Сколько киловатт нужно для зарядки электромобиля
Перейти к содержимому

Сколько киловатт нужно для зарядки электромобиля

  • автор:

Сколько киловатт нужно для зарядки электромобиля?

Основной вопрос – сколько киловатт нужно для зарядки электромобиля, чтобы иметь возможность подключиться к домашней розетке? Используемое зарядное устройство должно обладать мощностью от 3,6 кВт и выше, т. е. к бытовой электросети удастся подключить даже старые модели бюджетного Nissan Leaf.

Сколько киловатт потребляет Зарядка электромобиля?

Расход электричества измеряется и отображается на бытовых счетчиках в кВт. Для того, чтобы зарядить электрокар “с нуля”, вам понадобится в среднем 25 кВт. Такого заряда хватит примерно на 165 км пробега электрички.

Сколько киловатт нужно для зарядки Тесла?

Для ее полной зарядки в течение часа необходимо подавать мощность 75 кВт, для зарядки в течение пяти часов — 15 кВт. Максимальную мощность зарядного устройства можно рассчитать по формуле Вольты · Амперы = Ватты.

Сколько времени нужно для зарядки электромобиля?

Сколько времени необходимо для полной зарядки электромобиля? Если взять за основу Nissan Leaf, то от обычной сети он заряжается примерно 7-8 часов. От зарядных станций сети ТОКА он зарядится за 2,5-3 часа.

Сколько зарядка электромобиля от розетки?

Время зарядки электромобиля

Зарядка электрокара дома может занять до 15 часов. Точное время зависит от модели авто и емкости батареи аккумулятора, напряжения в сети. Обычные розетки не рассчитаны по такие мощные потребители тока, как электромобили. На специальной станции авто обычно заряжается на протяжении 5 часов.

Как зарядить электромобиль на заправке?

Система ТОКА дает возможность:

  1. Подъехав к зарядной станции сети ТОКА, Вам необходимо вставить зарядный кабель в разъем станции и в электромобиль;
  2. Для запуска процесса зарядки необходимо приложить карту клиента сети ТОКА к значку считывателя, либо запустить зарядку с личного кабинета на сайте или в мобильном приложении;

Сколько стоит заправить электромобиль на заправке в Украине?

Autoenterprise — тарифы: 10 кВт — 1 грн/мин, CHAdeMO (быстрая зарядка) 20 кВт — 2 грн/мин, CHAdeMO 40 кВт — 4 грн/мин, около 1000 ЗУ по всей Украине; Октан — 4 грн/кВт*ч, ЗУ есть только в Киеве; WOG — можно заряжать бесплатно, но долго.

Сколько стоит заправить теслу в Украине?

Tesla Model S

Полностью заряженные батареи способны обеспечить пробег около 500 км. От домашней розетки автомобиль заряжается примерно 25 часов. Зарядка авто от домашней розетки обойдется в 75×1,68×1,3=163,8 грн. При этом на 100 км электрокар потребляет примерно 6,5 кВт или же 14,2 гривны.

Сколько стоит заправить Nissan Leaf?

Зарядка электромобиля Nissan Leaf с емкостью батареи 24 кВт*ч дома обойдется в 60–70 рублей, на медленной станции — в 240 рублей, на быстрой — в 480 рублей.

Какой запас хода у Теслы?

Запас хода в 412 миль (663 км) — это действительно то, что Tesla рекламировала с тех пор, как в январе начала принимать заказы на новую Model S.

Сколько проезжает Тесла на одном заряде?

У Tesla появится батарея с ресурсом 1,6 миллиона километров

Максимальная скорость ограничена на отметке 322 километра в час, а заявленный запас хода достигает 628 километров.

Как заряжать электромобиль от розетки?

Зарядка электрокара от домашней розетки выполняется с помощью специального кабеля, на одном конце которого установлена обычная вилка, на другом – штекер подходящего вида (европейский стандарт – Type 2). Дополнительно на кабеле должен стоять блок, защищающий цепь от перегрева и возникновения в ней коротких замыканий.

Сколько заряжается Тесла от 380?

Зарядка от сети 220 вольт батареи 100 кВт займет больше 30 часов, что выглядит абсурдным. По трем фазам от 380 вольт уже 10 часов, что довольно приемлемо для зарядки дома или в офисе.

Сколько стоит зарядить электромобиль?

Электромобили выбирают по двум причинам: экологичность и выгода. Такой транспорт не загрязняет атмосферу опасными выбросами, а также не зависит от изменчивых и высоких цен на топливо. Кроме того, электричество существенно доступнее бензина, дизеля и даже газа. Поэтому поездки на электромобилях обходятся дешевле.

Стоимость зарядки электромобиля в России зависит от способа получения электроэнергии. Пополнить аккумулятор зарядом можно от домашней зарядной станции. В данном случае цена 1 кВт зависит от региона. Например, в Москве средняя стоимость одного киловатта составляет 6 ₽., в Санкт-Петербурге — 5,7 ₽, в Новосибирске — до 4,13 ₽. Средняя стоимость электроэнергии для бытовых потребителей по России составляет 6 руб./кВт.

charges__item

charges__item

L_shutterstock_735265675-1583748673899-2400x.jpg

Рассчитаем стоимость зарядки Evolute i-PRO. Емкость батареи электромобиля оставляет 53 кВт∙ч. Соответственно, на его полную зарядку уйдет: 53 * 6 = 318 руб. Запас хода на одной подзарядке аккумулятора Evolute i-PRO составляет 433 км. Один километр в данном случае обходится в 0,73 ₽. При этом на полную зарядку аккумулятора при использовании бытовой сети уходит минимум 8,5 часов (при мощности переменного тока 7 кВт). От бытовой розетки (без использования станции медленной зарядки) данное время может быть увеличено до 12-14 часов.

Цена зарядки электрокара на зарядных станциях в России

Более быстрым способом подзарядки аккумулятора электромобиля является использование специальной зарядной станции с постоянным током. Например, тот же Evolute i-PRO можно зарядить на такой станции до 80% всего за 36 минут. Но и оплата за такую скорость будет чуть выше.

Интересно: В крупных городах России функционируют бесплатные зарядные станции. Их мощности достаточно для полной зарядки автомобиля за 5-6 часов. Недостаток таких систем — частая недоступность из-за больших очередей.

Стоимость зарядки на коммерческой зарядной станции зависит от тарифов, установленных конкретной компанией. Средняя цена 1 киловатта электроэнергии от источника с постоянным током в Москве — 15 ₽. При использовании специальной станции полная зарядка Evolute i-PRO обойдется в 795 ₽. (53 * 15). На нее придется потратить максимум 40 минут. А стоимость 1 пройденного километра в таком случае составит 1,83 ₽.

Бензин, газ и электричество — что выгоднее?

Если заряжать электромобиль на специальных станциях, то стоимость поездки на нем не кажется такой уж и выгодной. Но она все равно доступнее поездок на газовом или топливном автомобиле. Сравним авто с примерно одинаковой мощностью двигателей:

  • Hyundai Sonata LF (бензин/газ) — 188 л.с., разгон до 100 км/ч за 9 с.
  • BYD Song Plus (электричество) — 184 л.с., разгон до 100 км/ за 4,6 с.

У Hyundai Sonata LF расход топлива в городском цикле составляет 11,1 л/100 км. При заправке АИ-95 поездка продолжительностью 100 км обойдется в 572 руб. (при цене литра в 51,6 рублей).

После установки ГБО Hyundai Sonata LF расходует пропан в объеме 11,9 л на 100 км в городском цикле. При цене газа в 14 руб./л поездка продолжительностью 100 км обойдется в 166 руб.

Емкость BYD Song Plus составляет 71,7 кВт∙ч. На специальной зарядной станции подзарядка такой батареи до 100% обойдется примерно в 1075 руб. Такого заряда достаточно на поездку продолжительностью 480 км. Соответственно, цена за 100 км составит 223 рубля. Если заряжаться от бытовой станции медленной зарядки, расходы окажутся меньше: 430 руб. на 480 км или 89 руб. на 100 км.

Теперь сравните стоимость поездки продолжительностью 100 км:

Hyundai Sonata LF (АИ-95)

Hyundai Sonata LF (пропан)

BYD Song Plus (станция быстрой зарядки)

BYD Song Plus (станция медленной зарядки)

Самый выгодный вариант — это электромобиль, заряжаемый от бытовой станции медленной зарядки. Именно такой вариант пополнения батареи является основным для многих российских автолюбителей. Если же водитель использует исключительно станции быстрой зарядки, то расходов у него будет чуть больше, чем у владельца авто с ГБО. Но в данном случае все зависит от характеристик сравниваемых моделей. Неизменным и нерушимым остается один факт: при примерно одинаковых технических показателях авто ездить на электричестве выгоднее, чем на бензине. Причем как минимум — в два раза.

Кроме топлива, при расчетах расходов на автомобиль важно учитывать его непосредственную цену, а также стоимость обслуживания. Вернемся к нашему предыдущему примеру:

  • Hyundai Sonata LF стоит около 3 млн рублей;
  • BYD Song Plus стоит около 5,2 млн рублей.

Правда, классы и кузова автомобилей существенно различаются. Но тенденция на рынке такова, что стоимость электрокаров как минимум в 1,5 раза выше.

luchshie-elektromobili-dlya-rossii-960x540.jpg

Немного дороже обходится и обслуживание электрокаров. Особенно — в России. Здесь автосервисы только начинают активно осваивать электрический мотор, поэтому его ремонт оценивается дороже. Так, средний чек за обслуживание гибридного или полностью электрического седана в 2021 году составил 18 000 рублей. Для бензиновых автомобилей этот показатель оказался существенно ниже: 10 000 рублей. Но электромобили нуждаются в технических вмешательствах существенно реже.

Такая ли выгодная экономия от электрокаров?

В России цена новых электромобилей удерживается на высоком уровне. Минимальная стоимость составляет около 2,5 млн рублей и характерна для китайских авто. Поэтому у многих водителей возникает вполне обоснованный вопрос: есть ли смысл покупать электромобиль сейчас? Вот несколько аргументов «за»:

  • Экономия на топливе (поездки на электрокаре могут обходиться всего в 50-100 рублей за 100 км при условии наличия возможности заряжать автомобиль дома);
  • Более длительный срок службы тормозных колодок (до 200 тыс. км., что в 10 раз больше срока эксплуатации колодок на авто с ДВС);
  • Более редкое посещение СТО (как правило, 1 раз в 2-3 года);
  • Бесплатная парковка (в Москве автомобили, зарегистрированные в ГИБДД как «электромобили», могут парковаться бесплатно).

Также в перспективе для электромобилей возможен бесплатный проезд по платным дорогам.

Единственным аргументом «против» является изначально более высокая стоимость транспортных средств с электрическим мотором. Как правило, такие автомобили приобретают водители со средним и высоким достатком. Назвать электротранспорт бюджетным нельзя. При этом он существенно выгоднее при непосредственном использовании и обслуживании, что делает его покупку более рациональной.

Как и с помощью чего заряжать электромобиль

Мощность зарядных станций указывается в киловаттах (кВт)

Для начала рассмотрим какие существуют типы зарядных станций для электромобилей: это ультрабыстрые станции, быстрые и медленные. Эти типы зарядных станций различаются мощностью и, следовательно, скоростью с которой они могут зарядить электромобиль. Мощность зарядных станций указывается в киловаттах (кВт). Каждый тип зарядных станций имеет свой тип разъёмов, которые, в свою очередь, делятся по рабочей мощности и типу рабочего тока (переменный или постоянный). Ниже мы расскажем об основных типах зарядных станций и разъёмов, которые сейчас можно встретить в России.

Ультрабыстрые зарядные станции

Ультрабыстрые зарядные станции на сегодняшний день — самый быстрый способ зарядить электромобиль

Это стационарные станции с большой выдаваемой на заряд мощностью и с не съёмными зарядными кабелями. В группу ультрабыстрых станций входят как зарядные станции постоянного, так и переменного тока. Есть три условных больших группы:

  • Зарядные станции постоянного тока с мощностью 50 кВт (два типа разъёмов).
  • Зарядные станции переменного тока с мощностью 43 кВт (один тип разъёма).
  • Tesla Supercharger — зарядная станция постоянного тока с мощностью 120 кВт.

Ультрабыстрые зарядные станции на сегодняшний день — самый быстрый способ зарядить электромобиль. Их можно встретить на автомагистралях или крупных публичных парковках. Такие станции обеспечивают постоянный или переменный ток большой мощности и могут зарядить автомобиль до 80% за 20-40 минут. В большинстве случаев ультрабыстрые станции отключаются, когда аккумулятор электромобиля заряжен примерно на 80%, чтобы защитить батарею и продлить срок её службы.

Ультрабыстрая зарядка может использоваться только на тех автомобилях где возможность её применения предусмотрена изначально и присутствует специализированный тип зарядного разъёма.

Специализированный тип зарядного разъёма

Зарядные станции с разъёмом CHAdeMO обеспечивают мощность заряда до 62,5 кВт при постоянном токе 125 А и напряжении 500 В. Следом за ними идут разъёмы Combined Charging System (CCS) с мощностью заряда 50 кВт. и также работающие с постоянным током. Оба этих типа разъемов обычно заряжают электромобиль до 80% за полчаса в зависимости от емкости аккумулятора и начального уровня заряда.

Помимо разъёмов для ультрабыстрых зарядных станций постоянного тока существует ещё один разъём для трёхфазного переменного тока — Type 2, способный обеспечивать мощность заряда 43 кВт. (при трёхфазном токе 63 А). Ультрабыстрые зарядные станции переменного тока заряжают электромобили за то же время, что и аналогичные станции постоянного тока в зависимости от емкости батареи и начального уровня заряда аккумулятора.

Отдельно в классе ультрабыстрых зарядных станций стоит разъём Tesla Type 2 на станциях Tesla Supercharger. Эти станции способны выдавать до 120 кВт. К сожалению, воспользоваться такой мощностью могут только владельцы автомобилей Tesla.

Класс ультрабыстрых зарядных станций стремительно развивается и в ближайшие 3-5 лет запланировано увеличение мощности станций сначала до 150 кВт, а затем до 350 кВт, что значительно сократит общее время зарядки.

Список электромобилей с возможностью ультрабыстрой зарядки и разъёмами типа CHAdeMO, включают в себя Nissan Leaf, Mitsubishi Outlander PHEV и Kia Soul EV. Список CCS-совместимых модели включает BMW i3, VW e-Golf и Hyundai Ioniq Electric. Tesla Model S и Model X могут использовать исключительно зарядные станции Supercharger, и единственная модель, которая в настоящее время может заряжаться от ультрабыстрой станции переменного тока с разъёмом Type 2 — это Renault Zoe.

Быстрые зарядные станции

Быстрые зарядные станции выдают в электромобиль одно- или трёхфазный переменный ток

Быстрые зарядные станции выдают в электромобиль одно- или трёхфазный переменный ток. На некоторых из них зарядные кабели являются элементом станции, на других предусмотрена только розетка, а кабель автовладельцу надо использовать свой. Как и с ультрабыстрыми станциями, быстрые зарядные станции также можно разделить на три типа:

  • Зарядные станции мощностью 7 кВт (три типа разъёмов).
  • Зарядные станции мощностью 22 кВт (один тип разъёма).
  • Зарядная станция 11 кВт — с разъёмом Tesla.

Быстрые зарядные станции заряжают электромобиль одно- или трёхфазным переменным током и имеют мощность 7 кВт или 22 кВт (однофазные или трехфазные) при силе тока 32 А. Время зарядки на таких станциях индивидуально и зависит от мощности бортового зарядного устройства электромобиля, но, ориентировочно, зарядная станция с мощностью 7 кВт подзаряжает совместимый с ней электромобиль с аккумулятором 30 кВт⋅ч за 3-5 часов, а зарядное устройство мощностью 22 кВт заряжает совместимых с ней электромобиль за 1-2 часа.

При этом решающим фактором будет мощность бортового зарядного устройства электромобиля. Так как если оно рассчитано на 7кВт, то подключение к более мощной зарядной станции не приведёт к ускорению заряда. Потребляемая мощность будет ограничена мощностью встроенного зарядного устройства. Подавляющая часть электромобилей на российском рынке имеет встроенное зарядное устройство 3,5 кВт реже 7кВт. Например, Nissan Leaf со стандартным встроенным зарядным устройством 3,3 кВт будет потреблять максимум 3,3 кВт, даже если быстрая зарядная станция может выдавать 7 кВт или 22 кВт.

Разъёмы Tesla и соответствующие зарядные станции обеспечивают мощность 11 или 22 кВт, но предназначены только для электромобилей Tesla.

Быстрые зарядные станции, как правило, можно найти в местах долговременных парковок, таких как автостоянки, супермаркеты или развлекательные центры, где автовладельцы оставляют свои электромобили на несколько часов.

Быстрые зарядные станции, как правило, можно найти в местах долговременных парковок

Почти все электромобили и подзаряжаемые гибриды способны заряжаться от быстрых зарядных станций. На сегодняшний день разъём Type 2 является самым распространённым стандартом для зарядных станций и электромобилей, поставляющихся в Россию.

Медленные зарядные станции

Большинство медленных зарядных станций рассчитаны на мощность до 3 кВт

Большинство медленных зарядных станций рассчитаны на мощность до 3 кВт и есть некоторые модели, способные выдавать 6 кВт. Так как медленные зарядные станции выдают переменный ток, то, как и в случае с быстрыми зарядными станциями, время зарядки электромобиля варьируется в зависимости от мощности бортового зарядного устройства. Для примера: полная зарядка устройства мощностью 3 кВт обычно занимает 6-12 часов. Медленные зарядные станции бывают стационарными или переносными.

Медленная заряд — очень распространенный метод зарядки электромобилей, который используется многими владельцами дома в течение ночи. Тем не менее, применение медленных зарядных станций не обязательно ограниченно домом. Медленные зарядные станции с успехом используют и на общественных парковках или возле офисов, где электромобиль находится продолжительное время. Из-за более длительного времени, требующегося для заряда аккумулятора, медленные зарядные станции в качестве общественных точек заряда встречаются гораздо реже быстрых.

Хотя медленное зарядное устройство может быть включено в обычную розетку, из-за более высоких постоянных нагрузок и длительного времени использования, настоятельно рекомендуется устанавливать для таких станций отдельную силовую розетку с отдельным автоматическим выключателем.

Медленная заряд — очень распространенный метод зарядки электромобилей

Разъемы и кабели

На ультрабыстрых зарядных станциях, в основном, используются разъемы CHAdeMO, CCS или Type 2

На ультрабыстрых зарядных станциях, в основном, используются разъемы CHAdeMO, CCS или Type 2. В быстрых и медленных зарядных станциях обычно используются розетки Type 2, Type 1 или Commando.

На электромобилях европейских моделей (Audi, BMW, Renault, Mercedes, VW и Volvo), как правило, устанавливаются розетки Type 2 или совместимые с ними CCS-2, в то время как азиатские производители (Nissan и Mitsubishi) предпочитают устанавливать на своих моделях розетки Type 1 и CHAdeMO как по отдельности, так и обе розетки одновременно. Исключение из этого списка составляют только Hyundai Ioniq Electric и Toyota Prius Plug-In.

Многие электромобили поставляются как с зарядным кабелем, так и с медленной переносной зарядной станцией. Обычно, кабель имеет один разъём идентичный типу разъёма на электромобиле, а другой либо Type 1 либо Type 2 в зависимости от региона для которого предназначается электромобиль. Переносная зарядная станция имеет с одной стороны разъём идентичный типу розетки на электромобиле, а с другой стороны обычный бытовой разъём SHUKO. Что позволяет заряжать электромобиль практически в любом месте, где доступна электросеть.

Например, Nissan Leaf, поставляется с медленной зарядной станцией с разъёмами SHUKO-Type 1 и кабелем Type 2-Type 1. Renault Zoe имеет другой комплект зарядных кабелей и поставляется с зарядной станцией SHUKO-Type 2 или кабелем Type 2-Type 2.

сколько киловатт уходит на зарядку автомобиля

volkswagen 1509784 1920

Сколько киловатт нужно для зарядки электромобиля и выгодно ли это?

Сколько киловатт нужно для зарядки электромобиля? Параметр напрямую зависит от мощности АКБ. К примеру, для Шевроле Болт ЕВ потребуется 60 киловатт — часов, для Хендай Кона — 64 кВт*ч, для Рено Зоэ — 41 кВт*ч, для Тесла Модел 3 или S — 75 и 60 кВт*ч соответственно. С учетом этого рассчитываются и расходы на «заправку» транспортного средства. Ниже подробно рассмотрим виды зарядных устройств, какая нужна мощность, как выполнить расчеты, и насколько экономичным является электромобиль.

Виды зарядок

Существует две группы стандартов, подразумевающие разделение зарядных устройств на типы. Их необходимо знать, чтобы разобраться, какая мощность нужна для зарядки электромобиля, и какие виды ЗУ бывают.

К американским стандартам относится три уровня:

В ЕС также изучили потребляемую мощность при зарядке электромобилей, и предлагают четыре режимам (Mode):

В отдельную группу стоит выделить беспроводные ЗУ для электромобиля. Они редко применяются из-за высокой цены и необходимости установки специального оборудования в самой машине. К преимуществам стоит отнести отсутствие проводов.

Сколько потребляет

При покупке такого транспорта нужно понимать, сколько электромобиль потребляет электроэнергии при зарядке. Суммарное количество киловатт зависит от самой емкости аккумуляторной батареи. Для примера приведем несколько популярных моделей:

Сколько кВт (киловатт) нужно для зарядки электромобиля, должно указываться в характеристиках транспортного средства. Этот параметр не меняется, а вот скорость «заправки» зависит от типа и мощности зарядного устройства (об этом упоминалось выше).

При этом в каждой модели имеются ограничения по поддержке тех или иных разъемов. К примеру, разъемы Тип 1 поддерживает Ауди А3 (3,7 кВт), Ниссан Лиф (6,6 кВт), БМВ i8 (3,7 кВт) и другие. Что касается разъемов Тип 2, их поддерживает Хендай Ионик (6,6 кВт), Киа Соул EV (6,6 кВт), Рено Зое (22 кВт) и прочие.

Стоимость зарядки

Зная сколько энергии потребляет электромобиль при зарядке, можно рассчитать расходы. Также необходимо знать, сколько в вашем регионе обходится один киловатт электроэнергии. В среднем по России за 1 кВт*ч необходимо заплатить от двух до шести рублей. Иными словами, для зарядки Ниссан Лиф потребуется от 80 до 240 рублей в зависимости от региона. С учетом того, что пробег машины на одном заряде около 200 км, то стоимость 100 км пробега от 40 до 120 рублей.

Иными словами, чтобы рассчитать расходы, необходимо емкость АКБ умножить на стоимость 1 кВт*ч в вашем регионе. Если заряжать электромобиль на специальных станциях, нужно потратить больше денег. В среднем один киловатт обойдется на 2-3 рубля дороже. Эти средства необходимы для получения дохода владельцами.

Экономичен ли электромобиль

Зная потребление электроэнергии электромобилем при зарядке и стоимость киловатта электричества в своем регионе, можно делать выводы об экономичности такого транспорта. Для расчета еженедельных расходов можно сравнить автомобиль Ниссан Лиф и Лада Веста. В последней расход на 100 км составляет около 9,3 литров, что составляет около 400-500 рублей на покупку бензина. Для сравнения Ниссан Лиф для преодоления этого расстояния нужно всего половина заправки или 20 киловатт. Как результат, на заряд нужно потратить в среднем 80 рублей. Получается, что уже на 100 км удается сэкономить 300-400 рублей, а на 1000 км — 3000-4000 рублей соответственно.

Дополнительно стоит учесть экономию, касающуюся расходов на обслуживание. Для ТО обычной машины нужно больше денег, ведь это связано с периодической заменой масла, свечей и других расходных материалов. В ситуации с электромобилем текущих затрат с обслуживанием много меньше, что выливается в дополнительную экономию.

В комментариях напишите, сколько киловатт нужно для «заправки» вашего электрокара, и насколько экономичным он является в сравнении с ДВС.

Сколько стоит зарядить электромобиль?

Оправдана ли покупка электрического автомобиля.

1409237322 0 1

Есть много разных причин, чтобы рассмотреть в будущем покупку гибридного или электрического автомобиля. Но насколько они оправдывают наши затраты при их приобретении? Ведь стоимость электрических машин существенно превышает стоимость традиционных автоаналогов. Уважаемые читатели, друзья, наше интернет-издание решило разобраться в этом вопросе.

1409237426 0 4

Так, помимо экономии расходов на топливо производители данных электрических машин заверяют нас в том, что электродвигатели сами по себе экологически чистые, они не наносят прямого вреда экологии, они более безопасные поскольку при аварии отсутствует риск воспламенения бака топлива. К тому же, управление электрическим транспортным средством намного приятнее и интереснее, и это за счет отсутствия провалов в крутящем моменте. Но это еще не все. Плюс ко всему производители заверяют нас, что у них низкие эксплуатационные расходы позволяющие электромобилям иметь конкурентное преимущество перед обычными автомобилями, которые работают на двигателях внутреннего сгорания. Даже гибридные версии автомобилей не могут похвастаться и тягаться с электрическими автотранспортными средствами своими характеристиками.

Безусловно, по сравнению с теми же бензиновыми и дизельными транспортными средствами стоимость такого владения электрическим автомобилем намного ниже. Но, тем не менее, не надо забывать, что во всех странах она (стоимость) разная и сильно варьируется в зависимости от стоимости 1 кВт/ч. В некоторых странах стоимость электричества по нашим меркам очень дорогое, тогда как стоимость самого топлива относительно приемлемая. Поэтому в подобных странах использовать и эксплуатировать электрические транспортные средства не целесообразно.

1409238080 volts charging

Но, в нашей стране, к примеру, стоимость топлива за последние годы выросла до больших скажем значений, в то время как стоимость электричества по мировым мерках остаётся достаточно низкой. Поэтому использовать электромобиль в нашей стране экономически выгодно.

Но Вы друзья можете здесь спросить,- а как быть со стоимостью самого электро автомобиля. Ведь не секрет ни для кого, что его(их) цена очень высокая. Окупятся ли эти вложения в дальнейшем такой экономией? Давайте скажем начистоту. Если Вы предполагаете использовать электро автомобиль длительное время (не менее 5 лет), то вполне возможно, что Вы сможете окупить свои затраты. Но с тем условием, что пробег автомобиля будет не менее 25 тыс. км в год. В противном случае Вы просто не сможете оправдать такую покупку электрической машины.

Сколько тратят энергии электро-автомобили?

1409237439 0 3

В среднем все электрические машины потребляют около 30 кВт-ч на каждые 160 километров пробега. К примеру, автомобиль марки Nissan LEAF, как заявляет производитель, потребляет 30 кВт-ч на 160 км. Другой популярный электромобиль марки Tesla Model S в среднем потребляет уже немного больше, то есть 35 кВт-ч на 160 км пробега. Это связано с тем, что модель Тесла намного тяжелее и мощнее того же электрического Ниссана. Но, вот вам к примеру, тот же электрический автомобиль Chevrolet Spark потребляет всего 28 кВт-ч на 160 километров пути. К большому сожалению, нам пока не известны реальные данные комбинированного расхода энергии у автомобиля марки BMW i3

Но как нам кажется, эта машина станет лидером по экономичности, и все благодаря своим дорогостоящим новым технологиям. По предварительным данным данный автомобиль будет расходовать всего 26 кВт в час при пробеге в 160 км.

! Так для примера,- в России средняя стоимость 1 кВт-ч составляет на сегодня 2,5 рубля (цены 2014 года). При среднем расходе энергии электрического автомобиля в 30 кВт-час на 160 км пробега за 1км пробега машины электрический силовой агрегат потребляет 0,19 кВт-ч. Поэтому, если Вы приобретете себе электрический автомобиль, то при пробеге 25 тыс. км в год (в среднем 68,4 км/день) Вы затратите на зарядку аккумуляторной батареи около 4750 кВт энергии. Умножте на тариф 1 кВт-ч энергии в вашем городе или населенном пункте и Вы узнаете для себя, сколько Вы будете тратить денежных средств на зарядку такого автомобиля.

Так, умножив количество кВт-ч на среднюю стоимость электроэнергии в России, мы получим следующее, что каждый год Мы будем с Вами тратить около 11.875 тыс. рублей для того, чтобы зарядить такой автомобиль (если заряжать машину от собственной электросети). Если же мы будем заправлять автомашину на электрической заправке, то стоимость у нас вырастет примерно в 2,5 раза.

А как насчет гибридных версий автомобилей, на которые помимо традиционных двигателей устанавливаются электрические силовые агрегаты. Экономят ли гибридные машины наши деньги или все-таки это миф?

1409237351 1 1

Если электрические машины имеют огромную выгоду по стоимости их эксплуатации в сравнении с традиционными автотранспортными средствами, то экономическая выгода от приобретения гибридных машин не так уж очевидна, с тем условием, что их первоначальная стоимость не сильно отличается от стоимости полностью электрических машин. Чтобы окупить те затраты после покупки гибридной машины потребуется значительно больше времени (то есть пробега), чем для электрических автомашин.

1409237629 444

Немного хотелось бы сказать и о проведенном исследовании. Для этого сравнивались одинаковые модели машин как с обычными бензиновыми двигателями, так и с гибридной силовой установкой. Сравнение заключалось в следующем, а именно в количестве расхода топлива. Средняя цена бензина учитывавшаяся в исследовании составила где-то 3,4 доллара США за галлон (примерно 4,55 литра или 26,90 руб за 1 литр бензина). Также учитывалась та разница в цене новых автомобилей. Далее специалисты рассчитали для наиболее популярных гибридных машин километраж, который они должны были проехать, прежде чем окупить переплату при их приобретении. Результаты удивили всех участников автомобильного рынка. Так, большинство гибридных машин не дают возможности владельцу данного авто быстро окупить переплату при его покупке. Для этого ему необходимо проехать огромное количество километров прежде чем он (владелец) начнет выходить в плюс за счет экономии на топливе.

1409237629 888

К тому же стоит также здесь отметить, что в исследовании не включались плановые расходы по замене аккумуляторной батареи, которая питает электромотор. Хотя сами производители заверяют, что батарея минимально служит 160 тыс. км, ну и непредвиденные расходы со счетов также не стоит списывать.

Поэтому друзья, если Вы не собираетесь путешествовать на гибридном автомобиле по всему миру, то его покупка будет не целесообразна, ну и гибридный автомобиль при небольших пробегах тоже не сэкономит Вам впринципе ни копейки.

В то же время исследование показало, что есть один гибридный автомобиль, который очень скоро после его покупки начнет окупаться за счет меньших затрат на топливо. Таким автомобилем оказался Lincoln MKZ. А дело в том, что в самих США традиционная и гибридная версия машины стоит практически одинаково. Благодаря этому покупка этой модели автомобиля будет очень выгодна по сравнению с той же бензиновой версией.

Как Вы друзья считаете, какой гибридный автомобиль на сегодняшний день самый невыгодный? Если Вы думаете, что это Toyota Highlander о котором мы написали выше, то это совсем не так. На самом деле таким автомобилем оказался гибридный авто марки БМВ Active 3. Просто сами исследователи не смогли вместить его на свой график окупаемости переплаты. Так, к примеру, для того чтобы окупить переплату этой гибридной «трешки» необходимо будет проехать на нем как минимум 2 млн. километров! Подумайте только друзья, каждый литр экономии топлива увеличил стоимость этого автомобиля в США аж на 6.400 тыс. долларов по сравнению с той же бензиновой моделью 335i.

Так что господа, в следующий раз, когда у Вас появиться мысль приобрести себе гибридный автомобиль лучше сначала подумайте, а нужно ли это Вам в действительности. Если Вы думаете, что гибридная машина сэкономит Вам огромную сумму денег, то знайте теперь, что это совсем не так. Удачи всем друзья!

Электромобили: потребление, ёмкость батареи и дальность хода

Видя что многие мои читатели очень мало знают о современных электромобилях, решил написать краткий «курс молодого бойца».

Потребление современного электромобиля довольно низкое, порядка 120-300 Вт·ч (Ватт-час) на км, в зависимости от модели, от времени года и от того, как вы водите и по каким дорогам вы ездите. В самих машинах эта величина обычно выражается сколько кВт·ч вы используете для того, чтобы проехать 100 км. То есть, если для Nissan Leaf летом первая величина 140-160 Вт·ч на км, вторая будет 14-16 кВт·ч. Усреднённое потребление легковых электромобилей можно считать около 200 Вт·ч на км или 20 кВт·ч на 100 км (включая зиму и движение по трассе с высокой скоростью, где расход заметно выше).

Ёмкость батареи выражается в кВт·ч и постоянно растёт. Если в ранних электромобилях (2013-2016) типичной была ёмкость между 20 и 30 кВт·ч, то сейчас нормальная величина около 60 кВт·ч и у самых дорогих моделей она доходит до 100 кВт·ч (например, Tesla Model S 100D). Вот, к слову, как изменялась ёмкость батареи и дальность хода Nissan Leaf, одного из самых популярных электромобилей с 2010 по 2019 годы:

Ещё один важный параметр для батареи — это её ёмкость НЕТТО и БРУТТО. БРУТТО — это полная ёмкость батареи, НЕТТО — эта та, которую вам разрешают использовать. Так как полная разрядка до 0% и максимальная зарядка до 100% ускоряют деградацию батареи (потерю ёмкости), все производители встраивают два буфера в батарею для продления её жизни. Буфер «снизу» не даёт разряжать батарею до 0%. Это значит что когда ваша батарея опустится до, скажем 7%, ваш электромобиль покажет 0% заряда батареи и отключится. Буфер «сверху» не позволят зарядить батарею до 100%. То есть, когда электромобиль заряжен до, скажем 90%, на приборной панели вы видите 100%.

Кроме того, это позволяет сохранять постоянным дальность хода: деградация батареи «съедает» часть ёмкости буферов в первые годы жизни и водитель не замечает никакой разницы.

Дальность хода зависит от ёмкости батареи и потребления. Она обычно выражается в значении полученным по одному из стандартных тестов автомобилей (NEDC, WLTP или EPA). Эти тесты созданы для симуляции реальных условий для определения потребления и дальности хода электромобиля. Стандарт NEDC считается самым старым и слишком оптимистическим (то есть, даёт нереально высокую дальность хода, недостижимую в реальных условиях), и поэтому больше не используется. WLTP — используемый в Европе — более или менее показывает дальность хода при смешанной езде летом (город + не быстрая дорога), в то время как EPA — американский стандарт — может считаться наиболее приближённым к реальным условиям.

Вот, например дальность хода для Nissan Leaf E+ с батареей в 62 кВт·ч. Тесты сделаны в Норвегии.

У этого Лифа по WLTP стандарту дальность хода получается 385 км, но тестеры смогли проехать почти 397 км летом и 299 зимой. Довольно-таки хорошо.

А вот данные по Tesla Model 3, с батареей в 75 кВт·ч брутто (нетто 72,5):

То же самое, по WLTP стандарту дальность хода получается 560км, но тестеры смогли проехать почти 612 км летом и почти 405 зимой.

А вот, например, небольшое сравнение дальности хода для разных электромобилей в WLTP:

На этом останавливаюсь, чтобы не перегружать читателей. Если вы считаете, что я что-то не так написал или можно ещё что-то добавить, не стесняйтесь комментировать.

Мои записи про электрокары в Норвегии:

Взрывающаяся Тесла (про пожароопасность электромобилей)

Секрет успеха электрокаров (Почему электрокары так популярны в Норвегии)

Его величество Электромобиль — экономичен ли ты.

QAAAgLilOA 100

Влоги я, как правило, размещаю по средам. Но так как завтра Рождество, я решил перенести этот выпуск на день раньше. А тут ещё и новость про отмену пошлины на электрички и поставки El Lada в дилерские центры:-)

Продолжаем «электрическую» тему. И сегодня поговорим об экономичности. Почему-то, при разговоре об электромобилях, многие люди считают, что электромобиль — это панацея для кошелька. Мол, воткнул в розеточку, автомобиль и заряжается. Забывают люди о том, что электричество они оплачивают, а электромобиль — далеко не телевизор;-)

Для лучшего понимания приведу маркетинговую уловку, которую частенько используют при рекламе Tesla. А именно: «Автомобиль Tesla может обеспечивать электричеством небольшой дом в течении двух недель». Маркетологи не врут: ёмкость батареи в Tesla достигает 85 кВт.ч. Личный опыт — я в месяц сжигаю 150 кВт.ч электричества. В месяце 4 недели. Получается, что Tesla действительно способна «кормить» мою квартиру электричеством 2 недели. Но вот придет время её заряжать. В комментариях к прошлой записи 2350 мне подсказал, что чтобы зарядить батарею на 100% нужно вкачать в нее 140% и это — не считая потерь в зарядном устройстве (к слову, из-за этой подсказки пришлось переписывать всю эту запись почти с нуля — разница в полтора раза это серьезно). И одна заправка Tesla сожрет не 85, а все 119 кВт.ч, что, согласитесь, довольно много.

Когда я впервые прикинул этот нехитрый расчет, мне стало интересно узнать: сколько же «жрут» электромобили. И я приступил к нехитрым эмпирическим (простите — ну нет у меня пока ещё электромобиля) расчетам.

Предупреждаю сразу — расчет весьма бесхитростный, с множеством допущений. Буквально — на уровне средней школы (класс шестой). Но его цель — не столько точность, сколько наглядность.

Часть I. Сухие расчеты
Список электромобилей был взят отсюда: ev-cars.ru/ Брались только серийно выпускаемые электромобили и последовательные гибриды (i3, Volt). При этом считалось, что ДВС в гибриде мы не используем вообще. Правда, перед записью влога я забыл взять с собой распечатку этой статьи, поэтому пришлось переписывать расчеты прямо в «студии», в блокнотик.

Так как я живу в Минске, то и тарифы на электроэнергию использовал белорусские, которые взял отсюда: www.tarify.by/

Тут есть тонкий момент — как видно из схемы, стоимость электричества изменяется в зависимости от месячного потребления. По допущениям задачи, заряжаемся мы в гараже, где только держим электромобиль (т.е. кроме заправки тачки мы электричество никуда не тратим). Тем не менее нам мало определить расход электричества на 100 км — нам надо знать расход электричества в месяц:-)

Поэтому нам надо знать месячный пробег. Его я взял за 2000 км. Всё просто — 4 недели, и стокилометровые пробеги каждый будний день. Конечно, это для каждого индивидуально, но это — также допущение задачи.

Следующее допущение — я не буду считать потери в зарядном устройстве. Единственная поправка — будем пользоваться соотношением, подсказанным мне Андреем 2350 Голубевым: «Исходи из значения 140% вкачиваем — 100 получаем». То есть, если зарядил в батарею 10 кВт.ч, то заплатим как за 14 кВт.ч. Хотя на деле нужно ещё считать потери в зарядном.

Кроме того я не буду учитывать, на данном этапе, стоимость сервисного обслуживания (теоретически она у электромобиля ниже).

Ну и последний момент. С чем сравниваем? А сравниваем мы с моим же Пингвином, чей тракторный мотор потребляет 5,5 литров солярки на 100 км.

Чтобы было проще считать, переведем эту стоимость в доллары США (по курсу Нацбанка на момент написания статьи).
(5,5*9600)/9460 = 5,58$

Все данные по расходу электромобилей я искал в открытых источниках.

Итак, поехали. Наш первый претендент — BMW i3.

f216fc4s 960

«Расход» этого клопа составляет 12 кВт.ч на 100 км. Стало быть за месяц мы потратим 240 кВт.ч энергии из батарей. Чтобы эту энергию закачать нам потребуется 240*1,4 = 336 кВт.ч электричества из городской сети. Согласно тарифной сетке 1 кВт.ч в нашем случае будет стоить 841,7 BYR. Считаем стоимость 100 км. Она составит:
(841,7*12*1,4)/9460 = 1,49$, где 1,4 — коэффициент потерь на нагрев батареи.

Ну а теперь Её Величество Tesla Model S! Конкретных чисел сколько Tesla съедает на 100 км нет. На тематическом форуме я читал, про то что «расходомер» этой машины может показывать как 130 так и 360 ватт.ч на километр. Но я возьму усредненно и обобщенно — через емкость батареи и пробег. Самая мощная батарейка для Tesla имеет емкость 85 кВт.ч. Запас хода… Это нынче спор всех Интернетов, но я возьму усредненное значение в 400 км. Таким образом, на 100 км мы потратим: 85/4 = 21,25 кВт.ч.

116fc4s 960

Стало быть в месяц мы потратим уже 425*1,4 = 595 кВт.ч. А это уже беда т.к. мало того что платить надо по самому дорогому тарифу — 841,7 BYR, но нам ещё и надо будет обосновать — какого звездочета наш гараж столько потребляет! Ну а стоимость 100 км составит:
(841,7*21,25*1,4)/9460 = 2,65$

Таким образом, Tesla экономичнее трактора всего лишь в два раза!

1b16fc4s 960

Следующий электромобиль — Chevrolet Spark EV. И тут мы встречаемся с интересным маркетинговым трюком — официальный расход, который муссируется журналистами, измеряется в «литрах эквивалентных». Если учесть, что в разных регионах цены на бензин и электричество ну очень сильно разнятся — я бы не стал полагаться на всякие эквиваленты (но мы их потом учтем). Тем не менее я нашел картинку, из которой смог «выцепить» искомые данные по расходу электричества:-)

4f16fc4s 960

Переконвертировав мили в километры я получил: 17,4 кВт.ч на 100 км! Да уж, малыш Спарки получился попрожорливее чем клоп от БМВ!
(841,7*17,4*1,4)/9460 = 2,17$

Теперь про «эквивалентные литры». Они составляют 1.98 лэ/100км. Правда непонятно — какого именно топлива. Будем считать, что солярки, ну чисто чтобы Пингвина не обижать.
(1.98*9600)/9440 = 2$

Таким образом, на деле данный небольшой электромобиль оказывается минимум на 17 центов дороже, чем нам обещают его создатели. Тонкий момент — Chevrolet Spark по своим размерам меньше, чем i3. А жрет ненамного меньше представительской Tesla Model S.

ff16fc4s 960

Следующий электромобиль — лучший друг британских полицейский, Nissan Leaf, чьё энергопотребление, по одним данным, составляет 21 кВт.ч/100км. Компактный японский авто жрет как американский линкор! Однако по другим данным (а именно из статьи на Википедии) емкость батареи составляет 24 кВт.ч и хватает её на 160 км. Стало быть расход составляет — 15 кВт.ч/100 км. Поэтому считать будем 2 раза:
(841,7*21*1,4)/9460 = 2,62$
(841.7*15*1,4)/9460 = 1,87$

Да уж, я теперь понимаю, что инженеры BMW — это профессионалы от BMW во всем.

6896fc4s 960

bc96fc4s 960

Следующим у нас в списке очередной японский покемон (кто поймет почему покемон — тому печенька) — Mitsubishi i-MiEV. Он же Окорок он же Одноногий Peugeot iOn он же Citroen С-Zero. Оснащается батареей в 16 кВт.ч и имеет запас хода в 150 км. Т.е. расход на 100 км составит 10,6 кВт.ч, что является рекордом в нашем обзоре. К слову, на 2000 км в эту малютку надо будет закачать всего лишь 296,8 кВт.ч, а это уже более дешевый тариф — 563,8 BYR за 1 кВт.ч! Выгодно! Считаем стоимость 100 км:
(563,8*10,6*1,4)/9460 = 0,88$

Крутая тачка. Но стоимость самой машины (очень маленькой и вяленькой) в 60 тыс.$… Омрачает, что ли. Конкретно омрачает перспективы экономии.

Следующим идет французский электромобиль от Renault с весьма прикольной системой экономии. Но обо всем по порядку. Запас его хода по одним данным 210 км, по другим — 150 км, по третьим — 100 км. Возьмем средний в 150. Емкость батареи 22 кВт.ч. Расход — 14,6 кВт.ч на 100 км, то есть в дешевый тариф, как с его конкурентом от Peugeot мы не вложимся.
(841,7*14,6*1,4)/9460 = 1,82$

ea96fc4s 960

Классно? В принципе да, круче только у земляка-конкурента, да баварского клопа. А теперь финт ушами от французских экономистов — батарея не идет в комплекте с машиной, она сдается в аренду. Аренда стоит 79 евро (109$) в месяц. «Размазав» эту сумму по нашему ежемесячному пробегу, получим, что стоимость ста километров капитально возрастет:
1,82+(109/20) = 7,27$

Самый ожидаемый автомобиль в Европе, говорите? Автомобиль попавший в Топ-25 на конкурс «Европейский Автомобиль Года» вместе с i3 и Tesla… Ну-ну.

3696fc4s 960

Последний предпоследний в нашем списке автомобиль — Chevrolet Volt. Он же Opel Ampera. Автомобиль, который я иногда рассматриваю к покупке когда меня конкретно переклинивает на эту тему (ну как же это так — обзорщик электромобилей, да без электромобиля). Емкость батареи у него 16 кВт.ч, и если только ей и пользоваться, то можно проехать целых 80 км! То есть расход на 100 км составит 20 кВт.ч. Стоимость этих 100 км (если не включать ДВС!) составит:
(841,7*20*1,4)/9460 = 2,49$

2596fc4s 960

Уже после того как я написал эту статью, после того как отснял и смонтировал ролик, я нашел информацию о том, что к официальным дилерам скоро поступит для тест-драйвов электрическая El Lada! Пройти мимо любимого производителя я никак не мог. Емкость её 270 кг, литиево-железофосфатной батареи составляет 23 кВт.ч. Запас хода — 150 км. То есть на 100 км потребуется 15,3 кВт.ч. Что весьма и весьма неплохо!
(841,7*15,3*1,4)/9460 = 1,91$

Скажу честно — я сейчас испытываю гордость за отечественный автопром! Победы в ралли Электромобилей не прошли даром!

Вот такой вот приблизительный расчет. Ещё раз напомню те основные факторы, которые в расчете НЕ УЧИТЫВАЛИСЬ:
— потери в зарядном устройстве;
— снижение эффективности батареи от времени;
— снижение эффективности батареи от температуры;
— сервисное обслуживание автомобиля (теоретически — оно у электромобиля дешевле, поэтому им можно пренебречь);
— и т.д.

Часть II. Промежуточный итог.

1. Mitsubishi i-MiEV (Peugeot iOn, Citroen C-Zero) — 0,88$. Наш сегодняшний победитель. Действительно экономичный автомобиль. Однако медленный, маленький, скучный и достаточно дорогой.

2. BMW i3 — 1,49$. И хотя внешность этой машины и тот факт, что она сделана из отработанных стаканчиков очень сильно меня напрягают, вынужден признать — баварцы создали очень экономичный и, кстати, не такой уж и дорогой электромобиль. Если бы не его дизайн — у меня появилась бы цель к покупке.

3. El Lada — 1,91$. Этой машины ещё нет в свободной продаже. Но она — наша! Её технические характеристики не уступают другим «электричкам» из обзора, но при этом она экономична и дешева! И я даже горжусь этой машинкой.

4. Chevrolet Spark EV — 2,17$. Небольшой электромобиль от Chevrolet. Из-за того что его расход не сильно меньше чем более крупного Volt не представляет интереса.

5. Chevrolet Volt (Opel Ampera) — 2,49$. Этому автомобиль, по хорошему, здесь не место — он гибрид. Но есть в нём одна особенность, которая меня влюбляет — он последовательный гибрид. И по словам разработчиков, ДВС в нем вполне можно заменить на топливные элементы. Поэтому я его в этот список внес.

6. Nissan Leaf — 2,62$ (1,87$). Небольшой автомобиль оказался на удивление прожорливым.

7. Tesla Model S — 2,65$. Большому автомобилю положено много кушать. Поэтому неудивительно, что на фоне собратьев Tesla отличается отменным аппетитом.

8. Renault Zoe — 7,27$. Машина маленькая, слабая, скучная и невероятно дорогая для электромобиля. А дорогая из-за того, что экономисты Renault — такие экономисты (и после этого кто-то будет удивляться, почему я не люблю Renault;-) ).

Часть III. Стоимость пепелацев
Как видно из всего того, что сказано выше — электромобиль получается экономичнее автомобиля. Так может нам стоит всем взять и дружно на них пересесть?

Не торопитесь, друзья! Давайте сперва подобьем наши семейные бюджеты — а хватит ли у нас на такое удовольствие. Для расчетов обратимся к конфигураторам, которые есть на официальных сайтах производителей, благо, пошлину на электрокары у нас отменили. Данные сведем в таблицу, где машины даны в алфавитном порядке. Экономию на 100 км берем из расчета, что расход у нас зимой не возрастает, батарейки в негодность со временем не приходят. Ну и сравнивать эту экономию будем с всё тем же Пингвином. Таким образом, «Экономия на 100 км» в нашем случае есть разница между расходом Пингвина на 100 км и расходом выбранной электрички.

4856fc4s 960

Mishelle и THETRUCK подсказали мне, что эта табличка немного неверна (т.к. окупаемость считается в отношении уже имеющейся машины. Mishelle даже подсказал очень толковый пример по сравнению обычной и электрической Калины. По этой причине я произвел пересчет таблицы. Но в качестве альтернативы взял нечто вообще со стороны, а именно — Skoda Octavia 1.8 TSI чей смешанный расход составляет 6.1 л/100 км.

1f1efc4s 960

Таким образом, получаются более внятные и не такие страшные числа. При этом оказывается, что Chevrolet Spark EV — изначально более выгодная покупка. А вот Renault Zoe — ещё более убыточная, чем я мог себе представить:-)

Вот такой вот рейтинг. Если вы так хотите экономить на бензине — прикиньте через сколько окупится такое вот вложение и решите сами — нужно ли вам оно?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *