Сколько весит ярс с машиной тонн
Перейти к содержимому

Сколько весит ярс с машиной тонн

  • автор:

«Ярс» с белорусским акцентом

При создании оружия, относящегося к ракетно-ядерному щиту страны, от конструкторов требуется в разработках стопроцентное использование отечественных комплектующих и материалов. Однако существует такой вид вооружения, как подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК), где избавиться от существенной импортной составляющей оказалось не так уж и просто. Колесное шасси пусковой установки МБР «Ярс» производится на Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ). И отечественная замена, по самым оптимистичным прикидкам, будет готова лишь в середине этого десятилетия.

Еще сравнительно недавно большой беды в этом не было. Однако сейчас, когда отношения между Москвой и Минском накаляются, замена шасси становится куда более насущной проблемой. Да и Белая Русь, пока еще союзник, может завтра поменять свой статус.

Советские корни

Завязка на белорусские шасси состоялась еще тогда, когда мы все жили в едином Советском Союзе.

В самом начале разработки в Московском институте теплотехники (МИТ) ПГРК РТ-2ПМ «Тополь» генеральный конструктор Александр Надирадзе включил в состав соисполнителей Минский автомобильный завод. В результате к началу серийного производства комплекса в 1984 году был готов и большегрузный семиосный автомобиль МАЗ-7917 с приводом на двенадцать колес, на котором разместили пусковую установку.

“ На белорусских платформах у нас много чего размещается – РСЗО «Смерч», ОТРК «Искандер-М», ЗРК «Бук-2М» и С-400, береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион»… ”

На тот момент шасси МИТ вполне устраивало. Грузоподъемность МАЗ-7917 равнялась 63 тоннам. Максимальная скорость на шоссе – 40 километров в час. На грунтовых дорогах, где и перемещается «Тополь», скорость снижается до 30 километров в час. Запас хода – 400 километров. Мощность 12-цилиндрового двигателя – 710 лошадиных сил.

Использование белорусского шасси при создании модернизированного ПГРК РТ-2ПМ2 «Тополь-М» было вполне естественно, поскольку работы начались еще в СССР. И заказ на новое шасси с повышенными характеристиками был размещен на МАЗе. Однако уже в постсоветский период из МАЗа выделилось КБ тяжелой автомобильной техники, ставшее самостоятельным предприятием МЗКТ.

Поэтому хоть в новой платформе было многое позаимствовано от МАЗ-7917, но называется она МЗКТ-79221.

Колесная формула – 16х16/12. 800-сильный двигатель обеспечивает максимальную скорость 45 километров в час и грузоподъемность, равную 80 тоннам. Запас хода – 500 километров. Машина полностью удовлетворяет требованиям работы в РВСН и обладает высокой надежностью.

В РФ ничего подобного нет, и впоследствии, в 2008 году, когда был создан ПГРК «Ярс», его разместили на шасси МЗКТ-79221. Точнее, были вынуждены разместить, потому что других вариантов не имелось.

Не машина, а песня

Так что закупали и впредь закупать будем. Несмотря на массированные неофициальные заявления «источников из оборонно-промышленного комплекса» о том, что совсем скоро мы избавимся зависимости РВСН от «коварного Батьки». Что прекрасные машины, «которые посрамят МЗКТ», с блеском прошли все необходимые испытания. Более того, уже полгода сообщают, что отечественные платформы для «Ярса» уже приняты на вооружение. в количестве пяти машин. Причем только одна из этой пятерки по внесенным в ТТЗ характеристикам способна обслуживать ПГРК.

«Посрамить Батьку» Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Министерства обороны решило в середине нулевых годов. И даже не посрамить, а разбить наголову за счет использования в новой разработке трансмиссии, которую в военной технике пока еще никто в мире не смог довести до серийного производства.

В 2008 году на КамАЗе была открыта НИР «Платформа», которая спустя два года перешла в фазу ОКР «Платформа-О». И началась разработка пяти машин: трех колесных платформ грузоподъемностью 25, 50 и 85 тонн с колесными формулами 8х8, 12х12 и 16х16, а также тяжелого седельного и балластного тягачей с колесной формулой 8х8 для транспортирования тяжелой техники массой до 165 тонн и буксирования прицепных систем и самолетов массой до 400 тонн.

Неудачливый конкурент минских тягачей – электроход КамАЗ. Фото: А. Карпенко

Главным достоинством всех этих машин должно было стать использование электромеханической трансмиссии. Ее принцип действия в том, что в ступице ведущих колес расположен электродвигатель, являющийся тяговым. В шасси для «Ярса» КамАЗ-7850 все 16 колес являются ведущими. И соответственно используется 16 электродвигателей. Дизельный двигатель вращает ротор генератора, который вырабатывает электроэнергию и раздает ее на электродвигатели колес. Водитель при помощи электронной системы управления изменяет режимы работы. Этот принцип передачи энергии на колеса обладает целым рядом достоинств по сравнению с традиционными трансмиссиями.

Существенно снижается вес машины, поскольку вместо тяжелых валов, тяг, дифференциалов и редукторов используются «невесомые» провода.

Электродвигатели развивают максимальный крутящий момент сразу же после подачи на них питания.

Все колеса могут вращаться с различной скоростью и даже в разных направлениях, что используется автоматизированной системой управления для обеспечения оптимальных режимов движения. Так, например, шасси способно вращаться вокруг своей вертикальной оси. Или двигаться «крабом», то есть вбок.

При торможении вырабатывается электроэнергия, заряжающая аккумулятор.

Обеспечивается повышенная надежность и эффективность антиблокировочной системы за счет управления каждым колесом.

В общем, не машина, а песня! Но это в теории.

Когда лучшее – враг хорошего

Ощущение, что что-то пошло не так, у ГАБТУ должно было бы возникнуть еще в 2010 году, когда КамАЗ защищал результаты завершившейся НИР. Например, Минобороны в требованиях к машине настаивало на том, чтобы вес тяговых электродвигателей был в пределах 60 килограммов. В результате проведенных исследований с макетированием исполнители работы заявили, что меньше 300 килограммов никак не получится. То есть придется смириться с довеском, который на 16 колес составит четыре тонны.

Автобронетанковое управление смирилось. Однако когда были готовы опытные образцы машин, то стало понятно, что конструкторы не влезли и в 300 килограммов. Но платформа еще и сверх этого набрала избыточного веса. В результате теоретическое достоинство номер один реализовано не было. Более того, главная машина КамАЗ-7850, предназначавшаяся для «Ярса», даже стала тяжелее, чем МЗКТ-79221, которую она должна заменить.

И совсем печальные обстоятельства открылись, когда в Набережных Челнах решили провести сравнительные испытания двух шестиосных платформ с 60-тонной грузоподъемностью – российской и белорусской: КамАЗ-78509 и МЗКТ-79291. Выяснилось, что «белоруска» на 10 тонн легче «россиянки» и при этом ее грузоподъемность на 10 тонн больше.

Но и это бы ничего. Все прочие достоинства электромеханической трансмиссии на КамАЗе все-таки были реализованы. И колеса вращаются в разные стороны, и «крабом» ходит, и электричество при торможении вырабатывает.

Однако надежность у машин семейства «Платформа-О» такова, что их нельзя эксплуатировать в вооруженных силах. Сравнительные испытания, о которых сказано выше, шасси МЗКТ-79291 прошло без поломок, КамАЗ-78509 постоянно чинили.

В процессе испытаний выяснилось, что электродвигатели слишком часто выходят из строя, причем по нескольким разным причинам. Скажем, от ударов, приходящихся на неподрессоренные мотор-колеса, что неизбежно при перемещении ГПРК по маршрутам, проложенным по бездорожью. Потому что для того, чтобы добиться максимального КПД, зазор между статором и ротором – минимальный. Еще электромоторы ломаются от попадания влаги, причем не только осадков – даже появление конденсата способно вызывать замыкание обмоток. Ну а уж такая характеристика, внесенная в ТТЗ как преодоление бродов глубиной 1,1 метра, не может быть реализована никакими силами.

Машины проекта «Платформа-О» впервые представили на форуме «Армия-2018». Однако восторгов, кроме как по части сурового дизайна, они не вызвали. Более того, им был «зачитан приговор» без обжалования. Врио начальника Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Министерства обороны полковник Вадим Демик заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение электромеханической трансмиссии в военной автомобильной технике ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе.

Однако КамАЗ сдаваться не намерен. Потому что придется как-то объяснить, на что потрачено более 300 миллионов из оборонного бюджета и почему в результате ничего не получилось. Для широкой публики «источники в ОПК» периодически сообщают о громадном выигрыше, который сулит внедрение «электрических машин», как все идет прекрасно. И что машины уже приняты на вооружение.

Да, пять машин уже довольно давно проходят в армии опытную эксплуатацию. Разумеется, не в РВСН. И тут невольно вспоминается история неатомной подводной лодки проекта 677 «Лада», надо сказать, очень удачной. Ее построили в 2010 году. Но при этом запланированную воздухонезависимую энергетическую установку сделать не смогли. И в таком виде передали в опытную эксплуатацию на Северный флот. И уже 10 лет она «опытно эксплуатируется», не выполняя боевой службы.

Эксперты сходятся во мнении, что для создания принципиально новой машины необходимо было предварительно провести серьезную НИР, всесторонне исследовав предмет и оценив эффективность различных путей достижения цели, и лишь после этого приступать к ОКР. Но этого сделано не было, после скоротечной научно-исследовательской фазы сразу же приступили к созданию опытных образцов, периодически сталкиваясь с неприятными неожиданностями.

Руководство КамАЗа убеждено, что машины доведут до ума года через три-четыре. Тогда же можно будет разворачивать опытное производство.

Но истина, видимо, находится где-то посередине. Доведенные до относительного ума машины нельзя будет использовать для размещения на них ракетных комплексов. И не только «Ярсов». Дело в том, что на белорусских платформах у нас много чего размещается: РСЗО «Смерч», ОТРК «Искандер-М», ЗРК «Бук-2М» и С-400, береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион».

А эксплуатироваться КамАЗы смогут на «вспомогательных работах». Например, для буксировки авиалайнеров по бетонным дорожкам. Или для доставки МБР «Сармат» к пусковым шахтам.

Ну а впоследствии, оттолкнувшись от опыта, приобретенного по теме «Платформа-О», можно будет приступить к проектированию надежных машин с электромеханической трансмиссией.

Тягач с «автоматом»

Возникает вполне естественный вопрос: а нельзя ли было сделать тяжелые платформы старым дедовским методом, то есть как у белорусов? Раньше можно было. Сейчас нельзя.

Дело в том, что механическая трансмиссия плохо подходит для использования в машинах с солидными нагрузками, в которых используются двигатели с мощностью больше 500 лошадиных сил. А крутящий момент превышает 400 Нм. В белорусском шасси для «Ярса» его максимальное значение равно 3080 Нм. Нужна гидромеханическая трансмиссия (ГМТ), обеспечивающая простоту и плавность переключений и уменьшение ударных нагрузок на агрегаты. В РФ ГМТ для автомобильной техники делать не могут. И все попытки ее создания не продвигаются дальше НИР.

Но сравнительно недавно делали – на Курганском заводе колесных тягачей. Однако завода, на котором когда-то работали одиннадцать тысяч человек, нет уже девять лет. Он был закрыт после серии банкротств. Сейчас в уцелевших корпусах расположился большой торговый центр с рядом развлекательных заведений.

Технология ГМТ в России утрачена. А в Беларуси сохранена.

Более того, на машинах БелАЗ используют не только гидромеханическую, но и электромеханическую трансмиссию. На карьерном самосвале БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн установлены четыре мотор-колеса. Но, это, конечно, не серийная, а штучная продукция, машины собирают на площадке заказчика.

Несколько лет назад на КамАЗе предполагали создать параллельно с машинами на основе электромеханической трансмиссии и платформы с ГМТ. Подступились к решению проблемы при создании бронеавтомобиля «Тайфун-К». И как в те времена в «оборонке» поступали сплошь и рядом, купили ГМТ у американской компании Allison Transmission. Затем грянули санкции, и КамАЗ был вынужден переключиться на китайскую копию «Аллисона», однако у нее выявилась низкая надежность. Ветвь оказалась тупиковой.

РФ дважды предпринимала попытки купить у Беларуси МЗКТ. Однако Лукашенко выставил, как у нас посчитали, непомерную цену три миллиарда долларов. И это понятно – завод приносит значительную прибыль, поставляя продукцию не только в Россию, но и в Китай, Турцию, ОАЭ, Египет и ряд других стран. Зачем же Батьке отказываться от завода, который зарабатывает твердую валюту?

Российские прагматики, рассуждая о непомерной цене, говорят, что за два миллиарда можно построить новый завод. Может быть, и можно. Но где взять технологии и специалистов? Вот об этом не думали, когда уничтожали Курганский завод колесных тягачей.

От редакции

Москве, учинившей повальную деиндустриализацию в РФ, теперь стоит пенять на саму себя. Она и Белоруссию из-за зацикленности на сырьевой экономике интегрировать не сумела. Надо было, пользуясь годами нефтяного изобилия, начинать свое бурное промышленное строительство (а не одного лишь ВПК). Тогда бы все с Минском иначе повернулось.

Владимир Тучков

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 29 (842) за 4 августа 2020 года

Межконтинентальный баллистический ракетный комплекс РС-24 «Ярс»

РС-24 ЯРС

Пусковая шахта РС-24 ЯРС

Пусковая шахта РС-24 «Ярс»

РС-24 «Ярс» — дальнейшее развитие тематики подвижных грунтовых ракетных комплексов, которые начал разрабатывать Московский институт теплотехники, многие годы возглавляемый академиком Юрием Соломоновым. Первый опыт оказался на редкость удачным. Его результат сегодня хорошо известен – это комплекс «Тополь-М», уже более 20 лет являющийся неотъемлемой составляющей ядерного паритета.

ТТХ РС-24 ЯРС

Как и «Тополь», «Ярс» создавался в двух вариантах – мобильном и стационарном шахтном. В планах командования Российской армией постепенная замена (по мере истечения срока службы) «Ярсами» стоящих на вооружении комплексов РС-18, РС-20 «Воевода» и «Тополь-М». Через 3 года стратегическая ракетная группировка пополнится новыми комплексами «Сармат».

Возросшая мощь

Преодолевая водную преграду

Для каждого варианта «Ярса» разработаны соответствующие типы ракет – 15Ж67 для подвижного и 15Ж55М для шахтного комплекса. Обе ракеты трехступенчатые на твердом топливе. По сравнению с ракетой РС-12М2 («Тополь-М»), РС-24 оснащен более совершенной системой разведения боевых блоков и доработанной системой управления. Ракеты комплекса также постоянно находятся в транспортно-пусковом контейнере.

Старт РС-24

Старт РС-24

Благодаря специальным покрытиям, изделия надежно защищены от поражающих воздействий ядерного взрыва и остаются невидимыми для РЛС. Автономность ракеты в полете обеспечивается бортовой ЦВМ. На завершающем участке полета происходит разделение боевых частей, которые в результате сложного маневрирования становятся недосягаемыми для средств ПРО.

Ракета РС-24 поражает стратегические объекты противника, расположенные за 12 тыс. км. возможным отклонением не более 150 метров. Возможные варианты боевого оснащения – 4 блока индивидуального наведения по 300 кт или 6 по 150 кт.

Системы обеспечения

 РС-24

Мобильный вариант «Ярса» установлен на тягаче 15У175М с многоосным шасси МЗКТ-79221. Он комплектуется 800-сильный дизелем ЯМЗ-847. Мобильная пусковая установка оснащена навигационной системой, системой связи, аппаратурой управления пуском, автономной системой питания, гидравлической системой горизонтирования, стрелой размещения контейнера.

 РС-24 на железнодорожной платформе

РС-24 на железнодорожной платформе

Тягач имеет 18-метровый радиус разворота и может преодолевать брод глубиной более метра. Он передвигается со скоростью 45 км/ч и может совершить 500-километровый марш. Длина ракеты 22 метра, стартовый вес около 47 тонн, вес доставляемых зарядов около 1,2 тонны.

Ставка на оружие нового поколения

 Старт с космодрома Плесецк

Старт с космодрома Плесецк

В настоящее время в российских военных частях развернуто 58 межконтинентальных баллистических ракетных комплексов РС-24 «Ярс». Регулярно проводятся пуски по учебным целям с неизменно высокой точностью. Последний успешный пуск состоялся 26 декабря 2014 года. Запланировано к 2016 году довести количество новых стратегических комплексов до 80 %, куда наряду с «Тополем-М» входят и «Ярсы».

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

« Буратино», «Молодец», «Василек», «Садовница», «Флейта», «Восторг-2» – это не названия детских спектаклей.

Это очень грозное оружие российской армии: тот же ракетный комплекс «Молодец» мог одним выстрелом уменьшить популяцию Земли на миллион-другой человек.

Мы испытали автомобиль с менее поэтическим названием МЗКТ-79221, но не менее важный для отечественных ракетных войск.

Он транспортирует (и, если надо, запускает) межконтинентальные баллистические ракеты РС-24 «Ярс», разработанные корпорацией «Московский институт теплотехники».

Пожалуй, это самая мощная машина на тесте за все времена.

Но не потому, что у нее дизельный V12, развивающий 800 лошадиных сил.

Дело в том, что эта штука несет «в рюкзаке» несколько боевых блоков, каждый мощностью от 150 до 300 килотонн.

Мы в ракетной дивизии в Тейково. Знакомьтесь – МЗКТ-79221.

Раньше эти автомобили называли «МАЗами», но сейчас МЗКТ (Минский завод колесных тягачей) уже не входит в состав Минского автозавода. Клиренс МЗКТ-79221 составляет 475 миллиметров, глубина форсируемого брода – свыше метра. Экипаж – три человека.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Предшественник – МАЗ-7919 – был компактнее. Семиосный автомобиль с двигателем от танка транспортировал МБР «Тополь». А вот «Тополь-М» возили уже на новом восьмиосном шасси.

Танки, самолеты и вертолеты сегодня – это так, для локальных конфликтов. От глобального Армагеддона нас страхует только ядерное оружие.

Легендарную фразу «А может бахнем?» я перед началом теста сказать не успел, да и если бы сказал – толку от этого было бы мало.

Нам дали учебный вариант машины, на которой закреплена «болванка», по габаритам и массе соответствующая настоящей межконтинентальной баллистической ракете, но без смертоносной начинки.

Сама ракета РС-24 «Ярс» – это развитие хорошо известного «Тополя-М».

Правда, в отличие от «Тополя», эта твердотопливная ракета несет не один боевой блок с множеством ложных целей, а сразу несколько – как, например, жидкостные ракеты Р36-М «Воевода» (по классификации НАТО – SS-18 «Сатана»).

Мощность «Ярса» меньше, чем у «Тополя-М», но, как говорят военные, одной такой ракетой можно накрыть куда большую территорию – боевых блоков-то несколько.

Максимальная дальность, по разным данным, составляет от 11 до 12 тысяч километров.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Длина трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с головной частью – около 23 метров. «Болванка» на учебной машине чуть короче, но по массе она полностью повторяет боевую ракету.

МЗКТ-79221 – машина солидная. Шутка ли – масса 40 тонн без ракеты (а с ней – свыше 120 тонн).

У нее восемь осей и шестнадцать колес, каждое из которых высотой с человеческий рост.

Привод – полный; более того, колеса первых и последних трех осей являются управляемыми.

Причем задние поворачиваются в обратную сторону: крутишь руль влево, и первые три оси поворачиваются влево, а задние – вправо, для лучшей маневренности.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Первые и последние три оси автомобиля управляемые. Все колеса оснащены системой регулирования давления в шинах.

Именно так выглядят траектории боевых блоков МКБ с разделяемой головной частью.

Список базового оснащения впечатляет: усилитель рулевого управления, автоматическая коробка передач, система контроля и регулировки давления в шинах. В салоне – никакого дешевого пластика: только металл. Правда, электрические стеклоподъемники отсутствуют – окна приходится опускать вручную.

Кондиционер тоже не предусмотрен – имеется только подвесной вентилятор. Ну и в том, что для отделки сидений используется настоящая кожа, мы тоже сомневаемся.

Зато по сравнению с семиосным предшественником МАЗ-7919 диаметр разворота уменьшился с катастрофических 52 до 34 метров. При том, что новая машина на несколько метров длиннее – теперь ее длина составляет 22,7 метра.

Двигатель – «правильный» V12 объемом 25,86 литра, с турбонаддувом и непосредственным впрыском.

Изготавливает его Ярославский моторный завод. Мотор развивает 800 лошадиных сил и крутящий момент более 3000 Ньютон-метров.

Расход топлива, правда, великоват – почти 300 литров на 100 километров.Как говорят военные, только на один его запуск требуется целое ведро солярки. Но за счет больших баков запас хода составляет «стандартные» военные 500 километров. Такой технике больше и не надо.

К тому же, по сравнению с предшественником с двигателем от танка, ресурс нового мотора увеличился с 300 до 5000 моточасов.

Тем не менее, после каждой поездки ведется тщательный учет моточасов – нельзя допустить, чтобы в стратегически важном «ракетовозце» что-то сломалось.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Рассказывая о собственных впечатлениях от вождения этой махины, приходится забыть о типичных для автомобильного журналиста рассуждениях об информативности рулевого привода, комфорте подвески и удобстве посадки за рулем.

Потому что ощущения за рулем – невероятные и не сравнимые ни с чем другим.

Устроено тут все очень просто. Забираюсь в высоко расположенную кабину.

Органы управления, в принципе, не сложнее, чем в автобусе.

Огромный руль крутится легко, педалей всего две (причем тормоз – не по центру, а прямо под левой ногой).

Разве что есть масса «вспомогательных» тумблеров (ракетой ими, конечно, управлять нельзя – этим занимаются другие люди) и ручник, расположенный справа чуть ли не на полу.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Коробка – четырехдиапазонный «автомат», но за передний и задний ход отвечает отдельная клавиша, а первые две ступени при разгоне надо включать рычагом вручную.

И только потом, когда машина наберет достаточный ход (километров эдак 10 в час), можно переключать трансмиссию в автоматический режим.

МЗКТ-79221 – это очень большая машина, потому управлять ею надо совершенно иначе, чем обычной легковушкой.

В поворотах руль приходится крутить очень много, но даже на прямой делать это приходится по-другому. Ширина автомобиля составляет 3,4 метра – то есть, почти вдвое шире обычной легковушки – а водительская кабина максимально сдвинута влево.

Поэтому, когда едешь по колее, надо «ломать» свои привычки и направлять автомобиль так, чтобы левая ее часть проходила ровно под водительским сиденьем – или даже чуть правее. А это нелегко – машинально все время пытается сместиться правее.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Кстати, шасси МЗКТ-79221 имеет и гражданскую версию – на ней перевозят, например, буровые установки.

На МЗКТ-79221 нас не пустили бы не то что на Северную петлю Нюрбургринга – даже на дороги общего пользования.

Только на учебный автодром. Впрочем, с непростым рельефом. И МЗКТ-79221 впечатлил: он очень легко управляется.

Руль изолирован от ударов, а маневренность – просто выдающаяся для таких габаритов.

Единственное – все надо делать не с опережением, а с «запаздыванием» – ведь место водителя находится в трехметровом свесе перед первой осью. То есть, руль надо поворачивать уже тогда, когда сам находишься над обочиной.

Но крутить быстро – опоздаешь чуть-чуть, и машина свалится с дороги.

К счастью, при максимальной скорости всего 40 километров в час время подумать всегда найдется.

Но вот вопрос: как «парковаться» на такой штуке? Оказывается, без помощников тут не обойтись: чтобы безопасно сдать назад, остальные члены экипажа выходят и работают живыми «парктрониками».

Страховку-то на такую технику не делают.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

Но пара кругов по военному полигону – и все, «покатушки» закончены. Конечно, за несколько минут разобраться в особенностях автомобиля сложно.

Но одно можно сказать точно – для меня это были едва ли не самые удивительные минуты в жизни.

Уже потом мне рассказали, что на таких машинах не ездят солдаты срочной службы: только военнослужащие по контракту в ранге не ниже сержанта.

И это логично: обучение одного водителя занимает почти год.

«Ярс» здоровенный : тест-драйв тягача для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты РС-24

На стрельбище в Тейково все стандартно. Оружие: автомат Калашникова, пулемет Калашникова, снайперская винтовка Драгунова и автоматический гранатомет АГС-17.

Но управление мишенями осуществляется с компьютера. XXI век, как-никак.

Интересно, что в больших количествах мобильных пусковых установок нет ни у одной другой страны мира. Небольшим числом установок такого типа располагают Индия и Китай, а американцы сделали ставку на подводные лодки (на них базируется до 80 процентов ядерного потенциала страны) и баллистические ракеты шахтного базирования.

Для России же мобильные пусковые установки играют далеко не последнюю роль в развитии ядерной триады.

За счет возможности относительно быстрого перемещения по территории страны они позволяют сохранить возможность «бахнуть», даже если шахтные ракеты попали под удар противника.

«Ярс» здоровенный

«Буратино», «Молодец», «Василек», «Садовница», «Флейта», «Восторг-2» — это не названия детских спектаклей. Это очень грозное оружие российской армии: тот же ракетный комплекс «Молодец» мог одним выстрелом уменьшить популяцию Земли на миллион-другой человек. Мы испытали автомобиль с менее поэтическим названием МЗКТ-79221, но не менее важный для отечественных ракетных войск.

«Буратино», «Молодец», «Василек», «Садовница», «Флейта», «Восторг-2» — это не названия детских спектаклей. Это очень грозное оружие российской армии: тот же ракетный комплекс «Молодец» мог одним выстрелом уменьшить популяцию Земли на миллион-другой человек. Мы испытали автомобиль с менее поэтическим названием МЗКТ-79221, но не менее важный для отечественных ракетных войск. Он транспортирует (и, если надо, запускает) межконтинентальные баллистические ракеты РС-24 «Ярс», разработанные корпорацией «Московский институт теплотехники».

Пожалуй, это самая мощная машина на тесте Мотора за все времена. Но не потому, что у нее дизельный V12, развивающий 800 лошадиных сил. Дело в том, что эта штука несет «в рюкзаке» несколько боевых блоков, каждый мощностью от 150 до 300 килотонн. Мы в ракетной дивизии в Тейково. Знакомьтесь — МЗКТ-79221.

Раньше эти автомобили называли "МАЗами", но сейчас МЗКТ (Минский завод колесных тягачей) уже не входит в состав Минского автозавода. Клиренс МЗКТ-79221 составляет 475 миллиметров, глубина форсируемого брода – свыше метра. Экипаж – три человека.

Предшественник – МАЗ-7919 – был компактнее. Семиосный автомобиль с двигателем от танка транспортировал МБР "Тополь". А вот "Тополь-М" возили уже на новом восьмиосном шасси.

Танки, самолеты и вертолеты сегодня – это так, для локальных конфликтов. От глобального Армагеддона нас страхует только ядерное оружие. Легендарную фразу "А может бахнем?" я перед началом теста сказать не успел, да и если бы сказал – толку от этого было бы мало. Нам дали учебный вариант машины, на которой закреплена "болванка", по габаритам и массе соответствующая настоящей межконтинентальной баллистической ракете, но без смертоносной начинки.

Сама ракета РС-24 "Ярс" – это развитие хорошо известного "Тополя-М". Правда, в отличие от "Тополя", эта твердотопливная ракета несет не один боевой блок с множеством ложных целей, а сразу несколько – как, например, жидкостные ракеты Р36-М "Воевода" (по классификации НАТО – SS-18 "Сатана"). Мощность "Ярса" меньше, чем у "Тополя-М", но, как говорят военные, одной такой ракетой можно накрыть куда большую территорию – боевых блоков-то несколько. Максимальная дальность, по разным данным, составляет от 11 до 12 тысяч километров.

МЗКТ-79221 – машина солидная. Шутка ли – масса 40 тонн без ракеты (а с ней – свыше 120 тонн).

У нее восемь осей и шестнадцать колес, каждое из которых высотой с человеческий рост. Привод – полный; более того, колеса первых и последних трех осей являются управляемыми. Причем задние поворачиваются в обратную сторону: крутишь руль влево, и первые три оси поворачиваются влево, а задние – вправо, для лучшей маневренности.

Первые и последние три оси автомобиля управляемые. Все колеса оснащены системой регулирования давления в шинах. Длина трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с головной частью – около 23 метров. "Болванка" на учебной машине чуть короче, но по массе она полностью повторяет боевую ракету.

Именно так выглядят траектории боевых блоков МКБ с разделяемой головной частью. На фотографии, правда, вход в атмосферу боевых блоков американской ракеты LGM-118 Peacekeeper ("Миротворец").

Список базового оснащения впечатляет: усилитель рулевого управления, автоматическая коробка передач, система контроля и регулировки давления в шинах. В салоне – никакого дешевого пластика: только металл. Правда, электрические стеклоподъемники отсутствуют – окна приходится опускать вручную. Кондиционер тоже не предусмотрен – имеется только подвесной вентилятор. Ну и в том, что для отделки сидений используется настоящая кожа, мы тоже сомневаемся. Зато по сравнению с семиосным предшественником МАЗ-7919 диаметр разворота уменьшился с катастрофических 52 до 34 метров. При том, что новая машина на несколько метров длиннее – теперь ее длина составляет 22,7 метра.

Двигатель – "правильный" V12 объемом 25,86 литра, с турбонаддувом и непосредственным впрыском. Изготавливает его Ярославский моторный завод. Мотор развивает 800 лошадиных сил и крутящий момент более 3000 Ньютон-метров. Расход топлива, правда, великоват – почти 300 литров на 100 километров. Как говорят военные, только на один его запуск требуется целое ведро солярки. Но за счет больших баков запас хода составляет "стандартные" военные 500 километров. Такой технике больше и не надо.

К тому же, по сравнению с предшественником с двигателем от танка, ресурс нового мотора увеличился с 300 до 5000 моточасов. Тем не менее, после каждой поездки ведется тщательный учет моточасов – нельзя допустить, чтобы в стратегически важном "ракетовозце" что-то сломалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *