Поворот направо. Опасные ситуации
Поворот направо в большинстве дорожных ситуаций считается самым простым и легким маневром в плане его исполнения.
Несложным он считается потому, что в подавляющем большинстве случаев поворот направо происходит с крайней правой полосы, и легко контролировать ситуацию впереди по движению и слева от машины.
При осуществлении поворота направо в рамках ПДД во многих случаях пути движения с другими транспортными средствами не пересекаются.
Тем не менее, бывают ситуации, когда даже этот вполне безобидный маневр в определенных случаях может привести к ДТП.
Некоторые из них будут приведены ниже. Но сначала несколько слов о правилах поворота направо и причинах возникновения ДТП.
Поворот направо в ПДД
В первую очередь следует обратиться к ПДД и вспомнить, как этот маневр (имеется в виду, поворот направо) должен выполняться правильно, т.е. в соответствии с ПДД.
Пункт 8.5 ПДД обязывает водителей перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части кроме случаев, когда совершается въезд (поворот) на круговое движение.
Это значит, что на круговой перекресток (обозначенный знаком 4.3 «Круговое движение») можно заехать с любой полосы, а во всех остальных случаях перед поворотом направо, нужно «прижаться» как можно правее к краю проезжей части дороги, с которой совершается поворот.
Во втором абзаце пункта 8.6 ПДД есть строка, имеющая следующее содержание:
«При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части».
Объединяем оба пункта и получаем следующий вывод. Правильная (т.е. в соответствии с ПДД) траектория поворота направо должна проходить из крайнего правого положения на проезжей части дороги, с которой выполняется поворот, на правую полосу проезжей части пересекаемой дороги.
Так должно происходить во всех случаях, кроме въезда на перекресток с круговым движением и кроме случаев, когда Правила знаками 5.15.2 «Направления движения по полосе» разрешают повернуть направо еще и со второй полосы.
Правило поворота направо, как таковое, не сложно для понимания и совсем не трудно для выполнения. Тем не менее, во время осуществления этого, казалось бы, простого маневра нередко случаются столкновения различной степени тяжести.
Само по себе столкновение — это результат того, что кто-то один из участвующих что-то нарушил, а другой по разным причинам не предусмотрел этого нарушения или не заметил его, но оказался во взаимодействии с первым.
Обычно, столкновение происходит по разным причинам, часто в ДТП попадает тот, который не нарушал Правила. Это лишний раз подтверждает высказывание, что формальное соблюдение ПДД недостаточно для того, чтобы не попасть ДТП.
ДТП любого рода происходят чаще всего по причине неверного восприятия дорожной ситуации и несвоевременной реакции на ее изменение.
Как пример, не увидел другой автомобиль, например, в слепой зоне зеркал, перестроился, а тут – бац … .
Затем, после ДТП, следует недоумение и вопрос – откуда он взялся?! Причина ДТП простая – не заметил, не учел, не предусмотрел.
Более подробно о причинах ДТП можно прочесть в статьях Что такое ДТП и как его избежать и Как избежать ДТП.
Соблюдение ПДД повышает безопасность движения и дает водителю юридическую защищенность в случае дтп, но не защищает от самой аварии. Поэтому, важно эту самую опасную ситуацию предусмотреть.
Для этого не лишним будет «проигрывать» в голове типичные случаи на перекрестках, когда возникновение опасности наиболее вероятно.
Ранее, были рассмотрены несколько ситуаций, представляющих опасность на левом повороте и развороте. Материал статей:
Здесь же рассмотрим опасные случаи, связанные с поворотом направо.
Возможно, в этом контексте слово «опасный» не совсем уместно, но его значение в данном случае – это высокая вероятность ДТП.
Поворот направо во дворы или прилегающую территорию
В общих случаях, когда поворот направо во дворы с правой полосы свободен, то последовательность действий, обычно, следующая:
Двигаетесь по крайней правой полосе, заблаговременно включаете указатель правого поворота, снижаете скорость, и поворачиваете направо с учетом пункта 13.1 ПДД (по необходимости пропускаете пешеходов и т.д.).
Когда въезд-выезд узкий, и в этот момент с территории выезжает другой автомобиль, то целесообразно сначала выпустить того, затем, заехать самому.
Иногда бывает так, что перед въездом во двор припаркован другой автомобиль. Он может стоять с нарушением ПДД или без нарушения, это не важно, но он расположен именно перед тем въездом, куда требуется повернуть.
Так вот, когда перед въездом стоит припаркованный автомобиль или въезд с правой полосы по каким-то причинам затруднен, то для поворота направо, сначала, придется это «препятствие» объехать с его левой стороны.
Для того, чтобы объехать стоящий автомобиль, необходимо по всем правилам перестроиться левее.
Поэтому, включаете указатель левого поворота (контролируя ситуацию слева-сзади автомобиля), затем, перестраиваетесь левее, и выключаете «поворотник». Далее, плавно снижаете скорость.
После того, как достигли «препятствие», нужно сразу включить правый «поворотник» и, завершив объезд, повернуть направо во дворы или на территорию, в общем, туда, куда вы намеревались заехать.
Описанный алгоритм поворота направо во дворы с объездом припаркованного автомобиля таит в себе три опасных момента.
Первый – у стоящего автомобиля может внезапно открыться левая дверь, поэтому, объезжая его, не следует прижиматься близко к нему.
Но и сильно далеко от него отстраняться тоже не следует, иначе, едущий за вами водитель, может неправильно растолковать ваш маневр и попробует «вклиниться» между вашим и припаркованным авто.
В этом, как раз, и таится вторая опасность. Вместо автомобиля сзади может ехать мотоциклист, а ему для того, чтобы проехать между машин, нужно совсем мало места.
Не следует долго задерживаться на левой полосе (в левом ряду) – как только будет завершен объезд, нужно тут же уходить вправо.
Такую возможность нужно попытаться предусмотреть по косвенным признакам: есть ли водитель в машине, работает ли двигатель (можно определить по выхлопной, но летом, например, это сложно), момент начала его движения (со стороны можно определить по началу вращения колес).
Если есть сомнения в том, что припаркованный автомобиль вас пропустит вперед, подъезжая, можно коротко подать звуковой сигнал для предупреждения о возможном столкновении.
Поворот направо на перекрестке
Опасные ситуации, возникающие когда осуществляется поворот направо на перекрестке (на обычном, не круговом перекрестке).
При повороте направо на перекрестке, вы обязаны (как требует пункт 13.1 ПДД) уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете.
С участниками движения данных групп (пешеходы и велосипедисты) обычно вопросов не возникает.
Проблемы наступают тогда, когда правая сторона проезжей части дороги, на которую выполняется поворот, по разным причинам заставлена другим транспортом.
Там, например, может располагаться остановка общественного транспорта, и в часы пик вся правая полоса сразу после перекрестка будет занята (заставлена).
Придется эту «пробку» каким-то образом объезжать, но тогда поворот направо будет совершен не в правую полосу, как указывает пункт 8.6 ПДД, а в ту, что располагается левее.
В такие моменты нужно обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас.
Дело в том, что нередко, особенно в часы пик, находится немало желающих повернуть направо с левого ряда. Они, не церемонясь, вырываются вперед, и круто поворачивают, подрезая путь тем, кто поворачивает с правой полосы.
Такое действо является нарушением ПДД (расположение ТС на проезжей части) и оно имеет место, но причины в данном случае не важны.
Когда нарушителя «поймают» — то он, скорее всего, будет оштрафован. Пусть этим занимаются те, кому положено, а сейчас задача другая — как не попасть в ДТП.
Поэтому, выполняя поворот направо на перекрестке, есть смысл обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас, учитывая, что вы находитесь на дуге поворота (не все видно в зеркалах).
Еще необходимо обращать внимание вот на что. Если светофор на перекрестке оборудован доп. секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным ТС.
Такую особенность нужно учитывать. Подробности об этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
Несколько по-другому ситуация развивается в случае, когда на многополосных дорогах поворот направо разрешен со второй полосы.
В подобных обстоятельствах, когда поворачиваете направо именно со второй полосы, нужно внимательно следить за обстановкой справа и справа-сзади вашей машины. Всегда есть риск, что оттуда кто-нибудь «приедет».
Один такой случай был подробно рассмотрен в статье Рисковый поворот на широком перекрестке, и немного другой случай – въезд на прилегающую территорию в разрешенном случае со второй полосы – в одноименной статье Поворот направо со второй полосы.
Поворот на круговое движение. Опасность при перестроении
ПДД разрешают заехать на круговой перекресток с любой полосы (пункт 8.5 ПДД). В какой-то степени въезд на круговой перекресток – это поворот на круговое движение направо.
В качестве подсказки, дорожной разметкой 1.18 обозначается направление въезда на круг по каждой из полос движения.
В месте въезда на «круг», а также при движении по «кругу», смежные полосы разграничены прерывистой дорожной разметкой 1.7.
В подавляющем большинстве случаев, когда нужно выехать из круга в первый по ходу движения съезд, то рекомендуется заезжать на круг с крайнего правого ряда.
Если планируется движение по кругу и выезд из него во второй и следующие съезды, то есть смысл въезжать на круговой перекресток со второй полосы и далее, а не с крайней правой.
Это нужно для того, чтобы избежать лишних перестроений на круговом движении, особенно в местах въезда на круговой перекресток.
Опасность последствий перестроения на кругу в том, что движение ТС осуществляется не прямо, а по дуге окружности.
Пространство слева-сзади автомобиля просматривается лучше, чем справа-сзади, но если доверять только зеркалам, то высока вероятность не заметить автомобиль сзади в мертвой зоне зеркал.
Поэтому, кроме обзора дороги сзади посредством зеркал, еще необходимо «крутить» головой по сторонам, чтобы никакая опасность не могла ускользнуть от взгляда.
В статье Подлез под грузовичок рассмотрена одна из похожих дорожных ситуаций на круговом перекрестке.
Перечисленные случаи поворота направо во дворы, поворота на перекрестке или поворота на круговое движение – это лишь малая часть конфликтных ситуаций на дороге. Все охватить невозможно, да и нет в этом необходимости.
Нужно понимать, что опасная ситуация может возникнуть в любом месте в любой момент, и постараться исключить фактор внезапности.
Для этого есть смысл постоянно следить за дорогой и быть готовым к разного рода неожиданностям.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы «поворот направо» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 21.04.2023
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Еще по теме из раздела: Вождение
Самые читаемые разделы сайта
10 комментариев
Здравствуйте. Ситуация — авто 1 поворачивает направо на перекрестке, авто 2 из встречного направления соответственно налево.
Дорога, на которую они собираются повернуть, двухполосная, правая полоса занята припаркованным автомобилем.
Кто должен уступить дорогу — авто 1, т.к. его полоса занята препятствием, или авто 2, т.к. выполняет левый поворот и обязан уступить всем + помеха справа?
В соответствии с пунктом 13.4, при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, которое движется со встречного направления прямо или направо (если перекресток равнозначный, то же самое (п.13.12)).
Следует понимать так: сначала уступил, затем, повернул налево сам, т.е. на дуге поворота автомобиль 2, поворачивающий налево, должен уступить 1-му, который поворачивает направо.
В реальности весь этот процесс происходит не идеально. Кто-то всегда движется немного быстрее, фактический радиус поворота у машин отличается, третий автомобиль, стоящий в правой полосе, может располагаться либо близко к пересечению, либо далеко, плюс еще какие-нибудь помехи.
Поворачивающий направо может сначала заехать в правую, затем, перестроиться в левую полосу, а может, исходя из ситуации, сразу повернуть во вторую полосу.
Поэтому, в общих случаях на дуге поворота действует п.13.4, после завершения поворота – п.8.4 (правило перестроения).
Более развернутый ответ на ваш вопрос есть в комментариях к этой статье от 08.10.2022 по этой ссылке.
При повороте направо на регулируемом перекрестке поперечному движению, естественно, горит красный.
Надо ли останавливаться если есть стоп линия у этого светофора?
Если перед светофором со стороны вашего движения есть стоп линия, то остановка на запрещающий сигнал обязательна.
Но чтобы точно ответить на ваш вопрос, нужно посмотреть перекресток.
Поворачивал во двор, перед въездом стояла маршрутка, высаживала людей. Когда начал поворачивать, с включенными сигналами поворота почувствовал удар сзади (правое заднее крыло). Никаких сигналов о том, что отъезжает (начинает движение) В ГИБДД говорят, что «не предусмотрел» и хотят сделать виноватым. Хотелось бы проконсультироваться с кем-нибудь по этому вопросу.
В гибдд, мягко говоря, не правы. Общественный транспорт пользуется преимуществом при отъезде от остановки (пункт 18.3 ПДД).
Но как можно понять намерения водителя маршрутки? — это можно в случае, если маневр обозначен (он включил левый поворотник).
Необходимо как-то доказать, что в момент вашего опережения маршрутки, она стояла у остановки, и поворотники были выключены, т.е. начало движения НЕ было обозначено.
Задайте этот вопрос (изложите проблему) в форме юрист-консультанта (справа внизу сайта или внизу экрана, если на смартфоне).
Опишите свой вопрос, только укажите свой реальный номер телефона. Вам перезвонят и проконсультируют.
Добрый день! Автомобиль1 поворачивает направо, выезжая на одностороннюю дорогу с двумя полосами для движения (прижимаясь как можно правее).
По левой полосе этой дороги едет автомобиль2. Должен ли автомобиль1 пропускать автомобиль2?
Для того, чтобы ответить однозначно, в этой ситуации не хватает вводных.
Действие происходит в каком месте: это перекресток, либо это выезд на дорогу с поворотом направо с прилегающей территории?
Если автомобиль1 выезжает направо с территории или поворачивает из-под знака 2.4 «Уступите дорогу», то он должен уступить другим ТС, движущимся по главной дороге.
Если при повороте автомобиль1 физически не создает помех автомобилю2, то можно не ждать когда тот проедет, т.е. пропускать необязательно.
Но, преимущество на стороне автомобиля2, поэтому решение пропускать или не пропускать будет зависеть от конкретной дорожной обстановки в тот момент времени.
Хотелось бы получить точный ответ на первую ситуацию.
Давайте больше вводных: обычный перекресток по 2 полосы в каждом направлении. Работает обычный светофор без дополнительных секций. Есть 2 автомобиля, стоящих друг напротив друга: 1-поворачивает направо, второй налево.
Есть 2 ситуации:
1) дорога свободна, 2 поворачивает в левую полосу, 1 поворачивает в правую, если 1 нужно в левую, то 1 УСТУПАЕТ 2, т.к. 1 меняет полосу — здесь логично.
2) у 1 автомобиля при повороте направо сразу за пешеходкой стоят припаркованные автомобили, свободна только левая полоса. При таком маневре, когда 1 автомобиль не может проехать и перестроится на левую полосу, он вынужден повернуть в левую.
И здесь вопрос: у нас 2 автомобиля съезжаются в одну полосу, кто при этом должен уступить. Сразу приходит мысль: конечно 2 у него помеха справа.
Но есть другая мысль: 1 должен был повернуть в правую, а т.к. у него препятствие, то он вынужден повернуть на левую полосу и уступить 2 автомобилю, т.к. препятствие на пути 1 и получается его проблемы.
Какая мысль верная? и что говорят правила ПДД?
В ситуациях бывает двоякое решение: ПДД требуют поступить однозначно, а мысль, в зависимости от обстоятельств, допускает разные варианты решения.
В итоге, если решение реализовалось благополучно, то можно утверждать, что мысль была верной.
Давайте по порядку. 1-й поворачивает направо, 2-й поворачивает налево навстречу 1-му.
При повороте налево 2-й авто обязан уступить дорогу 1-му, потому что у 1-го преимущество (он поворачивает направо, пункты 13.4 ПДД и 13.12 ПДД (если перекресток нерегулируемый)).
1-й авто обязан стремиться повернуть по возможности в правую полосу (пункт 8.6 ПДД). Это означает, что если есть возможность — тогда ему в правую.
Если повернуть в правую возможности нет, тогда — в следующую, и так далее.
Таким образом, 1-й повернет направо во вторую (левую) полосу, а 2-й повернет налево следом, уступив дорогу 1-му.
Это, так сказать, общая схема разъезда в данных обстоятельствах. В реальности ситуация развивается в динамике, поэтому возможны разные варианты происходящего.
Например, 1-й повернул направо в правую полосу, и уперся в стоящий транспорт — их нужно объехать (перестроиться) по левой полосе, в которую поворачивает 2-й авто.
Если 2-й уже успел повернуть (заехал на левую полосу пересекаемой дороги), то с этого момента 1-й, перестраиваясь на левую полосу, должен уступить 2-му.
Но, если 1-й, не создавая помех, успеет быстро объехать стоящих (перестроиться) до того, как 2-й подъедет к точке объезда, то вопрос приоритета уже становится не актуален.
Обычно, кто-то подъезжает чуть раньше, кто-то чуть позже, один едет быстрее, другой — медленнее. Третий едет прямо, четвертый поворачивает и т.д. Ситуация живет в динамике, все меняется.
Когда один водитель обязан уступить дорогу другому, но при этом проезжает первым, не создавая тому помех, то вопрос приоритета не возникает, потому что исчезает необходимость уступить.
Но когда происходит ДТП, рассматривают факты, а не вероятные возможности. Если был должен уступить, но не уступил, значит виновен в ДТП.
Траектория поворота направо
Любой поворот, в том числе и направо, можно разложить на три отдельных этапа (рис. 49):
- Подготовка к повороту.
- Собственно поворот.
- Выход из поворота.
Первый этап, Подготовка к повороту (рис. 49, 50 и 51).
Если перед поворотом направо вы перестроились на крайнюю правую полосу, то этого недостаточно. По правилам и здравомыслию занять надо крайнее правое положение, и поверьте, это не одно и то же.
Рис. 49. Три этапа поворота направо
Рис. 50. Крайняя правая полоса
Рис. 51. Крайнее правое положение
Крайняя полоса может быть такой широкой, что там спокойно умещается пара легковых автомобилей.
А крайнее положение подразумевает, что уже никому не захочется попробовать проехать между вашей машиной и тротуаром (рис. 50 и 51).
Если вы начнете поворот из положения 2 (рис. 50), то ждите неприятностей. Слишком велика вероятность того, что в салон вашей машины заедет мотоцикл, а может быть и обычный легковой автомобиль.
Перед каждым поворотом направо стоит вспомнить разницу между «полосой» и «положением», подумать о «шустриках», которые любят залезать во всевозможные "щели" и занять реальное крайнее правое положение.
Второй этап. Собственно поворот.
Начав поворот из крайнего правого положения, следует удерживать это положение на протяжении всего поворота (рис. 49).
Можно сказать и чуть короче: «При повороте направо «оближите» угол».
Углы бывают разные, поэтому в зависимости от формы угла тротуара или газона траектория движения автомобиля может быть плавной или «ломаной» (рис. 52 и 53). При этом не забывайте об эффекте смещения задней части автомобиля к центру поворота (см. рис. 42 и 54).
Рис. 52. Плавная траектория
Рис. 53. «Ломаная» траектория
Рис. 54. Наезд на угол тротуара
На рисунке 55 показано, как уберечь колеса своего автомобиля от повреждения о бордюрный камень и не наехать на ноги пешехода, стоящего на углу тротуара. До начала поворота надо немного отъехать от края проезжей части и уже из этого положения начинать поворот направо.
Рис. 55. Поворот в «угловатом» месте
Смещение влево перед поворотом направо допустимо только в узких проездах без интенсивного движения (например, во дворах). На обычных дорогах такой маневр будет небезопасен из-за движущихся рядом машин, да и, как правило, в этом нет никакой необходимости, поскольку на перекрестках все углы обычно скруглены.
Третий этап. Выход из поворота (рис. 49 и 56-58).
Завершать поворот направо желательно с выездом на крайнюю правую полосу (рис. 49). Таково требование ПДД, да и здравый смысл подсказывает то же самое.
А что, если в это время дорогу переходят пешеходы? Может их объехать, немного обогнуть (рис. 56)?
Это и пытаются сделать некоторые нерадивые водители. А ведь ПДД предусматривают такую ситуацию — при повороте направо и налево водители обязаны уступить дорогу пешеходам.
Рис. 56. Классическая ошибка при выходе из поворота
Как уступать, это вы решайте сами. Можно плавно остановиться в определенной точке заранее спланированной траектории движения. Можно уменьшить скорость движения до величины, позволяющей быстро принять правильное решение (остановиться или продолжить движение) в зависимости от ситуации. Но попытка объезда пешехода недопустима, так как она, как правило, приводит к аварии с ударом «сзади в бок» или «спереди в лоб» (рис. 56).
Исходя из описанных «перспектив», приближаться к любому перекрестку надо с тщательно разработанным планом всех своих последующих действий, в том числе с полной готовностью уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую вы собираетесь поворачивать. При этом траектория поворота, определенная Правилами и логикой, должна быть сохранена.
Рис. 57. При повороте всегда уступайте пешеходам
Все вышеизложенное относится как повороту направо, так и к повороту налево (рис. 57).
Думаю, с пешеходами все понятно. А что делать, если в нескольких метрах от поворота у тротуара стоит машина (рис. 58)?
Рис. 58. Сложный выход из поворота
В этом случае у вас есть как минимум два варианта действий.
Можно «отважиться» на выход из поворота сразу на вторую полосу (траектория «А»), но для этого требуется более тщательный анализ ситуации на перекрестке. Или вы поворачиваете на правую полосу, сразу же после поворота останавливаетесь в крайнем правом положении, дожидаетесь полного отсутствия машин у себя за спиной, и только после этого объезжаете стоящую машину (траектория «Б»).
Поворот направо
Поворот направо можно и нужно разложить на три отдельных этапа:
I – Подготовка к повороту
II – Собственно поворот
III – Выход из поворота
Первый этап
Если перед поворотом направо Вы перестроились на крайнюю правую полосу, то этого еще недостаточно.
Занять надо крайнее правое положение, и поверьте, это не одно и то же.
Крайняя полоса бывает настолько широкой, что там спокойно умещаются 2–3 легковых автомобиля, а мотоциклы и считать не стоит. А крайнее положение предполагает такое расположение Вашей машины на проезжей части, что уже никому не захочется проехать между Вами и тротуаром (рис. 6, 7).
Рис. 6. Крайняя правая полоса
Рис. 7. Крайнее правое положение
Если Вы начнете поворот из положения 2 (рис. 6), то ждите неприятностей. Слишком велика вероятность того, что в салон Вашей машины заедет мотоцикл, а может быть, и обычный легковой автомобиль. Поэтому перед любым поворотом направо необходимо вспомнить разницу между полосой и положением, подумать о «шустриках», которые любят залезать во всевозможные «щели» и занять на дороге реальное крайнее правое положение.
При подготовке к повороту направо необходимо помнить также о различии траекторий движения передних и задних колес машины (см. рис. 2). Особое внимание следует уделять грузовым автомобилям с прицепами.
В процессе подготовки к повороту направо водитель длинномерного транспортного средства вынужден принять немного влево, чтобы избежать наезда задними колесами машины или колесами прицепа на угол тротуара (см. рис. 3 г).
Въехать во двор или на другую прилегающую к дороге территорию водители длинномерных транспортных средств могут только с предварительным смещением влево. И, конечно, находятся «умники», которые спешат залезть в образовавшуюся щель, намереваясь проехать прямо (рис. 8).
Рис. 8. Маневр длинномерного транспортного средства
Учтите, водитель грузовика не в состоянии увидеть низкий легковой автомобиль справа в щели между собой и тротуаром, а кузовные и прочие работы в автосервисе обходятся сейчас недешево.
К сожалению, эта авария является классической, о чем следует знать и помнить не только водителям длинномерных транспортных средств, но и водителям «шустрых» малолитражек.
Если перед началом поворота направо конфигурация данного места вынуждает Вас прибегнуть к предварительному смещению влево, то Вы обязаны проконтролировать сзади движущийся транспорт и обеспечить безопасность маневра.
Теперь взглянем на ту же ситуацию с другой стороны. Если Вы видите, что перед местом возможного поворота направо впереди идущий грузовик или автобус чуть-чуть смещается влево, то вероятнее всего водитель готовится именно к повороту направо. В таком случае следует снизить скорость и дать ему возможность спокойно закончить маневр.
К счастью, выше рассмотренная ситуация на дорогах встречается не каждый день. Обычно перед поворотом направо достаточно лишь занять крайнее правое положение, и безопасность маневра на этом этапе будет обеспечена.
Второй этап
При повороте направо следует удерживать крайнее правое положение на протяжении всего маневра (рис. 9). Таково требование ПДД и логики. Давайте сформулируем это правило чуть покороче:
При повороте направо держись угла тротуара.
А если в это время дорогу, на которую Вы поворачиваете, переходят пешеходы? Может, их немного объехать, обогнуть? Что и делают некоторые нерадивые водители.
Рис. 9. Поворот направо
ПДД предусматривают эту ситуацию. При повороте направо и налево водители обязаны уступить дорогу пешеходам!
Как уступать, это Вы решайте сами. Можно плавно остановиться в некой заранее запланированной точке траектории движения. Можно просто уменьшить скорость до величины, позволяющей быстро принять правильное решение об остановке или продолжении движения в зависимости от развития ситуации. Иногда (не часто и только для «видящих» водителей), лучшим способом уступить является увеличение скорости движения. Но в любом случае Вы должны сохранить определенную законом и логикой траекторию крайнего положения!
Попытка объезда пешеходов по замысловатой траектории закономерно приводит к аварии с ударом «сзади в бок» или «спереди в лоб» (рис. 10). Поэтому советую Вам, особенно первое время, при повороте направо придерживаться угла тротуара и уступать дорогу пешеходам, как это делают культурные водители из «дальнего зарубежья». А там глядишь, и в привычку войдет.
Рис. 10. Классическая ошибка при повороте направо
Третий этап
Если Вам удалось выполнить предыдущие рекомендации, то окончательный выход из поворота не должен вызвать у Вас каких-либо затруднений. Хотя, в зависимости от ситуации, некоторые осложнения все же могут возникнуть.
Из соображений безопасности по окончании поворота направо некоторое время имеет смысл двигаться по крайней правой полосе. Чуть позже, оценив ситуацию на дороге, можно будет приступать к перестроению на соседнюю полосу, если оно входит в Ваши планы.
А что делать, если на расстоянии 10 метров после поворота у тротуара стоит грузовик?
В таком случае у Вас есть выбор из двух вариантов последующих действий.
Рис. 11. Выход из поворота
Можно «отважиться» на выход из поворота сразу на вторую полосу (рис. 11, траектория А). Но такой вариант поворота требует быстрого и правильного анализа ситуации на перекрестке. Необходимо контролировать все машины, приближающиеся слева, а также «подпирающие» Вас сзади.
Для «новичка» поворот по траектории А может оказаться делом непосильным. Поэтому лучше воспользоваться рекомендациями по перестроению в сложной ситуации. Сразу после поворота следует остановиться в крайнем правом положении, дождаться полного отсутствия машин у себя за спиной и только после этого объехать «нехороший» грузовик (рис. 11, траектория Б).
Должен ли водитель поворачивать правую полосу по п.8.6 ПДД?
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Такое требование к водителям предъявляется Правилами дорожного движения РФ. Многие это требование отождествляют с требованием повернуть в крайнюю правую полосу. Насколько верно такое уравнение мы постараемся разобраться. Давайте посмотрим на обычную ситуацию — поворот на дорогу с припаркованными автомобилями. Как это выглядит, выполняя требование поворота в правую полосу.
Водитель должен выполнить поворот, затем сразу же переключить правый сигнал поворота на левый и приступить к перестроению. При этом он меньше, чем за секунду теряет преимущество перед встречным автомобилем, совершающим поворот налево.
Это стандартная дорожная ситуация, и то что законодатель хотел такого сценария очень сомнительно.
Для чего же нужен этот абзац? Давайте обратимся к первоисточнику Правил дорожного движения — Конвенции о дорожном движении и попробуем найти ответ там
….
a) Если он намерен выехать с дороги со стороны, соответствующей направлению движения, — приблизиться, насколько это возможно, к краю проезжей части дороги, соответствующему этому направлению, и затем выполнить возможно более короткий маневр;
Оригинал на английском:
….
(a) If he wishes to turn off on the side appropriate to the direction of traffic, keep as close as possible to the edge of the carriageway appropriate to that direction and make as tight a turn as possible;
Основной смысл абзаца п.8.6 ПДД :
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
— выполнить возможно более короткий и быстрый маневр. То есть маневр нужно по возможности сократить до минимума и продолжить движение в выбранном направлении. Требования и смылса занимать крайнюю правую полосу после поворота нет. Поэтому в правилах РФ такая лояльная формулировка. В рассмотренных выше ситуациях маневр перестроение непосредственно связан с поворотом и вносит дополнительные сложности и неопределенности для участников движения.
Поворот должен быть коротким
Сравните две траектории движения, при изначальном намерении водителя двигаться после поворота во второй от края полосе, разрешенной для движения.
В соответствии с п.9.4 правил, водители могут двигаться по удобной для них полосе при движении в населенном пункте
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Подытожим. В Правилах дорожного движения отсутствует требование поворот направо совершать в крайнюю правую полосу. Маневр должен быть быстрым и коротким. Водитель может использовать удобную для дальнейшего движения полосу. .
В пункте 8.6 изложены общие требования при совершении поворота, а требование занять определенную полосу применяется в специальном пункте при выезде на дорогу с реверсивным движением, где требование выражено явно:
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу…