Замена вентиляторов охлаждения радиатора, регулировка ступичных подшипников.
Наверное ещё недели 2-3 назад заметил, что при нагреве машины включился только один вентилятор. Тут я сразу понял, зачем в ниве два вентилятора: не для увеличения потока воздуха, а для резервирования. Тудя сюда, пять минут изысканий и умозаключений и был найден сгоревший предохранитель. Ну не просто же так он сгорел, наверное либо двигатель неисправен, либо КЗ. Кстати, любой электродвигатель в момент старта (пока ротор не крутится) для источника питания выглядит именно как КЗ (короткое замыкание). Достал елм-327, подключился, с мобильной версии opendiag стал пытаться включать вентиляторы, но почему-то с мобилки только левый включался, но он и работал. Пошёл в ближайший магазин автозапчастей, купил там несколько штук предохранителей, заменил и вроде бы заработало, но как-то не так. Ну ладно. На следующий день поехал в более другой магазин и был вариант либо брать всё в сборе (2 вентилятора + рамка) либо один. Какой именно у меня там с завода стоял, я не знал, поэтому купил самый дешёвый лузар за 1830 рублей и он был в наличии только один и ещё какой-то подороже был тоже только один — взял лузар. Ещё через день взял ноутбук с нормальным опендиагом (там вроде бы всё можно включать и выключать и всё работает) и поехал в гараж менять вентилятор. В тот раз фото не делал, но там между крыльчаткой и рамкой была размазана какая-то пластмасса, т.е. это такой же пластик из которого там всё и сделано. Облой наверное попал ещё очень давно и подклинивал все эти годы, но умирать стало только сейчас. Штатно с завода установлены были вентияляторы Валее или как-то так они называются. У них 8 лопостей, у лузара 7 и крутится он в другую сторону. Раскрутил, заменил, контакты очистил спреем для эоектроконтактов, а после подключения опрыскал разъёмы спреем диэлектрика (какая-то смазка на ощупь, защищает от доступа влаги и воздуха). Опендиаг не позволяет оба вентилятора сразу включить, проверил по отдельности — оба работают.
Для интереса полностью разобрал электромоторчик, посмотрел что там да как, где что почистил смазал, но передний подшипник так и не снял. Он на заклёпках и скорее всего при замене его потом фиг отцентруешь. Одноразовые вещи делают. По идее, если заменить этот шарикоподшипник, то вентилятор (почищенный и смазанный в остальных местах) будет работать ещё минимум столько же. Подшипник стал гудеть, но основной вой, я думаю, не от него, а от сочетания количества и формы лопастей и магнитных полюсов — что-то там в резонанс входит. Собрал обратно, подключал несколько раз к батарейке напрямую, всё крутится, дует, но гудит.
Надо было срочно ехать куда-то и в тот день я работы закончил, сел в другую машину и уехал.
Через сколько-то дней поехали на огород на ниве и тут я услышал, как работают оба два вентилятора вместе. Надо сказать, что лучше всего по звуку работает один лузар, а эти два … ну в общем, лузара я почти не услышал и возникло стремление заменить второй вентилятор на такой же лузар. Штош … поехал в тот же магазин, попросил такой же лузар, нашли, но стоил он уже 2150 рублей. На мой вопрос "а почему неделю назад было 1830 а сейчас 2150 ?" сказали "коронавирус — переоценка всего идёт". Идёт переоценка ценностей ;-). Негодяи … не бох весть какой вентилятор-то, есть и существенно лучше, говорят. Ну ладно. Вчера решил замонтажить второй лузар:
Открученный и отведённый назад радиатор Лёгким движением руки бачок с омывайкой поднимается и снимается, освобождая доступ к левому болту крепления радиатора Морда ниваса без решётки радиатора и с уже демонтированным блоком вентиляторов А вот и герои сегодняшнего поста, тут всё ясно. Правый ещё не заменён.
Если кто не знает, то сливать ничего никуда не надо. Радиатор крепится на два болта сверху, прижимает через резинки блок вентиляторов. Снизу, что у того, что у другого нет креплений, всё просто куда-то вставляется через резинки и так и держится за счёт двух верхних болтов. Но для снятия пришлось снять запаску и открутить ту планку жёсткости, на которой лешжит запаска. Ещё я снимал защиту снизу для удобного доступа до разъёмов проводов. Сверху тоже можно, но жутко неудобно и можно разиатор замять. Сам же блок вентиряторов вынимается через морду, вверх он просто так не пролазит, но радиатор надо отводить. Т.е. поднимаем блок вентиляторов чуть вверх в сторону заблаговременно отведённого радиатора и вынимаем через морду. Ну и обратно так же, только провода надо засунуть как были. Кстати, у правого лузара длины провода не хватает, пришлось немного нештатным образом проложить.
Ноута у меня вчера не было и в любом случае надо было сделать ещё две вещи:
1. Проверить работу вентиляторов вместе, оценить "звук" :-).
2. Прогреть ступичные подшипники в условиях жары и отрегулировать их в условиях жары же.
Поехал по району нарезать круги … может показалось, но машина стала чуть меньше греться. Либо плацебо, либо меньшее число лопастей и уменьшенная их площадь — больше воздуха проходить стало, но это не точно :-). Подъехал к гаражу и стал ждать, пока включатся карлсоны. Включились … думал, будет лучше. Это всё из-за того, что работают одновременно два вентилятора и они по-любому будут друг друга дессонировать. Вот один любой, что валее что лузар, работает благозвучнее чем два лузара и тем более чем два валее. Ну ладно, имеем то, что имеем. Наверное теперь люди будут чуть меньше пугаться вентиляторов в моём нивасе. Ещё один плюс: штатные вентиляторы на 21 ампер, а лузарские — на 17, при включении карлсонов от лузара просадка напряжения в бортсети чуть меньше, это совершенно точно, но особых измерений я не проводил. Думаю, 2-3 десятых вольта разница.
Теперь исторя ступичных подшипников. Однажды после поездки случайно прикоснулся к передней ступише и заметил, что её температура заметно выше температуры на улице. Случайно в бардачке оказался пирометр. Передние ступицы +36 градусов по цельсию, задние +20, ну и на улице +20 было. Ну если греется, то наверное что-то там пережато, подумал я. Нашёл в коробке две новые гайки и после тестирования вентиляторов поднял перед машины на чурбачки и стал регулировать. Делал я это в третий раз в жизни, каждый раз как буд-то первый :-). Надо сказать, что ничего там зажато не было. Наоборот, был отчётлиый люфт. Т.е. не прям капец-пипец, но при покачивании колёс слышались отчётливые щелчки-удары, ну вы знаетее. Наверное можно было так и ездить, но лучше отрегулировать. Что же будет после регулировки с температурой, если с люфтом было +36 ? Затягивал гайку до тех пор пока не переставал чувстовать люфт. Точнее, люфт должен оставаться, но микроскопический. Не знаю как сказать. Там даже не щелчки, а еле заметное ёрзание колеса, совсем маленький люфт. Если затянуть силнее, то колесо начинает заметно туже крутиться и никакой люфт не чувствовался. Не знаю, на сколько правильно так делать и наверное трудно свои ощущения передавать словами, но я регулировал так. Навыка в этом у меня очень мало.
Заклепал гайки, ещё раз всё проверил, люфт никуда не ушёл. Быстро машину с чурок и айда кататься. проехал кружок по району, вернулся в гараж. Пирометр показал +46 градусов :-(, но люфт остался такой же как при регулировке.
А теперь вопрос к знатокам: есть ли какие-то нормы или таблицы, где указаны допустимые температуры кпп, раздатки, ступиц и т.п. в зависимости от температуры окружающей среды ? Мне бы не хотелось что-то перегреть. Думаю, что через несколько поездок по просёлочной дороге люфт станет чуть больше и ступицы станут греться меньше. Я точно где-то читал, что нагрев ступиц это нормально, но там не были указаны нормы.
Может стоит заморочиться со сменой поворотных кулаков на нового образца с двурядными шариковыми подшипниками ? Но там вроде бы тоже не всё однозначно, может быть что-то ещё заменять придётся, я не знаю. Как думаете ?
Замена вентилятора радиатора и его электродвигателя
Блок электровентиляторов снимаем при необходимости замены электродвигателя или при появлении сильной вибрации, вызванной налипанием грязи на крыльчатки.
Конструкция блока вентиляторов может отличаться в зависимости от модификации и г.в. автомобиля.
На фото капот снят для наглядности.
Разъединяем разъёмы проводов, питающих электровентиляторы. Снимаем трубу запасного колеса (см. тут). Наклоняем радиатор к двигателю.
|