16. Отверните четыре болта бокового крепления.

17. Выдвиньте радиатор вперед на максимально возможное расстояние.

18. Через образовавшийся зазор между кожухом и радиатором ослабьте хомут крепления нижнего шланга.

19. Потянув шланг со стороны моторного отсека, снимите его с патрубка радиатора.

20. Снимите радиатор.

21. Кожух в сборе с электровентиляторами.

22. Для замены электровентилятора отверните три гайки его крепления к кожуху, снимите установленные под гайками шайбы и отсоедините электровентилятор от кожуха. Новый электровентилятор установите в последовательности, обратной снятию.

23. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора есть трещины, замените радиатор.

24. Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/ см4) и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с. Негерметичность радиатора определяется по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость целиком, проверяйте его последовательно со всех сторон.

25. Устанавливайте радиатор и все снятые детали в последовательности, обратной снятию.

Полезный совет:
Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.

26. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *