Двигатель Mitsubishi 4B11T
2.0-литровый турбо двигатель Mitsubishi 4B11T производился концерном с 2007 по 2016 годы и устанавливался на такие заряженные модели как Lancer Ralliart и кучу модификаций Evolution X. Существует девять различных версий такого силового агрегата с разной степенью форсировки.
В семейство 4B1 также входят двс: 4B10, 4B11 и 4B12.
Технические характеристики двигателя Mitsubishi 4B11T 2.0 Turbo
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 16 |
Точный объем | 1998 см³ |
Диаметр цилиндра | 86 мм |
Ход поршня | 86 мм |
Система питания | распр. впрыск |
Мощность | 240 — 445 л.с. |
Крутящий момент | 340 — 560 Нм |
Степень сжатия | 9.0 |
Тип топлива | АИ-95 |
Экологич. нормы | ЕВРО 4/5 |
Вес двигателя 4B11T по каталогу составляет 134 кг
Описание устройства мотора 4В11Т 2.0 турбо
В 2007 году компания Митсубиси представила модификацию двигателя 4Б11 с турбонаддувом. Основа конструкции агрегатов данного семейства идентична: распределенный впрыск топлива, алюминиевый блок с чугунными гильзами, 16-клапанная DOHC ГБЦ без гидрокомпенсаторов, цепной привод ГРМ и система изменения фаз газораспределения MIVEC на двух распредвалах. Но наддувный мотор отличается полузакрытым блоком вместо открытой рубашки охлаждения, наличием масляных форсунок, а также усиленного крепления крышек подшипников коленвала. Естественно эти агрегаты оснащены турбиной MHI TD04HL или TD05H в зависимости от версии.
Номер двигателя 4B11T находится на стыке блока с поддоном
Всего существует девять разных модификаций, которые ставили на Lancer Ralliart и Evolution X:
Mitsubishi Lancer Ralliart 240 л.с. 353 Нм |
Evolution X JDM Edition 280 л.с. 422 Нм |
Evolution X USA Edition 295 л.с. 407 Нм |
Evolution X EU Edition 295 л.с. 366 Нм |
Эти турбомоторы были очень популярны в Великобритании там было целых пять своих версий:
Evo X GB Edition FQ-300 300 л.с. 409 Нм |
Evo X GB Edition FQ-330 329 л.с. 437 Нм |
Evo X GB Edition FQ-360 359 л.с. 492 Нм |
Evo X GB Edition FQ-400 409 л.с. 525 Нм |
Evo X GB Edition FQ-440 446 л.с. 559 Нм |
MANUAL
Англоязычный мануал двигателя 4B11T вы найдете здесь
FORUM
Mitsubishi Lancer Evolution: описание, двигатели, АКПП, технические характеристики
Mitsubishi Lancer Evolution – спортивный седан класса спорт-компакт от японского производителя Mitsubishi Motors Corporation. Выпускался с 1992 по 2015 гг. Машина является спортивным аналогом Mitsubishi Lancer и имеет полноприводную компоновку. Всего выпущено 10 поколений модели, причем в 9-ом автомобиль изготавливался в кузове универсал. В 2000-е гг. модель получила многочисленные награды как лучший спортивный седан в США, Австралии, Франции и других странах.
Двигатель Mitsubishi 4B11T
Двигатель Mitsubishi 4B11T — первый двигатель для Lancer Evolution, в котором используется блок цилиндров из литого алюминия, а не чугунный блок, использовавшийся в предыдущем двигателе 4G63T. Вес двигателя был уменьшен на 12 кг по сравнению с предшественником, даже с учетом добавления цепи ГРМ вместо ремня. Читать больше проДвигатель Mitsubishi 4B11T …
Двигатель 4G63T
Турбированный двигатель 4g63t, разработанный Mitsubishi Моторс, считается у автолюбителей всего мира по-настоящему культовым из-за безграничного количества модификаций, выбора запчастей, отличного ресурса, долговечности и ремонтопригодности. Но главное – это фантастические возможности форсирования и тюнинга мотора, чем пользуются не только «гаражные» умельцы, но и фирменные ателье. Двигатель выпускался в 1987-2007, имеет ресурс, превышающий в среднем 300 тысяч и потенциал тюнинга, превышающий 1000 «лошадей». Читать больше проДвигатель 4G63T …
Двигатель Mitsubishi Lancer Evolution
Данная обзорная статья посвящена по сути целой истории силовых агрегатов, устанавливаемых на автомобили Mitsubishi Lancer Evo.
Ни для кого не секрет, что автомобили Mitsubishi Lancer пользуются популярностью во всем мире, а про спортивную версию Лансера — Эволюшн многие знают не по наслышке.
Лансер Эволюшн успел завоевать сердца многих автолюбителей, ведь хорошая мощность и надежность вместе с неплохой развесовкой и полным приводом позволило этому автомобилю выигрывать многие призовые места в мировых чемпионатах по ралли.
Исторический экскурс
Изначально модифицированная версия Митсубиси Лансер была специально спроектирована и в дальнейшем построена специально для World Rally Championship. Так, специально спроектированный для ралли автомобиль Lancer Evolution пилотируемый пилотом Томми Мякиненом добился первенства аж в четырех годах подряд (с 1996 по 1999 года включительно). И это ещё раз доказывает то, насколько важны надежность и проектирование конструкции.
Отличительной особенностью модифицированной версии стало наличие полного привода и коробки передач с измененными передаточными числами. И если на обычные Митсубиси Лансер коробка передач с полным приводом обычно устанавливалась с целью повышения проходимости автомобиля, то с Эволюшеном дело обстоит несколько сложнее. Применение полного привода на Лансер Эволюшн было не пресловутой опцией, а строго технической необходимостью, обусловленной серьезными условиями эксплуатации автомобиля.
Наличие полного привода в Лансере Эво позволило решить следующие проблемы, характерные для моноприводных версий автомобилей:
- улучшение проходимости автомобиля на различных типах покрытия;
- улучшение управляемости транспортного средства;
- способность реализовать большую мощность двигателя.
Если с проходимостью машины на различных покрытия все понятно, то как остальные два фактора влияют на Лансер Эво ? Давайте разберем подробнее. На полноприводной машине управляемость повышается не только на грунтовом покрытии, но и на твердых асфальтовых дорогах.
Все четыре ведущие колеса позволяют иметь лучшее сцепление с дорогой, чем на моноприводных машинах, поэтому, даже когда одно из колес потеряет сцепление с асфальтом, автомобиль все равно продолжит движение по намеченной траектории за счет остальных ведущих колес. К тому же, при использовании форсированных моторов скорость на моноприводных машинах сильно падает в следствие букса передних или задних колес, поэтому полный — одно из самых разумных решений для реализации всей мощности двигателя.
Сводные характеристики мотора 4G63T, особенности конструкции
Модифицированные Лансеры с индексом «Evolution» в первом поколении выпускались на платформе CD9A, ходовая часть от стокового Лансера была переработана, части кузова и другие узлы были адаптированы для применения полноприводной трансмиссии от Mitsubishi Galant версии VR-4. А в качестве «сердца» машины, инженеры решили использовать достаточно популярный мотор линейки «Sirius» — 4G63, правда с определенными изменениями.
Отличительной конструкцией двигателя 4G63T является наличие специальных балансирных валов в чугунном блоке цилиндров, приводимые в движение за счет коленчатого вала. Среди других конструктивных особенностей:
- коленчатый вал с прямым сверлением (повышается риск излома коленвала или ускоренной выработки на шейках коленвала);
- поршневые пальцы горячей прессовки (нетипичная конструкция для мощных автомобилей);
- дополнительная плита усиления (плита коренных вкладышей);
- наличие маслофорсунок в блоке цилиндров;
- коленчатый вал полнопротивовесный с прямым сверлением;
- клапана на гидрокомпенсаторах и роликовых толкателях.
Мотор Mitsubishi 4G63T (1-поколение моторов)
В качестве исходника инженеры использовали турбированную версию 4G63T (индекс «Т» обозначает наличие турбины) от Митсубиси Галант версии VR-4. Изначально данный мотор обладал мощностью в 195 л.с, но при проектировании Эволюшена было принято решение повысить мощность этого силового агрегата до 250 л.с, путем изменения степени сжатия, прошивки ЭБУ и распредвалов. Также изменения коснулись турбины (её заменили на TD05 16G) и ШПГ, так в обновленном моторе применили облегченные поршни, коленвал, шатуны и составляющие ГБЦ. Мощность двигателя Эволюшна в 250л.с справедлива только для первого поколения Лансеров Эво.
Во втором же поколении Эволюшенов 4G63T (1-поколения) двигатель вновь нарастил мощность, правда всего на 10 лошадиных сил, а вот в третьем поколении на Лансеры Эво стали устанавливать новую турбину увеличенного размера, такой шаг позволил увеличить мощность до 270 л.с и не потерять в надежности, Среди прочих изменений: возросшая степень сжатия, развитая конструкция выпускного коллектора и обновленная прошивка ЭБУ.
Также стоит отметить, что в третьем поколении Лансер Эво была изменена степень сжатия до 10.0, переработана система охлаждения интеркулера и вновь изменилась конструкция развитого выхлопа.
Модели оснащенные двигателями 4G63T (first generation): Mitsubishi Lancer Evolution (с 1-ого по 3-ее поколения).
Мотор Mitsubishi 4G63T (2-поколение моторов)
Во втором поколении популярные моторы предназначенные для Лансеров Эво продолжили совершенствовать, так, изменениям подверглась в первую очередь расположение мотора. Для улучшения управляемости и безопасности, а также для уменьшения эффекта «закручивания» при маневрировании двигатель вместе с коробкой передач был повернут на 180 градусов.
Изменилась и впускная система, место прежнего большого впускного ресивера занял компактный и эффективный ресивер с дроссельной заслонкой уменьшенной до 52мм, рассчитанный на работу с новой твинскролльной турбиной. Головка блока цилиндров также подверглась изменениям: размер каналов был уменьшен, а распредвалы получили более «злые» характеристики фазы и подъема.
Необходимо отметить, что инженеры Митсубиси во втором поколении моторов решили вновь изменить степень сжатия (до
9.0), ещё сильнее облегчить шатунно-поршневую группу и проработать конструкцию развитого выхлопа. Машины, выпускаемые с 1998 года стали оснащать обновленными турбинами твинскролльной конструкции с увеличенными крыльчатками. Использование новых и более производительных турбин повлекло за собой замену топливных форсунок на более производительные и позволило поднять в них давление до 0.9 Bar. Итоговый крутящий момент новых конфигураций мотора составлял от 353 — 373Нм при 3000 оборотах и до 373Нм при 2700 оборотах в минуту в зависимости от версии машины.
Модели оснащенные двигателями 4G63T (second generation): Mitsubishi Lancer Evolution (с 4-ого по 7-ое поколения).
Мотор Mitsubishi 4G63T (3-поколение моторов)
Моторы третьего поколения, предназначенные для Лансеров Эво снова подверглись определенным изменениям. Стратегия инженеров Митсубиси при очередной переработке этого популярного мотора заключалась в следующем — улучшить надежность конструкции путем доработки систем охлаждения и повысить стабильность работы на средних оборотах за счёт доработки ГБЦ.
Вышеперечисленные изменения справедливы только для Лансеров Эволюшн VII и VIII поколений, т. к на Лансер Эво IX устанавливали обновленный 4G63T с системой изменения фаз газораспределения типа MIVEC. На данной модификации заменили турбину на новую, а распредвалы получили ещё более широкую фазу. Мощность такого мотора составила 280 л.с, а крутящий момент достигал 400Нм на отметке в 3000 оборотов.
Модели оснащенные двигателями 4G63T (third generation): Mitsubishi Lancer Evolution (с 8-ого по 9-ое поколения).
Сводные характеристики мотора 4B11T, особенности конструкции
Новый мотор линейки GEMA может напугать многих автолюбителей и экспертов тем, что блок цилиндров на похожих атмосферных моторах (4B11, 4B12) данной линейки выполнен из алюминия. Однако заранее говорим о том, что распространенных проблем с задирами цилиндров, как на атмосферных 4В11, так и на моторах-братьях (4GKE) на моторе Эволюшена не случится. Объяснение достаточно простое — в конструкции алюминиевого блока цилиндров лежат чугунные гильзы, что значительно увеличивает срок службы и позволяет противостоять серьезным нагрузкам, как силовым, так и тепловым.
В отличии от предшественника, блок цилиндров 4B11T не имеет балансирных валов, а сама ШПГ имеет значительно больший вес. Из прочих особенностей блока цилиндров стоит отметить наличие отдельной нижней плиты, а также чугунные бугеля. Данный конструктив заслуживает уважения, в отличии от впресованных поршневых пальцев и небольшого протока охлаждающей жидкости. В целом система охлаждения на 4B11T получилась не самой удачной, поэтому при эксплуатации Лансера с таким мотором стоит особое внимание уделять температуре двигателя.
ГБЦ как и на IX Лансере — алюминиевая, 16 клапанная, с двумя распредвалами и системой изменения фаз газораспределения типа MIVEC. На выпускном валу дополнительно установлен вкладыш, а сами распредвалы получили частично полую конструкцию, с каналом внутри для маслоподачи.
Среди прочих конструктивных особенностей:
- клапана на толкателях (регулировка раз в 55 000 — 60 000 км);
- использование цепи в конструкции ГРМ.
Новый мотор 4B11T предназначен для установки на Mitsubishi Lancer Evolution X (10-поколения).
Выбор Mitsubishi Lancer Evolution
Многие читатели часто задаются вопросами о выборе легендарного Эволюшена, какое поколение лучше всего взять и какой мотор проще всего обслуживать ? Давайте коротко и ясно ответим на этот вопрос.
Нельзя однозначно назвать то или иное поколение Эволюшенов провальным, у всех поколений этой модели есть свои определенные особенности, в частности это касается двигателей. Однако в случае выбора подержанного «Эвика» стоит обратить свое внимание на модели именно 9-ого поколения, объяснение этому достаточно простое — невысокая цена, относительно других мощных машин и Лансеров 10-поколения. Кроме того, многие автолюбители замечают, что на 9-ом поколении управляемость автомобиля отличается в лучшую сторону, чем на обновленной модели, под завязку начиненной электроникой.
Кроме цены, преимущества выбора 9-ого поколения Эволюшенов и более поздних, заключаются в доступности запасных частей (как новых, так и б/у) и разнообразного тюнинга. С 10-ым же поколением Эволюшенов дела с тюнингом и доступностью запчастей обстоят несколько сложнее, т. к стоимость деталей высокая, а их количество на рынке РФ не такое уж и большое. Причем даже контрактные детали из Европы или Японии будут стоит сравнительно дороже, чем детали на те же Лансеры 8 и 9 поколений.
Двигатель Митсубиси 4B11T
Специально для Митсубиси Лансер Эволюшн 10 был создан новый двигатель, который пришел на смену легендарному 4G63T. Новый мотор получил название 4B11T, он также имел 4 цилиндра и рабочий объем 2 литра, но было и кое-что новое. Здесь применили полузакрытый алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами, его высота 220 мм, а межцилиндровое расстояние 96 мм, балансирные валы отсутствуют. В этот блок установили масляные форсунки, коленвал с ходом поршня 86 мм, кованые поршни Mahle диаметром 86 мм и высотой 33.35 мм, а также шатуны длинной 143.75 мм. В результате получили 2 литра объема и степень сжатия 9. Вес стоковых поршней 546.2 гр., вес стандартных шатунов 572.5 грамма, коленвал весит 16.6 кг.
Сверху блока установлена новая 16-ти клапанная алюминиевая головка с системой непрерывного изменения фаз газораспределения MIVEC на обоих распредвалах. Размер впускных клапанов 35 мм, выпускных 29 мм, диаметр ножки клапана 5.5 мм.
Необходимо проверять и, если требуется (клапаны шумят), регулировать клапаны каждые 60 тыс. км. Зазоры клапанов (холодный двигатель): впуск 0.17-0.23 мм, выпуск 0.27-0.33 мм.
Характеристики стоковых распредвалов Эво 10 такие: фаза 252/224, подъем 9.7/8.58 мм.
В системе ГРМ использована цепь.
На впуске установлена дроссельная заслонка диаметром 60 мм. Производительность стоковых форсунок 540 cc/min.
В качестве нагнетателя здесь установлена турбина MHI TD05H-152G6-12T с интеркулером. Давление наддува до 1.54 бар.
Выхлоп имеет диаметр 57 мм.
В Британии продавалась версия Evo X FQ-330, двигатель которой дорабатывала компания HKS. Они заменили интеркулер, впускной тракт, даунпайп, катализатор, катбэк на свои HKS-овские и поставили софт от Ecutek. Это дало возможность увеличить мощность до 329 л.с. при 6500 об/мин, а крутящий момент поднять до 437 Нм при 3500 об/мин.
Этого им показалось мало, и они создали версию Evolution X FQ-360, куда установили новый топливный насос и прошивку Ecutek. Это позволило довести мощность до 359 л.с. при 6500 об/мин, крутящий момент 492 Нм при 3500 об/мин.
Была и более мощная версия Эво — FQ-400. Она была создана на основе FQ-360 и отличалась интеркулером, впускным трактом, модифицированной турбиной, 76 мм выхлопом и настройкой блока управления. В результате мощность достигла 408 л.с. при 6500 об/мин, а крутящий момент 542 Нм при 3500 об/мин.
Это не все, была еще более мощная модификация — FQ-440. Здесь поставили впуск от Janspeed, заменили турбину на HKS, установили новые форсунки, выпускной коллектор от Janspeed и весь выхлоп от них же.
Такой Эво развивает 446 л.с. при 6800 об/мин, его крутящий момент 559 Нм при 3500 об/мин.
Кроме всех этих злых 4B11 турбо, выпускались и варианты попроще, специально для Mitsubishi Lancer Ralliart X. В этом моторе стоит турбина MHI TD04HL-15T, которая дует до 1.25 бар. Также здесь маленький интеркулер, узкий пайпинг, другой короб воздушного фильтра, изменено место расположения аккумулятора и свой выхлоп. Мотор по железу такой же, изменено только навесное.
Так как этот двигатель разработан вместе с Hyundai и Chrysler, то он очень похож на Hyundai G4KH и многие считают их одинаковыми, но это не так. Они имеют разные блоки цилиндров (у Хендай он открытый и менее прочный), абсолютно разные головки (например, у Хендай непосредственный впрыск), поршни G4KH хуже, шатуны менее прочные, даже турбина TD04-19T другая. Но в целом моторы родственные.
Кроме того, существует и атмосферная версия 4B11, которая отличается не только отсутствием турбины, но и блоком, отсутствием масляных форсунок, всеми внутренностями, головкой, впуском, выпуском.
В начале 2017 года производство Lancer Evo X было завершено, а вместе с ним перестали выпускать и 4B11T.
Проблемы и недостатки двигателей Митсубиси 4B11T
1. Плавают обороты, не едет. Возможно, у вас растянулась цепь ГРМ, этому особенно подвержены автомобили до 2009 года выпуска. Нужно проверить и заменить цепь со всем комплектом.
2. Шум мотора, троение. На Эво 10 проблема в поршневых кольцах, которые разрушаясь, начинают болтаться в цилиндре, загибать электрод свечи зажигания, бить по поршню и клапанам, затем вылетая в выхлопную трубу, разбивать турбину. Но это касается автомобилей с тюнингом, поэтому назвать это болезнью нельзя.
2. Трещина в выпускном коллекторе. Это также относится к автомобилям на тюнинге, но таких ведь большинство. Здесь есть риск появления трещины в коллекторе и на горячей части турбины.
Кроме того, проверяйте состояние масляных кулеров, которые со временем загаживаются. Также нужно следить за состоянием пластиковых роликов приводного ремня, которые быстро изнашиваются. Обычно их меняют на адаптированные от Хёндая или обычные новые.
В общем-то, это неплохой мотор с нормальным ресурсом, без тюнинга ездит неплохо и при регулярном и качественном обслуживании, проблем не доставляет. Ресурс может превышать 250 тыс. км. Автомобилей с большими пробегами очень мало, возможно и 300 тыс. км не предел.
Тюнинг двигателя 4B11T
Stage 2
Увеличить мощность на своем Эво Х очень легко, достаточно поставить холодный впуск, удалить катализатор, заменить шатунные болты на ARP или поставить нормальные Н-образные шатуны, купить буст контроллер и настроить блок управления. Это даст 370+ л.с. Можно оставить стоковые шатуны, но их обрыв будет делом времени.
Добавьте насос вроде DW65C, форсунки 1000 сс, блоу-офф, маслопомойку, выхлопную систему диаметром 76 мм и настройтесь. Вы получите около 400 лошадей на маховике. Это оптимальное сочетание скорости и надежности, так ездит большинство Evolution 10.
Получить больше мощности вам поможет Garrett GTX3071R с хорошим тюнинговым коллектором, большим интеркулером, патрубками 3.5 дюйма, с насосом вроде AEM 320 lph. Также будут нужны валы Cosworth MX1 и клапанные пружины, форсунки 1300 сс, топливная рейка AEM, шпильки ARP. После настройки, такой мотор легко покажет 400+ л.с. на колесах.
Можно поставить GTX3076R и надуть 500+ лошадей на колесах. Стоковые поршни и блок держат эту мощность и даже больше, но для надежности лучше перейти на ковку, нормально подготовить ГБЦ, — сделать как полагается.
Ralliart Stage 2
Добавить мощности мотору Lancer Ralliart X можно заменив фильтр на K&N, убрать катализатор или поставить безкатовый выхлоп на 76 мм трубе и прошить мозг. Это даст около 300 л.с. и динамику на уровне стокового Evolution X.
Если этого мало, тогда нужно переделывать под этот самый Эво, заменив впуск на такой же от Evo X вместе с интеркулером, с пайпингами, с масляным кулером, с турбиной TD05H и с коллектором. Впуск заметно отличается и придется его полностью переделывать или сразу ставить тюнинговый холодный впуск. Выпуск также требует доработки либо, опять же, ставить сразу безкатовый диаметром 76 мм.
После переделки можно пойти по пути тюнинга Evo 4B11T: холодный впуск, 76 мм выхлоп, шатунные болты ARP, буст контроллер и прошивка. Со всем этим ваш Раллиарт поедет как большинство Эвиков на чип-выхлопе.