Гироборд, гироскутер или моноколесо: на чем стоит прокатиться уже этим летом
Что такое гироскутер? Если вы смотрели фильмы серии «Назад в будущее», то наверняка помните момент, где Марти МакФлай попадает в 2015 год. Там странно одетая молодежь катается на ховербордах — парящих в воздухе скейтах. На дворе 2016 год, настоящий ховерборд уже создали и даже продемонстрировали публике, но до массового производства ещё далеко. Зато у нас есть то, чего не было в фильме Земекиса — много оригинального, удобного, экологически чистого и персонального электротранспорта: гироскутеры, гироборды, моноколеса и электрические велосипеды с самокатами. Так каким будет электротранспорт в ближайшем будущем? Или оно уже наступило? Все представленные аппараты могут пригодиться современному человеку где угодно, начиная с городских экскурсий, походов в магазин, обхода пробок, помощи инвалидам и пенсионерам до исполнения эффектных трюков перед девушками и получения хорошей дозы адреналина, а с ней и хорошего настроения. В этой статье мы расскажем о преимуществах и недостатках электротранспорта, вы узнаете о его классификации, поймёте разницу между сегвеем/гироскутером и гиробордом.
Сегвей или гироскутер
3 сентября 2001 года изобретатель Дин Кеймен представил миру сегвей (он же гироскутер) — странное средство передвижения, которое не имело ни руля, ни коробки передач, ни тормозов. Тем не менее, первые модернизированные серийные модели сегвея с рулем управления HT i167 и i180 появились уже в 2002 году, а мегапопулярные сегвеи I2 и X2 вышли в 2006. Что же касатеся самого слова «segway», то по одной версии оно происходит от итальянского «segue», что в переводе означает «следовать за». По другой — название образовано от двух английских слов «segue» (плавный переход) и «way» (путь).
По сути гироскутер — это платформа с двумя колесами, внутри которой разместились аккумулятор, компьютер, гироскоп и сенсоры. Диковинная новинка управлялась с помощью движений тела — наклоняетесь вперед и едете, наклоняетесь назад — тормозите или едете назад. Управление понятно даже чайнику — чем ниже наклон корпуса вперед, тема больше скорость. Если наклониться назад, то сначала транспорт замедляется, а потом едет в обратном направлении. Поворачиваем устройство с помощью руля. Повернули руль налево и поехали налево, повернули направо — поехали направо.
Как работает гироскутер?
Главная особенность гироскутера — механизм самобалансировки или автоматическая система стабилизации. Она реагирует на малейшие движения тела человека. С двух датчиков (гироскопического и жидкостного) инфомация отправляется в микропроцессор, который обрабатывает ее и отправляет сигнал электродвигателям. У каждого колеса свой двигатель.
В 2009 году компанию купил миллионер Джеймс Хесельден, который год спустя упал на собственном электроскутере в реку и погиб. В 2013 году Segway приобрел инвестиционный фонд Summit Strategic Investments, а в апреле 2015 года владельцем многострадального бренда стала китайская компания Ninebot, которую основатель Segway Дин Кеймен, обвинял в плагиате и краже идей, подавал в суд и ругал на каждом углу. После покупки конфликт естественно замяли, ведь Ninebot принадлежит известному китайскому гиганту Xiaomi, который привлёк в дело $80 миллионов инвестиций. Для Xiaomi это не прошло даром и недавно компания выпустила собственный электровелосипед.
С тех пор сегвей завоевал популярность и проник во многие сферы жизни человека. Сейчас выпускается много моделей гироскутеров — можно купить гироскутер отличающийся друг от друга формой, и внешним видом, и размером. На Западе его используют во многих целях: от езды по супермаркету за покупками до работы в полиции и туризма. Но не смотря на свою распространённость, размер и масса сегвеев стали уменьшаться. Гироскутер становится копией младшего брата мини-сегвея или гироборда (о нём чуть позже). Устройство стало меньше, получило новый руль поворота, который теперь находится не на уровне живота, а расположился между ног, напротив колен.
За сегвеями можно следить с помощью приложений на Android и iOS, через которые можно давать команды устройству на передвижение. Допустим, гироскутер стоит в десяти метрах от вас. С помощью программы на телефоне можно запустить сегвей и приказать подъехать к вам. Плюс приложение отслеживает электротранспорт на карте, показывает время работы аккумулятора, наезженный километраж и имеет встроенную социальную сеть, где можно общаться и мериться достижениями.
Гироскутер — это как велосипед: один раз научился, никогда не забудешь
Достоинства гироскутеров
На одном заряде (заряжается 7-8 часов) гироскутер преодолевает расстояние до 65 километров и развивает скорость до 35-40 км/ч. Такой скоростю и дальностью поездки может похвастаться только электровелосипед, но по размерам он больше и менее компактен. К тому же, из-за простоты и интуитивной понятности управления научиться кататься на гироскутере можно буквально за пять минут. А чтобы делать модные трюки достаточно одного часа занятий.
Недостатки гироскутеров
Цена классического и настоящего сегвея (да, бывают и подделки) начинается от $2000. У нас за такие деньги можно спокойно купить машину. Следовательно гироскутер мало доступен рядовому гражданину. К тому же, особенность конструкции сегвея и его не малый вес (в среднем 50 кг) не позволяют использовать его жителям многоэтажек, что ещё больше уменьшает возможность покупки устройства обычным жителем.
Гироборд или мини-сегвей
Гироборд — это младший брат и прямой наследник гироскутера. История его появления до сих пор вызывает споры, ведь сказать кто первым придумал гироборд сложно. С одной стороны известно, что в 2014 году, на выставке Canton Fair в Китае, компания Chic Robotics презентовала первый гироборд Smart S1. С другой, китайский изобретатель, бизнесмен и владелец компании Solowheel, Шань Чен, утверждает, что идею Smart S1 взяли с его проекта Hovertrax, который появился на платформе Kickstarter в 2013 году. Как утверждает бизнесмен, именно после появления прототипа на известной платформе, в Китае началась безумная мода на новинку и многие компании кинулись выпускать аппарат, не позаботившись о покупке лицензии. Просто потому что купить гироборд заметно дешевле, чем гироскутер.
Чем отличается сегвей от гироборда?
Тут всё просто: в устройстве убрали руль, значительно уменьшили вес (с 50 до 10 килограмм), размер и изменили управление. Внутренняя начинка осталась такой же. По сути, это та же платформа на колесах, внутри которой расположены два электромотора, гиродатчики, микропроцессор и аккумулятор. Управление осталось таким же — наклоны вперед и назад заставляют гироборд двигаться в нужном направлении. Только из-за отсутствия руля пострадала устойчивость и поворачивать нужно по-другому — перенесим вес тела в нужную сторону и мини-сегвей легко поворачивает.
Гироборды различают по диаметру колес, которые бывают 6.5, 8.5 и 10 дюймов. Чем больше диаметр колеса, тем лучше проходимость электротранспорта и скорость. Чаще всего мини-сегвеи с десятидюймовыми колесами имеют встроенные колонки и bluetooth-соединение. К такому гироборду можно подключиться с любого устройства, кататься и слушать любимую музыку.
Достоинства гироборда
На одном заряде компактный гироборд проедет до 20 километров, при скорости 18-20 км/ч. Заряжается устройство 1.5-2 часа — так же как обычный смартфон. Так как сейчас гироборд очень популярен, то много компаний взялись за его производство. Это значительно снизило среднюю стоимость устройства и цены начинаются от 250 долларов. Максимальная стоимость, по которой можно купить гироборд, составляет 480 долларов. (За модель с 10-дюймовыми колёсами). Итак, гироборд стоит не так много и доступен обычному городскому жителю. Ко всему, он компактен, весит до 10 кг и в случае необходимости легко переносится в специальной сумке, которая входит в комплект.
Недостатки гироборда
Из-за отсутствия руля, уверенно стоять на мини-сегвее получится через 40 минут — 1 час, а чтобы делать финты и лихо крутиться понадобиться минимум 3-4 часа тренировок. К тому же в начале, с гироборда легко упасть, стоит лишь на секунду расслабиться и перестать держать равновесие. Правда дальше все доходит до автоматизма, но до этого можно раз 10 что-то себе сломать.
Мегапопулярность устройства наряду с уменьшением цены принесло и негативные особенности. Существует множество подделок, которые собраны на скорую руку из некачественных материалов и ломаются буквально через несколько денй использования. Зачастую подделки продают по сниженной цене: купить гироборд дешево не проблема — цены начинаются от $180. Рядовому покупателю тяжело отличить подделку от качественного продукта, потому что это можно понять только по внутренней начинке.Поэтому советуем не покупать мини-сегвей ниже рекомендованной цены.
Моноколесо
История создания моноколеса начинается в 1884 году, когда неизвестный автор впервые предложил концепцию моноколеса. Правда предполагалось, что человек будет управлять им внутри оси. В 20 веке конструкцию одного колеса развивали многие изобретатели, которые пытались оснастить свои изобретения бензиновыми и даже электродвигателями. А первый серьзный шаг в развитии моноколес сделал американец Керри Маклин. Его официально зарегистрированный прототип имел бензиновый двигатель и разгонялся до 100 километров в час.
Современный вид моноколесо приобрело в 2009 году, когда компания IPS поставила их производство на поток. Широкую популярность моноколёса приобрели в 2012 году, когда компания вышла на мировой рынок с одноколёсными моделями IPS111, IPS112, IPS113 и двухколесными моделями IPS201, IPS202.
Моноколесо состоит непосредственно из самого колеса, гиродатчиков, электродвигателя, микрокомпьютера, ручки для транспортировки и двух подножек по бокам корпуса. Моноколеса бывают с одним колесом и с двумя спаренными колесами. Первые более маневренные, но на них тяжелее научиться кататься. Принцип работы моноколеса схож с работой внутреннего уха человека или вестибулярного аппарата. Когда вы резко наклоняетесь вниз и падаете, жидкость во внутреннем ухе меняет положение и посылает сигнал в мозг. Тот в свою очередь дает команду ноге, та становится вперед и вы избегаете падения. Когда вы стоите на моноколесе и наклоняетесь вперед, гироскоп передает сигнал на микропроцессор, в результате чего вы двигаетесь вперед с нужной скоростью. Такая система позволяет моноколесу балансировать в вертикальном положении и не заваливаться в стороны.
Для моноколес есть специальные приложения Android и iOS, с помощью которых можно отслеживать свой суточный пробег, максимальную скорость и маршрут. Фишка программы — она показывает всех людей поблизости, у кого есть моноколёса. С ними можно общаться в одном чате, договариваться о совместных поездках и хвастаться достижениями.
Достоинства моноколеса
Заряжается моноколесо так же быстро как и смартфон, а на одном заряде, при большей скорости, чем у гироборда ( 22 км/ ч) можно проехать немалое расстояние в 35 километров. Для такого небольшого электротраспорта более чем похвально. Популярность тоже оказалось на руку устройству и его пользователям — купить моноколесо можно от 300 долларов, что вполне доступно, а подделки практически отсутсвуют. К тому же, н аучиться кататься на моноколесе с одним колесом можно за 30-40 минут, а на колесе со спаренными колесами за 20 минут. Это намного быстрее учебы на гироборде, да и скорость большую развить можно, и проехать при этом вдвое большее расстояние, при одинаковом весе аппаратов.
Недостатки моноколеса
Даже при небольшом весе и удобной встроенной ручке для переноса, моноколесо все же сложнее траспортировать, чем тот же гироборд. Хотя с таким пробегом на одном заряде делать это приходится редко.
Электросамокат
Электросамокат по конструкции напоминает обычный самокат, только он оснащен электродвигателем, который расположен в заднем колесе. Под платформой самоката находится батарея и контроллер, с помощью которого происходит регулировка скорости. На руле расположен спидометр, тормозные рычаги и фара. Электросамокаты бывают детскими и взрослыми. Детские модели оснащены 6 дюймовыми колесами и весят 10 килограмм, взрослые — 8 дюймовыми при весе в 15 килограмм. Некоторые модели самокатов работают с приложениями на телефоне. Например, это модель InMotion L6. С помощью него можно блокировать самокат от угона, просматривать статистику езды, ограничивать скорость и проверять техническое состояние электротранспорта.
Достоинства электросамоката
Максимальная скорость аппарата 45 км/ч, а пробег на одном заряде варьируется до 30 километров. При том, что электросамокат заряжается максимум 3-4 часа. Для обычного пользователя, особенно для современного городского жителя будет важна способность у стройства складываться пополам, при этом самокат легко помещается в багажнике авто или в лифте. А л юбой пользователь научится ездить на электросамокате за 2 минуты (мы все априори умеем кататься на самокате),а выжимать ручку газа до упора вам захочется уже после десяти минут езды.
Недостатки электросамоката
Купить электросамокат можно за сумму от $400 до $800, но проблема электросамокатов в их хрупкости: бывает, что устройство сильно дребежжит при езде и буквально разваливается на ходу. Поэтому лучше купить прочную модель минимум за 550-600 долларов, а это уже стоимость нового мопеда. И тут есть над чем призадуматься.
Лисапед мой, лисапед.
Строго говоря, у электровелосипедов есть и седло, и даже могут быть педали, но обойти тему персонального электротранспорта без их упоминания было бы неправильно. Правда, они не предназначены для того, чтобы возить на них буряки, как поют эти замечательные женщины в своей известной песне.
Электровелосипед
Электровелосипед — это велосипед, оснащенный электродвигателем, который частично или полностью помогает движению аппарата. Электробайк оснащен электрическим двигателем, контроллером управления, аккумуляторной батареей, которая расположена на раме и регулятором скорости. Электровелосипеды бывают полноприводные, заднеприводные и переднеприводные. Еще они делятся на городские и предназначенные для езды по пересеченной местности. Некоторые устройства оснащены толстыми покрышками с низким давлением. Это позволяет электробайку с легкостью преодолевать рыхлый песок, снег, грязь и траву.
Электротранспорт оснащен системой управления pedalassist. Система подключает электродвигатель во время вращения педалей и берет на себя часть нагрузки. Так же есть возможность ездить на электротяге, как на мотоцикле без педалей.
Достоинства электровелосипеда
При включенной электротяге заряда батарей хватит на 30 километров, а при работе только системы pedalassist можно проехать приличное расстояние в 60 километров. И это при максимальной скорости 50 км/ч. Зарядка батарей в 4-6 часов для таких результатов может считаться только однозначным достоинством. А главное, что помимо обычных пользователей, встроенная система pedalassist позволяет кататься пожилым людям и людям с ограниченной физической активностью, чего другие виды электротранспорта предложить не могут.
Недостатки электровелосипеда
Габариты устройства не маленькие и зачастую такой байк весит от 25 до 35 килограмм. А цена от 1320 до 1600 долларов (именно за такие деньги можно купить электровелосипед) сразу же сильно ограничивают круг покупателей. Покупать их стоит разве что для состоятельных бабушек и дедушек, но взять на прокат может каждый.
Минибайк
Минибайк — это уникальное сочетание мотоцикла, скутера и мопеда, а его набухшие покрышки заимствованы у кастомных байков «Bobber». Минибайк часто по ошибке называют электросамокатом или электроскутером, но это в корне не верно. Он как и другой электротранспорт, оснащен электродвигателем, контроллером управления, аккумуляторной батареей и регулятором скорости. Минибайки есть только одного вида — это серия Like. Bike SEEV. Ведь изначально это был концептуальный прототип, который так понравился пользователям, что его запустили в серийное производство.
Достоинства минибайка
Самосознание, что владеешь концептом в хоть и серийном, но очень ограниченном количестве. Брутальный и серьёзный внешний вид. К тому же при заряде 6-8 часов, запас хода достигает 80 километров. Это пока лучший результат среди всего персонального электротранспорта.
Недостатки минибайка
При космической цене (купить минибайк можно от $1600 до $2000) этот представитель электротранспорта весит приличных 55 килограмм и разгоняется при этом всего лишь до 35 км/ч. А его габариты, неудобная и абсолютно не компактная конструкция делают минибайк абсолютно не пригодным транспортом для жителей всех домов, кроме частных. Так что убедитесь перед покупкой, в наличии у вас частного дома.
Как видите сейчас существует много видов доступного электротранспорта на любой вкус, цвет и кошелёк, ограничения есть только в вашей фантазии. Кем бы вы ни были: офисным работником, хипстером, директором крупного холдинга или просто студентом, для вас найдется устройство по желаниям и потребностям. Благо в любом парке или в центре любого города появились прокаты аппаратов из представленных в статье. Отрывайтесь от компьютера и вперед — пробуйте сами, ведь ни одна статья не передаст тех удивительных ощущений от использования такого простого и современного средства передвижения.
Для тех, кто хочет знать больше
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.
Как выбрать моноколесо и научиться на нем ездить (и то, и другое возможно)
Все же помнят уткоробота из диснеевского мультфильма? Стремительный будто молния, вездесущий будто ветер в этом апреле — суперкряк был очень крутым персонажем. Сегодня возможность быть таким же крутым есть практически у каждого. Для этого придется отбросить страх и сомнения и помчаться верхом на моноколесе навстречу приключениям, сделав остановку в ближайшей кофейне, либо будто вихрь долететь до работы, привлекая к себе завистливые взгляды коллег. И оказывается, для этого не нужно быть циркачом, в чем мы убедились сами.
Как выбрать моноколесо и научиться на нем ездить?
Электросамокат или моноколесо?
Это называется прогресс: совсем недавно были только велосипед и ролики, а теперь человек, который хочет обзавестись чем-то по-настоящему мобильным, должен выбирать из богатейшего многообразия всевозможных приспособлений. И все же наиболее предпочтительными в плане скорости, запаса хода и удобства кажутся два устройства: электросамокат и моноколесо. Понятно, что и у того, и у другого вида есть свои почитатели, поэтому за экспертным мнением мы обратились к Игорю Сущенко, человеку, хорошо знакомому с такими штуками.
Я понимаю, что для многих это звучит парадоксально, но любые сомнения уходят прочь, как только человек пробует и сравнивает. У самоката сравнительно небольшие колеса, что вызывает определенные риски. Яма или серьезная выбоина — и с самоката летишь через руль. Моноколесо такую яму, скорее всего, проглотит благодаря большему диаметру. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей оно подстраивается под ездока, ловит его, помогая удержать равновесие, — говорит наш собеседник.
Что касается скорости и запаса хода, то нужно смотреть на характеристики конкретной модели. Принято считать, что на подобном транспорте по городу безопасно передвигаться со скоростью не более 30 км/ч — это в среднем так же, как и на велосипеде. А дальность действия на одном заряде и у моноколес, и у электросамокатов чаще всего достаточная для того, чтобы не только курсировать в городских условиях, но и устраивать полноценные путешествия. Мы, кстати, писали о таком опыте: настоятель Красного костела в Минске Владислав Завальнюк в условиях пандемии совершил паломничество в Будслав на моноколесе.
Это, впрочем, не означает, что можно разъезжать по музею на моноколесе. Но его запросто можно вести рядом с собой: у каждой модели для этого предусмотрена удобная ручка, и в таком виде приспособление походит на чемоданчик для ручной клади — проблем возникнуть не должно.
Как выбрать моноколесо?
Приступая к выбору моноколеса, необходимо оценить свои собственные параметры — в первую очередь рост и вес.
Ваш рост может влиять на выбор диаметра колес: все-таки маленькие колеса для высоких людей могут быть некомфортны при управлении. Чаще всего модели моноколес выпускают диаметром от 14 до 20 дюймов. Этот параметр также влияет на проходимость всего приспособления: чем больше колеса, тем им легче «проглатывать» все сложности рельефа и дорожного покрытия.
При этом модели с достаточной мощностью вполне подходят как для города, так и для бездорожья. Опционально их можно дооснастить внедорожной резиной, если такая необходимость есть.
— Если вес превышает 90 кг, я рекомендую брать колеса мощностью не менее 1500—2000 Вт, — советует эксперт.
В случае с моноколесами существует такое понятие, как продав. Когда мы разгоняемся слишком сильно, срабатывает система безопасности: колесо пищит и приподнимает педали, чуть отталкивая нас назад и тем самым замедляясь. Но если человек имеет значительный вес, на который моноколесо не рассчитано, то он сможет его использовать, чтобы продавить колесо, проигнорировать систему безопасности. В результате прибор может просто выключиться оттого, что ему недостает тяги. Поэтому я (130 кг) использую колесо мощностью 2000 Вт — его даже с моим весом продавить невозможно.
Есть, кстати, и защита от дурака: если игнорировать попытки моноколеса притормозить, то оно затормозит совсем, и стать на него не получится до перезагрузки — такая вот пауза для того, чтобы поостыть и умерить прыть.
А вот вес колеса не является принципиальным параметром при выборе. Устройство может весить и 20, и 30 кг, но какая разница, если почувствовать это фактически негде. Колесо едет само, если вести его рядом, будто чемоданчик для ручной клади, если бы чемоданчик ехал самостоятельно. Приспособление не нужно толкать или тянуть за собой: просто придерживаете его рядом и идете в комфортном для себя ритме. В таком же режиме оно способно забираться на ступени лестницы — стоит лишь направлять его, не прикладывая, по сути, никаких усилий.
— У меня в подъезде как-то лифт меняли: два месяца он не работал. Так я поднимался с моноколесом на свой этаж без проблем: направляешь его вперед, и оно спокойно въезжает по лестнице, — рассказал наш собеседник.
Выходит, колесо и поднимать-то особо незачем, разве что в багажник уложить.
Что такое колесо подскока и почему не стоит брать промежуточный вариант?
Раз уж речь зашла о багажнике, то сразу расскажем о довольно распространенном варианте использования моноколес в большом городе. Водитель покупает, возможно, не самую мощную и дальноходную модель, укладывает ее себе в машину. Затем при необходимости доезжает до удобной парковки, оставляет там автомобиль, а оставшийся путь проделывает на моноколесе. Плюсов несколько: нет возни с поиском парковочных мест и оплатой парковки в центральной части города, ну и пребывание на свежем воздухе опять же. Это называется «использовать колесо подскока» — очень удобно.
Запас хода и скорость
— Среднебюджетное колесо в среднем способно проехать на одном заряде порядка 40 км при максимальной скорости 30 км/ч, — рассказывает эксперт. — При этом есть модели с куда более продвинутыми характеристиками — такие способны за раз преодолевать более 200 км.
Все зависит от того, какую сферу применения вы определили для этого средства индивидуальной мобильности. Должен ли это быть стандартный городской вариант или планируете собрать рюкзак и отправиться на моноколесе в путешествие по стране — это тоже возможно.
Заряжаются моноколеса также стандартными способами, на полный цикл от 0 до 100% уходит в среднем 4—5 часов. Можно дополнительно приобрести устройства для быстрой зарядки, но производители не рекомендуют ими пользоваться — ресурс батареи становится меньше (здесь все как и с любой другой электроникой).
Есть ли риск выбрать слишком мощное колесо?
— В любом случае каждое моноколесо управляется с помощью мобильного приложения. Если, к примеру, вы купили устройство для себя, а потом захотели дать его покататься ребенку, то можно выставить ограничение скорости, например, на 20 км/ч. Кроме того, в приложении всегда можно найти информацию об уровне заряда батареи, запасе хода. Есть также функция блокировки колеса — тогда никто не сможет им воспользоваться без вашего присмотра, — отметил Игорь Сущенко.
Колеса повышенной комфортности
В 2020-м на рынке появились новейшие модели моноколес с гидравлической подвеской. Это последнее слово техники, обеспечивающее максимальную плавность хода даже на неидеальном покрытии.
— Даже дальняя дорога не ощущается совершенно — колесо едет само собой. Мышечная память также работает — вы все делаете на автомате, — говорит эксперт.
— Ноги не болят после таких путешествий?
— Совсем нет. Нагрузка ощущается только после обучения езде на моноколесе, затем любой человек к ней привыкает.
К слову, модели с подвеской могут быть интересны людям, испытывающим проблемы с суставами.
Как научиться ездить на моноколесе?
Самое трудное — поверить в то, что на таком устройстве можно ездить и без циркового образования. Игорь Сущенко последние два года занимается обучением езде на моноколесе. За это время через него прошли почти 500 учеников, на занятия приходит в среднем по 15 человек в неделю. Все эти люди смогли научиться — значит, получится у любого желающего.
Это не значит, что через час или даже через 5 часов вы станете хорошим моноколесником. Идея в том, что после занятий вы сможете ездить и совершенствовать свой навык самостоятельно. Как с велосипедом в детстве, помните? Убрали приставные колесики, пару раз мама-папа подстраховали, и все — едешь, совершенствуешь.
— Я даю базу для того, чтобы человек имел затем возможность учиться самостоятельно, без меня. Задача — стать без помощи инструктора на моноколесо, проехать на нем некоторое расстояние, безопасно остановиться и слезть по сигналу, не повредив себя и свое средство индивидуальной мобильности. Это азы, — отмечает Игорь Сущенко.
Обучение проходит в несколько этапов, первый из которых довольно статичный. Необходимо научиться становиться на педали моноколеса и аккуратно, но уверенно с них слезать. Это может быть непросто, но после нескольких повторений уверенность возрастает.
— Человек обычно приходит учиться с таким настроением: я попробую, у меня ничего не получится, и я буду знать, что все это не для меня. Но в 100% случаев все получается, и люди остаются в восторге. Моноколесо — это своеобразный парк развлечений и средство передвижения в одном флаконе, — говорит инструктор.
Постепенно в обучение включаются элемент за элементом. Стал на педали, тронулся вперед, откатился назад, слез на землю. В какой-то момент начинает казаться, что заново учишься стоять на коньках.
— На моноколесе у многих возникают ассоциации с другими спортивными навыками. Если кто-то катается на сноуборде, то ему кажется, что езда на моноколесе напоминает спуск на сноуборде. Кому нравятся горные лыжи — вспоминает их. Мне, к примеру, кажется, что моноколесо ближе к мотодельтаплану — ты просто паришь над землей, — замечтавшись, рассказывает наш собеседник.
Ну, дельтаплан — это для продвинутых пользователей. Поначалу катание больше напоминает езду на лыжах. Стопы жестко зафиксированы, а управление происходит всем телом. После первых, пусть даже неуклюжих метров самостоятельного движения приходит вера в то, что обучаемый не безнадежен. А за верой появляется и уверенность. С этого момента дело в шляпе: остается только практиковаться.
— Это безопаснее, чем кажется: у меня никто серьезно не падал и ничего не ломал, — спокойно говорит Игорь Сущенко. — Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики, потому что 5 лет назад сам впервые встал на моноколесо. Учился месяц, потому что не было ни одного видео о том, как это делать, никаких руководств. Была только китайская реклама, где ребята эффектно рассекали на моноколесах — вот я и загорелся. Помню, все тогда испробовал, даже с двух ног пытался на него запрыгнуть. Зато теперь то долгое обучение помогает мне: я в каждом ученике вижу себя, замечаю, кто допускает ошибки и какие, по себе знаю, как проще всего эти ошибки исправлять. Каждое занятие у нас индивидуальное.
Нужно ли надевать шлем при езде на моноколесе?
Эксперт подчеркивает: только после прохождения обучения езда на моноколесе становится безопасной. И все же даже опытные владельцы моноколес не забывают об осторожности и следуют общим рекомендациям для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. С помощью Игоря Сущенко мы подготовили ряд советов начинающим моноколесникам:
- соблюдайте безопасную скорость: в городе — не более 25—30 км/ч, причем это максимум, зачастую нужно ехать куда медленнее;
- контролируйте не только свои действия, но и происходящее вокруг. Старайтесь спрогнозировать ситуацию и действия других участников движения;
- используйте защитную экипировку: перчатки, шлем, а при необходимости — наколенники и налокотники. Также полезным аксессуаром будет зеркало заднего вида, которое крепится на шлем или на руку;
- смотрите на дорогу перед собой, объезжайте лужи — это могут быть ямы, наполненные водой;
- опасайтесь животных на дороге, в том числе домашних собак, которых выгуливают хозяева. Действия животных трудно предсказать, к тому же бывает почти невозможно разглядеть тонкий поводок, который может оказаться на вашем пути;
- не рискуйте, не пытайтесь протиснуться в «карман» между пешеходами, которые находятся спиной к вам. Лучше притормозить и попросить пешехода уступить дорогу;
- старайтесь пересечься взглядом с пешеходом, который движется навстречу, это позволит убедиться, что вас видят;
- не отвлекайтесь при движении на моноколесе: никакого телефона, текстовых сообщений и всего прочего;
- снижайте скорость перед пересечением проезжей части, помогите водителям вас вовремя увидеть;
- избегайте агрессивного поведения, ни к чему хорошему конфликты не приводят.
Подробнее о том, как избегать неприятностей, быть аккуратным и по-дорожному вежливым на моноколесе, Игорь Сущенко рассказывает в своем видео на YouTube.
Как я передвигаюсь по городу на моноколесе и сколько это стоит
Человек на моноколесе почти всегда притягивает взгляды, особенно в регионах, где это средство передвижения практически не распространено, в отличие от вездесущих электросамокатов.
Что такое моноколесо
Пару лет назад заинтересовался и я. Тему особо не изучал, просто вот захотелось и всё. Поэтому купил одну из самых недорогих моделей, InMotion V5F — маломощную, тихоходную и с маленькой дальностью пробега. Правда, понял я это и пожалел лишь позже.
Самостоятельное обучение езде было довольно мучительным и относительно долгим — я поехал лишь на пятый день тренировок, и то после того, как от отчаяния замахнул пару стаканов коньяка, что, как ни странно, помогло. Успех дался дорогой ценой — сбитые в кровь ладони, колени и локти (защитой тогда я по незнанию ещё не озаботился), синяки, боль в суставах, исколоченное об асфальт и заборы ещё недавно сверкавшее новизной моноколесо и идиотские комментарии прохожих-зевак. Зато сейчас я просто встаю на колесо и еду куда захочу, не думая ни об управлении, ни о равновесии — тело делает всё само, а процесс катания доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие.
Моноколесо как электротранспорт — вещь относительно недавняя. Начавшись лет 7 назад как развлечение для осторожной и неспешной езды в парках и на площадках, оно очень быстро превратилось в самодостаточное средство передвижения и даже трюковой снаряд.
Устройство его в принципе не претерпело изменений с первоначальных образцов — это самобалансирующееся мотор-колесо с навешенными на него подножками (педалями), аккумуляторными батареями и блоком управляющей электроники. Балансировка в направлениях вперёд-назад осуществляется автоматикой точно так же, как в сегвеях и гироскутерах, а вот боковая достигается исключительно скиллом райдера (водителя моноколеса) и схожа с поддержанием равновесия при езде на обычном велосипеде.
Вопреки распространенному заблуждению, райдеру в процессе езды не нужно думать о том, чтобы удержать равновесие и балансировать для этого, как на одноколёсном велосипеде — нет. Большую часть здесь вообще берёт на себя электроника, остальное решается скоростью. Прилагать какие-то усилия, чтоб удержать равновесие, райдеру приходится лишь на сверхмалых скоростях (ниже скорости пешехода), в основном при лавировании среди прохожих на заполненных тротуарах. Во всех остальных случаях просто едешь и всё, и даже руки могут в это время быть заняты — например, в одной руке шаверма, в другой стакан с кофе.
Преимущества моноколеса перед электросамокатом
Моноколесо намного компактнее электросамоката, даже самые тяжёлые модели,— в вертикальной проекции райдер на моноколесе по габаритам ничем не отличается от обычного пешехода. Удобство переноски — большинство моделей имеют ручку, за которую спокойно можно перетаскивать одной рукой.
С моноколесом пускают почти во все общественные заведения и места — магазины, банки, почтовые отделения, офисы МФЦ и так далее — спешиваешься, выдвигаешь (раскладываешь) ручку и просто катишь колесо рядом с собой. С самокатами такой фокус не прокатывает. Имели место несколько попыток самых рьяных охранников на входе не впустить с моноколесом в магазины, но успеха не возымели — вызванные представители администрации подтверждали отсутствие запрета на вход с колесом. Исключение — медицинские учреждения, но там всё и так понятно. И то никто не мешает положить колесо в большой непрозрачный пакет и внести в нём за ручку.
Легче преодолеть типичные препятствия городской среды — все эти неизбежные бордюры, трамвайные рельсы и крутые пандусы. Типичный самокат (кастомных монстров в расчёт не берём) не сравнится с проходимостью любого моноколеса — после освоения несложной техники на бордюры высотой до 20 сантиметров впрыгиваешь вместе с колесом сходу, лишь чуть снизив скорость, в любые подъёмы также благодаря мощности. Среднее моноколесо всегда намного мощнее любого среднего электросамоката.
К людям на моноколесе нет такого пренебрежения, как к самокатчикам. Ну и, наконец, с детства в голове засевшая смутная заноза пренебрежения к самокатчикам: «Ха-ха, на велосипеде не смогли выучиться» — осталась до сих пор, самокат я не захотел, слишком просто.
Свободные руки во время езды.
Производители, продавцы и цены
Абсолютно все модели моноколёс делают китайские компании в полном цикле, т.е. всё, включая разработку — этот рынок полностью захвачен ими. Это 5 компаний — KingSong, InMotion, Begode (в девичестве Gotway), дерзкий новичок Veteran и всем известный производитель самокатов Ninebot (уже покинувший рынок моноколёс). За моноколёсами каждого производителя за годы его существования сложились определённые имидж и репутация.
KingSong — добротные колёса с неплохим дизайном, надёжные и относительно недорогие, но не самые мощные и совсем не скоростные (за исключением новейшей модели S20), что, впрочем, не помешало им завоевать популярность у той категории райдеров, которым не нужно «валить» и которые предпочитают неспешно чилить по дорожкам парков и тротуарам. Легендарные и крайне популярные модели –16S, 18L («элька»), 18XL («кисель») и первая модель моноколеса с подвеской — S18 («салат»).
Begode (Gotway). Девиз компании — валить и наваливать. Все, кому важна скорость, выбирают именно «готов». «Готы» — это мощность, скорость и дальность пробега. Скорости 70-90 км/ч — это к Begode. Но, к сожалению, колёса компании имеют не очень хорошую репутацию в плане качества сборки (осуществлять крепление деталей мебельными уголками и саморезами, вытарчивающих остриями в самых неожиданных местах — это в порядке вещей) и пожароопасности (другие производители не имеют такой печальной статистики самовозгораний). Но ради скорости райдеры готовы мириться с этим, и после покупки, как правило, делают самостоятельную доработку за китайскими сборщиками.
Тем не менее, в активе компании имеются и модели для начинающих, и для среднего сегмента (которые, к слову, тоже вполне себе «валят» по сравнению с аналогичными моделями других производителей). Одна из самых популярных моделей Begode — легендарная «Никола» (Nikola Plus) с непривычно приятным для этой компании дизайном, хорошим запасом мощности и скорости и даже определенным качеством сборки.
InMotion. Компания изначально сравнительно надолго застряла на рынке всего с тремя моделями (V5, V8 и V10). Отличительные черты — обилие глянцевого пластика в отделке, симпатичный круглый дизайн и очень хорошее качество сборки. Мощность и скорость не про них — уровень KingSong. Однако недавно компания спохватилась и выпустила удачную и относительно быструю модель с подвеской (V11) и следом бесподвесочную, но мощную и во многом инновационную V12 (сенсорный дисплей, раскладная подножка).
Самым популярным продуктом компании можно считать V8 — модель, поставившую «на колесо» не одну сотню начинающих райдеров и до сих пор имеющую большой спрос благодаря компактности, небольшой цене и надёжности.
Veteran. Самая новая компания по производству моноколёс, основанная отщепенцами из Begode (Gotway), не согласных с её курсом. Первая же модель, знаменитый Sherman, буквально перевернула весь мир моноколёсников и завоевала безумную любовь райдеров, несмотря на очень высокую стоимость. Огромная по тем временам (2020 год) мощность и дальность пробега, соответствующая скорость, невероятно брутальная внешность канистры, дисплей… Райдеры, любящие скорость, были в неописуемом восторге. Ко всем этим прелестям прилагалось ещё и качество изготовления, приятно отличающееся от «материнской» Begode. Райдеры, покупая Шермана, ни на секунду не заморачивались даже нехарактерным для тех времён весом — 35 кг и конструкцию, исключающую переноску одной рукой. Впоследствии компания развила успех выпуском такого же монстра с в какой-то степени ожидаемым названием Abrams.
И, наконец, Segway by Ninebot. Колёса этой компании считаются, по общему мнению, «айфонами в мире моноколёс» — это дизайн, отличное качество изготовления и некоторые особенности управления, которые не все готовы принять.
Самая известная модель компании — Z10, которую из-за написания обычно называют просто «Зло», моноколесо с поистине бомбической внешностью и нехарактерно широкой (4 дюйма) покрышкой, благодаря которой управление этим колесом очень непривычно для райдера, привыкшего к «обычным» колёсам. К сожалению, после выхода этой модели компания-производитель покинула рынок моноколёс — скорее всего, не выдержав конкуренции с KingSong, InMotion и Gotway.
Рейтинг
Моноколёса можно условно разбить на несколько категорий.
Первая категория — начальная. Колеса с небольшим диаметром, 10, 14 и в некоторой степени 16 дюймов. Это, как правило, модели для начинающих или детей — они имеют очень небольшую мощность, скорость и дальность пробега. Как правило, до 25-35 км/ч и дальность 20-40 км. Для уже научившегося катать райдера это явно недостаточно.
Наиболее характерные представители — KingSong 14M, Ninebot Segway One S2, InMotion V5F, GotWay (Begode) Mten3. Немного лучше по характеристикам KingSong 16S или InMotion V8, но до «взрослых» категорий, пожалуй, всё же не дотягивают. Но, несмотря на откровенно скромные характеристики, многие райдеры охотно покупают такие колёса в дополнение к основным — «на подскок». Например, сгонять до магазина или почты тяжеленный Шерман или GotWay RS HS выволакивать из квартиры каждый раз не станешь, а вот компактный и лёгкий, допустим, InMotion V8 — за милую душу.
Вторая категория — условный средний класс. Это моноколёса с диаметром колеса 16-18 дюймов, покупаются, как правило, всерьёз и надолго. Это уже вполне приличные скорости (обычно до 50 км/ч, но бывает и выше), это большой запас пробега на одном заряде (от 60-70 км и до 100 км), это добротная конструкция с большими удобными педалями, яркой фарой, позволяющей ездить в темноте, и относительно большая мощность мотор-колеса, позволяющая не опасаться «продава» (об этом ниже) и уверенно преодолевать препятствия.
К представителям этой категории можно отнести KingSong 18L/XL, 16X, Gotway (Begode) Tesla и особенно Nikola (Plus), Ninebot Z10 и в какой-то степени InMotion V10. Представители этой категории, пожалуй, наиболее многочисленны в массе общего числа моноколёс на рынке.
Третья категория — быстрее, дальше, мощнее. Для любителей навалить, дальних путешествий и просто состоятельных райдеров. Обладают большим диаметром колеса (от 18 до 24 дюймов), хотя есть и исключения. Достигают скоростей далеко за пределами «пенсионерских» 50 км/ч — 60, 70, 80 км/ч и быстрее. Оснащаются, как правило, очень большими батарейными сборками, позволяющих достичь больших пробегов на одном заряде (от 120 до 200 км и больше) и, соответственно, очень мощными двигателями.
Платить за это приходится весом (от 30 кг до почти 50 кг) и некоторыми неудобствами конструкции — невозможность переносить колесо в одной руке и часто отсутствием удобной выдвижной ручки, чтоб катить колесо рядом. Самый яркий представитель класса — Veteran Sherman. Затем идут модели от Gotway (Begode) — Monster (Pro), RS, RS HS. Можно отнести к этой категории и InMotion V12, несмотря на небольшой диаметр, и единственный представитель от KingSong — S20.
Отдельная когорта — моноколеса с подвеской, появившиеся не так давно. Часть из них по характеристикам относятся ко второй категории (KingSong S18, InMotion V11), но большинство всё же к третьей — KingSong S20, Gotway Hero HT, GotWay EX20S, GotWay Hero HS. Наличие подвески для моноколёс среднего класса обеспечивает комфортность езды, недостижимую для бесподвесов, и возможность увеличить среднюю скорость для «тяжёлого» класса — подвеска позволяет игнорировать неровности дорожного покрытия, на которых бесподвесы вынуждены притормаживать.
Самая удачная схема подвески (многорычажная) была реализована в KingSong S18, получила развитие в KingSong S20 и была заимствована конкурентами из GotWay (Begode) в модели Hero.
Где купить моноколеса в России
По сути, глобально продавец сейчас лишь один, называть его я не стану — но название его на слуху у всех райдеров и без труда выдаётся любым поисковиком. Магазин плотно и официально сотрудничает со всеми производителями моноколёс, производит гарантийное и сервисное обслуживание, имеет гибкую ценовую политику и активно общается со своими покупателями в соответствующих группах в Телеграме, оказывая им любую посильную поддержку. Это не реклама, а лишь продолжительный опыт сотрудничества с этим продавцом, все свои моноколёса я покупал именно у них, непосредственно и через дилера в своём регионе.
С ценами, особенно сейчас, всё сложнее — входной билет в мир моноколёс довольно дорог. Даже простенькое колесо для обучения обойдётся в кругленькую сумму от 30-40 тыс. и дороже, что уж говорить о колёсах «взрослого» уровня, здесь уже придётся манипулировать суммами от 130-150 тыс. рублей. Цены же на «тяжёлый» класс, элиту моноколёс, вообще могут ввергнуть в шок начинающего райдера — здесь привычны цифры от 200 тыс., и даже 300 тыс. — не предел. В самый интересный период начала марта ценник и вовсе начинал приближаться к полумиллиону…
Неоднозначный вопрос — вторичный рынок. Он вполне себе присутствует, особенно в виде «Моноколесной барахолки» в том же Телеграме. Но для покупки на вторичке обязательно нужно разбираться в вопросе, в идеале — знать продавца и историю выставленного на продажу колеса. Слишком многим рискует покупатель подержанного моноколеса с неизвестной историей — убитые подшипники, битые кривые обода, меняный контроллер, и особенно — батарейные сборки, подвергавшиеся самостоятельному вмешательству. В лучшем случае такое колесо вас просто сбросит на скорости, самопроизвольно отключившись, в худшем — самовозгорится у вас дома, спалив дотла квартиру, горят моноколеса (как и электросамокаты) очень впечатляюще, и потушить их практически нереально.
Манера езды, места для катания, правовой статус
Есть две антагонистичных категории моноколёсников.
«Пенсы» . Они предпочитают спокойный стиль езды, не превышая, как правило, скорости 35-40 км/ч и редко приближаясь к предельным 50 км/ч — колёса такие райдеры, как правило, покупают из средней (и даже начальной) категории, большего им просто не нужно. Они катают по велодорожкам и тротуарам, почти не выскакивая на проезжую часть.
«Гонщики». Рвутся за адреналином и постоянное место их обитания — проезжая часть, и далеко не всегда это обочина, часто они позиционируют себя своим поведением как полноправные участники дорожного движения. Привычные скорости для них начинаются от 60-70 км/ч, и именно их мы видим в роликах на YouTube, снующими на дороге между автомобилей.
С год назад в одной из самых многочисленных групп моноколёсников проводился опрос-голосование о стиле езды, соотношение «пенсов» к «гонщикам» оказалось 2:1, к негодованию последних.
«Пенсы» и «гонщики» совершенно не понимают друг друга, что не мешает им вполне дружелюбно общаться в группах моноколёсников в Telegram, но вот совместные покатушки по понятным причинам у них раздельные (моноколёсник — существо стайное и любит катать в обществе себе подобных). «Пенсы» с ужасом смотрят на проезжую часть, а «гонщики» не понимают, как можно тошнить на жалких 40 км/ч по тротуарам.
Я, как водитель («коробочник», так презрительно именуют водителей моноколёсники), всегда с большой настороженностью смотрю на моноколёсников на проезжей части, остерегаясь их больше, чем велосипедистов. И поэтому, как моноколёсник, никогда не выбираюсь за пределы тротуаров и велодорожек.
И, если с правовым статусом электросамокатов мощностью более 0,25 кВт (почти все не прокатные самокаты) государство худо-бедно определилось, приравняв их к мопедам (водительское удостоверение категории М, шлем), то со статусом моноколёс (а они все намного мощнее означенных 0,25 кВт) до сих пор нет какого-то внятного определения.
Единственное, что мы имеем на сегодня — туманное разъяснение главка ГИБДД от прошлого года, согласно которому моноколёсник приравнен к пешеходу. Статус достаточно странный, учитывая мощности и скорости моноколёс, но хотя бы определяет некоторый круг правил для моноколёсника — езда исключительно по тротуарам (даже не по велодорожкам), необходимость спешиваться на пешеходных переходах и никакого выезда на проезжую часть. Пока что инспектора ГИБДД руководствуются именно этим разъяснением, штрафуя моноколёсников на проезжей части и проезд пешеходного перехода не спешиваясь — прецеденты уже есть.
Вопросы этики
Моноколёснику, катающему в присутственных местах, неизбежно приходится считаться с наличием других участников «пешеходного движения» — обычных пешеходов, мам с колясками, велосипедистов и самокатчиков, детей, бегающих по рандомным траекториям, а также собаковладельцев.
Исходя из общения с себе подобными, с удовлетворением могу резюмировать, что подавляющее большинство из нас вполне адекватные и нормальные люди («гонщиков» в расчёт не беру, это особая статья). Мы исходим из того, что райдер на моноколесе находится в заведомо более опасном для окружающих положении, чем все остальные — мы тяжелее, мы быстрее, нам практически невозможно мгновенно остановиться.
Мы на тротуаре лишь гости, и из этого исходят все неписаные правила поведения моноколёсника.
- Не вижу — не еду.
- Выбирай скорость с таким учётом, чтоб можно было успеть затормозить перед неожиданно возникшим препятствием.
- Видишь ребенка — сбавь скорость до минимальной, пока не минуешь его, пусть даже он держится за руку родителя; не проезжай между ребенком и родителем — ребенок, если что, побежит к родителю.
- Объезжай любого пешехода на максимально возможном расстоянии — люди непредсказуемы.
- Не пугай людей, неожиданно подкатываясь сзади.
- Всегда заранее обозначай направление своего движения для встречных пешеходов, чтоб они не метались поперёк тротуара.
- Сбавляй скорость до минимума перед пересечением тротуаров — из-за угла может выскочить велосипедист, самокатчик или такой же моноколёсник.
- Не пользуйся сигналами, бибикалками и прочим — пешеходы на тротуаре тебе ничем не обязаны. Дождись момента для безопасного объезда или вежливо попроси уступить дорогу.
- Никогда не проезжай между собакой и её владельцем — там может быть поводок.
- Усиливай свою видимость — яркая одежда, включенная даже днём фара, по возможности дополнительные световые приборы.
Конечно, есть среди нас и отмороженные на всю голову индивидуумы, носящиеся по тротуару на скорости 60 км/ч, огибая пешеходов как на слаломе, оставляя после себя маты и проклятия, гоняющие по магазинам и вагонам метро, но, к счастью, процент их не превышает обычного процента неадекватов в обществе — такие есть в любой социальной группе.
Какие опасности ждут моноколесника
Казалось бы, моноколесо идеальный индивидуальный электротранспорт, но нет, есть и свои подводные камни.
Необходимость обучения. Ещё ни один человек не встал вот так сразу на моноколесо и не поехал — всегда требуется какое-то время. Кому-то 15 минут, кому-то 2 недели и больше. В среднем несколько дней, и не всегда этот процесс приятен и безболезненнен — вы будете падать; возможно, жёстко. Возможно, даже разочаруетесь в себе и в самой идее оседлать снаряд.
Обычно рекомендуют воспользоваться для обучения прокатными колёсами. Падения с моноколеса обычно более болезненны и травмоопасны, чем с других видов индивидуального транспорта. У велосипедиста или самокатчика впереди есть колесо, руль, рама. У моноколёсника — ничего, и падает он, если что, лицом прямо в неизвестность. Отсюда необходимость защиты, к которой, как правило, каждый приходит через свой болезненный опыт. Защита запястий, локтей, коленей — необходимый минимум. С увеличением скорости требуется уже «черепаха» и фуллфейс-шлем. «Гонщикам» необходим весь набор.
Если вы видите моноколёсника без защиты — это значит, он просто ещё не падал и самоуверенно полагает, что этого никогда не случится. Опытный же моноколёсник надевает защиту, даже собравшись в магазин за хлебом.
Со временем и сопутствующей прокачкой скилла количество падений уменьшается и вообще может достигнуть нуля, особенно если проявлять осмотрительность при катании. К примеру, за весь прошлый сезон, откатав около 2 тыс. километров, я упал всего 2 раза на околонулевой скорости, и обоих падений можно было избежать. Один раз поскользнулся, самонадеянно заехав на наледь ранней весной, второй раз — заезжая с газона на тротуар под слишком острым углом колеса к бордюру. Оба раза от ссадин спасла защита на запястьях и локтях.
Самым жёстким в моём опыте было, как ни странно, падение с колеса начального уровня InMotion V5F на скорости чуть более 20 км/ч — на спуске я, несмотря на недостаток опыта, подразогнался и не справился с колесом на трещинах в асфальте. Меня швырнуло на газон рядом, по которому я прокувыркался несколько раз. По сильной боли в районе плеча понял, что чуть не сломал ключицу.
Тормозной путь моноколеса длиннее, чем у электросамоката, и вообще, экстренное торможение требует определённого навыка — никаких тормозных систем моноколесо не имеет, торможение осуществляется «двигателем» и инициируется телодвижением, противоположным разгону. Психологически не очень комфортно для торможения буквально лечь вместе с колесом назад себя.
Любое моноколесо всегда имеет предел мощности и при его превышении «продавливается». Это может случиться, например, при попытке продолжать набирать скорость, несмотря на предупреждающие сигналы автоматики, или при энергичном подъёме в гору при уровне заряда ниже 30%, или даже просто при попытке выбраться из ямки на маломощной модели. «Продав колеса» заключается в том, что автоматика, исчерпав способы предупреждения райдера (звуковые сигналы, подъём педалей), попросту отключает колесо. Лишившись электронной системы балансировки, райдер мгновенно теряет равновесие и летит с колеса носом вперёд — и это может произойти на скорости 70 и более км/ч. В этом главное отличие от электросамокатов, которые при отказе электроники просто катятся дальше по инерции.
Кроме того, отключение колеса на ходу может произойти просто из-за сбоя электроники — например, вдруг сгорает контроллер. Моноколесо — всего лишь обычное техническое устройство, и от отказов не застраховано. Такие случаи, конечно, крайне редки, но возможность их всё равно нужно иметь в виду.
Современные батарейные сборки подвержены самовозгораниям — горит всё. Горят автомобили Tesla, горят электросамокаты, горят смартфоны вполне именитых производителей (вспомним приснопамятный Samsung Galaxy Note7). Моноколёса не исключение. Обычно возгорание вызвано внешними факторами — механические повреждения при падении, попадание воды внутрь, вмешательство в конструкцию батарейных сборок — но может произойти и самопроизвольно. Горит батарейная сборка долго, весело, и с невероятным обилием дыма — в этом году в России был случай, когда такой пожар уничтожил всю квартиру и привёл двоих райдеров в ожоговое отделение.
Кто-то мастерит для хранения самодельные асбестовые шкафы, кто-то отрабатывает схему «быстро выбросить горящее колесо в окно или на площадку», а счастливчики, проживающие в частных домах, ставят моноколёса во дворе. Выглядит, конечно, возможность самовозгорания устрашающе, но всё же это лишь вероятность, но не система — иначе бы моноколёса не разрешались к продаже, а они совершенно официально продаются в тех же США многотысячными тиражами (рынок № 1).
Итоги
Это совершенно новый опыт. Моноколесо несравнимо ни с чем: вы просто катите, не задумываясь об управлении — тело делает всё само на уровне рефлексов. От того, что моноколесо управляется лишь едва заметными движениями ног и корпуса, оно представляется продолжением тела — это нужно испытать самому.
Я катаю по тротуарам и велосипедным дорожкам, по тропинкам в лесу (на моноколесе с подвеской это отдельное удовольствие), по делу и просто так, один и в компании. И даже когда выпадает снег и самокаты уходят в зимнюю спячку, мы шипуем резину и продолжаем катать.
Когда ты на моноколесе, город как-то сжимается. Ты понимаешь, что можешь за полдня объехать его практически весь — и это совсем не то, что объехать его на машине. В прошлом году, отправившись в автомобильное путешествие, я получил новые впечатления от того, что открывал незнакомые для себя города с моноколеса — я взял его с собой.
Сложно рекомендовать моноколесо всем и сразу — это не самый однозначный способ передвижения, многие предпочтут привычный и не такой пугающий электросамокат, кто-то останется на велосипеде. Но всё же.
Что такое моноколесо
Моноколесо — это одно колесо с мотором, на котором можно ездить. Моноколесо является абсолютно новым видом персонального транспортного средства, имеющим массу преимуществ.
Моноколесо, что это?
Моноколесо — автотранспортные средство с системой гиростабилизации колеса. Как результат, моноколесо очень легкое и является самым компактным автотранспортом в мире. Моноколесо можно перевозить и хранить в любом месте. Оно предоставит Вам удобный и интересный опыт передвижения, давая странное чувство «как будто вы скользите по земле».
В среднем, параметры устройства таковы —
- высота — 47см,
- длина — 40см,
- ширина — 18см,
- вес — от 8 до 24 кг.
Бывают моноколеса различных форм и расцветок.
Корпус моноколеса изготавливается из прочного ударостойкого пластика. Корпус может быть различной раскраски.
Итак, обычно моноколесо снаружи состоит из следующих частей:
- Сверху устройства расположена ручка для переноски,
- кнопка для вкл/выкл,
- разъем для подключения зарядного устройства,
- индикатор уровня заряда,
- По бокам устройства расположены резиновые вставки, для более комфортного управления,
- Ниже находятся раскладные металлические подножки, часто покрытые специальным материалом, чтобы нога не соскальзывала.
- Нижняя часть моноколеса – это, собственно, само колесо, состоящее из оси, обода, спиц и покрышки, верхняя часть колеса закрыта корпусом.
Внутри корпуса находятся аккумуляторные батареи, электродвигатель, компьютер (материнская плата).
В комплекте с моноколесом часто идет также так называемый ремень безопасности, который прикрепляется к ручке вверху, для того, чтобы при обучении езде удерживать колесо (если такового ремня в комплекте нет, то его можно приобрести как дополнительный аксессуар). Кроме этого в комплекте часто идут тренировочные колесики, которые прикрепляются к подножкам и служат для упрощения обучения езде на колесе. Также в комплектацию входят зарядное устройство и удлинитель для подкачки колеса.
Моноколеса постоянно развиваются и дорабатываются производителями, соответственно, появляется всё больше различных добавлений. Так например, всё больше появляется моноколёс, оснащенных динамиком для проигрывания музыки, USB портом, различной подсветкой и др. Ну и, конечно, почти для всех новинок сейчас разрабатываются специальные приложения, благодаря которым вы можете узнавать и менять различные параметры моноколеса.
В зависимости от модели колеса, одного заряда хватает, чтобы проехать от 10 до 200 км, со скоростью до 50км/ч. Заряд производится от электророзетки, полностью аккумулятор заряжается около 2 до 20 часов.
Равновесие колеса поддерживается, благодаря встроенному гироскопу, который распознаёт смещение центра тяжести. То есть, чтобы управлять колесом, нужно переносить вес на пятку либо на переднюю часть стопы. Для движения вперед нужно совсем немного надавить передней частью ступни на подножку, чем сильнее вы надавите, тем быстрее поедете. При нажатии на подножку пяткой происходит торможение и далее движение назад. Для того, чтобы повернуть, нужно надавить ступней на подножку со стороны поворота.
Если при езде на моноцикле вы превысили безопасную скорость, то подножки начинают приподниматься, предотвращая увеличение скорости. Если вы продолжаете пытаться ехать быстрее, то раздается сначала прерывистый, а потом сплошной сигнал, предупреждающий о том, что нужно снизить скорость.
На моноколесе можно ездить не только по идеально ровной дороге, оно подходит для езды и по грунтовой дороге, и по траве. Те, кто уверен в себе и своем умении кататься, ездят и по лесным тропинкам, которые изобилуют не только ямками и кочками, склонами и подъёмами, но и выступающими корнями деревьев. На моноколесе можно ехать по наклонной поверхности как вниз, так и вверх. В зависимости от модели колеса угол наклона дороги, который может осилить устройство, может достигать 30°.
На колесе можно ездить в дождь, но есть некоторые меры предосторожности с которыми мы рекомендуем ознакомиться.