MTB туры zagremel.ru — Повороты! Что б им пусто было!
В интернете полно обучающих видео от про и не очень о том, как научится ездить повороты. Большинство роликов вполне адекватны и понятны. Все их смотрели и вроде бы все всё поняли. Однако… Когда дело доходит до реального катания, оказывается, что не все так просто.
В наши туры приезжает много новичков. С самого начала нам было ясно, что просто ездить и показывать людям трейлы, особенно начинающим, толку мало. Людям надо давать базовые навыки владения горным велосипедом, постепенно они будут раскатываться и начнуть нормально ездить.
Хотя мы никогда не объявляли про обучение, скиллкэмпы и прочее, все четыре года мы этим занимались, особенно в новичковых группах. От группы к группе пробовали разный подход, придумывали что-то новое, что-то меняли.
Этой осенью в Крыму у нас было 3 гида и много групп с людьми разного уровня подготовки. Это был очень интересный опыт для нас. Все трое пришли из разных дисциплин: АМ, ДХ, 4X, у каждого свой стиль катания и метод обучения. Особенно, когда дело доходило до плоских поворотов, коих в окрестностях Алушты дофига. Как выяснилось, ездим мы их одинаково, а вот объясняет каждый по-своему. Делаем акценты на разном. Это может и хорошо, послушать разные версии, но в какой-то момент мы поняли, что новичкам нужно преподносить всё последовательно, а главное в соответствии с уровнем катания конкретного человека. Вломо вообще запретили упоминать про упор седла в бедра и прочие гоночные слаломные фишки при обучении новичков.
Втроем с Вломо и Аней вечерами много обсуждали, и в результате родился план, которого придерживались последнее время. Мы решили с вами поделиться нашими соображениями, возможно кому-то будет полезно или возникнут какие замечания. Так вот.
Прежде, чем переходить к поворотам, разбираемся со стойкой. Нужно добиться от людей, чтобы они действительно упирались в педали и держали на них весь вес.Уйти от постоянно полусогнутых ног в катании. Удивительно, но факт. Существует огромное количество опытных людей, весьма бодро и дерзко ездящих, многократно катающих в горах, прыгающих трамплины, но при этом слабо или совсем не упирающихся в педали, не опускающих пятки. Как правило, это люди слишком рано начавшие ездить в контактах. Выражается этот косяк по-разному, у кого-то это приводит к большому количеству “случайностей”, кто-то ругает резину за недостаток сцепления, или еще какую-то железку, кто-то быстро устает или тормозит из-за неуверенности.
Нужно объяснить что можно ехать на прямых ногах, используя для обработки лишь голеностоп. Покататься по простым спускам на прямых ногах.
Затем попробовать сгибать и распрямлять руки и ноги в процессе, начать двигаться, побороть зажатость. Тут здорово поможет памп/бмх трек, ну или что-то подобное.
Отработать наклон к рулю, положение спины, локтей, запястья… Это вроде бы мелочи, но именно они, как правило и не дают правильно понять повороты.
Думаете что всё это вы уже делаете правильно? Уверены?
А если проверим? ;)))
Ну, поехали ;))
Ужос-ужос! Пятки не опущены, упора в педали нет, по положению шатунов всё видно.
Уже лучше, в педали упёрся, но слабо. Несмотря на то что сел низко, загрузки педалей недостаточно. Колени под острым углом и впереди.
Вот тут все норм 😉
Заставляем Олю уперетьтся в педали.
Нужно разобраться со сцеплением покрышек при перемещении веса вперед-назад при торможении. Также с загрузкой (вжиманием вела). Для этого нужно найти крутой сыпучий спуск с хорошим, безопасным выкатом. Каменные съезжалки — не лучший вариант, конечно.
На этой же горке поучиться останавливаться и потренировать экстренный сход с велосипеда. Чтобы научились слезать с велосипеда снимая ногу с той педали на которой нет веса, а не спрыгивали чёрти куда. Это поможет обрести уверенность, что весьма способствует дальнейшему успешному обучению. Если есть какие-то проблемы с этим то вернуться после асфальтовых упражнений с ногами, о них — далее.
После тренировки торможения покататься какое-то время, желательно неделю 😉 И вот потом уже переходить к поворотам.
Научить людей отличать повороты от съезжалок.
При езде на маленькой скорости, активно давя на тормоза, по сути, сползая, и центробежная сила не настолько сильна чтобы выталкивать вас на более широкий радиус поворота, нет смысла и в переносе веса на внешнюю ногу. Нужно думать о балансе, плавности торможения — быть подвижным и расслабленным, вставая на одну ногу, человек лишает себя этой подвижности. Остается только изображать такого вот кракозябра.
Я бы даже посоветовал всем новичкам стараться избегать такой стойки и такого радикального переноса веса на одну ногу где бы то ни было до тех пор пока скорости не возрастут и люди действительно сами не осознают когда этот упор уместен.
Скорость минимальна, на такой скорости уже тяжело ловить равновесие, а стоя на одной ноге еще тяжелее. Еще и пятки вверх.
Здесь вообще нет поворота, Ира едет по прямой съезжалке на одной ноге. Типа приготовилась ;))) Стойка испорчена — пятки вверх.
Для того что бы начать обучение поворотам нужно найти найти ровную площадку с небольшим уклоном вниз, попробовать наклонять велосипед отдельно от тела.
При наклоне нужно переносить вес с одной педали на другую, для этого нужно научить людей крутить педали назад. Во время катания в зависимости от ситуации можно крутить как получится, вперед все и так умеют, но назад?! У многих с этим возникают проблемы. Пробовать сначала просто покрутить, в движении, или, уперевшись передним колесом в стену, например. А потом проделать эти 3 упражнения на асфальте.
1. Положить несколько камней, и поездить вокруг них змейкой, поочередно выставляя ногу в центр поворота, поближе к камню. Чтобы коснуться земли, люди как правило начинают интуитивно наклонять велосипед, перенося вес на правильную ногу.
2. После этого продолжить кататься меж тех же камней, меняя ноги согласно стороне поворота, но не снимая внутреннюю ногу с педали.
3. Теперь продолжить менять ноги, но не переносить вес 100% на внешнюю, оставлять стойку как есть. Внутренняя нога спереди и чуть сверху, внешняя сзади и внизу.
За всеми движениями, а так же выбором учениками траекторий нужно внимательно следить. Мы сталкивались с интересными случаями. Например, при выполнении упражнения с касанием ногой асфальта, многие не догадываются согнуть опорную ногу, тянутся мыском, и конечно встают вертикально. Не говоря уж о поворотах, представте как эти люди останавливаются и выставляют ногу, решив вдруг не ехать стрёмную тему?
Некоторые вместо того чтобы вынести пятую точку на внешнюю сторону, оставляют её внутри, а плечи вместо того чтобы оставить над рулём выносят во внешнюю. И ездят так годами! (фото ниже) Причем относительно быстро и даже не понимают, что что-то идет не так.
Ошибок огромное количество, их нужно вовремя заметить до того как они станут привычкой. Переучиться гораздо тяжелее, если конечно вам это нужно. Бывает что менее техничные ездуны ездят криво-косо, но быстрее более техничных и аккуратных, в конечном счёте всё это вопрос мотивации и удовольствия от процесса. Хотя, опять же, ездить уверенно и безопасно, красиво получаться на фоточках (не только на тех где уборки) — отличный стимул!
Как правильно проходить повороты на велосипеде?
Техника прохождение радиуса поворота, зависит от скорости и сцепления шин с грунтом. На низкой скорости велосипедист поворачивает, просто отклоняя руль на большой угол и практически без наклона велосипеда. При большой скорости движения с целью компенсировать центробежную силу велосипед отклоняется в сторону поворота, а руль поворачивается на небольшой угол.
Поворот рулём на большой угол может привести к выворачиванию колеса перпендикулярно направлению движения или заносу, что приведет к гарантированному падению. На большой скорости из-за большого угла наклона велосипед может начать скользить набок, что также приведёт к падению. Если дорожное покрытие доверия не внушает, а покрышки не «зубастые», то скорость желательно снизить, причем еще до вхождения в поворот.
Первый, он же классический.
Велосипедист отклоняется в сторону поворота на тот же угол, что и велосипед. То есть, если продолжить мысленно линию подседельной трубы вверх, то она пройдет по оси через позвоночник и шлем. Тем самым центр тяжести байка и байкера отклоняется внутрь поворота, компенсируя центробежную силу.
К «основному блюду» есть еще и неизбежный, но полезный «гарнир». Велосипед сдвигается назад, перенося нагрузку на заднее колесо и предотвращая возможность пробуксовки и заноса и создавая благоприятные условия для торможения. Тормозить передним колесом на вираже неразумно и опасно.
Тормозить задним колесом можно, но очень аккуратно, не допуская юза, который быстро приведет к заносу. Имеет смысл учитывать, что во время торможения на вираже байк меняет свою траекторию, причем тем больше, чем сильнее зажат задний тормоз. В узкую тропинку можно и не вписаться. А когда заднее колесо пойдет юзом, байк будет двигаться практически по прямой. Если крутые повороты идут один за другим, то полезно резко наклонять байк в сторону поворота, опираясь ногой на педаль, которая находится в нижнем положении с внешней стороны. Для этого иногда бывает удобно провернуть педали в обратную сторону и пройти поворот в спортивном стиле, с вертикально расположенными шатунами.
Поворот выгодно проходить на большой скорости по максимально возможному радиусу. Для этого можно начинать поворот у внешней бровки трассы, затем проходить рядом с внутренней бровкой и заканчивать поворот снова у внешней. Сие допустимо, если вы едете не по автомобильной дороге. Иначе этот маневр является двойным нарушением ПДД, а уж о вашей безопасности, особенно если поворот закрытый, и говорить нечего. В зависимости от конкретных условий выгодными могут быть и другие траектории прохождения виражей.
Вторым вариантом является прохождения виража для сокращения времени, если сцепление шин с дорогой, определяемое, в частности, коэффициентом трения (К), достаточно велико.
Например, вы едете по сухому чистому асфальту (К=0,7), бетону (К=0,9), мягкому грунту, когда шипы протектора впечатываются, оставляя четкий след и т. д. Для того, чтобы полностью использовать большое сцепление с грунтом, велосипед выгодно наклонить в сторону поворота на больший угол, чем в первом варианте. Тогда, для баланса сил, корпус остается почти вертикальным, а его центр тяжести немного смещается на внешнюю сторону поворота. Можно остаться в седле, но бывает удобно чуть приподняться над седлом, но только самую малость, так как основная идея этого приема состоит в понижении центра тяжести (точнее «ЦМ» — центра массы) системы байкер-велосипед.
Благодаря этому можно пройти поворот быстрее: по меньшему радиусу и/или с более высокой скоростью. Дополнительный угол наклона байка и вертикальное положение корпуса повышают мобильность управления велосипедом и облегчают борьбу с заносами. Шатуны должны располагаться вертикально, внешний шатун внизу.
Третьим вариантом является прохождение виража на мокрой, скользкой и зимней дороге с низким сцеплением.
Тогда байк остается почти в вертикальном положении, корпус велосипедиста смещается внутрь поворота, «внутренняя» нога отводится в сторону поворота для более тонкого баланса, а «внешнее» бедро, если необходимо, надавливает на верхнюю трубу рамы. Для крутых виражей по узким и скользким (мокрый суглинок, глинистая почва, сухой песчаный грунт…) тропинкам, при поворотах на спусках применяется экстремальная разновидность третьего варианта:
— для страховки на крутом повороте «внутренняя» нога высвобождается из контактов или туклипсов и разгружается от веса корпуса — позиция «пустая нога». В случае необходимости она быстро распрямляется и выставляется в сторону поворота, предотвращая падение.
— для более скоростного прохождения поворотов «внутренняя, пустая нога» снимается с педали и опускается вниз, касаясь пяткой грунта. В этот момент корпус сдвигается вперед, и байкер как бы садится на верхнюю трубу рамы, а руки опираются на руль. «Внешняя» нога поддерживает корпус, а «внутренняя», только касаясь грунта, создает третью точку опоры. Носок «внутренней» ноги имеет смысл поднимать вверх, во избежание травмы голеностопа.
Вираж с уклоном — идеальный случай для поворота, когда грунт или дорожное покрытие наклонены всередину поворота, а угол между поверхностью грунта и велосипедом составляет около 90°. Но такие условия чаще всего встречаются на специально подготовленных трассах. Кое-что можно найти и в естественных условиях — например, внешняя бровка грунтовой дороги, глубокая и достаточно широкая колея, след от трактора.
Как правильно проходить повороты // Техника езды на велосипеде
Здравствуйте! Сегодня мы расскажем вам о технике прохождения поворотов на велосипеде. Поехали!
Нужно отметить, что мы не просто научим вам поворачивать, а расскажем, как делать это:
- Правильно.
- С минимальной потерей скорости.
- На различных типах покрытий.
И первое, что нужно сделать перед тренировкой — задать правильное давление в шинах. Если вы хотите научиться поворачивать на грунте, то накачайте колеса до минимальных значений, указанных на покрышке. А если вы будете тренироваться на асфальте, то подойдут и средние значения.
Повороты на асфальте
Мы рекомендуем вам начать тренировки с асфальта, поскольку на нем меньше вероятность срыва колеса при входе в поворот. Вы можете поворачивать как стоя, так и сидя, но когда вы стоите, вам проще равномерно нагрузить оба колеса, что особенно важно на грунте.
Далее вам необходимо запомнить правильное положение ног во время прохождения поворота – с той стороны, куда вы сворачиваете, педаль должна быть поднята. Это снижает риск зацепиться ею за поверхность.
Так же необходимо двигаться по правильной траектории — заходить в поворот нужно максимально широко. Когда до поворота остается несколько метров, вы должны начать смещаться в сторону крайней внутренней точки поворота, также известной под названием апекс. После этого можно плавно выходить из поворота по широкой траектории. Поступив таким образом, вы:
- Практически не потеряете в скорости.
- Избавитесь от необходимости сильно закладывать велосипед на бок.
До начала тренировок нужно запомнить еще и то, что во время прохождения поворота не стоит тормозить. В идеальном варианте вы должны замедлиться перед тем, как начали поворачивать, а при прохождении поворота не прикасаться к ручкам вообще.
Для тренировки рекомендуем вам выбрать открытый поворот, на котором хорошо видна точка завершения поворота. Попробуйте пройти его несколько раз, постепенно увеличивая скорость, и вы отточите свои навыки езды в городских условиях.
Повороты на грунтовке
На грунтовых покрытиях поворачивать сидя можно лишь в том случае, если вы едете медленно. На высокой скорости лучше встать на педали, минимизировав вероятность срыва переднего колеса.
Что же касается техники и выбора траектории, то на грунте все нужно делать так же, как и на асфальте, но с большей аккуратностью, так как сцепление здесь меньше. Поэтому тормозить в повороте и закладывать велосипед на грунтовке тем более не стоит.
Ну и напоследок хотим поделиться с вами веселой, но не очень быстрой техникой прохождения поворота с заносом. Для этого вам необходимо:
- Выбрать среднюю траекторию.
- Перенести вес тела немного вперед перед центральной точкой поворота.
- Наклонить велосипед и резко нажать на задний тормоз.
- Отпустить на выходе тормоз и жать на педали.
Вот вы и научились проходить повороты. Теперь остается лишь попрактиковаться, оттачивая свои навыки. Спасибо вам за внимание, делитесь этой статьей в социальных сетях, ставьте нам лайки, и до новых встреч.
Основные способы лёгкого прохождения поворотов на велосипеде
Прочные навыки прохождения поворотов важны не только для профессионалов. Научиться правильно поворачивать на велосипеде — важный навык для велосипедиста любого уровня. Дело не только в том, чтобы ехать быстрее — правильное прохождение поворотов позволяет лучше контролировать свой велосипед, делая ваши поездки более безопасными и приятными.
Уверенность в своей способности проходить повороты позволит вам получать гораздо больше удовольствия от езды.
Если вам когда-нибудь представится возможность подняться на большие горы, в большинстве случаев это не прямые линии. У них есть повороты, поэтому, как только вы начнете спускаться, вы должны полагаться на эти навыки, чтобы иметь возможность наслаждаться спуском.
Прохождение поворотов требует практики, поэтому наберитесь терпения и продолжайте в том же духе. Но как только вы почувствуете силу и контроль правильно выполненного поворота, нет ничего лучше. Вот несколько приемов, которые помогли мне.
Как правильно проходить повороты на велосипеде
Тормозите раньше
На спусках или скоростных поворотах полностью тормозите перед поворотом. Ваш контроль скорости должен быть выполнен наиболее эффективно и безопасно до того, как вы начнете поворот.
Если вы одновременно поворачиваете и тормозите, у вас гораздо больше риска потерять сцепление с дорогой, поскользнуться, разбиться. Поэтому очень важно контролировать скорость еще до начала поворота.
Вы также должны подумать о торможении раньше, чем обычно, перед поворотом, когда едете по мокрой дороге, даже с дисковыми тормозами. Это не просто сила тормоза, это удерживает шину в контакте с землей, а не скольжение или занос.
При торможении важно использовать как передние, так и задние тормоза. Плавное торможение, техника легкого и быстрого чередования нажатия и отпускания тормозов, может помочь вам контролировать скорость лучше, чем нажатие на тормоза.
Посмотрите куда вы хотите ехать
Проходя поворот, вы должны смотреть в том направлении, в котором хотите ехать. Это поможет вам сохранить плавную линию. Кроме того, это помогает контролировать, куда вы в конечном итоге едете. Если вы когда-нибудь совершаете медленные повороты, например, едете в гору по горной велосипедной трассе, очень важно, чтобы ваши глаза указывали путь. Переводя взгляд и ваш велосипед последует за вами.
Следите за рельефом
Вы также должны следить за песком, камнями, мусором, гравием или трещинами на дороге, которые могут привести к скольжению. Полезно практиковаться в езде по разным поверхностям. После того, как вы узнаете, каковы условия езды в конкретном повороте, вы можете каждый раз медленно увеличивать скорость.
Если вы ездите на горном велосипеде или гравийном велосипеде, вы знаете, что местность гораздо более изменчива, и то, как вы поворачиваете на этих разных поверхностях, меняется.
Таким образом, вы не можете использовать одну и ту же технику езды из-за поверхностей, по которым вы едете. Грязь, камни, пыль, гравий — все это влияет на то, как вы управляетесь с поворотами.
Добавьте к этому дождь, и это еще больше изменит ваш подход. Окрашенные линии, крышки люков и замасленное покрытие становятся скользкими во влажных условиях. Мокрые дороги преувеличивают все, что вы делаете. Торможение при наклоне велосипеда приведет к более легкому заносу, а резкий поворот может привести к скольжению колес, поэтому сбавьте скорость.
Здесь также играет роль настройка вашего велосипеда: то, какие шины вы используете в сырую погоду, и какое давление вы используете, влияет на то, какую скорость вы можете развить в данном повороте. Таким образом, на более широких шинах с более низким давлением вы сможете двигаться с немного большей скоростью, чем на более узких шинах с более высоким давлением.
Переместите свой вес и наклоните велосипед
Распределение веса имеет решающее значение. Чтобы не соскользнуть, утяжелите переднее колесо, положив руки на руль, согнув локти. Не пытайтесь крутить педали в повороте.
На дорожном велосипеде, как правило, вы должны быть на спусках для максимального контроля в повороте. Это также меняет положение вашего тела, а также положение вашего центра массы и вес на переднем и заднем колесе. Если у вас недостаточно веса на переднем колесе, вы можете промыть переднее колесо. На горном велосипеде подумайте немного больше о том положении готовности, когда у вас согнуты локти.
Затем надавите внешней стороной руки и ноги, создавая наклон, как при повороте на лыжах.
Отпустите тормоза и начните поворот, наклоняя велосипед, а не свое тело, в поворот. Этого можно добиться, слегка надавив внутренней стороной руки; некоторые называют это контррулением. Если поворот сложный или ваша скорость увеличивается, наклоните велосипед дальше.
Поворот — это не поворот руля. Да, вы можете немного двигать рулем, но прохождение поворотов — это скорее изменение веса тела.
Цельтесь в центр поворота
Вырежьте плавную дугу через вершину или внутреннюю часть поворота. Начните с внешней стороны поворота, рядом с осевой линией. Цельтесь в центр поворота, затем выезжайте как можно дальше наружу. Не пересекайте двойную желтую линию, если вы на дороге.
Чтобы развить максимальную скорость, подумайте о: внешней настройке, плотном проходе через вершину поворота, а затем вернитесь к внешней стороне, чтобы уменьшить радиус поворота…снаружи, внутри, снаружи . Таким образом, вы используете большую часть дороги с точки зрения бокового ощущения. Таким образом, вы уменьшаете радиус поворота.
Выходя из поворота, постепенно выпрямляйте велосипед, пока он не встанет вертикально, затем снова начинайте крутить педали.
Если вы едете по извилистой дороге или проселочной дороге, идущей слева направо, вам нужно подумать о настройке одного поворота на следующий. Со скоростью мы должны заранее настраиваться на последовательные повороты.
Больше практикуйтесь
Теперь, когда у вас за плечами эти советы, пришло время применить их на практике. Лучше тренироваться на более мягкой поверхности, такой как трава, пока вы не освоитесь. Возможно, вы едете не так быстро, но вы все равно можете потренироваться наклонять велосипед и проходить повороты, не поворачивая руль. Когда почувствуете, что готовы, начните тренироваться на асфальте.
На парковке вы можете использовать бутылки с водой или конусы для навыков, чтобы организовать трассу для мини-слалома. Начните с прямой и практикуйте это, соединяя повороты слева направо.
Чтобы усложнить задачу, смещайте их, чтобы для каждого поворота требовался более острый угол. И снова, начинайте медленно и постепенно наращивайте скорость. По мере того, как у вас это получается лучше, практикуйте более сложные повороты.
Как только вы освоитесь с этим, вам будет над чем еще поработать, особенно если вы интересуетесь гонками.
Когда вы едете в группе, есть вероятность, что вы не едете по оптимальной траектории в повороте. Вы не можете просто выбрать самую быструю трассу, вы должны следить за тем, что происходит перед вами, а также за тем, что происходит позади вас.