Что такое т3 в дизайне
Перейти к содержимому

Что такое т3 в дизайне

  • автор:

Как использовать правило третей в веб-дизайне

Сергей Веснин

Узнайте как применять правило третей в дизайне. Но сначала подпишитесь на наш Телеграм. Оставайтесь на связи и не пропускайте самое интересное!

Почему мы пишем об этом?

Чтобы понять «правило третей» в веб-дизайне, давайте начнем с примера. Рассмотрим эту фотографию быка в поле:

бык в центре поля, пример симметричной конструкции

Не цепляет, правда? Готов поспорить, если бы вы видели это изображение на сайте, вы бы не задержались там долго.

Теперь подумайте, что меняется, когда мы используем правило третей и поместим быка подальше от центра:

Правило третей может помочь сделать ваш дизайн менее предсказуемым и более интригующим. Оно способно дольше привлекать внимание зрителя, что очень важно, когда вы пытаетесь привлечь свою аудиторию и превратить эту аудиторию в потенциальных клиентов.

В каждом правиле есть исключения. Возможно, вы решите, что ваш дизайн будет более привлекательным, если он будет симметричным. Тем не менее, примите решение после того, как изучите разные варианты.

Мы покажем, как использовать правило третей в дизайне и дизайне пользовательского интерфейса, чтобы вывести ваши изображения на новый уровень.

Как использовать правило третей в дизайне

Правило третей утверждает, что дизайн становится более интересным и визуально привлекательным, когда вы размещаете основной объект (ы) своего дизайна на одном из четырех пересечений сетки третей или в одном из разделов третей. Искусство — это больше, чем догадки. Со времен Древнего Рима геометрия всегда занимала место в значительных произведениях искусства.

Чтобы понять правило третей, давайте рассмотрим пример.

Правило третей рисует две линии, перпендикулярные странице, и две линии, горизонтальные по отношению к странице, чтобы создать сетку из девяти блоков.

Это делит вашу страницу на три части, независимо от того, разрезаете ли вы изображение по горизонтали или по вертикали:

Затем, чтобы использовать правило третей в дизайне, разместите объекты не по центру, поместив их в одну из секций третей:

… Или в одной из точек пересечения:

В примере, показанном выше, главная точка фокусировки — вершина горы — находится слева от центра изображения, в первой трети фотографии.

Давайте рассмотрим, как создать сетку третей в Photoshop за четыре шага.

Как создать правило третей в Photoshop

1. Чтобы использовать инструмент Photoshop «правило третей», просто откройте пустую страницу в Photoshop и нажмите «Вид» → «Показать» → «Сетка»:

2. Затем перейдите в «Настройки» → «Направляющие, сетка и фрагменты»:

3. Затем выберите цвет линий сетки вместе со сплошной линией. Затем измените «Сетка каждые» на «100 процентов» с разделением «3». Когда вы закончите, нажмите «ОК».

4. Вуаля! Теперь у вас есть сетка по правилу третей. Чтобы добавить изображение, просто перетащите изображение на существующую многослойную сетку, разверните его, чтобы заполнить сетку, а затем переместите объект, пока он не окажется либо в одной из секций третей, либо в одной из четырех пересекающихся точек. .

Полная сетка по правилу третей в Photoshop с транспонированным поверх нее изображением.

Примеры правила третей в дизайне пользовательского интерфейса

Чтобы рассмотреть силу правила третей в дизайне пользовательского интерфейса, давайте рассмотрим несколько примеров веб-сайтов, уделяя особое внимание тому, какие веб-сайты используют правило третей.

1. Soulful Vibes Co.

Здесь дизайнер делает основной акцент на хрустальных камнях и браслете из бисера со слоном. Они на левой и правой третях, обеспечивая внимание посетителя к самому центральному тексту: «Это не просто движение, это стиль жизни.»

Дизайнер использует правило третей, чтобы создать умиротворяющую, гармоничную, непринужденную эстетику, которая выглядит более открытой и гостеприимной, чем если бы оба объекта находились на переднем плане и в центре страницы.

2. HubSpot

HubSpot использует правило третей, чтобы сразу привлечь внимание к своему лозунгу, и призыв к действию «Получите HubSpot бесплатно» на главной странице, поскольку внимание большинства посетителей будет начинаться с левой стороны вашего веб-сайта. Иллюстрации помещаются в раздел правых третей, чтобы сбалансировать страницу. Это помогает пользователей сориентироваться и рассматривать сайт правильно: слева направо. Чего было бы труднее достичь с симметричным дизайном.

3. Музей Франса Хальса

Этот сайт нидерландского музея использует правило третей, чтобы привлечь внимание к фотографии женщины, расположенной в разделе левой трети. Страница уникальна, увлекательна и целостна и использует контр-изображения, чтобы сбалансировать асимметричную структуру страницы, в то время как более крупное изображение женщины находится в левой части экрана, справа есть тексты и дополнительные изображения. чтобы уравновесить это.

Когда нарушать правила (третей)

Важно отметить: в дизайне и искусстве нет строгих правил, которым вы должны следовать, и есть исключения из каждого правила или тенденции дизайна.

Как только вы поймете правило третей и то, как оно может повлиять на пользовательский опыт, вы можете нарушить это правило, когда сочтете нужным.

Например, вам может показаться более привлекательным держать изображения в центре экрана, как показано на домашней странице Tone Dermatology :

Здесь центральный акцент на женщине сделан убедительно и смело, особенно потому, что она смотрит в левую часть экрана, поэтому изображение все еще асимметричное (вы видите только ее глаза и нос слева, а ее волосы видны только на краю экрана). верно).

Этот макет дизайна хорошо работает, чтобы привлечь внимание посетителя и, вероятно, не был бы таким мощным, если бы дизайнер использовал правило третей, чтобы поместить женщину в левую или правую часть экрана.

В конечном итоге вы захотите выбрать элементы дизайна, которые лучше всего подходят для нужд вашего бренда. Если вы сомневаетесь, поэкспериментируйте как с более симметричными дизайнами, так и с правилом третей, и подумайте об A/B-тестировании, чтобы выяснить, какой дизайн лучше всего подходит вашей аудитории.

Если вам нужна бесплатная консультация про создание сайтов, напишите нам, пожалуйста, в WhatsApp:

Как составить грамотное ТЗ для дизайнера и копирайтера

Как составить грамотное ТЗ для дизайнера и копирайтера

Владимир Колосов Редакция «Текстерры»

В создании рекламных креативов, помимо маркетолога как постановщика задачи, участвуют дизайнер и копирайтер – непосредственные исполнители. В сегодняшней статье разбираемся, какую информацию нужно указывать в ТЗ для дизайнера и копирайтера.

Рекламный креатив – что это и кто участвует в создании

Рекламный креатив – это способ информирования потребителя о товаре или услуге, выраженный в текстово-графической форме. Простым языком, это изображение и текст-слоган, которые составляют единое целое.

Задача креатива – зацепить внимание аудитории, распалить ее интерес, вызвать эмоциональный отклик, побудить перейти по ссылке, осуществить взаимодействие, отреагировать.

Креатив – это первый этап воронки продаж. Чем удачнее составлен креатив и чем точнее он бьет по потребностям и болям аудитории, тем результативнее будет работать реклама.

В создании креатива участвуют две стороны:

  • Руководитель. Ставит задачу, следит за процессом исполнения и проверяет результат. Это может быть маркетолог, руководитель отдела маркетинга, директор, собственник компании или любое другое лицо, принимающее решения.
  • Исполнитель. Это либо один специалист (графический дизайнер, 3D-аниматор, моушн-дизайнер, копирайтер), если задача несложная, либо группа специалистов, либо подрядчик на стороне.

Чтобы создать статичный визуальный креатив, потребуются навыки копирайтера, дизайнера, фотографа.

Mindmap: 17 сервисов для создания интеллект-карт

Нативно. Супер! — какой должна быть реклама в 2023 году

Я работаю интернет-маркетологом с 2016 года и сотрудничаю с разными компаниями как подрядчик. Простые креативы для быстрого тестирования гипотезы я собираю самостоятельно, используя Adobe Photoshop или Crello. Для более сложных необходимо привлекать к работе дизайнера. Рекламные тексты раньше писал сам, сейчас ставлю задачу копирайтеру.

Интересно и эффективно

Зачем составлять подробное ТЗ для дизайнера и копирайтера

Хочешь сделать хорошо – сделай это сам.

Спешу вас разочаровать: в бизнесе этот совет не работает. К сожалению. Или к счастью. Если бы все следовали этому завету, мировая экономика никогда бы не эволюционировала выше уровня кустарного производства, не появились бы современные государственные и общественные институты, не сформировалось бы гражданское общество.

Зато работает другой совет. Поставьте перед исполнителем понятную задачу, дайте подробные и четкие инструкции, обрисуйте в подробностях результат, который требуется получить, приложите понятные примеры, и, если нужно, обучите его. И обязательно говорите на языке специалиста.

Интернет-реклама создается руками нескольких специалистов.

Собственнику бизнеса и маркетологу как руководителю проекта важен оцифрованный результат в виде кликов, заявок, лидов, звонков, подписок, покупок, который может принести рекламная кампания. Услуга или товар «упаковывается» в текст и визуал. Пишутся слоганы, выбирается цветовое оформление.

Копирайтеры и дизайнеры – творческие личности, они создают контент и мыслят, в отличие от предпринимателя и маркетолога, не в цифре, а аналогово, «лампово». Сложность заключается в грамотной постановке задачи, переводе мыслей бизнеса на творческий язык.

О чем стоит подумать до ТЗ: маркетинговая база

До того как созданием креатива начнут заниматься узкие специалисты, маркетологу важно сформировать маркетинговую базу. Она включает в себя:

  • Описание продукта. Качественные и количественные характеристики, свойства, ожидаемый результат от приобретения и т. д.
  • Конкурентный анализ. Важно выяснить, как именно подают продукт ваши конкуренты, какие визуалы и слоганы они используют, на каких площадках активно рекламируются, а на каких нет. Важно выделить у продукта те сильные стороны, которых нет у конкурентов.
  • Описание аудитории, ее потребностей, болей. Важно определиться, кому именно будет интересен продукт, почему он будет интересен, какие потребности будет закрывать. Слабая проработка на этом этапе приведет к тому, что реклама будет показываться аудитории, которая не заинтересована в продукте.

Рассмотрим плохой и хороший пример маркетинговой базы для конкретного продукта – вебинара.

Мы организуем вебинары для малого бизнеса по ценам ниже рынка. Нас выбирают, потому что у нас самые лучшие условия среди конкурентов. Реклама нужна на вебинар по IT, который мы проведем через месяц.

Живая конференция для IT-специалистов по информационной безопасности. Дата проведения: 19 апреля. Город: Самара. Адрес: Double Tree by Hilton. 100 посадочных мест. Бесплатная регистрация для специалистов.

Тема: «Как бизнесу своевременно предупредить хакерские атаки в 2021 году».

Почему важно участвовать:

· Подобрать продукты, которые помогут закрыть вам текущие задачи в сфере обеспечения ИБ.

· Вживую пообщаться с коллегами из других компаний.

· Проработать интересующие вас темы во время работы в группах

· Проработать свои навыки коммуникации с сотрудниками и руководством

· Получить знания и связи для карьерного роста

Никакой конкретики. Какой ценник на услуги? Когда вы хотите провести вебинар и для кого? Какая тема вебинара? Участие бесплатное или платное?

Продукт расписан во всех деталях: приведена тема конференции, указаны дата, время и адрес проведения мероприятия, условия участия. Описаны причины, кому и почему нужно участвовать в мероприятии, почему для участника это выгодно и перспективно.

Наши конкуренты – компании из топ-10 в нашем регионе с таким же ценником на услуги.

Наш главный конкурент на рынке: White Label.

Регион: Россия, страны СНГ и Евросоюза.

Год основания: 2009.

За 12 лет организовали 350 конференций с количеством участников от 20 до 2000.

Ключевые клиенты: «Капитал Поли»с, «Аэродиск», T-Systems.

Сайт находится в топ-3 по запросу «Организация бизнес мероприятий в Москве».

В меню сайта – ссылки на 5 страниц:

Сайт сделан профессионально, пользоваться сайтом удобно. Приятная цветовая гамма.

Информация структурирована, ищется и читается легко.

Контактный номер телефона: городской, с кодом 812.

На сайте есть ссылки на аккаунты в соцсетях, которые активно ведутся.

УТП на сайте: «Event-агентство для бизнеса White Label. Укрепляем связи между людьми и объединяем их вокруг ваших ценностей и целей».

Ведут корпоративный блог.

Есть возможность скачать презентацию о компании.

Неясно, какой именно топ-10 имеется в виду и в каком регионе. Топ поисковой выдачи? В какой поисковой системе (Яндекс, Google)?

Исчерпывающее описание конкурента.

Описание целевой аудитории

Обычно за нашими услугами обращается малый бизнес.

Специалисты IT-компаний в сфере информационной безопасности, возраст: 22-40 лет, мужчины, работают по найму, жители города Самара, активные пользователи соцсетей.

Интересы: программирование, информационная безопасность, антифишинг, пароли, двухфакторная аутентификация.

Ранее уже бывали на наших мероприятиях.

Малый бизнес – это слишком общо. Нужна более детальная проработка аудитории по интересам: кто эти люди, представляющие малый бизнес? Директора компаний, директора подразделений или филиалов, руководители отделов продаж, маркетологи? Нужна проработка по полу, возрасту, семейному положению, уровню дохода, потребностям, болям, страхам. Не указаны причины, почему важно сотрудничать именно с вами.

Аудитория расписана тезисно, но емко. После прочтения становится понятно, кому будет показываться реклама, чем интересуется аудитория, что она собой представляет, чем ее можно зацепить.

Целевая аудитория: зачем знать своего клиента

Как составить ТЗ на рекламный креатив

Грамотное техзадание на разработку рекламного креатива содержит следующую информацию:

  • Ясный и понятный заголовок. В заголовке ТЗ коротко и ясно дайте определение задачи, ответив на вопросы: «что сделать», «кому сделать», «в каком объеме сделать».
  • ФИО исполнителя и его контактные данные. Обязательно укажите ответственное лицо, кому именно поручена задача.
  • Описание задачи. Подойдите к описанию максимально ответственно и скрупулезно.
  • Исходные данные. Описание продукта, описание целевой аудитории, ожидаемый результат от рекламы.
  • Этапы и сроки. Прописывайте конкретные даты и время: дату постановки задачи и дату, когда требуется предоставить окончательный результат или промежуточную версию. Если задача сложная и работа ведется поэтапно, пишите даты дедлайнов для всех этапов. Срочные задачи всегда в приоритете. Если срок не указан, велика вероятность, что такую задачу специалист отложит в долгий ящик.
  • Плейсменты и технические требования. Приведите подробное описание всех мест размещения и технических требований к креативам и рекламным текстам: формат, размерность, расширение и вес файла, объем в знаках и др.
  • Общие требования. Опишите стили, элементы, логотипы, шрифты, цвета, которые нужно использовать.
  • Количество. Укажите требуемое количество креативов и текстов в штуках.
  • Аналоги. Подберите подходящие примеры.
  • Ссылка на результат. Укажите ссылку на папку/диск, где должен оказаться готовый результат.
  • Контактные данные для связи с автором ТЗ. Если возникнут вопросы по исполнению задачи, специалист всегда сможет быстро связаться с руководителем.
  • Дополнительные материалы. Это могут быть изображения, аудио и видеоролики, ссылки на другие задачи, литературу, гугл-документы и таблицы, файлы, аналоги, внешние ресурсы, чаты и т.д.

Чем объемнее задача, тем подробнее будет техническое задание.

Важно! Обязательно составляйте ТЗ в текстовом формате. Структурируйте текст при помощи абзацев, заголовков, списков, таблиц, ссылок. В процессе выполнения задачи гораздо проще пробежать глазами структурированный текст, чем слушать длинное аудиосообщение и пытаться отыскать в нем нужный кусок. Не используйте аудиосообщения для постановки задач, это моветон. Оставьте аудиоформат для радиоведущих.

Сколько стоит хороший дизайн: 7 критериев оценки

Сколько стоит хороший дизайн: 7 критериев оценки

Заголовок

Специалист, взглянувший на грамотный заголовок, должен сразу же понять суть задачи, кто исполнитель, когда нужно приступить к задаче, есть ли дедлайн.

Я включаю в заголовок следующее:

  • дату постановки задачи и дату дедлайна;
  • суть задачи одним коротким предложением с максимумом конкретики;
  • фамилию и имя исполнителя.

Через пару дней нужен дизайн для рекламной кампании, которую обсуждали накануне.

[14.02.2021-15.02.2021] Вере Расулевой. Разработать дизайн 20 креативов для рекламной кампании «Участие в IT-конференции в Самаре 19 апреля».

Непонятно, кому адресована задача. Не указаны сроки. Нет конкретики, для какой рекламной кампании требуется дизайн: их могут быть десятки.

Здесь одним предложением четко сформулирована задача. После прочтения заголовка понятно, что именно надо сделать, в каком объеме, кому нужно браться за разработку. Понятно, когда была поставлена задача. Однозначно определены сроки и лицо, ответственное за результат.

Исходные данные, цель и итоговый результат

Приведите подробные исходные данные, которыми при решении задачи будет пользоваться исполнитель:

  • Сформулируйте цель рекламной кампании. Ответьте на вопрос, к чему должна побудить реклама целевую аудиторию: к переходу на сайт, к подписке на рассылку, канал или чат, к регистрации на онлайн-мероприятие, к телефонному звонку или визиту в офис. Пример: «регистрация руководителей/директоров IT-компаний на вебинар по информационной безопасности».
  • Приведите исчерпывающие данные по аудитории, на которую будет направлен креатив: пол, возраст, семейное положение, род деятельности, должность, место проживания, уровень дохода. Опишите интересы, страхи, боли, потребности целевой аудитории. При необходимости снабдите ТЗ цитатами и ссылками на маркетинговые исследования, опросы.
  • Приведите ссылку на анализ конкурентов. Возможно, у них удастся подсмотреть какие-то интересные идеи.
  • Приведите подробное описание продукта.
  • Дайте ссылки на материалы с контентом, который необходимо использовать в создании креатива. Это могут быть логотипы, файлы со шрифтами, материалы фотосессий, фирменная цветовая гамма, фирменный стиль, брендбук и т.д.

Ожидаемый результат от рекламы

Дизайн – одна из важнейших составляющих рекламного креатива, которая отвечает за передачу смысла посредством визуализации образа, эмоциональную составляющую. Эмоции в рекламе важны, поскольку именно они управляют поведением человека. В ТЗ важно отметить, какую эмоцию должна вызвать реклама.

Продающий копирайтинг – отдельный стиль копирайтинга. Рекламный текст призван зацепить внимание, вызвать интерес, закрыть потребности, боли и страхи читателя, убедить его выполнить целевое действие. Поскольку тексты к рекламным креативам часто ограничиваются площадками по объему, подход к написанию продающих текстов отличается, к примеру, от информационного стиля. В продающем копирайтинге важны тезисность, краткость и меткость.

Нам нужно повысить продажи.

Побудить пользователя перейти в группу «ВКонтакте» (ссылка на группу) и оставить заявку на участие в конференции, которая планируется 18 марта.

Некорректно указан ожидаемый результат. Повысить продажи чего? Рекламная кампания – это самое первое звено в воронке продаж. До продажи в воронке присутствует множество звеньев. Сегодня стратегия продаж «в лоб» работает только разве что в нишах, где решение принимается экстренно, например, вызов эвакуатора. Правильнее будет указать: подписка в группу, добавление в чат, заявка.

Тут все понятно. Вопросов нет.

Общие требования к дизайну

Распишите в подробностях требования к креативам:

  • растровая/векторная графика;
  • цветовая гамма (укажите конкретные цвета в формате #RRGGBB или сошлитесь на цветовые диапазоны из официального брендбука клиента);
  • шрифты;
  • наличие видимых границ;
  • ссылки на документы, где описаны элементы, запрещенные к размещению рекламной системой;
  • наличие логотипов, элементов фирменного стиля бренда;
  • другие элементы, которые должны присутствовать на креативе;
  • наличие анимации;
  • максимальный доля площади креатива в процентах, который займет текст,
  • тексты слоганов, которые должны быть размещены на креативе (до того как отдать дизайн в работу, поставьте задачу копирайтеру придумать слоганы).

Сделайте 5-10 вариантов с разными картинками. Фотографии для рекламы возьмите на бесплатных стоках. В рекламном слогане укажите, что мы занимаемся разработкой и продвижением сайтов для малого бизнеса.

1. Использовать фирменный стиль, шрифты и фотоматериалы (ссылка на папку).

2. Разместить в левом верхнем углу фирменный логотип.

3. Разместить в правом нижнем углу надпись белого цвета высотой 10px: 0+.

4. К каждому плейсменту подготовить по 10 креативов с разными изображениями и текстовыми комбинациями по 2 текста в каждом (дату и город указать обязательно):

· Специалист в сфере ИБ?

· Участвуйте в конференции по ИБ в Самаре 19 апреля

· Конференция по ИБ в Самаре 19 апреля

· Запишитесь на конференцию по ИБ в Самаре

· Самара, 19 апреля

Дизайнер интерпретирует неконкретный рекламный посыл заказчика по-своему, как считает нужным, и фотографии подберет тоже по своему вкусу. Указание объемов работ в вариативной форме – это ошибка. Никогда не указывайте «вилку». В этом случае работы почти наверняка будут выполнены по минимуму. Зачем перенапрягаться, если можно сделать меньше?

В этом описании не только даны исчерпывающие инструкции по видению дизайна, но и приведены точные тексты, которые дизайнеру достаточно разместить на креативе в разных комбинациях. Ничего додумывать самому не нужно. Однозначно определен требуемый объем работы – по 10 штук к каждому плейсменту, ни больше, ни меньше.

Общие требования к тексту

К общим требованиям можно отнести требования к стилю, наличию ссылок, оформлению структуры:

  • стиль: информационный, игровой, продающий, сторителлинг и т. д.;
  • минимальное и максимальное количество абзацев;
  • наличие структуры: маркированных списков, абзацев, пропусков строк,
  • количество ссылок и т. д.

Нужен лонгрид для рекламы «ВКонтакте» для услуги «разработка и продвижение сайтов».

· Пишем понятным для нашей аудитории языком. Стиль – продающий.

· Отформатировать текст. Использовать списки, абзацы, пропуски строк.

· Использовать посыл, который зацепит внимание аудитории. В нашем случае – это родители.

· Использовать цепляющий заголовок. Пример: «Помогите вашему ребенку развить актерские таланты».

· Написать пост в виде истории (сторителлинг). История должна побудить читателя перейти по ссылке.

· Донести самую ценную информацию в первых 2 абзацах.

· Использовать понятный призыв к действию. Пример: «Успейте записать вашего ребенка на кастинг! Прием заявок строго до 29 февраля».

· Дать ссылку на сайт/группу в тексте дважды: в начале и в конце поста.

Мало исходных данных. Копирайтер будет опираться при работе на собственное видение услуги. В результате может получиться совсем не то, что в итоге хотел увидеть заказчик.

Здесь достаточно информации, чтобы копирайтер создал продающий текст в соответствии с видением заказчика.

Плейсменты и технические требования к дизайну

Технические требования и требования к дизайну и наполнению креатива – важная часть ТЗ. Маркетологу/руководителю нужно на этой стадии перевести свои идеи в понятный для исполнителя текст.

В рекламе используются креативы нескольких разновидностей:

  • статичные изображения;
  • простая GIF-анимация;
  • видео с наложением субтитров и звука, сложными спецэффектами.

ТЗ для статичного изображения составить проще всего. Под видеоролик потребуется не только описать требования, но и придумать сценарий, сделать раскадровку, подобрать и наложить музыку, записать звук хорошего качества. Под креатив в стиле моушн-дизайн (дизайн движения) также потребуется расписать на порядок больше требований.

Руководство по созданию видеоконтента: покоряем YouTube с нулевым бюджетом

Руководство по созданию видеоконтента: покоряем YouTube с нулевым бюджетом

Укажите плейсменты и технические требования к дизайну в каждом из плейсментов, где будет показываться реклама:

  • площадка, где будет размещена реклама;
  • формат;
  • размерность в пикселях (соотношение сторон);
  • расширение файла;
  • минимальная/максимальная продолжительность видеоролика в миллисекундах;
  • количество кадров в секунду;
  • аудио/видеокодек;
  • вес файла.

Нужна реклама «ВКонтакте».

1. Лента «ВКонтакте», горизонтальный формат 1200х800px, JPEG или PNG, до 1,5 МБ.

2. Сторис «ВКонтакте», вертикальный формат 675х1200px, JPEG или PNG, до 1,5 МБ. Не размещать текст и логотип в нижних 10% пространства креатива («ВКонтакте» разместит там кнопку).

Вопросов от дизайнера не избежать. Либо же он изготовит все возможные варианты, что грозит занять много времени и затянуть проект.

Присутствует подробное описание плейсментов и технических требований дизайн-макетов: размерностей в пикселях, объемов, расширений файлов. Приведена инструкция для сторис-макета.

Как сделать креатив для таргета в Instagram: 150 примеров для вдохновения

Плейсменты и технические требования к тексту

Многие плейсменты интернет-площадок поддерживают комбинированный текстово-графический формат. Например, во «ВКонтакте» один из таких форматов – это универсальная запись, куда, помимо изображения или видео, можно поместить короткий текст.

  • Укажите максимальный объем текста в знаках для каждого плейсмента.
  • Укажите максимально допустимый объем прописного шрифта,
  • Укажите максимальное количество эмоджи.

Нужен лонгрид для рекламы «ВКонтакте».

Плейсменты: лента «ВКонтакте», универсальная запись. Текст сопровождает рекламное изображение.

· Объем текста: 1800-2000 символов без пробелов.

· Каждый абзац отбить пустой строкой.

· Везде проставить точки над буквой «Ё».

· CAPS LOCK использовать не более чем в 3 % всего текста.

· Можно использовать до 6 эмоджи включительно.

Непонятно, насколько длинный текст нужен, для какого плейсмента пишется, можно ли использовать эмоджи, прописные буквы. В социальной сети «ВКонтакте» есть ограничение на размер текста в знаках для рекламной записи, и, если копирайтер напишет текст длиннее, чем нужно, работу придется переделывать.

Плейсменты и требования описаны подробно.

Подберите аналоги

Аналоги (их еще называют референсами) – это креативы и рекламные тексты конкурентов, на дизайн которых рекомендуется опираться при разработке.

Наличие аналогов в техзадании упрощает задачу исполнителю. Он уже на старте понимает, что задача вполне реализуема. Гораздо проще сделать что-то наподобие, скопировать с небольшими отличиями в деталях, чем придумать всю концепцию с нуля. Особенно важно грамотно подобрать аналоги для рекламных видеороликов, поскольку объем работ по производству ролика кратно больше.

Чтобы специалисту было удобно просматривать аналоги, заскриншотьте картинки и тексты, скачайте видео и разместите все материалы в одном месте, снабдив ТЗ ссылкой.

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Прочая важная информация: сроки, контакты, ссылки

Укажите ФИО и контактные данные специалиста, приведите ссылку на его аккаунт в соцсетях, мессенджерах или ник в таск-менеджере. Пропишите этапы, сроки, дедлайны. Снабдите ТЗ ссылками на исходные данные и другие необходимые в работе документы.

Если считаете нужным добавить в ТЗ еще какую-то информацию, которая поможет специалисту реализовать задачу, смело добавляйте.

Результат необходимо предоставить на следующей неделе. Если будут вопросы, напишите нам на почту.

Ответственный за результат: Вера Расулева, телеграм @rasulevadesigner

Задача поставлена: 14 февраля 12:00 мск.

Дедлайн: 15 февраля 12:00 мск.

Готовые креативы разместить в этой папке (ссылка на папку).

Папка с фирменным стилем и фотоматериалами (ссылка на папку).

Контакты руководителя: телеграм @tvojlubimyjboss

Нет контактов. На какую именно почту писать? Где ее искать? Сроки указаны неконкретные. Задача без дедлайна рискует затеряться в куче других, потому что она несрочная. Если в задаче не определен приоритет, ее исполнение откладывается в долгий ящик. Так уж работает человеческая психология.

Прописаны контакты, сроки, Перепутать ответственных лиц ни с кем другим невозможно. Приведены все необходимые ссылки, которые понадобятся исполнителю.

Пишите подробно, но не переусердствуйте

Задача, описанная неясно, неконкретно, обязательно будет истолкована исполнителем на свой лад. Это уж как пить дать. Руководитель точно будет неприятно удивлен, когда результат выполненной задачи, если ее вообще удастся выполнить, окажется совсем не таким, какой представлял себе руководитель/маркетолог. Когда я работал в архитектурной компании, между инженерами-коллегами ходила поговорка: «Не давайте строителям даже возможности думать». Это высказывание, на мой взгляд, справедливо и в маркетинге.

С другой стороны, в крайности бросаться тоже не надо. Чрезмерно перегруженное деталями техзадание с учетом всех возможных нюансов, вплоть до состояния магнитного поля Земли на момент дедлайна, во-первых, потребует очень много времени для его подготовки, во-вторых, не оставит творческого маневра для специалиста.

Как поставить задачу дизайнеру и не сойти с ума

Как поставить задачу дизайнеру и не сойти с ума

После подготовки ТЗ отдайте его специалисту на вычитку. После того как он ознакомится с задачей, руководителю/маркетологу стоит попросить его пробежаться по техзаданию: вдруг возникли какие-то вопросы. Специалист лучше разбирается в деталях, а автор ТЗ мог не учесть важные нюансы, которые существенно повлияют на итоговый результат.

Нетворкинг. Делимся опытом

Среди моих знакомых есть и маркетологи, и руководители веб-студий и руководители маркетинговых агентств. Я попросил их поделиться опытом делегирования задач.

Я начал работать с дизайнерами в 2011 году, когда открыл офис. Мы брифуем клиентов по анкете, в которой много разделов. Просим прикрепить логотипы, фирменные стили, шрифты. Этот бриф я передаю дизайнеру. Если у него возникают вопросы, я отвечаю на них.

Бриф – это и есть небольшое техническое задание для исполнителя-дизайнера.

В 2017 году я закрыл офис и полностью перевел веб-студию на удаленный режим работы. У меня есть список из 8-10 дизайнеров-удаленщиков, с которыми я работаю попроектно. Кто-то хорошо разрабатывает рекламные баннеры, кто-то – логотипы, кто-то – анимацию, кто-то – фирменные стили. Исходя из задачи, я выбираю конкретного специалиста и пишу под него ТЗ.

В техзадании на дизайн я расписываю, как должен выглядеть прототип будущего сайта, указываю, какие блоки нужно внедрить, где они будут располагаться, вплоть до различных мелочей, как, например, текст на кнопке. Пишу комментарии по каждому блоку, снабжаю задание конкретными примерами, скриншотами.

На составление одного техзадания для дизайнера я трачу от 2 часов рабочего времени. ТЗ пишу в Word или Excel-файле.

Я придерживаюсь позиции, что специалисту нужно максимально разжевать все моменты, чтобы потом был минимум вопросов. Мы работаем удаленно. При таком способе взаимодействия часто могут возникать моменты недосказанности, поэтому нам выгодно потратить чуть больше времени и подготовить подробное ТЗ.

Евгений Казанцев

Руководитель руководитель веб-студии IT Frut

Я работаю как фрилансер. Веду из месяца в месяц до 10 проектов одновременно.

У меня есть команда – до 5 человек на фрилансе, с которыми я постоянно работаю: специалисты по контекстной рекламе, таргетологи, дизайнеры. Если люди заняты, я ищу новых исполнителей, но такое бывает редко.

Если я веду большой проект, то ставлю задачи в Trello. Если это какие-то мелкие задачи, то скидываю их в Telegram, использую гугл-документы и гугл-таблицы.

Нужно осознавать, зачем ты пишешь ТЗ. Если ты не понимаешь, как это грамотно сделать, то почти наверняка напишешь кучу лишнего. Со временем приходит опыт, и начинаешь понимать, что нужно писать, а что не нужно. Дизайнеры, например, очень часто меняются из-за неравномерной загруженности, и с ними нужно четко прорабатывать все мелочи.

У меня есть отдельные ТЗ-шаблоны под видеодизайн или баннеры, которые я составила, руководствуясь своим опытом. На основе этих шаблонов я создаю новое ТЗ, меняя в файле текст, картинки, ссылки.

Для дизайнера потребуется детально расписать все требования: указать шрифты, прозрачности. Потом все равно будут правки, так что нужно с самого начала отнестись к постановке задачи со всей серьезностью.

Если я понимаю, что человек уже делал эту задачу 10 раз, я просто ему говорю, что нужно поставить такой-то виджет на сайт или сделать вот такой креатив, только для другой компании. Если работаю со специалистом в первый раз, пишу ему полноценное ТЗ.

С дизайнерами работать сложнее всего. Они часто не любят правки, и важно терпеливо доносить человеку, почему требуется такая-то правка. Ищешь индивидуальный подход к человеку. Кто-то любит, чтобы с ним общались профессионально, использовали специальные термины. Кто-то ценит творческую свободу и любит, чтобы в ТЗ расписывали только основные моменты. Со временем интуитивно понимаешь, как написать ТЗ и объяснить, почему нужны правки, чтобы человек, допустим, не разозлился.

Елизавета Маркелова

Маркетолог-фрилансер

Итоги

Грамотно составленное ТЗ – залог предсказуемого результата, что задача будет понята с первого раза и исполнена близко к ожиданиям заказчика.

Помните, что составление техзадания – это квалифицированный труд, ведь от правильно поставленной задачи во многом зависит конечный результат. Часто ТЗ получаются настолько объемными, что занимают несколько страниц формата А4, а иногда и десятки.

Не жалейте времени на разработку качественного ТЗ. Это время кратно окупится отсутствием лишних изнурительных бесед и, как следствие, сокращением рабочего времени специалиста, которое он тратит на задачу.

Правила дизайна изображений в рекламе: как создать картинку, которая зацепит миллионы

Правила дизайна изображений в рекламе: как создать картинку, которая зацепит миллионы

Как составить грамотное ТЗ на дизайн: подробная инструкция

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с задачами, для реализации которых необходим дизайн. Это может быть дизайн рекламного креатива (например, для таргетинга), сайта или страницы сайта, продукции компании.

Давайте разберемся вместе, что нужно добавить в ТЗ для дизайнера, чтобы получить прогнозируемый результат в означенный срок. У нас есть для вас подробная инструкция, основанная на многолетнем опыте.

Работа с дизайнером может вывести бизнес на новый уровень, а может обернуться для руководителя головной болью, сорванными проектами и потраченным впустую временем.

Грамотно составленное техзадание позволяет свести к минимуму непонимание между постановщиком задачи и исполнителем, помогая получить предсказуемый и эффективный результат. И, что немаловажно, сохранить нервы в целости.

В создании дизайна принимают участие две стороны:

  • Руководитель. Человек, который ставит задачу специалисту или группе специалистов, контролирует ход ее выполнения и принимает результат. В роли руководителя может выступать владелец бизнеса или любое другое лицо, принимающее решения (маркетолог, директор по маркетингу и др.).
  • Исполнитель. Один или несколько специалистов, работающие инхаус или на аутсорсе. Это могут быть графические и UX/UI-дизайнеры, 3D-аниматоры, моушн-дизайнеры.

Для создания простых креативов (например, для тестирования рекламной кампании) привлекать отдельных специалистов необязательно. Маркетолог все может сделать сам. Достаточно уметь пользоваться Adobe Photoshop и освоить один из онлайн-сервисов графического дизайна: например, Canva или Crello.

Для выполнения более сложных задач (например, для создания оригинальной анимации на сайт или видео для рекламы) потребуется помощь узкого специалиста.

Перед тем, как ставить задачу дизайнеру, нужно разобраться, с какой маркетинговой базой предстоит работать. Для этого постарайтесь собрать информацию по следующим вопросам:

  • Что за продукт планируется продвигать?

У вас должно быть четкое представление о продукте, его преимуществах и особенностях.

  • Кто конкуренты и как они работают?

Разберитесь, кто продвигает аналогичные товары/услуги, какие каналы и способы продвижения для этого используются.

  • Для какой целевой аудитории предназначен продукт?

Составьте детальный портрет вашей целевой аудитории.

Дисклеймер. Не стоит ограничиваться набором сухих характеристик – пол, возраст, регион проживания. Согласитесь, что в категорию, например, мужчин 25-40 лет, проживающих в Москве и Московской области, попадают очень разные люди.

В понятное и эффективное техническое задание для дизайнера (и для других узких специалистов, таких как копирайтеры, контент-менеджеры, разработчики) нужно добавить следующую информацию↓

  • Вразумительный заголовок. Включите в него всю основную информацию: «кто исполнитель», «что должен сделать», «к какой дате нужно сделать».
  • Имя и фамилия исполнителя и его контакты. Укажите конкретного исполнителя.
  • Описание задачи. Составьте максимально детальное описание.
  • Исходная информация. Опишите продвигаемый товар/услугу, целевую аудиторию (ту, для которой создается креатив), ожидаемый результат.
  • Технические требования. Дайте четкий перечень технических свойств креатива и мест его размещения: формат, размер, расширение и т.п.
  • Общие требования. Приложите список всех требуемых характеристик креатива: цвета, шрифты, элементы и т.п.
  • Количество. Укажите точное количество необходимых креативов.
  • Примеры. Приложите к файлу референсы в виде скринов или ссылок.
  • Имя и фамилия постановщика задачи и его контакты. Чтобы исполнитель при необходимости мог уточнять задачу в ходе выполнения.
  • Срок выполнения. Укажите конкретные даты и время: дату постановки и дату окончания срока выполнения задачи.

Мы разобрались с основными пунктами, которые нужны в ТЗ для дизайнера. Также не лишним будет упомянуть программы и инструменты, которые могут понадобиться в процессе сборки задания.

Поговорим об инструментах, которые пригодятся при создании ТЗ. Мы в курсе, что никто не любит платные и сложные программы (которые устанавливаются только с помощью танцев с бубном). Поэтому разговор будет о простых и скорее всего уже знакомых вам инструментах.

Составить крутое ТЗ помогут:

  • Google Документы.

Можно использовать любой текстовый редактор, но Google Документы хороши тем, что дают возможность совместного доступа к создаваемым документам.

  • программа для создания скриншотов (например, удобные и бесплатные Joxi или Monosnap);

Скриншоты пригодятся для демонстрации приглянувшихся референсов конкурентов.

    для выгрузки топовых сайтов конкурентов;

Подборка сайтов, попавших в топы Яндекса и Google по схожим с вашими запросам, понадобится для выявления самых высокоранжируемых конкурентов. У них можно подглядеть что-нибудь интересное: оригинальный рекламный баннер, интересный способ показа кейсов и др (в зависимости от задачи).

  • сервис для создания макетов Balsamiq Mockups;

Для большей наглядности после создания текстового ТЗ можно собрать для дизайнера макет рекламного креатива, страницы или даже сайта. Так вы точно сможете быть уверены, что вас правильно поймут.

  • немного времени и терпения.

Дисклеймер. Любой инструмент из предложенных можно заменить на знакомую вам альтернативу.

При взгляде на заголовок должно быть ясно: «в чем суть задачи», «кому она поставлена», «к какому времени должна быть выполнена и сдана».

В заголовок добавляем:

  • дату постановки задачи и дату дедлайна;
  • суть задачи;
  • ответственное за выполнение лицо.

Укажите фамилию и имя лица, ответственного за выполнение задачи, а также его контакты для связи. Особенно этот пункт важен в случае, если вы работаете с большим числом специалистов на аутсорсе.

Четко сформулируйте задачу:

  • Продумайте и внятно изложите идею. Не пишите сложно и витиевато, – старайтесь выражаться максимально понятно.
  • Заранее подготовьте контент (например, написанный копирайтером текст) и примерную схему креатива. В схеме отразите наиболее важные блоки информации, их примерную компоновку.

Дисклеймер. Схема креатива – это не дизайн. Это способ наглядно продемонстрировать идею дизайнеру. Дизайнер может видоизменять и переставлять информационные блоки по своему усмотрению.

Специалисту нужно предоставить все исходные данные, которые понадобятся для выполнения задачи:

  • Сформулируйте конкретную цель, обозначив ожидаемый от креатива результат. Это может быть переход на сайт, регистрация на онлайн-мероприятие, подписка на email-рассылку или канал и т.п. Например, цель может звучать: «заполнение брифа на сайте владельцами бизнеса и руководителями компаний в сфере агропромышленности, энергетики, транспортной логистики и производства».
  • Опишите ЦА, для которой создается креатив. Укажите пол, возраст, регион проживания, сферу деятельности, должность и уровень дохода целевой аудитории, а также ее интересы, страхи, боли.
  • Приведите список основных конкурентов. У них можно подсмотреть интересные идеи.
  • Детально опишите продукт.
  • Дайте доступ ко всем материалам, которые могут понадобиться: логотипы, фото с уже проведенных фотосессий, гайдлайн, брендбук и т.п.

Рекламные креативы различаются по техническим характеристикам на:

  • статичные изображения;
  • GIF-анимация и анимационная графика (моушн-дизайн);
  • видео (со звуком/без, с субтитрами/без, со спецэффектами/без).

При создании креативов важно учитывать их специфические параметры.

Чтобы дизайнер точнее выполнил задачу, добавьте в ТЗ следующую информацию:

  • площадка, на которой будет размещен креатив (например, YouTube);
  • формат (например, MPEG4);
  • размер;
  • расширение;
  • вес файла;
  • количество кадров в секунду;
  • все остальное, что посчитаете важным.

Чем точнее будут указаны требования к дизайну, тем более соответствующий ожиданиям результат вы получите в итоге. Не лишним будет добавить следующие пояснения:

  • графика (растровая или векторная);
  • цветовая гамма (либо ссылка на брендбук/гайдлайн клиента, либо конкретные цвета в формате #rrggbb);
  • шрифты;
  • наличие и требования к размещению логотипа, элементов фирстиля;
  • размещаемый текст;
  • другие важные детали, которые нужно акцентировать при создании вашего креатива.

Укажите точное количество креативов, которые вам нужны. Если количество не указано или указан диапазон – например, 5-10 креативов – велика вероятность получить работу, выполненную по минимуму.

Будет круто, если вы добавите в ТЗ для дизайнера примеры (их еще называют аналогами или референсами), то есть креативы конкурентов, на которые специалист сможет опираться в ходе выполнения задачи.

Укажите свои (если сами ставите задачу) имя и фамилию, а также данные, с помощью которых исполнитель сможет с вами связаться: чтобы уточнить детали задания или отчитаться о выполнении.

Неконкретное, неясное техзадание дает исполнителю возможность истолковать задачу на свой лад. В результате чего постановщик задачи будет неприятно удивлен, когда результат окажется далек от его ожиданий. Однако излишне перегружать ТЗ тоже не стоит: легко перестараться, не оставив специалисту пространства для творческого полета.

Чтобы сотрудничество с дизайнером было не только эффективным, но еще и приятным для обеих сторон, мы решили добавить несколько полезных коммуникационных хаков.

  • Сделайте дизайнера полноценным участником работы, а не исполнителем.

Постарайтесь привлечь дизайнера к обсуждению задачи: предложите поучаствовать в принятии решений, поделиться мнением.

  • Держите в курсе.

По возможности рассказывайте специалистам, как дела у проектов после релиза. Принесли ли ожидаемый результат те решения, которые дизайнер добавил по ходу работы? Что пользователям понравилось, а что нет? Обратная связь поможет специалисту в дальнейшем развитии нужных навыков, даст понимание, куда двигаться.

  • Говорите о срочных задачах без обиняков.

Горящая и неприятная задача? Предложите исполнителю помощь, а не притворяйтесь, что ничего не происходит. Проявите участие.

  • Интересуйтесь.

Узнайте, что интересно дизайнеру, какая сфера деятельности привлекает его больше прочих. Какие задачи он выполняет с радостью, а какие просто потому, что нужно? Что у него получается, а где он видит точки роста? Ощущение ценности и важности сотрудника дорогого стоит.

Не пожалейте времени на составление продуманного и подробного техзадания на дизайн. Не поленитесь и проверьте свое ТЗ перед отправкой исполнителю по нашему Чек-листу. Ведь лучше потратить пару часов на постановку задачи, чем получить кота в мешке (и заплатить за него).

Из личного опыта. Предоставляю исполнителю (дизайнеру) свободу работы полагаясь на ранее представленную блок-схему страницы.

это вы за него прототип сделали 😉 помогли исполнителю по доброте душевной! вобще по-хорошему первая и главная часть любого дизайна — это UX аналитика и создание как раз прототипа будущего сайта, а уж потом на его основе — создание креативной UI концепции и дизайн-системы 😉

Добрый день, а подскажите, пожалуйста, где у вас выполнена схема та, что слева? Что за программа или это нарисовано?

Добрый. Не самый удобный сервис, но на тот момент был под рукой и назывался draw.io Сейчас это app.diagrams.net

Круто! Спасибо вам большое! Хорошего дня!

Дайте мне того маркетолога, который умеет пользоваться Adobe Photoshop)))

И я того же мнения. Не хватало ещё заниматься макетированием! Наверное, тогда дизайнер будет разрабатывать стратегию и по. В крупных Ко держат по несколько дизайнеров для решения задач разной сложности, в штате. У меня работает 2 дизайнера на аутсорсе — разделено для сложных и для технических задач. Из неудобств на аутсорсе плохо, что надо тратить время на тех задание в письм виде. Если бы Диз р сидел в отделе, можно дать распоряжение устно. Но чтобы маркетолог делал ещё и дизайн — увольте. Итак многорукий многоног.

в нашей сфере маркетолог должен знать основы дизайна или хотя бы понимать, какой сейчас в тренде и востребован, чтобы добиться от дизайнера того, что нужно. Так же как и дизайнер должен знать основы маркетинга для качественного выполнения своей работы 😉 по опыту — так командная работа строится качественнее и процессы идут быстрее!

у нас только такие 😉

Сталкиваемся с подобными вопросами по техзаданию на разработку сайта. Хорошо, что подняли тему. Ну, и исполнители должны быть на высоте. Киса и Ося не дадут соврать.

Что такое хорошее Т3 на сайт?

Хорошее техническое задание на сайт — это документ, который содержит всю необходимую информацию о проекте сайта, его целях и требованиях. Оно должно включать в себя следующие пункты:

  1. Описание проекта — цели, задачи, целевую аудиторию, конкурентов и т.д.
  2. Требования к дизайну — цветовые схемы, шрифты, типографику, макеты и т.д.
  3. Функциональные требования — перечень страниц, функций, форм, виджетов и т.д.
  4. Технические требования — платформа, язык программирования, базы данных, CMS и т.д.
  5. Требования к безопасности — защита от взломов, шифрование данных и т.д.
  6. Требования к оптимизации — скорость загрузки, адаптивный дизайн, оптимизация под SEO и т.д.
  7. Тестирование — тест-кейсы, условия тестирования и т.д.
  8. Сопровождение — техническая поддержка, обновления, доработки и т.д.

Зачем составлять техническое задание ( ТЗ) на сайт?

Следствие закона Паркинсона “девяносто-девяносто”:
Первые 90% кода отнимают 90% времени разработки. Оставшиеся 10% кода отнимают вторые 90% времени разработки.
Из книги А.Купера “Психбольница в руках пациентов”.

ТЗ это не просто список требований, это документ. Если договор регулирует процесс организационных и финансовых взаимоотношений, то ТЗ регулирует процесс разработки и конечный результат.

В этом случае не имеет никакого значения большой разрабатывается сайт или малый. Проблема рассогласования ожиданий может возникнуть в независимости от объема затраченных средств, вот только последствия могут быть разными.

Хорошее техническое задание на сайт должно быть четким, полным и понятным для всех участников проекта. Оно помогает определить объем работы, сроки и бюджет проекта, а также упрощает совместную работу команды разработчиков и заказчика.

О чем эта статья.
Эта статья о том, что может пригодиться в процессе написания ТЗ на сайт, а также что будет уж точно сделать желательно. Но эта статья не о том, как надо писать проектную документацию. В конечном итоге главная задача проектировщика не написать классный документ, а спроектировать сайт. Хороший документ лишь отражение подхода и уважения ко всем участникам разработки.

Добавлю ограничения.
Всегда когда я говорю о написании ТЗ, то имею в виду, конечно же, каскадную методику разработки. В случае других вариантов (например, экстремальное программирование) составляются другие документы и часто по другим принципам. Это — раз.

Стоит разделять ТЗ для малых и больших сайтов. Это — два. Различия маленьких и больших проектов заключаются не в объеме документа на выходе, а в процессе их разработки. Если у вас всего 4 человека в проектной группе, все давно знают друг друга, то можно предполагать отсутствие формализма. Если же разработкой занимаются несколько “отделов”, а проектная команда состоит из более 10-ка (до бесконечности) сотрудников, то управлять этой ордой может только процесс. Процесс рождает формализацию, а формализм накладывает свой отпечаток на формат документации.

По сути, толщина документов зависит от сложности процесса в больше степени, нежели от размеров проекта.

Мы будем следовать самому сложному пути.

ТЗ отвечает на вопросы

ТЗ изначально создается для нескольких участников разработки:

  1. Разработчики проекта (дизайнеры и программисты).
  2. Проект-менеджер.
  3. Клиент.
  4. Бюрократы (они могут не участвовать в проекте, но на них тоже надо рассчитывать).

Оглядываясь на приведенные группы участников можно предположить, что ТЗ в первую очередь должно отвечать на их вопросы. В идеале вся предпроектная документация в каскадном методе создается так, чтобы снять вопросы в процессе разработки.
Итак, на какие вопросы отвечает ТЗ.

Для кого создается сайт и для чего?

Сайт создается для Заказчика и для его клиентов. Это основанные пользователи будущего проекта.
Наилучшим вариантом будет, если в Техническом задании вы опишите всех пользователей сайта, как внутренних, так и внешних. Это описание может включать в себя маркетинговые, демографические, социальные данные, цели и задачи потенциальных пользователей, их требования к будущему сайту.

Как будут решены задачи заказчика и пользователей?

Собственно если не ответить на этот вопрос, то написание ТЗ можно признать бумагомарательством. Это основной и значимый вопрос. Ему может быть посвящена отдельная статья, поэтому останавливаться на нем подробном пока не будем.

Как будет проходить создание проекта?

Как я уже писал выше, ТЗ (а может и отдельный документ) иногда описывает процесс разработки проекта. Это совершенно необходимо, если принять во внимание, что сайт может разрабатываться по отличной от принятой в компании методики разработки, которая как правило не описывается ни одним документом. Можно сколько угодно долго мучить себя мечтами о стандартизации по ISO, но что показать дотошному заказчику?
По ГОСТу предусмотрен отдельный раздел “Этапы разработки системы”. В таком разделе можно не слишком подробно описать процесс и установить майлстоуны.

Что будет приниматься на выходе?

ТЗ начинает разработку и ставит в ней точку.
В идеале вы должны пройтись по всем пунктам ТЗ вместе с заказчиком, свериться с полученной системой и спустя неделю сказать: “Уф-ф. Вроде все сделали”.
“ТЗ является средством верификации выполненных работ.” — такая фраза записана во введении многих моих ТЗ.

Что требуется для дальнейшего запуска проекта?

Это вопрос, на который по-хорошему должен получить ответ заказчик. Это уже консалтинг, но в части случаев его необходимо провести в процессе проектирования. Необходимо спланировать количество рабочих мест, требуемое программное и аппаратное обеспечение и т.п.

Из чего состоит ТЗ

У меня ушел целый час на принятие решения: описывать состав ТЗ в виде конкретной четкой структуры или просто рассказать о том, что должно там быть. Вспомнив все свои ТЗ, я пришел к выводу, что структура этого документа так часто менялась в зависимости от целого ряда факторов, что четкое указание структуры будет напоминать плохой совет по выбору костюма. Представьте, что вам советуют что-то надеть на вечер, даже не осведомившись, куда вы направляетесь.

Общая информация

Первая часть ТЗ содержит введение и общую информацию о документе и проекте в целом. Введение надо написать один раз и на всю жизнь. Как правило, там пишутся настолько абстрактные фразы, что в каждом новом проекте надо лишь подправить пару слов.

Общая информация включает в себя:

  • Информацию о заказчике и исполнителе.
    Обязательно указание ответственных лиц с каждой стороны. Указываются документы, на основании которых производится разработка. Как правило, подобным документом является договор. Статус текущего документа и конфиденциальность.
  • Назначение проекта.
    Указывается: для чего будет использоваться полученный продукт.
  • Цели создания и задачи, которые должен решить ресурс.
    С одной стороны это довольно короткий раздел, но по важности проработки он занимает первое место. Если цели и задачи поставлены нечетко и неизмеримо, то может быть довольно сложно им следовать.
  • Описание аудитории проекта.
    Критично важная информация для разработки хороших и правильных сайтов. Ясно, что информацию об аудитории не только надо правильно собирать, но еще важнее это уметь этой информацией пользоваться.
    Описание аудитории должно содержать не только информацию, которую так любят маркетологи (демография, потребности, сегментирование и т.п.), но также информация, которая пригодится дизайнерам и проектировщикам: какие задачи решает пользователь, какие его цели в работе с сайтом, что его привлекает. Алан Купер рекомендует описывать аудиторию сайта не в виде безликой массы, а выделять персонажи — описывать собирательный образ конкретных людей.
  • Термины и определения.
    В большом документе вы сможете употребить огромное количество терминов и сленговых выражений, которые редко понимают специалисты по маркетингу или крупные руководители. Они могут читать этот документ, поэтому лучше предусмотреть для них список определений. Я не тешу себя надеждой, что этот список хоть раз в жизни был прочтен, но зато я могу всегда сослаться на него.

Вводная общая часть документа содержит информацию о том, с чего мы начинали при проектировании. Конечно, в процессе анкетирования специалистов заказчика информации накапливается на порядок больше, но читать ее никому не интересно.

Эта информация собирается в рамки проекта.

Рамки проекта

Если подальше отойти от своего дома и, обернувшись, взглянуть на него, то издали вы не сможете различить детали строения. Вы можете подсчитать окна, но не разберете из какого они материала, вы можете любоваться архитектурой (”любоваться”, конечно, можно не каждым домом), но сможете только догадываться о принципах его строительства, вам не будут видны внутренности квартир или нацарапанное слово на входной двери.

Рамки проекта примерно то же самое. Прочитав эту главу каждый должен представлять, что будет получено в процессе разработки, но абсолютно не вдаваясь в детали. Вы пишите, что на сайте будет работать “регистрация пользователей”, но не пишите, как конкретно она будет устроена, или какие поля должен будет заполнить пользователь.

Рамочный уровень проектирования в любом случае проходит любой проект, поэтому записать его будет не лишним. Кроме того, большие шефы как со стороны разработчиков, так и стороны заказчика очень не любят долго читать, но любят быть в курсе всего что происходит. Этот раздел надо написать в том числе и для них.

Рамки проекта пишутся в виде сценариев работы пользователей с сайтом и описывают общую функциональность и интеракции с интерфейсом.

Информационная архитектура и интерфейс

Для описания ИА потребуется описывать сверху вниз:

  1. Структуру сайта. Это так называемые высокоуровневые прототипы.
  2. Шаблоны страниц. Низкоуровневые прототипы, описывающие непосредственно интерфейс сайта.
  3. Опись контента. Табличное описание содержания каждой страницы сайта.
Структура сайта

Карта сайта выполняется графическим способом в одной из известных нотаций: Visio или Garrett. Я советую именно рисовать карту сайта, потому как в этом случае полученная структура получается наиболее наглядной и удобной в дальнейшем использовании. С одной стороны может показаться, что в виде списка написать карту сайта будет куда проще, но когда вы сами задумаетесь над связями различных областей сайта между собой, вы волей неволей начнете чиркать квадратики на бумаге.

О том, как можно рисовать структуру сайта с помощью нотаций, используя Visio, написаны целые статьи, поэтому останавливаться на этом не будем. Статьи написаны, правда, на английском, но вы легко сможете воспользоваться ими.

Не забывайте присваивать номер каждой отдельной странице карты сайта. Это потребуется на этапе описания контента.

Полезные советы при рисовании карты сайта:

  • Не жалейте места. Старайтесь располагать блоки так, чтобы они были отделены друг от друга. Это поможет читабельности карты.
  • Не мельчите. Прочитать текст, напечатанный 4 кеглем, в принципе можно, но это уже причина для ненависти.
  • Выравнивайте “квадратики” страниц относительно друг друга, выстраивая в линии. Это улучшит восприятие уровней вложенности страниц.
  • Не пересекайте линии. Старайтесь избегать большого количества пересечений линий связей. Если они пересекаются, то должны “перескакивать” одна над другой. Кто занимался черчением функциональных схем в университете, меня поймет.
  • Подписывайте карту. Подпишите саму карту, а также отдельные блоки. Это позволит меньше путаться в дальнейшем.
  • Почаще сохраняйте файл. Банально, но надо просто помнить об этом. Не стоит лишний раз вспоминать родственников разработчиков программы Visio, в сущности, они ни в чем не виноваты.
Шаблоны страниц

На уровне карты сайта каждая страница представляет для нас только “квадратик” на листе бумаги. Для дизайнера, верстальщика и программиста этого недостаточно, чтобы разработать сайт. Надо еще знать наличие и расположение блоков информации и функций на страницах сайта. Поэтому мы переходим к шаблонам сайта. В идеале каждый квадратик должен быть детализирован до схемы каждой отдельной страницы. Это прототипирование сайта. Использование прототипирования зависит от принятой схемы работы в компании-разработчике, но стоит признать, что это становится для заказчика крайне недешево.

Для упрощения выделяют ряд шаблонов интерфейса сайта, которые описываются вслед за картой сайта.

Описание шаблонов состоит из 3х частей:

  1. Перечень шаблонов. Выявляются основные типы страниц и описывается их использование.
  2. Типовой шаблон. Основные блоки. Описываются основные блоки страниц с целью уменьшить повторяемость информации.
  3. Описание каждого шаблона согласно перечня. Шаблоны отрисовываются в любом графическом пакете (Adobe Illustrator, Adobe InDesign, MS Visio и др.), а затем дополняются кратким описанием.

Оговорка: шаблоны интерфейса сайта не надо путать с шаблонами в программной системе, на которой будет работать сайт. Шаблоны интерфейса описывают количество типовых страниц, достаточное для дизайна сайта.

Описание контента

Самая долгая и нудная часть работы. Описание контента должно включать в себя перечень всех страниц сайта с точным указанием размещаемого на каждой странице текста, картинок и т.п. Также там указывается какой шаблон используется для данной страницы (см. выше). Я рекомендую использовать для этого таблицу.

Далеко не всегда на момент написания ТЗ можно с уверенностью знать какой будет контент на сайте: точное количество информационных страниц, размещение графической информации, поэтому не думайте, что в данном разделе приводится самое точное описание. Часто это не так. Но если вы опишите требуемый контент на данном этапе, то далее проект-менеджер на его основе сможет составить план поставки контента и оценить объем внесения этой информации на сайт. У клиента же всегда перед глазами будет перечень того, что ему потребуется подготовить и отредактировать.

Хорошее описание контента залог спланированной работы на этапе запуска сайта и внесения информации.

Функционал

Описание функционала сайта в техническом задании один из ключевых разделов. В особенности это касается сайтов с большим процентом программных работ: электронная коммерция, онлайн-сервисы и т.п.

Хороший пример описания функционала дает ГОСТ. Рекомендую держаться стандарта при описании функционала разрабатываемого в рамках сайта программ. Должны быть описаны: общая система, общие функциональности подсистем и модулей, взаимосвязь подсистем и модулей между собой и, наконец, перечисление всех функций модулей с более или менее подробным описанием их работы. Для каждого модуля должны быть расписаны объекты, которые создаются или используются в работе программы.

Можно также описывать структуру базы данных, предварительные алгоритмы работы, но само по себе техническое задание этого не требует. По ГОСТу подобные подробности должны описывать в дальнейших документах: эскизный и технический проекты.

Иногда при разработке крупных сайтов приходится долго посидеть, чтобы описать весь функционал внешней и внутренней части сайта. Некоторые разработчики против такой детализации. Они считают, что функционал надо описывать поверхностно, чтобы “клиенту было понятно”. Полная ерунда! По опыту могу сказать, что лишней детализации не бывает. В случае проблем в проекте менеджеры проекта с обоих сторон становятся редкостными буквоедами! Они вычитывают ТЗ вдоль и поперек стараясь доказать свою правоту. Поэтому если функционал в ТЗ прописан общими словами клиент все равно заставит сделать то, что ему надо.

Требования

Отдельный раздел должен быть посвящен требованиям к проекту или проекта к окружению. Требования, которые могут быть описаны в техническом задании на сайт:

  • Технические требования к системе;
  • Требования к персоналу;
  • Требования к надежности;
  • Требования к эргономике и технической эстетике;
  • Требования к защите информации от НСД;
  • Требования по сохранности информации при авариях;
  • Требования к видам обеспечения;
  • Требования к программным средствам;
  • Требования к информационному обеспечению;
  • Требования к техническим средствам;

Может быть также ряд специфических требований.

Все требования необходимо четко формулировать и стараться не забыть ничего из аспектов разработки вашего проекта.

Конечно, в небольших проектах нет необходимости прописывать все приведенные выше требования. Так, например, часто персонала в веб-сайте вообще нет, поэтому такие разделы пропускают.

Прочее

В процессе ведения проектов вы можете заметить, что возникают ситуации, выходящие за рамки технического задания. Возможно, вы что-то упустили, или возникла нештатная ситуация, которую вы ранее не могли предусмотреть. Все это поможет вам в дальнейшем развивать документ, привнося в него новую информацию, которая поможет использовать его в коммуникациях с заказчиком и разрешать проблемы.

Что дальше?

ТЗ составлено, подписано и поступило в работу. Что дальше? Заканчивается ли работа с ним на этом этапе? Нет.

Проект далеко не всегда идет по заранее запланированному пути. Мы стараемся что-то улучшить, изменить, часто меняются требования заказчика. Техническое задание это документ, а не скрижали. С изменением требований к проекту должно меняться и техническое задание. Обычно это делается дополнительными документами со списком изменений. Естественно, они составляются только в том случае если это действительно необходимо, на практике встречается редко.

Также вы должны быть готовы, что в процессе глубокого изучения ТЗ всеми участниками разработки в процессе работы над проектом будут найдены ошибки. Количество ошибок в большом документе прямо пропорционально его объему и обратно пропорционально времени, затраченному на его написание. Т.к. времени постоянно не хватает, следует ожидать, что ошибки в ТЗ будут возникать.

В сухом остатке

Эту статью я написал больше года назад. Прошло довольно много времени, а я за это время не написал ни одного большого ТЗ. Но, перечитав представленную информацию, согласился со всем, что здесь написано. Итак хорошее ТЗ на сайт должно содержать в себе:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *