Автокредиты бьют рекорды. Почему россияне набрали долгов за машины
В апреле 2023 года российские банки одобрили физлицам 77 тысяч автокредитов на 109,5 миллиарда рублей, что стало рекордом за все время наблюдений, сообщили деловые СМИ. Агентство «Автостат» подсчитало, что в апреле 2023 года в России было продано в 2,7 раза больше новых автомобилей, чем в апреле 2022 года. Эксперты рассказали aif.ru, что значат эти цифры.
Откуда новый рекорд
Все эти цифры вовсе не означают, что россияне массово бросились в автосалоны покупать машины в кредит, объяснил aif.ru автоэксперт, автор и ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин.
«Причина рекордного, если считать в рублях, объема автокредитов в апреле заключается в том, что некоторые люди покупают дорогие китайские модели, — заявил эксперт. — Просто машины подорожали, потому и кредиты на них стали брать на большие суммы. Основные продажи идут сейчас по подержанным автомобилям, так что дела у банков идут не так хорошо, как можно было бы подумать».
Всего в РФ с начала года было продано 247 тысяч новых легковых машин. Для российского рынка это небольшие цифры, заметил Вячеслав Субботин. «Учитывая общее состояние рынка, рекордом это назвать сложно, так как на деле машин продается немного, и автокредитов выдается тоже. Это такой рекорд, который можно поставить по результатам заплыва в бассейне для бани», — пошутил эксперт.
На сколько выросли цены
По сравнению с прошлым годом средняя цена нового автомобиля увеличилась примерно на 20%, поэтому сумма, которую люди берут по автокредитам, тоже выросла, рассказала aif.ru руководитель пресс-службы Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вера Павлова.
«По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в марте 2023 года средний размер автокредита составил 1,28 миллиона рублей, увеличившись на 5% по сравнению с февралем. В апреле курс рубля значительно ослаб, так что цены на автомобили и суммы по автокредитам должны были еще вырасти», — пояснила она.
Около 40% российского рынка сейчас — это китайские автомобили, среди которых практически нет бюджетных моделей, отметила представитель РОАД. Все перечисленные причины и вынуждают россиян брать большие кредиты, чем в прежние годы.
НБКИ и АВТОСТАТ: в 2021 году было выдано более миллиона автокредитов
По информации 4 000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2021 года было выдано 1 006,6 тыс. автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) или на 11,1% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году – 906,4 тыс. единиц) (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ, тыс. шт.
Количество выданных в 2021 году кредитов на покупку автомобилей стало вторым за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования. Больше автокредитов было предоставлено банками только в 2013 году – 1 108,8 тыс. штук. При этом, как НБКИ отмечало ранее, во второй половине минувшего года в автокредитовании наметился некоторый спад – число выданных автокредитов снижалось четыре месяц подряд (с сентября по декабрь 2021 года).
В 2021 году самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ было отмечено в Москве (83,3 тыс. шт.), Московской области (64,2 тыс. шт.), Санкт-Петербурге (59 тыс. шт.), а также в Краснодарском крае (47 тыс. шт.) и Татарстане (44,5 тыс. шт.). В то же время сильнее всего выдача автокредитов в 2021 году (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2020 годом выросла в Краснодарском крае (+42,9%), Иркутской области (+40,3%), Красноярском (+32%) и Ставропольском (+31%) краях, а также в Московской области (+24,5%). С другой стороны, в ряде регионов выдача, снизилась, в том числе, в Кемеровской (-19,6%) и Самарской (-4,5%) областях, а также в Татарстане (-3,5%) и Башкортостане (-0,7%). В Москве и Санкт-Петербурге количество выданных кредитов на покупку автомобилей в 2021 году увеличилось на 23,1% и 15% соответственно (Таблица 1 в Приложении).
Стоит отметить, что спрос на автокредиты в 2021 году серьезно вырос по сравнению с 2020 годом. В минувшем году граждане подали 7,46 млн заявок на кредит на покупку автомобиля. Это на 29,2% больше, чем в предыдущем году (в 2020 году – 5,77 млн заявок). Что касается среднего уровня одобрения заявок на автокредиты, то в 2021 году он составил 37,3%, снизившись на 0,7 процентного пункта (п.п.) по сравнению с 2020 годом (38%). При этом в течение практически всего 2021 года уровень одобрения заявок на автокредиты снижался. Так, если в январе прошлого года банки одобряли 43,7% всех заявок на автокредиты, то в декабре 2021 года – всего 33,1% (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. ДИНАМИКА УРОВНЯ ОДОБРЕНИЯ В АВТОКРЕДИТОВАНИИ, %
В 2021 году доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа постоянно снижалась. Так, в декабре минувшего года она составила 6,5%, сократившись за год на 1,2 процентного пункта (п.п.) (в декабре 2020 года – 7,7%) (Диаграмма 3).
Диаграмма 3. ДИНАМИКА ДОЛИ АВТОКРЕДИТОВ С ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ СВЫШЕ 30 ДНЕЙ, %
Также необходимо отметить, что согласно исследованию аналитического агентства «АВТОСТАТ» (на основе данных АО «Электронный паспорт»), объем рынка новых легковых автомобилей в 2021 году вырос на 2,8% по сравнению с предыдущим годом, и составил 1 501,4 тыс. единиц (в 2020 году – 1 461 тыс. шт.) (Диаграмма 4).
Диаграмма 4. ДИНАМИКА АВТОРЫНКА, тыс. шт.
«В целом, в прошлом году и спрос на автокредиты, и их выдача были на довольно высоком уровне, — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение выдачи автокредитов при одновременном снижении доли одобрений по заявкам на них и росте среднего чека по автокредитам. Это было обусловлено продолжающимся дефицитом новых автомобилей, окончанием еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политикой банков.
Вместе с тем, бурно развивается кредитование на рынке подержанных автомобилей, что, в целом, можно считать положительным фактором как для сегмента автокредитования, так и для всей автомобильной отрасли. Дефицит рано или поздно закончится, а кредитование на покупку б/у автомобилей останется, и будет развиваться. При этом для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет Персональный кредитный рейтинг (ПКР), от уровня которого напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия».
«В 2021 году и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали рост по отношению к показателям 2020 года, – говорит исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – При этом авторынок вернулся к росту после двух лет падения. Более того, если бы не те проблемы, с которыми он столкнулся в прошлом году (глобальный дефицит полупроводников и последовавший резкий рост цен), авторынок вырос бы не на 3%, а заметно сильнее. Тогда и кредитов на покупку автомобилей могло быть выдано больше, чем оказалось по факту. Что касается выданных автокредитов, то их количество увеличилось в основном за счет автомобилей с пробегом. В то же время дилеры были заинтересованы в том, чтобы продавать больше машин в кредит для увеличения своих доходов. Из-за этого выросло количество досрочных погашений».
Более подробная информация о состоянии рынка новых легковых автомобилей в ряде российских регионов содержится в Таблице 2 Приложения.
Таблица 1. ДИНАМИКА ВЫДАЧИ АВТОКРЕДИТОВ (на новые автомобили и автомобили с пробегом) В РЕГИОНАХ РФ В 2021 ГОДУ В СРАВНЕНИИ С 2020 ГОДОМ (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования)
Таблица 2. ДИНАМИКА ПОКУПОК НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РЕГИОНАХ РФ (среди 30 регионов-лидеров по объемам рынка*) В 2021 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2020 ГОДОМ
* Источник: АВТОСТАТ (на основе данных АО «Электронный паспорт»)
Бум автокредитования: россияне устали копить на новую машину
В условиях волатильности рубля россияне, желающие обновить автомобиль, стараются не тянуть с покупкой до очередного повышения цен. Если же накопленных средств на желаемую машину не хватает, большинство покупателей предпочитает взять ее в кредит, несмотря на дальнейшую переплату по банковским процентам и дополнительным затратам на каско.
Так, выдачи кредитов на новые автомобили в октябре по сравнению с прошлым годом выросли на 16% в количестве и на 17% в рублях, гласят данные агентства «Автостат». Таким образом, доля машин, купленных с привлечением заемных средств, в прошлом месяце заметно подскочила, учитывая, что сам российский авторынок показал более скромные темпы роста — на 7%. В любом случае, положительная динамика октября стала возможной, прежде всего, благодаря улучшению ситуации с поставками автомобилей дилерам, которые россияне и ринулись спешно скупать.
По словам директора департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталия Костюкевича, в прошлом месяце дилеры получили наиболее ходовые модели (в конце августа и сентябре был дефицит автомобилей). Вместе с тем рост количества заболеваемости коронавирусом и нестабильность рубля подстегнули спрос со стороны клиентов в ожидании возможного локдауна или резкого роста цен.
Как отмечают аналитики Сетелем Банка, увеличение стоимости автомобилей вызывает рост кредитной доли на рынке, так как уменьшается количество автолюбителей, которые могут позволить себе покупку новой машины без использования заемных средств. Кроме того, текущая эпидемиологическая ситуация заставляет граждан задуматься о приобретении или обновлении личного автомобиля с целью отказа от общественного транспорта и сокращения количества социальных контактов.
«Драйверами роста кредитных продаж стал ажиотажный спрос на все, что находится в дилерском центре. По факту мы сейчас имеем рынок продавца, когда спрос имеет ограничение только в виде предложения. В октябре ситуация с наличием автомобилей в дилерских центрах была чуть лучше, чем в сентябре. Покупатели обращали внимание на то, что есть в наличии, и останавливали свой выбор на ранее не пользовавшихся популярностью моделях или даже марках. Это подтверждают не только отчеты, но и новые автомобили, появившиеся на дорогах нашей страны», — рассуждает первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский.
Подстегнули спрос на автокредиты и слухи о скором завершении госпрограммы льготного автокредитования, по которой заемщики могут приобрести популярные модели российского производства с 10-процентой скидкой от государства. В большинстве банков, принимающих в ней участие, на такие кредиты приходится 50-60% всех выдач. Между тем, в октябре прошлого года средства на госпрограмму были уже практически исчерпаны, и доля льготных автокредитов составляла тогда лишь 5%.
По состоянию на конец октября 2020-го в рамках госпрограммы было реализовано более 172 тыс. автомобилей. И как заявили в опрошенных «РГ» банках, выдача кредитов со скидкой от государства завершится в самое ближайшее время — до конца ноября.
«Мы ожидаем завершения госпрограммы в ноябре, остается совсем немного времени воспользоваться ее условиями. При этом активный спрос на программу привел к определенному дефициту наиболее востребованных моделей в наличии у дилеров», — констатирует член правления ЮниКредит Банка Михаил Повалий.
В свою очередь, начальник управления организации продаж автокредитов — вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий считает, что многие клиенты захотят воспользоваться заканчивающейся в этом месяце программой льготного автокредитования, поэтому продажи ноября также будут высокими, на уровне октябрьских значений. Однако уже в декабре ситуация может измениться в связи с завершением условий господдержки и выбранными лимитами у участников программы.
Показательно, что вслед за ценниками на новые машины увеличивается и средний размер выдаваемых автокредитов. По оценкам «Автостата», в октябре он составил 920,5 тыс. рублей, что на 0,5% выше, чем в октябре прошлого года. А к январю 2020-го эта сумма выросла и вовсе на 7%.
Подтверждает данную тенденцию и статистика банков. К примеру, в ВТБ по итогам десяти месяцев текущего года средний чек выданных автокредитов составил 849 тыс. рублей — это на 10% больше по сравнению с прошлым годом. Как поясняет Владимир Высоцкий, данный рост может быть связан с увеличением максимальной стоимости автомобилей по программе господдержки, в рамках которой средняя цена в настоящее время составляет 909 тыс. рублей.
«Многие из тех, кто сейчас берет автомобиль в кредит, приобретают новое транспортное средство массового сегмента, более доступной альтернативой которому является только подержанный автомобиль. При наличии субсидии со стороны государства приобретение новой машины в кредит является менее обременительным для потребителя», — рассказали в Сетелем Банке.
Между тем, в условиях сохраняющегося дефицита на авторынке воспользоваться скидкой от государства сегодня смогут далеко не все желающие. Впрочем, они смогут сделать это в следующем году, когда действие госпрограммы возобновится. На эти цели правительство уже забронировало 9 млрд рублей в 2021 году, хотя в нынешнем году бюджет составил 16,4 миллиарда. В какие сроки и на каких условиях вновь можно будет получить льготные автокредиты, пока неизвестно. Ясно одно: автомобили, доступные по госпрограмме, будут стоить уже дороже, чем сегодня, но в любом случае субсидия от государства сможет покрыть эту разницу. Тем более, что процент скидки измениться не должен, а значит в рублевом эквиваленте она несколько увеличится.
По оценкам Владимира Высоцкого, выделенных на 2021 году средств при действующих критериях госпрограммы может хватить для финансирования 95 тыс. автомобилей. В свою очередь, Виталий Костюкевич не исключает, что по опыту последних лет изначальный лимит будет увеличен, поскольку 9 млрд рублей будут израсходованы за 4-5 месяцев.
«Практика показывает, что когда экономическая ситуация требует поддержки со стороны государства, то на уровне правительства предметно обсуждаются возможности для выделения дополнительных бюджетных средств. Рассчитываем, что в будущем году условия госпрограмм как минимум останутся на текущем уровне. Спрос на льготные автокредиты каждый год сохраняется на высоком уровне», — говорит директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бородавин.
Согласно исследованиям РГС Банка, 80% россиян сохранили свое намерение купить автомобиль в течение ближайшего года, даже несмотря на рост стоимости автомобилей и падение доходов. При этом после поэтапного снижения ключевой ставки ряд банков снизил процентные ставки по автокредитам (на 1-3%), а для почти 80% потенциальных заемщиков размер процентной ставки все еще остается самым важным критерием при покупке автомобиля в кредит.
Как говорит директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая, несмотря на переплату по кредиту, клиенты не готовы отдавать все накопления для покупки транспортного средства и активно используют кредитные предложения. Поэтому повышение доступности автокредитов на фоне рекордно низкой ключевой ставки ЦБ станет для многих будущих автовладельцев мощным стимулом для заветной покупки в ближайшее время.
Россияне побили рекорд по количеству взятых автокредитов
За четыре первых месяца года российские автолюбители набрали кредитов на 179 млрд рублей. Это на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Так, в апреле сумма кредитов составила 57,7 млрд рублей, что стало историческим рекордом. Это на 13,3% больше, чем в марте, который также был месяцем, благоприятным для кредитования.
«Существенный рост наблюдался с марта текущего года, когда число выдаваемых автокредитов увеличилось в полтора раза по сравнению с первыми месяцами года», – сообщает «Эквифакс».
В чем причины роста автокредитов
Популярность автокредитов эксперты объясняют двумя причинами:
- Продлением программы льготного кредитования.
- Ростом цен. За четыре месяца средняя стоимость автомобиля выросла на 3,3% (733 тысяч рублей).
Чем рискуют покупатели подержанных авто
Рост количества кредитных авто может неблагоприятно сказаться на вторичном рынке. Мошенники и нерадивые владельцы могут выставить их на продажу с действующими долгами.
По данным сервиса avtocod.ru , чаще всего в кредите оказываются автомобили массового сегмента: BMW, Volkswagen, Nissan, LADA, Hyundai, Renault и KIA.
Перед покупкой машины одной из этих марок желательно проверить историю эксплуатации. Отчет покажет наличие залога и другие технические и юридические проблемы автомобиля:
Среди премиалов чаще всего в кредит берут Mercedes-Benz, Infiniti, Porsche и Land Rover. На вторичке это, как правило, «свежие» экземпляры возрастом до пяти лет:
Кредитные автомобили продавцы сбывают осознанно. Не теряйте бдительность и проверяйте историю эксплуатации выбранного ТС.