Проверяем ступичный подшипник на износ
Как часто нужно проверять ступичный подшипник и почему он выходит из строя раньше срока подробно рассказываем ниже.
Средний ресурс современного ступичного подшипника — 100 000 км. Однако нередко он напоминает о себе и требует замены гораздо раньше.
Наиболее распространенные причины преждевременного износа подшипника ступицы:
• низкое качество изготовления: недостаток или отсутствие смазки, негерметичные уплотнения, неточная форма и размеры составных элементов;
• ошибки при установке: несимметричная запрессовка подшипника или затяжка фиксирующей гайки с нарушением регламента процедуры;
• поврежденное дорожное покрытие: при попадании колеса в выбоины и наезде на препятствия деталь изнашивается быстрее;
• небрежная эксплуатация автомобиля: превышение полной массы при загрузке, езда по плохой дороге и глубоким лужам на высокой скорости, установка нештатных колесных дисков и шин;
• дефекты подвески или тормозной системы: неисправные амортизаторы, сбившиеся углы установки колес и даже перегревающиеся тормоза сокращают срок службы подшипников.
Откровенно бракованный или неровно запрессованный подшипник может вновь попроситься на замену уже через 3000–5000 км. В остальных случаях деталь обычно выходит из строя хоть и быстрее обычного, но плавно, так что первые симптомы этого легко пропустить. В идеале проверять состояние ступичного подшипника нужно через каждые 10 000 км.
Способы проверки ступичных подшипников на износ
В движении
Первый признак критического износа ступичного подшипника — появление низкочастотного гула, перекрывающего шум от колес и нарастающего при увеличении скорости. Проще всего заметить его при движении со скоростью 60–80 км/ч на высшей передаче или движении под уклон на нейтральной.
Неисправный подшипник ступицы на передней оси позволяет выявить вращение руля. При повороте рулевого колеса вправо возрастает нагрузка на левую сторону подвески, при повороте влево — наоборот. Нагруженный подшипник при совершении соответствующего маневра гудит громче.
Еще один косвенный метод — плавный разгон до 60 км/ч с остановкой без использования тормоза на прямом свободном участке дороге. Если после этого тормозной и колесный диски окажутся горячими, скорее всего, подшипник уже изношен или работает на сухую, а значит, скоро придет в негодность.
На домкрате или подъемнике
Проверка на биение. Наиболее точная проверка на биение на СТО выполняется путем вращения ступицы с установленным вплотную к ней индикатором часового типа или микрометром. В гаражных условиях их роль может выполнять отвертка или любой другой инструмент, установленный вплотную к плоскости ступицы. Если при вращении ступицы она соприкасается с контрольным элементом в отдельных точках и при этом в других есть зазор, имеет место биение. Способ позволяет выявить проблему на ранней стадии.
Проверка на звук. Данный метод позволяет определить нерабочую деталь, если в движении это сделать невозможно. Вывешенное колесо раскручивается вручную, а если оно находится на ведущей оси и машина надежно зафиксирована — с помощью двигателя. Наличие характерного постороннего шума и сопротивление свободному вращению указывают на износ подшипника.
Проверка на люфт. Суть этого способа заключается в покачивании вывешенного колеса в горизонтальной или вертикальной плоскости в разные стороны. Если деталь исправна, люфта быть не должно в обоих случаях. Его наличие указывает на то, что ступичный подшипник сильно изношен и требует немедленной замены.
Что произойдет, если не заменить ступичный подшипник вовремя
На начальном этапе изношенный ступичный подшипник вызывает лишь небольшой акустический дискомфорт. Однако со временем увеличивающийся люфт начинает сказываться и на управляемости. При продолжении эксплуатации автомобиля с этой неисправностью быстрее изнашиваются шина с пошатывающейся ступицей и тормозные механизмы. В конце концов подшипник разрушится полностью, что может привести к заклиниванию колеса, что в лучшем случае чревато повреждением других элементов подвески. Если это случится на большой скорости, резкое затормаживание одного из колес повлечет за собой увод автомобиля в сторону.
Гудит ступичный подшипник сколько можно ездить
Друзья, подскажите. Уже полгода гудит передний ступичный подшипник (сам в механике разбираюсь слабо, но мастер, у которого ремонтируюсь, ещё по весне сказал, что это он). Знаю, что менять его нелегко (из-за регулировочных колец), так вот насколько опасно ездить на гудящем? Для меня неудобств в принципе никаких, кроме (терпимого) гула, но не повредит ли это чему-нибудь в машине?
snt @ 1.8.2013, 9:56
Друзья, подскажите. Уже полгода гудит передний ступичный подшипник (сам в механике разбираюсь слабо, но мастер, у которого ремонтируюсь, ещё по весне сказал, что это он). Знаю, что менять его нелегко (из-за регулировочных колец), так вот насколько опасно ездить на гудящем? Для меня неудобств в принципе никаких, кроме (терпимого) гула, но не повредит ли это чему-нибудь в машине?
Вариантов два:
1) разваливается подшипник возникает люфт колеса и биение. Следствие: либо колесо уходит в сторону и вы ловите в повороте грузовик
, либо от биения разводятся колодки и вы не успеваете за тормозить и опять же ловите грузовик.
2) разваливается подшипник и колесо наоборот клинит — моментальный клин колеса на скорости под 60 с разворотом и переворотом.
А можно ли какое то время поездить с гудящим подшипником ступицы?
Собсно на свежекупленном поджопнике гудит левый передний ступичный подшипник, гул начинается на скоросьи от 90 км/ч, равномерный. Ступица не греется, особого люфта нет. Можно поездить с гудящим до вторника или нет? На выхах придется поколесить по области, гор транспорт не вариант. Опыта езды с гудящим нет.
Точно можно, не бойтесь. Такой подшипник перед тем, как заклинить, будет выть так, что вы из-за акустического дискомфорта из машины выскочите
2000-3000 км у вас примерно есть. но стоят они гады как крыло от боинга.
При этом и развалиться может неожиданно. Не затягивайте.
В общем то да. Кроме того, он и не должен заклиниться ибо при износе зазоры увеличиваются. Опасно разрушение сепаратора, но перед этим, как писал уважаемый коллега Вованоид, у Вас уши в трубочку свернутся.
Проверяйте время от времени нагрев и не увеличился ли резко зазор. Перед разрушением сепаратора ступица начинает хрустеть. Есть еще один признак увеличения люфта: после проезда по кривой дороге увеличивается свободный ход тормоза, диск со ступицей болтается и разводит колодки, при первом торможении после проселка педаль проваливается.
Опасный режим «быстро и долго».
В общем, если не гонять, ничего не случится.
да ладно, норм они стоят. Они даже когда идут в сборе со ступицей и датчиком АБС, не сильно кусаются
Понял, спасибо. Значит до вторника дотяну. Быстрее 120 впринципе не езжу. Пробег 50 — 100 км в один конец, не более.
А какой смысл экспериментировать? Менял недавно задний ступичный у официалов (но у меня поджопник ВАЗ) — 40 минут времени и 1000 р. подшипник с работой.
о_О
херасе. я боюсь представить что они там поставили, если нормальный ступичный на ВАЗ стоит от 1 тыс. руб!
хотя догадываюсь. наверно вологдаские по 500-600 руб за шт. стоят у меня вологодские подшипники, только в другом месте — в ГРМ, опорный засвистел пройдя всего 5 тыс км. вот тебе и когда то хваленая ВОЛОГДА!
«Что так дорого? Месяц назад менял у супруги на Норме (24тыс), взял за 450.
Перед этим звонил на сервис, сказали что заводские у них по 600 с лишним.»
Lebedikha
С гранта-клуба:«Что так дорого? Месяц назад менял у супруги на Норме (24тыс), взял за 450.
Перед этим звонил на сервис, сказали что заводские у них по 600 с лишним.»
с таким качеством з/ч сервисники без работы не останутся им даже лучше при таком раскладе, если ставить гавно, быстрее клиент вернется, а с них спроса нет, они свою работу честно выполняют!
щас глянул, даже в провинции (500 км от Мск), нефоициалы, берут за эту работу 500 руб, + самый дешевый подшипник 500 руб. в итоге 1 тыс. руб. эти возгласы на гранто-клубе я не понимаю, дешевле 1 тыс. руб за все не найти, если только самому делать.
С каким «таким», поподробнее, плиз.
так уже два года ОДИН и тот же подшипник, тут ехали — опять гудит!
Да я не про ауди бы хотел — гранта у меня. Что там с заводскими подшипниками не так?
gumo
хотя догадываюсь. наверно вологдаские по 500-600 руб за шт. стоят у меня вологодские подшипники, только в другом месте — в ГРМ, опорный засвистел пройдя всего 5 тыс км. вот тебе и когда то хваленая ВОЛОГДА!
Да я не про грм — про ступичный подшипник хотел. Особо, статистику бы посмотреть, как-никак, безопасность.
выше описан мой опыт, пусть не ступичный, но подшипник.
я теперь лучше доплачу лишку, но поставлю и забуду.
а то что не нужно тут про ГРМ — смешно, или думаете ступичные подшипники в Вологде на особой линии производят, под особым контролем?
Ну а кудаж без эксперементов. На замену еду во вторник, основная машина дорабатывается, а подвернулась возможность немножко подхалтурить, но для этого нужна машина. Вот такой круговорот. Чтоб починить машину нужны деньги а чтоб их заработать нужна мащина
Смешно. Зачем платить больше? Гудели передние ступичные, зашел в магазин — 150-200 евро — и прифигел. Машина хоть и старая, но не раритетная — продаван услужливо предлагает аналог, всего-то 45 евро, есть еще дешевле, но вот эти зе бест. А дальше начинаю уже путаться — шесть или восемь раз я наступал на эти грабли, мозг свихнул и на неправильный монтаж грешил, и на геометрию кулаков, и жене высказал, что ни одну яму не пропустит. неделю ездит, две гудит, на третью колесо болтается. Терпение лопнуло, когда свеже смонтированная ступица разломилась пополам, благо не на скорости. Купил, поставил. Чудо — ничего не болтается и тишина. А цена? Мне самые дорогие ступицы обошлись-бы дешевле.
Что делать, если загудел подшипник ступицы?
В процессе длительной эксплуатации легкового автомобиля начинает возникать разнообразный шум, указывающий на износ какого-либо элемента ходовой части. Водители с многолетним стажем нередко определяют изношенную деталь по звуку, диагностика мастеров СТО подтверждает эти предположения. Если вовремя распознать, что гудит подшипник ступицы, то удастся спокойно поменять запчасть без критических последствий.
О причинах износа
Срок службы ступичных подшипников зависит от многих факторов и лежит в широких пределах – от 50 до 150 тыс. км в зависимости от марки автомобиля. Как правило, заводские детали работают значительно дольше замененных запчастей и «выхаживают» 80–150 тыс. км. Естественный износ элементов, купленных в автомобильном магазине, наступает через 50–70 тыс. км (исключая оригинальные запчасти).
Детали, установленные на заднюю ось машины, служат дольше передних.
Подшипник ступицы изнашивается и шумит по таким причинам:
- недостаточное количество смазки в сепараторе либо ее избыток, наносящий не меньший вред;
- попадание внутрь механизма пыли, грязи и влаги вследствие повреждения сальников и пластиковых защитных пыльников;
- воздействие на ролики продуктов износа – металлических частиц и стружки;
- некачественная либо неподходящая смазка, вытекающая из сепаратора в результате нагрева.
Примечание. Если при замене был установлен бракованный подшипник или подделка, шум может появиться спустя 5–20 тыс. км.
Процессы износа детали значительно ускоряются в тяжелых условиях эксплуатации:
- Постоянная езда с максимальной загрузкой по разбитым дорогам.
- Большая часть пробега авто пройдена на высоких скоростях.
- Эксплуатация машины на грунтовых дорогах, в сильный мороз и жару.
- Проблемы с тормозными механизмами, которые постоянно греются и передают часть тепла подшипникам, увеличивая их рабочую температуру.
- Не настроены углы развала – схождения передних колес.
Конусные подшипниковые узлы нередко выходят из строя вследствие сильной затяжки ступичной гайки, регулирующей тепловой зазор между роликами и внешней обоймой. Похожий результат дает ослабление гайки – в механизме появляется люфт и ролики разбиваются гораздо быстрее.
Гул подшипника проявляется раньше положенного срока, когда хозяин авто слишком увлекается тюнингом – ставит диски и шины больших размеров с приличным вылетом наружу. По факту увеличивается масса колес и меняется центр тяжести, происходит перераспределение нагрузок и деталь шумит через пару десятков тысяч км. В подобных случаях стоит задуматься об установке усиленной версии подшипника.
Диагностика подшипниковых узлов
Важно вовремя засечь первые симптомы износа элементов – это даст вам маленький запас пробега до замены. Определить, как гудит подшипник довольно просто: вспомните звук разгоняющейся электрички либо поезда метро и сравните с шумом ходовой части автомобиля.
Замечание. Не перепутайте гул изношенных ступичных механизмов с воем «подгулявших» трансмиссионных агрегатов – коробки передач и редуктора заднего моста. Звуки очень похожи, но трансмиссия воет в определенных режимах – при нагрузке (разгоне), или наоборот, после отпускания педали акселератора. Подшипник ступицы шумит постоянно.
На первой стадии износа гудящий звук подшипниковых механизмов проявляется на скорости 40–50 км/ч и нарастает в процессе разгона машины. Позже к гудению добавляется треск и стук, свидетельствующий о частичном разрушении сепаратора и выпадении роликов. На последней стадии деталь разваливается на куски, колесо заклинивает либо поворачивается поперек дороги, что представляет большую опасность для пассажиров авто и находящихся неподалеку пешеходов.
Как узнать, где находится колесо с нерабочим подшипником:
- Сначала внимательно прислушайтесь, откуда доносится звук – со стороны передней либо задней оси. Если сомневаетесь, проверьте изменение шума в крутом повороте. Негодная деталь передней ступицы загудит сильнее.
- Исключив 2 исправных колеса, переходите к диагностике оставшихся ступиц. Поочередно поднимайте домкратом каждую сторону автомобиля, вывешивайте колеса и вручную пробуйте их качать вдоль оси вращения в вертикальной и горизонтальной плоскости. На изношенную деталь укажет увеличенный люфт (маленький вполне допускается).
- Чтобы исключить шатание колес из-за разбитых шаровых пальцев, попросите помощника нажать педаль тормоза в момент проверки. Люфт исчез – точно виноват подшипник.
- Быстро вращайте подвешенное колесо. Если слышны посторонние стуки или вращение требует определенных усилий, проблема в подшипниковом узле.
- Выработка сепаратора и роликов вызывает вибрацию, ощущаемую прикосновением руки к ступице в процессе кручения колеса.
На слух довольно сложно определить, какой подшипник окончательно износился, когда выходят из строя сразу 2 детали, расположенные на разных осях. Гул идет с обеих сторон, локализовать неисправность нереально. Существует два способа уточнить местонахождение: вывешивать и проверять все колеса поочередно либо воспользоваться подъемником станции техобслуживания.
Неисправный подшипниковый механизм всегда нагревается интенсивнее остальных. Если во время движения вы услышали гудение, остановитесь и ощупайте колпачки ступичных гаек, сравнивая температуру. К сожалению, способ неприменим при установленных декоративных колпаках – пока вы их снимете, металлические детали остынут.
Что делать с гудящим подшипником?
Первый вопрос, возникающий после обнаружения неисправности, – можно ли ездить дальше. Отложить ремонт автолюбителей вынуждают различные обстоятельства: срочная поездка, отсутствие свободного времени для замены и банальная нехватка денежных средств. Отдельные личности надеются на русский «авось» и продолжают эксплуатацию машины до последней степени изношенности.
Окончательная поломка подшипника любого из передних колес опасна в первую очередь для пассажиров авто. Если сепаратор рассыплется, в ступице появится огромный люфт, колесо начнет вилять и машина потеряет управление. Чем это закончится при движении на высокой скорости, предсказать трудно. Разрушение заднего подшипникового узла не настолько критично – неисправность просто обездвижит автомобиль.
Подобные поломки нередко приводят к отрыву переднего или заднего колеса, летящего дальше по инерции. В интернете достаточно видеоматериалов, показывающих, куда попадают оторвавшиеся автомобильные скаты – во встречный транспорт, пешеходов и так далее. Оставшись невредимым в результате аварии, хозяин колеса может нанести ущерб и травмы окружающим.
Как следует поступить, когда загудел подшипник:
- Самостоятельно выполните диагностику, не откладывая в долгий ящик. Точно выясните, с какой стороны находится проблемная деталь.
- Передний ступичный подшипник, издающий характерный гул, настоятельно рекомендуется поменять сразу.
- Если после обнаружения неполадки необходимо добраться до гаража, двигайтесь медленно и аккуратно. Периодически останавливаясь, проверяйте степень нагрева ступицы и давайте возможность остыть.
- С неисправным задним механизмом тоже затягивать не стоит. Выделите на замену детали время и при необходимости изыщите средства либо поставьте машину на прикол, пока не произведете ремонт.
Считается некорректным вопрос, сколько можно ездить с гудящим подшипником ступицы. Ни один автомеханик в здравом уме не даст определенного ответа, поскольку подобная езда сродни лотерее. Практический опыт показывает, что большинство водителей не желает рисковать и доводить ситуацию до крайности, а потому меняет нерабочую деталь своевременно.