Категории водительских прав с расшифровкой
По ситуации на 2023 год, в Российской Федерации существуют 5 типов водительских прав, в зависимости от специфики транспортных средств (ТС), управление которыми разрешено владельцу этих самых водительских прав. Приступим к расшифровке по порядку.
Расшифровка категории прав А. Мотоциклы
ПДД относят сюда двухколесные транспортные средства с боковым прицепом (т.н. коляской) или без него, а также трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг. Кроме того, водителю даёт право на управление мотоколясками, которые в наше время относятся если и не к антиквариату, то уж точно — к винтажу из 1970 — х.
Расшифровка подкатегории А 1
Мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт. Можно получать с 16 лет, на обладателей водительских прав кат. А, автоматически распространяются водительские права А1.
Начиная с этого типа водительских прав, мы становимся на скользкую дорожку расшифровок понятий: квадрОцикл, квадрИцикл и трицикл. У многих возникает путаница по типам водительских прав для управления этими ТС. Пусть и забегая немного вперёд, давайте разберёмся с этими нюансами и отметим, какие именно нужны водительские права для каждой из этих «бешеных табуреток».
Квадрициклы. Процитируем ГОСТ Р 51815-2001 — «Настоящий стандарт распространяется на четырёхколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, макс. мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряжённой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без веса батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, а также на их компоненты и отдельные агрегаты. Стандарт не распространяется на: транспортные средства для соревнований; тракторы и машины, применяемые для сельскохозяйственных и аналогичных целей; транспортные средства воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации». Вот вам расшифровка: эти ТС могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования, подлежат регистрации в органах ГИБДД, а для управления ими необходимо иметь водительские права «В1» или «В».
Трициклы. Согласно ГОСТ Р 52051-2003 — «Категория L5. Трицикл. Трёхколёсное транспортное средство с колёсами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объём двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) более 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) > 50 км/ч». Для трёхколёсных чопперов действуют те же правила, что и для квадроциклов — обязательная регистрация в ГИБДД и водительские права «В1» или «В».
Квадроциклы. Опять же, согласно ГОСТ Р 52008-2003 — это «мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (далее — мотовездеходы) с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для перевозки движения только одного человека (водителя) и движения вне дорог общего пользования.
Вышеуказанные мотовездеходы не подлежат обязательной сертификации и относятся к внедорожным мотосредствам, их регистрация ,(как и мотовездеходы, снегоболотоходы и снегоходы) осуществляется в органах Гостехнадзора, со стороны органов ФТС они обеспечиваются паспортами самоходных машин (ПСМ)». Для управления этим ТС необходимо иметь водительское удостоверение тракториста-машиниста типа «А I». Итак, квадроциклы, в отличие от квадрициклов и трициклов, не могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования, но и без каких-никаких прав, месить грязь на просёлочных дорогах противозаконно. Разобравшись с «экзотикой», вернёмся к расшифровке других видов водительских прав.
Расшифровка категории прав В. Мотоциклы
Сюда относят ТС (за исключением транспортных средств типа «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не больше восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная макс. масса которого не более 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого 750 килограммов, но не больше массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная макс. масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Тут всё логично. С прицепом, в принципе, надо уметь ездить, а уж если прицеп тяжелее машины — лететь с дороги можно недолго и печально, с первым же порывом ветра. Не иначе, как в качестве прикола, имея водительские права кат. В разрешено управлять всё теми же мотоколясками.
Расшифровка категории прав ВЕ
А вот обладатель этих водительских прав с гордостью может буксировать 15 футовый катер или автодом, правда если их суммарный с автомобилем вес не превышает 3500 кг. катер, или автодом, ибо к ней относятся: «Автомобили кат. „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов».
Расшифровка подкатегории В1
Видимо для тех, кому претят легковые автомобили, и все свои среднесрочные перспективы, они связывают с ездой на квадри — и трициклах.
Расшифровка категории прав С
«Автомобили, за исключением автомобилей кат. „D“, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили кат. „С“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов».
Тут расшифровка такая: с водительскими правами «С» можно управлять средними (разрешённая макс. масса от 3500 кг до 7500 кг) и тяжёлыми (свыше 7500 кг) грузовиками с лёгкими прицепами, но не даёт прав на «В». То есть «автоматом» с Камаза на Газель или Ладу с категорией «С» не перепрыгнешь.
Расшифровка подкатегории СЕ
Позволяет управлять автомобилем кат. с с тяжелым (более 750 кг) прицепом или аналогичным полуприцепом.
Расшифровка подкатегории С1
В неё входят автомобили, за исключением автомобилей «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Расшифровка подкатегории С1Е
Тоже самое, но с прицепами более 750 кг. При этом суммарная разрешенная максимальная масса не должна превышать 12 тонн., а водителям, имеющим кат. CE, C1E доступна без дополнительных усилий и трат.
Расшифровка категории прав D
Водительская категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов«
Расшифровка подкатегории D1E
Всё тоже, но с тяжёлыми прицепами. Они не должны быть пассажирскими, а суммарный максимальный вес автобуса и прицепа не должен превышать 12 тонн. Обладатели водительских прав D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие кат. D, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Думаете всё? А вот и нет.
Не повезло категории «Е» (автопоезда). Теперь, чтобы облегчить учётность и отчётность, ей на смену пришли вышеупомянутые категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Расшифровка категории прав M
Не забыты и водители мопедов и лёгких квадроциклов. Но тут есть то ли поблажка, то ли недоработка — управлять транспортными средствами кат. «М» также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другой тип водительских прав. Хотя очевидно, что можно прекрасно управлять пятидесятитонным автопоездом, а разбиться на мопеде или карте- совершенно разные водительские навыки нужны. Однако, водительское удостоверение тракториста — машиниста уже не позволяет управлять мопедом, но подходит для полноценного квадроцикла — внедорожника, и это уже серьёзно.
Расшифровка категорий Tb и Tm
Водители троллейбусов и трамваев в недавнем прошлом получали просто отметку в правах, но теперь и они выделены в отдельную категорию, так как были прецеденты отрыва этих транспортных средств от рельсов и проводов и ухода их в «свободное плавание». А на скоростных трассах троллейбусы и трамваи становятся полноценными участниками движения, так что новация тоже правильная.
Понятно, что закон суров и всё такое, но к некоторым вещам невозможно относиться без иронии. И с этой точки зрения, есть недоработки по категории «В». В срочном порядке надо ввести следующие разделы:
- В 2 ПКГ — красный кроссовер с передним приводом и галогеновыми фарами;
- В 3 ХиУ — заднеприводный хэтчбек или универсал;
- В 4 ЕКХ — любое ТС, которое где едет, там и хорошо.
Предлагайте свои варианты категорий и подкатегорий в водительские права, ведь забота о безопасности — дело каждого.
Категории транспортных средств — M, N, O, L
Категория L — Мототранспортные средства, в том числе:
Категория L1 — Двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2 — Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
- в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:
Категория L3 — Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 — Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Квадрициклы, в том числе:
Категория L6 — Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
- в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 — Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория M
Категория M — Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс B, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
Категория N
Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.
Категория O
Категория O — Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП).
Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.
Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.
Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:
- M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
- N, если это условие не выполняется.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.
Классификация транспортных средств по категориям
Категории L, M, N, O. Соответствие категорий ТС и прав.
На какие категории подразделяют автотранспорт после недавно появившихся изменений в законе? Категории, в первую очередь, позволяют определить характеристики автомобиля. Проверять их соответствие будут на техосмотре обученные люди. Для избежания проблем необходимо знать к какой категории относится ваш автомобиль. Исходя из этого вы будете знать, подходят ли ваши права для управления автомобилем.
От категории вашего автомобиля зависит сумма налога, которую обязан оплачивать каждый гражданин, имеющий в собственности автомобиль. Помимо этого, от категории транспортного средства будет зависеть стоимость технического обслуживания. Разница между категориями будет довольно существенной. Поэтому перед покупкой автомобиля нужно учесть данный факт.
Категория «Lx»
Категорию» L» принято разделять по следующим признакам:
- «L1» — двухколёсное средство передвижения, которое не развивает более 50 километров в час. При установленном двигателе внутреннего сгорания его объём не должен быть более 50 см3. А при установленном электродвигателе его объём не должен быть более 4 кВт;
- «L2» — трёхколесное средство передвижения, ускоряющееся не более, чем до 50 километров в час. С установленным двигателем внутреннего сгорания не более 50 см3 или электродвигателем объемом не более 4 кВт. Под данные категории попадают мопеды и мотовелосипеды. Различать их довольно просто;
- «L3» — транспортные средства, у которых максимально разрешённая скорость свыше 50 километров в час при любом установленном двигателе;
- «L4» — транспортное средство с симметрично к транспортной плоскости колёсами. Максимальная скорость составляет более 50 километров в час, а объём двигателя свыше 50 см3;
- «L5» — симметричное средство передвижения, которое ускоряется свыше 50 километров в час. Объём двигателя при этом более 50 см3;
- «L6» – четырёхколёсное средство передвижения, весом не более 350 килограмм. В учёт не берётся масса аккумулятора. Транспорт не должен превышать скорость в 50 километров в час. При этом мощность двигателя внутреннего сгорания не должна быть более 50 см3, а электродвигателя не более 4 кВт;
- «L7» – прочие не входящие в категорию L6 четырёх колёсный автотранспорт, массой не более 400 килограмм. Для грузовых средств 550 килограмм без аккумулятора. Объём двигателя не должен быть более 15 кВт.
Категория «Mx»
К категории M относятся автотранспорт, позволяющий перевозить граждан. Разделяют их при помощи следующего:
- «M1» — количество пассажирских мест для сидения — не более восьми. Обычно наибольший спрос среди граждан имеет именно эта категория;
- «М2» — число пассажирских мест более 8, а общая масса не превышает 5 тонн;
- «М3» — количество пассажирских мест более 8, а общий вес превышает 5 тонн.
Под категорию «M1» попадают обычные легковые автомобили, которые имеются практически у каждой семьи. Категориями «M2» и «M3» обозначают троллейбусы или автобусы, которые разделяют в зависимости от их массы. Если она меньше 5 тон, то «М2», а если больше, то «М3».
Категория «Nx»
К данной категории относятся транспортные средства, при помощи которых осуществляется транспортировка грузов. Различают их в зависимости от следующих показателей:
- «N1»— общая масса не должна превышать 3,5 тонны;
- «N2» — максимальная масса более 3,5 тонны, но менее 12 тонны;
- «N3» — максимальная масса свыше 12 тонн.
Категория «Ox»
К категории «О» относятся прицепы или полуприцепы, которые разделяется между собой следующим:
- «О1» — массой не более 0,75 тонны;
- «О2» — весом более 0,75 тонны, но менее 3,5 тонны;
- «О3» — массой свыше 3,5 тонны, но менее 10 тонн;
- «О4» — весом более 10 тонн.
Категория «Т»
К данной категории подходят сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Такое транспортное средство имеет колёсный или гусеничный ход, а также, не меньше 2 осей. Тяговое усилие предназначено для буксировки или перевозки техники или иных грузов, необходимых лесному и сельскому хозяйству. Также в тракторе можно перевозить обслуживающий персонал.
Категория «G»
К такой категорий можно отнести автотранспорт повышенной необходимости. К данному типу можно отнести автомобили категории «M» и «N», которые подходят под определённые требования.
Соответствие категорий ТС и прав
Часто водители пытаются узнать, какой категории прав нужно обладать для управления определённым транспортным средством.
- для управления легковым транспортом категории «М1» потребуется обозначение «В». Гражданам для ежедневного управления легковым автомобилем достаточно этой категории прав. Важно знать о том, что в категорию «М1» не входят грузовые автомобили, попадающие под обозначение «В» на правах;
- управлять транспортными средствами категорию «М2» и «М3» можно, имея водительское удостоверение с обозначением «D»;
- транспортными средствами, подходящими под категорию «N1» можно управлять, имея распространённое обозначение «В» на водительском удостоверении;
- для эксплуатации автомобилей «N2» и «N3» нужна категория «С»;
- управлять автомобилем с прицепом, вес которого не больше 750 килограмм — можно, имея обычную категорию «В»;
- а для категорий «О1», «О2″, » О3″ подойдут обозначения «Е» к «В», «Е» к «С» и «Е» к «D» на правах;
- для езды на средстве передвижения категории «L1» — «L2» необходимо категория «M» на водительском удостоверении;
- управлять средством передвижения категории «L3» — «L5» можно, имея обозначения «А»;
- законно осуществлять движение на транспортном средстве «L6» — «L7» можно, владея категорией «B1».
При выборе своего транспортного средства обязательно нужно проверить, имеете ли вы возможность управлять им. Сделать это можно, посмотрев на обозначения, которые имеются на водительском удостоверении. Если ваша категория не позволяет управлять определённым транспортом, то его эксплуатация в дальнейшем может привести к лишению водительских прав. Учитывая такое серьёзное наказание, нужно к этому моменту отнестись крайне серьёзно. Помните, получить наказание можно и в случае передачи своего транспортного средства гражданину, чья категория прав не даёт возможности управлять данным автомобилем.
Категории ТС по техническому регламенту в 2021 г.
Категории транспортных средств в техническом регламенте отличаются от привычных нам категорий, указанных в водительских правах. В этой статье опишем все эти категории и их соответствие.
Зачем нужно знать категории ТС из технического регламента
В Техническом регламенте таможенного союза о безопасности колёсных транспортных средств ТР ТС 018/2011 прописаны все технические требования ко всем ТС. Именно эти требования применяют при техосмотре, а также при проверке технического состояния транспорта при наружном осмотре, когда автомобиль останавливает инспектор ГИБДД, например, на наличие зеркал заднего вида или стеклоочистителей (дворники).
Поэтому желательно знать, к какой категории техрегламента относится ваше транспортное средство, чтобы легко находить технические требования в этом документе и учитывать их.
Всего в техрегламенте 4 большие группы категорий, обозначенные латинскими буквами L, M, N, O. В них входят подкатегории L1, L2, L3 и т. д. Сама таблица с описаниями категорий представлена в техрегламенте, мы же рассмотрим все категории по порядку ниже.
Категория L — мототранспортные средства
L1, L2 — мопеды, мотовелосипеды, мокики. Подкатегория L1 — это двухколёсные ТС, а L2 — трёхколёсные. К этим подкатегориям относят и скутеры, если скутер двухколёсный, то к L1, если трёхколёсный — то к L2.
Категории L1 и L2 соответствуют категории М из прав.
L3, L4, L5 — мотоциклы, мотороллеры, трициклы. Различаются эти подкатегории количеством и расположением колёс.
Категории L3, L4, L5 соответствуют категории А водительского удостоверения.
L6, L7 — квадрициклы. Согласно классификации квадрициклы L7 более мощные, чем L6. Для управления квадрициклами L6 нужны права категории М, для L7 — категория В1.
Категория М — пассажирские ТС с количеством колёс более 4
М1 — легковые автомобили с количеством пассажиров кроме водителя не более 8. То есть это классическая категория В из прав.
М2, М3 — автобусы, троллейбусы и другие специализированные ТС для перевозки пассажиров. М2 и М3 соответствуют категории D, Tm, Td водительских прав.
Категория N — грузовые ТС
Грузовые автомобили категории N делят на подкатегории исключительно по весу:
N1— массой не более 3,5 тонн
N2 — массой от 3,5 до 12 тонн
N3 — массой более 12 тонн.
То есть категория N1 соответствует категории В из прав, а N2 и N3 — «грузовой» категории С.
Категория О — прицепы и полуприцепы
Прицепы из категории О делят на подкатегории также исключительно по весу:
О1— массой не более 0,75 тонн
О2 — массой от 0,75 до 3,5 тонн
О3 — массой от 3,5 до 10 тонн
О4 — массой более 10 тонн.
Прицепы категории О1 разрешены при отсутствии категории Е в правах, а вот к категориям О2, О3, О4 уже нужны категории ВЕ, СЕ, DE.
Таблица соответствия категорий из техрегламента и водительских прав
Чтобы вам было легче ориентироваться в соответствии категорий ТС из техрегламента и привычных нам обозначений из прав, приведём их в виде таблицы.
Как видите, самая распространённая категория водительских прав В соответствует категориям М1 — пассажирские ТС с 8 пассажирами и категории N1 — грузовые авто до 3,5 тонн. То есть если у вас легковой автомобиль, обращать внимание в техрегламенте стоит исключительно на требования к ТС категорий М1 и N1.
Приходите учиться в автошколу Фортуна-Авто. С нами вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю! Наши автошколы:
Автор статьи директор и ведущий преподаватель автошколы «Фортуна-Авто» Елена Александровна Исаева