В Чем Разница Между А И А1?
В чем разница между категориями А и А1 — Основное отличие категории прав А и подкатегории А1 заключается в том, что они выдаются с разного возраста. Подкатегория А1 в правах значит, что можно ездить на мотоциклах с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров.
Категорию А 1 можно получить с 16 лет. По мнению государственных органов, более мощные мотоциклы стоит доверять гражданам только с 18 лет. Мотоциклы категории A1 — маломощный транспорт, не позволяющий развивать значительную скорость. А1 отличается от А тем, что права категории А позволяют управлять любым мототранспортом, вне зависимости от объема двигателя.
Без прохождения обучения получить права невозможно, возможность сдать экстерном на управление мотоциклом была отменена в 2013 году. Для получения прав на категории А и А1, необходимо пройти курсы, сдать письменный и практический экзамены. При успешной сдачи, на вас будет оформлена соответствующую категория прав, которую можно будет получить в ГИБДД.
В чем разница между категорией А и а1?
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигатели и небольшой максимальной мощностью. Обучение на данную категорю проходит по той же схеме, что и на категорию А. Отличие только в мотоцикле, на котором проходит обучение и сдача экзамена в ГИБДД, точнее его мощность и объем двигателя.
Что подходит под категорию а1?
Категория А1 открывает возможность эксплуатации так называемых «легких» мотоциклов, к которым относятся транспортные средства с объемом двигателя до 125 см³. Сдать экзамен на данную категорию водительских прав можно с 16 лет.
Какие мотоциклы попадают под категорию а1?
К подкатегории « А1 » относятся мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 см3 и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкие мотоциклы ).
Нужно ли открывать категорию а1 если есть а?
Категория А — Категория А позволяет управлять мотоциклами с объемом двигателя больше 50 см³ для ДВС и мощнее 4 кВт для электродвигателей, в том числе с боковым прицепом. Получить можно с 16 лет. Важный нюанс: если у вас открыта категория А, но не открыта А1 — вы не имеете права управлять скутерами и мопедами с объемом двигателя до 50 см³ или до 4 кВт.
Можно ли ездить по дорогам с категорией а1?
Что значит права категории «А1» — Для удобного вождения транспортных средств и для структурирования законодательства РФ все транспортные средства, начиная с велосипедов и сноубордов и заканчивая троллейбусами и маршрутками, разделяются на категории и подкатегории.
- Категория «А», согласно ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», включает в себя мотоциклы, без уточнения их мощности и габаритов.
- К подкатегории прав «А1» относятся только лёгкие мотоциклы, иными словами – мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания, объём которого не превышает 125 см3, а мощность которого не превышает 11 кВт.
Подкатегорию «А1» не зря называют облегченной версией категории «А»: водительские права категории «А» автоматически дают право на управление всеми транспортными средствами из категории «А1» без дополнительных экзаменов (при условии, что в медицинской справке указано отсутствие противопоказаний).
- То есть, если человек сдал экзамен ГИБДД и получил право управлять всеми мотоциклами, он также получил право управлять лёгкими мотоциклами – никаких особых разрешений для этого не требуется.
- Однако, чтобы перейти с категории «А1» на полноценную взрослую категорию «А», придётся проходить курс обучения в мотошколе, заново сдавать экзамен в ГИБДД и получать новые права.
В некоторых классификациях встречается другое деление – классификация транспортных средств по техническим категориям, закреплённая в Решении Таможенного союза №877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят 9 декабря 2011 года).
На основе этого документа лёгкие мотоциклы не выделяются в отдельную группу и относятся вместе с остальными мотоциклами к категории L3 – транспортные средства с двумя колёсами и двигателем внутреннего сгорания, объёмом не менее 50 см 3, или же транспортные средства с двумя колёсами, способные разгонятся быстрее 50 км/ч.
Однако в водительском удостоверении, в соответствии со ст.25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», указывается категория по первой классификации, то есть «А1», Не следует также путать категорию «А1», которую мы разобрали выше, с категорией «АI» самоходных машин.
- Дело в том, что самоходные машины, например сельскохозяйственные машины, такие как тракторы и комбайны, самосвалы, снегоходы, квадроциклы, строительные краны и катки для асфальта, относятся к отдельному виду транспортных средств и делятся на свои собственные категории.
- Так, права категории «АI» самоходных машин (удостоверение машиниста-тракториста) даёт право на управление внедорожными мототранспортными средствами, развивающие скорость до 50 км/ч, например снегоходами, квадроциклами, мотовездеходами.
Главное отличие этой категории – возможность водить только внедорожные средства, доступ к дорогам общего пользования для таких машин закрыт. Такое водительское удостоверение, в отличие от привычных прав подкатегории «А1», выдаётся не ГИБДД, а Гостехнадзором.
Какая категория лучше А или а1 права?
В чем разница между категориями А и А1 — Основное отличие категории прав А и подкатегории А1 заключается в том, что они выдаются с разного возраста. Подкатегория А1 в правах значит, что можно ездить на мотоциклах с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров.
- Категорию А 1 можно получить с 16 лет.
- По мнению государственных органов, более мощные мотоциклы стоит доверять гражданам только с 18 лет.
- Мотоциклы категории A1 — маломощный транспорт, не позволяющий развивать значительную скорость.
- А1 отличается от А тем, что права категории А позволяют управлять любым мототранспортом, вне зависимости от объема двигателя.
Без прохождения обучения получить права невозможно, возможность сдать экстерном на управление мотоциклом была отменена в 2013 году. Для получения прав на категории А и А1, необходимо пройти курсы, сдать письменный и практический экзамены. При успешной сдачи, на вас будет оформлена соответствующую категория прав, которую можно будет получить в ГИБДД.
Нужно ли учиться на категорию а1?
Как сдать экзамен на категорию А1 — Если вы являетесь счастливым обладателем прав категории В или С, то имеете право получить категорию А1 без обучения в автошколе. Вам необходимо успешно сдать теоретический и практический экзамен в ГАИ. Также вы можете пройти курс теории и практики на базе автошколы по желанию: такую услугу сегодня предоставляет школа вождения «Амфуд»,
- При получении 2-хлетнего стажа вождения мотоцикла, категория А будет присвоена автоматически.
- Чтобы получить категорию А через 2 года после сдачи А1, нужно написать соответствующее заявление в ГАИ.
- Пересдавать ничего не придется.
- К заявлению необходимо приложить медицинскую справку и внести оплату за присвоение следующей категории.
Таким образом вы получает обе категории – А1 и А.
Что такое легкий мотоцикл?
Мотоциклы, которые весят до 200 кг, считаются лёгкими. Они хороши для города, потому что легко маневрируют на низкой скорости и, как правило, имеют компактные габариты.
Сколько нужно учиться на права а1?
Обучение на категорию «А» — На курсах могут обучаться вождению лица в возрасте 18 лет. Допускаются 17-летние за два месяца до дня рождения. На категорию «А» цена 7 000 рублей, Первоначальный взнос — 3 000 рублей. Срок обучения категории «А» — 2 месяца. Подкатегория «А1».
Сколько стоит сдать на права на а1?
В нашей автошколе регулярно проводится набор в группу, где опытные преподаватели обучат вас управлению легкими мотоциклами. Для такого вида транспорта в водительском удостоверении предусмотрена категория А1 — мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³ и мощностью до 11 кВт. Для обучения и сдачи экзаменов на права установлены следующие возрастные ограничения:
Категория | М | А1 | А |
---|---|---|---|
Возраст обучения | С 14 лет | С 16 лет | С 16 лет |
Возраст получения | С 16 лет | С 16 лет | С 18 лет |
Наше учреждение контролируется государством, поэтому у нас максимально выгодные цены в Москве. Срок обучения на права категории А1 напрямую зависит от ваших умений и составляет от 1,5 до 2 месяцев. Благодаря профессионализму наших преподавателей, сдача экзаменов не вызовет затруднений, если вы будете предельно внимательны.
Цена |
---|
Обучение на категорию А1 в нашей школе обойдется вам всего в 24 000 руб. |
В нашей школе имеется все необходимое для качественного получения знаний и успешного применения их на практике. Теоретическая часть, необходимая для освоения категории, проходит в оборудованных компьютерами и мультимедийными проекторами классах. Практика проходит на полигоне площадью более трёх тысяч м2, с различными зонами для оттачивания всевозможных элементов вождения. В нашем учебном заведении имеется собственный автопарк с различной техникой. Для обучения на права категории А1 используются легкие японские мотоциклы:
SYM – 125 | Yamaha YBR-125 |
---|
Также, Вы можете посетить курс экстремального вождения, где вы научитесь контраварийным приемам на мотоциклах Kawasaki, KTM, Yamaha, ИЖ. В случае несдачи теории или какого-либо практического элемента, повторная попытка открытия категории А1 возможна только спустя 7 дней.
Сколько кубов для новичка?
Тот, кто собирается пополнить армию двухколесных, рано или поздно задается вопросом: «А что, собственно, брать?» Учитывая, что правильный мотоцикл для одного может быть ужасно неудобным для другого, а еще многие вокруг говорят, что 1000-кубовый спорт — это не самый удачный выбор для новичка.
Литровый байк – это круто. Но хорошо ли подумал новичок? При выборе подходящего байка далеко не последнюю роль играют антропометрические данные — вес и рост райдера. Мотоциклист, чей вес больше 100 кг, будет нелепо смотреться на малокубатурной технике, а миниатюрные размеры мотоциклов наподобие Minsk C4 бывают некомфортны для высоких и плотных парней или девушек.
С другой стороны, есть еще один важный нюанс — те же спортбайки «заточены» под быструю езду и под стать байкерам, которые прошли специальную подготовку и адекватно оценивают возможные риски. А еще, говорят, самый простой способ отнести мотоцикл в тот или иной сегмент, в нашем случае, для начинающих байкеров — посмотреть на объем мотора.
— Конечно, в первую очередь байк для новичков должен иметь небольшую, но достаточную мощность и комфортабельную эргономику. А что касается кубатуры, то рекомендуется объем не больше 500 см3, 600 — с натяжкой и то после соответствующей подготовки. Если человек не понимает, что недостаточно сесть в седло и открутить ручку газа, то могут возникнуть проблемы.
Есть малокубатурные модели, которые располагают хорошими мощностями и при этом идеально подходят для начинающих райдеров. Среди них, например, KTM Duke 125 — он был спроектирован для европейских рынков, где категория вождения для молодежи ограничена маломощными двигателями с небольшим объемом.
Сколько едет мотоцикл 125 кубов?
Двигатель — Питбайк, Двигатель имеет воздушное или воздушно-масляное охлаждение и карбюраторную систему подачи топлива. Цилиндр один и обычно расположен горизонтально. Объем может быть от 49 до 190 см³, но основная часть такой техники оснащается 125-кубовым мотором.
Какая категория лучше А или а1 права?
В чем разница между категориями А и А1 — Основное отличие категории прав А и подкатегории А1 заключается в том, что они выдаются с разного возраста. Подкатегория А1 в правах значит, что можно ездить на мотоциклах с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров.
- Категорию А 1 можно получить с 16 лет.
- По мнению государственных органов, более мощные мотоциклы стоит доверять гражданам только с 18 лет.
- Мотоциклы категории A1 — маломощный транспорт, не позволяющий развивать значительную скорость.
- А1 отличается от А тем, что права категории А позволяют управлять любым мототранспортом, вне зависимости от объема двигателя.
Без прохождения обучения получить права невозможно, возможность сдать экстерном на управление мотоциклом была отменена в 2013 году. Для получения прав на категории А и А1, необходимо пройти курсы, сдать письменный и практический экзамены. При успешной сдачи, на вас будет оформлена соответствующую категория прав, которую можно будет получить в ГИБДД.
Что значит А 1 в военкомате?
Категория «А1» указывает на то, что призывник годен к несению военной службы в армии без каких-либо ограничений. Если молодой человек, достигший призывного возраста, получает эту категорию, то он гарантированно отправится в армию. В данной статье мы рассмотрим порядок получения категории «А1», расскажем о том, куда забирают служить с категорией «А1», а также объясним, как можно изменить решение медицинской комиссии.
Что означает буква А в военном билете?
Решение о том, годен ли призывник к службе по состоянию здоровья, принимает военно-врачебная комиссия. В нее входят несколько узких специалистов, в том числе хирург, невролог, психиатр, оториноларинголог, стоматолог и другие. По результатам работы этой комиссии призывнику выдают заключение о годности к военной службе, она прописывается в военном билете.
Какими бывают категории годности – в справке РИА Томск. Ранее сообщалось, что в среду президент РФ Владимир Путин в своем обращении объявил о старте частичной военной мобилизации с 21 сентября. Согласно тексту указа, не будут призваны те, кто достиг предельного возраста пребывания на военной службе, кто не подходит по состоянию здоровья или кому суд вынес приговор о назначении наказания в виде лишения свободы.
Согласно постановлению Правительства РФ, в расписании болезней предусмотрено пять категорий годности к военной службе. Категория «А» – годен к военной службе. Эта категория говорит о хорошем здоровье призывника, он подлежит призыву без ограничения по родам войск.
При этом категория «А» не означает, что у человека вообще нет никаких заболеваний. Например, допустим кариес, небольшая близорукость или плоскостопие 1-й степени. В зависимости от этого, призывнику может быть присвоена подкатегория (группа) от А1 до А4. Категория «Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Категория означает, что на медицинской комиссии у призывника обнаружены трудности со здоровьем, которые не препятствуют призыву на службу. К допустимым относятся такие заболевания, как плоскостопие 2-й степени, искривление позвоночника (сколиоз) 2-й степени, небольшая близорукость (менее 6 диоптрий).
- Подкатегориями (от Б1 до Б4) определяются рода войск, где может служить призывник.
- Категория «В» – ограниченно годен к военной службе.
- Призывников, у которых в военных билетах прописана такая категория, не привлекают к военной службе, а отправляют в запас.
- Но таких людей могут вызвать на военные сборы или на службу в военное время.
Категория «В» присваивается, например, слабослышащим или страдающим бронхиальной астмой. Категория «Г» – временно не годен к военной службе. Это временная категория, означающая отсрочку от призыва. Она дается минимум на полгода и максимум на год. Такую категорию могут присвоить после лечения гепатита В, С или D или из-за перелома конечностей.
По окончании отсрочки призывник снова проходит военно-врачебную комиссию. Категория «Д» – не годен к военной службе. Призывник с такой категорией полностью не годен к военной службе. В армию он не сможет попасть даже во время войны. Такую категорию присваивают гражданам, например, с одной почкой, эпилепсией, с психическими заболеваниями или перенесшим инсульт.
Справка составлена по материалам открытых источников.
Какие транспортные средства попадают под категорию А?
Права категории «А» — Под категорию «А» попадают любые мотоциклы, в тои числе мотором с объемом больше 125 куб. см и мощностью свыше 11 кВт (15 л.с.). Для открытия такого пункта в правах необходимо пройти обучение в специальной мотошколе и сдать экзамен, состоящий из двух частей — теории и практики.
При этом категория «А» автоматически открывает подкатегорию «А1», введенную для мотоциклов с силовыми агрегатами объемом менее 125 куб. см и мощностью менее 11 кВт (15 л.с.). При этом, как и в случае с начальной категорией «М», получить права «А1» можно и отдельно с 16 лет, пройдя соответствующее обучение.
Категория А1 в водительском удостоверении в 2023 году
Мотоциклы позволяют без труда передвигаться по городу, с лёгкостью объезжать пробки. Однако чтобы сесть за руль транспортного средства, необходимо обзавестись правами. Они предоставляются, если гражданин соответствует установленным требованиям и успешно сдал экзамен. Чтобы ездить на мотоциклах всех видов, в 2023 году гражданин должен получить водительское удостоверение категории А, А1 и М. Они имеют существенные отличия. Различаются требования, предъявляемые к потенциальному водителю, а также перечень транспортных средств, которыми можно управлять, получив права определенной категории.
Что означает категория А1 в водительском удостоверении в 2023 году?
Категория А1 в правах даёт возможность управлять легкими мотоциклами. Транспортное средство должно соответствовать следующим характеристикам:
- объём двигателя внутреннего сгорания не превышает 125 кубических сантиметров;
- максимальная мощность не может быть больше 11 кВт.
Вышеуказанные правила обозначены в статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
Какими транспортными средствами можно управлять с категорией А1?
В 2023 году категория А1 даёт возможность управлять мотоциклом, объём двигателя которого не превышает 125 кубических сантиметров. Обычно получать такое водительское удостоверение необходимо, если человек хочет сесть за руль:
- мопеда;
- скутера;
- мотоцикла;
- небольших мотороллеров.
Это самые распространенные разновидности. Категория A1 объединяет маломощные мотоциклы с укороченной длиной и повышенной маневренностью.
Разница между категорией А1 и А
Из-за схожести категории А и А1 часто путают. Однако они имеют ряд существенных отличий. Разница вытекает из положений статей 25 и 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Отличия категорий A1 и A состоят в следующем:
- Объём двигателя. Граждане, получившие категорию А1, имеют право сесть за руль мотоциклов, чей рабочий объём двигателя не превышает 125 кубических сантиметров. Если открыта категория А, в действующем законодательстве не содержится ограничение на объем двигателя. В статье 25 ФЗ №196 лишь говорится, что граждане имеют право управлять мотоциклами.
- Возраст водителя. Получить удостоверение подкатегории A1 могут лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. К сдаче экзамена на права категории A допускаются совершеннолетние граждане.
- Возможности. Из положений статьи 25 ФЗ №196 вытекает, что лица, получившие права категории А, могут управлять мотоциклами, на которые нужно водительское удостоверение категории А1. В обратном порядке правило не работает.
Требования для получения категории А1
Список требований для получения прав категории А1 отражен в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года. К сдаче экзаменов допускаются лица, которые достигли 16 лет. Необходимо медицинское заключение, подтверждающее факт отсутствия противопоказаний к управлению транспортными средствами. Дополнительно нужно пройти специализированное обучение в автошколе по программе категории А1. Предстоит подготовить пакет документации. Бумаги необходимы для того, чтобы подтвердить соответствие требованиям для получения водительского удостоверения.
Нормативная база
Процедура получения водительского удостоверения с категорией A1 регламентирована действующим законодательством. Перед началом выполнения манипуляции, рекомендуется ознакомиться со следующими нормативно-правовыми актами:
-
– гражданин, выезжающий на дорогу, обязан знать правила дорожного движения. За их несоблюдение предусмотрено наказание. – регламентирует ответственность, к которой могут привлечь нарушителя ПДД РФ. от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Необходимо ознакомиться со статьями 25 и 26 вышеуказанного нормативно-правового акта. В них отражено, на какие транспортные средства распространяется действие прав А1, а также указано, кто может получить удостоверение.
- Постановление Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года – закрепляет правила проведения экзаменов и последующую выдачу водительских удостоверений А1.
- Приказ Минобрнауки РФ №486 от 12 мая 2015 года. Утверждает программу подготовки водителей, желающих обучиться категории A1.
- Приказ МВД РФ № 995 от 20 октября 2015 года. Утверждает административный регламент, в соответствии с которым оказывается услуга по проведению экзаменов и последующая выдача водительских удостоверений A1.
Необходимые документы для получения
Если человек планирует получить права категории А1 в 2023 году, необходимо подготовить пакет документов. Список регламентирует п. 18 Постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года. В перечень предстоит включить:
- заполненные заявления;
- медицинское заключение, подтверждающее факт отсутствия противопоказаний;
- паспорт или иное удостоверение личности;
- водительские права, если они ранее были получены;
- документ, подтверждающий факт прохождения обучения в автошколе;
- письменное согласие одного из законных представителей на участие несовершеннолетнего гражданина в экзамене и последующую выдачу прав (нужно заверить бумагу у нотариуса).
Письменное согласие одного из законных представителей предоставляется, если права категории А1 хочет получить лицо в возрасте от 16 до 18 лет. Исключение составляют случаи, когда была осуществлена эмансипация или вступление в брак. Лицо признается дееспособным и может получить водительское удостоверение без разрешения законных представителей.
Заполненное заявление можно подать во время личного визита в ГИБДД или отправить в электронной форме. Во второй ситуации обращение осуществляется через государственную информационную систему Госуслуги или региональные порталы. Онлайн-заявление нужно заверить электронной подписью гражданина. Оригиналы документов предстоит предоставить во время личного визита в подразделении Госавтоинспекции.
Получив документы, представители ГИБДД рассмотрят заявку на получение водительского удостоверения категории А1. Если все требования статьи 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года “О безопасности дорожного движения” соблюдены, и все бумаги предоставлены в полном объёме, назначается день сдачи экзаменов.
Как получить категорию А1 в 2023 году?
Если гражданин принял решение получить водительское удостоверение категории А1, в 2023 году потребуется выполнить следующие действия:
- Подготовить пакет документов для зачисления в автошколу. Обычно необходимы заполненное заявление и паспорт. Медицинское заключение требуется не всегда. Однако эксперты советуют посетить врача до зачисления в автошколу. Дело в том, что стоимость программы обучения на категорию прав А1 варьируется от 6 до 23 тысяч руб. в зависимости от региона и автошколы. Если присутствуют противопоказания к управлению транспортным средством, ГИБДД не допустит претендента до сдачи экзамена. В результате гражданин просто так потратит денежные средства.
- Пройти обучение в автошколе, сдать внутренний экзамен и получить документ, подтверждающий изучение курса категории A1.
- Подать документы в ГИБДД на сдачу экзамена.
- В назначенный день посетить Госавтоинспекцию, сдать теоретический и практический экзамены на категорию водительского удостоверения A1.
- Дождаться результатов. Если удалось пройти испытание успешно, предоставляются водительские права. Когда экзамен провален, допустима пересдача. К практике допускают лишь после успешной сдачи теории.
Теоретический экзамен
В п. 9 Постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года говорится, что для получения водительского удостоверения категории А1 в 2023 году необходимо сдать теорию и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Выезд в город не осуществляется.
В первую очередь сдается теория. Проверка знаний экзаменуемого проводится посредством ответа на вопросы за компьютером. На экране отображаются билеты и время, оставшееся до конца экзамена. На проведение процедуры даётся 20 минут. В билете содержится 20 вопросов. На каждый из них присутствует от 2 до 5 вариантов ответов. Правильный из них лишь один. Гражданин может самостоятельно выбирать последовательность ответов на вопросы билета. По результатам выставляется оценка «сдал» или «не сдал».
Экзамен на получение водительского удостоверения категории А1 считается проваленным, если человек:
- допустил три ошибки;
- не ответил на 2 вопроса в одном тематическом блоке или ответил на них неверно;
- допустил одну ошибка при ответе на дополнительные вопросы;
- отказался от прохождения тестирования;
- пользовался литературой, помощью других лиц, спец. средствами.
Если гражданин не успел дать ответ на один вопрос или допустил ошибку, предоставляются дополнительные 5 минут и добавляются 5 вопросов. Если человек успевает ответить на них правильно, выставляется оценка «сдал». Когда допущены две ошибки, или в установленное время не удалось ответить на два вопроса из разных тематических блоков, предоставляются дополнительные 10 минут. В течение вышеуказанного времени нужно ответить еще на 10 новых вопросов. Если все ответы правильные, выставляется оценка «сдал».
Если успешно завершить теоретический экзамен на получение прав категории A1 не удалось, назначается пересдача. Повторная попытка даётся лишь через 7 дней с момента проведения первоначального тестирования. Если сдать теорию не удалось даже с третьего раза, потребуется подождать 30 дней. Количество попыток не ограничено.
Практический экзамен
Если удалось успешно сдать теорию, назначается проведение экзамена по первоначальным навыкам управления. Процедуру регламентирует пункты 104-116 Приказа МВД РФ №995 от 20 октября 2015 года. Экзамен на получение категории A1 проводится на автодроме. Кандидат обязан выполнить ряд упражнений. В перечень входят:
- демонстрация навыков управления мотоциклом на малой скорости;
- выполнение упражнения «змейка»;
- проезд «восьмёрка» и «коридор»;
- движение со скоростным маневрированием;
- выполнение маневра «парковка»;
- проезд с остановкой для посадки и высадки пассажиров.
Человек обязан приступить к выполнению упражнения в течение 30 секунд после получения команды о начале испытания.
Экзамен на получение категории A1 признается проваленным в следующих ситуациях:
- человек не начал своевременно выполнять упражнение, которое его попросил осуществить экзаменатор;
- лицо сбило разметочное оборудование 3 и более раз;
- экзаменуемый допустил остановку двигателя 3 и более раз;
- гражданин превысил время выполнения элемента «скоростное маневрирование»;
- претендент на получение прав отклонился от заданной траектории движения;
- человек отказался от выполнения любого из упражнений;
- экзаменуемый допустил иные нарушения, предусмотренные п. 113 Приказа МВД РФ №995 от 20 октября 2015 года.
Практический экзамен на получение категории А1 в 2023 году также можно пересдать. Госпошлина за осуществление действия не взимается. Процедура выполняется через 7 суток после провала. Если сдать экзамен не удалось на второй и третий раз, следующая попытка назначается лишь через месяц. Теоретическая часть считается действительной до 6 месяцев. После этого ее нужно пересдавать.
Можно ли открыть категорию А1 без основной категории А?
В законодательстве отсутствуют предписания, обязывающие граждан в обязательном порядке открывать категорию А для получения А1. Поэтому выполнение действия не обязательно. Кроме того, открыть категорию А1 можно с 16 лет. Удостоверение А выдается лишь с 18 лет (статья 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»).
Нюансы
Потребность в уплате госпошлины за сдачу экзамена на права категории А1 отсутствует. Однако гражданину предстоит предоставить денежные средства за их получение. Размер госпошлины регламентирует статья 333.33 НК РФ. Гражданин обязан внести платеж в размере 2000 руб. Действие выполняется перед получением водительского удостоверения.
Права подкатегории «А1»: всё что нужно знать о водительском удостоверении для вождения лёгкого мотоцикла
Для удобного вождения транспортных средств и для структурирования законодательства РФ все транспортные средства, начиная с велосипедов и сноубордов и заканчивая троллейбусами и маршрутками, разделяются на категории и подкатегории. Категория «А», согласно ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», включает в себя мотоциклы, без уточнения их мощности и габаритов. К подкатегории прав «А1» относятся только лёгкие мотоциклы, иными словами – мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания, объём которого не превышает 125 см3, а мощность которого не превышает 11 кВт.
Подкатегорию «А1» не зря называют облегченной версией категории «А»: водительские права категории «А» автоматически дают право на управление всеми транспортными средствами из категории «А1» без дополнительных экзаменов (при условии, что в медицинской справке указано отсутствие противопоказаний). То есть, если человек сдал экзамен ГИБДД и получил право управлять всеми мотоциклами, он также получил право управлять лёгкими мотоциклами – никаких особых разрешений для этого не требуется. Однако, чтобы перейти с категории «А1» на полноценную взрослую категорию «А», придётся проходить курс обучения в мотошколе, заново сдавать экзамен в ГИБДД и получать новые права.
В некоторых классификациях встречается другое деление – классификация транспортных средств по техническим категориям, закреплённая в Решении Таможенного союза №877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят 9 декабря 2011 года). На основе этого документа лёгкие мотоциклы не выделяются в отдельную группу и относятся вместе с остальными мотоциклами к категории L3 – транспортные средства с двумя колёсами и двигателем внутреннего сгорания, объёмом не менее 50 см 3 , или же транспортные средства с двумя колёсами, способные разгонятся быстрее 50 км/ч. Однако в водительском удостоверении, в соответствии со ст. 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», указывается категория по первой классификации, то есть «А1».
Не следует также путать категорию «А1», которую мы разобрали выше, с категорией «АI» самоходных машин. Дело в том, что самоходные машины, например сельскохозяйственные машины, такие как тракторы и комбайны, самосвалы, снегоходы, квадроциклы, строительные краны и катки для асфальта, относятся к отдельному виду транспортных средств и делятся на свои собственные категории. Так, права категории «АI» самоходных машин (удостоверение машиниста-тракториста) даёт право на управление внедорожными мототранспортными средствами, развивающие скорость до 50 км/ч, например снегоходами, квадроциклами, мотовездеходами. Главное отличие этой категории – возможность водить только внедорожные средства, доступ к дорогам общего пользования для таких машин закрыт. Такое водительское удостоверение, в отличие от привычных прав подкатегории «А1», выдаётся не ГИБДД, а Гостехнадзором.
Таким образом, ни техническая категория «А1», ни категория «AI» самоходных машин не даст вам права водить малокубатурный мотоцикл – такое право дают лишь обычные водительские права подкатегории «А1».
Что разрешают и не разрешают права категории «А1»
Водительские права категории «А1» разрешают водить любые малокубатурные мотоциклы с объёмом двигателя внутреннего сгорания менее 125 см 2 и мощностью менее 11 кВт. Такие байки относятся к стандартным транспортным средствам, так что обладатель водительского удостоверения будет иметь те же права, что и водитель крупных байков или автомобилей.
Управлять лёгким мотоциклом смогут только те, кто успешно сдал экзамен ГИБДД и получил соответствующие права. Водители могут ездить по дорогам общего пользования, а также за их пределами, например по гоночным трассам, пересечённой местности или бездорожью, но не по обочинам и тротуарам. Они обязаны зарегистрировать мотоцикл в ГИБДД и получить номера и паспорт транспортного средства – в противном случае им грозит штраф 5 000 руб. или лишение водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев. Владельцы малокубатурных байков, так же как и другие участники дорожного движения, соблюдают ПДД и другие нормативно-правовые акты в сфере обеспечения безопасного дорожного движения, и получают штрафы в случае их нарушения. Водители наказываются и за вождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения или вождение неисправного байка, который небезопасен для самого водителя и может быть угрозой для других людей. Сохраняются и все медицинские запреты: люди с психическими, нервическими или психонервическими расстройствами, а также с такими заболеваниями глаз, как ахроматопсия (все цвета воспринимаются в чёрно-белой гамме) и частичная или полная слепота.
Какие мотоциклы подойдут для категории «А1»
При наличии прав категории «А1» человек может беспрепятственно управлять мотоциклами с объёмом двигателя 50, 75, 100 и 125 см3. Несмотря на кажущиеся ограничения, таких байков достаточно на рынке, чтобы начинающий байкер сумел подобрать транспорт по душе. Другой вопрос, что после длительных тренировок, например спустя полгода, ему скорее всего захочется пересесть на что-то более мощное и попробовать свои силы на 250- или 350-кубовых мотоциклах, но такой возможности не будет. Однако для новичков, впервые в жизни садящихся за руль байка, такой ограниченной кубатуры должно хватить. Если говорить о средних числах, 125-кубовые мотоциклы весят 100–130 кг, потребляют от 2 до 3 л топлива на 100 км пути и разгоняются не выше 120 км/ч. Под эту классификацию подходят следующие модели.
- Легендарный ебрик или Yamaha YBR 125. Это самый продаваемый на российском рынке малокубатурный мотоцикл, готовый годами терпеть издевательства со стороны начинающих байкеров и оставаться в строю, несмотря ни на что. Стоимость новых моделей начинается от 150 тыс. руб., поддержанных – от 100 тыс. руб. Ебрик весит 125 кг, 4 такта, 1 цилиндр, мощность 7,1 кВт, стальная неубиваемая рама и 12-литровый (в некоторых случаях – 13-литровый) бак. Разгоняется до 110 км.
- Австриец-дюк KTM Duke 125. Современный нейкед, отвечающий запросам продвинутой публики: быстрый, манёвренный, стильный. Новый байк стоит не меньше 200 000 руб., модели с пробегом продаются от 150 тыс. руб. и выше. Механическая трансмиссия с 6 передачами, электронное зажигание, тормоза с ABS, чистый вес 127 кг, 11 л топливного байка и 11 кВт, то есть проходит в категорию «А1» по верхней границе. Максимальная скорость – те же 110 км.
- Российский Минск D4 125 для истинных патриотов. Может, кому-то такой вариант покажется слишком смелым, но примите во внимание, что этот байк разрабатывался с учётом российских дорог и других специфических условий вождения, поэтому по некоторым параметрам он показывает лучшие результаты, чем японцы или австрийцы. Дорожный просвет 21 см и 18-дюймовые колёса приспособлены для частых ям и кочек. Вес – 100 кг, разгоняется до 120 км по заявленным характеристикам, но на деле ограничивается 110 км. Новый Минск стоит всего 80 000 руб.
Кроме этих моделей, обратите внимание и на менее распространённые 125-кубовые дорожные мотоциклы: KTM 125 EXC Enduro, KYMCO Zing 125, Yamaha YS 125, Honda CG 125, энудуро Honda XLR 125, Honda XR 125 L, Kawasaki KMX 125, Kawasaki KLX 125, Suzuki DR 125, Aprilia RX 125, спортбайки Honda CBR 125 R и Yamaha YZF-R125, круизеры Kawasaki Eliminator 125, Suzuki VL 125 Intruder, Yamaha Virago 125, Honda Rebel 125. Существуют и другие модели: лёгкие южнокорейские и китайские вариации «взрослых» мотоциклов, а также байки с меньшей кубатурой.
Водительские права категории «А1»: юридическая сила и внешний вид
Право на управление малокубатурным байком подтверждается водительскими правами категории «А1», выдаваемыми ГИБДД. Согласно всё той же ст. 25 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», российское национальное водительское удостоверение выдаётся на срок 10 лет (если в федеральных законах не сказано иное) и остаётся действительным до истечения срока действия, то есть так же 10 лет. Дата окончания срока действия удостоверения указывается на лицевой стороне под пунктом 4b. За вождение мотоцикла с недействительным или истёкшим удостоверением предусмотрен штраф от 5 000 до 15 000 руб., а также конфискация транспортного средства (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ), поэтому важно вовремя его менять. Замена прав осуществляется только органами ГИБДД, причём обязательно в том регионе, где человек зарегистрирован или проживает. Для экономии времени предлагается оформить замену документа через сайт Госуслуг в онлайн-формате, а затем получить готовые права на руки уже в отделении ГИБДД.
Внешний вид и устройство водительских прав для категории «А1» ничем не отличается от водительского удостоверения на вождение автомобилей или крупных мотоциклов. Это пластмассовая карточка размерами 8,6 х 5,4 см, на которой располагаются фотография и подпись владельца, индивидуальный номер документа и индивидуальный защитный штрих-код для автоматизированного учёта, таблица с категориями транспортных средств и указанными датами начала и окончания действия прав для каждой из них, защитные логотипы и водные знаки, а также 14 пометок с определённой информацией, которые мы рассмотрим ниже. Пометки с 1 по 9 находятся на лицевой стороне, с 9 по 14 – на оборотной.
- Фамилия владельца;
- Имя и отчество владельца (отчество – если есть);
- Дата рождения и гражданство, для граждан России указывается не гражданство, а регион рождения;
- Дата выдачи документа, дата окончания срока действия документа и наименование или код отделения ГИБДД, выдавшего данный документ;
- Индивидуальные серия (4 знака) и номер (6 знаков) документа, они же указываются в правом нижнем углу на оборотной стороне;
- Фотография владельца форматом 3х4;
- Подпись владельца как в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность;
- Наименование населённого пункта, где человек официально прописан, согласно документам (в случае с российским гражданством часто совпадает с пунктом 3);
- Все доступные категории управления транспортными средствами (записываются подряд);
- Дата открытия каждой из доступных категорий (в таблице);
- Дата окончания действия каждой из доступных категорий (в таблице);
- Ограничения на управление определённым транспортным средством (если есть);
- Штрих-код для считывания;
- Дополнительные пометки об ограничениях на управление всеми доступными категориям (например, о плохом зрении – пометка «GCL». Glasses or contact lenses – очки или контактные линзы).
Условия получения прав на управление лёгкими мотоциклами
Чтобы получить права категории «А1», необходимо выполнить 4 условия, прописанные в ст. 26 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Первое из них – водитель должен быть старше 16 лет, так как лица, не достигшие 16 лет, не допускаются ни к обучению в мотошколе, ни к сдаче экзамена. С 16 же лет водитель имеет право получить водительские права некоторых категорий транспортных средств, в том числе и категорию «А1».
Второе условие – медицинское заключение об отсутствии противопоказаний (по форме №003-В/у) для управления выбранным транспортным средством, то есть малокубатурным мотоциклом. Медицинское заключение выдаётся после посещения нескольких врачей – их список определяет отделение ГИБДД. К обязательным врачам относятся терапевт, врач общей практики или семейный врач, офтальмолог, психиатр и нарколог. Невролог – только если к нему вас назначит терапевт. В некоторых случаях требуется сдать анализ мочи или анализ крови на предмет наличия там психоактивных веществ, а также электроэнцефалографию. Все врачи, за исключением нарколога и психиатра, находятся в районной поликлинике, и записаться к ним можно бесплатно. Психиатр и нарколог принимают посетителей в государственных аккредитованных учреждениях по месту жительства. В случае с психиатром учреждение должно иметь лицензию на психиатрическое освидетельствование. В случае с наркологом – на лабораторную и клиническую лабораторную диагностику.
Третье условие – будущий водитель обязан пройти полный или ускоренный курс обучения мотоезде на транспорте категории «А1». Программы предлагаются в мото- и автошколах и включают в себя как теоретические, так и практические занятия. При этом, если ученику меньше 18 лет, для учёбы в мотошколе ему понадобится письменное согласие родителей, так как несовершеннолетние водители не имеют права обучаться в мотошколе по собственному согласию. После завершения курса мотоезды ученик получит письменный документ (сертификат или удостоверение) о том, что он прошёл обучение и теперь допускается к сдаче экзамена в ГИБДД.
Четвёртое условие – сам экзамен в ГИБДД, доступ к которому водитель получает при условии выполнения трёх предыдущих пунктов. Он состоит из теоретической и практической части. Подробнее о нём мы расскажем в следующем разделе.
Итого, лица, достигшие 16-летнего возраста, имеют право обучиться в мотошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительские права подкатегории «А1», и несовершеннолетие никак этому не мешает.
Экзамен в ГИБДД на категорию «А1»
В соответствии с действующими нормами законодательства, сдать на права категории «А1» разрешается в любом отделении ГИБДД, независимо от места проживания, регистрации или расположения мотошколы, в которой проходила учёба. После завершения обучающего курса мотошкола предлагает водителю помощь с регистрацией на экзамен: в таком случае мотошкола собирает требуемые документы и проверяет их на соответствие правилам, договаривается с ГИБДД о дате и времени проведения экзамена. Если обучающегося всё устраивает, экзамен проводится на площадке мотошколы на одном из мотоциклов, которые водитель тестировал ранее. Второй вариант – сдать экзамен ГИБДД независимо от мотошколы. Тогда в выбранное отделение ГИБДД приносится пакет документов, в том числе и сертификат о пройденном мотокурсе, после чего назначается дата и время экзамена. При этом нужно учитывать, что не у всех отделений есть собственная подходящая площадка и малокубатурные мотоциклы – этот момент уточняйте заранее.
Требования к проведению экзамена идентичны и не зависят от выбранного варианта. То есть человек, сдающий практический экзамен на мотоплощадке школы, где он обучался, и человек, решивший сдавать экзамен в отделении ГИБДД, будут оцениваться одинаково – никаких поблажек.
Допуск к экзамену в ГИБДД и пакет необходимых документов
Список документов, необходимых для допуска водителя к экзамену ГИБДД, зафиксирован в п. 18 ч. II Постановления Правительства России от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Он выглядит одинаково для всех категорий транспортных средств, начиная со скутера и заканчивая трамваем. Список состоит из следующих документов:
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Это стандартное требование для проведения любого экзамена – без паспорта вас не допустят ни к одной процедуре, хоть как-то связанной с российским законодательством.
- Медицинское заключение по форме №003-В/у. Его полное название – «Медицинское заключение о наличии или отсутствии у водителя транспортного средства или кандидата в водители транспортного средства медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортным средством». Это также документ установленного образца, его бланк есть во всех медицинских организациях, оказывающих подобную услугу. Срок действия медицинского заключения – 12 месяцев (1 год) со дня выдачи. Выдаётся врачом-терапевтом после посещения всех требуемых специалистов, список которых указан в предыдущем разделе, и получения от них допуска к управлению мотоциклом. Другие документы, не соответствующие установленной форме, в ГИБДД не принимаются.
- Российское национальное водительское удостоверение (если имеется). Оно необходимо для учёта ранних достижений водителя, во избежание путаницы с документами, когда у водителя оказывается 2 водительских удостоверения, каждое из которых даёт возможность управлять лишь одним видом транспортного средства. Все полученные категории указываются на одной карточке, так что имеющийся документ будет заменён.
- Сертификат о прохождении и завершении обучения в мотошколе. Он также имеет более длинное название – «документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программе профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Чаще всего документ выдаётся в форме свидетельства о профессии водителя с указанием часов, потраченных на каждый учебный предмет базового цикла, и отметки (зачёт – незачёт) для каждого из них. Там же указывается период прохождения курса учёба в мотошколе, полное название мотошколы и присвоенная категория или подкатегория вождения транспортных средств.
- Заявление установленного образца. Бланк заявления можно скачать на сайте Госуслуг (там же можно заполнить электронный вариант заявления) или на официальном сайте МВД. Там же можно найти и образец заполнения заявления. Форма заявления называется «О предоставлении государственной услуги». В заявлении указываются паспортные данные гражданина России (или данные другого документа, удостоверяющего личность), серия, номер и дата выдачи медицинского заключения о прохождении медкомиссии и допуске к экзамену, данные свидетельства о процессии водителя (так называется сертификат, выдаваемый мотошколой по окончанию учёбы), а также данные водительского удостоверения, если такое имеется (например, полученная ранее категория «М»). На оборотной стороне заявления расположены поля, которые заполняются не водителем, а должностным лицом, принимающим заявление – их необходимо оставить пустыми. Там же располагаются и поля для внесения информации о выданном водительском удостоверении.
- Письменное согласие одного из родителей. В том случае, если кандидату в водители меньше 18 лет (случаи эмансипации, то есть признания лица дееспособным до достижения возраста совершеннолетия, не считаются), один из его родителей или законных представителей обязан согласие установленного образца на сдачу несовершеннолетним экзамена в ГИБДД и выдачу ему водительского удостоверения. Оно очень короткое и пишется в формате: «Я, [ФИО, информация о документах], выражаю согласие на сдачу моим сыном / моей дочерью, [ФИО ребёнка, информация о документах], теоретического и практического экзаменов…». В конце ставятся дата, подпись и расшифровка. Более подробный образец написания согласия можно найти на базе системы «Гарант».
Сколько стоит сдача экзамена в ГИБДД на права категории «А1»
Сам экзамен, согласно законодательству, проводится бесплатно, но за получение водительских прав взимается госпошлина. Госпошлина оплачивается после подготовки и отправки всех документов. Для получения национального государственного водительского удостоверения госпошлина составляет 2000 руб., однако при оплате онлайн через личный кабинет Госуслуг водителям предоставляется скидка 30%, так что стоимость госпошлины оказывается 1400 руб. Сумма госпошлины остаётся неизменной при первичном получении, утере или замене водительских прав. Кроме сайта Госуслуг, оплатить пошлину можно прямо в отделении ГИБДД, почтовым переводом или через банк. Некоторые из этих вариантов подразумевают взимание комиссии.
Как устроен экзамен в ГИБДД на права категории «А1»
Экзамен на водительские права подкатегории «А1» состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Допуск к практической части предоставляется водителю только после успешной сдачи теоретического экзамена. В случае, если кандидат в водители не сдал теоретическую часть с первой или второй попытки, назначается повторное тестирование в срок от 7 до 30 календарных дней со дня несдачи предыдущего экзамена. В случае, если кандидат не сдал теоретический экзамен с третьей и более попытки, повторное тестирование назначается в срок от 1 до 3 месяцев. Для водителей, не сдавших практическую часть, правила похожи: если не сдал с первой или второй попытки – повторный экзамен в срок от 7 до 60 календарных дней, если не сдал с третьей и последующих попыток – от 1 до 3 месяцев со дня несдачи предыдущего экзамена. Количество попыток не ограничено ни для теоретической части, ни для практической.
Ни теоретическая, ни практическая части экзамена на подкатегорию «А1» не отличаются от экзамена на категорию «А». Единственное расхождение – модель мотоцикла, на которой сдаётся экзамен. На категорию «А1» экзамен сдаётся строго на мотоциклах с объёмом двигателя до 125 см3 и мощностью до 11 кВт. Чаще всего это бывает Yamaha YBR 125.
Теоретическая часть состоит из 1 билета, включающего в себя 20 вопросов с вариантами ответов (обычно от 2 до 5 вариантов). При правильном ответе на 18 и более вопросов ставится зачёт, при этом за каждый неотвеченный вопрос полагается 5 дополнительных штрафных вопроса. Если экзаменуемый отвечает меньше чем на 18 вопросов, экзамен считается несданным. Для ответа на каждый вопрос, в том числе и дополнительный, даётся 1 минута, то есть тестовая часть займёт от 20 до 30 минут. Если экзаменуемому не хватило времени, и он не успел ответить на вопросы, они так же считаются отвеченными неправильно. Экзамен сдаётся на компьютере при помощи подключения к единой экзаменационной системе. Теоретическая часть касается 5 тем:
- Правил дорожного движения РФ;
- Правил допуска транспортного средства к использованию и обеспечения безопасности дорожного движения (прописаны в Постановлении Правительства России от 23 октября 1993 №1090 «О Правилах дорожного движения»);
- Пунктов законодательства, связанных с гражданской, административной и уголовной ответственностью водителей транспортных средств за нарушение норм дорожного движения;
- Основ безопасного управления мотоциклом (рассказываются в рамках одноимённого курса лекций в мотошколе – обычно не больше 14 часов лекций);
- Порядка оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (так же рассказываются в рамках одноимённого курса лекций в мотошколе – обычно не больше 16 часов лекций).
Чтобы подготовиться к сдаче тестовой части, рекомендуется не только заниматься в мотошколе, но и готовиться самостоятельно. В рамках подготовки особое внимание необходимо уделить следующим законодательным актам:
- Правила дорожного движения РФ;
- Кодекс административных правонарушений РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ (понятие транспортного средства, аренда, купля и продажа транспортного средства, наследование транспортного средства);
- Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» – особенное внимание уделите статьям 25 и 26, некоторые пункты которых уже были рассмотрены в этой статье);
- Постановление Правительства России от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» – там закреплены правила проведения экзамена ГИБДД и допуска к нему;
- Приказ Минобрнауки России от 12 мая 2015 г. №486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»;
- Приказ МВД РФ от 20 октября 2015 №995 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению госуслуги по проведению экзамена на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения»;
- Статья 23 Федерального закона №196 от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» и «Стандарты и порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации» (от КонсультантПлюс) – документы касаются первой медицинской помощи и связанных с этим сфер.
Практическая часть включает в себя 6 упражнений, проводимых на специальной мотоплощадке. Выезд в город для сдачи практической части экзамена ГИБДД на категорию «А1» не подразумевается. Перед началом экзамена водителю обязаны предоставить 2 минуты для освоения мотоцикла и проверки своих сил. Никакие ошибки, совершённые в этот период времени, не учитываются. После этого начинается экзамен, включающий в себя 6 испытаний:
- Габаритный коридор;
- Габаритная восьмерка;
- Габаритная змейка;
- Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров;
- Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места;
- Скоростное маневрирование.
После начала экзамена все совершённые экзаменуемым ошибки фиксируются инспектором по следующей схеме:
- 1 штрафной балл начисляется, если водитель заблокировал колесо перед стоп-линией, забыл подать рукой сигнал о торможении или не включил ближний свет, когда этого требовал протокол.
- 3 штрафных балла начисляется, если водитель забыл включить нейтральную передачу во время остановки или перепутал передачи во время движения, не включил поворотники, превысил допустимую скорость на упражнении «Скоростное маневрирование», или если двигатель его байка заглох на старте (до начал движения).
- 5 штрафных баллов начисляется, если водитель съехал с назначенной траектории, сбил 1 или несколько ограничительных конусов, наехал на разметку или стоп-линию, коснулся ногой земли, остановился более чем за 40 см до стоп-линии.
Штрафные баллы за все упражнения суммируются, максимальное возможное число штрафных баллов – 5 баллов. Если экзаменуемый набирает более 5 баллов, практическая часть считается несданной и водитель отправляется на пересдачу.
Обучение в мотошколе на категорию «А1»
С 2013 г. МВД отменило право сдавать экзамен в ГИБДД, закончив учёбу в мотошколе экстерном или вовсе не учась в мотошколе. Поэтому двухмесячная учёба в мотошколе обязательна для всех желающих получить водительские права категории «А1». Чтобы сертификат мотошколы засчитывался ГИБДД, она должна иметь государственную лицензию на право учить водителей вождению транспортных средств.
Мотошкола «Автофактор» предлагает полный курс вождения мотоциклов категории «А1», который длится от 2 до 2,5 месяцев и включает в себя параллельные практические и теоретические занятия, а также внутренний экзамен на владение транспортом, включающий в себя все 6 упражнений из перечня ГИБДД и необходимый для тренировки и понимания устройства официального экзамена.
Условия и программа обучения в мотошколе
Теоретический курс изучения программы на категорию «А1» состоит из 136 часов, практический курс – из 18 часов, 16 из которых предполагают двухчасовые практические занятия, а ещё 2 часа выделены для сдачи внутреннего тренировочного экзамена по итогам учёбы. С учётом посещения двухчасовых лекций дважды в неделю, а также самостоятельного домашнего изучения дистанционного курса лекций, полное прохождение курса займёт от 2 до 2,5 месяцев, в зависимости от личного расписания и наличия свободного времени. Во время изучения теоретического курса учащиеся имеют право пользоваться дополнительной учебной литературой, выдаваемой мотошколой, и тестовыми заданиями для самостоятельного контроля знаний.
В курс теоретической программы на категорию «А1» входят циклы лекций по следующим темам:
- Учебные предметы базового цикла (не отличаются для транспортных средств разных категорий):
- Основы законодательства в сфере дорожного движения;
- Психофизиологические основы деятельности водителя;
- Основы управления транспортными средствами;
- Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.
- Устройство и техническое обслуживание транспортных средств подкатегории «А1» как объектов управления;
- Основы управления транспортными средствами подкатегории «А1».
Стоимость полного курса вождения на категорию «А1», включающего в себя практические и теоретические занятия) составляет 23 000 руб.
Документы для обучения в мотошколе
Чтобы потупить в мотошколу и приступить к учёбе, будущий водитель также обязан представить пакет документов, подтверждающих его право и способность учиться. Список документов, необходимых для допуска к курсу, требуемый мотошколой «Автофактор» выглядит следующим образом:
- Заявление. Оно пишется в свободной форме от лица учащегося или его законного представителя, если учащемуся меньше 18 лет. В заявлении указываются полные имя, фамилия и отчество будущего водителя, название выбранного курса вождения, дата и подпись.
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ) и его ксерокопия. Для личного дела ученика и дальнейшей регистрации на экзамен ГИБДД мотошколе необходима ксерокопия документа, удостоверяющего личность, которую ученик оставит в мотошколе. Оригинал паспорта требуется для его сверки с ксерокопией.
- Медицинское заключение. Оно ничем не отличается от медицинского заключения, необходимого для допуска к экзамену в ГИБДД, которое мы описали выше. Осмотр у всех врачей, за исключением нарколога и психиатра, можно пройти в мотошколе «Автофактор». Для прохождения осмотра в психо- и наркодиспансере за дополнительную плату придётся посетить отдельные лицензированные медицинские учреждения, так как этих специалистов в мотошколе нет.
- Водительское удостоверение, если ученик уже получил права категории «М» или права другой категории. Они нужны, во-первых, для оценки уровня знаний и умений учащегося и изменения учебного плана под личные характеристики каждого ученика. Во-вторых, водительское удостоверение понадобится на этапе регистрации на экзамен в ГИБДД. В-третьих, оно необходимо для личного дела и корректного заполнения свидетельства о профессии водителя, которое водитель получит после прохождения курса.
- 3 фотографии размером 3 х 4. Формальное требование, снова связанное с личным делом ученика.
Заключение
Подводя итог ко всему написанному, мы добавим, что, несмотря на кажущуюся сложность процесса получения водительских прав категории «А1», эта процедура ничем не отличается от получения автомобильных прав или мотоциклетных прав подкатегории «М» и категории «А». Главное – это не напутать с документами, соблюсти сроки и тщательно подготовиться как к теоретическому, так и к практическому экзамену, чтобы не пришлось нервничать и стрессовать больше одного раза.
Водительские права — подробней о категориях.
категории
Недавно получил категорию А и заодно разобрался в нюансах.
Так как в одном месте информации не нашел, размещаю тут:— категория М (Мопеды, скутеры и квадрициклы объемом до 50 куб.см) — по идее, если у вас есть В, то и М по умолчанию вы можете управлять, но я обратил внимание, что при замене и выдаче новых прав не всем ее проставляют. Оказывается, чтобы вам проставили в права М, нужно при оформлении мед справки попросить не вычеркивать категорию А! То есть отметить в справке, что вы годны к А и В (на стоимость справки и на прохождение осмотра не влияет).
— категория В теперь может быть с отметкой АТ в пункте 12, это значит что можно управлять авто только с автоматом
— В1 — самая интересная категория. Это трициклы и квадрИциклы. Важно делится на 2 подкатегории AS и MS (указывается в пункте 12). Если у вас есть трехколесный мотоцикл или квадроцикл поставленный на учете в ГАИ, то вы можете управлять данной техникой с этой категорией. Если квадроцикл стоит на учете в Гостехнадзоре (самый распространенный вариант), то нужны права тракториста-машиниста с категорией А1 (о них здесь).
Но есть очень важный момент:
Если у вас только категория В, то В1 вы получите с ограничением AS (Automotive Steering) — можно управлять транспортом с автомобильной посадкой или рулем автомобильного типа. (то есть трициклы уже отпадают и большинство квадриков тоже, и вообще тогда не очень понятно на чем с такой категорией можно ездить).
В1 с отметкой AS
Если у вас открыта только категория А, то В1 вы получите с ограничением MS (Motorcycle Steering) — можно управлять транспортом только с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
Если у вас как у меня открыты категории А и В, то никаких отметок не будет и вы получите полноценную категорию В1.
Вот такие моменты.
Ниже полный список по категориям:А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы с мощностью двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью до 11кВт
В Автомобили с максимальным весом, не превышающим 3,5 тонны и числом мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В1 Трициклы и квадрициклы
ВЕ Автомобили категории В с прицепом, масса которого превышает 750 килограммов.
С Автомобили масса которого превышает 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг
С1 Автомобили с максимальным весом от 3,5 тонн до 7,5 тонн
СЕ Автомобили категории С с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 тонн
С1Е Автомобили категории С1 масса которых превышает 3,5 тонн, но не превышает 7.5 тонн сцепленных с прицепом, масса которого превышает 750 кг, при общей сумме не более 12 тонн
D Автомобили для перевозки пассажиров, которые имеют более 8 сидячих мест, помимо места водителя, в том числе с прицепом массой до 750 кг.
D1 Автомобили с количеством мест 8-16, помимо места водителя
DE Автомобили категории D с прицепом массой от 750 кг до 3,5 тонн
D1E Автомобили категории DE с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 12 тонн
M Мопеды, скутеры и квадрициклы объемом до 50 куб.см
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы