Что с ценами на подержанные автомобили
Перейти к содержимому

Что с ценами на подержанные автомобили

  • автор:

Упавший рубль и новые ставки утильсбора отправили россиян за машинами на вторичный рынок

Россияне в поисках автомобилей в современных реалиях нарастили продажи на вторичном рынке, о чём сообщает «Коммерсантъ».

В июле такие машины пользовались повышенным спросом: у дилеров спрос на автомобили, сменившие владельцев, вырос по сравнению с июнем на 7–10%, а на маркетплейсах рост составил 15%.

Директор по продажам автомобилей с пробегом «Автодома» и «Автоспеццентра» Владимир Жёлобов заявил, что уровень спроса в июле был примерно на 10% выше, чем в июне.

Упавший рубль и новые ставки утильсбора отправили россиян за машинами на вторичный рынок

«В целом спрос растёт вместе с курсом валют, поскольку люди, купившие евро/доллары во время низких курсов, стремятся обменять их обратно на рубли и потратить сбережения на товары длительного пользования», — заявил Владимир Жёлобов.

На фоне того, что обычно в середине лета активность покупателей падает, аналитики называют эту ситуацию нетипичной. Эксперты сходятся во мнении, что скачок спроса сейчас напрямую связан с ослаблением рубля и повышением утильсбора.

Пока цены на машины на подержанном рынке резко не выросли, но специалисты уверены, что подорожания со временем всё равно не избежать.

Подержанные машины в России взлетели в цене

Зафиксировано резкое увеличение стоимости подержанных автомобилей. За первые шесть месяцев 2023 года средняя цена бывших в употреблении машин выросла на 28%. Легковушки в среднем продаются за 1,2 млн рублей, а грузовики – за 1,04 млн. Эксперты считают, что рост цен связан с повышением спроса на более дорогие модели, однако в лидерах по-прежнему остаются Skoda Octavia, Kia Rio, Ford Focus и Hyundai Solaris.

Об увеличении почти на треть средней стоимости подержанных автомобилей в России сообщил сайт Autonews.ru со ссылкой на профильных экспертов. По подсчётам специалистов Carlink, относительно I половины 2022 года средняя цена увеличилась почти на 185 тыс. рублей (+28%). Если в I полугодии 2022-го подержанную машину на онлайн-аукционе можно было купить за 625 тысяч рублей, то теперь её стоимость – порядка 807 тысяч рублей. Средняя стоимость подержанной легковушки – 1,2 млн рублей, грузовика – 1,04 млн рублей, спецтехники – 500 тысяч, а лёгкого коммерческого транспорта (ЛКТ) – 458 тысяч рублей.

По подсчётам Carlink, средняя стоимость подержанного легкового автомобиля выросла на 304 тысячи рублей (+34% к аналогичному показателю прошлого года), грузового автомобиля – на 295 тысяч рублей (+40%), ЛКТ – на 129 тысяч рублей (+36%). Стоимость спецтехники почти не изменилась.

В дилерском холдинге Fresh Auto зафиксировали рост средней стоимости автомобилей на 22% (примерно на 100 тысяч рублей).

Ранее стало известно, что россияне закупились японскими машинами в преддверии усиления санкций. Ввоз автомобилей в ДФО значительно вырос.

«Приличные варианты смели». Что происходит с ценами на подержанные машины

Фото: Авилон

На фоне острого дефицита новых машин в России перед желающими купить новый автомобиль фактически встал выбор: параллельный импорт либо вторичный рынок. С помощью экспертов разбираемся, какие варианты есть на рынке подержанных автомобилей, сколько они стоят и что будет с ценами в дальнейшем.

Автомобилисты отказываются продавать машины: на эти деньги уже ничего не купить

В январе 2023 года продажи машин на вторичке начали расти по сравнению с прошлым годом. Аналитическое агентство «Автостат» утверждает, что своих владельцев в минувшем месяце сменили 361 тыс. машин (+7%). Их коллеги из «Автостат-Инфо» приводят другую, но близкую цифру — 359,3 проданных авто (+15,4%).

Как объяснил эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, на данный момент вторичный авторынок разделился на две части. В первом случае речь идет о так называемом внутреннем рынке: о машинах, которые были куплены новыми непосредственно в России. Причем, по словам эксперта, ситуация тут близка к катастрофической.

«Тот, у кого автомобиль находится в нормальном состоянии, сейчас на продажу его выставлять не будет. Причина объективна: за вырученные деньги купить что-то приличное на данный момент практически нереально. В результате в продаже появляются машины, которые буквально уже не могут ездить. Во-первых, это бывший каршеринг и такси, у таких машин уже почти не осталось ресурса. Такие модели могут стоить недорого, однако гораздо больше средств новый хозяин вложит, чтобы поддерживать такой автомобиль на ходу. Также в наличии множество «затоталенных» машин, распиленных и сваренных из множества половинок других автомобилей», — рассказал Чернов.

Эксперт подчеркнул, что интерес к такой части вторички стремительно падает. По словам Чернова, спрос и предложение на машины, которые стоят на учете в России, находятся в критической стадии. «Такая вторичка уже никому не нужна. Продавцы и покупатели на данный момент осознали, что ловить там нечего», — считает он.

Похожего мнения придерживается основатель сервиса по покупке автомобилей Сarintrade и автор YouTube-канала Павел Карин. По его словам, на данный момент есть все предпосылки к тому, что продажи на вторичном рынке замедлятся.

Фото: АвтоГермес

«Чаще всего, продавая машину, человек хочет приобрести что-то взамен. А сейчас как раз выбора взамен и нет. К примеру, машина, купленная несколько лет назад за 3 млн руб., сейчас новая уже стоит 6 млн руб. То есть на вырученные средства водитель купить себе машину того же уровня не сможет. Поэтому стоит ожидать, что срок владения машинами тоже должен увеличиться», — заметил эксперт.

Качественная вторичка из-за границы теперь тоже редкость

Вторая половина вторичного рынка — это машины, которые завозят в Россию из других стран. По мнению Кирилла Чернова, число предложений тут со временем будет только увеличиваться, потому что больше «свежих» машин в хорошем состоянии и по адекватным ценам находить становится все труднее. Чаще всего автомобили везут в нашу страну из Кореи, Германии, ОАЭ, а также США (хотя и в значительно меньших объемах).

В свою очередь, Павел Карин считает, что пока машины, привезенные из других стран, не могут удовлетворить спрос на рынке. По его словам, сейчас в Сети действительно очень много информации о таких автомобилях, однако в абсолютных числах «это пока не сильно впечатляюще».

В крупной подмосковной компании, которая занимается продажей автомобилей (в том числе б/у), рассказали о высоком спросе на привезенные машины. При этом в автосалоне признали, что полностью удовлетворить спрос такими моделями пока нельзя. По его словам, после того как новые автомобили в России стали дефицитом, а цены на них взлетели, клиенты переключились на вторичный рынок. Многие дилеры оказались к этому вообще не готовы.

«Раньше все сидели спокойно и пополняли свои запасы б/у машин через trade-in. Теперь эта схема перестала работать и в поисках машин придется побегать. Мы, к примеру, начали возить автомобили из-за рубежа. Цены тут во многом зависят о курса. В 2022 году купить машины можно было очень выгодно. Сейчас курс рубля просел, что, разумеется, сразу отразилось на стоимости автомобилей. Поэтому, что касается стоимости, в будущем будет зависеть от устойчивости рубля. Но полностью покрыть спрос нынешними объемами машин из-за рубежа пока нереально. Что касается внутреннего рынка, то найти что-то интересное там сейчас очень сложно», — поделился опытом менеджер.

Кирилл Чернов также предупредил о привязке цен на привезенные машины к актуальному курсу валют. Именно этим он объяснил разницу в стоимости машин между 2023-м и прошлым годом. По его словам, по сравнению с минувшим летом цены на привозных «корейцев» выросли примерно на 200–300 тыс. руб.

Фото: Autonews.ru

«Курс был 55 руб., плюс в этой стране было очень много выгодных предложений. Соответственно, купить автомобиль из Кореи тогда было очень привлекательным вариантом. В результате те цены пошли, что называется, в легенды, и именно за такие деньги многие сейчас пытаются купить автомобили. Однако из-за нынешнего курса это сделать уже нереально. Кроме этого, почти все доступные и интересные позиции сейчас с корейского рынка фактически выгребли», — отметил он.

Какие машины выбирают россияне: за 300 тыс. и 700 тыс. руб.

По данным «Автостата», в январе нынешнего года самыми популярными автомобилями на вторичке стали Lada. Так, в первом месяце 2023 года своих владельцев сменили 79,4 тыс. таких машин. На втором месте автомобили марки Toyota (42,9 тыс. шт.). Далее следуют модели корейских марок Hyundai и Kia. На российском вторичном рынке за месяц было продано 20,7 тыс. и 20,4 тыс. таких машин соответственно. Замыкает топ-5 японский Nissan (18,3 тыс. шт.).

Кирилл Чернов отметил, что предпочтения россиян на рынке б/у автомобилей постепенно меняются. По его словам, клиенты сейчас «решили отказаться от экспериментов».

«Раньше покупатель был вполне готов потратить 4–5 млн руб. на что-то интересное, например на редкую модель или «заряженную» машину с мощным двигателем. Однако сейчас политика клиентов в этом вопросе стала более прагматичной и консервативной», — пояснил эксперт.

По его словам, сейчас одним из самых популярных запросов на вторичке является немецкий кроссовер BMW X3. Он подчеркнул, что такие машины, привезенные из других стран, сейчас разлетаются за секунды. Причем это касается даже кроссоверов с недостатками и большим пробегом.

«Самое интересное, что если привезти и выставить за те же деньги «трешку» или «пятерку» BMW, то эти автомобили вряд ли купят. Пусть даже это будет машина в очень хорошей комплектации», — рассказывает Кирилл Чернов.

Фото: Autonews.ru

Член Союза автоэкспертов и оценщиков Виталий Пуняков рассказал о росте числа запросов на автомобили понятным техническим состоянием и прозрачными возможностями для обслуживания.

Он отметил, что в регионах сейчас самый популярный бюджет — 300 тыс. руб. Однако, по словам Пунякова, за недавнее время даже «четверки» и Lada Priora прибавили в цене минимум треть, поэтому что-то подобрать за эти деньги сейчас на вторичке нелегко. Следующий популярный бюджет — 700 тыс. руб. Как рассказал эксперт, с прошлого года планка автомобиля за эти деньги сильно упала. По его словам, если раньше это был крепкий Ford Focus третьего поколения, то теперь это аналогичная модель второй генерации.

«Желание купить то, что хочется, никуда не делось. Буквально недавно я закрыл подбор Chevrolet Tahoe. Это огромный американский внедорожник, который постоянно просит немалых вложений. Однако людей это не всегда останавливает», — резюмировал эксперт.

Параллельный импорт или вторичка

В условиях острой нехватки «официальных» машин в автосалонах, помимо вторички, россияне начали обращать внимание на новые автомобили, которые дилеры привозят по схеме параллельного импорта в частном порядке. Однако тут есть нюансы. Главный из них — отсутствие гарантии. Хотя, в Роспотребнадзоре уже заявили, что дилер в любом случае несет ответственность за проданную машину согласно российскому законодательству, продавцы все равно пытаются убедить водителей в обратном.

«Есть популярные новые «корейцы», их везут из Казахстана. Однако на такие машины официальная гарантия не работает. Получается, что этот важный бонус при покупке нового автомобиля для потенциального клиента нивелируется. Например, есть привезенный дилером в частном порядке Hyundai Tucson за 3,5 млн руб. в простенькой комплектации. Клиент понимает, что гарантии все равно нет, а примерно за такие же деньги он может взять трехлетний BMW X3. Как итог — он покупает немецкую модель, потому что она все же поинтереснее», — объяснил Чернов.

Фото: Autonews.ru

В одном их крупных автосалонов Москвы также скептически относятся к схеме параллельного импорта. Менеджер компании отметил отсутствие гарантии, а также подчеркнул, что дилеры зачастую везут к нам в страну машины в старших комплектациях, цены на которые крайне высоки.

«Посмотрите на все эти условно доступные седаны и кроссоверы, которые привозят. За эти деньги вы у нас вполне можете найти BMW или Mercedes-Benz, которые хоть и с пробегом, но в ресурсе ничем не уступят новым машинам. Плюс на вторичке машины явно интереснее в плане опций и комплектаций будут. Мы ничего против параллельного импорта не имеем. Думаю, в будущем он, безусловно, поможет насытить рынок подержанных машин», — рассказал продавец.

Цены на вторичном рынке растут

Средняя стоимость автомобилей на вторичке в январе 2023 года составила 1,3 млн руб. Эта цифра на 35% больше показателей за аналогичный период прошлого года, говорится в исследовании «Авто.ру» (имеется в распоряжении Autonews.ru). Причем сильнее всего, по данным аналитиков, прибавили в цене машины российского производства.

«Мы проанализировали объявления о продаже автомобилей с пробегом разных возрастов и увидели, что наиболее значительный рост в цене показали «свежие» машины, которым не больше пяти лет. Этот сегмент сильно востребован и обычно зависит от новых автомобилей, которые резко подорожали за последний год. Также на рынке возник дефицит некоторых моделей, которые теперь почти невозможно найти среди новых, а вот среди подержанных — реально», — заявил руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов.

Виталий Пуняков согласился, что отсутствие новых автомобилей взвинтило стоимость на оставшиеся на складах у дилеров машины. В свою очередь, цены на вторичном рынке подросли вслед за первичным.

«Чем старше машина и чем ниже ее качество, тем медленнее она дорожает. Люди помнят прошлогодние цены: раньше эти цифры были верхом рынка, а теперь это дно. Из-за этого у потенциальных клиентов искажается восприятие цены. Вроде бы ничего не поменялось, однако состояние машин за эти деньги никак не укладывается в ожидания», — объяснил эксперт.

Фото: Авилон

В одной из столичных компаний по продаже б/у иномарок, наоборот, заявили о постепенном снижении цен на машины. По словам менеджера автосалона, в марте-апреле цены на автомобили у них действительно стремительно взлетели вверх, однако с лета начали плавно снижаться.

По мнению участников рынка, даже падение курса рубля сейчас не может привести к значительному подорожанию ввозимых машин и предложений на вторичке — разница будет в том, что продавцы начнут меньше зарабатывать, поскольку так дорого покупать машины россияне не готовы. Новая волна подорожания может прийти, если курс упадет ниже 80 руб. за доллар США.

Вторичный рынок автомобилей резко пошел вверх

Вторичный рынок автомобилей быстро пошел вверх в июле. Как отмечают аналитики, опрошенные «Коммерсантом», спрос на подержанные автомобили в июле у дилеров вырос за месяц на 7–10 процентов, на маркетплейсах — на 15 процентов. Также наблюдается рост рынка и в годовом выражении. Эксперты говорят, что такая ситуация нетипична, поскольку активность обычно падает в середине лета, и связывают динамику с ослаблением рубля и планами роста утилизационного сбора из-за низкого предложения. Дилеры отмечают, что цены пока сильно не подскочили, но это неизбежно в дальнейшем.

В «Рольф Северо-Запад» и «Рольф Дмитровка» отмечают рост спроса примерно на 7 процентов по сравнению с июнем. При этом стоки дилеров за июль снизился на 10 процентов. Кроме того, 10-процентный рост спроса в прошлом месяце наблюдался у «Автодома», «Автоспеццентра». На маркетплейсах Fresh и «Авито Авто» повышение спроса на фоне динамики курса валют составляет 10 процентов и 15 процентов к июню соответственно. При этом в годовом выражении, отмечает второй, спрос увеличился уже на 42 процента, в то время как предложение сократилось на 4 процента и 19 процентов соответственно.

По мнению экспертов из «Авито Авто», на предложении на рынке автомобилей с пробегом сказывается дефицит новых автомобилей. При этом эффект низкой базы июля прошлого года не так значителен, так как к тому времени спрос уже начал восстанавливаться. На «Авто.ру» предложение автомобилей с пробегом остается стабильным, тогда как спрос увеличился на 7 процентов. Лидерами среди стран-производителей всё еще остаются Япония — 25 процентов, Германия — 22 процента и Россия — 18 процентов. Год к году спрос вырос в июле, по оценке «Авто.ру» на 15 процентов, предложение же сократилось уже на 19 процентов.

По данным «Автостата», в июле было продано 0,5 миллиона автомобилей с пробегом, что на 17 процентов выше показателя год назад и на 0,6 процента выше июньского. В компании подчеркивают, что эти данные неокончательные, хотя сейчас можно говорить о стабильности спроса, хоть и продажи в июле обычно ниже, чем в июне. Сегмент поддержанных автомобилей вышел на отметку в 0,5 миллиона еще в мае, что стало лучшим показателем с декабря 2021 года. Стоимость автомобилей с пробегом непрерывно растет с осени прошлого года, а в июле произошел новый скачок цен.

В «Авилон Автомобили с пробегом» отмечают, что автомобили с пробегом подорожали уже примерно на 5–7 процентов на фоне увеличения курса валют и повышенного спроса. Ожидается, что стоимость будет расти и дальше из-за планов по увеличению утильсбора. Аналитики советуют не откладывать покупку автомобиля в долгий ящик, особенно с учетом сокращения предложения.

В июле продавцы стали активно снимать с площадок объявления о продаже автомобилей. Сильнее всего сократилось число объявлений о продаже гибридов с пробегом. Всего за июль количество объявлений о продаже в России гибридов без пробега сократилось почти на 27 процентов, гибридов с пробегом — на 32 процента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *