Как завести машину автомат в мороз
Перейти к содержимому

Как завести машину автомат в мороз

  • автор:

Как надо заводить авто с АКПП зимой: на паркинге или на нейтралке?

Водители, которые долгое время ездили на машинах с механическими коробками передач, оказавшись за рулём автомобиля с АКПП, сталкиваются с рядом трудностей. Например, у некоторых автолюбителей возникает вопрос, а как правильно заводить машину на «автомате» в морозы. Нужно ли ее предварительно переводить на нейтралку или нет?

Непростые вопросы

Коробки «автомат» ещё не стали обычным и понятным предметом, хотя машины с АКПП продолжают завоевывать рынок и сердца автомобилистов, увеличивая долю. Поэтому и возникает столько вопросов по использованию автомата.

Кто долгое время ездил на обычных машинах, тот считает, что и АКПП нужно использовать точно также. Поэтому они переключаются в положение «N» чуть ли не на каждом светофоре. Точно также поступать они рекомендуют и при запуске автомобиля в мороз. С их точки зрения, переключение в нейтральное положение снимает нагрузку с коробки и двигателя и позволяет легче запуститься замерзшему двигателю.

Переключаться или нет?

Такие представления об использовании АКПП рождаются у водителей, не знакомых с принципом работы «автомата». Они считают, раз механическую коробку нужно переключать в нейтраль и выжимать сцепление, то и с автоматической трансмиссией всё точно также.

Но это не верно. Стояночное положение селектора – «Р» является, по сути, той же самой нейтральной передачей, только в отличие от положения «N», в ней активируются специальные блокираторы, фиксирующие колёса. Таким образом, переключать селектор из положения «Р» в положение «N» совершенно бессмысленно, так как это никак не влияет на снижение нагрузки при запуске в мороз.

Более того, в большинстве автомобилей есть специальная защита, которая препятствует запуску двигателя, если селектор не находится в положении «Р». Нейтральное положение используется очень редко, в основном когда требуется откатить сломанную машину или погрузить её на эвакуатор.

Как правильно заводить машину в холод коробка автомат?

На что надо обратить внимание при заводке автомобиля с автоматической коробкой передач во время сильного мороза?

  1. Проверить, всели ли электрические потребители отключены: печка, кондиционер, вентилятор, магнитола, видеорегистратор, обогрев сидений и стекол.
  2. Фары надо включить секунд на тридцать, перед заводкой авто, для прогрева аккумулятора.
  3. Повернуть двигатель стартером, но не запускать его, что бы обеспечить подачу масла после долгой стоянки.
  4. Завести двигатель и выжать тормоз (облегчает вращение коленвала).

текст при наведении

Во время заводки автомобиля, будь то автомат или механика идём всегда по одному пути:

  1. Для бензиновых авто — включаем на 15-20 секунд фары и прочее электрооборудование для возбуждения самого АКБ — на старых авто педаль газа нажать, на новых не стоит этого делать — и на пуск.
  2. Для дизелей — прогреваем 3-4 раза свечи накала — стартуем.

После заводки грейте автомобиль на повышенных оборотах до температуры как минимум 50 градусов и ожидайте около 5 минут, далее нажимаем на педаль тормоза и с паркинга переключаем на нейтралку, ждём минуту, потом двигаемся на драйв и опять минуту, далее так же передвигаемся на пониженную передачу и назад до паркинга, везде отстой по минуте в одну сторону и секунд по 20-30 обратно. На паркинге греемся ещё минуту и можно через промежуток в 30 секунд включать драйв. На нём остаёмся на минуту и можно потихоньку начинать движение.

Эта процедура нужна для прогрева масла в АКПП, так как при переключении на скорость масло начинает двигаться по системе и нагревается.

Как завести машину автомат в мороз?

Пониженная температура становится серьезным испытанием для автомобиля. При сильных морозах проявляется все, на что раньше можно было закрыть глаза. Но «железный конь» способен двигаться при любых температурах, самое главное – чтобы работал мотор. Правда, и здесь есть определенные трудности, особенно для транспортных средств с автоматической коробкой. Так как завести машину? Автомат в мороз (АКПП) послужит только источником дополнительных забот.

Холод и автомобиль

Чтобы принять действенные меры для запуска двигателя при пониженных температурах, необходимо знать, каким образом холод влияет на вашего «железного коня». Мороз воздействует на разные узлы и механизмы машины, вследствие чего:

  1. Емкость АКБ понижается, и она отдает меньший разрядный ток. Соответственно, его не хватает, чтобы стартер прокрутил коленвал двигателя.
  2. Повышается вязкость масла. И если летом можно использовать смазку с индексами 10 W и 15 W, то зимой необходимо применять 0 W или 5 W. Это снизит сопротивление вращению коленвала и облегчит запуск.
  3. Уменьшается испаряемость бензина, вследствие чего ухудшается образование ТВС.

Эти причины можно считать основными, хотя существует еще множество других. Но их коснемся при дальнейшем рассмотрении проблемы, как завести машину. Автомат в мороз (АКПП) – не лучший помощник в таком деле. Дело в том, что у автоматической коробки есть особенность, затрудняющая ее пуск в зимнее время. Если у обычных автомобилей сцепление на момент запуска мотора позволяет отсоединить от него трансмиссию, то у машин с АКПП стартеру приходится прокручивать дополнительно автоматическую коробку, заполненную вязким маслом.

Профилактика, облегчающая запуск мотора в холода

Если своевременно, перед наступлением холодов, принять ряд мер, то их реализация поможет завести машину в мороз. В первую очередь надо обратить внимание на АКБ. Если у нее срок службы превысил 3 года, то такую батарею лучше всего заменить. Кроме того, перед началом зимнего сезона АКБ надо зарядить, используя внешнее устройство. Фактически на автомобиле обеспечивается зарядка АКБ до уровня 75 % от его номинальной мощности.

А зимой, при температуре ниже минус 20 °С, этого явно недостаточно. Кроме того, стоит проверить плотность электролита. На зимний период ее можно сделать выше. Но эту процедуру (проверку плотности и ее изменение) лучше всего провести в специализированном центре.

Необходимо обратить особое внимание на масло. Желательно зимой использовать зимние сорта, начинающиеся с обозначения 0 W и 5 W. Благодаря специальным присадкам они при пониженных температурах сохраняют нормальную вязкость, что обеспечивает меньшие нагрузки на стартер и АКБ.

Стоит обратить внимание на свечи. Если автомобиль совершил с ними пробег более 15 000 км, то их лучше заменить. Ну и необходимо проверить состояние клемм аккумулятора. Если они окислились, то их надо зачистить, а все крепежные элементы подтянуть. Упомянутые нарушения приводят к дополнительному сопротивлению в цепи разряда, что снижает стартовый ток.

Как заводить мотор на холоде в машине с АКПП

Прежде чем рассматривать, как запустить двигатель в мороз, следует напомнить, что холодный пуск эквивалентен как минимум 150 км пробега. Но раз надо, значит надо. Будем заводить машину. Считаем, что изначально она не оборудована какими-либо дополнительными устройствами, облегчающими запуск.

  1. Прежде чем его начинать, стоит включить на 10-15 секунд дальний свет. Это немного разогреет электролит и повысит емкость АКБ. Для улучшения запуска можно дополнительно порекомендовать на ночь занести аккумулятор в теплое помещение. Тогда с утра вы будете иметь в вашей АКБ полный заряд. Или перед запуском мотора выдержать при плюсовой температуре батарею до тех пор, пока она не оттает.
  2. Поверните ключ в положение «зажигание». Стартер должен начать прокручивать коленвал двигателя. Если в течение 10 секунд мотор не завелся, прекратите процедуру запуска, иначе АКБ разрядится. Повторно попытаться завести двигатель можно не ранее чем через минуту. Если после трех попыток мотор не завелся, а ехать надо, необходимо принимать дополнительные меры. Среди них стоит отметить:
    • добавление эфира в воздушный фильтр, что улучшит испаряемость бензина и облегчит запуск;
    • использование автомобиля-донора. При этом с соблюдением полярности соединяется АКБ замерзшей машины с АКБ другого, уже работающего автомобиля, а затем можно попытаться завести вашего «железного коня». Необходимо убедиться, что в момент запуска двигатель прогретой машины заглушен.

Если ни одна из принятых мер не дала результата, то можно прибегнуть к разогреву двигателя с использованием тепловой пушки или паяльной лампы. Поступающий горячий воздух разогреет масло и двигатель, и тогда запустить мотор не составит никаких проблем.

Вот, в принципе, те основные способы, с помощью которых можно завести в мороз автомобиль с АКПП. Они ничем не отличаются от применяемых при запуске машины с МКПП. Единственное, чего нельзя делать, – заводить «с толкача» или при помощи буксировщика. Это чревато поломкой АКПП. Дополнительные сведения о запуске мотора в мороз можно получить при просмотре видео:

Зима является требовательным экзаменатором как для водителя, так и для машины. И в первую очередь это касается запуска транспортного средства. Надо отметить, что автомобили с АКПП при всех их достоинствах в подобной ситуации доставляют владельцам дополнительные хлопоты. Но тем не менее и они успешно заводятся при самых сильных морозах.

Особенности эксплуатации АКПП в зимний период.

По просьбам трудящихся решил чиркануть в блог об общих рекомендациях и правилах эксплуатации машин с автоматическими коробками, в котором постарался аккумулировать личный опыт и советы "бывалых")

Итак, представьте себе ситуацию: утро, минус 20, заснеженная промерзшая машина, вы торопитесь. Знакомо? Думаю да. Ваши действия — кое-как разгрести стекла, прыгнуть в салон, в лучшем случае дождаться, пока снизятся обороты двигателя на холостом ходу, т.е. прогреется двигатель, про то, чтобы прогреть АКПП никто чаще всего не задумывается, а зря!
Большинство автоматических коробок передач выходит из строя именно зимой, связано это с несколькими причинами. Первая причина — это отрицательная температура окружающей среды которая пагубно сказывается на ресурсы АКПП во время начала движения авто после запуска двигателя на морозе, вторая- пробуксовка колес автомобиля на льду во время начала движения или пробуксовка колес на месте, когда автомобиль застрял.
Что происходит зимой? В процессе эксплуатации автоматической коробки передач в течении года, гидравлическая жидкость (ATF) теряет свои эксплуатационные свойства, такие как: устойчивость к окислению, постоянную вязкость при разных температурах, устойчивость к вспениванию, ну и ряд других, (ATF) стареет, причем стареет быстрее летом, — при эксплуатации автомата в + 30 градусов по Цельсию и выше, в городских условиях движения, с частыми остановками на светофорах, ну а про пробки и говорить не стоит. Также гидравлическая жидкость загрязняется продуктами износа фрикционных и стальных дисков, втулок АКПП, соответственно большинство этого износа остается в фильтре АКПП и на магнитах в поддоне, самая мелкая взвесь скапливается в гидравлическом блоке управления АКПП. С наступлением холодов начинает образовываться конденсат в корпусе АКПП, что то испаряется, а что то остается в фильтре АКПП. Заводим автомобиль в -20 (или в -30), прогреваем двигатель, а АКПП мы не прогреем никогда, а в это время фильтр АКПП уже успешно подмерз за ночь, ATF густая, вязкая, давления не хватает катастрофически и втулки работают в режиме масляного голодания несколько минут, пока мы прогреваем двигатель. Начинаем трогаться с места, АКПП переключается на 2,3 передачу, а гидравлическая жидкость еще не нагрелась до рабочей температуры, фильтр АКПП грязный, забит продуктами износа, давления на выходе не хватает, начинают подгарать фрикционные диски . . . Ресурс АКПП большой, но мы его успешно сокращаем до 50 000 км.
Что же делать?
1. Заводим машину, пару минут чистим снег со стекол, тем временем двигатель уже немного прогревается. Когда садимся в машину, пока продолжает прогреваться двигатель, не думаем о том, как мы сильно опаздываем, а жмем на тормоз и берем в руку переключатель режимов АКПП, и переводим его в различные режимы подряд, задерживаясь на каждом секунд на 7-10. Если двигатель "заглохнул", даем больше прогреться двигателю. После включения передачи может появиться вибрация, двигатель может и "затроить", это происходит из-за интенсивного трения гидравлической жидкости в гидротрансформаторе АКПП в связи с тем, что насосное колесо вращается, а турбинное колесо заторможено до тех пор, пока вы не выключите передачу или не опустите ногу с тормоза. Возникает трение гидравлической жидкости между насосным и турбинным колесами, малекулы ATF начинают интенсивно разогреваться. Насос АКПП постоянно подпитывает гидротрансформатор, а с гидротрансформатора происходит слив ATF в поддон АКПП. Сколько держать ногу на тормозе? Все зависит от температуры окружающего воздуха, и объема ATF в АКПП. Чем холоднее и больше АКПП, тем дольше, большинство рекомендаций сходится на том, что при — 20 градусов Цельсия прогреваем 5-8 минут.
2. Начало движения: после длительной стоянки на морозе стартуем очень плавно, не нажимая более 1/3 педали акселератора проезжаем так 200-300 метров. За это небольшое время гидравлическая жидкость успеет совершить несколько проходов по АКПП, теплой попадет в муфты включения передач, а так как скорость небольшая, обороты двигателя маленькие, то процесс включения муфт пройдет в щедящем, оптимальном режиме, без износа фрикционных элементов.
Если у вас есть программа управления АКПП зимой, обязательно используйте ее при отрицательных температурах! Это кнопки, как правило расположенные рядом с рычагом выбора диапазонов переключения передач, обозначения кнопок для зимней программы: "WINTER", "W", "SNOW", "*" и т.д. При нажатии этой кнопки, АКПП начинает работать по алгоритму, исключающему пробуксовку колес при трогании с места авто, иными словами исключается работа 1 передачи вообще и движения авто начинается сразу со 2 передачи, и переключение передач на высшую ступень происходит при минимальных оборотах коленвала двигателя. Все нагрузки во время начала движения принимает на себя гидротрансформатор, который сглаживает, поглощает все рывки, гидравлическая жидкость АКПП нагревается сильнее, чем в обычном режиме движения, кстати поэтому летом зимней программой пользоваться нельзя!
3. Предостережение! Касается любителей давить на тапку. Не нажимайте резко педаль акселератора, если зимой дорожное покрытие не однородно, например имеет участки сухого асфальта вперемешку с участками покрытыми льдом. Старайтесь преодолеть этот участок без ускорения. Дело в том, что колеса вашего автомобиля, попадая на участок со льдом, могут пробуксовывать на месте, автомат переключается на повышенную передачу, и в это время, колеса попадают на сухой асфальт, автомат резко переключается на низшую передачу, и так может быть не один раз за короткий отрезок времени, при этом трансмиссия испытывает огромные нагрузки. В итоге может оборвать тормозную ленту в АКПП и у Вас пропадет 2-4 передача.
4. Общее правило эксплуатации АКПП: перед тем, как перевести рычаг переключения режимов коробки в нужное положение, обязательно жмем на тормоз, затем включаем нужный режим и не отжимая педали тормоза ждем толчка и только затем отпускаем тормоз и начинаем нажимать на педаль акселератора! При длительном стоянии в пробке на одном месте рекомендуется переводить рычаг переключения в положение нейтрали, тем самым температура работы АКПП уменьшится и гидравлическая жидкость будет менее подвержена перегреву. Данная рекомендация особенно актуальна летом, когда мы при окружающей температуре под 30 градусов Цельсия стоим в глухой пробке. При кратковременных остановках переключать режимы АКПП нет никакого смысла.
5. Если гидравлическая жидкость с фильтром в АКПП не менялись более 50000-60000 км пробега современных авто, а наступает холодная зима, рекомендуется ЗАМЕНИТЬ ФИЛЬТР АКПП и ATF! Если ATF имеет темный, черный цвет, тем более содержит вкрапления черных, металлических, алюминиевых частиц, МЕНЯТЬ в независимости от пробега авто, правда, если ещё не поздно.

И пару слов о том, каким интервалам замены масла стоит придерживаться и стоит ли его вообще менять? Во время написания этого поста я просмотрел порядка 10-ка источников и спросил совета у сервисменов, в результате сделал для себя следующие выводы:

— для машин с АКПП до 2000 года установленный заводом изготовителем интервал для замены ATF и фильтра составляет 50000-70000 км и сокращается вдвое при тяжелых условиях эксплуатации. В России с нашими дорогами, снегопадами, грунтовками на дачах, буксировкой прицепов у некоторых, и конечно морозами — можете смело считать условия эксплуатации тяжелыми! Не скупитесь поменять масло раз в 30000 км и АКПП будет служить вам верой и правдой!
— для современных машин чаще всего установлен интервал 90000-110000, т.е. считаем в среднем 50000 км в России =) При этом некоторые производители вообще не указывают о необходимости замены масла, не делая ни сливные пробки, ни щупов для контроля уровня. То есть АТФ в коробке вообще менять якобы не нужно! Понятно к чему это все происходит — жидкости для АКПП стали более стойки к срабатыванию, и это на самом деле имеет место. Но к чему это все приводит? Владельцы автомобилей в тяжелых условиях России с такими не обслуживаемыми АКПП продолжают ездит на черном, окисленном, горелом, масле, потерявшем свою вязкость.Тяжелые условия эксплуатации убивают любое масло! Даже самое хорошее! Продукты износа коробки — металлическую пудру, стружку нужно выносить с заменой масла, а не копить в коробке. Много копий уже сломано, я не буду вас пугать сломанными коробками, но подведу к логическому заключению: от свежего масла в АКПП еще ни одна коробка не умирала, а от сработанной АТФ повышенный износ гарантирован.
Так что каждый из нас — сам кузнец счастья своей АКПП! =))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *