Geely и Volvo: итоги десяти совместных лет
Игорь Владимирский
В августе 2010 года шведская компания Volvo Cars вошла в состав китайского холдинга Zhejiang Geely. Для Volvo это фактически было спасение, а для Geely — первая и самая крупная покупка, за которой последовали Lotus, Proton и (совсем недавно) доля бренда smart. Важно, что управленцы Geely сохранили маркетинговую автономность Volvo, сосредоточившись на финансовых операциях и создании общих инженерных и производственных мощностей. При этом решение Volvo о переходе на двигатели максимум с четырьмя цилиндрами было принято еще в 2007 году, когда компания принадлежала концерну Ford, хотя первые серийные машины с модульными двигателями Drive-E появились только в 2013-м. Сейчас в Geely подвели итоги прошедших десяти лет, и оказалось, что совместная работа пошла на пользу обеим компаниям.
Если в 2009 году (еще под патронажем Форда) фирма Volvo Cars выпустила 335 тысяч автомобилей, то результат 2019-го — 705 тысяч машин. Кстати, планка в 700 тысяч была достигнута впервые с 1993 года! Доходы за минувшие десять лет выросли почти втрое — с 96 млрд до 274 млрд шведских крон (26,4 млрд евро). И если в 2009-м компания показала убыток 5,2 млрд крон, то в 2019-м заработала 14,3 млрд крон (1,4 млрд евро).
У головной компании Geely Auto (она тоже входит в холдинг Zhejiang Geely) прогресс еще более впечатляющий. В 2009 году выпущено 327 тысяч автомобилей, а в 2019-м уже 1 млн 362 тысячи! Доходы за десять лет выросли с 14 млрд до 107 млрд юаней (13 млрд евро), а чистая прибыль — с 1,3 млрд до 12,7 млрд юаней (1,55 млрд евро).
Geely и Volvo совместно создали молодежную марку Lynk & Co, которая, правда, пока представлена только в Китае (хотя экспортные амбиции серьезные), и переформатировали Polestar в электромобильный бренд для глобального рынка. Сейчас в активе холдинга Zhejiang Geely десять научно-технических центров по всему миру, включая те, что принадлежат брендам Volvo, Proton, Lotus и LEVC. Кстати, еще в начале года Geely и Volvo стали готовиться к полноценному слиянию. Это позволит расширить совместную работу и объединить финансовые потоки, которые сейчас текут раздельно.
Завод, музей и завод как музей: как развивалась Volvo, и чего она добилась вместе с Geely
В далеком уже 2010 году покупку компании Volvo концерном Geely многие воспринимали неоднозначно. Озвучивались разные версии дальнейших событий, и не все верили в возможность успешного развития и взаимовыгодного сотрудничества. Но сейчас, спустя почти 10 лет, можно оценивать ситуацию и делать выводы. Сегодня мы посетим музей Volvo, чтобы посмотреть, с чего начинала компания, потом побываем на заводе, а в конце попробуем ответить на вопрос, почему совместная работа шведов и китайцев оказалась настолько результативной.
Становление технологий безопасности
История компании Volvo восходит ко встрече одаренного инженера Густава Ларсона и талантливого управленца Ассара Габриэльссона: знакомство и совместный ужин предопределили будущее сотрудничество и подарили Швеции собственный автомобильный бренд. Заручившись финансовой поддержкой компании SKF, партнеры разработали и выпустили первый автомобиль OV4 весной 1927 года – теперь этот год считается официальным годом основания Volvo.
Создатели Volvo с самого начала заложили концепцию безопасности как одну из ключевых для своих автомобилей.
Начав в 1927 году с простых машин с деревянными спицевыми колесами и деревянным же кузовом, обшитым металлом, Volvo быстро прогрессировала, и уже в 1930 году представила модель PV652 с гидравлическими тормозами, которые обеспечивали стабильное замедление довольно тяжелой машины, которая выпускалась в том числе и для работы в такси. А спустя еще 6 лет дебютировали машины принципиально нового вида: с обтекаемым кузовом, утопленными фарами и привычными нам сегодня металлическими колесами.
Послевоенные годы позволили автопроизводителям постепенно возвращаться к былому уровню производства и продолжать развитие. У Volvo в 50-х дела шли так успешно, что компания сделала два заявления: выпустила первый спортивный двухдверный автомобиль Volvo Sport и предложила покупателям уникальную гарантию, совмещенную со страховкой. В рамках нее компания гарантировала покрытие любого ущерба, причиненного их автомобилю в результате столкновения, в течение 5 лет после покупки. С учетом того, что эта гарантия входила в стоимость автомобилей, предложение было настолько щедрым, что страховая инспекция Швеции даже подала на Volvo в суд, сочтя его нарушением правил страхования, но победителем в этой истории вышел именно автопроизводитель.
Тогда же, в середине 50-х, шведы представили новую модель Volvo 120 Amazon, которая вобрала в себя актуальные наработки по безопасности того времени. Помимо прочного цельносварного кузова это была мягкая отделка передней панели и крепления для ремней безопасности на передних сиденьях. А спустя пару лет после дебюта модели шведы пошли еще дальше и первыми в мире сделали трехточечные ремни безопасности на передних сиденьях стандартным оборудованием для своих актуальных моделей Amazon и PV544.
С учетом выхода на рынки не только Европы, но и Северной Америки, в шестидесятые годы в Volvo приступили к активному решению вопроса нехватки мощностей. В 1963 году был открыт первый завод компании за пределами Швеции – предприятие в городе Галифакс, в Канаде. Выбор местоположения был обусловлен именно тем, что со времен модели PV444 у Volvo была стабильная доля на североамериканском рынке. Уже в следующем, 1964 году, заработал новый завод мощностью до 200 тысяч машин в год, расположенный на родине Volvo, в Гетеборге. А в 1965 было открыто сборочное производство в бельгийском Генте. Таким образом, шведы не только решили вопрос с недостатком производственных мощностей, но и организовали производство на всех ключевых для компании рынках – европейском и североамериканском.
Новый шаг вперед в области безопасности компания тоже сделала в середине 60-х, представив модель 144, которая стала новым флагманом. В ней были собраны все лучшие технические решения Volvo тех лет, такие как двухконтурная тормозная система, дисковые тормоза на обеих осях, составная рулевая колонка, снижающая риск травм при столкновении, новые защелки ремней безопасности и зоны деформации кузова как в передней, так и в задней части. С учетом такой заботы об обитателях салона неудивительно, что на рынке США новинка соответствовала даже тем требованиям по безопасности, которые еще не вступили в силу.
В семидесятые годы продолжается развитие идей максимальной защиты водителя и пассажиров: серийные модели получают подушки безопасности и продуманный травмобезопасный интерьер. Квинтэссенцией принципа снижения травматизма и смертности становится концепт VESC, вобравший в себя все наработки того времени: выступающие эластичные бамперы на телескопических амортизаторах, усилители в дверях и защитная дуга в крыше, травмобезопасная рулевая колонка, ABS, подушки безопасности и так далее. Одна из самых любопытных деталей концепта – огромная камера заднего вида, расположенная на корме, а изображение с нее выводилось на телевизор на передней панели. К слову, некоторые идеи концепта VESC нашли применение и в автомобилях Volvo того времени: например, в 1973 году бамперы на машинах для рынка США стали располагать выше, чем раньше.
Экспортные успехи шведской компании трансформировались в реальные цифры: Volvo была крупнейшим европейским экспортером на рынке США, а в феврале 1981 года завод в Гетеборге выпустил миллионный по счету автомобиль для рынка Северной Америки. Ну а новым направлением развития систем безопасности в 80-е годы стала защита детей. Так, в 1986-м Volvo представила набор аксессуаров для детей, главным образцом в котором стали новые сиденья, устанавливаемые против хода, спиной к лобовому стеклу – такие кресла были рассчитаны на пассажиров возрастом до 4 лет.
В самом конце восьмидесятых в Гетеборге прошла первая конференция по системам автомобильной безопасности, где Volvo продемонстрировала свои актуальные наработки: систему защиты при боковом ударе (SIPS – Side Impact Protection System) и поддерживающую подушку для детей, встроенную в заднее сиденье. В начале девяностых актуальные модели 740, 940 и 960 уже имели систему защиты при боковом ударе в стандартном оснащении. Достижения шведов высоко оценили специалисты и эксперты: в девяностые Volvo неоднократно удостаивалась наград – как за свои всемирно известные на тот момент разработки вроде трехточечного ремня безопасности, так и за актуальные, например, механический натяжитель ремня. В США работу компании оценил Страховой институт дорожной безопасности, по результатам исследования признавший автомобили Volvo самыми безопасными на рынке.
Взяв отличный старт, в девяностых шведы продолжили развивать идею всесторонней защиты водителей и пассажиров – именно в этот период в автомобилях появились многие решения, знакомые нам сегодня. К примеру, Volvo 850 в 1994 году первым в мире получил боковые подушки безопасности. Чуть позже это решение переняли и новые модели S40 и V40 – для компактного класса оно тоже было передовым. Ну а новый флагман модельного ряда, Volvo S80, дебютировавший в 1998 году, удостоился награды Принца Майкла в области дорожной безопасности (Prince Michael Road Safety Award) за надувные шторки безопасности.
Новое тысячелетие обозначило новый тренд: помимо пассивной безопасности стали развиваться системы активной, позволяющие предотвратить ДТП и смягчить его последствия еще до того, как оно произошло. Компания Volvo, открывшая в 2000 году новый центр по безопасности с лабораторией для проведения краш-тестов, шла в лидерах и здесь. К примеру, в 2001 году шведы внедрили систему помощи при экстренном торможении EBA (Emergency Brake Assist), которая отслеживает интенсивность и резкость нажатия на педаль тормоза и при необходимости увеличивает давление в системе, увеличивая тормозное усилие и сокращая тормозной путь. Новый ассистент работал в комплексе с уже имевшейся на тот момент в арсенале системой стабилизации DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) – то есть, вместе они могли предотвращать ДТП в самых разных ситуациях. В 2004 году к списку присоединилась система контроля мертвых зон BLIS (Blind Spot Information System), позволявшая и самому водителю поучаствовать в повышении своей безопасности на дороге.Появление в гамме Volvo внедорожника стало вызовом не только для инженеров, разрабатывавших системы полного привода и помощи при движении на бездорожье, но для тех, кто занимался безопасностью. Тяжелая машина, несомненно, отлично защищала своих пассажиров, но, во-первых, требовала повышенного внимания к центру тяжести, а во-вторых, должна была оставаться максимально «дружелюбной» к другим участникам дорожного движения. Первая задача была успешно решена не только максимально возможным снижением центра тяжести, но и разработкой системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System).
Любопытный факт: несколько лет назад Volvo озвучила свою глобальную задачу, которой стало снижение смертности и тяжелых травм, полученных в автомобилях Volvo, до нуля к 2020 году, и компания движется к этой цели не только путем совершенствования имеющихся систем и разработки новых. Для наиболее полного понимания причин, обстоятельств и последствий ДТП компания имеет целое подразделение, которое выезжает на аварии с тем чтобы всесторонне их изучить и аккумулировать статистику, которая поможет в дальнейшей работе. Не секрет, что главной и непреодолимой сложностью на пути к абсолютной безопасности движения является не создание идеального автомобиля, а человеческий фактор. Нарушения ПДД, езда в состоянии опьянения, превышения скорости, усталость, разговоры по телефону или набор текстовых сообщений за рулем – вот только малая часть причин, по которым сегодня происходит подавляющее большинство аварий. В Volvo это понимают – и именно поэтому сбор данных о том, почему произошло ДТП, так важен: он поможет понять, с чем именно нужно бороться. К примеру, проблему превышения скорости шведы предлагают решить установкой принудительного ограничения: если сейчас максимальная скорость мощных машин обычно установлена на отметке в 250 км/ч, то в Volvo предлагают снизить ее до 180 – ведь этого достаточно для подавляющего большинства водителей и дорожных условий практически на всех рынках кроме, пожалуй, немецкого с его безлимитными автобанами.
Volvo и Geely решили объединиться в одну компанию
Фактически, Geely Automobile Holdings Limited владеет компанией Volvo Car AB уже 10 лет, но юридически это до сих пор различные компании.
Об этом сообщает телеграм-канал «Автомир».
Вскоре эта ситуация может измениться: партнеры официально анонсировали полное объединение, которое позволит ускорить и углубить их финансовое и технологическое сотрудничество.
О слиянии торговых марок речи не идет: после создания глобальной автомобильной группы на рынке останутся бренды Volvo, Geely, Lynk & Co и Polestar, каждый из которых сохранит свою идентичность.
Объединенная компания будет работать через Гонконгскую фондовую биржу, а позже разместится и на Стокгольмской.
Напомним, названы самые надежные подержанные авто по цене до 5000 евро.
Организация по техническому надзору Германии опубликовала список самых надежных подержанных автомобилей по цене до 5000 евро в пяти возрастных категориях.
TUV-Report 2020 основан на результатах проверки технического состояния 9 млн. Автомобилей.
Под уровнем дефектов понимается процент владельцев того или иного автомобиля, которые обращались в сервисные службы за серьезных проблем.
Автомобили возрастом 2-3 года
- Kia Venga (2010-н.в.). Уровень дефектов — 4,3%. Цена — от 4800 евро.
- Toyota Yaris (2011-н.в.). Уровень дефектов — 4,4%. Цена — от 4800 евро.
- VW Polo (2009-2017). Уровень дефектов — 4,5%. Цена — от 4000 евро.
Автомобили возрастом 4-5 лет
- Suzuki SX4 (2006-2015). Уровень дефектов — 6,3%. Цена — от 3100 евро.
- Peugeot 308 (2007-2015). Уровень дефектов — 7,6%. Цена — от 2500 евро.
- Opel Meriva (2010-2017). Уровень дефектов — 7,8%. Цена — от 4500 евро.
Автомобили возрастом 6-7 лет
- Mazda2 (2007-2014). Уровень дефектов — 11,1%. Цена — от 2200 евро.
- VW Golf Plus (2004-2014). Уровень дефектов — 11,1%. Цена — от 1800 евро.
- Opel Agila B (2008-2014). Уровень дефектов — 11,3%. Цена — от 2000 евро.
Автомобили возрастом 8-9 лет
- VW Golf Plus (2004-2014). Уровень дефектов — 14,6%. Цена — от 1800 евро.
- Audi A3 (2003-2012). Уровень дефектов — 15,7%. Цена — от 1900 евро.
- VW Golf (2008-2012). Уровень дефектов — 16,6%. Цена — от 3800 евро.
Автомобили возрастом 10-11 лет
- VW Golf Plus (2004-2014). Уровень дефектов — 17,6%. Цена — от 1800 евро.
- VW Eos (2006-2015). Уровень дефектов — 21,2%. Цена — от 3500 евро.
- Ford Fusion (2002-2012). Уровень дефектов — 21,8%. Цена — от 1000 евро.
Про новости в мире науки и техники читайте в разделе #Х-Files на Соцпортале.
Netflix в мире автомобилей: чем примечателен Lynk & Co, совместный проект Geely и Volvo?
Geely + Volvo = Lynk & Co. Такова «формула» представленного в 2016 году бренда, под которым китайский автопроизводитель не без помощи шведов прорубил-таки окно в Европу. Об истории становления этой марки с нетрадиционным подходом к автомобилю и пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Задумывался Lynk & Co как бренд, ориентированный на молодежь онлайн-эпохи. То есть на потребителей, помешанных на гаджетах, интересующихся модой и ценящих комфорт, с небезразличным отношением к вопросам экологии. Специализацией бренда, согласно официальной легенде, является разработка «умных автомобилей» с использованием передовых технологий.
Презентация Lynk & Co состоялась осенью 2016 года в Берлине — тогда было громогласно заявлено об амбициях новоиспеченной марки. Из главных фишек указывались не динамические характеристики или, скажем, экономичность двигателей, а подключение к интернету и нестандартный подход к продаже и обслуживанию. Автомобили Lynk & Co, как и смартфон, без лишних посредников отправляются прямо к дверям заказчика, хотя в Китае они распространяются и по старинке — через дилерские центры.
Что же, собственно, означает заковыристое Lynk & Co? Слово Lynk — это измененный вариант написания «link» (связь, соединение, ссылка), а «Co», соответственно, может быть сокращением от «connected», «collaboration» или «cool» (кому как нравится). В названии зашифрована философия бренда: это подключенные к интернету автомобили, находящиеся на связи друг с другом, домом или офисом; машины, которые можно сдавать в аренду, создавая собственную сеть дружеского каршеринга, поясняют создатели. Мол, Lynk & Co — это нечто большее, чем просто еще одна автомобильная марка. По словам главы компании Алена Виссера, «не обязательно приобретать сам автомобиль, можно покупать мобильность».