Автозвук: как правильно прокладывать провода
Обязательным элементом салона любого автомобиля является автозвук. Для каждого автомобилиста автозвук имеет свое значение. Одни считают необходимостью слушать любимую музыку повсеместно, сидя за рулем своей машины, другие используют автозвук, чтобы отгораживаться от уличного шума. Автозвук, как правильно работающая акустическая система в целом, начинается с выбора ее компонентов. Даже если компоненты акустической системы произведены разными изготовителями, при их правильном подборе и установке будет достигнут хороший результат. После подбора составляющих аудиосистемы необходимо выбрать способ ее установки и можно приниматься за монтаж. Начальным этапом монтажных работ является прокладка проводов. Выбору проводов необходимо уделить должное внимание, ибо благодаря им поддерживается правильное функционирование аудиосистемы в целом и высокое качество непосредственно автозвука.
Прокладывая акустические провода в салоне автомобиля, необходимо помнить, что качество звучания акустической системы зависит от качественного питания усилителя. При инсталляции аудиосистемы используются только специализированные виды проводов. Также многое зависит от сечения прокладываемого провода: обычные экранированные провода тонкого сечения не подходят, чем короче и толще будет прокладываемый проводок – тем качественнее будет автозвук.
В современных аудиосистемах для питания сабвуфера используются провода толстого сечения с мощным предохранителем, для питания памяти магнитолы применяют более тонкие провода. Для кодированных приемников используется еще 1 дополнительный провод. Для качественного автозвука необходимо тонкий провод, например «Memory 12V «, без коммутаций подключать напрямую к аккумулятору, а толстый, питающий усилитель, можно подключить через замок зажигания или дополнительно установленный выключатель.
В автоакустике применяются такие виды проводов: межблочный или RCA акустический провод и силовой провод. При применении некачественного RCA провода, электромагнитные поля, генерируемые энергосистемой авто, создают шумовые эффекты в аудиосистеме.
Чтобы правильно прокладывать провода для автоакустики, необходимо запомнить следующее правило: RCA провода нужно проложить в отдалении от силовых проводов и электропроводки автомобиля. Все компоненты аудиосистемы лучше заземлить в одной точке. Используя алюминиевые провода вместо медных ввиду их меньшей стоимости, можно заменять медный провод алюминиевым, но с сечением на порядок выше.
Автозвук: как правильно прокладывать провода, исходя из специфики их прокладки, ставит жесткие требования к проводке: ее изоляция должна быть толстой, не подверженной воздействию температур, и очень гибкой. Жесткие, подверженные растрескиванию или режущиеся провода могут не только привести к выходу из строя акустического оборудования, но и быть в прямом смысле взрывоопасными.
Для таких компонентов, как эквалайзер и некоторые источники, можно применять уже имеющуюся в автомобиле силовую проводку. Однако, для усилителей, потребляющих большую мощность и большой ток, имеющаяся в машинах проводка не подходит. Положительный провод сабвуфера необходимо прокладывать на аккумулятор, при этом предохранитель нужно ставить как можно ближе к автомобильному аккумулятору. В районе рулевой колонки имеется несколько отверстий, делающих возможность проложить положительный провод без сверления в моторном щитке отверстия. Изоляция проводов, под воздействием различных факторов, может со временем растрескаться, что зачастую приводит к замыканиям и даже пожарам. Поэтому всегда необходимо использовать резиновые уплотнители при прокладке проводов через места с металлическими острыми углами, позволяющие избежать повреждения изоляции. Заземление усилителя лучше всего произвести на кузов автомобиля, по возможности в непосредственной близости от самого усилителя, на неокрашенную точку металлической поверхности. Длина заземляющего провода не должна превышать 45 см, а его сечение не должно быть меньше, чем у положительного провода. Если аккумулятор не дает необходимого для качественной работы аудиосистемы напряжения, то можно параллельно с усилителем подключить конденсатор, служащий для дополнительной подачи энергии.
Некоторые правила, как прокладывать провода внутри салона автомобиля.
Прокладываться провода могут как по углам салона или в моторном отсеке, так и через двери. Прокладывать провода через металлическую перегородку необходимо через резиновую трубку. Во избежание повреждений или обрывов проводов желательно их укладывать так же, как уложена штатная проводка авто. При прокладке проводов необходимо учитывать, что они не должны будут мешать при последующем проведении ремонта автомобиля или техосмотров.
Перед тем, как прокладывать акустические провода, необходимо произвести при надобности шумоизоляцию салона авто. Шумоизоляция авто начинается с проведения анализа причин шума: возникает ли шум от работающего мотора, от трансмиссии, или производится шинами. Чтобы иметь в авто качественную акустику, необходимо помнить, что глубина и полнота звучания сохраняются только в замкнутом пространстве. Поэтому шумоизоляции нужно уделять повышенное внимание. Шумоизоляция необходима также для устранения вибрации различных деталей кузова машины, отделочных деталей, приборной доски. Шум и вибрация негативно влияют на акустические свойства и сильно снижают качество автозвука. Правильно произвести шумоизоляцию салона можно при помощи битумных и битумно-полимерных пластин на самоклеющейся основе, наложенных на обезжиренные поверхности.
Перед включением акустической аппаратуры необходимо проверить качество ее установки, надежность крепления всех ее составляющих, отсутствие замыканий или обрывов проводов.
Музыка в машине — устанавливаем автозвук своими руками
В этой статье мы не будем затрагивать сложные системы Hi-Fi и Hi End, требующие серьезных затрат — покупки дорогостоящего головного устройства, кабелей, усилителей, конденсаторов и звуковых процессоров. А также расчета корпусов сабвуферов, сложных подиумов, настройки АЧХ.
Поэтому рассмотрим 3 вида простейших автомобильных аудиосистем с минимальным вложением финансов.
Хорошее питание залог успеха
Процедура подключения усилителя начинается c силовых проводов. Проводка – это важнейший элемент автомобильной аудиосистемы, от неё зависит громкость и качество звука. Для усилителей нужно стабильное питание, т. к. в противном случае мощности будет недостаточно, из-за этого звучание станет искаженным. Чтобы разобраться в том, зачем нужно обращать внимание на качество проводки и как она влияет на воспроизводимый громкоговорителем звук, необходимо узнать, что из себя представляет музыкальный сигнал.
Некоторые предполагают, что он представляет собой синус, однако, музыкальный сингал характеризуется большой разницей между обычным и пиковым значением. Если для динамиков автомобильной акустики резкие всплески сигнала не принципиальны, то в случае с усилителем ситуация совершенно иная. Если сигнал хотя бы на секунду (или даже миллисекунду) превысит допустимую мощность, то эти «аномалии» будут слышны даже для тех, кто не может похвастаться хорошим музыкальным слухом.
Если подключение автомобильного усилителя было выполнено должным образом, то сигнал будет идти по проводам в неискаженном виде. Небрежно сделанная работа или неправильно подобранное сечение проводов приведет к тому, что звук будет более зажатым, грубым и вялым. В некоторых случаях также могут отчетливо быть слышны хрипы.
Как выбрать сечение провода?
Провод – это самый обычный метал, обладающим определенным уровнем сопротивления. Чем толще провод, тем ниже сопротивление провода. Чтобы избежать искажения звука во время сильных перепадов напряжения (например, во время воспроизведения мощного баса), необходимо установить провод нужного калибра.
Стоит отметить, что сечение плюсового кабеля не должно быть больше минусового (длина при этом не имеет значения).
Усилитель принято считать довольно электроемким устройством. Для его эффективной работы необходимо качественное заземление, чтобы была возможность получать нужную энергию от АКБ. Чтобы правильно выбрать сечение проводов необходимо сделать некоторые расчеты. Для начала посмотреть в инструкцию к усилителю (или прямо на коробку от производителя, если документации нет воспользуйтесь интернетом) и найти там значение номинальной мощности (RMS). Номинальная мощность – это мощность сигнала усилителя, которую он может выдавать на протяжении продолжительного периода времени на один канал в 4 Ома.
Если рассматривать четырехканальные усилители, то они обычно имеют мощность от 40 до 150 Вт на канал. Допустим, что усилитель, который вы приобрели, выдает мощность 80 Вт. В результате несложных математических операций выясняем, что суммарная мощность усилителя составляет 320 Вт. Т.е. как мы это посчитали? всё очень просто умножим номинальную мощность на число каналов. Если у нас двухканальный усилитель имеющий номинальную мощность (RMS) 60 Вт., то суммарная составит 120 Вт.
Наружный акустический экран
- Так как значительная часть экрана находится снаружи дверной карты, то и идей для воплощения разных дизайнерских решений намного больше, чем в предыдущем варианте;
- Внутри экрана часть звуковых волн поглощается, а нужный звук отражается, благодаря чему звучание становится чище, а бас – более глубоким;
- Колонку можно направить в любую сторону. Часто любители автозвука так настраивают динамики, чтобы большинство звуковых волн были направлены верх салона.
- Так как динамик будет крепиться к наружной части экрана, корпус должен быть максимально прочным;
- На создание конструкции нужно будет потратить время, а также средств на приобретение дополнительного материала;
- При отсутствии навыков в установке динамиков можно не только испортить звук, но и сломать саму колонку (помимо того, что она при громком звучании сама вибрирует, во время езды колебания усиливаются, из-за чего мембрана может быстро порваться);
- Требуется соблюдение определенного угла наклона.
Подключаем межблочные провода и управляющий (REM)
Чтобы проложить кабель, необходимо найти линейный выход на магнитоле. Линейный выход можно распознать по характерным «колокольчикам», что расположены на задней панели магнитолы. Количество линейных выходов отличается в разных моделях магнитол. Обычно их от одной до трёх пар. В основном они распределяются следующим образом 1 пара — можно подключить сабвуфер или 2 колонки (подписаны как SWF) Если их 2 пары можно подключить 4 колонки или сабвуфер и 2 колонки (выхода подписаны F и SW), и когда на магнитоле 3 пары линейных проводов можно подключить 4 колонки и сабвуфер (F, R, SW) F Это Front т. е. передние колонки, R Read задние колонки, и SW Sabwoorer я думаю и так всем понятно что.
Для соединения потребуется межблочный провод, на котором ни в коем случае нельзя экономить. Запрещается около силовых проводов укладывать межблочный кабель, так как при работе двигателя будут слышны различного рода помехи. Протянуть провода можно как под ковриками салона, так и под потолком. Последний вариант особенно актуален для современных машин, в салоне которых создающих помехи электронных принадлежностей.
Ещё необходимо подключить управляющий провод (REM). Как правило, он идёт вместе с межблочными проводами, но бывает что его и нету, приобретите отдельно необязательно чтобы он был большого сечения 1 мм2 вполне достаточно. Это провод служит управлением для включения усилителя т. е. когда выключаете магнитолу она автоматические включает ваш усилитель или сабвуфер. Как правило этот провод на магнитоле имеет синий цвет с белой полоской, если его нет то используйте синий провод. Подключается он к усилителю к клеме под названием REM.
Установка музыкальных компонентов
Установка начинается с прокладки силовых проводов из подкапотного пространства в салон. Подобрав провода, тянем плюсовой и минусовой провод от аккумулятора в салон, сквозь технологические отверстия в моторном щите. Провода, проходя через металл, должны быть одеты в кусочек пластиковой или резиновой трубки, во избежание короткого замыкания на массу.
Плюсовой провод должен быть подключен через колбу с предохранителем, по номиналу соответствующему предохранителю на усилителе, сама колба должна располагаться на расстоянии не далее 30 см от аккумулятора.
Начинаем установку высокочастотных динамиков. Высокочастотные динамики с мидбасовыми формируют «звуковую сцену». Располагаем их на облицовке стоек ветрового стекла, примерно на уровне глаз, с разворотом в центр лобового стекла. Таким образом, заставляем динамики играть на отражение, формируя ширину и высоту звуковой сцены. Иными словами левый высокочастотник играет на правое пассажирское сидение, правый — на водительское.
Ведем к усилителю акустические, межблочные и силовые провода. Силовые провода должны быть проложены отдельно от акустических и межблочных. Допускается их взаимное пересечение под углом в 90 градусов. Желательно каждую группу проводов проложить отдельно, в том числе и от штатной проводки автомобиля.
Подсоединяем провода к усилителю, подключаем сабвуфер. Если сабвуфер предполагается использовать в корпусе, и он был куплен вместе с готовым корпусом, то для машин с кузовом «седан» разворачиваем сабвуфер динамиком к спинке заднего сидения, а для авто с кузовами «хэтчбек» и «универсал» — в сторону пятой двери. Если планируется самостоятельное изготовление корпуса, пригодится статья — как сделать корпус для сабвуфера.
Схема подключения усилителя
Подключение двухканального и четырёхканального усилителя
Данный раздел мы объединили, т. к. эти усилители имеют очень похожую схему подключения, даже можно сказать проще, четырёх канальный усилитель — это два двухканальных. Подключение двухканального усилителя мы рассматривать не будем, но если вы разберётесь как подключить четырёхканальный, то с подключением двухканального у вас не возникнет проблем. Большинство автолюбителей для своих инсталляций выбирают именно этот вариант, т. к. к данному усилителю можно подключить 4 колонки, или 2 колонки и сабвуфер. Давайте рассмотрим, подключение четырёх канального усилителя используя первый и второй варианты.
Подключение 4 канального усилителя к аккумулятору рекомендуется при помощи толстого кабеля. Как выбрать правильные силовые провода и подключить межблочные это всё мы разобрали выше. Подключения усилителя , как правило, указывается в инструкции от производителя. Когда производится подключение усилителя к акустике, то он работает в режиме стерео, в данном режиме такой тип усилителя может работать под нагрузкой от 4 до 2 ом. Ниже представлена схема подключения четырёхканального усилителя к колонкам.
Теперь разберём второй вариант, когда к четырёхканальному усилителю подключаются колонки и сабвуфер. В данном случае усилитель работает в режиме моно, он берёт напряжение сразу с двух каналов, поэтому старайтесь подбирать сабвуфер имеющий сопротивление 4 ома, это сбережёт усилитель от перегрева и ухода в защиту. Подключить сабвуфер не составит проблем, как правило производитель указывает на усилителе откуда брать плюс для подключения сабвуфера, а откуда минус. Взгляните на схему как осуществляется мостовое подключение 4 канального усилителя.
Подключение моноблока (Одноканального усилителя)
Одноканальные усилители используются лишь для одной цели – подключению к сабвуферу. Примечательной характеристикой усилителей такого плана является повышенная мощность. Моноблоки также способны работать с сопротивлением ниже 4 Ом, что называется низкоомной нагрузкой. Моноблоки относят к усилителям класса D,при этом в них есть специальный фильтр для обрезки частот.
Настройка звучания
После подсоединения всех проводов, необходимо знать, как настроить музыку в машине. Под этой процедурой понимается установка частоты звучания на усилителе отдельно для динамиков и сабвуфера. Кроме того, настройки требует чувствительность звучания.
Условно примем, что в усилителе фильтры звука установлены лучшего качества, по сравнению с магнитолой. Поэтому процедуру настройки будем производить при настройках магнитолы на «0».
Чтобы правильно установить музыку в машину и настроить ее, необходимо выполнить инструкцию:
- Установите на усилителе звуковой фильтр для «саба» – LPF. Частотную характеристику для кроссовера установите в интервале 50-70 герц. Под «кроссовером» следует понимать электронную плату, которая включает несколько фильтров звука по разным частотам.
- Установите фильтр переднего звука – HPF. Частота кроссовера – от 70 до 90 герц.
- Чувствительность на усилителе установите на о. На головном устройстве громкость установите на полную мощность. Далее, на усилителе регулировку чувствительности постепенно увеличивайте до момента, пока не возникнут искажения звука. После этого немного снизьте чувствительность.
Как сделать уплотнение капота и тюнинг заглушек противотуманок новой Калины?
На этом основную настройку музыки в машине можно завершить.
Видео как правильно подключить четырёхканальный и одноканальный усилитель
Надеемся, что эта статья помогла разобраться в том, как правильно подключить автомобильный усилитель. Оцените статью по 5 бальной шкале, если есть замечания, пожелания или вы знаете что-то, что не указано в данной статье сообщите нам! Оставьте свой комментарий ниже. Это поможет сделать информацию на сайте ещё более полезной.
Компонентная акустика в автомобиль
Эта статья предназначена для тех любителей звука, которые хотят узнать, как подключить компонентную акустику в авто. Кроме того, будет приведена подробная информация о том, что такое компонентная акустика и с чем ее едят.
Уровень первый. Шумоизоляция
Да-да, это самый первый пункт при любом апгрейде штатной аудиосистемы. Хочешь слушать музыку — первым делом избавься от лишних звуков. Кстати, речь не столько о стороннем шуме, сколько о кузовном. Посмотрите на домашнюю колонку. Прочный корпус, лишенный призвуков. Звук излучает лишь то, что должно излучать звук, а что не должно — держится монолитно. А теперь взгляните где и как установлен любой автомобильный динамик и что является для него корпусом. Чаще всего он закреплен на какой-нибудь металлической панели, а в худшем случае и вовсе на пластиковой обивке. А корпус такой «колонки» — это дверь или какая-нибудь кузовная ниша. Жесть, да и только. Кстати, в прямом смысле этого слова.
Самый простой способ улучшить акустические условия работы динамиков и избавиться от ненужных резонансов и прочих призвуков металла — использовать вибродемпфирующие материалы. Они обычно делаются на основе битума или каучука, часто с какими-нибудь добавками. Их главная особенность — высокая внутренняя вязкость. В основном это просто листовые материалы, которые раскраиваются прямо по месту и тщательно прикатываются к металлу. Но иногда такие материалы бывают и в виде мастик.
Обработка вибродемпфирующими материалами устраняет призвуки металла и улучшает условия работы установленных динамиков
Вибродемпфирующие материалы потяжелее и пожестче эффективнее, но с ними и работать тяжелее, так что не все мастера их любят. С теми, что потоньше и полегче, работать проще, но от них и эффект не настолько высок. Оптимум, как правило, где-то посередине.
Разного рода легкие вспененные и волокнистые материалы можно рассматривать лишь факультативно, они работают несколько иначе, и на поглощение вибраций металла особого влияния не оказывают.
Все про компонентную акустику
Локанальное подключение компонентной акустики
Автомобильную акустику принято делить на два типа:
Если коаксиальная акустика подразумевает систему с раздельными ВЧ, НЧ и СЧ полосами, расположенными на одной оси, то компонентная акустика позволит более точнее построить звуковую сцену.
Примечание. Звук компонентной акустической системы всегда объемнее в отличие от коаксиальной акустики.
В коаксиальной системе используется кроссовер-конденсатор, который играет роль фильтра частот. В компонентной акустике эту же функцию выполняет уже не отдельный конденсатор, а целый блок с фильтрами более высокого уровня.
Автомагнитола
- Компонентная акустика естественно, состоит из отдельных составляющих. Главная роль отводится компоненту под названием автомагнитола, которая обычно бывает штатно встроена в автомобиль(см.Штатные автомагнитолы: обзор и установка). Но обычно это в большинстве своем бюджетный вариант, представляющий собой кассетные проигрыватели LG или Panasonic.
- Если владелец автомобиля намеревается сменить штатную автомагнитолу на CD-проигрыватель, так, чтобы бюджет не превышал 2,5 тысячи рублей, то рекомендуется обратить внимание на следующие автомагнитолы компонентной акустики: Pioneer, Alpine и другие.
Динамики
Схема подключение компонентной акустики
Это вторая составляющая компонентной акустики. Выбирать колонки приходится более тщательнее, отдавая предпочтение скорее активным сабвуферам(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы), хотя и стоят они подороже пассивных колонок. Выбирая динамики для собственной компонентной акустики, следует знать следующее:
- Нужно хорошо подготовить салон, проведя в нем шумо- и виброизоляцию.
- Подбирать сабвуферы с учетом приобретенной автомагнитолы.
- Динамики не рекомендуется устанавливать без акустических полок и подиумов.
- Динамики можно легко установить в передние двери автомобиля, независимо от размера колонок.
Усилитель
Внешний усилитель мощности заметно повышает качество воспроизводимой музыки. В активных динамиках он уже бывает встроен по умолчанию, а для пассивных колонок его надо покупать в отдельности.
Акустический экран в двери
Больше всего экран нужен для динамиков с высокими и средними частотами. Основная цель использования экрана – обеспечить максимально четкий и вместе с тем глубокий бас. Оптимальный диапазон воспроизведения у такой колонки должен быть не меньше 50Гц.
Есть два варианта акустических экранов:
- Внутренний – материал устанавливается под дверной картой;
- Наружный – изготавливается специальный короб, в котором находится громкоговоритель. Он крепится поверх дверной карты.
Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки.
Как подключить самостоятельно компонентную акустику
Установка компонентной акустики
Прежде всего, надо вооружиться следующим:
Установка акустики компонентной
- Откручиваем винты, фиксирующие обивку дверей (используем отвертку).
Примечание. Винты могут прятаться под обшивкой или пластиковыми ручками. Их надо будет обязательно найти, чтобы не испортить обшивку при демонтаже. Если поломается один из пистонов, то не стоит отчаиваться, ведь можно поставить новые.
- Снимаем обшивку.
- Снимаем также декоративные накладки с ручек двери. Делаем это с помощью отвертки, обернутой мягкой тканью.
- Если на автомобиле стоит штатный динамик, то демонтируем его. Отсоединяем его разъемы и извлекаем из подиума.
Примечание. При этом нужно очень аккуратно работать со штатной звукоизоляцией, ведь потом ее будет трудно приклеить на свое место.
- Осматриваем внимательно обшивку и дверь, выбирая лучшее место для установки нового динамика для автомагнитолы.
Примечание. Для каждого автомобиля существует свой способ крепления динамика. Так, на Пежо 206 место для динамика есть, но нет места для кроссовера. Это место перенесено на обшивку в пенопласте, которое нужно просто вырезать, в зависимости от размера фильтра частот.
- Посадочное место-подиум смазываем клеем и крепим саморезами.
- Выводим два провода для подключения. Один из проводов подключаем к НЧ динамику, а другой к кроссоверу.
- Оклеиваем штатное место под динамик виброизолом.
- Обратно одеваем обшивку.
Примечание. Эксперты советуют устанавливать компонентную акустику Pioneer. Она всегда отличается высоким качеством, ведь каждый раз производитель делает акцент на получение лучшего качества звука.
Инструкция по установке компонентной акустики своими руками в полной версии может быть скачана из сети Интернет. В процессе монтажа важно использовать фото и видео – материалы. Цена на акустику может быть разной и все зависит от конкретного производителя.
Уровень второй. Замена штатных динамиков
Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система «запоет». Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.
Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом
Одна из хитростей, к которой прибегают автопроизводители — уменьшенный импеданс акустики. Вообще, в автомобильном аудио самая распространенная акустика — 4-омная, а вот в «штатках» нередко используют 2-омную. Все для того, чтобы форсировать дохлый штатный усилитель и чуть поднять запас по громкости. Замените такие динамики более привычными 4-омными, и получите тихую систему, и все попытки увеличить громкость будут сопровождаться ростом искажений.
Но это еще ладно, среди aftermarket акустики полно 2-омной. Не наступить бы на другие грабли — скорректированный сигнал. Это, кстати, одна из «фишек» многих брендовых штатных систем — там не компоненты лучше, а именно коррекцией компенсируют особенности дешевых динамиков и недостатков их акустического оформления. Замените в такой системе динамики, и такая коррекция будет уже неуместна.
Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.
Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:
Выбор автомагнитолы
Практически все современные автомагнитолы, вне зависимости от бренда, сделаны в Китае и по техническим характеристикам приблизительно одинаковые. Отличаются только размерами по высоте (50 или 100 мм), внешним видом, числом каналов и дополнительными коммутационными возможностями.
Поэтому при выборе автомагнитолы в первую очередь нужно узнать размер посадочного места для нее в автомобиле и определиться с перечнем необходимых Вам дополнительных коммуникационных возможностей.
Технические характеристики современных магнитол | ||
Наименование | Функция | Примечание |
FM радио (87,5-108 МГц) | Прием радиопередач в УКВ диапазоне | современный диапазон |
AM радио (66-74 МГц) | Прием радиопередач в УКВ диапазоне | советский диапазон |
Воспроизведение с USB | Прослушивание звуковых и просмотр видео роликов | MKV, MP4, DIVX, Lossless Audio, JPEG, MP3 и WMA |
Воспроизведение с SD флеш | Прослушивание звуковых и просмотр видео роликов | MKV, MP4, DIVX, Lossless Audio, JPEG, MP3 и WMA |
Пульт дистанционного управления | Управление режимом работы магнитолы дистанционно | |
Сенсорный экран | Управление магнитолой прикосновением к экрану | Нестабильная работа при отрицательных температурах |
GPS навигация | Определение места нахождения и возможность прокладки маршрута передвижения | |
Bluetooth громкая связь | Беспроводное подключение к магнитоле внешних устройств | Возможность общения по сотовой связи со свободными руками |
3G интернет | Беспроводное подключение магнитолы к системе Интернет | Возможность работать в интернете |
Wi-Fi | Беспроводное подключение внешних устройств к магнитоле через IP | |
Количество каналов для подключения громкоговорителей | 2, 4, 6 | Оптимально четыре |
Выход на сабвуфер | Возможность подключения сабвуфера | Для меломанов |
После определения перечня желаемых технических характеристик можно приступать к выбору подходящей модели. Практически все современные магнитолы обеспечивают достаточную мощность звука и низкий уровень нелинейных искажений, обеспечивающие достаточно качественное звуковоспроизведение для прослушивания, и все рассуждения по данной теме беспочвенны.
Естественность звуковоспроизведения зависит не только от источника сигнала, параметров магнитолы или другого звуковоспроизводящего устройства и их акустических систем, но и от акустических характеристик помещения. Достигнуть естественного звучания в салоне автомобиля объемом в несколько кубометров, да еще на половину имеющем не поглощающее звуковые волны покрытие (стекла, пластик) в принципе невозможно.
Излученные динамиком звуковые волны многократно отражаются от стекол и пластиковых панелей, образуя затухающие стоячие волны в виде эха. Отраженные волны суммируется с вновь излученными динамиками, и искажают их. Насладиться естественным звучанием можно только в концертном зале.
Таким образом, главными критериями при выборе автомагнитолы являются: высота корпуса, наличие необходимых функций и внешний вид
. Остальные технические характеристики современных магнитол, как правило, обеспечивают высокое качество звуковоспроизведения.
Поэтому при выборе для установки в свой автомобиль я приобрел на Алиэкспресс по скидке всего за 12$ автомагнитолу SJ-T10446-93 модели 2033, которая понравилась мне по цене, внешнему виду и техническими характеристиками, которые приведены ниже в таблице. Внешний вид ее вы видите на фотографии.
Основные характеристики магнитолы SJ-T10446-93 модели 2033 | ||
Наименование | Характеристика | Примечание |
Типоразмер | 1DIN | 180 мм×50 мм×160 мм |
Напряжение питания | 12 В | Минус на корпусе |
FM канал | 87,5-108 МГц | Чувствительность 22 db |
Воспроизведение | USB, SD флеш, с Audio входа | Формат MP3, MP4, WMA |
Система звука | Стерео | Разделение >25 db |
Частотный диапазон | 20-20000 Гц | Нелинейные искажения <0.1% |
Сопротивление нагрузки | 4-8 Ом | Сопротивление динамиков |
Выходная мощность | 4×50 Вт | Четыре канала |
Дисплей | Светодиодный ЖК | Формат ID3 |
Регулятор громкости | Круглая ручка | Электронный |
Эквалайзер | Ступенчатая регулировка кнопкой | Классика, джаз, СОЗ, рок |
Температура эксплуатации | минус 20 — 60 С° | |
Тип колодки для подключения | Любой | Планировалась перепайка |
Перед поиском подходящей модели автомагнитолы я выписал все необходимые технические характеристики и требования, которые свел в таблицу и по ним уже осуществлял выбор. Остальные функции, такие как запоминание настроек, ПДУ и другие, как правило, присутствуют по умолчанию.
Угол излучения звука
Если колонка будет слишком высоко направлена, это отразится на чистоте музыки. Высокие частоты будут хуже передаваться. Опыт показывает, что угол наклона, превышающий 60 градусов, искажает передачу звукового сигнала. По этой причине, создавая наружный экран, следует точно рассчитать эту величину.
Изготавливая наружную конструкцию, вначале необходимо надежно закрепить внутренний экран. Затем внешний короб либо изначально изготавливается с нужным наклоном к вертикали, либо прикручивается наискось саморезами. Пустоты заполняются шпаклевкой. Вся конструкция обрабатывается стекловолокном и обтягивается соответствующей тканью.
Правильная установка автозвука
При прокладке проводов под капотом избегайте прикосновений изоляции проводов с двигателем. Многие типы изоляции от периодического нагрева движком усыхают и трескаются, кроме того двигатель при работе вибрирует и покачивается и может перетереть изоляцию.
Располагайте провода в стороне от горловин заливки жидкостей двигателя, чтобы избежать случайное попадание на провода масла, тосола или незамерзайки.
После затяжки проводов в клеммы проверяйте время от времени не уползла ли изоляция с провода вблизи клеммы. Иногда бывает такое случается и под капотом оказывается не заизолированный участок силового провода на который так и норовит упасть отвертка или гаечный ключ.
Участок силового провода который проходит через переборку моторного отсека постарайтесь дополнительно защитить. Одеть дополнительную гофру, например, или края отверстия одеть в резиновое кольцо и т. д. чтобы железо со временем не прорезало изоляцию.
Если прокладываете провод в резинке с тросиком сцепления то проверяйте регулярно целостность провода. Тросик может при выжыме начать гулять и постепенно перетирать силу. В идеале же конечно кинуть силу отдельно в персональное отверстие. Замазав место перехода силиконовым герметиком, чтоб избежать попадание влаги в салон.
Вынимать и вставлять разъем в магнитолу лучше всего предварительно вытащив предохранитель стоящий на проводе питания магнитолы, ну или скинув клемму авто.
В двери от кузова протягивайте провода только в защитной резинке. Если все не умещаются в одну резинку, то выше засверлите отверстия под еще одну такую же. Иначе провод быстро повредив изоляцию сядет на массу. А если на массу сядет хотя бы 1 из акустических проводов то усилитель будет уходить в защиту при повышении громкости.
При обнаружении трещин в этих гофрах или повреждений, замажьте щели силиконовым герметиком и при возможности замените гофры. Попадание влаги внутрь гофры крайне не желательно.
Для протяжки проводов в двери отдайте предпочтение проводам у которых изоляция не дубеет на морозе. Иначе зимой внутри гофры провода треснут и закоротят, завалив аппаратуру в защиту.
Мидбасы в дверях лучше не устанавливать клеммами вниз. В случае конденсата или попадания влаги в дверь влага будет стекать как раз на клеммы что им совсем не идет на пользу.
В дверях внизу как правило можно найти отверстия для стоков влаги которая может попасть в дверь. Эти отверстия часто забиваются и их нужно периодически чистить. Особенно в шумоизолированых дверях, которые из за изоляции плохо проветриваются.
При укладке проводов в дверях проследите чтоб они не лежали на дне двери собирая влагу. Также проследите чтоб провода не могли зацепить стеклоподъемники, иначе подъемники с легкостью повыдирают и провода и клеммы с динамика при подъеме стекла.
При прокладке проводов по салону проследите чтоб провода нигде не перетирало и не задавливало. Также ложите провода там, куда не наступают ноги ваши и пассажиров. Учитывайте просадку сидений когда на них пассажир.
При креплении усилителя уточните в инструкции допустимо ли соединять корпус усилителя с кузовом авто. В некоторых моделях усилителей производитель предлагает этого избегать. Если такое ограничение есть то проверьте не посадят ли на кузов шурупы которыми крепится усилитель и как не допустить случайного касания усилком элементов кузова.
Если усилитель имеет зажимы под клеммы-вилочки то снабдите провода ими, либо перед зажимом провода делите жилу на 2, вставляйте по обоим сторонам от болта и тогда зажимайте чтоб не допустить перекоса.
Если усилитель снабжен винтовыми зажимами именно провода, то не пролуживайте зажимаемые провода. Зачищайте до блеска и зажимайте так.
Также в таких зажимах не тяните провода которые значительно меньше допустимого сечения зажима. Если такая необходимость есть то сложите жилу в несколько раз и потом зажимайте.
После сборки системы через время протяните все зажимы проводов. Медь со временем усаживается ослабляя контакт по этому протяжка всех соединений просто необходима 2-3 раза в течение первых 2-3 месяцев работы системы.
Не ставьте провода к усилителю в натяжку. Это также со временем ослабит контакт. И не вешайте провисающих соплей из проводов по багажнику. Зацепить и порвать такой провод проще простого. Да и выглядит хреново эта лапша.
Если усилитель находится на откидывающейся спинке то зафиксируйте провода перед клеммами усилка, чтоб при откидывании провода не гнулись непосредственно около клемм. Особенно это важно зимой когда изоляция проводов становится жестче.
Зимой на морозе не вваливайте большую громкость сабу до тех пор пока салон достаточно не прогреется. Иначе рискуете порвать дифф и подвес которые дубеют на морозе. Даже если вы «уже сто раз включали и все нормально было». Это «нормально» говорит только о том что вы везучие люди.
Не рекомендуется включать аппаратуру вовсе если температура в салоне ниже -6. Грейте салон потом включайте.
Любые подключения отключения аппаратуры производите только отключив систему и обесточив плюсовой провод силы.
Даже если вы «уже сто раз включали и все нормально было». Разве что переключая межблоки можно не обесточивать плюс. При этом выключать аппаратуру обязательно. Также нужно следить за тем чтоб межблоки случайно не каснулись силового плюса на клемме.
Если необходимо для проверки отключить какой-то отдельный динамик от усилителя то отключайте сразу оба контакта и изолируйте их.
Если по каким то причинам вам нужно под напряжением подключить усилитель то сначала подключайте минус потом плюс и потом рем провод внимательно следя чтоб отверткой не замкнуть + на корпус усилка. Отключать усь нужно в обратном порядке.
Если в системе стоит накопитель, то его после отключения питания нужно обязательно разрядить лампочкой или подходящим потребителем.
Никогда не интересуйтесь в интернете о том как звучит та или иная аппаратура и не просите совета посоветовать что-то лично в вашу систему.
Дело в том что как я говорил системы, настройки, машины и уши у всех разные! То что отлично будет звучать для одного будет раком ушей для другого. Любой совет в интернете не даст вам ровным счетом ничего и только больше запутает.
Ни один даже самый компетентный отзыв профессионала об акустике скажем не даст вам понятия о том как оценят звук ваши уши при работе этого же компонента в вашей системе.
Кроме того 4/5 советчиков в интернете абсолютно понятия не имеют о том, что советуют. Их познания в этой области ограничиваются прочтением советов в инете таких же «спецов» как они и не более того. Думаю не надо объяснять, что такие советы не только бестолковы, но и зачастую опасны для вашей аппаратуры.
Максимум что можно учесть в интернете это отзывы о надежности работы какого либо компонета, его функционале и удобстве работы с ним.
Никогда не занимайтесь вслушиванием в аппаратуру на стендах в магазине. Особенно эта глупость касается прослушки мидбасов и сабов.
Прослушка в магазине не даст никаких понятий как этот компонент заиграет в вашей машине. Автоаппаратура строится с учетом нюансов акустики авто. Без них звук изменится до неузнаваемости превратив вашу прослушку в магазине в бестолковую затею.
Никогда не покупайте акустику исходя из любимых жанров музыки.
Обойдите стороной самый распространенный миф о динамиках гласящий о том что их можно (нужно) подбирать исходя из предпочитаемых жанров музыки. В общем то отчасти верно что на каких то связках какие то жанры заиграют более приятно а какие то менее. Вот только эти выводы будут справедливы только для отдельно взятой системы в отдельно взятой машине и для отдельно взятых ушей слушателя.
Другой же человек найдет приятным на этой аппаратуре совсем другой жанр, а третий человек вообще скажет что для его уха эта связка неприемлема. Все это индивидуальные вещи и брать чужое мнение в надежде что оно совпадет с вашим не практично.
Никогда не спрашивайте в интернете совета по оформлению сабвуфера, параметров коробка и настройке фазоинвертора.
Отчасти верно что некоторые сабы тяготеют к какому то конкретному типу оформления, но это далеко не все сабы. Настройка же также индивидуальна для вашей машины и ушей как и подбор динамиков по жанрам.
Тот ящик и динамик который у кого то играет отлично по его мнению будучи повторенным у вас может полностью разочаровать. Оформление саба это вообще процесс больше творческий и добиваться хорошего звука приходится несколько раз экспериментируя с перепилами тестовых ящиков с разными настройками и объемами. Интернет советы в большинстве случаев ничего не дадут. По ним лишь можно сориентироваться каков диапазон объемов и настроек ящика для вашего динамика в котором вам придется плясать.
Остается только посоветовать перед выбором структуры и направления системы в общем и компонентов ее в частности послушать максимально много различных систем на различных компонентах и различного направления.
Причем компоненты лучше слушать в машине салоном схожей с вашей. Такой опыт позволит вам и объективно осознать чего нужно от звука именно вам, какой звук ваш и на каких компонентах, ящиках и настройках этого можно добиться проще и дешевле всего. Ну и убережет от бестолково потраченного времени сил и денег.
Ну и еще хотелось бы отдельно упомянуть тех людей которые кидаются ставить звук в машину абсолютно не имея понятия как это делать грамотно, желательно за 1 вечер и с пивом, а потом рассказывают всем что «долбит и так все чотка, а все эти тонкости и нафик мне не нужны по соревнованиям ездить не собираюсь» и упомянуть тех кто считает: «у меня дешевая аппаратура, нафик оно надо заморачиваться с ней». Хочу вам сказать что бестолковым подходом можно испортить звук даже самым топовым компонентам и наоборот толковым подходом можно даже самые бюджетные компоненты заставить запеть совсем неплохо.
Подойдя же к вопросу звука наспех и не заморочавшись вы без вариантов получите отстойный звук с колхозным интсаллом и ни о каких соревнованиях речь вообще не идет. Просто можно потратить деньги с умом и получить толковый звук раскрыв потенциал системы полностью как в громкости так и в качестве. А можно проезжая в очках, свесив руку из окна оглашать округу хрипом, треском и пердежом из динамиков вызывая смех снисходительные улыбки прохожих.
Правильная прокладка проводов в автозвуке
Шум в аудиосистеме автомобиля может возникать по многим причинам. Распространенной проблемой является несовпадение уровней сигнала между компонентами аудиосистемы. В результате этого возникает избыточное шипение, особенно на низких уровнях громкости. Правильная регулировка уровня сигнала предусилителя оптимизирует рабочую характеристику "сигнал/шум" усилителя. Важно не перегрузить входной сигнал на усилитель и выходной сигнал с усилителя.
Электрическая система автомобиля сама по себе является источником шумов. Автомобильный генератор, необходимый для подзарядки аккумулятора, генерирует переменный ток. Шум генератора распознается как завывание, меняющееся в зависимости от оборотов двигателя. Большой ток от генератора порождает мощное электромагнитное поле. Если расположить рядом два кабеля, один из которых несет электрический ток, то возбуждение тока в соседнем проводнике под действием электромагнитного поля может произойти в двух случаях:
— при движении одного из кабелей относительно другого;
— при изменении интенсивности электромагнитного поля.
Как только, включается генератор для зарядки аккумулятора, вступает в действие второй из вышеперечисленных случаев. Иногда источником шума может служить аккумулятор, если он имеет плохой элемент. В этом случае способность аккумулятора фильтровать шум резко снижается. Неисправный генератор также может породить шум в аудиосистеме.
Шум в аудиосистеме возникает из-за влияния магнитного поля проводника на соседние линии электропитания. Это называется индуктивной связью. Магнитная головка автомагнитолы наиболее чувствительна к магнитной энергии, поскольку она сконструирована для считывания магнитного заряда с пленки кассеты. Эффективным путем устранения или предотвращения шума в данном случае является удаление источника шума из окрестности блока головки автомагнитолы. Это означает физическое перемещение силовых проводов подальше, или прокладка их по новому пути, вдали от магнитолы. Также присмотритесь к электронным часам и измерительным приборам в салоне автомобиля, размещенным прямо над головным устройством. Устройство, которое не может быть перемещено, необходимо экранировать магнитно- непроницаемой металлической фольгой, богатой ферритом. Алюминиевая фольга редко срабатывает, потому что состоит не из феррита или других форм магнитного экранирования. Экранирование блока магнитной головки сработает только в случае, если экран независимо заземлен.
Акустические провода, проложенные слишком близко от жгутов электропроводки автомобиля, также будут увеличивать вероятность появления шума. Магнитное поле, окружающее один провод, может быть индуцировано в аудиопровод. Пересекать такие провода следует под прямым углом, что исключает появление шумов.
Соединения панелей кузова в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии и, со временем, вероятность того, что металлический ограждающий щиток станет незаземленным, — очень высока. Капот автомобиля прикреплен на петлях и производители устанавливают заземляющую пластину от противопожарной перегородки до капота. Когда шум появляется внезапно, скорее всего сломалась эта заземляющая полоска, или у нее на соединительных деталях высокое коррозийное образование. Удаление ржавчины устранит проблему.
Различные электронные узлы автомобиля также являются источниками шумов. Бортовые компьютеры, электронное зажигание и впрыск, тормозные системы ABS, электронные регуляторы света и плохое заземление антенны могут вызывать шум. Системы электронного зажигания дают шум, слышимый в FM диапазоне радиоприемника и звучат как типичные искровые помехи.
Аудиосистема — неотъемлемый атрибут любого автомобиля. Качество звучания зависит не только от используемых аудиоустройств и шумоизоляции салона. Во многом звук зависит от правильного монтажа компонентов аудиосистемы. А именно от качества проводки и правильной укладки.
Основные правила укладки проводов:
Во-первых, прокладывая провода к аудиосистеме помните, что использовать следует только специально предназначенные для этого провода. Требуемого сечения и обязательно в толстой изоляции. Чем толще сечение провода, тем меньше будет потерь при передаче аудио сигнала, значит чище звук. Изоляция должна быть прочной, но гибкой, а также стойкой к воздействию вибраций и перепадов температуры.
Во-вторых, никогда не забывайте про безопасность, на все силовые цепи необходимо устанавливать предохранитель, который в случае короткого замыкания спасет вам аппаратуру.
В-третьих, существует три вида проводов применяемых для подключения аудиосистем:
Акустические провода прокладываются как можно дальше от силовых проводов и электрических цепей автомобиля.
В-четвертых, лучше всего использовать медные провода, но при необходимости можно заменить медный на алюминиевый, но его сечение должно быть больше, чтобы компенсировать потери.
В-пятых, для питания аудиосистемы лучше всего использовать предусмотренные производителем автомобиля провода, однако если питания не хватает, следует провести выделенную цепь от аккумулятора, обязательно оборудовав ее предохранителем.
В-шестых, прокладывая провода, следует в местах их соприкосновения с металлическими частями кузова автомобиля прокладывать специальные уплотнительные резинки, которые предотвратят повреждение провода. При прокладке заземления, его длина не должна превышать 45 сантиметров. Рекомендуется заземлять все электроприборы в одном месте.
В-седьмых, если аккумулятор не способен обеспечить требуемого напряжения, необходимо параллельно ему подключить конденсатор, рассчитанной емкости, который компенсирует недостаток.
В-восьмых, провода для аудиосистемы лучше вести параллельно штатной проводке автомобиля, это позволит избежать их повреждений. А также значительно упростит последующий доступ к ним.
В-девятых, перед тем как проложить провода рекомендуется сделать шумоизоляцию салона, иначе потом произвести эту операцию будет проблематично.
Как только вся проводка проложена необходимо с помощью мультиметра проверить наличие соединений, а также отсутствие коротких замыканий, только после этого можно подключаться к бортовой сети автомобиля.
Обязательным элементом салона любого автомобиля является автозвук. Для каждого автомобилиста автозвук имеет свое значение. Одни считают необходимостью слушать любимую музыку повсеместно, сидя за рулем своей машины, другие используют автозвук, чтобы отгораживаться от уличного шума. Автозвук, как правильно работающая акустическая система в целом, начинается с выбора ее компонентов. Даже если компоненты акустической системы произведены разными изготовителями, при их правильном подборе и установке будет достигнут хороший результат. После подбора составляющих аудиосистемы необходимо выбрать способ ее установки и можно приниматься за монтаж. Начальным этапом монтажных работ является прокладка проводов. Выбору проводов необходимо уделить должное внимание, ибо благодаря им поддерживается правильное функционирование аудиосистемы в целом и высокое качество непосредственно автозвука.
Прокладывая акустические провода в салоне автомобиля, необходимо помнить, что качество звучания акустической системы зависит от качественного питания усилителя. При инсталляции аудиосистемы используются только специализированные виды проводов. Также многое зависит от сечения прокладываемого провода: обычные экранированные провода тонкого сечения не подходят, чем короче и толще будет прокладываемый проводок – тем качественнее будет автозвук.
В современных аудиосистемах для питания сабвуфера используются провода толстого сечения с мощным предохранителем, для питания памяти магнитолы применяют более тонкие провода. Для кодированных приемников используется еще 1 дополнительный провод. Для качественного автозвука необходимо тонкий провод, например «Memory 12V «, без коммутаций подключать напрямую к аккумулятору, а толстый, питающий усилитель, можно подключить через замок зажигания или дополнительно установленный выключатель.
В автоакустике применяются такие виды проводов: межблочный или RCA акустический провод и силовой провод. При применении некачественного RCA провода, электромагнитные поля, генерируемые энергосистемой авто, создают шумовые эффекты в аудиосистеме.
Чтобы правильно прокладывать провода для автоакустики, необходимо запомнить следующее правило: RCA провода нужно проложить в отдалении от силовых проводов и электропроводки автомобиля. Все компоненты аудиосистемы лучше заземлить в одной точке. Используя алюминиевые провода вместо медных ввиду их меньшей стоимости, можно заменять медный провод алюминиевым, но с сечением на порядок выше.
Автозвук: как правильно прокладывать провода, исходя из специфики их прокладки, ставит жесткие требования к проводке: ее изоляция должна быть толстой, не подверженной воздействию температур, и очень гибкой. Жесткие, подверженные растрескиванию или режущиеся провода могут не только привести к выходу из строя акустического оборудования, но и быть в прямом смысле взрывоопасными.
Для таких компонентов, как эквалайзер и некоторые источники, можно применять уже имеющуюся в автомобиле силовую проводку. Однако, для усилителей, потребляющих большую мощность и большой ток, имеющаяся в машинах проводка не подходит. Положительный провод сабвуфера необходимо прокладывать на аккумулятор, при этом предохранитель нужно ставить как можно ближе к автомобильному аккумулятору. В районе рулевой колонки имеется несколько отверстий, делающих возможность проложить положительный провод без сверления в моторном щитке отверстия. Изоляция проводов, под воздействием различных факторов, может со временем растрескаться, что зачастую приводит к замыканиям и даже пожарам. Поэтому всегда необходимо использовать резиновые уплотнители при прокладке проводов через места с металлическими острыми углами, позволяющие избежать повреждения изоляции. Заземление усилителя лучше всего произвести на кузов автомобиля, по возможности в непосредственной близости от самого усилителя, на неокрашенную точку металлической поверхности. Длина заземляющего провода не должна превышать 45 см, а его сечение не должно быть меньше, чем у положительного провода. Если аккумулятор не дает необходимого для качественной работы аудиосистемы напряжения, то можно параллельно с усилителем подключить конденсатор, служащий для дополнительной подачи энергии.
Некоторые правила, как прокладывать провода внутри салона автомобиля.
Прокладываться провода могут как по углам салона или в моторном отсеке, так и через двери. Прокладывать провода через металлическую перегородку необходимо через резиновую трубку. Во избежание повреждений или обрывов проводов желательно их укладывать так же, как уложена штатная проводка авто. При прокладке проводов необходимо учитывать, что они не должны будут мешать при последующем проведении ремонта автомобиля или техосмотров.
Перед тем, как прокладывать акустические провода, необходимо произвести при надобности шумоизоляцию салона авто. Шумоизоляция авто начинается с проведения анализа причин шума: возникает ли шум от работающего мотора, от трансмиссии, или производится шинами. Чтобы иметь в авто качественную акустику, необходимо помнить, что глубина и полнота звучания сохраняются только в замкнутом пространстве. Поэтому шумоизоляции нужно уделять повышенное внимание. Шумоизоляция необходима также для устранения вибрации различных деталей кузова машины, отделочных деталей, приборной доски. Шум и вибрация негативно влияют на акустические свойства и сильно снижают качество автозвука. Правильно произвести шумоизоляцию салона можно при помощи битумных и битумно-полимерных пластин на самоклеющейся основе, наложенных на обезжиренные поверхности.
Перед включением акустической аппаратуры необходимо проверить качество ее установки, надежность крепления всех ее составляющих, отсутствие замыканий или обрывов проводов.
При прокладке проводов под капотом избегайте прикосновений изоляции проводов с двигателем. Многие типы изоляции от периодического нагрева движком усыхают и трескаются, кроме того двигатель при работе вибрирует и покачивается и может перетереть изоляцию.
Располагайте провода в стороне от горловин заливки жидкостей двигателя, чтобы избежать случайное попадание на провода масла, тосола или незамерзайки.
После затяжки проводов в клеммы проверяйте время от времени не уползла ли изоляция с провода вблизи клеммы. Иногда бывает такое случается и под капотом оказывается не заизолированный участок силового провода на который так и норовит упасть отвертка или гаечный ключ.
Участок силового провода который проходит через переборку моторного отсека постарайтесь дополнительно защитить. Одеть дополнительную гофру, например, или края отверстия одеть в резиновое кольцо и т. д. чтобы железо со временем не прорезало изоляцию.
Если прокладываете провод в резинке с тросиком сцепления то проверяйте регулярно целостность провода. Тросик может при выжыме начать гулять и постепенно перетирать силу. В идеале же конечно кинуть силу отдельно в персональное отверстие. Замазав место перехода силиконовым герметиком, чтоб избежать попадание влаги в салон.
Вынимать и вставлять разъем в магнитолу лучше всего предварительно вытащив предохранитель стоящий на проводе питания магнитолы, ну или скинув клемму авто.
В двери от кузова протягивайте провода только в защитной резинке. Если все не умещаются в одну резинку, то выше засверлите отверстия под еще одну такую же. Иначе провод быстро повредив изоляцию сядет на массу. А если на массу сядет хотя бы 1 из акустических проводов то усилитель будет уходить в защиту при повышении громкости.
При обнаружении трещин в этих гофрах или повреждений, замажьте щели силиконовым герметиком и при возможности замените гофры. Попадание влаги внутрь гофры крайне не желательно.
Для протяжки проводов в двери отдайте предпочтение проводам у которых изоляция не дубеет на морозе. Иначе зимой внутри гофры провода треснут и закоротят, завалив аппаратуру в защиту.
Мидбасы в дверях лучше не устанавливать клеммами вниз. В случае конденсата или попадания влаги в дверь влага будет стекать как раз на клеммы что им совсем не идет на пользу.
В дверях внизу как правило можно найти отверстия для стоков влаги которая может попасть в дверь. Эти отверстия часто забиваются и их нужно периодически чистить. Особенно в шумоизолированых дверях, которые из за изоляции плохо проветриваются.
При укладке проводов в дверях проследите чтоб они не лежали на дне двери собирая влагу. Также проследите чтоб провода не могли зацепить стеклоподъемники, иначе подъемники с легкостью повыдирают и провода и клеммы с динамика при подъеме стекла.
При прокладке проводов по салону проследите чтоб провода нигде не перетирало и не задавливало. Также ложите провода там, куда не наступают ноги ваши и пассажиров. Учитывайте просадку сидений когда на них пассажир.
При креплении усилителя уточните в инструкции допустимо ли соединять корпус усилителя с кузовом авто. В некоторых моделях усилителей производитель предлагает этого избегать. Если такое ограничение есть то проверьте не посадят ли на кузов шурупы которыми крепится усилитель и как не допустить случайного касания усилком элементов кузова.
Если усилитель имеет зажимы под клеммы-вилочки то снабдите провода ими, либо перед зажимом провода делите жилу на 2, вставляйте по обоим сторонам от болта и тогда зажимайте чтоб не допустить перекоса.
Если усилитель снабжен винтовыми зажимами именно провода, то не пролуживайте зажимаемые провода. Зачищайте до блеска и зажимайте так.
Также в таких зажимах не тяните провода которые значительно меньше допустимого сечения зажима. Если такая необходимость есть то сложите жилу в несколько раз и потом зажимайте.
После сборки системы через время протяните все зажимы проводов. Медь со временем усаживается ослабляя контакт по этому протяжка всех соединений просто необходима 2-3 раза в течение первых 2-3 месяцев работы системы.
Не ставьте провода к усилителю в натяжку. Это также со временем ослабит контакт. И не вешайте провисающих соплей из проводов по багажнику. Зацепить и порвать такой провод проще простого. Да и выглядит хреново эта лапша.
Если усилитель находится на откидывающейся спинке то зафиксируйте провода перед клеммами усилка, чтоб при откидывании провода не гнулись непосредственно около клемм. Особенно это важно зимой когда изоляция проводов становится жестче.
Зимой на морозе не вваливайте большую громкость сабу до тех пор пока салон достаточно не прогреется. Иначе рискуете порвать дифф и подвес которые дубеют на морозе. Даже если вы «уже сто раз включали и все нормально было». Это «нормально» говорит только о том что вы везучие люди.
Не рекомендуется включать аппаратуру вовсе если температура в салоне ниже -6. Грейте салон потом включайте.
Любые подключения отключения аппаратуры производите только отключив систему и обесточив плюсовой провод силы.
Даже если вы «уже сто раз включали и все нормально было». Разве что переключая межблоки можно не обесточивать плюс. При этом выключать аппаратуру обязательно. Также нужно следить за тем чтоб межблоки случайно не каснулись силового плюса на клемме.
Если необходимо для проверки отключить какой-то отдельный динамик от усилителя то отключайте сразу оба контакта и изолируйте их.
Если по каким то причинам вам нужно под напряжением подключить усилитель то сначала подключайте минус потом плюс и потом рем провод внимательно следя чтоб отверткой не замкнуть + на корпус усилка. Отключать усь нужно в обратном порядке.
Если в системе стоит накопитель, то его после отключения питания нужно обязательно разрядить лампочкой или подходящим потребителем.
Никогда не интересуйтесь в интернете о том как звучит та или иная аппаратура и не просите совета посоветовать что-то лично в вашу систему.
Дело в том что как я говорил системы, настройки, машины и уши у всех разные! То что отлично будет звучать для одного будет раком ушей для другого. Любой совет в интернете не даст вам ровным счетом ничего и только больше запутает.
Ни один даже самый компетентный отзыв профессионала об акустике скажем не даст вам понятия о том как оценят звук ваши уши при работе этого же компонента в вашей системе.
Максимум что можно учесть в интернете это отзывы о надежности работы какого либо компонета, его функционале и удобстве работы с ним.
Никогда не занимайтесь вслушиванием в аппаратуру на стендах в магазине. Особенно эта глупость касается прослушки мидбасов и сабов.
Прослушка в магазине не даст никаких понятий как этот компонент заиграет в вашей машине. Автоаппаратура строится с учетом нюансов акустики авто. Без них звук изменится до неузнаваемости превратив вашу прослушку в магазине в бестолковую затею.
Никогда не покупайте акустику исходя из любимых жанров музыки.
Обойдите стороной самый распространенный миф о динамиках гласящий о том что их можно (нужно) подбирать исходя из предпочитаемых жанров музыки. В общем то отчасти верно что на каких то связках какие то жанры заиграют более приятно а какие то менее. Вот только эти выводы будут справедливы только для отдельно взятой системы в отдельно взятой машине и для отдельно взятых ушей слушателя.
Другой же человек найдет приятным на этой аппаратуре совсем другой жанр, а третий человек вообще скажет что для его уха эта связка неприемлема. Все это индивидуальные вещи и брать чужое мнение в надежде что оно совпадет с вашим не практично.
Никогда не спрашивайте в интернете совета по оформлению сабвуфера, параметров коробка и настройке фазоинвертора.
Отчасти верно что некоторые сабы тяготеют к какому то конкретному типу оформления, но это далеко не все сабы. Настройка же также индивидуальна для вашей машины и ушей как и подбор динамиков по жанрам.
Тот ящик и динамик который у кого то играет отлично по его мнению будучи повторенным у вас может полностью разочаровать. Оформление саба это вообще процесс больше творческий и добиваться хорошего звука приходится несколько раз экспериментируя с перепилами тестовых ящиков с разными настройками и объемами. Интернет советы в большинстве случаев ничего не дадут. По ним лишь можно сориентироваться каков диапазон объемов и настроек ящика для вашего динамика в котором вам придется плясать.
Остается только посоветовать перед выбором структуры и направления системы в общем и компонентов ее в частности послушать максимально много различных систем на различных компонентах и различного направления.
Причем компоненты лучше слушать в машине салоном схожей с вашей. Такой опыт позволит вам и объективно осознать чего нужно от звука именно вам, какой звук ваш и на каких компонентах, ящиках и настройках этого можно добиться проще и дешевле всего. Ну и убережет от бестолково потраченного времени сил и денег.
Подойдя же к вопросу звука наспех и не заморочавшись вы без вариантов получите отстойный звук с колхозным интсаллом и ни о каких соревнованиях речь вообще не идет. Просто можно потратить деньги с умом и получить толковый звук раскрыв потенциал системы полностью как в громкости так и в качестве. А можно проезжая в очках, свесив руку из окна оглашать округу хрипом, треском и пердежом из динамиков вызывая смех снисходительные улыбки прохожих.
Автозвук — это целый комплекс оборудования, работ и материалов. При погружении в тонкости построения качественной аудиосистемы, многие люди зачастую начинают теряться в потоке информации. Именно поэтому нередко автовладельцы обращаются в студии автозвука, которые и делают всю работу за них. Однако такой подход имеет серьезный недостаток: стоимость работ.
В этом цикле статей я расскажу о построении автозвука для новичков с самого нуля, благодаря чему вы без труда сможете самостоятельно улучшить звук в своем авто, и будете разбираться во всех тонкостях этого процесса. В данном материале мы поговорим о самом начале, о базе: разберем схему подключения аудиосистемы, чтобы вы понимали общие принципы того, как она работает.
Оборудование
Питание
Любая система автозвука: начинается с питания — это генератор и аккумулятор, которые установлены в любом авто. Генератор преобразует работу двигателя в электроэнергию, а аккумуляторная батарея представляет собой резервуар, который уже непосредственно используется для питания всего электрооборудования авто. В том числе и саунд-системы.
От штатного генератора на АКБ идет плюсовой провод, а минус соединяется с кузовом автомобиля. Если вы планируете создание сколько-нибудь серьезной саунд-системы, вам обязательно необходимо продублировать эти провода, используя большие сечения.
Кроме того, важно сделать дубляж минусового провода с аккумулятора, о чем забывают порой даже достаточно опытные мастера. Впрочем, об этом в дальнейшем мы поговорим отдельно, детально разобрав то, как следует выполнять дублирование.
Головное устройство
Оставим пока что в стороне проводку, и перейдем к головному устройству. Сегодня существует, фактически, три вида используемых ГУ.
- Штатные ГУ, устанавливаемые в авто с завода;
- Китайские ГУ на Android с сенсорным экраном;
- Специализированные аудиомагнитолы (с процессором и без).
Если вы действительно хотите получить хороший звук и выжать максимум из каждого вложенного рубля в ваше оборудование, вам необходимо остановиться именно на последнем варианте.
Сборка автозвука на штатном ГУ или ГУ с Android (например, на популярном сегодня Teyes CC2) возможна, но это всегда сопровождают определенные издержки, и вам всегда придется жертвовать качеством звука. Именно поэтому я крайне рекомендую всегда начинать сборку саунд-системы именно с покупки специализированный магнитолы, и желательно — с процессором. Таким образом, вы заложите плацдарм для дальнейшего перспективного развития своего звука.
Подключается магнитола на место штатного ГУ, и для этого используются стандартные разъемы, которые есть в большинстве современных авто. При этом от головного устройства идут провода на усилитель — следующий компонент нашей схемы. Для этого применяются RCA -кабели, которые знакомы многим под названием «тюльпаны». Называют их так за то, что внешне их штекеры напоминают соответствующие цветочки.
Усилитель
Задача усилителя получить сигнал от ГУ и, сделав его мощнее, передать на акустику. Чаще всего его размещают в багажнике, но бывают и другие способы размещения: под сидением, в бардачке и т. д.
От аккумулятора к усилителю прокладываются плюсовой питающий провод. Минусовой провод от усилителя соединяется с массой кузова. Можно протянуть его и от аккумулятор, но это ведет лишь к пустой трате денег, так как в таком случае вам понадобится значительно больший метраж проводки. При этом функционально от этого вы ничего не выиграете.
Кроме того, усилитель соединяется с ГУ с помощью межблочников, о чем уже было сказано выше. Также используется провод «remote ». Его значение достаточно велико, так как он управляет питанием. Его необходимо подключить таким образом, чтобы привязать включение/отключение усилителя к включению/отключению зажигания. Иначе вы рискуете разрядить ваш аккумулятор за несколько ночей, особенно если ваш АКБ уже готовится к выходу на пенсию.
И наконец, мы переходим к финальному этапу. От усилителя нам необходимо проложить акустические провода к вашим динамикам и сабвуферу. На их разновидностях мы останавливаться не будем: этому будет посвящена отдельная статья, так как тема очень обширная и в ней есть множество важных нюансов. Что касается акустических кабелей, то здесь все достаточно просто: к каждому динамику нужно подвести плюс и минус от усилителя.