Аквапланирование, что это и как с ним бороться?
Всем приветы! Лето, жара, ну просто красота! Вот только что выглянул в окно и увидел, что за оном гроза и льёт как из ведра. А если на улице дождь, то на дороге скользко, но просто мокрый и скользкий асфальт, это пол-беды, гораздо страшнее на дороге попасть в "аквапланирование". Что это такое и как с этим бороться, постараюсь описать ниже:
Эффект аквапланирования – это всплытие колеса на водяном клине. Физика аквапланирования достаточно проста — при движении по водяной плёнке в какой-то момент шина теряет способность к эффективному отводу воды из пятна контакта. В итоге под колесом образуется водяная плёнка толщиной в несколько миллиметров и транспортное средство в буквальном смысле всплывает.
Водяная "плёнка" под колесом намного опасней льда и укатанного снега. Недавние тесты показали, что тормозной путь на мокром асфальте в три раза больше, чем на сухом и на треть выше, чем на льду и укатанном снегу. Разница не просто большая, а ошеломляющая. С учётом того, что отличить сухой асфальт от асфальта, покрытого тонким (самым опасным) слоем воды, может далеко не каждый начинающий водитель, опасность возрастает вдвойне. Но возросший в несколько раз тормозной путь ещё не самое страшное. Аквапланирование опасно и неожиданной потерей контроля над машиной.
последствия аквапланирования
Предсказать начало аквапланирования практически невозможно, так как факторов влияния слишком много. Среди основных – состояние и конструкция шин, скорость движения и качество покрытия. Наиболее опасна трасса, где скорости высоки и нередки участки со сравнительно хорошим асфальтом, но при этом с колейностью. В этих колеях скапливается вода даже после самого небольшого дождя и при определённом стечении обстоятельств возникает аквапланирование. Какой-то определённой скорости, ниже которой можно не опасаться "всплытия", не существует. Тяжёлый автомобиль на современных и узких дождевых шинах может без потерь преодолеть участок, покрытый водой, на скорости в 150 км/ч, в то время как заднеприводный "Москвич" на лысых БЛ-85 "поплывёт" на том же участке и при 40 км/ч.
Если предсказать начало "всплытия" почти невозможно, то почувствовать его нетрудно. Ощущение "катера" не перепутать ни с чем. Руль внезапно становится "пустой", меняется и кинетическое восприятие автомобиля. Самое неприятное – когда всплывают не все колёса (это редкость), а одно или два. Очевидно, что в этом случае занос неминуем.
Как избежать аквапланирования?
1. Внимательно следить за состоянием шин. Именно на шины ложится основная задача по отводу воды из пятна контакта. Для этого на шинах существуют разнообразные канавки и водоотводные каналы. Чем они глубже и многочисленней – тем лучше. Естественно, что важна и степень износа протектора. Так, шины изношенные всего на 50 процентов, теряют до 70 процентов своих "дождевых" качеств. Современные производители шин уделяют аквапланированию огромное внимание и при выборе новых шин можно легко подобрать модель, которая будет отлично работать на мокрой дороге. Но в любом случае не стоит забывать о то, что шины – не панацея. Они не избавляют от аквапланирования, а лишь отодвигают его начало в область более высоких скоростей.
2. Следить за состоянием дорожного полотна. Как это не странно, наиболее опасны именно хорошие дороги. Отсутствие на них разнообразных дыр и бугорков приводит к тому, что вода равномерно распределяется по площади. Дорога при этом выглядит лишь слегка влажной. Но это зрительный обман – именно в таких условиях риск аквапланирования очень высок, так как колёсам, потерявшим контакт с "твёрдой землей" и всплывшим на водяной плёнке, просто не за что зацепиться. Ещё более неприятно, когда на дороге есть колейность, вызванная движением грузовиков – по сути это узкие бассейны, где Ваш автомобиль может всплыть в самый неожиданный момент.
3. В дождь двигаться медленно. Правило простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Хотя современных научных теорий, связывающих скорость движения с началом аквапланирования не существует, можно утверждать, что для практически любого современного автомобиля, обутого в шины приличных производителей, скорость в 50 км/ч будет безопасной даже в самых сложных "водных" условиях. Опытные водители, способные предугадывать начало аквапланирования по косвенным признакам, могут ехать и быстрее. Но начинающим водителям рисковать крайне не советуем.
4. Лужи преодолевать по прямой. Отвод воды в продольном направлении у шин намного лучше, чем в поперечном, поэтому надо стараться преодолевать водные препятствия исключительно по прямой. Помимо снижения риска начала аквапланирования, нахождение колёс в положении "прямо" позволит также и избежать глубокого заноса, если автомобиль всё-таки "всплывёт".
Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях речь идёт именно о тонком слое воды. Не стоит всё вышеприведённое рассматривать как описание того, что на современном автомобиле на хороших шинах можно штурмовать глубокие лужи на скорости в 50 км/ч. Это не так.
Что делать, если аквапланирование началось?
1. Не поворачивать руль. Это самое главное правило. Если всплывает одно или два колеса, то может начаться небольшой занос. Казалось бы, самое верное в этой ситуации действовать так же как на льду – повернуть руль в сторону заноса. Но делать этого категорически не следует. Причина проста – погасив скорость автомобиль рано или поздно коснётся твёрдой земли и из катера опять превратится в колёсное транспортное средство. Если при этом колёса будут вывернуты, то автомобиль неминуемо развернёт – занос будет намного серьёзней, чем на водяной плёнке и справиться с ним будет очень сложно. Поэтому надо преодолеть соблазн и постараться удержать руль в положении, предшествующем началу аквапланирования. Во многих случаях это не так просто, как может показаться – при контакте с "земной твердью" руль может вырвать из рук. Поэтому удерживать его надо крепко и двумя руками.
2. Тормозить двигателем. Ни в коем случае не используйте рабочие тормоза – это усугубит занос. Более того, так можно заглушить двигатель. Наилучший способ погасить скорость – торможение двигателем. В большинстве случаев для восстановления контакта с дорогой надо сбросить не так уж и много. Категорически нельзя прибавлять газ на переднеприводных автомобилях – правила, разработанные для гашения заноса на твёрдых покрытиях, при аквапланировании не работают. Поэтому вне зависимости от типа привода газ надо именно сбрасывать.
Исходя из вышесказанного, можно вывести простую формулу борьбы с аквапланированием – "руль прямо, тормозим двигателем".
Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.
Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.
Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.
Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.
Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.
Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.
Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.
Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.
Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.
Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».
Что делать, если вы словили аквапланирование
Аквапланирование – пожалуй, самое опасное явление, с которым во время движения могут встретиться водители. А встретиться с ним, кстати, проще простого. Рассказываем, в чём коварство гидродинамического клина, и объясняем, что делать при встрече с ним.
Аквапланирование возникает в пятне контакта шин с дорожным покрытием из-за избытка влаги. Это явление провоцирует гидродинамический клин под колёсами. Если совсем просто, при движении на высокой скорости по мокрой дороге вода из пятна контакта шины с покрытием попросту не успевает удаляться, в результате полностью утрачивается сцепление – машина в прямом смысле начинает плыть.
Как правило, аквапланирование возникает на большой скорости и при значительной глубине преодолеваемых луж. Чем выше скорость движения и глубина водяной прослойки, тем больше подъёмная сила водяного клина. Вращающиеся на большой скорости колёса изменяют свойства жидкости – она начинает сопротивляться давлению шин и в буквальном смысле приподнимает их.
От аквапланирования, вопреки расхожему мнению, не спасают даже самые крутые и абсолютно новые шины. Весь вопрос в том, на какой именно скорости и при какой глубине водяной прослойки автомобиль поплывёт. Чем сильнее изношены покрышки и чем они хуже, тем проще водителю словить аквапланинг. Зачастую познакомиться с ним можно даже на смешных 60-80 км/ч. Чем легче ваш автомобиль, тем быстрее давление воды становится больше, чем давление шин на опорную поверхность. У гладких шин, сликов, коэффициент подъёмной силы на водяном клине примерно вдвое выше, чем у шин с развитым рисунком. Именно по этой причине летние покрышки с глубиной протектора менее 1,6 мм на дорогах общего пользования к эксплуатации запрещены. Для зимних шин этот параметр ещё строже: остаточная высота протектора — не менее 4 мм.
Понять, что ваш автомобиль уже поплыл, довольно просто: в этом случае руль становится очень лёгким и пустым, а автомобиль перестаёт откликаться на его отклонение – машина перестаёт поворачивать и продолжает двигаться прямолинейно. Обороты двигателя при этом ощутимо растут – как при пробуксовке. Обычно первыми всплывают передние, управляемые колёса. Тормоза также пропадают.
Что же делать, если ваш автомобиль уже всплыл? Первое и главное – не паниковать и не пытаться выкручивать руль. Когда контакт шин с дорогой внезапно восстановится, вывернутые колёса гарантированно выкинут вас с дороги, а то и вовсе приведут к так называемым "ушам" – машина полетит через крышу, кубарем. Помните: при аквапланировании автомобиль будет двигаться по инерции – туда, куда он изначально был направлен до возникновения под колёсами водяного клина. Свой вклад могут внести рельеф покрытия, глубокие лужи и даже сильный ветер. В целом спрогнозировать поведение машины нередко почти невозможно.
Попытка остановить автомобиль тормозами и скорректировать траекторию педалью газа обречены на провал – вы просто не получите желаемого эффекта из-за отсутствия контакта шин с дорогой. По большому счёту, всё, что вы можете делать, — это сохранять вектор движения, плавно отпустив газ, и ждать, когда сцепление с дорогой вновь восстановится. Только после этого можно пытаться выправить автомобиль или замедлить его традиционными способами. Делать это следует плавно, поскольку сцепление может появиться одновременно не под всеми колёсами.
Как управлять автомобилем при аквапланировании
Аквапланирование – появление воды в пятне контакта шины с поверхностью дороги. Возникает при попадании автомобиля на участок с водяным слоем, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности, когда давления веса машины не хватает для вывода воды через ламели из пятна контакта. Как следствие снижение сцепления колеса с поверхностью дороги и потеря управляемости автомобиля.
Свои рекомендации по управлению автомобилем во время аквапланирования даёт Бариеников Евгений, заместитель руководителя по учебной работе Центра высшего водительского мастерства профессора Э.С. Цыганкова.
Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?
1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.
2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.
3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.
4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.
5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.
Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории. Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй – дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем.
Типичные ошибки
Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.
Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.
Снижение последствий эффекта аквапланирования и управление автомобилем в заносе – удел подготовленных водителей. В первую очередь человек должен понимать, что может произойти в ситуации теоретически, и быть к ней готовым практически. Если водную преграду будет проходить неподготовленный водитель, он может не справиться с заносом (первым или вторым) и спровоцировать негативную ситуацию с выездом на встречную полосу или уходом на обочину. Из каждой нештатной ситуации водить будет выходить на основе полученных навыков: чем их больше, тем оперативнее и правильнее будет его реакция.