Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться
Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.
Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.
Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.
Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.
Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.
Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.
Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.
Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.
Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.
Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».
Аквапланирование – как победить это явление, учитывая привод автомобиля
Передвижение на автомобиле в дождливую погоду связано с некоторыми рисками. Покрытие дорог становится особенно скользким, а наличие льда, снега и воды на дорожном полотне часто может спровоцировать такое явление как водяной клин или аквапланирование.
Что такое аквапланирование
Водяной клин или аквапланирование представляет собой потерю управляемости транспортным средством в связи с попаданием колес в гидродинамический вал, возникающий под ними. Это провоцирует резкие рывки рулевого колеса, что может привести к аварийным ситуациям на дороге.
В большинстве случаев аквапланирование возникает при преодолении луж на скорости более 60 километров в час.
Основными показателями, от которых зависит образование водяного клина, являются:
- Глубина водяной пленки на дорожном полотне;
- Остаточная глубина протектора;
- Уровень влажности воздуха;
- Тип привода транспортного средства;
- Уровень гладкости дорожного полотна.
Стоит сказать, что часто именно на дорогах с качественным полотном очень часто образуется водяной клин, поскольку более качественное покрытие исключает наличие выступов, ямок и других недостатков, которые создают дополнительное сцепление авто с дорогой.
Также нужно отметить, что для опытных водителей аквапланирование не представляет проблемы и очень редко приводит к дорожным происшествиям. Наиболее распространенной ошибкой, приводящей к неблагоприятным последствиям, является слабый хват руля руками, а также вывернутость колес авто.
Начало аквапланирования – как определить
Чтобы понимать, как победить аквапланирование, учитывая привод автомобиля, нужно, прежде всего, уметь распознать начало этого явления. Самыми оптимальными условиями для образования водяного клина является тандем высокой скорости движения транспортного средства и наличие луж на дороге. В большинстве случаев это приводит к резкому удару в руль, после чего теряется управление транспортным средством.
Иногда могут всплывать не передние колеса, а задние. Это обусловлено тем, что у авто передний привод. Тяжесть передней части не позволяет авто приподняться над дорожным полотном. А легкий багажник очень просто приподнимается и начинает «вилять» по дороге, что приводит к заносам и авариям.
Как справиться с ситуацией
Попадание в водный клин передней оси авто приводит к полной потере управления транспортным средством. Попытки установить контроль над рулевой частью не дают результата и неминуемо приведут к заносу авто. Основным решением, которое позволит безболезненно справиться с ситуацией и понять, как победить аквапланирование, учитывая, какой привод автомобиля, является плавный сброс газа. А вот в случае с заднеприводными авто плавное торможение поможет гораздо эффективнее. В результате автомобиль снижает скорость и достигает того уровня, на котором образование водяного клина невозможно.
Как избежать аквапланирования
Есть несколько советов, которые помогут как начинающим, так и опытным водителям не попадать в водяной клин. Следуя этим рекомендациям, вы всегда будете спокойны за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и за состояние своего транспортного средства:
Что делать, если вы словили аквапланирование
Аквапланирование – пожалуй, самое опасное явление, с которым во время движения могут встретиться водители. А встретиться с ним, кстати, проще простого. Рассказываем, в чём коварство гидродинамического клина, и объясняем, что делать при встрече с ним.
Аквапланирование возникает в пятне контакта шин с дорожным покрытием из-за избытка влаги. Это явление провоцирует гидродинамический клин под колёсами. Если совсем просто, при движении на высокой скорости по мокрой дороге вода из пятна контакта шины с покрытием попросту не успевает удаляться, в результате полностью утрачивается сцепление – машина в прямом смысле начинает плыть.
Как правило, аквапланирование возникает на большой скорости и при значительной глубине преодолеваемых луж. Чем выше скорость движения и глубина водяной прослойки, тем больше подъёмная сила водяного клина. Вращающиеся на большой скорости колёса изменяют свойства жидкости – она начинает сопротивляться давлению шин и в буквальном смысле приподнимает их.
От аквапланирования, вопреки расхожему мнению, не спасают даже самые крутые и абсолютно новые шины. Весь вопрос в том, на какой именно скорости и при какой глубине водяной прослойки автомобиль поплывёт. Чем сильнее изношены покрышки и чем они хуже, тем проще водителю словить аквапланинг. Зачастую познакомиться с ним можно даже на смешных 60-80 км/ч. Чем легче ваш автомобиль, тем быстрее давление воды становится больше, чем давление шин на опорную поверхность. У гладких шин, сликов, коэффициент подъёмной силы на водяном клине примерно вдвое выше, чем у шин с развитым рисунком. Именно по этой причине летние покрышки с глубиной протектора менее 1,6 мм на дорогах общего пользования к эксплуатации запрещены. Для зимних шин этот параметр ещё строже: остаточная высота протектора — не менее 4 мм.
Понять, что ваш автомобиль уже поплыл, довольно просто: в этом случае руль становится очень лёгким и пустым, а автомобиль перестаёт откликаться на его отклонение – машина перестаёт поворачивать и продолжает двигаться прямолинейно. Обороты двигателя при этом ощутимо растут – как при пробуксовке. Обычно первыми всплывают передние, управляемые колёса. Тормоза также пропадают.
Что же делать, если ваш автомобиль уже всплыл? Первое и главное – не паниковать и не пытаться выкручивать руль. Когда контакт шин с дорогой внезапно восстановится, вывернутые колёса гарантированно выкинут вас с дороги, а то и вовсе приведут к так называемым "ушам" – машина полетит через крышу, кубарем. Помните: при аквапланировании автомобиль будет двигаться по инерции – туда, куда он изначально был направлен до возникновения под колёсами водяного клина. Свой вклад могут внести рельеф покрытия, глубокие лужи и даже сильный ветер. В целом спрогнозировать поведение машины нередко почти невозможно.
Попытка остановить автомобиль тормозами и скорректировать траекторию педалью газа обречены на провал – вы просто не получите желаемого эффекта из-за отсутствия контакта шин с дорогой. По большому счёту, всё, что вы можете делать, — это сохранять вектор движения, плавно отпустив газ, и ждать, когда сцепление с дорогой вновь восстановится. Только после этого можно пытаться выправить автомобиль или замедлить его традиционными способами. Делать это следует плавно, поскольку сцепление может появиться одновременно не под всеми колёсами.
Что делать, если автомобиль потерял управляемость при аквапланировании
Когда дело доходит до вождения зимой, это представляет собой настоящую проблему для водителей любого уровня квалификации. Колебания температуры, обилие дорожных химикатов, гололедица и снежные заносы — все это представляет серьезную опасность для автомобилистов. Особенно для тех, кому трудно быстро перейти от летнего вождения к зимним условиям.
Проблема заключается в том, что чрезмерная влажность и лужи на дорогах создают ситуацию, когда автомобиль может частично или полностью потерять отзывчивость на действия водителя — этот эффект называется аквапланированием. Это происходит, когда неосторожный водитель разгоняется по лужам. Количество воды под колесами резко увеличивается, что приводит к повышению давления на шины. Образующаяся водяная пленка существенно лишает шины сцепления с дорожным покрытием. Автомобиль скользит по водной поверхности, полностью игнорируя рулевое колесо, тормоза и даже педаль газа.
Чтобы бороться с этим эффектом, на шинах нанесены различные узоры, канавки и прорези. Их назначение — обеспечить интенсивный отвод воды из пятна контакта. Однако даже шина с многочисленными водяными каналами не справляется с давлением воды, возникающим, когда автомобиль на полной скорости въезжает в лужу. Вода скапливается до такой степени, что не может рассеяться по каналам, создавая опасный слой.
Такой эффект нередок для новых высококачественных шин с глубоким протектором, не говоря уже об изношенных шинах. Следовательно, первое правило, позволяющее уменьшить или даже избежать аквапланирования, — следить за состоянием протекторов шин, давлением в шинах и воздерживаться от ускорения перед приближением к лужам, особенно большим или расположенным перед поворотами.
Однако, если вы вдруг почувствуете резкое увеличение оборотов двигателя и рулевое колесо станет необычно легким во время движения по луже, вам нужно собраться и действовать мгновенно.
Это признаки того, что автомобиль едет не по асфальту, а скользит, потеряв сцепление с дорогой. И вот тут-то вы и запомните самое главное правило в любой экстремальной ситуации — не паниковать и воздерживаться от принятия импульсивных решений. Помните, что аквапланирование ухудшает управляемость автомобиля и снижает эффективность торможения. Поэтому крайне важно действовать мудро.
Прежде всего, крепко возьмитесь за рулевое колесо обеими руками. Если вы привыкли управлять автомобилем одной рукой, вы не сможете сохранить контроль во время движения по глубокой луже на скорости. Важно крепко держать рулевое колесо вместо того, чтобы поворачивать его из стороны в сторону в надежде восстановить сцепление с дорогой.
Кроме того, избегайте попыток резкого торможения, так как это может привести к заносу автомобиля. Точно так же избегайте ускорения, так как это только ухудшит эффект аквапланирования.
Лучший способ действий — отпустить педаль газа, убрав с нее ногу. Автомобиль, естественно, начнет замедляться. По мере снижения скорости сцепление с дорогой восстанавливается, и рулевое колесо вновь обретает свой привычный вес. Как только вы почувствуете это, вы можете осторожно нажать на тормоза.
Соблюдайте крайнюю осторожность при движении по лужам на поворотах. В этой ситуации аквапланирование можно предотвратить, обладая хорошими навыками безопасного вождения.
Согласно исследованиям, проведенным финскими экспертами по шинам, на изношенных шинах с глубиной протектора менее 1,6 мм риск аквапланирования на повороте возникает при скорости 76 км/ч. На новых шинах этот порог немного выше — 96 км/ч. Так что, если вам не хватает профессиональных навыков вождения, лучше не искушать судьбу.
Аквапланирование — это временный, но очень опасный эффект. Пренебрегая ограничениями скорости, рекомендациями по сезонной замене шин и надлежащему техническому обслуживанию шин, вы не только рискуете собственной жизнью, но и подвергаете опасности других участников дорожного движения. Примите меры предосторожности и заранее сбавьте скорость перед приближением к лужам.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)