Как проверить тяговый аккумулятор на работоспособность
Перейти к содержимому

Как проверить тяговый аккумулятор на работоспособность

  • автор:

Как быстро и достоверно оценить состояние тяговых АКБ? ��

Основной проблемой тяговых (да и стационарных) аккумуляторов является то, что один неисправный аккумулятор в группе постепенно выводит из строя всю группу аккумуляторов.
В случае, если вовремя определить неисправный элемент, например банку 2В в электропогрузчике, то можно заменить только его, а не поменять потом всю батарею.

Тяговые аккумуляторные батареи

Для этого нужен прибор, который сможет проверять 2В аккумуляторы. Не все тестеры АКБ могут это делать. Только те, которые специализируются на стационарных аккумуляторах. Китайские балалайки не работают.

Проверка тяговых аккумуляторов

Одним из таких приборов в РФ является MIDTRONICS Celltron Ulta CTU-6000. Цена конечно кусается, но когда у тебя парк погрузчиков стоимостью под миллион, на которых установлены аккумуляторных батареи по 500 000 рублей, то на обслуживании денег лучше не жалеть.
По случаю сделал фотографии и короткое видео такого процесса тестирования на складе производственного предприятия.

Проверка тяговых акб

Прибор показывает напряжение и внутреннюю проводимость аккумулятора измеренную частотным методом.
Проводимость уменьшается со сроком службы АКБ по мере уменьшения емкости (это вкратце). Если сравнить проводимость банок в цепи (группе) аккумуляторов, то можно быстро найти неисправные и взять на контроль, возможно даже провести ЛТЦ — лечебно-тренировочный цикл заряда-разряда.
Так же прибор благодаря частотному методу измерений позволяет измерять сопротивление перемычек (межэлементных соединений), что в значительной степени влияет на передачу тока.

Посмотреть видео процесса тестирования АКБ прибором Celltron Ultra CTU-6000:

Самый лучший способ тестирования тяговых аккумуляторов — это Celltron Ultra CTU-6000 «Conbat»

1. Почему проводятся измерения на 1000 Гц?

Midtronics как раз не измеряет на 1000Гц, а на 22Гц. Своя фишка…На 1000Гц — это стандарт IEEE 1188-2005. На 22Гц вкратце смысл в том, что из измерения убирается весь мусор, что есть на 1000Гц.

2. Почему смотрим проводимость? (ведь проще смотреть сопротивление) Что за батарея? Емкость и название?

Проводимость, потому что этот прибор работает на основе измерения проводимости.

3. Вводите поправку в 0,02 мОм на болтовое соединение?

Болтовое соединение опускается, т.к. на 22Гц измеряется вся «соль» внутри батареи и внешние сопротивления в расчет не идет. Хотя действительно, лучше, если это возможно измерять на свинце. Тут в целом правило такое, если до свинца не добраться, то измерять надо на болтах в одном месте, и не допускать, что какая-та батарея будет протестирована на свинце.

4. А что Вы измерили на видео? Это были миллисименсы? В первом случае 1.47 мОм? Во втором 1630 мСм это перемычка?

1.47мОм — это сопротивление перемычки, а 1630 См это проводимость батареи. Измерение перемычки прибором производится методом вычитания измеренной проводимости батареи и батареи с перемычкой.

Плотность нам говорит о степени заряженности батареи, а проводимость/сопротивление о ее емкости и степени деградации. Поэтому кто хочет — меряйте плотность, кто хочет знать, что реально с батарей — измеряйте сопротивление/проводимость или делайте реальный замер емкости, но это уже не экспресс тест.

Как проверить тяговый аккумулятор?

Тяговые аккумуляторы по назначению и принципу работы кардинально отличаются от стартерных моделей, которые только при запуске двигателя кратковременно выдают высокие токи. Тяговые АКБ работают иначе. Они снабжают энергией электромоторы транспорта, складской техники, катеров и других технических средств на электротяге в непрерывном режиме, в течение всего времени их работы.

Тяговые АКБ нельзя использовать в качестве стартерных автомобильных аккумуляторов, и обратная замена также некорректна. В обоих случаях батареи быстро придут в негодность. Поэтому:

  1. В автомобилях для запуска ДВС нужны стартерные аккумуляторы, создающие пусковой ток высокой плотности.
  2. Для автономного питания электродвигателей любых технических средств необходимы тяговые АКБ, способные обеспечивать стабильную токоотдачу на протяжении длительного времени.

Особенности тяговых батарей

Такие источники питания предназначены для интенсивной эксплуатации в режиме разряд-заряд и имеют большой циклический ресурс. Даже у свинцово-кислотных АКБ тягового типа ресурс достигает 500 циклов, а у Li-ion моделей измеряется тысячами рабочих циклов.

Например, литий-железо-фосфатные батареи (LiFePO4, LFP) стабильно служат более 3000 циклов. Кроме того, они устойчивы к глубоким разрядам и даже при разряде в ноль не теряют своих свойств. Главное – не оставлять их в разряженном состоянии надолго.

Проверка тяговых аккумуляторов

В процессе хранения и эксплуатации тяговых АКБ иногда возникают сомнения в их работоспособности. Есть разные способы, позволяющие проверить состояние батареи. Например, у обслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторов периодически замеряется плотность электролита, а уровень разряда измеряется при помощи мультиметра. Чем выше плотность электролита, тем больше уровень заряда.

Емкость Li-ion батарей определяется с помощью тестеров и нагрузочных стендов. При отсутствии такого оборудования можно приблизительно оценить состояние АКБ, измерив ее напряжение. Измерения производятся не сразу после зарядки, а через несколько часов, в течение которых батарея должна находиться в состоянии покоя.

Использование батарейного монитора – ваттметра

Удобный контроль состояния тяговой батареи обеспечивает батарейный монитор. На нем отображается расход тока, который поступает от зарядного устройства или отдается электродвигателю. Чтобы рассчитать полученную или отданную емкость, достаточно умножить отображаемую на мониторе величину на время работы батареи. Расчет выполняется автоматически.

Кроме значений токоотдачи и емкости, батарейный монитор контролирует уровень заряда и эксплуатационные нагрузки, считает количество рабочих циклов и сохраняет в памяти важную информацию о состоянии батареи. Эти данные обязательно учитываются при обслуживании АКБ.

Применение цифрового тестера

Профессиональный тестер позволяет измерить емкость тяговых АКБ разных типов. Перед проверкой батарея проходит полный цикл зарядки при комнатной температуре, после чего 30 минут остывает и тестируется под нагрузкой. Алгоритм тестирования таков:

  1. Вначале измеряется исходное напряжение батареи.
  2. На тестере устанавливаются минимальные значения разрядного тока и напряжения, рекомендованные производителем.
  3. После включения нагрузки АКБ разряжается до Umin.
  4. По окончании тестирования нагрузка автоматически отключается, и на дисплей выводится величина общей емкости батареи.

Использование цифрового нагрузочного стенда

Этот метод позволяет проверить работоспособность Li-ion батарей типа LiFePO4. Электронный нагрузочный стенд обеспечивает батарее необходимую токоотдачу и измеряет емкость, которую АКБ отдает при этой нагрузке. График токоотдачи выводится на экран компьютера.

В мастерской VoltBikes емкость тяговых АКБ литиевого типа проверяется с помощью высокоточных приборов и нагрузочных стендов.

Проверка тяговой аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой

Залогом долгой и правильной работы тяговой акб является её своевременное обслуживание и регулярная проверка работоспособности. Один из приборов, при помощи которых можно выявить неисправность батареи, – нагрузочная вилка. Она предназначена для измерения электрического напряжения аккумуляторов под нагрузкой и определения степени их заряда.

Устройство нагрузочной вилки

Этот прибор производится в разных вариантах. Вилки могут отличаться в зависимости от типов батарей, для тестирования которых они выпущены и от наличия дополнительных функций. Но у всех нагрузочных вилок общая основа:

Панель для показаний считанной информации может быть выполнена как в аналоговом варианте (со стрелками), так и в цифровом.

В остальном нагрузочные вилки различаются по типу тестируемых батарей (щелочные или кислотные), диапазону значений встроенного вольтметра и измеряемой силе тока.

Вилку для проверки кислотных аккумуляторов нельзя использовать для измерения показаний щелочных акб и наоборот. Это приведёт к получению искажённой информации, потому что номинальное напряжение в тяговых батареях с разными видами электролитов значительно отличаются.

Подготовка тяговой батареи к проверке

Чтобы получить максимально точные показания, с аккумулятором перед проверкой необходимо провести несколько обязательных манипуляций:

Проверку необходимо проводить в тёплом помещении (от +20 до +25 градусов), предварительно долив дистиллированную воду при необходимости. До тестирования батарее нужно дать отдохнуть несколько часов.

Процесс тестирования акб нагрузочной вилкой

Чтобы узнать уровень заряда тяговой батареи, первое измерение производится без нагрузки. Для этого необходимо отключить спираль вилки. На одних приборах это делается откручиванием специальных гаек, переключением тумблера или использованием соответствующего щупа.

Процент уровня заряда можно вычислить по таблице, которая идёт в инструкции к прибору.

Следующий шаг – проверка батареи под нагрузкой. Если нагрузочная вилка подтвердила полный заряд батареи, можно продолжать тестирование. Алгоритм подключения прибора к батарее тот же, что и при испытании с разомкнутой цепью, но теперь перед подключением необходимо активировать нагрузку (подключить в цепь спираль). После соединения с клеммами достаточно подержать прибор не более пяти секунд (иначе он может выйти из строя).

С подключенной спиралью вилка будет давать совершенно другие показания, на основании которых можно будет понять, исправен аккумулятор или нет. Согласно таблице, идущей к прибору, значение не должно падать ниже определённого уровня. Например, если для определённых аккумуляторов нормой является 9В и более, то показания нагрузочной вилки ниже этой цифры говорят о том, что тяговая батарея не выдерживает нагрузку, а поэтому нуждается в ремонте.

Если есть сомнения в полученных данных, то можно провести ещё одну проверку, но не ранее, чем через 10 – 15 минут. Перерыв необходим, чтобы спираль прибора остыла, а батарея «успокоилась» после предыдущей нагрузки.

Актуальные цены

Обычно замеры нагрузочной вилкой проводит сервисная служба при обслуживании акб. Если по каким-то причинам захотелось тестировать батарею самостоятельно, приборы находятся в свободной продаже. Для покупки самой простой вилки нужно заплатить около 600 рублей. Дальше всё зависит от бюджета и модели прибора. Цена может доходить до 30 000 руб. Дорогие приборы включают в себя не только измерение заряда тяговой батареи под нагрузкой и без, но и имеют много других функций для проведения тестирования электрооборудования.

Обслуживание, эксплуатация и проверка тяговых аккумуляторов: как проверить и правильно зарядить

На закрытых складах, торговых и выставочных площадках используется преимущественно электрическая подъемная техника. И «сердцем» таких машин является тяговый аккумулятор. Именно он позволяет технике плавно и без рывков совершать рабочие операции и перегружать товары продолжительное время. Но для стабильной работы складской техники необходимы регулярная проверка и обслуживание тяговых аккумуляторов. Каковы правила эксплуатации электрических батарей? Как правильно зарядить тяговый аккумулятор? Как проверить эксплуатационные параметры батареи? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.

Периодичность проверки и обслуживания тяговых аккумуляторов

Тяговые аккумуляторы — это основной элемент электрической складской техники, такой как самоходные штабелеры, электропогрузчики и тележки. Задача АКБ заключается в обеспечении непрерывной работы этой техники. Но для того чтобы аккумулятор работал долго и продуктивно, нужно придерживаться ряда правил, будь то ежедневные или ежегодные задачи. С какой периодичностью необходимо проводить проверку тяговых аккумуляторов?

Обслуживание, эксплуатация и проверка тяговых аккумуляторов: как проверить и правильно зарядить

Обслуживание тяговых аккумуляторов проводится по определенному графику. Все работы можно разделить на ежедневные, еженедельные и периодические. Также график проверок и обслуживания корректируется в зависимости от того, насколько часта эксплуатация тягового аккумулятора, т.е. электрического складского погрузчика.

Ежедневная эксплуатация тягового аккумулятора

Каждый день необходимо проводить следующие работы:

  • заряжать батарею после разряда,
  • проверять уровень электролита,
  • доливать электролит по необходимости.

Еженедельное обслуживание тяговых аккумуляторов

Если говорить о еженедельной проверке тяговых аккумуляторов, то необходимо проводить следующие работы:

  • осматривать батарею на предмет визуальных отклонений от нормы,
  • чистить АКБ от грязи,
  • проводить выравнивающий заряд.

Ежемесячная проверка тяговых аккумуляторов

Обслуживание, эксплуатация и проверка тяговых аккумуляторов: как проверить и правильно зарядить

К ежемесячным работам, которые требуется осуществлять по обслуживанию тяговых аккумуляторов, можно отнести следующие действия:

  • вести журнал на предмет плотности электролита,
  • отмечать значение напряжений в банках,
  • проверять исправность зарядного устройства.

Ежегодное обслуживание тяговых аккумуляторов

Каждые 12 месяцев проверка тяговых аккумуляторов предполагает измерять сопротивление изоляции между корпусом техники и АКБ. Этот показатель не должен быть меньше чем 50 Ом на один вольт номинального напряжения.

Как проверить электролит тягового аккумулятора

Электролит заливают только один раз — на заводе. Во многом именно от его качества зависит, насколько стабильно и долго будет работать батарея. Когда идет зарядка, вода распадается на кислород и водород, что приводит визуальному «кипению» электролита и снижению его уровня в ячейке. Из-за этого в ячейки следует доливать дистиллят, чтобы восстановить уровень электролита.

Правила эксплуатации тягового аккумулятора

Обслуживание, эксплуатация и проверка тяговых аккумуляторов: как проверить и правильно зарядить

Разберем основные правила обслуживания и эксплуатации тягового аккумулятора. Следуя базовым рекомендациям, можно значительно продлить срок службы аккумуляторной батареи складского погрузчика.

Большинство правил эксплуатации тягового аккумулятора связаны с тем, что нельзя делать с батареей электрического погрузчика. Основные запреты следующие:

  • Оставлять батарею в разряженном состоянии надолго. Из-за этого происходит сульфатизация пластин, что снижает емкость АКБ и ее рабочий ресурс.
  • Разряжать АКБ более чем на 80 %, для гелевых — 60 %. Помимо сульфатизации пластин, это еще приводит к увеличению времени, необходимого для полной зарядки аккумулятора и его перегреву. Итог — ощутимое снижение рабочего ресурса.
  • Доливать обычную воду или электролит. Обычная вода содержит в своем составе много примесей, которые негативно влияют на аккумулятор. Долив электролита не приведет к приросту емкости, а только к коррозии пластин.

Что нужно делать, чтобы продлить срок эксплуатации тягового аккумулятора

Как правильно зарядить тяговый аккумулятор? После разряда батареи поставить ее на подзарядку и проследить, чтобы она корректно зарядилась. Обязательно должно быть отдельное помещение, отведенное только под зарядку АКБ электрического погрузчика.

Обслуживание, эксплуатация и проверка тяговых аккумуляторов: как проверить и правильно зарядить

Также надо знать, как проверить тяговый аккумулятор, для того, чтобы контролировать уровень заряда батареи в процессе работы. Для этого в машине обычно предусмотрен соответствующий датчик. Надо убедиться, что он исправен и показывал корректные данные.

Основой обслуживания тяговых аккумуляторов является дозаливка дистиллированной воды. При чем нужно постоянно следить за уровнем электролита и осуществлять своевременный долив. Некоторые тяговые АКБ оснащают автоматизированной системой долива. Как правило, они служат дольше.

Очистка при эксплуатации тягового аккумулятора

В процессе зарядки АКБ немного электролита выступает из батареи при достижении достаточного напряжении. Из-за этого на крышках банок образуется токопроводящий слой, и появляются так называемые блуждающие токи. Они увеличивают показатель саморазряда аккумулятора даже при простое. Поэтому чистить аккумулятор нужно регулярно – это важный этап обслуживания тяговых аккумуляторов.

Обслуживать батарею стоит в химзащите: фартуке, перчатках и маске (лучше с респиратором).

Как вести учет эксплуатации тягового аккумулятора

На примере парка электропогрузчиков ведение журнала выглядит следующим образом:

  • Для каждого погрузчика используют одну-две батареи, которые нумеруют 1а, 1б. Это означает, что для погрузчика 1 используются батареи а и б.
  • Ведение такого простого журнала позволяет избежать эксплуатации недозаряженных аккумуляторов и спрогнозировать время для замены АКБ до того, как она полностью выйдет из строя.

Есть еще журнал для сервисной службы, ведение которого — обязательное условие для гарантийного обслуживания тягового аккумулятора. Выглядит он примерно так:

Обычно для ведения журналов, приема-выдачи аккумуляторов, их зарядки и долива воды нанимают отдельного человека или двух (в зависимости от количества рабочих смен на предприятии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *