Стихия офф-роуда. Чем квадроцикл отличается от квадрицикла и других ТС?
Автомобили и внедорожники — это не единственные средства передвижения, на которых можно ездить на офф-роуде. В последнее время среди рыбаков и охотников приобретают популярность альтернативные виды транспорта, в том числе квадрициклы и квадроциклы, а также двухместные и четырехместные багги, трициклы и прочие транспортные средства. Каждый аппарат предполагает использование на пересеченной местности, отчего требует получения особых водительских прав.
Квадроцикл
Внешний вид этого четырехколесного мотовездехода хорошо известен. Он похож на мотоцикл, только вместо двух колес у него четыре тракторных катка широкого профиля и гигантского радиуса. Они помогают ходить по зыбкой почве, лесным просекам, размокшим полям и грунтовым дорогам. Квадроциклы оснащают задним или передним приводом, сравнительно мощным мотором и багажником для перевозки грузов. Посадка обоих пассажиров осуществляется друг за другом в седлах верхом.
Этот вид транспорта относится к спецтехнике, так же как и сельскохозяйственные минитрактора, поэтому для управлением им необходимо получать удостоверение тракториста-машиниста АI. Кроме того, усложнена регистрация такого транспорта. Помимо ГИБДД их необходимо ставить на учет в Гостехнадзоре.
Квадрицикл
Несмотря на схожесть названия с четырехколесным мотовездеходом, квадрицикл — совершенно иное транспортное средство. В отличие от квадроцикла, он имеет открытую кабину и два полноценных сиденья, как в автомобиле. Масса его не превышает 400 кг, а максимальная скорость не может быть больше 45 км/ч. Руль у него круглый, автомобильный. По сути, это небольшие автомобили.
Лучшим примером квадрицикла является известный из фильмов электрический гольфкар для поездок по полям для игры в гольф.
Продавались квадрициклы и в СССР. Самым массовым был СМЗ С-3Д, то есть мотоколяска, предназначенная для инвалидов.
Сейчас пользуются популярностью спортивные варианты квадрициклов, предназначенные для поездок по пересеченной местности с крупными внедорожными колесами. Данные ТС считаются мототранспортными средствами, и для них нужна особая отметка в правах — категория В1. Они подходят и для управления трициклами.
Трициклы
Это транспортное средство является промежуточным звеном между мотоциклами и квадрициклами.
У него три колеса, однако компоновка места водителя и пассажира как у квадроцикла. Как правило, спереди стоят два колеса, а сзади одно, но у некоторых моделей реализована обратная схема их расположения. Предназначен этот вид транспорта для дорог общего пользования. Рабочий объем двигателя у трициклов — больше 50 куб. см., а скорость — выше 50 км/ч. В России пользуются популярностью мощные трициклы, которые гораздо устойчивее на асфальтовых трассах, чем мотоциклы, и тем самым безопаснее их. Для управления этим видом транспорта необходима открытая категория В1.
Багги
Впервые багги появились в 1950-е годы в США. Для их изготовления использовались детали от заднемоторных автомобилей «Фольксваген Жук». Трансмиссию и коробку ставили на рамный сварной открытый кузов, из-за него получившуюся неказистую машину называли просто коляской, то есть «buggy». Эти машины изначально строились для передвижения вне дорог, и почти сразу их стали использовать в спортивных гонках по пересеченной местности.
Сейчас багги активно используются не только для спорта, но и для полицейских и военных целей, а также для туристических прогулок. Эти машины гораздо мощнее квадрициклов и имеют большую скорость.
По существующей в России классификации они попадают под разряд спецтехники для бездорожья, то есть являются малыми тракторами и требуют получения прав категории АI, а также обязательной регистрации в Гостехнадзоре.
Чем отличается квадрицикл от квадроцикла
Квадроцикл – это мотовездеход, а квадрицикл – как правило, небольшой автомобиль для города. Обычно они не похожи внешне. Подробнее об отличиях мы расскажем в статье.
Что такое квадрицикл
Квадрицикл – это четырехколесное мототранспортное средство с максимальной скоростью от 25 км/ч, мощностью двигателя до 20 л.с. и снаряженной массой не более 400 кг (не более 550 кг для грузовых версий).
Обычно квадрицикл предназначен для города и выглядит как мини-автомобиль. Также бывают и внедорожные модели, но по возможностям они уступают квадроциклам.
Что такое квадроцикл
Квадроцикл – это четырехколесное транспортное средство с объемом двигателя более 50 см³. Предназначен для бездорожья и выглядит как компактный вездеход. Закон не запрещает ездить на квадроцикле по городу.
Отличия квадрицикла от квадроцикла
Кроме внешнего вида и предназначения, квадрицикл и квадроцикл различаются по мощности, весу, необходимой для управления категории прав и месту регистрации.
Мощность двигателя
Квадрицикл. По закону не может иметь двигатель мощнее 20 л.с. Это плохо сказывается на проходимости. Даже если купить внедорожный полноприводный квадрицикл с высоким клиренсом и большими колесами, тяги будет недостаточно для преодоления серьезного бездорожья.
Квадроцикл. Средний 500-кубовый квадроцикл развивает 30-40 л.с. Литровые модели – от 70 л.с. Мощность законом не ограничена. Тяги достаточно для преодоления серьезного бездорожья и перевозки тяжелых грузов, поэтому такая техника подходит для экспедиций и туризма, а также хозяйственных работ, охоты и рыбалки.
Категория прав
Квадрицикл. Права на квадрицикл получают в ГИБДД. Какая категория должна быть открыта, зависит от двигателя и максимальной скорости:
- если максимальная скорость не превышает 50 км/ч, а объем двигателя меньше 50 см³ – нужна категория «M», «А», «B» или любая другая из перечисленных в законе «О безопасности дорожного движения»;
- если максимальная скорость превышает 50 км/ч, а объем двигателя больше 50 см³ – нужна подкатегория «B1», она открывается автоматически вместе с категориями «A» и «B».
Нужно учитывать, что категории «A» и «B» дают право управления квадрициклами с разными типами рулевого управления и посадки:
- при открытой «А» можно ездить на квадрициклах с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа, в правах напротив подкатегории «B1» должна стоять отметка «МS»;
- при открытой «B» можно ездить на квадрициклах с автомобильной посадкой и автомобильным рулем, в правах напротив подкатегории «B1» должна стоять отметка «AS»;
- при открытых «А» и «B» можно ездить на любых квадрициклах, отметки напротив подкатегории «B1» не ставятся.
Квадроцикл. Права на квадроцикл получают в Гостехнадзоре. Какой категории, зависит от типа посадки:
- квадроциклом с мотоциклетной посадкой (ATV) можно управлять с 16 лет при открытой категории «АI»;
- квадроциклом с автомобильной посадкой (SSV) можно управлять с 19 лет при открытых категориях «АII» и автомобильной «В» – стаж управления «легковушкой» должен быть от 12 месяцев.
Регистрация
Квадрицикл. Продается с ПТС и ставится на учет в ГИБДД.
Квадроцикл. Продается с ПСМ и ставится на учет в Гостехнадзоре.
Квадрицикл, как правило, предназначен для дорог общего пользования, но некоторые модели подходят для легкого бездорожья. Управлять им можно при открытой автомобильной подкатегории «B1». Отметка «МS» разрешает ездить на квадрициклах с мотоциклетными посадкой и рулем, «AS» – с автомобильными. При наличии прав категорий «А» и «B», полученных в ГИБДД, отметки напротив «B1» не ставятся – водитель может управлять любыми квадрициклами.
Квадроцикл предназначен для пересеченной местности, при этом на нем можно ездить по дорогам общего пользования при открытой тракторной категории «АI» или «АII».
Чем отличается квадрицикл от квадроцикла
Формально квадр и цикл и квадр о цикл различаются всего одной буквой, на самом деле это совершенно разные виды транспорта — и конструктивно, и юридически, и по назначению и возможностям. Подробнее об этом расскажем статье.
Юридически
В российском законодательстве этих виды техники описаны в следующих документах:
- ГОСТ Р 51815-2001. Согласно ему, квадрициклом называют четырехколесное мототранспортное средство с максимальной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт и снаряженной массой до 400 кг (или до 550 кг, если модель предназначена для перевозки грузов).
- ГОСТ Р 52008-2003 — квадроциклом называют мототранспортное внедорожное средство с шинами, давление в которых не превышает 69 кПа, с сиденьем и рулем мотоциклетного типа, предназначенное для передвижения вне дорог общего пользования.
Если упростить: квадрицикл — это по сути мини-автомобиль, а квадроцикл — транспорт для бездорожья.
Документы на технику
При покупке техники владелец получает документ, который подтверждает его права собственника. На квадроцикл выдается ПСМ (паспорт самоходной машины), а на квадрицикл — ПТС (паспорт транспортного средства, как и на «обычный» автомобиль).
Категория прав и орган, который их выдает
Квадроцикл | Квадрицикл | |
Название документа | Удостоверение тракториста-машиниста | Водительское удостоверение |
Категория прав | AI (не путать с «мотоциклетной» категорией А1, это разные категории) | В1 или В |
Кто выдает права | Ростехнадзор | ГИБДД |
Со скольки лет можно получить | с 16 | с 16 можно открыть категорию В1 или М, с 18 — категорию В |
Где учиться | курсы с лицензией Ростехнадзора | автошкола |
Сколько учиться | 1-1,5 месяца | 1,5-2 месяца на В1 или 3 месяца на В |
Регистрация
Регистрация по закону нужна и квадроциклу, и квадрициклу. Выполняется она в разных надзорных органах: квадрициклы регистрируются в ГИБДД, квадроциклы (даже если ездить они будут только по лесам и полям) — в Ростехнадзоре.
Возможность ездить по дорогам общего пользования
Квадрициклы могут ездить по «обычным» дорогам без проблем — поскольку они имеют ПТС и по российским законам предназначены для ДОП.
Основной плюс квадрициклов это мобильность. На фото – электроквадрицикл Renault Twizy
Квадроциклы тоже могут выезжать на автомобильные дороги, но на практике реализовать это чуть сложнее. Потому что для этого у них должны быть:
- страховка, которую страховые компании выдают неохотно;
- регистрация, которая отсутствует у многих квадроциклов (некоторые владельцы не знают, что она вообще нужна, а некоторые не делают ее намеренно, поскольку ездят только по бездорожью);
- номерной знак, который выдается только зарегистрированной технике;
- зеркала заднего вида и ходовые огни, а в идеале еще и поворотники;
- покрышки для асфальта (в теории, по асфальту можно ездить и на стоковой внедорожной резине, но квадроцикл будет хуже управляться, резина быстрее изнашиваться и шуметь на скорости свыше 40-50 км/ч).
Также водителю квадроцикла на ДОП нужно будет ездить в шлеме и придерживаться ограничений в ПДД.
Технически
Квадрицикл имеет автомобильную компоновку. У него есть кабина (может быть как открытая, так и полностью закрытая — иметь крышу, стекла, двери), сиденье пассажира располагается справа от водительского, и все элементы управления расположены так же, как и в легковом авто.
Теперь про квадроциклы. Они бывают двух видов:
- ATV: без кабины и с мотоциклетной посадкой. Пассажир (если модель двухместная) располагается сзади водителя. Руль тоже мотоциклетный.
- UTV или SSV: квадроцикл с кабиной и автомобильной посадкой. Мест может быть от одного до шести, кабина — открытой или закрытой (с крышей, дверьми, стеклами), сзади может располагаться грузовой кузов.
Из прочих конструктивных отличий: квадроциклы больше весят, имеют более крупные габариты, высокий клиренс, крупные колеса с внедорожными покрышками и подвески с большими ходами.
Возможности тюнинга
Любой квадроцикл имеет очень широкие возможности для тюнинга. Производители выпускают фирменные аксессуары — от защиты днища до дополнительной оптики. Все это позволяет легко и безопасно тюнинговать квадроцикл. Причем узаконивать эти доработки не нужно.
Квадроцикл можно легко тюнинговать даже самостоятельно, тогда как вносить доработки в квадрициклы очень сложно и не всегда реально
Квадрициклы тюнинговать сложнее — производители редко выпускают фирменные аксессуары для своей техники. А если и выпускают, то в небольшом количестве. Самостоятельный тюнинг возможен, но если выезжать на дорогу общего пользования, каждое изменение должно быть узаконено (проведена экспертиза, что оно не влияет на безопасность квадрицикла). Поэтому такую технику почти всегда используют в стоковой комплектации.
Квадрициклы и квадроциклы находятся примерно в одной ценовой категории: большинство моделей стоит от 500 000 до 2 000 000 рублей. Но квадрициклы сложнее найти в наличии в России. Даже если за рубежом есть модели с подходящими характеристиками и ценой — скорее всего, в РФ они продаваться не будут, или будут, но в очень маленьком количестве, и не в нужной конфигурации или цвете.
С квадроциклами такой проблемы нет: в любом крупном городе найдутся официальные дилеры, которые и продадут нужную модель, и предоставят сервис.
По назначению
Квадроциклы используют для поездок по бездорожью — например, для таких задач:
- в качестве транспорта, чтобы доехать из пункта А в пункт Б;
- для развлекательных поездок;
- для перевозки груза (существуют специальные модели с вместительными кузовами — например, CFMOTO UFORCE 1000 EPS );
- для спортивных соревнований.
Квадрициклы — это транспорт для нормальных дорог. Его используют для:
- поездок по городу или в ближайший пригород, вместо «обычного» легкового автомобиля;
- перевозки грузов (как по городу, так и по отдельным объектам: например, по территории завода, склада, для доставки багажа в аэропортах);
- трансфера пассажиров по территориям отелей, аэропортов, баз отдыха.
Кстати , в России квадрициклы не очень популярны — несмотря на то, что серийно начали производиться еще в послевоенные годы. А вот в Европе такие ТС более распространены — благодаря низкому расходу топлива и маленьким размерам, позволяющим легко парковаться на узких улицах. Известные модели — электрические Renault Twizy, Seat Minimo, Citroen Ami.
Кратко: основные отличия квадроцикла и квадрицикла
Квадроциклы и квадрициклы — абсолютно разный вид техники и юридически, и по категориям прав, и по назначению, и по характеристикам.
Квадроциклы предназначены для бездорожья, и большинство моделей не могут выезжать на ДОП, даже если захочется. Квадрициклы приравниваются к «обычному» транспорту и предназначены для езды по дорогам. Это компактный и удобный транспорт в условиях плотного трафика.
Квадроцикл и квадрицикл: в чем разница
По внешнему виду и устройству, назначению и документам между квадроциклами и квадрициклами больше различий, чем сходств. Расскажем, в чем именно они заключаются.
Квадроцикл CFMOTO ZFORCE 1000 Sport EPS Квадрицикл Toyota С+pod
Документы
Они у квадроцикла и квадрицикла совершенно разные:
Квадроцикл | Квадрицикл | |
Какой документ выдают при покупке | Паспорт самоходной машины (ПСМ) | Паспорт транспортного средства (ПТС) |
Где регистрировать | Гостехнадзор | ГИБДД |
Какие права нужны | Удостоверение тракториста-машиниста категории А-I, выдают в Гостехнадзоре | Водительские права категории В1 или В, выдают в ГИБДД |
Где можно ездить | Бездорожье. Выезжать на дороги общего пользования нельзя | Дороги общего пользования |
Нужна ли страховка | Нет | Да |
Назначение
Стихия квадроцикла — бездорожье. Он проедет по грязи и лужам, по речным бродам и болотам, по песку и глине, по камням, взберется в крутую горку, промчится по кочкам и ямам. Использовать его можно для разных целей:
- перевозки грузов — на некоторые квадроциклы можно нагружать до 350 кг (например, столько влезает в кузов CFMOTO UFORCE 1000 EPS );
- задач по хозяйству: например, для уборки снега или листвы, вспахивания земли, копания ям;
- поездок по бездорожью — например, чтобы доставить припасы в охотничий домик в лесу или доехать до озера и порыбачить;
- объезда угодий — например, чтобы защитить поля от диких животных.
На квадрицикле можно проехать только по ровным твердым дорогам. Например, в Европе на них ездят по узким городским улицам. Также некоторые квадрициклы применяют для перевозки грузов или людей (например, туристов по территории отеля или гольфистов по гольф-полю).
Квадрицикл CITYCAR TRISCOOTER DJANGO
Устройство
Если в двух словах, квадроцикл — это прочный мотовездеход, а квадрицикл — маленький и легкий автомобиль. Так что конструктивные отличия есть во всем.
Квадроциклы бывают двух типов:
- ATV — с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным рулем.
- SSV — с кабиной и автомобильными посадкой и элементами управления.
Квадрициклы более разнообразны. Их делят на:
- грузовые — с кабиной и большим кузовом;
- пассажирские — чаще всего с открытой кабиной, вмещают в среднем 3-5 пассажиров;
- микрокары — внешне выглядят как уменьшенный автомобиль.
Двигатель квадроцикла работает на бензине. Мощность большинства взрослых моделей — в районе 40-70 л.с., а у некоторых спортивных моделей может превышать и сотню. Большая мощность важна, чтобы проезжать через грязь и по песку, забираться в горку и преодолевать другие сложности бездорожья. По сухой дороге квадроциклы разгоняются до 60-100 км/ч, а спортивные модели и того быстрее.
Квадрициклу же столько мощности не нужно. У микрокаров она может составлять до 5–15 л.с., у пассажирских и грузовых моделей — 10–25 л.с. Многие современные квадрициклы комплектуются уже не бензиновыми, а электрическими двигателями, ведь ездить им приходится в основном на короткие дистанции. Максимальная скорость микрокаров может доходить до 70-80 км/ч, грузовых и пассажирских квадрициклов — до 30-40 км/ч.
Квадрицикл CITYCAR TRISCOOTER RONIN
Клиренс даже бюджетного квадроцикла начинается от 25-26 см. У моделей помощнее он может составлять 28-30 см, а у версий для «мокрых» заездов — доходить до 35-40 см.
У квадрициклов дорожный просвет меньше — примерно как у обычного легкового автомобиля. В среднем это 15 см.
Покрышки квадроциклов обязательно крупные (25-26 дюймов у большинства), широкие и с большим грунтозацепом. У некоторых моделей, предназначенных для песка или сухих маршрутов, рисунок протектора может быть приближен к автомобильному.
У квадрициклов колеса имеют обычный автомобильный рисунок протектора. Их диаметр — 12-15 дюймов.
В комплектацию квадроцикла входят аксессуары, которые пригодятся на бездорожье. Самые распространенные — защита рук, электролебедка, электроусилитель руля, мощные бамперы, защита днища. Еще могут добавляться дополнительный свет, кофры, чехлы и держатели, шноркели и вынесенные радиаторы.
Комплектация квадрициклов для перевозок груза или пассажиров обычно минимальная. Ее сокращают, чтобы не перегружать маломощный двигатель и не делать бюджетный транспорт дороже. В микрокарах комплектация может включать опции для комфорта — например, кондиционер, обогрев, медиасистему.
Примеры квадроцикла и квадрицикла
Квадроцикл CFMOTO CFORCE 1000 EPS Overland. Мощный литровый мотовездеход в расширенной комплектации для самого сложного бездорожья. Проедет где угодно: через овраг, раскисшее после дождя поле, брод через реку, по ямам и ухабам, в лесу через бревна и пеньки. В комплектацию Overland входят ветровое стекло с интегрированной защитой рук, передний и задний бамперы, защита крепления лебедки и защита днища, и два съемных кофра.
Квадрицикл Renault Twizy. Городской электромикрокар, один из первых массово известных в своем классе. Пассажир садится за водителем, ширина кузова на 30% меньше, чем у Daewoo Matiz, двери открываются вверх — все сделано для того, чтобы проехать и запарковаться там, куда владелец обычного седана или хетчбэка даже не станет смотреть. Самая мощная из нескольких доступных комплектация с 18-сильным мотором на полном заряде способна проехать до 100 км, и разгоняться до 100 км/ч.