Все про каршеринг: что это такое, цены, правила и законы
Арендовать автомобиль на три недели, чтобы доехать до любимой бабушки в деревне, погостить и вернуться обратно — это прокат. Взять машину на полчаса, чтобы быстро сгонять в гости к друзьям в соседнем районе, — это каршеринг. О нюансах читайте в статье.
Что такое каршеринг и как он работает
В последнее время каршеринг , появившийся в России 10 лет назад, стал очень популярным. При этом многие до сих пор не очень понимают, чем каршеринг отличается от проката.
Каршеринг — это система краткосрочной аренды с поминутной оплатой. Сам термин собран из двух слов: car (английское «автомобиль») и sharing (поделить), буквальный перевод — что-то вроде «делим авто». На одной и той же машине в течение одного дня могут поездить несколько человек подряд. Все расчеты за аренду осуществляются через смартфон.
Как работает каршеринг на практике? Очень просто.
Каршеринговые автомобили «раскиданы» на парковочных местах по всему городу. Машина может находиться и на большом паркинге у торгового центра, и на свободной стоянке во дворе жилого дома. Автомобиль заказывают через специальное мобильное приложение, к которому привязана банковская карта для оплаты. Там же пользователю покажут ближайшую к нему машину . Водитель резервирует ее, находит, разблокирует смартфоном, садится и едет. В конечной точке маршрута он через приложение завершает поездку и паркуется в разрешенном месте. Деньги за поездку списываются с банковской карты автоматически.
Чтобы стать клиентом каршеринга , выполните шесть простых действий:
- Выберите компанию и скачайте на смартфон ее приложение.
- Загрузите документы (страницы паспорта с фото и регистрацией, водительское удостоверение) и внесите в форму личные данные.
- Сделайте селфи со страницей паспорта, где фото, и тоже загрузите в приложение.
- Поставьте подпись в пользовательском соглашении.
- Дождитесь проверки документов и личных данных. Сроки проверки — от пары часов до нескольких дней.
- После одобрения заявки привяжите к аккаунту в каршеринге банковскую карту для оплаты.
Все! Можете начинать искать ближайший автомобиль.
Правила каршеринга : очевидные и невероятные
Официальные правила пользования каршерингом прописаны в договоре и просты для понимания. Главное — помнить, что это не ваша машина, и вести себя не как дома, а как в гостях, причем у малознакомых людей. За нарушение правил водителя оштрафует сервис: с карты просто спишут нужную сумму.
В каршеринговом автомобиле нельзя:
- курить;
- пачкать и/или портить салон и сиденья;
- перевозить животных без переноски;
- нарушать ПДД;
- передавать руль другому человеку.
Поведение водителя фиксируется видеокамерой в салоне. Отключать или заклеивать ее нельзя — за это грозят штраф и черный список. Больше пользователь не сможет брать машину в каршеринг .
Оспорить штраф, например, за порчу салона, вполне реально. Речь об этом пойдет ниже.
Еще одно правило каршеринга : стаж водителя — минимум год.
Наряду с официальными есть и негласные требования , как пользоваться каршерингом без нервотрепки.
Основное правило : снимайте все!
Перед тем как сесть за руль и «принять» машину в пользование через приложение, сфотографируйте ее на смартфон со всех возможных ракурсов и снаружи, и внутри. Если на корпусе или в салоне заметили какие-либо повреждения, например, царапины, вмятины, пятна или мусор на сиденьях, обязательно зафиксируйте их отдельным кадром или даже несколькими.
Так вы покажете, что дефекты были до вашей поездки, и ответственность за них ляжет на предыдущего пользователя. В противном случае штраф спишут с вашей карты. Без тщательной фотофиксации доказать, что это не вы испортили машину, будет сложно.
Если вы нашли на автомобиле серьезные «травмы» — сразу же сообщите об этом в техподдержку каршеринга , все сфотографируйте (или снимите на видео) и отмените поездку.
Обязательно проверьте колеса. Если они спущены, лучше всего не брать эту машину и поискать другую поблизости.
Откройте бардачок: там должны лежать документы на автомобиль и страховка. Если их на месте не окажется, сфотографируйте пустой бардачок, откажитесь от поездки и сообщите о проблеме в техподдержку.
Сидя за рулем, но еще не принимая машину в пользование, проверьте салон и работу всех систем. Обычно сервис дает на это несколько минут. Если что-то не работает, например, «глючат» фары, отменяйте поездку. Если под сиденьем вдруг обнаружился предыдущий водитель, звоните в «скорую», полицию и в техподдержку каршеринга — именно в таком порядке.
Про предыдущего водителя — это не шутка. Такая дикая история произошла с менеджером Олегом, который собирался на каршеринге «с ветерком» долететь на свидание с девушкой. Но обнаружил в салоне пожилого мужчину без сознания. Оказалось, что водитель припарковался и завершил поездку, но потом ему неожиданно стало плохо и он «отключился» прямо в машине, скатившись с сиденья на пол. Все закончилось хорошо: человека откачали, Олега не оштрафовали, девушка простила ему опоздание за героическое спасение больного.
Завершив поездку, сфотографируйте автомобиль еще раз: как издалека, чтобы было видно, что он припаркован по правилам, так и вблизи, чтобы показать отсутствие повреждений. Эти снимки помогут, если с машиной после расставания с вами случится что-нибудь нехорошее и сервис будет искать виновника.
А в Совкомбанке вы всегда сможете приобрести автомобиль в рассрочку с картой «Халва». Льготные условия по автокредиту доступны всем владельцам карты.
Для тех автолюбителей, кто хочет испытать что-то новое на наших дорогах, Совкомбанк запустил программу: автомобили Chery и Exeed в беспроцентную рассрочку на срок до 2,5 лет и с нулевым первоначальным взносом. Льготные условия доступны всем владельцам карты «Халва».
Основные отличия каршеринга от проката
Главное отличие — время аренды. В каршеринге тарификация поминутная, это удобно для недолгих поездок в городе или по ближайшим пригородам. Напрокат автомобиль часто берут на несколько недель или месяцев. В каршеринге долгосрочная аренда окажется дороже проката.
Совет. При выборе вида аренды внимательно изучите и сравните условия , которые предлагают каршеринг и прокат. Подсчитайте, во сколько обойдется поездка в том и другом случае. Сейчас для расчетов и сравнений доступно множество онлайн-калькуляторов.
Второе отличие: документы и оплата. В каршеринге вы один раз регистрируетесь онлайн через приложение и затем для аренды машины вам нужен только смартфон и водительские права. Деньги с карты спишут после завершения поездки в приложении. Чтобы взять авто напрокат, вам нужно будет связаться с компанией, предоставить необходимые документы, выбрать подходящую модель из имеющегося парка, подписать договор, заплатить, оставить залог. Только после этого можно уже, наконец, ехать. Каршеринг экономит время водителя, что актуально для коротких поездок.
Третье отличие: уход за автомобилем. Каршеринг с этой точки зрения — что-то вроде туфель для боулинга. Надели их, погоняли шары, сняли, сдали обратно и забыли. А прокатный автомобиль — как резиновые сапоги дедушки на даче. Если пошли в них на рыбалку и увязли в болоте, то помывка и просушка — за ваш счет.
Четвертое отличие: заправка. Согласно правилам каршеринга , пользователь машины обязан проследить за тем, чтобы бензина в баке было достаточно для следующей поездки. Количество топлива в бензобаке высвечивается в приложении. Если водитель оставил автомобиль с мигающим топливным индикатором, его оштрафуют. Штрафы у разных компаний разные: от 300 рублей до 1 тысячи.
У каждой компании есть свои правила дозаправки. Если заправка разрешена где угодно, ее стоимость вернется на бонусный счет аккаунта минутами аренды. Для компенсации надо сфотографировать чек и отправить его через приложение в техподдержку.
Другой вариант: в бардачке лежат топливные карты определенных компаний, именно на эти заправки и надо ехать. В этом случае топливо уже оплачено каршеринговым сервисом, от водителя требуется только заправиться и расплатиться предложенной картой.
Совет. Всегда перед поездкой проверяйте по индикатору самого автомобиля (а не в смартфоне!) количество бензина в баке. Приложения иногда привирают насчет топлива или попросту «глючат». Если подозреваете, что бензина не хватит, лучше завершить аренду и подыскать поблизости другой автомобиль. Это проще, чем потом возиться с компенсацией заправки.
Ольга опаздывала к стоматологу, взяла ближайший каршеринг и помчалась, не проверив уровень топлива в баке, потому что в приложении все было хорошо. Посреди дороги машина встала: бензина нет. Отбеливание отменилось. Сначала пришлось ждать эвакуатор, а потом долго и трепетно общаться с ГИБДД и техподдержкой каршеринга, доказывая, что пустой бак — не вина Ольги, а глюк софта, и штрафы ей выписали ошибочно.
Автомобиль, взятый в прокате, можно вернуть на стоянку с сухим бензобаком. И ничего вам за это не будет.
Пятое отличие: страховка в случае ДТП. Авария на каршеринге обойдется водителю в кругленькую сумму, если он виноват в ДТП. В прокате ОСАГО и каско включают в оплату аренды машины, так что выплаты будут значительно меньше или их не будет вовсе.
Каршеринг или такси
Ответ на этот вопрос зависит от целого ряда факторов. Первый из них — длительность поездки. Если ехать недалеко и маршрут проверенный, каршеринг , скорее всего, будет дешевле, чем такси. Если же поездка долгая и по незнакомому району, оптимальным выбором будет такси.
Второй неочевидный момент — парковка. Такси приедет в ту точку, куда его вызвали. До автомобиля каршеринга еще нужно добраться. И часто бывает так, что каршеринг припаркован неудачно: с парковки либо не выехать вовсе, либо приходится совершать хитрые маневры, которые заметно удлинят время поездки и «съедят» всю выгоду в деньгах между каршерингом и такси. То же касается и финала маршрута: такси выгрузит вас и поедет дальше. С машиной каршеринга , если свободной стоянки нет, придется повозиться, разыскивая парковку, и оплатить время, потраченное на поиски.
Третий фактор: в такси вы не сидите за рулем, от вас ничего не зависит. Если случится авария, вы будете ни при чем. И можете вообще уйти по своим делам, оставив контакты для связи. С каршерингом в случае ДТП вам придется дожидаться ГИБДД.
Наконец, перевозка детей. По закону для ребенка в салоне должно быть либо детское кресло, либо бустер. Далеко не каждая находящаяся поблизости машина каршеринга предлагает эти услуги. А такси можно сразу вызвать с детским креслом.
То же касается и животных. Небольшую собачку в такси можно провезти без переноски, если согласится водитель. В каршеринге за отсутствие переноски с вашего аккаунта спишут штраф за нарушение правил перевозки животных.
Конечно, если вы просто любите водить, то выбирайте каршеринг .
Правила перевозки детей в такси
Какой каршеринг лучше выбрать
Если в 2012–2016 годах каршеринг реально работал только в Москве , то в 2023-м эта услуга представлена уже в десятках российских городов. Везде разные условия и цены . Лучше всего ознакомиться со списком каршеринговых сервисов своего города и изучить, что они предлагают водителям.
Цены на сервис зависят от модели автомобиля и вида аренды (поминутно или посуточно). В 2023 году ожидается новый виток роста спроса на каршеринг . Еще один тренд: увеличение парка китайских автомобилей из-за ухода западных брендов.
Изучите варианты, зарегистрируйтесь в нескольких сервисах и оцените удобство приложения каждого: насколько быстро загружается, часто ли виснет и глючит. Обязательно почитайте в сети отзывы автолюбителей: люди часто пишут о таких проверенных на личным опыте нюансах, которые не спрогнозирует ни одна нейросеть. Как сказано в известной поговорке — «Дьявол кроется в деталях», и привлекательное на первый взгляд предложение оказывается вовсе не таким выгодным при более пристальном изучении.
Например, обратите внимание на то, сколько бесплатного времени дает сервис с момента бронирования машины до начала аренды. Здесь как раз будет уместна «Песенка про пять минут»: «Разобраться, если строго, даже в эти пять минут можно сделать очень много».
Оцените парк автомобилей компании. Есть сервисы, предлагающие только легковушки разных классов — от «эконом» до «премиум». Цены зависят от выбранной модели машины. В других сервисах арендовать можно фургон, что удобно для перевозки габаритных предметов. Существуют и каршеринги-люкс, в гараже которых – последние модели легендарных автомобильных брендов. Цены соответствующие. Но и тут есть свои подводные камни: иногда люксовые машины каршеринга выглядят непрезентабельно — немытые, поцарапанные, явно знававшие лучшие времена. Очевидно, что переплачивать за «убитый» BMW нет смысла.
Наконец, бонусные программы. Многие сервисы дарят постоянным клиентам скидки и бесплатные минуты.
А Совкомбанк предлагает льготные автокредиты как на новые, так и на подержанные автомобили. Заполните заявку онлайн и сразу на сайте рассчитайте ежемесячный платеж.
Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!
Угнали аккаунт!
Под занавес рассмотрим крайне неприятную ситуацию с «угоном» каршерингового аккаунта. До 2018 года этой проблемы практически не существовало. «Фантомасы разбушевались» вместе с ростом популярности каршеринга . «Угнанные» аккаунты мошенники продают онлайн. Пользование таким аккаунтом — уголовно наказуемое деяние, оно приравнивается к угону автомобиля.
Если у вас украли аккаунт, действуйте так:
- Сразу же «отвяжите» от аккаунта банковскую карту и заблокируйте ее.
- Обратитесь в техподдержку каршеринга с заявлением о краже аккаунта и ваших персональных данных.
- Потребуйте заблокировать «угнанный» аккаунт.
- Напишите заявление в полицию. Это необходимо, ведь если машина под вашим аккаунтом в каршеринге попадет в ДТП, то вы будете избавлены от подозрений. Также заявление можно приложить в качестве материалов дела и в суде получить компенсацию морального вреда.
- Обратитесь в банк за перевыпуском карты.
Будущее туманно
Сейчас каршеринг очень популярен, особенно в больших городах. Сохранится ли эта популярность в дальнейшем, сказать трудно. Сторонники и противники каршеринга выступают с противоположными прогнозами. Впрочем, когда-то люди считали, что автомобиль — это развлечение, которое быстро наскучит, а вот лошади будут всегда. Здесь должен быть большой смайлик.
Проще аренды и дешевле такси? Что такое каршеринг, и как он развивается в России
Каршеринг – модное слово, которое, в отличие от других шедевров новояза вроде «хипстеров», «бодипозитивщиков» и «ламберсексуалов», не уйдет в прошлое через пару лет, а напротив, должно стать еще популярнее вместе с явлением, которое оно принесло в нашу жизнь. Явлением не новым, но логичным, простым и потому перспективным. Разберемся, что такое каршеринг, чем он так хорош, и какие недостатки у него есть.
Как и почему каршеринг стал таким популярным?
С ама идея каршеринга как явления лежала на поверхности фактически с начала массового производства автомобилей. Неудивительно, что некоторые исследования относят зачатки каршеринга еще в конец 40-х годов – но если не обобщать излишне, его настоящее развитие началось примерно лет двадцать назад, а хорошие темпы набрало в последние десять. Что это вообще такое? Если вы действительно не знакомы с понятием «каршеринг», то поясним: это краткосрочная аренда автомобиля с возможностью поминутной тарификации и быстрой оплаты без посещения офисов и подписания договоров перед каждой поездкой. Фактически именно это в сочетании с умеренной ценой и формирует ключевые преимущества каршеринга: машину можно взять быстро, оплатить – удобно, а оставить – почти где угодно.
Фундаментальная основа такой краткосрочной аренды тоже проста: она прежде всего выгодна тем, кто не нуждается в автомобиле постоянно, а совершает краткосрочные ежедневные поездки или вовсе ездит на машине лишь в случае необходимости, а на постоянной основе использует мотоцикл, велосипед или общественный транспорт. Покупка автомобиля в таком сценарии логично видится излишней: ведь даже дешевая подержанная машина неизбежно приносит с собой необходимость обслуживания, ремонта, мойки, заправки, страхования, покупки и замены шин и прочие прямые и не очень затраты. Новая машина – это еще менее выгодный сценарий: мало того, что она изначально дороже, так еще и за каско придется доплатить немало, и при продаже потерять прилично. Ну а каршеринг подразумевает, что все затраты, включая обслуживание, ремонт, мойку, страхование и даже заправку, берет на себя компания-собственник, предоставляющая машины для аренды.
Еще один важный нюанс знаком прежде всего тем, кто живет в крупных городах, и особенно в Москве: это парковка. Парковка здесь давно перестала быть базовой возможностью, превратившись в платную привилегию – а каршеринг позволяет освободить кошелек своего потребителя и от этого бремени. Возможным это стало благодаря поддержке московских властей: в 2015 году был запущен проект «Московский каршеринг», одним из результатов которого стали льготные тарифы на парковку для «общих» машин. Затраты снизились в буквальном смысле на порядок: разрешение на парковку для прокатной машины обходится компаниям в 24 тысячи рублей в год, в то время как годовой парковочный абонемент для граждан стоит от 150 до 300 тысяч рублей. И одних только этих сумм для многих будет достаточно, чтобы полностью покрывать потребность в автомобиле, используя каршеринг, где за парковку платить самому не нужно.
Как это работает?
Ключевыми потребителями услуг каршеринга, как несложно догадаться, являются жители крупных городов с развитой, но перегруженной дорожной инфраструктурой. Правительство Москвы, к примеру, говорит о том, что один каршеринговый автомобиль способен заменить до десяти личных и планирует, что развитие сервиса поможет ощутимо разгрузить дороги, а заодно и снизить ущерб городской экологии. В начале осени московские чиновники рассказали, что парк прокатных машин превысил 11,5 тысяч единиц, а число поездок клиентов за 8 месяцев года составило более 12 миллионов, в то время как за весь 2017 год услугами каршеринга воспользовались около 6,5 миллионов раз. С одной стороны, учитывая, что автомобилей в столице сейчас почти 5 миллионов, объем каршеринговых поездок можно счесть незначительным в общем объеме – но нужно учитывать то, что, во-первых, далеко не весь автопарк используется для ежедневных поездок, а во-вторых, популярность краткосрочной аренды выросла вдвое с прошлого года.
Очевидно, что доли игроков на рынке каршеринга прежде всего зависят от объема автопарка, и этот рынок делят несколько крупных компаний. В числе лидеров – Яндекс Драйв, Делимобиль и BelkaCar: первый располагает более чем 4 тысячами автомобилей, а остальные два имеют свыше трех тысяч каждый. Кроме того, значительными участниками этого рынка стоит считать «прокатчиков» Anytime и YouDrive.
Автопарк всех этих компаний неоднороден: арендовать можно машины разных классов. Самые распространенные варианты – это проверенные и недорогие модели В-класса: Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и Volkswagen Polo. Если доплатить, можно получить кроссовер: к примеру, в обойме Яндекса и Делимобиля работают Renault Kaptur. Однако этим предложения не ограничиваются: можно покататься и на автомобилях премиум-брендов. К примеру, в BelkaCar работают Mercedes-Benz CLA и GLA, а в Яндексе – Audi A3 и Q3, BMW 520i, Mercedes-Benz E-класса и даже такая экзотика как Porsche Macan и 911 Carrera 4s! Их, впрочем, стоит рассматривать скорее как имиджевый элемент – всю основную работу делают те самые Volkswagen Polo и Hyundai Solaris.
От автомобиля же прежде всего зависят и тарифы на поездки. Конкретные расценки обычно доступны в мобильном приложении: для того, чтобы пользоваться услугами каршеринга, необходимо загрузить его на смартфон, пройти процедуру регистрации с подтверждением личности, а также привязать к нему платежную карту для оплаты услуг. Есть, конечно, разница в цене и между самими компаниями. К примеру, Яндекс заявляет стоимость аренды машин «от 5 рублей за минуту», но она динамическая и может меняться в течение дня в зависимости от спроса, дорожной обстановки и других данных, которые собирают сервисы Яндекса. В Делимобиле есть прогрессивная, но единая шкала расценок, с которой можно ознакомиться заранее: и для Volkswagen Polo, и для Renault Kaptur цены стартуют с 3 рублей за минуту в ранние утренние часы и достигают 8 рублей в самое «горячее» вечернее время. На сайте у BelkaCar указана более простая система: 8 рублей за минуту и никаких «колебаний курса». Но это, конечно, для базовых моделей – Mercedes, выделенные в каршеринг бизнес-класса, стоят уже 14 рублей за минуту.
Выбирая, каким из сервисов воспользоваться, стоит не только выбирать модель и цену, но и обращать внимание на условия аренды: они различаются от компании к компании, и в определенных случаях можно выбрать гораздо более выгодное предложение. Отличаться может многое: максимальный суточный пробег, условия заправки и мойки, продолжительность бесплатного ожидания для того, чтобы добраться до машины, условия парковки, требования к клиенту и так далее.
К примеру, в BelkaCar суточный пробег ограничен 100 километрами, а каждый километр сверх этой нормы будет стоить еще 7 рублей. Кроме того, эта компания предлагает возможность оставить машину в одном из московских аэропортов – для этого там есть специальные бесплатные места.
У Делимобиля есть суточный тариф с неплохим ценником в 3-3,5 тысячи рублей, но пробег в нем ограничен 70 километрами – в масштабах Москвы это кажется довольно скромной дистанцией, а доплата за каждый «лишний» километр составит 8 рублей. Зато тариф «Сказка» за 3,5 тысячи может показаться привлекательным неопытным водителям: доплата относительно стандартного тарифа составляет 500 рублей, но в случае ДТП по вине клиента с него не будут взыскивать убытки и штрафы за повреждение машины. Кроме того, Делимобиль лояльнее к молодым водителям: минимальный возраст для получения машины составляет 19 лет, а стаж вождения – от 1 года, в то время как в других компаниях планку обычно устанавливают не ниже 21 года (к примеру, в BelkaCar это 21 год возраста и 2 года стажа).
А одним из интересных преимуществ Яндекс Драйва является возможность оплачивать штрафы за нарушение ПДД со скидкой в 50%: обычно каршеринговые сервисы просто переадресовывают штраф клиенту, и иногда процедура может затянуться более чем на 20 «льготных» дней, а Яндекс оплачивает штрафы самостоятельно в льготный период и затем списывает сумму штрафа с карты клиента-нарушителя, который экономит и время, и деньги. Кстати, такая же возможность прописана и в договоре аренды у Делимобиля.
Все слишком гладко, в чем подвох?
Разумеется, у любого, даже самого удачного сервиса, наверняка есть подводные камни и недостатки – есть они и у каршеринга. Во-первых, все мы понимаем, что бизнес создается ради прибыли, а не благотворительности, а потому «бесплатная заправка, мойка и парковка», а также обслуживание автомобилей заложены в стоимость аренды. Клиент пусть и опосредованно, но платит за все это – преимуществом является лишь то, что платить приходится не «все сразу», а строго пропорционально тому, сколько он ездит.
Во-вторых, беря автомобиль в прокат, стоит смотреть не только на выгоды, но и на ограничения и запреты, а также штрафные санкции, предусмотренные за их нарушение. Штрафы зачастую настолько высоки, что кажутся необоснованно высокими – но такова плата за простоту и удобство использования. В условиях, когда получить доступ к автомобилю за пару десятков рублей может любой желающий, приходится действовать жестко, а потому не удивляйтесь огромным штрафам за нарушения условий договора.
К примеру, Делимобиль предполагает штраф в 50 тысяч рублей за то, что за руль сядет не тот, кто арендовал машину — а если передать управление человеку без прав, то наказание составит уже 200 тысяч! За отключение GPS-трекера договором аренды предусмотрен штраф в 150 тысяч, и даже «безобидный» дрифт на прокатном автомобиле обойдется легкомысленному клиенту в 100 тысяч рублей! На этом фоне 100 тысяч за парковку на газоне уже кажутся ожидаемыми, а 5 тысяч за повреждение или удаление фирменных наклеек с кузова – сущей мелочью. В BelkaCar в случае, если за руль сядет не тот, кто забронировал машину, штраф еще выше – не 50, а 100 тысяч рублей. Кроме того, в автомобиле строго запрещено курение (оно обойдется минимум в 5 тысяч рублей), а также перевозка крупных животных и крупногабаритных и пачкающих грузов.
Еще один крайне важный нюанс связан с приемом и сдачей автомобиля: если перед поездкой клиент не заметит дефект, неисправность или повреждение, уже имевшееся в автомобиле, то ответственность за них в полном объеме ляжет на него. Поэтому автомобиль стоит принимать максимально чистым, а также тщательно осматривать перед поездкой и отправить оператору фотографии принимаемой машины и всех найденных дефектов, если таковые есть. К сожалению, избежать логики «кто последний, тот и виноват» здесь практически невозможно, поэтому более внимательный клиент, получающий автомобиль после менее внимательного, может легко сделать его виновным в нанесении ущерба автомобилю – и разобраться, кто именно и когда этот ущерб нанес на самом деле, уже не удастся.
За границей лучше?
Привычка полагать, что за рубежом и сервис, и цены, и отношение компаний к своим клиентам не в пример лучше, чем в России, буквально заставляет нас взглянуть, что же предлагают операторы каршеринга в других странах. И тут выясняется, что российский каршеринг кое в чем оказывается даже более клиентоориентированным, широкопрофильным и лояльным, чем зарубежный. К примеру, один из крупнейших в мире игроков на этом рынке – компания Zipcar, предлагающая аренду автомобилей в США и Канаде. И уже беглый анализ предложения здесь показывает два важных отличия.
Во-первых, здесь не продвигается поминутная тарификация: приведенные расценки – почасовые и начинаются с 10 долларов в час за хэтчбек Ford Focus, Honda Civic или Volkswagen Golf. Из кроссоверов на сайте представлены только Honda CR-V и Jeep Renegade, но зато их стоимость лишь на доллар выше, чем для хэтчбеков. Впрочем, несмотря на отсутствие поминутных тарифов, доступность этих предложений в США даже выше, чем в России, ведь в пересчете на рубли ценник оказывается вполне сравнимым – 11-12 рублей за минуту. В крупных городах вроде Нью-Йорка цены чуть выше – 12 долларов за хэтчбеки и 14 за кроссоверы.
Еще одно преимущество Zipcar – наличие в ассортименте предлагаемых автомобилей Ford Transit. Правда, доступен он не во всех штатах, а лишь в некоторых – в частности, в Нью-Йорке. Сценарий его аренды очевиден: покупка мелкой мебели, крупной бытовой техники и прочих габаритных вещей, везти которые на собственном автомобиле жалко. А вот по ассортименту предлагаемых моделей Zipcar заметно отстает от российских компаний: единственное «премиум-предложение» – это С-класс от Mercedes, да и тот доступен в единичных штатах. Отчасти утешением может служить гораздо большая «свобода движения» американских и канадских пользователей: допустимый суточный пробег составляет целых 180 миль, то есть, почти 300 километров – неслыханная щедрость по меркам наших операторов.
В качестве европейского примера возьмем сервис Car2go и Германию. Здесь на сайте в числе прокатных машин выставлены только Мерседесы – не считая «младшего» smart. Здесь, в отличие от Zipcar, поминутная тарификация есть, и за крошечный smart просят 19 центов в минуту – то есть, примерно 14 рублей. А вот за «полноразмерный» автомобиль придется отдать заметно больше – 0,28 евро (21 рубль) за Mercedes A-class и 0,31 евро (23 рубля) за B-class, CLA и GLA.
Что будет дальше?
В развитии каршеринга и в России, и за рубежом стоит отметить два ключевых направления. Первое — это создание автопроизводителями собственных программ краткосрочной аренды. К ним можно отнести, к примеру, программу Care by Volvo, которая реализует идею «автомобилей по подписке», и другие сервисы вроде Chery Drive и так далее. В отличие от шведов, китайцы уже запустили и в России свой сервис каршеринга, где работают хэтчбеки Tiggo 2.
Однако ключевым для нашего рынка пока остается второе направление: это соглашения крупных дилеров с операторами каршеринга. Именно такие «оптовые» продажи масштабнее всего пополняют актуальный автопарк — и здесь тоже есть свои лидеры. Среди моделей, как мы уже знаем, лидируют “корейцы” и седан Volkswagen Polo: “немец”, в частности, занимает почти 20% этого рынка суммарным объемом более 15 000 машин. Но о том, почему Volkswagen Polo получил здесь такую популярность, мы еще поговорим — а пока перейдем к распределению рынка среди крупных дилеров.
В отличие от “потребительской” стороны каршеринга, одним из крупных игроков в поставках автомобилей для всех каршеринговых парков является компания АА Мейджор Авто. Это крупный холдинг, являющийся официальным дилером 41 бренда и имеющий 83 салона в одном только московском регионе. С 2016 года компания поставила в автопарки операторов каршеринга более 12,5 тысяч автомобилей — то есть, доля компании в общем объеме всех каршеринговых машин составляет около 85%.
Таким образом, дальнейшее развитие каршеринга как в России, так и в мире будет идти двумя параллельными курсами: силами производителей и независимых операторов. На стороне первых – доступность собственных машин, упрощение процессов их обслуживания и ремонта, а также возможность оперативно отвечать на запросы рынка по объему машин на линии. Ну а вторые, как и сейчас, будут сильны за счет гибкой системы предложений, более разнообразного автопарка и накопленного опыта по продаже и обслуживанию автомобилей разных брендов. Потребитель же в любом случае остается в плюсе, имея возможность выбирать вариант, удобный лично для него.
Что такое каршеринг и как им пользоваться
Каршеринг представляет собой особый вид аренды машины физическими лицами. В последнее время данная опция стала набирать популярность при совершении поездок на небольшие расстояния внутри одного населенного пункта. Основное отличие услуги от привычной аренды заключается в шаговой доступности транспортного средства. Вместе с этим стоит отметить отсутствие надобности посещения офиса и заключения договоров.
Пользоваться каршерингом можно в любое время, что делает услугу удобной и выгодной в плане затрат времени. На странице http://delimobil-news.ru/otzyvy/ можно ознакомиться с отзывами клиентов службы каршеринга Делимобиль.
Каршеринг подойдет тем людям, которые нуждаются в автомобиле на небольшой промежуток времени. При этом водитель платит за время фактического использования транспорта. Другими словами, итоговая сумма рассчитывается от времени, которое машина находилось в эксплуатации.
Главная польза услуги в удобном круглосуточном доступе к транспорту. Наличие достаточного количества профильных стоянок, которые находятся по всему городу, обеспечивает удобство пользования автомобилем.
Каршеринг является отличным к общественному транспорту. Услуга оправдана к применению в крупных городах и прекрасно подходит для тех, кому требуется частое передвижение по городу. Более того, пользоваться услугами каршеринга может оказаться выгоднее, чем эксплуатировать личную машину.
Услуги такого проката транспорта предоставляются каршеринговыми компаниями. При этом каждая организация имеет возможность установить свои правила. Несмотря на это, присутствует общий алгоритм каршеринга. Заключается он в нескольких этапах:
Для начала эксплуатации автомобилем требуется регистрация. Осуществляется она на официальном сайте компании, а также при помощи специализированных приложений.
Для начала нужно открыть карту города, чтобы отыскать автомобиль. Убедиться в наличии нужного количества топлива, и выставить тип аренды. После этого можно отправиться к выбранному транспорту.
Осмотр и поездка
Перед эксплуатацией авто необходимо осуществить его внимательный осмотр, чтобы выявить повреждения. Если они не обнаружены, можно приступать к поездке. При этом стоит убедиться в наличии документации, необходимой для вождения.
Каршеринг — что это такое?
Мы в Andgo.travel решили разобраться, что такое каршеринг, чем он отличается от проката автомобиля, а также — можно ли с помощью этой услуги попасть в аэропорт?
Собственно, что такое каршеринг? Если очень-очень упрощенно, то это такой же прокат автомобиля, но с огромным количеством условий и особенностей. У него есть плюсы и минусы, давайте разбираться.
Итак, машину по каршерингу можно найти через специальное мобильное приложение, авто просто припаркованы на улицах города, как, например, в Москве. То есть ехать в какой-то отдельный центр выдачи не требуется — нужно просто найти машину рядом с вами и забронировать её через приложение. Аналогичное и с возвратом — просто оставляете машину на любой парковке в черте города и все. Второе — ключа у машины нет. Открывать и закрывать её можно с помощью вашего смартфона, находясь рядом с машиной. Третье — оформление. Чтобы воспользоваться услугами каршеринга в России не достаточно просто скачать приложение, необходимо предоставить сервису документы, такие как паспорт и водительские права. Иногда достаточно отправить копии этих документов, иногда требуется заключить бумажный договор. И конечно, нужно быть владельцем банковской карты, с нее будут списываться деньги за аренду авто.
В чем плюсы каршеринга? Не нужно думать о парковке (она чаще всего бесплатная), страховке, гараже, ремонте и других вещах, о которых обычно думают владельцы автомобилей. Еще один плюс — стоимость использования такого авто в несколько раз ниже, чем поездки на собственной машине или на такси в Москве. В минусах, то, что до машины нужно дойти (а порой это лишние 10–15 минут пешком), и ограничения по поездкам — зачастую, в Москве дальше МКАД выехать нельзя, так как проекты по каршерингу ориентированы на поездки по городу.
В столице сейчас работает множество компаний по каршерингу, мы выделил несколько из них:
Автомобили: Hyundai Solaris / Kia Rio / Chevrolet Cruze / VW Polo / BMW 116i / Renault Kangoo
Стоимость: 6–10 рублей за минуту в поездке, ожидание от 1,5 рублей за минуту
Интересные особенности: большой парк различных автомобилей, есть возможность закончить или начать поездку в московских аэропортах “Внуково” и “Шереметьево”
Автомобили: Smart
Стоимость: 8 рублей за минуту в поездке, ожидание от 1,5 рублей за минуту
Интересные особенности: поездки на миниатюрном Smart, регистрация без бумаг через приложение
Автомобили: Hyundai Solaris
Стоимость: 7 рублей за минуту в поездке, ожидание от 2,5 рублей за минуту
Интересные особенности: есть возможность закончить или начать поездку в московском аэропорту “Шереметьево”, раз в месяц предлагают покататься на Ferrari
Как видите, каршеринг это совсем не сложно. Главное быть готовым к поиску свободного автомобиля и не забывать быть аккуратным на дороге. Тогда выйдет отличная альтернатива такси и собственному автомобилю.