Как разобрать колонку cortland
Перейти к содержимому

Как разобрать колонку cortland

  • автор:

Как сделать маленький бокс большим или кое-что о заполнении

Определённо, здравствуйте. Доработка акустики Cortland S-250 – поговорим об этом снова. Это уже третья часть повествования.

Для тех, кто попал сюда из поисковиков и не знает меня, но хочет узнать – что тут происходит, поясню. Моё имя – Владимир. И я тут рассказываю, как я производил доработку акустики Cortland S-250, об этом уже написано две статьи на этом сайте. Первая статья тут, а вторая здесь. А так же, снято две серии, а это третья часть. Продолжим начатое ранее!

На сегодняшний день, кроссоверы акустики уже собраны, но перед тем как их установить в колонки, нужно доработать сами корпуса.

Доработка корпусов акустики Cortland S-250.

Доработка корпусов сводится к следующему – демпфированию и шумоизоляции (виброизоляции). Больше ни каких работ проводить с колонками, точнее с корпусами – нет смысла. Да и что ещё можно придумать?

Для начала проведем не сложные работы по виброизоляции стенок корпусов колонок.

Виброизоляция корпусов колонок.

А ещё, каждый второй, у меня спрашивает – “почему я не использую вибропласт на битумной основе” (по другому – шумоизоляцию) для демпфирования корпуса? Отвечаю на этот вопрос – использую!

Нарезка виброматериала по размерам внутренностей колонки Cortland S-250

Использую листы вибропласта толщиной 2-3 миллиметра. Этого считаю достаточно для шумоизоляции корпуса, больше и не надо. Потому – нарезаю полосками нужного размера и потом буду приклеивать. Не знаю, сколько это может занять времени, потому что колонка имеет очень замысловатую конфигурацию внутренних стенок и перегородок.

Перед тем как проклеивать вибропластом внутри колонки, нужно ее обязательно прогрунтовать. Иначе битумная основа просто не приклеится к фанере или очень скоро просто отвалится пластами. Нужно создать более плотную поверхность, чем поверхность ДВП.

Грунтовать можно тем же клеем ПВА, но слегка разведенным водой. Тщательно перемешав – прогрунтовал все стенки. Лишним это точно не будет. Обязательно даём просохнуть клею.

Тщательно разглаживаем, а точнее приминаем пластинки виброизолятора к корпусу. Хорошо бы валиком воспользоваться, но и рукой, вполне хорошо придавливается, ведь работы проходят в тепле и вибропласт очень мягкий и податливый.

Проверяем работу, как раньше звучал корпус акустики и теперь! Можно посмотреть и послушать звук в ролике здесь

Сравниваем разницу – до и после проклейки вибропластом.

Разница – просто колоссальная! Думаю, что в звуке тоже будет результат.

Проклеиваем полость низкочастотного динамика. На этом можно сказать, что половину работ по демпфированию колонки сделали. Идем дальше.

Выбор материала

В автомобильной шумоизоляции, в последнее время, большую популярность приобрел материал, на основе битума и/или каучука, называемый в народе фольгаизол (Визомаст, Бимаст, Вибропласт) и применяемый для виброизоляции кузова.

Материал этот весьма интересен. Продается он метражом из рулонов либо нарезанными кусками прямоугольной формы и представляет из себя слой битума (встречается от 1 до 8 мм толщиной), внутри которого находится какое-то волокно.

При этом с одной стороны битум обклеен алюминиевой фольгой, со второй полиэтиленовой пленочкой. В отличие от чистого битума, материал не горюч, даже на открытом огне, проверенно лично))

Вообще битум как вибропоглотитель используется уже относительно давно, для примера, в моей машине, рожденной АвтоВАЗом в 79 году, им были обклеены внутренние поверхности пола и дверей.

Но чистый битум не очень практичен, например, хотя бы по той причине, что через несколько лет он пытается кристаллизоваться и твердеет. Когда я отдирал его от машины он разлетался осколками…

Про саморезы и крепление динамиков.

Так как колонки собирали всегда трезвые роботы и за ними ни кто не следил, то они, естественно, накосячили. А это заключается в следующем: саморезы, которыми прикручиваются динамики, закручивали в “нахалку”. То есть, под саморезы предварительно не было просверлены отверстия нужного диаметра.

В результате, большая часть резьбы саморезов в корпусе – сорвана. То есть, они уже ни как не смогут быть зафиксированы в корпусе. На одной колонке (сабвуфере), были сорваны все четыре резьбы. И от сюда был неприятный звон самого корпуса динамика – он там просто болтался с небольшим зазором.

Когда динамики были сняты, стало понятно, что добавлять саморезы не нужно! Нужно просто восстановить старые отверстия и сделать всё как должно быть.

Предварительно, все резьбы были проклеены клеем ПВА и спичками, что бы полностью заполнить отверстия. Делать это нужно до того, как проклеивать колонки синтипоном. Иначе, синтипон будет постоянно цепляться за сверло и можно испортить ещё больше то, что пытаешься отремонтировать.

Сверлом, диаметр которого меньше диаметра самореза на 1 миллиметр, просверливаем отверстия, в заранее отремонтированных местах крепления.

На этом, закончилась проклейка вибропластом. На две фронтальные колонки ушло четыре листа. Это, в среднем, примерно одна тысяча рублей. Восстановлены отверстия крепления динамиков. На это ушло несколько капель клея и несколько спичек.

Демпфирование акустики Cortland S-250.

Нужно полностью демпфировать внутренности корпуса. Что такое демпфирование? Это просто – подавление волновых колебаний звука внутри корпуса колонки. Именно это делается проклейкой стенок акустики внутри слоем синтипона.

Синтипон будет поглощать большую часть колебаний внутри корпуса, что поможет исключить лишние призвуки внутри колонки. Акустика будет издавать только те звуковые волны, которые исходят на слушателя из динамиков и фазоинвертора.

Приготовил заранее отрезки синтипона нужного размера. Заготовил ПВА клей и теперь можно клеить синтипон. Вопрос – а будет ли держаться синтипон на фольге вибропласта, при применении такого клея, вроде это клей для картона и дерева? Будет, если клей специально для склейки пластика и к тому же – водостойкий. Вообще клеить можно любым клеем, который в последствии не задубеет и не начнет отклеиваться от фольгированного слоя листов вибры.

Вырезаем заготовки

Фольгаизол достаточно вязок и вырезать по месту его не совсем удобно, то сделаем шаблон из бумаги:

Производители фольгаизола рекомендуют обклеивать им от 50 до 100% поверхности металла. Для пластика же достаточно 10-30% поверхности.

Никто не запрещать обклеить им всё внутреннее пространство, но даже при использовании самого тонкого фольгаизола Вы все же уменьшите внутренний объем чаш. Ну и само собой все отверстия для прохождения воздуха должны оставаться открытыми.

Я ограничусь приклейкой небольших кусочков на каждую деталь наушника. Т.к. помимо уменьшения внутреннего объема увеличивается вес наушников, что так же стоит учитывать. Вот получившиеся заготовки:

Установка новых кроссоверов в Cortland S-250.

Проклеили корпуса синтипоном. Теперь можно приступать к установке кроссовера. Кроссовер с настоящими, “не игрушечными” деталями, имеет значительный размер, по сравнению с заводским.

Сравнение размеров нового кроссовера и заводского

Это стандартный размер кроссовера для трехполосной акустической системы. Только Cortland STH-5500 имел кроссовер небольшого размера, из-за специфики динамиков. А вот на фото ниже видно, какой кроссовер тут стоял с завода.

Новый кроссовер Cortland S-250 (слева) и заводской (справа)

Как говорится, “разница – на лицо!”

Пайка терминалов акустики.

На заводе, где выпускают эти колонки, почему то думают, что чем больше олова будет на контактах терминалов, тем лучше для акустики в целом и звук будет гораздо качественнее. Не могу пояснить – по чему они так думают? Но отпаивать реальная проблема. Как бы не пришлось использовать паяльник на сто ватт.

Отпаиваем кроссовер от терминалов.

Закрепил плату нового кроссовера на штатных точках крепления терминалов. Почти как на заводе! Выглядит это теперь так.

Прикладываю рукописную схему кроссовера, для доработки акустики Cortland S-250, для интереса и обсуждений.

С кроссовером тоже – закончили. Теперь переходим к установке динамиков на свои места.

Механическое демпфирование диффузоров (Жбанов В.)

В выпускаемой отечественной промышленности бытовой радиоаппаратуре (телевизорах, приемниках, магнитофонах) чаще всего используются широкополосные динамические головки небольшой мощности, такие, как 2ГД-40, 3ГД-38 и т. п. Наряду с досто­инствами (невысокая цена, хорошая отдача, широкая полоса воспроизводимых частот), эти головки имеют существенные недостатки: значительная неравномерность АЧХ излучения на средних частотах; наличие посторонних призвуков (у некоторых громкоговорителей) при воспроизведении синусоидального сигнала в диапазоне 500 – 2000 Гц; значительный разброс параметров между отдельными экземплярами.

Все перечисленные недостатки вызваны одной причиной — образованием резонирующих поверхностей на небольших участках диффузора, гофра или воротника. Площади этих поверхностей могут быть невелики, но из-за высокой добротности возникающего резонансного процесса, они излучают весьма интенсивные акустические волны. Резонансные частоты отдельных участков диффузоров различны, что приводит к неравномерности АЧХ излучения головки и ее диаграммы направленности.

Влияние таких локальных резонансов столь велико, что часто воспроизведение головкой синусоидального сигнала даже сравнительно небольшой мощности сопровождается заметными на слух посторонними призвуками. При увеличении подводимой мощности сигнала до паспортной величины вероятность возникновения посторонних призвуков резко возрастает. Участок диффузора, «виновный» в появлении посторонних призвуков, можно обнаружить по резкому изменению тембровой окраски звучания (усилению или исчезновению призвука) при легком прикосновении к его поверхности. При отсутствии заметных на слух призвуков резонирующие участки можно локализовать с помощью микрофонного капсюля малых размеров (например, ДЭМШ), подключенного к осциллографу. Капсюль располагают над разными участками диффузора на расстоянии 1…3 мм и наблюдают форму сигнала при подведении к головке прямоугольных колебаний частотой 50…100 Гц (рис. 1,а). Когда капсюль находится над резонирующей поверхностью, наблюдаемый на экране осциллографа отклик оказывается промодулированным медленно затухающим синусоидальным сигналом (рис. 1, б). Если удалить капсюль от поверхности диффузора на расстояние 20…30 см, то на экране можно наблюдать суммарный отклик от всей поверхности диффузора, который, как правило, имеет сложную форму (рис. 1, в).

В ходе проведенных автором испытаний было установлено, что резонансные колебания большой амплитуды чаще всего возникают на отдельных сегментах гофра или на небольших участках воротника. Участки диффузора резонируют с меньшей амплитудой, но поскольку площадь самих участков весьма значительна, их «клад в формирование АЧХ излучения головки доста­точно велик.

Для устранения указанных искажений звучания были опробованы различные способы изменения механических характеристик резонирующих участков. В ходе этих работ было установлено, что повышение жесткости материала резонирующих участков не дает стабильных результатов, неэффективно и механическое демпфирование диффузора и гофра жидкими вязкими жидкостями (глицерин, касторовое масло).

Нанесение герлена на воротник диффузора по приведенной методике устраняет резонансы воротника, но почти не влияет на локальные резонансы сегментов гофра и участков диффузора. Локальные резонансы гофра и диффузора подавляются пропиткой «пораженных» участков раствором герлена в бензине.

Автором отработана и предлагается читателям следующая методика доработки головок, позволяющая получить хорошие и стабильные результаты.

Прежде всего необходимо приготовить растворы герлена в бензине двух консистенций № 1 и № 2. После опускания кисточки в раствор № 1 с нее должны отрываться густые капли. Раствор №2 — вдвое разбавленный раствор № 1. Затем через окна корзины с помощью тонкой кисточки следует промазать зазор между воротником и корзиной раствором № 1. Когда раствор высохнет, повторить операцию. Затем на тыльную и внешнюю стороны диффузора и гофра нужно нанести раствор № 2 так, чтобы диффузор им полностью пропитался, но на его поверхности не было наплывов. После его высыхания на гофр и примыкающую к нему часть диффузора с обеих сторон наносят тонкий слой раствора № 1 шириной 2…3 см (каплю раствора «растягивают» по поверхности, как при крашении). Параметры головки можно измерять только на следующий день после доработки.

По приведенной методике были доработаны головки 2ГД-40, ЗГД-42, ЗГД-Зв, 4ГД-53, 4ГД-8. У трех первых типов головок существенно уменьшилась неравномерность АЧХ излучения и диаграмм направленности в диапазоне 500 – 6000 Гц, а на их переходных характеристиках практически исчезли паразитные выбросы (рис. 1, г). У двух последних эффект доработки выражен слабее (из-за повышенной толщины и жесткости гофра и периферийных участков диффузора), но также весьма ощутим.

Влияние механического демпфирования диффузора на параметры головок было проверено на примере доработки 18 головок 2ГД-40 (ЗГДШ-2). Перед доработкой у шести из них прослушивались посторонние призвуки при подаче на них синусоидального сигнала мощностью 1 Вт. Призвук прослушивался на одной или двух дискретных частотах в диапазоне 600 – 1500 Гц. Источниками призвуков в пяти случаях оказались сегменты гофра, расположенные по большой оси диффузора, а в одном — воротник. Еще у четырех головок призвуки появились при подведении к ним сигнала мощностью 3 Вт (источник — воротник). Все головки имели изрезанные АЧХ излучения и диаграммы направленности, на их переходных характеристиках наблюдались паразитные выбросы (рис. 1, в).

После доработки головок их АЧХ излучения стали более гладкими. На рис. 2 показана зона разброса, в которую уложились АЧХ излучения всех 18 головок (характеристики нормировались относительно значений на частоте 250 Гц).

При подаче на доработанные головки синусоидального сигнала мощностью 8 Вт в диапазоне частот выше 500 Гц посторонних призвуков не было обнаружено ни у одной головки, что свидетельствует о значительном снижении нелинейных искажений, вносимых диффузором.

Благодаря высокой повторяемости формы АЧХ излучения доработанных головок появляется возможность дальнейшего ее выравнивания во всем диапазоне воспроизводимых частот с помощью коррекции АЧХ усилителя. Принципиальная схема корректора с АЧХ, показанной на рис. 2 (кривая 1), приведена на рис. 3.

При подключении любой из 18 доработанных головок к скорректированному усилителю неравномерность их АЧХ излучения в диапазоне 150 – 12000 Гц не превышала ±3 дБ, а на частоте 18 кГц у некоторых головок наблюдался спад не более -6 дБ. Типовая АЧХ излучения головки с корректором приведена на рис. 4, а ее типовая переходная характеристика – рис. 1, д.

АЧХ корректора имеет значительный подъем на высших частотах, однако это не приводит к заметному уменьшению динамического диапазона ‘УМЗЧ, так как амплитуда высокочастотных составляющих в спектре музыкального сигнала невелика. В ряде случаев можно ограничиться коррекцией АЧХ излучения головки до частоты 14 – 16 кГц, тогда подъем в АЧХ корректора на высшей рабочей частоте будет значительно ниже.

Этот же корректор можно использовать и для коррекции АЧХ головок ЗГД-42, ЗГД-Зв и 4ГД-53 (автором было доработано по две головки каждого из перечисленных типов, АЧХ всех доработанных головок уложились в приведенную на рис. 2 зону разброса).

Описанная выше доработка влияет и на другие параметры головок: повышается на 5…10 % собственная резонансная частота, снижается на 20… 40 % акустическая добротность (при этом полная добротность остается практически неизменной), за счет не­значительного увеличения массы диффузора на 1…2 дБ снижается отдача, значительно повышается механическая прочность диффузора и гофра.

Хочется обратить внимание радиолюбителей на тот факт, что снижение чувствительности головки на 1…2 дБ эквивалентно уменьшению ее КПД на 20…37 %.

Следует также отметить, что корректор улучшает звучание головок, даже и недоработанных головок. Во всех случаях заметно выравниваются АЧХ излучения головок, а при сравнительном прослушивании эксперты отмечают более приятное звучание головок с корректором (оно становилось «мягким», «сочным», более «мягко» в сравнении с высокочастотными головками воспроиз­водились высшие звуковые частоты).

Звучание доработанных головок заметно выигрывает при воспроизведении сигнала повышенной мощности, поэтому их можно рекомендовать для использования в стационарной аппаратуре, а также в двух полосных громкоговорителях в качестве среднечастотных и высокочастотных излучателей.

Автор сравнивал звучание громкоговорителя, в котором установлены две головки 2ГД-40 с разворотом в горизонтальной плоскости на 45°, и 2-х полосного громкоговорителя с головками 15ГД-11А и 10ГД-35. Всеми слушателями было отмечено, что качество звучания однополосного громкоговорителя не уступает 2-х полосному, а некоторые даже отдали предпочтение одно­полосному.

Метод улучшения параметров широкополосных головок посредством механического демпфирования материала диффузора весьма эффективен и применительно к высокочастотным головкам с бумажным диффузором (ЗГД-31, 2ГД-36 и 1ГД-3). Причем у го­ловок ЗГД-31 и 2ГД-36 вначале рекомендуется заменить войлок полосками герлена. После разборки головки, на внутреннюю поверх­ность гофра и прилегающую к нему часть диффузора шириной 1…1,5 см следует нанести два слоя раствора № 1, а после ее сборки аналогично обработать и наружную сторону диффузора. У головок 1ГД-3 раствор рекомендуется наносить на внешний край диффузора шириной 3…4 мм.

Такая доработка высокочастотных головок сгладила их АЧХ излучения и переходные характеристики при сохранении прежней чувствительности, позволила значительно уменьшить акустическую добротность и вносимые диффузором нелинейные искажения в нижней части воспроизводимого ими диапазона частот (два последних фактора позволяют снизить требования к используемому совместно с высокочастотной головкой разделительному фильтру).

В заключение следует отметить, что полностью реализовать все преимущества, которые дает механическое демпфирование диффузора, гофра, воротника и центрирующей шайбы головки можно только в заводских условиях. Ведь благодаря значительному повышению механической прочности гофра и диффузора появляется возможность делать их более тонкими, что позволило бы сохранить или даже повысить чувствительность головок, снизить их резонансную частоту до 50…80 Гц, а оптимизацией пропитки диффузоров сгладить их АЧХ излучения. Но реализовать указанные возможности можно лишь на стадии проектирования…

Автор работы: В. Жбанов

, г. Ковров, Владимирской обл.

Тот самый герлен:

Установка динамиков в доработанные корпуса Cortland S-250.

С кроссоверами закончили – они заняли своё почетное место. Продолжаем доработку акустики Cortland S-250. Осталась самая малость для того, что бы собрать и послушать – нам нужно демпфировать сами динамики, а точнее – их корзины. Они выполнены из штампованного металла и потому звук у них как у кастрюли.

Демпфирование корзин динамиков.

Демпфировать корзины динамиков будем остатками того же вибропласта, которым демпфировали корпуса. Из четырех листов, которые приобретались для демпфирования двух фронтальных колонок, осталось достаточно материала, и нам его хватит для доработки динамиков. Нарезаем полоски нужной длины и проклеиваем с прижимом по всем доступным плоскостям корзины.

После наклейки вибропласта, звук у корзин динамиков, при постукивании по ним металлической отверткой, становится плотный и совсем нет звона от металла. Это как раз то, что нам нужно было достичь.

Демпфирование корзины динамика сабвуфера.

Так же демпфируем большой динамик сабвуфера (ссылка на часть ролика с привязкой по времени) колонок Кортланд С-250 (Cortland S-250). И можно приступать к установке динамиков в корпуса, предварительно припаяв новые, хорошей толщины провода, от кроссовера к динамикам.

Установка фазоинвертора.

Медленно, но верно, выходим на финишную прямую. И пока греется паяльник можно приклеить фазоинверторы. Изолировать их не будем, потому что в данном случае они выполнены из толстого картона и не звенят в принципе.

Клеим фазоинверторы на всё тот же клей ПВА, что бы потом, при необходимости, можно было без проблем снять, но с расчетом, что бы давление их не выдавило, что совсем маловероятно.

Пайка проводов.

Припаиваем провода к динамикам сабвуфера и прикручиваем их, по своим посадочным, отремонтированным креплениям, саморезами.

С другими динамиками проводим ту же работу и не забываем про демпфирование. В данном случае, эта камера отдельно от низкочастотной. Укладываем синтипон, тут можно и не приклеивать, так как динамики практически упираются в синтипон и будут придерживать его на своем месте, он ни куда не денется. Припаиваем и устанавливаем динамики на место.

На этом сборка закончена. Приступаем к прослушиванию, тестированию доработанной фронтальной акустики Cortland S-250.

Обклеиваем поверхности

Вот мы и добрались до самого интересного — поклейки. Я говорил про полиэтиленовую пленочку с одной из сторон фольгаизола.

Эту защитную пленочку необходимо оторвать и оголить слой битума. Нам не понадобится никакого клея, а понадобится обычный светильник с лампой накаливания:

Вот таким нехитрым способом нагреваем наши кусочки до тех пор пока руки терпят. А терпят руки обычно до градусов 70. Этого вполне достаточно для того, чтобы фольгаизол стал как мягкий пластилин.

Теперь пока он не остыл, быстренько прикладываем его к намеченному месту, прижимаем хорошенько и разравниваем:

К самим чашам я решил приклеить совсем маленькие кусочки потому, что боялся проблем с последующим закрыванием наушников, получилось про 3 кусочка на наушник:

Тест и результат.

После прослушивания доработанных фронтальных колонок Кортланд С-250 появилось некое разочарование. Хочу сказать, что колонки начинают играть уверенно с 29 Герц. Это очень хорошо! Спасибо за это низкочастотному динамику в 8 дюймов. Так же, уверенно колонки играют до 3000 Герц, как раз до того момента, когда в работу вступают высокочастотники.

А вот с 3000 до 5000 Герц наблюдается очень большая неравномерность АЧХ. Что в принципе и портит всю звуковую картину. Сейчас я попробую это исправить путем замены купола ВЧ-головки.

Фото твиттера с замененным куполом.

Доработка высокочастотного динамика Cortland S-250

Снимаем высокочастотные динамики и меняем “купол” динамика на заранее купленные, новые, с некоторыми другими характеристиками.

Новые купола были ранее куплены на известном сайте. Даже на внешний вид, новые были гораздо лучшего качества, и значительно отличающимися катушками.

Купола отличаются не только цветом самого материала, из которого изготовлен купол, но и шириной намотки катушки. На старом куполе, высота катушки не превышает толщину фланца магнитного зазора.

В новых куполах, высота катушки в два раза больше, чем толщина фланца магнитного зазора. И звучит он как нормальный высокочастотный динамик, а не как широкополосник. Соберу и проверю, что у меня получилось.

Доработка акустики Кортлэнт

На мой взгляд твик тока один — канистра бензина (если не жалко на такие дрова) + зажженная спичка, хотя эта дрянь может и гореть то не будет. Что еще ждать от фирменного бренда Эльдорадо.

Я Вас прекрасно понимаю почему так ненавидите акутику Кортлэнд потому что в только что приобретённом стоковом комплекте любить и уважать практически нечего кроме динамиков, а в данной модели 550эс(в комплекте были 2 фронтальные колонки, два сюрраунда и центральный громкоговоритель) динамики как раз таки с неплохим потенциалом для домашнего звука(во фронтах стоят по два нч динамика размером 6,5 дюйма, и такой же сч динамик, и дюймовый вч динамик) бумажный лёгкий диффузор с полимерным оччень тонким напылением, аллюминевым пылезащитным колпачком в виде пули покрытым тем же полимером, и тактильно мягкими подвесами из резины(для средних частот не айс но всётаки за их мягкость всё прощается) хорошего качества, ну и магнитная система с экраном, и отверстием для сброса давления в зазоре под колпачком. Единственный минус это штампованные и очень гулкие с ужасными призвуками корзины . Высокочастотные динамики с шёлковыми куполами к ним нареканий нет кроме одного куполы приклеены кривовато но на звук это не влияет при прослушивании музыки.

Звучал этот комплект ну из рук вон плохо, но зато громко. Спросите на кой я его купил. Во-первых я хотел смотреть фильмы со звуком формата 5.1, Во-вторых я предвидел всю возню с переделками(благо это мне доставляет огромное удовольствие), В-третьих они стоили 7990 рублей(согласитесь это не 16000 которые за них просили последние 4 года)

Доработка пока что коснулась только фронтальных колонок.(Делюсь ибо не жадный )

Что было сделано :
1.Колонки были разобраны на сколько это возможно. Поразило присутствие кусочков синтепона 10 на 10 см на задних стенках чуть не описался со смеху .
2. Далее колонки оказалось разделены аж на два обьёма для нч секции большой и поменьше для сч и вч. Герметичности никакой. Все щели и дыры были залиты герметиком силиконовым))
3. Фазоинвертор на задней стенке так же был посажен на герметик потому что на большой громкости выезжал он из корпуса теперь проблем нет.
4. Стенки нч секции были обклеены битумной автомобильной виброизоляцией а поверх были приклреплены степлером матрасы из натуральной ваты толщиной 1см(синтепон ни в коем случае нельзя он портит звук и скрадывает объём ящика) и прикрыты марлей не внатяг чтобы волокна не осыпались если что.
продолжение следует.

Продолжение

продолжение.
5. стенки среднечастотного бокса были просто обиты ватой которая так же была закреплена сверху марлей.

Далее (самое вкусное по моему ) разводка и кроссоверы.
6. Разводка была выполнена жиденькими монтажными проводами низкого качества и довольно таки уже окислившимися сечением всего то 0,75 мм^2. Вся проводка была выброшена и нарезана новая из провода в силиконовой изоляции отличного качества бескислородной меди сечением 2,5мм^2.
7. Кроссоверы тоже пошли в топку потому что это не кроссоверы а платы от радиоприёников Витек . Единственное что я оставил это катушки индуктивности. История с фильтрами была такова когда прослушивал первое время после покупки выявились недостатки а именно не правильно были настроены а точнее вообще не было никакого раздела между нч и сч поэтому получалась каша бумкания хоть отбавляй а баса не слышно вообще да и кондёры электролиты давали о себе и керамика на вч тоже изрядно портила звук. На сч динамик подавались компоненты нч области потому перегружался динамик отсюда все вытекающие. А НЧ динамики забирались в сч область отсюда идёт причина подгуживания на верхнем басу.
Схема заводского кроссовера такова:

НЧ: катушка индуктивности на 3,5 Гн последовательно 2м НЧ динамикам по 4 Ом включённым также последовательно(Не правильно но пришлось с этим мириться )
СЧ: Катушка индуктивности на 2,5 Гн последовательно СЧ динамику 8Ом и параллельно динамику стоял конденсатор на 6,8 мкФ(электролит).Понятно почему на СЧ динамик шли все низы, динамик фильтруется таким кроссовером только от вч компонент.
ВЧ: конденсатор на 3,3 мкФ(электролит) стоит последовательно цепи : конденсатор на 0,65 мкФ(керамика) стоит последовательно динамику ВЧ 6 Ом и параллельно этому кондёру и ВЧ динамику стоит катушка индуктивности на 0,75 Гн.

8. Из одностороннего стеклотекстолита были напилены новые кроссоверы при этом я разделил кроссоверы на 2 части и поставил их в соответствующие отсеки.
Путём многочасовых испытаний и прослушиваний я абсолютно настроил кроссоверы под собственные уши. В общем мой вариант получился такой:

НЧ: катушка осталась на месте но теперь параллельно НЧ динамикам стоит конденсатор на 6,8 мкФ полипропиленовый на 100 вольт(Эта часть кроссовера стоит теперь в басовом отсеке )

СЧ: Перед катушкой индуктивности последовательно стоит конденсатор на 24 мкФ(полипропиленовый на 150 Вольт), последовательно динамику был поставлен резистор сопротивлением 8,2 Ом 5 Вт(он поглощает интермодуляционные искажения и часть гармоник ну короче чтоб звук чище был да и чуть снижает амплитуду на СЧ)

ВЧ: керамический кондёр выкинул и на место него поставил Резистор на 2 Ом 5 Вт(для тех же целей что и на СЧ) последовательно динамику ВЧ. Если резистор больше поставить то он напрочь звук задушит. Кондёр на 3,3 мкФ поставил полипропиленовый на 150 Вольт катушка на месте осталась. СЧ и ВЧ сегмент кроссовера поставил в сч бокс.
Естественно перед распайкой кроссоверов было всё рассчитано , просверлено, залакировано цапон лаком, и залужено качественным припоем 60/40.

на все преобразования у меня ушло около 2х месяцев из них один месяц ушёл на настройку кроссовера. Если учитывать что работаю посменно в магазине автозвука 2 через 2 дня чистых получилось 20 дней. Можно и быстрее но я торопиться не люблю делаю всё основательно на совесть ибо радиомонтажник первой категории.

про новый звук в следующем сообщении опишу но это получилось охренительно хорошо я доволен)))

Доработка акустики Cortland STH 7000

Здравствуйте любители хорошего звука! Хочу поделиться с вами своим опытом от проделанной работы и впечатлениями о звуке после каждой переделки, читайте статью «доработка акустики Cortland STH 7000».

Было интересно наблюдать за изменениями в звуке, после каждого этапа. Хочу рассказать что определенно меняло звук, в какую сторону, какие операции были полезны и эффективны, а какие вообще не стоит делать. Надеюсь мои рекомендации окажутся универсальными и помогут вам понять как правильно переделать вашу недорогую акустическую систему и подтянуть ее до более высокого уровня. А возможно вы создадите свой звук и именно вам он понравится.

Cortland_STH_7000 Cortland STH 7000

Статья на Конкурс №4 «Расскажи о Своём Звуке»

Здесь я опишу все этапы и свои субъективные впечатления от каждого этапа

1) Обклеил вибропластом (автомобильный вибро- звукопоглотитель) НЧ секцию одной акустики, все углы замазал пластилином, сделал распорки.

Cortland-STH-7000

Бас стал у Cortland STH 7000 четче. Проделал то же со второй акустикой.

2) Обклеил тонким (5 мм) слоем ватина стенки одной АС (кроме низа — это 5 — 15 см по периметру и пола).

Напротив НЧ динамических головок приклеил подушки размером 18х12х3 см из синтепона обшитого тем же ватином.

Бас стал немного плотнее и собранней. Проделал то же со второй АС.

переделка Cortland STH 7000

3) На одной АС на СЧ динамической головки менял полюса как положено + к +, — к -. Звук стал более глухой, вернул как было.

динамики Cortland STH 7000

динамики Cortland STH 7000

4) На двух акустических системах Cortland STH 7000 заменил провода идущие от низкочастотных динамиков до фильтров на акустические бескислородные.

5) На одной акустике заменил электролитический конденсатор на пленочный полипропиленовый 3,3 мкФ 250 В (jb 2e 335k — аналог К-73).

Высокие частоты стали немного громче, а также гораздо более натуральнее и приятнее.

Cortland STH 7000

В музыке, в тарелках, пластмассовые призвуки изменились на металлические. Проделал то же со второй АС.

6) Заменил на одной акустике Cortland STH 7000 электролитический конденсатор 22 мкФ на группу пленочных, в параллель, в сумме 21,2 мкФ (4,6 мкФ 400 В + 4,6 мкФ 250 В + 4,6 мкФ 250 В + 4,6 мкФ 400 В 4,6 мкФ 250 В).

При сравнение улучшения ощутимы слабо. Проделал то же со второй АС.

Cortland_STH_7000

7) На одной акустике заклеил окна корзин низкочастотных динамиков. Бас стал собранней, бубнение и рыхлость заменились большей проработанностью и детальностью.

В результате получился более плотный и глубокий бас. Разумеется проделал ту же операцию со второй акустикой Cortland STH 7000.

акустика Cortland STH 7000

акустика Cortland STH 7000

Доработка акустики Cortland S-250 (Часть 4)

Доработка акустики Cortland s-250

Доработка акустики Cortland S-250 – сколько можно об этом говорить? Я обещался встретиться с вами, когда буду дорабатывать акустику системы окружающего звука Cortland S-250 – фронтальные и тыловые колонки. Пришло время, теперь рассказываю.

Сегодня у меня на столе одна центральная и две тыловые колонки. Подавляющее большинство не считает нужным их дорабатывать! А это – зря!Потому что, действительно, насладиться звуком можно только когда все пять колонок имеют статус – Hi-Fi. Но если говорить об идеальном звуке, то все пять должны быть одинаково хороши.

Пролог

Для тех, кто попал сюда из поисковиков и не знает что тут происходит, поясню. Меня зовут – Владимир. И я тут рассказываю, как я производил доработку акустики Cortland S-250, об этом уже написано три статьи на этом сайте. Первая статья тут, а вторая здесь, Ну и третья часть. А так же, снято три серии, а это четвертая часть, заключительная. Продолжим начатое ранее!

Резонный вопрос – сколько можно уже про это говорить? Уже три части про эту акустику рассказывать! Сегодня мы закончим тему с доработкой акустики Cortland S-250. А поговорим подробнее о доработке тыловой акустики и центрального канала.

Для тех кто не видел серий о доработке фронтальных колонок, приглашаю на мой канал на Youtube

Доработка акустики Cortland S-250

Разборка центрального канала Cortland S-250

Центральный канал помогает фронтальной акустике в работе с построением сложной звуковой картины. Он воспроизводит все диалоги. Доработка акустики Cortland S-250, в частности центрального канала, позволит улучшить восприятие звуковой картинки в целом.

Декоративные накладки

Снимаем аккуратно декоративные накладки с лицевой панели колонки. В моем случае, накладки не приклеены, а вставлены в маленькие пазы и можно сказать – отщелкиваются без затруднений.

Доработка акустики Cortland S-250

Снимаем накладки и что же мы там наблюдаем?

Качество сборки – оставляет желать лучшего! Ну вообще, странно было бы там увидеть идеально подогнанные к корпусу и установленные через уплотнительные колечки динамики.

Доработка акустики Cortland S-250

Снимаем динамики

Обращаем внимание на саму пищалку (ВЧ динамик). Она похожа на динамик из фронтальной акустики, но размером чуть меньше. И если нечаянно повредить диффузоры пищалок, то будет проблема. Найти другие подходящие пищалки будет немного затруднительно. Просто аккуратнее!

Но особенно грустно то, что отверстие для ВЧ динамика ни как не подогнано под корпус самой пищалки. По другому сказать, между корпусом колонки и корпусом динамика имеются большие зазоры, просто огромные. Там во всю “гуляет” воздух. Надо будет обязательно устранить этот недостаток!

Далее, очень аккуратно, что бы не соскочила отвертка, откручиваем НЧ-СЧ динамики. Вынимаем их.

Что внутри колонки?

И что же там видно? По традиции, как это уже не один раз бывало, само-собой разумеющееся – ни грамма демпфирования внутри колонки! Хоть чуть-чуть положили бы синтипончика, или на худой конец – ваты набросали. Нету ни чего! Что нам остаётся делать? – добавим при сборке!

Чуть ранее на корпус центральной колонки был закреплён кронштейн – крючок. Был куплен в хозяйственном магазине, практически за копейки. А удобства – на сотни рублей! С его помощью будет удобно закрепить акустику на стене, прямо под телевизором. Получился шикарный подвес!

Снимаем кроссовер центрального канала

Доработка акустики Cortland S-250

В качестве кроссовера центрального канала выступает электролитический конденсатор, синего цвета, ёмкостью 2,2 микрофарада. Прошу любить и жаловать! :)) Шутка!

Разборка тыловых колонок Cortland S-250

Так же, аккуратно поддеваем и снимаем пластиковые декоративные накладки. И наблюдаем там точно такой же динамик-пищалку как и в центральной акустике. И точно такие же – страшные зазоры, через которые сквозит воздух. Это мы при сборке поправим – зальем щели пистолетным клеем.

Доработка акустики Cortland S-250

Так как в этих колонках только один СЧ-НЧ динамик, то кроссовер на НЧ полосе будет немного иной. Большой динамик здесь уже без экранирования корпуса магнита.

Предполагается, что и тут будет та же история – ни грамма демпфирования! Так и есть! А в качестве кроссовера здесь выступает такой же электролитический конденсатор емкостью 2,2 микрофарада.

Доработка акустики Cortland S-250. Сборка тыловых и фронтальной колонок

Первое что было сделано – рассчитаны и собраны кроссоверы.

Доработка акустики Cortland S-250

Установить изготовленные кроссоверы на штатные места (на терминалы) не представляется возможным. К тому же – терминалы пластиковые и не могут выдержать наши новые кроссоверы. Потому, устанавливаю кроссоверы непосредственно на заднюю стенку колонок, прикручивая их четырьмя маленькими саморезами (не насквозь). Так они точно не будут болтаться в корпусе.

Демпфирование акустики Cortland S-250

Проклеиваем клеем ПВА все стенки колонок и вкладываем синтипон.

Доработка акустики Cortland S-250

Синтипон, как и всегда, вклеиваем по всем стенкам для устранения, подавления волновых колебаний звука внутри корпуса колонки. Использовать здесь виброматериалы – смысла не имеет, так как здесь не будут воспроизводиться низкие частоты и гасить низкочастотные вибрации не получится – их просто не будет.

Доработка акустики Cortland S-250

Установка ВЧ динамиков

Проклеили тщательно все корпуса, вытянули провода от кроссоверов. И теперь припаиваем провода от кроссоверов к динамикам. А для начала я удалю старые провода с терминалов.

Припаиваю сначала – ВЧ динамики. Прошу обратить внимание, что все “сопли” от клея, которыми приклеены диффузоры, не стоит убирать. Они не мешают работе динамика. А при попытках почистить динамик от клея – можно сломать ножки катушки. Вообще, лучше по периметру диффузора промазать термоклеем, что бы воздух не “гулял” под диффузор. Иначе, есть вероятность появления присвистываний или значительных искажений от ВЧ.

Устанавливаем динамик ВЧ на свое место и сразу проклеиваем по периметру корпуса клеевым пистолетом. Так мы избавимся от щелей между динамиком и корпусом колонки. А щелей там очень много, и маленькие и большие. Их особо и не заметно, но они там есть. Проклеиваем всё.

Так же, проклеиваем отверстие, где выходят провода из полости ВЧ динамика в общую камеру. Отверстие там очень даже не маленькое, а оно там совсем не нужно.

Проклеивая клеевым пистолетом, следим за “соплями” от расплавленного пластика. Они не должны попадать и приклеиваться на диффузоры динамиков.

Установка НЧ-СЧ динамиков

Доработка акустики Cortland S-250

Если с динамиками тыловых колонок всё понятно и просто. То просто припаяем их и прикрутим саморезами.

А вот с центральным каналом чуть посложнее. Тут два динамика и они отличаются своим подключением. Они соединены последовательно (это важно не забывать!!) и что бы не перепутать – они с защитными корпусами магнитов.

Припаяли все провода. Установили все динамики по своим местам. Прикрутили их саморезами.

Доработка акустики Cortland S-250

Теперь, следует устранить щель между ВЧ динамиком и НЧ-СЧ динамиками. Проклеиваем так же – термоклеем, для устранения щелей. Хуже – точно не будет!

Подключение и установка терминалов

Терминалы можно припаять и до установки динамиков. Тут нет разницы. Важно только не забыть, что если провода к терминалам не вывести сразу или провода каким-то образом “залезли” в корпус, то потом, после установки динамиков, достать провода через отверстие для терминала будет та ещё проблема. Лучше сразу припаять соответствующие провода к терминалам и установить терминалы на свои места. Потом заниматься динамиками.

Установка декоративных накладок

После всего этого, нам осталось закрепить декоративные накладки – “очки”. Крепим – это громко сказано. Вопрос, как лучше закрепить накладки – остаётся открытым. Они вроде как держаться, но есть вероятность и она велика, что они будут дребезжать. Хотя не факт.

Но я бы использовал для их крепления герметик, который используется для крепления стекла автомобильных фар. Ну или силикон. И не стоит тут слишком усердствовать. Будет достаточно несколько хороших точек по периметру, в тех местах, где особенно заметно не надежное крепление.

Окончательно закрепить “очки” можно только после того, как проект по доработке акустических систем Cortland S-250 будет полностью закончен. Все колонки будут тщательно проверены визуально и прослушаны. Только после окончательных проверок и провести эту работу. Потому как снять снова эту накладку будет уже совсем не просто.

Прослушивание доработанной акустики Cortland S-250

Доработка акустики Cortland S-250

Через час прослушивания доработанной акустики Cortland S-250, ставлю оценку проделанной работе – “Отлично!” Колонки играют одинаково., чего я так и не услышал в колонках Cortland STH 5500. Здесь же колонки сошлись идеально!

Единственное, они отличаются по звуку, так как на S-250 – купольные твиттеры, а на STH 5500 – планарные. Но звук просто шикарный! Можно попробовать и ещё немного доработать центр, но я оставлю так и ни чего больше делать с ними не буду.

На этом, про доработку акустических систем Cortland S-250, я закончу! Проект – “Доработка акустики Cortland S-250” объявляю – закрытым!

Чуть позже я заклею “очки” герметиком, как я и рассказывал. Если найду другой какой-то материал – я об этом сообщу.

Пока у меня всё, друзья. Я прощаюсь с вами до следующего видео! И поверьте, мне есть что ещё вам рассказать! Не уходите далеко или на долго!

Дополнительный материал

Предлагаю вашему вниманию посмотреть весь ролик “Доработка акустики Cortland S-250 (Часть 4)“. Это завершающая часть из серии роликов о доработке всего комплекта колонок акустической системы Cortland S-250.

Все три ролика можно посмотреть на моём канале в Youtube. А тут прямые ссылки на первую часть, вторую часть и третью часть.

Что бы не пропустить новые ролики и новые статьи, подписывайтесь на мой Ютуб-канал и не забываем подписаться на новые статьи сайта (форма для подписки – справа) – получите свежие новости самыми первыми!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать – не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.

Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *