Что такое петух на велосипеде
Перейти к содержимому

Что такое петух на велосипеде

  • автор:

Зачем нужен велопетух на велосипеде?

Недоуменно посмеиваются, услышав словосочетание «велосипедный петух», только те, кто «не в теме». Опытные велосипедисты, напротив, с огромным уважением относятся к данному объекту. Еще бы, ведь именно этот невзрачный на первый взгляд скромняга регулярно защищает своих владельцев от дорогостоящего ремонта их любимого байка.

По сути, велопетух — это компактная съемная пластинка, которая соединяет задний переключатель с рамой. Его задача — не допустить поломки рамы при ударе или внезапном рывке (все мы знаем, как ветки постоянно так и норовят уцепиться за задний переключатель).

Небольшой экскурс в историю велопетуха

Когда-то переключатель скоростей фиксировался на раме напрямую, ведь рамы в те времена делались из стали — хоть они и были очень тяжелыми, сломать их было не так-то просто. Современные велорамы изготавливаются из жесткого, но легкого карбона или алюминия. Однако ложкой дегтя среди неоспоримых достоинств этих материалов стала их хрупкость: при сконцентрированном точечном ударе такие рамы легко разрушаются.

Если держатель заднего переключателя несъемный, то есть составляет с рамой единое целое, то систематических повреждений велосипеда не избежать. И если стальную раму худо-бедно можно восстановить — выгнуть обратно и даже сварить заново, то с каркасом из алюминия или карбона после его деформации можно фактически попрощаться. Эти материалы не поддаются сварке, и даже в случае проведения долгих восстановительных работ на такой раме остаются слабые места. Не говоря уже о том, что подобный непростой ремонт сам по себе может вылиться в стоимость нового изделия.

Вот почему изобретение съемного велосипедного петуха повернуло ход спортивной истории в новое русло. Теперь в случае удара выламывается лишь этот недорогой расходник, который можно без сожалений отправить в мусорку, а все остальные элементы остаются в безопасности.

К удовольствию сегодняшних спортсменов, несъемные велосипедные петухи постепенно становятся частью истории, встречаясь разве что на некоторых байках с титановыми или стальными рамами. Нынешние держатели заднего переключателя выпускаются в различных дизайнах, могут иметь разное число отверстий и быть сделанными из многих материалов (упрочненного дюраля, алюминия, углеволокна, полимеров и др.) Но основная их функция остается неизменной — они добросовестно ломаются в нужный момент, уберегая раму и экономя ваши деньги.

Фрезерованные велосипедные петухи

Основное предназначение сменного держателя заднего переключателя велосипеда, как ни странно это прозвучит, — сломаться в нужный момент. Этот небольшой элемент конструкции выполняет функцию предохранителя в том случае, когда нагрузка на задний переключатель превышает допустимую (падение велосипеда, попадание посторонних предметов в элементы трансмиссии, затягивание заднего переключателя в спицы колеса и т.п.) Предохранитель этот спасает вашу дорогостоящую раму от поломки, принимая на себя основной удар. Для того чтобы петух на велосипеде «правильно» сломался в его конструкции практически всегда предусмотрены специальные ослабляющие элементы, концентраторы напряжения в виде выборки материала, уступов, утончений, или дополнительных отверстий. Кроме того, производители велосипедов, за редким исключением, изготавливают петухи из легких и хрупких силуминов (литейный алюминиевый сплав с большим содержанием кремния).

2. Почему мы фрезеруем петухи из дюралюминия Д16АТ?

Казалось бы, зачем изобретать велосипед. Все и так работает. Удар → поломка → замена и снова в путь. Однако далеко не всегда от удара или при падении велосипеда петух ломается сразу. При относительно небольшой нагрузке он может немного погнуться, нарушив только правильную работу трансмиссии. Возникает большой соблазн просто поправить кронштейн и эксплуатировать его дальше. Так вот в случае со штатными силуминовыми петухами эту правку нельзя делать ни в коем случае. Погнутый велопетух также подлежит обязательной замене, как и сломанный. Силумин сплав не деформируемый, а литейный. В случае деформации в нем возникают внутренние напряжения и трещины, которые могут быть не видны невооруженным глазом. Таким образом, поправив силуминовый петух, даже если он не сломался во время правки, вы получаете возле заднего колеса мину замедленного действия, которая может «рвануть» в любой момент. Петух может сломаться даже от простого скатывания с поребрика.

Наша мастерская фрезерует петухи для велосипеда из конструкционного алюминиевого сплава Д16АТ. Это именно «деформируемый» материал, подвергаемый при производстве прокату или прессованию. Такой метод механической обработки придает ему особые свойства. Теперь он может принимать значительные циклические деформирующие нагрузки (многократные изгибы и удары) без разрушения. Именно поэтому сплавы Д16 используются в качестве конструкционных материалов в движущихся механизмах, в том числе в авиации. В случае серьезной аварии наш фрезерованный держатель заднего переключателя сломается точно также как и силуминовый, так как в нем тоже предусмотрены концентраторы напряжений и ослабляющие элементы. Но если наш петух всего лишь погнулся, его можно поправить в мастерской или специальным инструментом и продолжить эксплуатацию велосипеда. У нас в практике есть уникальный случай — 7 правок нашего фрезерованного петуха на шоссейном велосипеде после многократных падений и завалов в гонках. Таким образом, петух фрезерованный из сплава Д16АТ приобретает новые качества, позволяющие продлить его жизнь. Кроме того, фрезерованный петух более жесткий и упругий при поперечных нагрузках, что уменьшает колебания в движении и повышает точность работы заднего переключателя и всей трансмиссии велосипеда.

Фрезерование велосипедных петухов

Фрезерование партии петухов № 230 в мастерской Велофрезер

3. Особенности конструкции наших велосипедных петухов

Мы не делаем точные копии литых петухов для велосипеда, а производим свои изделия лучшего качества. Наши держатели заднего переключателя изготовлены по собственной уникальной технологии и включают некоторые конструктивные и технологические изменения, основанные на многолетнем опыте производства и эксплуатации велосипедных петухов в различных условиях. Эти новации заметно улучшают свойства кронштейна, в сравнении со штатными изделиями:

  • Специальный зазор между контуром дропаута рамы и утолщенной частью петуха, исключающий «эффект рычага», сминающий материал рамы при поломке держателя.
  • Отсутствие острых граней, срезающих материал рамы в случае значительной деформации кронштейна — по всему периметру петуха предусмотрены фрезерованные фаски.
  • Приведение высоты свинчивания резьбы в отверстиях (минимальное количество витков резьбы) к требованиям ISO и ГОСТ.
  • Устранение некоторых других технологических особенностей, необходимых при изготовлении деталей методом литья из мягких сплавов, но излишних и даже вредных при фрезеровании изделий из деформируемых сплавов.

За счет внесенных изменений наши велосипедные петухи имеют меньший вес при большей жесткости (сопротивление изгибу). И в случае аварии разрушаются (играют роль предохранителя) в точках не имеющих критичного соприкосновения с рамой велосипеда.

Правильно сломавшийся велосипедный петух

Правильно изготовленный велосипедный петух ломается не повреждая раму и сохраняя задний переключатель. Велопетух № 195 нашего производства после аварии в гонке.

Учитывая, что велосипедный петух может сломаться в любой момент (в том числе и далеко от дома или мастерской) в вашей велоаптечке всегда должен находиться запасной держатель заднего переключателя для вашей рамы. Поэтому в нашей мастерской при покупке 2-х и более петухов действует скидка 10% от стоимости заказа (скидка начисляется автоматически при оформлении заказа в корзине).

Велосипедный петух, для чего он нужен и как работает

Велосипедный петух

Современный велосипед это сложная конструкция с большим количеством узлов и деталей. Не каждый велосипедист знает предназначение всех элементов своего транспорта, в том числе и что такое велосипедный петух. Между тем, это необходимая деталь в конструкции двухколесника, у которого есть задний переключатель скоростей. Далее мы попытаемся разобраться что же такое велосипедный петух, для чего он нужен и как работает.

Назначение и принцип работы

Назначение петухаПетух был изобретен давно, еще в те времена, когда рамы велосипедов были исключительно стальными. Это устройство было частью самой рамы. Основная его функция заключается в том, чтобы держать в нужном положении задний переключатель скоростей, то есть выполнять функцию кронштейна. Вторичным эффектом является защита при сильных ударах того самого переключателя. В настоящее время петух изготавливают как отдельный элемент, крепящийся к раме. Делается это для того, чтобы удар по нему не стал причиной повреждения рамы, которую уже невозможно будет восстановить. А в случае с карбоновой рамой это и единственно возможный вариант исполнения.

Работа петуха достаточно проста — в случае удара в заднюю часть велосипеда при падении или каким-либо другим образом, устройство принимает этот удар на себя и просто изгибается. При этом остается цел переключатель и рама не получает повреждений.

Так как теперь эта деталь съемная, то и заменить её в случае повреждения не составляет труда. При езде на велосипеде всегда нужно внимательно относится к тому, чтобы не биться этим элементом конструкции о различные препятствия. Так как петух приходит в негодность именно из-за различных внешних воздействий, к числу которых относятся следующие:

  • Велосипедный петухудар об бордюр, камень или пенёк;
  • при движении по лесным тропам, когда в цепь велика может попасть ветка и также повредить устройство;
  • нельзя допускать того, чтобы двухколесный транспорт падал на правую сторону;
  • износ самого переключателя также может стать причиной поломки петуха;
  • большое количество грязи на заднем колесе или неправильная настройка самого переключателя.

Надо иметь в виду такие ситуации во время покатушек, особенно с эктрим уклоном и стараться их избегать, чтобы лишний раз не выкидывать деньги на покупку нового петуха.

Устройство этой детали довольно простое: это пластина из алюминия в виде крюка с двумя отверстиями симметричными друг другу. С помощью них деталь крепится к раме велосипеда и переключателю скоростей.

Разновидности

Несъёмный велосипедный петухКак уже упоминалось ранее, существует два вида этого устройства, от которого зависит целостность переключателя и самой рамы:

  1. несъёмный. Когда петух является частью рамы, а это возможно только, когда она стальная или из титанового сплава. В таком случае при ударе устройство зачастую просто сгибается и его необходимо выровнять;
  2. съёмный. На велосипедах с рамами из карбона и алюминия. Как правило, петух при сильном ударе ломается, но переключатель остается в рабочем состоянии. После этого его снимают и ставят новый.

сломанный велосипедный петухСъёмные петухи зачастую изготовляются из силумина, путем литья. Это сплав сплав алюминия с кремнием и дюралюминия марки Д16. У силуминовых устройств есть ряд серьезных недостатков:

  • они могут поломаться даже при неудачном съезде с бордюра, так как хоть и обладают высокой твердостью, но очень хрупкие;
  • трансмиссия с такой деталью работает неточно, особенно это заметно становится, когда на велобайке совершаются поездки по пересеченной местности;
  • нелегко подобрать, так как изготовляются они стандартными партиями, не под конкретную модель велосипеда и качество их низкое.

Дюралюминиевую же вырезают из цельного листа дюраля, тщательно обрабатывают и она не имеет тех недостатков, которые есть у силуминового изделия. Она лишь погнется и надежно защитит переключатель, хотя и стоит дороже.

Известными фирмами изготовителями являются PILO (Израиль) и WHEELS (США). Заказать их можно на специализированных сайтах, но цена будет просто запредельной. А учитывая то, что это все же расходный материал, который в случае поломки просто выкидывают и меняют на новый, получается накладненько. На рынке также появились отечественные петухи марки МЕТА. Они в разы дешевле зарубежных, а по качеству ничуть не уступают им. Их можно смело ставить на велосипед и быть в полной уверенности, что переключателю ничто не угрожает. Конечно, по стоимости эта деталь велосипеда значительно ниже, чем цена переключателя, поэтому для обычного двухколесного транспорта, который не предназначен для участия в спортивных состязаниях, вполне подойдет и силуминовый петух.

Как избежать поломки

Выравнивание петухаДля того чтобы иметь меньше проблем с этим «кронштейном для переключателя скоростей», стоит придерживаться некоторых правил в использовании велосипеда:

  • если приходится положить велик на землю, то только левой стороной;
  • надо всячески избегать ударов в заднюю правую часть рамы;
  • при катании в группе, надо соблюдать дистанцию такой, чтобы при резком торможении, тот кто едет позади, не врезался в заднюю часть велосипеда;
  • переключатель должен быть исправен, не рекомендуется ездить с изогнутым, деформированным петухом.

Если устройство повреждено, не стоит спешить его выбрасывать, так как именно по нему нужно будет подобрать новое. А возможно удастся и выровнять это. Но если уж и дошло всё до крайности — замены, то это можно сделать и самому, без помощи веломастеров. Для этого понадобится шестигранник и , возможно, отвертка (зависит от модели «кронштейна»):

  1. Как заменить петухцепь сбрасывается на малую звездочку трансмиссии, колесо снимается;
  2. с помощью шестигранника снимается переключатель;
  3. откручиваются гайки и болты крепящие петух к раме, он также снимается.
  4. место на котором он располагался очищается от загрязнений;
  5. устанавливается новая деталь и проделываются в обратном порядке все остальные действия.

После возврата на свое прежнее место колеса велобайка, при необходимости, регулируется переключатель скоростей.

Силуминовые петухи при сильном ударе обычно ломаются и их уже нельзя исправить, дюралевые чаще сгибаются и их также лучше заменить. Но бывают ситуации, когда нет возможности это осуществить в скором времени, тогда для выпрямления устройства нужно проделать следующее:

  • кронштейн нагревается в кипятке;
  • плоскогубцами устройство осторожно выпрямляется.

Усилия по выравниванию предпринимаются с обеих сторон, до тех пор, пока деталь не приобретет свою прежнюю форму.

Итоги

Петух — неотъемлемая часть любого велосипеда, с количеством скоростей более одной. Необходим велосипеду для того, чтобы удерживать переключатель скоростей точно в нужной позиции, а заодно и уберечь сам переключатель и раму от критических последствий. Существует две разновидности этого устройства: съёмная и несъёмная. Съёмный вариант практичнее и удобнее в использовании. Изготавливается из силумина или дюралевого сплава. Последний более надежен в эксплуатации. При сильных ударах зачастую гнется или ломается, но может быть заменен на новый. Чтобы уберечь эту деталь от разрушения, необходимо соблюдать элементарные правила езды, не допускающие падения велосипеда на правую сторону и ударов в заднюю правую часть рамы. Что поможет продлить срок жизнедеятельности как самого «кронштейна», так и «переклюка» скоростей.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)

Петухи для велосипеда: что это, какие бывают, как выбрать и заменить

Петухи для велосипеда: что это, какие бывают, как выбрать и заменить

Велосипедный петух – далеко не самая важная и заметная часть байка, но она выполняет весьма полезную функцию. Новички, как правило, узнают о наличии этой детали после появления проблем с задним переключателем скоростей. Для того чтобы проблема поломки и замены велопетуха не застала вас врасплох, подробно расскажем о его назначении, особенностях конструкции и том, что делать, если петух все-таки вышел из строя.

Петух – это крепежный элемент, с помощью которого к раме крепится задний переключатель скоростей. Свое народное название он получил из-за внешнего сходства с петушиным гребнем, также петух называют крюком или серьгой. Технически это адаптер, выполняющий защитную функцию. Ведь в случае удара в правую сторону колеса, он берет на себя основную нагрузку. Заменить эту деталь гораздо проще и дешевле, чем покупать новый переключатель, а тем более – ремонтировать или менять раму. Кстати, на стальных рамах петух был несъемным, так как сталь менее склонна к деформации и легко ремонтируется.

Материал изготовления и конструкция

Петух крепится к раме при помощи двух болтов, поэтому заменить его не составит большого труда. Производят деталь из мягких металлов специально для того, чтобы петух был гибким или легко сломался при ударе. Более того, производители специально делают петухи с ослабляющими элементами, утончениями, дополнительными отверстиями. Все для того, чтобы деталь сломалась в «правильном» месте.

Изготавливают этот кронштейн чаще всего из:

  • Дюралюминия. Такой петух более прочный, его можно выпрямить.
  • Силуминовых сплавов. Деформированный силуминовый петух лучше сразу заменить, так как внутри него появляются трещины, которые могут привести к его поломке даже при небольшой нагрузке, например, на небольшой кочке. Кронштейн из силумина подходит больше для спокойной езды, при высоких нагрузках в материале образуются микротрещины, которые приводят к быстрому износу детали.

Если переходник произведен из стали, это скорее минус, так как жесткий металл не поглотит ударную силу, а передаст ее на раму или переключатель. Ездить с погнутым адаптером не стоит, так как вы не сможете адекватно настроить переключатель. Карбоновый фиксатор ремонту не подлежит вовсе.

Как выбрать новый петух на велосипед

У каждой модели велосипеда свой, отличный от других держатель заднего переключателя, его нельзя заменить аналогом, ведь он должен быть совместимым с рамой. Одна и та же модель петуха может стоять на нескольких байках, как и наоборот – на одну веломодель ставят разные петухи, в зависимости от года выпуска, типа переключателя и размера оси. Именно поэтому лучше всего заранее купить один-два запасных петуха, особенно, если вы собираетесь в длительное велопутешествие. Если кронштейн сломался, не выбрасывайте его, он послужит образцом для новой запчасти. Важно, чтобы ее форма и конструкция полностью соответствовали оригиналу. Подобрать переходник также можно по маркировке.

Чтобы держатель заднего переключателя служил вам как можно дольше, заведите привычку правильно объезжать препятствия. Поворачивая направо, старайтесь, чтобы между преградой (камнем, бревном или бордюром) и задним колесом оставалось достаточно места. Даже если вы слишком тесно прижимаетесь к бордюру – это риск повредить петух. Всегда проверяйте надежность фиксации велосипеда во время парковки, так как чаще всего петух ломается при падении байка на правую сторону, а не во время езды. Хотя если вы часто ездите напролом по кустам или валежнику, то есть все шансы. О повреждении детали сигнализирует запоздалое или неточное переключение передач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *