Обеспечение информацией участников движения
Основным управляющим звеном в системе дорожного движения являются водители транспортных средств, конкретно определяющие направление и скорость транспортных средств в каждый момент движения. Все инженерные разработки схем и режимов движения доводятся в современных условиях до водителей с помощью таких технических средств, как дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, табло, направляющие устройства, которые по существу являются средствами информации.
Чем более полно и четко налажена информация водителей об условиях и требуемых режимах движения, тем более точными и безошибочными являются управляющие действия водителей, а следовательно, тем более высок уровень безопасности и эффективности дорожного движения. Избыточное количество информации однако ухудшает условия работы водителя.
Особенно опасным является перенасыщение УДС всевозможной яркой рекламой, которая отвлекает водителей и "забирает" важную для него информацию о направлениях и режимах движения. Излишнее увлечение рекламой в ущерб безопасности дорожного движения получило распространение в последние годы в Москве и других крупных городах страны. В этой связи следует упомянуть, что Конвенция о дорожном движении и ГОСТ 23457–86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения" запрещает устанавливать плакаты, транспоранты, афиши, которые могут затруднить восприятие технических средств организации дорожного движения или оказывать отвлекающее воздействие на водителей.
Существует ряд классификационных подходов к описанию средств информации в дорожном движении. Представляется целесообразным подразделять эти средства информации на три группы: дорожную, внедорожную и обеспечиваемую на рабочем месте водителя.
К дорожной информации относится все, что доводится до водителей (а также пешеходов) с помощью технических средств организации движения. Пример четкой и хорошо видимой информации, объединенной со светофорной сигнализацией, показан на рис. 5.23.
Во внедорожную информацию входят периодические печатные издания (газеты, журналы), специальные карты-схемы и путеводители, информация по радио и телевидению, обращенная к участникам дорожного движения с сообщениями о типичных маршрутах следования, метеорологических условиях, состоянии дорог, оперативных изменениях в схемах организации движения и т. д.
Информация на рабочем месте водителя может складываться из визуальной и звуковой, которые обеспечиваются автоматически различными датчиками, контролирующими режим движения, например, скорость движения, соответствие дистанции до впереди движущегося в потоке автомобиля.
Особое место занимают получившие уже развитие в ряде стран так называемые навигационные системы, использующие бортовые ЭВМ и спутниковую связь. Бортовые навигационные системы позволяют водителю, ориентируясь по изображению на дисплее, вести автомобиль к намеченному пункту по кратчайшему пути или с наименьшей затратой времени.
Применение стандартных технических средств организации движения для обеспечения дорожной информацией подробно рассматривается в работе Ю. Д. Шелкова и В. Е. Верейкина "Информационное обеспечение водителей о направлениях движения" (ВНИЦБД МВД СССР. – М., 1990. – 47 с.) Поэтому здесь остановимся на одном специфическом направлении обеспечения дорожной информацией – маршрутном ориентировании водителей. Эта задача становится все более актуальной в связи с ростом городов, развитием УДС и сети автомобильных дорог. В этих условиях безошибочно ориентироваться как в черте города, так и на автомобильных дорогах становится сложно не только транзитным, но и местным водителям.
![]() |
Рис. 5.23. Дорожные указатели, объединенные со светофорами (Швейцария) |
Маршрутное ориентирование необходимо всем участникам движения. От его наличия весьма существенно зависят четкость и экономичность работы такси, автомобилей скорой медицинской помощи, связи, всевозможных аварийных служб.
Ошибки в ориентировке водителей на маршрутах следования вызывают потерю времени при выполнении той или иной транспортной задачи и экономические потери из-за перерасхода топлива. Действия водителей в этих условиях увеличивают опасность возникновения конфликтных ситуаций в случаях внезапных остановок при необходимости узнать о расположении нужного объекта и недозволенного маневрирования с нарушением правил для скорейшего выезда на правильное направление.
Разработка системы маршрутного ориентирования (СМО) требует значительного времени и определенного опыта. Решение задач ориентирования является нестандартным, так как зависит от многих специфических факторов, присущих данному городу (местности): структуры УДС, ее плотности, расположения важнейших объектов и т. д. В наиболее часто повторяющихся примерах разработки можно назвать следующие основные этапы:
1. Формирование списка наиболее важных объектов, которые являются центрами притяжения транспортных потоков;
2. Анализ наиболее вероятных, в том числе альтернативных, маршрутов следования к каждому из объектов;
3. Выявление мест, где необходима установка информационно-указательных знаков;
4. Разработка рациональной компоновки знаков индивидуального проектирования, которые должны быть установлены во всех принятых точках расположения информации ГИБДД МВД России и МАДИ (ТУ) разработаны программы проектирования информационно-указательных знаков на персональных компьютерах. Эти программы позволяют выбрать оптимальное размещение информации на поле знака заданных размеров с учетом требований стандартов.
При выполнении 1-го из перечисленных этапов разработки СМО необходимо внести в перечень рассматриваемых объектов, подлежащих включению в список, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, речные и морские порты, гостиницы, крупные зрелищные и спортивные сооружения, рынки, санатории, кемпинги, дома отдыха, станции технического обслуживания автомобилей, а также другие специфические для данной местности объекты массового посещения. По каждому объекту должны быть рассмотрены целесообразность и необходимость оставления его в списке с учетом дислокации, легкости обнаружения и других факторов.
Обязательным элементом СМО в городах является адресная информация, т. е. читаемые обозначения названий каждой улицы, проезда, переулка и номеров домов. Организаторы дорожного движения должны решить вопрос об обеспечении такой адресной информацией с соответствующими местными коммунальными организациями.
При проработке конкретных маршрутов движения к включенным в список объектам особое внимание должно быть уделено анализу альтернативных вариантов, обеспечиваемых возможностями УДС. Здесь важно обеспечить не только удобство и экономичность движения для посетителей объектов, но также учет уровня загрузки на участках дорог основным транспортным потоком, особенно МПТ. В тех случаях, когда посещение объектов (например, крупных стадионов или выставочных комплексов) не носит регулярного характера, а движение при проведении мероприятий может осуществляться по сильно загруженным улицам и потребовать даже временного перекрытия других транспортных потоков, информационные средства устанавливают лишь на определенное время.
Если движение к объекту (например, к железнодорожному вокзалу, аэропорту) имеет систематический характер, информационная система должна быть стационарной. Однако маршрут по указанным соображениям может быть продолжен не по кратчайшему расстоянию, а по удлиненному до 10–15 %, но обеспечивающему меньшую затрату времени пассажирами и улучшение общих условий движения всех остальных транспортных средств на перегруженных участках.
Особенно важное значение имеет информационное обеспечение водителей на современных автомобильных магистралях в зоне пересечений в разных уровнях. Ошибка из-за отсутствия видимости или неправильного расположения указательных знаков в этих местах может предопределить вынужденный перепробег автомобиля, измеряемый десятками километров в зависимости от удаленности ближайшей развязки, где можно возвратиться на нужное направление. Поэтому недопустима сдача в эксплуатацию новых развязок без полного обеспечения маршрутного ориентирования, а в процессе эксплуатации требуется постоянный контроль за сохранностью и видимостью информационно-указательных знаков.
Решающее значение для обеспечения четкости ориентировки и действий водителей при подъезде к пересечениям имеет оптимальная удаленность предварительных указателей направлений от места съезда с дороги. Это расстояние определяют с учетом обеспечения достаточного времени для восприятия водителем информации указательного знака из движущегося автомобиля и расстояния для совершения необходимого маневра.
Удаление знака Ly от пересечения или места необходимого маневра рассчитывают по формуле:
где v 1 – 85%-ная скорость свободного движения транспортных средств на подходе к предполагаемому месту установки знака, км/ч; v 2 – 85%-ная скорость поворачивающих (съезжающих) транспортных средств, км/ч; l о – удаление правого края знака от прямолинейной траектории движения автомобиля, движущегося в левом крайнем ряду данного направления, м; 0,5; 0,02 и 3,5 – коэффициенты, учитывающие соответственно время принятия решения водителем, замедление с комфортными условиями, возможность восприятия и прочтения знака
Скорость, км/ч | Расстояние l, м, при числе слогов на знаке |
Если знак устанавливают справа от дороги, то удаление
где В – ширина проезжей части за вычетом крайней левой полосы, м; b – средняя ширина полосы движения, м; k – поправочный коэффициент (при одной полосе k = 2/3; при большем числе k = 1/3); b у – расстояние от левого края знака до края проезжей части, м; b зн – ширина знака, м.
При установке знака над проезжей частью данного направления
где h у – расстояние от нижнего края знака до поверхности дороги, м; h гл – высота расположения глаз водителя над дорогой (для легковых автомобилей hгл =1,2 м), м; h зн – общая высота знака, м.
Удаленность предварительного указателя направлений в метрах, исходя из объема содержащейся на знаке информации (с учетом числа слогов на знаке, интервалов между словами и стрелок), определяется из выражения
где l – расстояние, на котором водитель воспринимает информацию и реализует принятое решение, м.
Расстояние l определяют по табл. 5.5. При необходимости эти данные можно экстраполировать.
Предварительный указатель направлений устанавливают с учетом диапазона расчетной удаленности от пересечения, полученной по приведенным формулам, но не менее чем за 50 м в городах и 300 м вне населенных пунктов от перекрестка или начала полосы торможения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Виды и способы передачи информации водителю о режимах движения и работе автомобиля
Под информативностью понимают свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и других участников движения. В любых условиях воспринимаемая водителем информация имеет важнейшее значение для безопасного управления автомобилем. При недостаточной видимости, особенно ночью, информативность среди других эксплуатационных свойств автомобиля оказывает особенное влияние на безопасность движения.
Различают внутреннюю и внешнюю информативность.
Внутренняя информативность — это свойство автомобиля обеспечивать водителя информацией о работе агрегатов и механизмов. Она зависит от конструкции панели приборов, устройств, обеспечивающих обзорность, рукояток, педалей и кнопок управления автомобилем.
Расположение приборов на панели и их устройство должны позволять водителю тратить минимальное время для наблюдения за показаниями приборов. Педали, рукоятки, кнопки и клавиши управления должны быть расположены так, чтобы водитель легко их находил, особенно ночью.
Обзорность зависит в основном от размера окон и стеклоочистителей, ширины и расположения стоек кабины, конструкции стеклоомывателей, системы обдува и обогрева стекол, расположения и конструкции зеркал заднего вида. Обзорность также зависит от удобства сиденья.
Внешняя информативность — это свойство автомобиля информировать участников движения о своем положении на дороге и намерениях водителя по изменению направления и скорости движения. Она зависит от размеров, формы и окраски кузова, расположения световозвращателей, внешней световой сигнализации, звукового сигнала.
Грузовые автомобили средней и большой грузоподъемности, автопоезда, автобусы благодаря своим габаритам более заметны и лучше различимы, чем легковые автомобили и мотоциклы. Автомобили, окрашенные в темные цвета (черный, серый, зеленый, синий), из-за трудностей их различения в 2 раза чаще попадают в ДТП, чем окрашенные в светлые и яркие цвета.
Система внешней световой сигнализации должна отличаться надежностью работы и обеспечивать однозначное толкование сигналов участниками дорожного движения в любых условиях видимости. Фары ближнего и дальнего света, а также другие дополнительные фары (прожектор, противотуманные) улучшают внутреннюю и внешнюю информативность автомобиля при движении автомобиля ночью и в условиях ограниченной видимости.
Дорожные знаки делятся на четыре группы:
предупреждающие, которые информируют водителя о приближении к опасному участку и о необходимости проезда его с повышенной внимательностью при соответствующем снижении скорости. Такими местами являются, например, пересечения с другими дорогами в одном уровне, сужения дороги, участки, где дорогу могут перебегать дети, появляются домашние и дикие животные, места камнепадов и др.;
запрещающие, которые вводят жестко регламентированные правила движения, необходимые для безопасности или четкой организации движения (запрещение проезда, стоянки, остановки, поворота или разворота, ограничение скорости и др.);
предписывающие, которые вводят режимы движения, обязательные для всех или части участников движения (указания обязательных направлений движения, полос движения, выделяемых только для легковых автомобилей, пешеходных и велосипедных дорожек и т. д.),
указательные, которые сообщают об особенностях дорожной обстановки или информируют о приближении к местам, где меняются дорожные условия или расположены те или иные объекты (дороги с односторонним движением, участки скоростных дорог, ответвления, ведущие в тупик, автозаправочные станции и пункты технического обслуживания, пункты питания и медицинской помощи и др.) Ряд указательных знаков связан с чисто дорожными условиями. Они информируют едущих о наименовании населенных пунктов, направлениях ответвляющихся дорог, указывают расстояния до крупных населенных пунктов. На автомобильных магистралях с высокими скоростями движения эти знаки устанавливают на специальных фермах над проезжей частью (рис. XXXV.5).
В конце каждого километра ставится километровый знак, указывающий расстояния до начала и конца дороги.
С точки зрения оценки проекта дороги многие из предупреждающих и запрещающих знаков являются своеобразным свидетельством допущенных при проектировании ошибочных или неудачных решений, в результате которых на дороге возникли опасные или снижающие эффективность использования автомобильного транспорта участки.
Рис. ХХХV 5. Указательные знаки на автомобильной магистрали
Рис. ХХХV.6. Сигнальные столбики на бровке земляного полотна и ограждения на разделительной полосе
Места расстановки дорожных знаков должны быть предусмотрены в проекте дороги на основе анализа графиков скоростей движения или коэффициентов безопасности и пропускной способности.
Продольная разметка бывает прерывистой и сплошной. Сплошную разметку пересекать запрещается. Если на участке разрешается обгон с выездом на полосу встречного движения только для одного направления движения, то наносится двойная линия разметки – сплошная и прерывистая. Прерывистую линию наносят с той стороны, откуда разрешено пересечение.
Для уверенного управления автомобилем водитель должен быть ориентирован в направлении дороги на достаточно большом расстоянии. Для этого в местах, где съезд с земляного полотна представлял бы существенную опасность, по бровкам дороги устанавливают сигнальные столбики (рис. XXXV.6) либо тумбы из пластмассы, бетона или дерева.
Сигнальные столбики не предназначены для задержания автомобиля и поэтому не рассчитаны на удар автомобиля. На прямых участках дорог расстояние между столбиками принимают 50 м, на кривых в зависимости от их радиусов – от 5 до 25 м.
На участках дорог, где съезд с дороги может вызвать происшествия е тяжелыми последствиями или наезд автомобиля на опоры путепроводов либо мачты освещения, ставят прочные ограждения, которые могут удержать транспортные средства от выезда с дороги или падения с моста. Они бывают металлическими из полос специального проката, тросовыми или железобетонными.
Ограждения устанавливают на обочинах в 0,5 м от бровки земляного полотна на прочных опорах. Их рассчитывают на наезд грузового автомобиля под углом 20° со скоростью 50 км/ч. Ограждения должны обладать податливостью, чтобы при их деформации при наезде автомобиля в сопротивление вовлекалось несколько пролетов и гашение кинетической энергии автомобиля происходило на относительно большом пути прогиба ограждения, т. е. отрицательное ускорение при удержании автомобиля имело бы небольшую величину.
На автомобильных магистралях с большой интенсивностью движения ограждения ставят и на разделительной полосе (см. рис. XXXIV. 1).
Условно можно выделить два основных вида информирования.
1. Обеспечение водителей необходимой информацией об аварийной обстановке в регионе (городе, районе, области). Как уже отмечалось, ошибки в работе водителя часто приводят к ДТП, ранению, гибели людей, большим материальным потерям. В этих условиях очень важно, чтобы водитель в процессе своей работы мог использовать опыт других и не совершать таких же ошибок. Для этого необходимо, чтобы водитель обладал соответствующей информацией, которая включала бы сведения:
— о наиболее характерных ДТП, обстоятельствах их возникновения;
— местах концентрации ДТП в регионе, опасных условиях движения и работы на маршруте;
— о нарушениях водителями ПДД и других норм безопасности движения.
Указанная информация периодически (раз в квартал и непосредственно после тех или иных происшествий) доводится до водителей в форме занятий, бесед, а также с применением средств наглядной агитации (плакатов, схем, информационных листков).
2. Обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте перевозок. Данная информация доводится до водителей в форме инструктажей и включает сведения:
об условиях движения и наличии опасных участков;
о состоянии погодных условий;
о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей;
об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
об особенностях перевозки детей;
об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов;
об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности водителей по обеспечению безопасности движения.
Инструктажи проводятся с целью повышения уровня дорожно-транспортной дисциплины непосредственным организатором этой работы. Лицом, ответственным за содержание проводимых инструктажей, является руководитель подразделения службы безопасности движения предприятия или другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия.
Содержание инструктажей разрабатывается службой безопасности движения предприятия с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале или в личной карточке водителя.
Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия или руководителем службы безопасности движения со всеми водителями, принимаемыми на работу на предприятие, и включает следующие положения: правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия; особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях; действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения; порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.
Предрейсовый инструктаж проводится при изменении дорожных, погодных и других условий перевозки, а также с водителями, обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристко-экскурсионных).
Предрейсовый инструктаж включает следующие положения: условия движения и наличие опасных мест на маршруте; состояние погодных условий; режим движения, организация отдыха и приема пищи; поря-
док стоянок и отстоя, охраны транспортных средств; особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей; особенности перевозки детей и учащихся.
Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда). При переводе водителей на другую марку автомобилей в проведении предрейсового инструктажа участвует производственно-техническая служба.
Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии. Инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20-го по 30-е число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.
Периодический инструктаж включает следующие положения: информацию водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т. п.); осуществление противоугонных и противопожарных мер; действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия; правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности показом кинофильмов по безопасности движения.
Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.
Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20-го по 30-е октября и с 20-го по 30-е марта.
В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, осадки, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время).
Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях: при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.); при внезапном изменении грузопассажирских маршрутов; при получении информации о совершенных происшествиях; при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.
Содержание типовых инструкций для водительского состава по обеспечению БДД представлено.
Для водителей автобусов одним из способов представления информации об условиях движения на маршруте является выдача ему перед выездом на линию схемы маршрута с указанием опасных участков и расписания движения на маршруте.
Содержание АТС в технически исправном состоянии.
Среди причин ДТП значительное место занимает техническая неисправность транспортных средств. Обследования, проводимые у нас и за рубежом, показывают что 30 — 50 % подвижного состава, находящегося на линии, эксплуатируется с неисправностями в тормозной системе, рулевом управлении, ходовой части, в других узлах и механизмах, непосредственно влияющих на БД. Около 30 % всех ДТП, произошедших вследствие технической неисправности транспортного средства вызваны плохим качеством технического обслуживания и ремонта.
Принятая система ТО и ремонта предусматривает проведение в плановом, принудительном порядке всех видов обслуживании автомобиля — ежедневного обслуживания (ЕО), технического обслуживания № 1 (ТО-1), технического обслуживания № 2 (ТО-2) и сезонного обслуживания (СО), а также выполнение ремонта по потребности с обеспечением контроля качества выполнения этих работ.
ЕО выполняется, как правило, водителем перед выездом автомобиля на линию и по возвращению в гараж, включает уборочно-моечные, дозаправочные, контрольные операции и специально не планируется.
ТО-1 выполняется по графику с периодичностью соответственно для грузовых, автобусов и легковых автомобилей через 3; 3,5; 4 тыс. км, включает в основном контрольные, уборочные, крепежные, смазочные операции, а также регулировочные по узлам, обеспечивающим безопасность движения.
ТО-2 выполняется также по графику с периодичностью в четыре раза большей периодичности ТО-1 (соответственно 12; 14; 16тыс. км), включает контрольные, уборочные, крепежные, смазочные, регулировочные операции по всем узлам и агрегатам автомобиля. Периодичность выполнения ТО корректируется в сторону уменьшения в зависимости от условий эксплуатации и природно-климатических условий.
СО включает операции по подготовке автомобиля к зимней или летней эксплуатации, выполняется соответственно в осенний или весенний период и, как правило, отдельно не планируется, а приурочивается к очередному ТО-1 или ТО-2.
соблюдения инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации ТС;
своевременного проведения государственного технического осмотра транспортного средства;
обеспечения охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного их использования водителями предприятия, посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам;
обеспечения комплектации транспортных средств, при этом особое внимание должно быть уделено наличию знака аварийной остановки, аптечки первой помощи, огнетушителей, противооткатных упоров.
Маршрутный автобус, кроме комплектации, должен иметь соответствующую экипировку:
внешнюю — передний указатель, включающий номер маршрута и наименование конечных пунктов;
боковой указатель, включающий номер маршрута и наименование конечных и основных промежуточных остановочных пунктов; задний указатель номера маршрута;
внутреннюю — таблички с данными водителя и кондуктора; схема маршрута движения, извлечение из правил перевозки пассажиров, таблица стоимости проезда, предоставляемые льготы для пассажиров, обозначение входа и выхода, а также указатель аварийного выхода или молоток для разбития стекол, номер телефона и почтовый адрес предприятия, обслуживающего маршрут;
водитель должен иметь при себе график (расписание) движения по маршруту и схему маршрута с указанием опасных участков.
Информация в дорожном движении. Управляя автомобилем, водитель воспринимает информацию о дороге и о находящихся на ней объектах. Наиболее важными источниками информации, позволяющими водителю ориентироваться и выдерживать безопасный режим движения, являются дорожные знаки, сигналы светофоров и дорожная разметка.
Дорожные знаки — наиболее удобный и самый распространенный способ организации движения. Знаки помогают водителю и всем участникам дорожного движения разобраться в обстановке, информируют об опасностях на дороге, о необходимости поддерживать определенный скоростной режим, предписывают направление следования и т. п.
Знаки размещают таким образом, чтобы участники дорожного движения хорошо видели их как в светлое, так и в темное время суток.
Основная задача дорожных знаков — предписание маршрутов и регулирование режима движения. Как правило, дорожные знаки, несут неизменную информацию. В местах, где дорожные условия и параметры транспортного потока могут существенно меняться, устанавливаются так называемые многопозиционные дорожные знаки с изменяющейся информацией. Например, в разное время суток может быть разное ограничение скорости.
Светофоры информируют участников движения о разрешении или запрещении движения на пересечении дорог, о пешеходном переходе или определенном участке дороги. Применяются три основных типа светофоров: транспортные — для регулирования транспортных и пешеходных потоков, пешеходные — для регулирования только пешеходных потоков и светофоры для велосипедистов.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда, а также Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
• зеленый сигнал разрешает движение;
• зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
•желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, когда при его включении водители не могут прекратить движение без экстренного торможения;
• желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
•красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Действие сигналов светофора, выполненных в виде стрелок, распространяется только на направление (направления), указываемое этими стрелками. При этом стрелка разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Реверсивные полосы движения применяются на тех дорогах, где в течение суток происходит значительное изменение интенсивности транспортных потоков в противоположных направлениях движения.
При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
Перед особо опасными участками дорог и пересечениями (железнодорожные переезды, разводные мосты и пр.) применяются светофоры с двумя горизонтально расположенными сигналами. Попеременно мигающие красным, эти сигналы запрещают движение.
К дорожной разметке относятся линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружений. С помощью дорожной разметки обозначаются полосы движения, границы проезжей части, границы мест стоянки и мест запрещения стоянки, пешеходные переходы, остановки транспортных средств общего пользования, а также указываются разрешенные направления движения по полосам. Дорожная разметка подразделяется на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.
В статье рассказывается:
Как происходит информирование участников дорожного движения? Существует несколько видов информационного обеспечения и средств донесения информации до водителей. Дорожные знаки, светофоры, разметка, инструктажи и даже навигационные системы.
Информация может различаться в зависимости от применяемого метода. Это могут быть сведения об интенсивности движения, правилах проезда перекрестков, приоритетах движения и т. д. Из нашего материала вы узнаете, в каких ситуациях и как применяются различные способы информирования участников дорожного движения.
Типы информационного обеспечения участников дорожного движения
Типы информационного обеспечения участников дорожного движения
Главными на дороге являются водители. Именно они управляют системой дорожного движения, постоянно определяя правильное направление и оптимальную скорость.
Когда водители своевременно и в полном объеме проинформированы об изменениях условий и режимов движения, их действия на дороге более слаженны и точны. При этом, чрезмерное информирование может ухудшить внимание участников дорожного движения.
Есть несколько классификаций в определении подхода описания информации, используемой в системе дорожного информирования. Целесообразнее выделять три группы – дорожная, внедорожная и информация на рабочем месте водителя.
Дорожная включает в себя все, что доносится не только до водителей, но и до пеших участников движения с помощью светофорных объектов, дорожных знаков, разметок, ограждений, в том числе и барьерного типа, сигнальных столбиков и других устройств. Все это технические средства организации дорожного движения (ТСОДД).
Информация на рабочем месте может быть как визуальной, так и звуковой, которая доводится до водителей разными автоматическими датчиками, помогающими контролировать режим движения. Это скорость в потоке движения, дистанция. Большой популярностью пользуются навигационные системы на основе бортовых компьютеров, данных от спутника.
С помощью бортовых навигационных систем водители легко ориентируются в том, как добраться до назначенного пункта коротким путем, или с наименьшими затратами, например, связанными с расходом топлива или движению по платным магистралям. Подсказки выводятся на дисплей устройства, и могут быть в виде изображения, или звуковыми
Бортовые навигационные системы по исполнению делятся на два типа:
- картографические – выводят на большой дисплей карту с указанием местоположения и трассы маршрута;
- маршрутные − показывают водителю маршрут в соответствии с тем, где находятся другие транспортные средства. Похожи на стандартные магнитолы с небольшим дисплеем.
По типу действия подразделяются на:
- пассивные – указывают и отслеживают маршрут по данным цифровой карты, которая записана в память бортового компьютера или на лазерный диск;
- управляемые – способны изменять маршрут при помощи информации, которая поступает от систем управления дорожным движением.
Управляемые бортовые навигационные системы более перспективные, так как предотвращают попадание водителей в пробки. Однако для их использования нужна развитая инфраструктура управления движением с телематическими системами.
Маршрутное ориентирование – это система информирования участников дорожного движения, которая позволяет водителям беспрепятственно проезжать отрезки дороги со сложными транспортными развязками, минимизировать ошибки при выборе направления следования. Кроме этого – быстро ориентироваться на перегруженных участках.
Маршрутное ориентирование в равной степени нужно как автолюбителям, так и машинам скорой помощи, пожарной охраны, аварийным службам, такси и другим, так как его наличие позволяют всем участникам дорожного движения четко и слаженно передвигаться
Если водитель, выполняя ту или иную транспортную задачу, допускает ошибку в ориентировании, он теряет не только время, но и несет финансовые потери из-за увеличения расхода топлива.
Могут возникать опасные ситуации на дороге, когда водитель вынужден внезапно останавливаться, чтобы узнать о том, как проехать к нужному объекту. Или, кода ему приходится совершать маневры с нарушением правил для быстрого выезда на нужное направление.
3 основных средства информирования участников дорожного движения
Управляя транспортным средством, водитель обращает внимание не только на других участников движения, но и на дорогу. Важными источниками информации служат дорожные знаки, светофорные объекты и разметка. Именно эти средства организации дорожного движения позволяют быстро ориентироваться, двигаться с допустимой скоростью.
Информирование участников дорожного движения происходит посредством дорожных знаков. Это самое распространённое средство организации дорожного движения. Они позволяют водителям любых транспортных средств быстро реагировать на изменения в направлении следования, предупреждают об опасных участках дороги, помогают определиться со скоростным режимом.
Дорожные знаки должны хорошо просматриваться, как днем, так и в темное время суток, поэтому располагаются так, чтобы водитель их четко видел.
Знаки регулируют скоростной режим и предписывают маршруты. По сути – это их главная задача. Чаще всего установленный знак несет неизменную информацию. Существуют так называемые многопозиционные дорожные знаки с разной информацией. Они устанавливаются там, где условия движения или поток автомобилей могут меняться. К примеру, в местах с определенным скоростным режимом в разное время суток.
2. Светофорные объекты
С их помощью происходит информирование о том, можно ли продолжать движение, или оно запрещено, например, на перекрестках. Предупреждают о пешеходном переходе. Основные типы светофоров, используемые на дорогах – это транспортные, которые регулируют потоки пешеходов и автомобилей; пешеходные – регулируют только пешеходные потоки; для велосипедистов.
Сигналы светофорных объектов могут быть в форме круга, в виде человечка, велосипеда, стрелок, икс-образные.
Объекты с сигналами круглой формы могут иметь дополнительные элементы с изображением зеленых стрелок (стрелки), располагаемых рядом с круглым сигналом зеленого цвета.
Круглые маячки светофорных объектов обозначают следующее:
- зеленый – разрешает движение;
- зеленый мигающий – двигаться разрешено, однако скоро сигнал сменится на запрещающий (иногда на светофорных объектах размещаются электронные табло, с помощью которых происходит информирование участников дорожного движения о времени до смены сигнала);
- желтый – движение запрещено, однако водителю, который не может завершить маневр без резкого торможения, разрешается проезжать на этот свет;
- желтый мигающий – движение разрешено, сигнализирует о перекрестке или пешеходном переходе, которые не регулируются, в целом говорит о возможной опасности;
- красный и красный мигающий – следует остановиться.
Красный с желтым вместе говорят о том, что двигаться нельзя, и что скоро загорится зеленый.
Сигналы светофорных объектов в форме стрелок указывают водителям на то, что движение допустимо только в этом направлении. Стрелка, позволяющая повернуть налево, разрешает и развернуться, если рядом нет знака, запрещающего это действие.
Информирование участников дорожного движения происходит также посредством реверсивных полос, которые используются там, где есть необходимость передвижения поп одной полосе, но в разных направлениях, например, в определенное время суток.
К примеру, до 18.00 по реверсивной полосе транспортные средства движутся по направлению к центру города, а после 18.00 – обратно. Регулирование движения по этой полосе происходит при помощи специального светофора.
Двигаясь по реверсивной полосе, водителю нужно вести автомобиль так, чтобы, когда происходит выезд с пересекающихся дорог, транспортное средство продолжило движение по крайней правой полосе. Перестроиться можно только тогда, когда водитель может быть уверен, что ехать в этом направлении можно и по другим полосам
На особо опасных участках дорог (например, перед железнодорожными переездами, разводными мостами) устанавливаются светофорные объекты с двумя маячками, размещенными горизонтально друг к другу. Они поочередно мигают красным светом, запрещая тем самым движение.
3. Дорожная разметка
Разметка включает в себя различные предупреждающие слова и линии. Размещаются они не только на проезжей части, но и на ограждениях, и других конструкциях, расположенных на дороге. Разметкой обозначают полосы и границы проезжей части, участки, на которых разрешено останавливаться и парковаться. Ею определяются места автобусных остановок и пешеходных переходов. Кроме этого, с помощью разметки водитель понимает, в каком направлении ему двигаться по полосе. Существует горизонтальная и вертикальная разметки.
К горизонтальной относятся очерченные линии, стрелки, различные надписи, которые необходимы для соблюдения определённых режимов и правил движения транспортных средств.
Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах
Информирование водителей об аварийной обстановке. Движение без соблюдения правил, неверные действия зачастую приводят к авариям с участием других автомобилей, ранениям, материальном ущербу и гибели людей. Чтобы водитель мог избежать неприятных ситуаций на дороге, очень важно, чтобы он использовал уже наработанный опыт. Для этого должно происходить полное информирование участников дорожного движения о следующем:
- часто совершаемые происшествия, причины их возникновения;
- места в регионе, где ДТП происходят чаще, опасные участки дороги, сложные условия работы на маршруте;
- нарушения ПДД, иные действия, представляющие опасность.
Сразу после совершения того или иного происшествия, а также ежеквартально, данная информация доводится до сведения водителей на занятиях, в личных беседах. Для наглядности используются плакаты, блок-схемы, буклеты, информационные листовки.
Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах
Оперативное информирование водителей об условия движения на маршруте перевозок происходит в виде инструктажей и содержит следующие сведения:
- информация об условиях движения и наличия опасных участков дороги;
- погодные условия;
- режимы передвижения, время, отведенное на отдых и прием пищи;
- порядок стоянки, охраны транспорта;
- места пунктов мед и техпомощи, посты ГИБДД, диспетчерские пункты, автовокзалы и автостанции, места большого скопления людей;
- изменения в порядке перевозки пассажиров и грузов, проезда ж/д переездов и путепроводов;
- правила перевозки детей;
- как обеспечить безопасность движения и использование транспортного средства при определённых погодных и дорожных условиях;
- правила перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
- изменения в нормативно-правовых документах, регламентирующих работу водителей на маршрутах.
Целью инструктирования является повышение уровня дорожно-транспортной дисциплины у водителей. Ответственный за информацию, содержащуюся в инструктаже – начальник службы безопасности движения организации, или другое лицо, исполняющее эти обязанности по приказу руководителя.
Информирование участников дорожного движения, работающих на маршрутах
Все необходимые отметки о том, что водитель прошел тот или иной инструктаж, делаются в специальном журнале или индивидуальной карте служащего, где он оставляет свою подпись.
Один из вариантов информирования водителей автобусов о порядке движения на конкретном маршруте – это обеспечение его схемой непосредственно перед началом работы, на которой отмечены опасные участки дороги и расписание движения.
Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»
Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бакулин Николай Петрович
Статья посвящена вопросам объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения . Автор описывает технологию восприятия информации водителем-оператором в процессе управления механическим транспортным средством.
Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бакулин Николай Петрович
The role of objective information to road users in the field of road safety
The article deals with the objective of informing road users in the area of road safety . The author describes a technique of perception by the driver-operator in the management of a motor vehicle.
Текст научной работы на тему «Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения»
научно-методический электронный журнал ART 14754 УДК 351.811
Бакулин Н. П. Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения // Концепт. -2014. — Спецвыпуск № 20. — ART 14754. — 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14754.htm. — Гос. per. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120Х.
Бакулин Николай Петрович,
преподаватель кафедры огневой, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»», г. Тюмень bakullin@mail.ru
Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения
Аннотация. Статья посвящена вопросам объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения. Автор описывает технологию восприятия информации водителем-оператором в процессе управления механическим транспортным средством.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, информация, информационное обеспечение.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
В настоящее время проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации приобретают большую актуальность и требуют всестороннего комплексного решения. Сотни тысяч участников ежегодно получают травмы, увечья, в том числе велико количество смертельных случаев. Безопасность дорожного движения зависит и от технической системы, но и от всестороннего объективного информационного обеспечения рабочего процесса всей антропотехнической системы «дорожное движение». Если вдуматься, то каждое ДТП происходит в результате одной или взаимосвязанных причин или же из-за неправильных действий водителей.
Автомобиль является объектом управления в системе водитель-автомобиль. В последние годы происходит непрерывное увеличение количества автомобилей и совершенствование их скоростных характеристик. В связи с этим безопасная эксплуатация современного автомобиля требует применения современных педагогических средств и методов обучения водителей. В этих условиях для эффективной эксплуатации автомобиля на первый план выходит не знание его конструкции, а знание его свойств как объекта управления, понимание роли автоматических систем, умения выполнять операции с органами управления этими системами, наличие представлений об изменении свойств автомобиля при отказе таких систем.
Во многом также безопасность управления транспортным средством зависит от психологических особенностей водителей, способности быстро воспринимать неожиданную информацию и адекватно на нее реагировать. Зрение, слух и осязание — важнейшие каналы восприятия информации. Уровень безопасного вождения зависит от характеристик психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие, так как они играют большую роль в управлении автотранспортным средством. Не секрет, что чрезвычайно опасны различные причины отвлечения внимания, такие как:
1. Застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения.
2. Настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки.
3. Прикуривание или прием пищи.
4. Чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения.
5. Телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве.
научно-методический электронный журнал ART 14754 УДК 351.811
Бакулин Н. П. Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения // Концепт. -2014. — Спецвыпуск № 20. — ART 14754. — 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14754.htm. — Гос. per. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120Х.
На безопасность управления транспортным средством во многом влияют свойства нервной системы и темперамент. Многие водители подвержены влиянию различных эмоций, отвлекающих от получения объективной информации постоянно меняющейся ситуации на дороге при управлении транспортным средством. При возникновении опасных ситуаций в процессе вождения проявляется способность к быстроте и адекватности обработки информации, воспринимаемой водителем; мгновенного анализа и построения прогноза развития ситуации как необходимого фактора обеспечения безопасности движения. Не мало важную роль играет интуиция и чувство опасности и скорости. Водитель должен уметь идти на оправданный риск и принятие ответственного решения в процессе управления транспортным средством.
Большое значение для безопасного вождения имеет хорошо развитые органы зрения. В процессе управления автомобилем зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке. Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. Имеет значение и зрительное поле водителя, его способность воспринимать цвета. У некоторых людей существуют различные отклонения, такие как суженое поле зрения или нарушение цветочувствительности.
Проблемам безопасности дорожного движения были посвящены многие научные исследования. В ряде работ, посвященных проблемам профилактики аварийности на транспорте, безопасности дорожного движения, информационное обеспечение человека, управляющего транспортным средством, не выделяется в качестве структурной части механизма дорожно-транспортного происшествия (проступка или преступления) [1]. Его либо относят к орудиям преступления, например, как преступное игнорирование установленного скоростного режима и неоднократный выезд на полосу встречного движения для обгона попутно движущихся транспортных средств, либо вообще о нем умалчивают (В. В. Лукьянов, В. Е. Квашис). И то и другое решение необоснованно принижает роль информационной системы в безопасном функционировании любого транспорта, в том числе и в обеспечении безопасности дорожного движения.
Водитель управляет транспортным средством. Любая управленческая деятельность сводится по существу к формированию, передаче, приему, обработке и представлению определенной дозированной информации для принятия решения и организации комплекса воздействия на объект управления, а именно на органы управления транспортного средства. Единственной гарантией организованности и согласованности систем управления служит непрерывное поступление и обработка в управляющих звеньях полного объема информации о внутренним состоянии элементов системы и об окружающей среде. В случае выпадения блока информации од одном из элементов состояния системы, возможна ошибка в управлении транспортным средством.
Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомление): сведения, сообщения о чем-либо, передаваемые людьми (первоначальное традиционное понимание информации); уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сведений (по вероятностно-статистической теории информации); передача, отражение разнообразия (наиболее общая интерпретация понятия информации) [2].
Известно, что биологическая система «человек» — самая совершенная по гибкости энергопотребления и скорости реакции и обработки, из всех известных информационных систем. Информация в такой системе выступает в виде знания об объективной действительности, она воплощается в форме слов, знаков, рисунков,
научно-методический электронный журнал ART 14754 УДК 351.811
Бакулин Н. П. Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения // Концепт. -2014. — Спецвыпуск № 20. — ART 14754. — 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14754.htm. — Гос. per. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120Х.
звуков. Человек посредством мозга отражает окружающий мир. Мозг человека посредством органов чувств получает огромный объем информации. Носителем информации в мозге человека служат все материальные процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой и другими системами. Живые организмы добывают информацию из внешней среды тем более активно, чем выше стоят они на лестнице эволюции. Эта информация становится осознанной, как уже отмечалось, лишь у человека, у всех других информационных систем информация не осмысливается.
В процессе дорожного движения основными источниками информации для водителя-оператора транспортного средства, пешехода, пассажира являются дорога, придорожное пространство, технические средства и все окружающие предметы, находящиеся в движении, либо неподвижные несут в себе элемент информации о местоположении, габаритах, цветовом фоне. Информационный массив, созданный для определенных целей, реализуется по определенным законам, изменяясь в зависимости от пользователя (участника дорожного движения).
Носителем информации в процессе дорожного движения является сообщение. Сообщение для водителя-оператора высокотехнологичного транспортного средства — это кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (дорожных знаков), образующих некую упорядоченную совокупность. Средствами передачи являются каналы связи. По каналу связи сообщения могут передаваться лишь в единственно приемлемой для этого канала форме сигнала. Сигнал (франц. signal, нем. signal, от лат. signum — знак) — материальное воплощение сообщения о каком-либо событии, явлении, состоянии объекта либо команды управления, оповещения и т. д. [3]
Передаваемый источником сигнал и получаемый участником дорожного движения, имеет для последнего определенный смысл, отличный от самого факта поступления сообщения. Это достигается за счет специальных соглашений, заключенных между источником (дорога, объекты и др.) и потребителем информации (участником дорожного движения) в соответствии с которыми, сигнал интерпретируется, то есть из полученного сигнала извлекается понятный участнику дорожного движения смысл.
При этом важно подчеркнуть, что сам сигнал может и не иметь непосредственной физической связи с событием, информацию о котором он несет и которая может повлиять на участника дорожного движения как мобилизующе, так и дезорганизую-ще. Отметим, что наиболее объективную информацию дают технические средства информирования: работающие светофоры, дорожные знаки и указатели, установленные согласно ГОСТа дорожная разметка на дорожном полотне, направляющие устройства и др.
Водитель должен уметь правильно оценивать степень опасности воспринимаемой информации. Для этого необходимо также уметь организовывать наблюдение в процессе управления транспортным средством. При организации наблюдения всегда актуальны три зоны впереди: дальняя (30-120 секунд), средняя (12-15 секунд) и ближняя (4-6 секунд). Использование дальней зоны осмотра необходимо для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям.
Существуют особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Водитель должен владеть надежными навы-
научно-методический электронный журнал ART 14754 УДК 351.811
Бакулин Н. П. Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения // Концепт. -2014. — Спецвыпуск № 20. — ART 14754. — 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14754.htm. — Гос. per. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120Х.
ками осмотра дороги сзади, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном; контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы.
Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий:
1. Анализ различных параметров системы: водитель — автомобиль — среда движения.
2. Анализ полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией — с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля.
3. Построение на основе полученной информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки).
4. Принятие соответствующего решения.
5. Практическая реализация решения через сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем.
Анализируя средства информирования с позиций его пользователя — водителя-оператора транспортного средства (и др. участников дорожного движения), можно условно разделить их по формированию знаний и месту получения. С позиций формирования знаний информация может быть классифицирована следующим образом: профессиональная априорная информация, формирующая знания законов дорожного движения, навыки по управлению транспортным средством и т. п., при этом ее формирование происходит в процессе обучения и всего последующего профессионального опыта; макроинформация, формирующая знания о направлении движения для достижения цели поездки; микроинформация, формирующая знания о выборе водителем-оператором оптимального режима движения. По месту получения информация может быть внедорожной и в дорожном движении. Роль внедорожной информации в эффективности и безопасности движения заключается, прежде всего, в создании и повышении уровня априорной информации, доступной для любого участника дорожного движения. Наличие качественной системы макроинформации снижает суммарное время нахождения на маршруте, повышает безопасность движения.
С целью выяснения влияния информационного обеспечения проследим технологию восприятия информации водителем-оператором в процессе управления механическим транспортным средством. Управляя транспортным средством, он первоначально, беглым осмотром, на каждом объекте получает 15-20% информации. Затем внимание фиксируется на одном из объектов рабочего участка поля зрения воителя, на фоне окружающей обстановки светотехническими параметрами либо неожиданностью появления объекта. Наиболее важные объекты водитель-оператор транспортного средства опознает на 70-80%, то есть в его сознании происходит сортировка информации, по некоторой программе, усвоенной в процессе обучения и позволяющей выйти из создавшейся ситуации.
Анализ специальных исследований показал, что первое место среди всех информационных источников, привлекающих внимание водителя-оператора, являются попутные и встречные транспортные средства [4]. Их отслеживанию уделяется 4060% времени. Второе место в иерархическом ряду занимает время поиска информации о дорожно-транспортной ситуации непосредственно перед механическим транспортным средством (25-35%), а третье — время поиска информации на ориентирование проезжей части (5-25%). При этом число объектов внимания, как правило, не превышает трех: пешеходы, встречные и попутные транспортные средства,
научно-методический электронный журнал ART 14754 УДК 351.811
Бакулин Н. П. Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения // Концепт. -2014. — Спецвыпуск № 20. — ART 14754. — 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14754.htm. — Гос. per. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120Х.
проезжая часть. Из объектов, занимающих особое внимание водителя-оператора, но присутствующих в поле зрения непостоянно, выделяются пешеходы.
Информационная загрузка памяти водителя-оператора осуществляется во времени и пространстве, при этом установлено, что спецификой восприятия информации является неравномерность зон поля зрения, возникающая из-за различия в угловых скоростях перемещения дорожной обстановки относительно водителя-оператора. При зрительном восприятии информационных зон дорожной обстановки, то есть окружающего информационного поля, водитель-оператор механического транспортного средства имеет одноканальную систему приема информации и постоянно переключает свое внимание для управления транспортным средством.
Большую часть информации необходимой для управления транспортным средством водитель получает по зрительным каналам в виде потока следующих друг за другом ежесекундно меняющихся «картинок» дорожной ситуации. При этом в силу ограниченности пропускной способности зрительного анализатора водитель-оператор перерабатывает не всю, а наиболее важную информацию, в зависимости от здоровья, навыков и психофизиологических способностей. Так, при боковом осмотре дороги для перестроения в параллельных рядах это время полученной информации составляет 0,8-1,6 с, взгляд назад — 0,8—1,0 с. У водителей-операторов, ожидающих возможность пересечения главной дороги, время визуального поиска информации составляет 1, 1 —2,6 с. Чем выше плотность дорожно-транспортной ситуации, тем больше фиксаций информационных взглядов.
Отмечено, что наибольшую информацию несут градиенты светотехнических и геометрических параметров, которые изменяются при движении механического транспортного средства во времени и пространстве, в частности, меняется положение объекта относительно водителя-оператора.
Любого участника дорожного движения и особенно водителя-оператора механического транспортного средства в информационном отношении характеризуют зрительные функции: световая чувствительность, контрастная чувствительность и острота зрения. Эффективность информирования водителей-операторов механических транспортных средств при помощи системы указателей может быть обеспечена, если информация о направлении движения поступает к нему на протяжении всего маршрута следования. Однако объективная ограниченность сил и возможностей органов внутренних дел не позволяет решить проблему предупреждения нарушений Правил дорожного движения лишь традиционными средствами полицейского надзора. При высокой плотности и интенсивности дорожного движения, непосредственное вмешательство в транспортный процесс неизбежно влечет массовые остановки транспортных средств, задержки движения, снижение скорости движения и субъективизм при оценке действий участников дорожного движения.
Эффективному решению данной проблемы в городских условиях способствует применение электронно-оптических систем (автоматизированных систем контроля), обеспечивающих скрытую и открытую автоматическую фиксацию условий движения потоков и нарушений Правил дорожного движения, совершаемых водителями-операторами транспортных средств различного назначения.
Водитель-оператор в процессе движения получает информацию от управляемого им транспортного средства (внутренняя информация) и одновременно от дорожных знаков, других транспортных средств и объектов, находящихся в его поле зрения (внешняя информация). Деятельность водителя-оператора механического транспортного средства как пользователя информацией можно распределить по пяти этапам:
научно-методический электронный журнал ART 14754 УДК 351.811
Бакулин Н. П. Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения // Концепт. -2014. — Спецвыпуск № 20. — ART 14754. — 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14754.htm. — Гос. per. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120Х.
выделение источника информации, оценка выделенной информации, переработка полученной информации, принятие решения и его реализация (моторные действия).
Исследования показали, что на надежности работы водителя-оператора одинаково отрицательно сказывается как высокий, так и низкий уровень информационной загрузки. Кратковременная информационная перегрузка, при которой скорость поступления информации может быть близка к пропускной способности участника дорожного движения в ее переработке, переносится как водителем оператором, так и иными участниками дорожного движения безболезненно, за счет использования резервных возможностей организма человека и практически не вызывает снижения надежности. Однако, продолжительная работа водителя-оператора при такой нагрузке недопустима, так как снижает его надежность за счет развития утомления. Основными постоянно действующими факторами, вызывающими информационную перегрузку водителя-оператора механического транспортного средства и чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения, являются интенсивность транспортного потока, скорость движения автомобиля, и трасса дороги [5]. Кроме того, стрессовые ситуации могут создаваться ошибками восприятия и объектами дорожной обстановки, поведение и появление которых трудно прогнозировать. Анализ дорожнотранспортных происшествий показал, что причинами их были незамеченная информация (49%) или замеченная, но неверно истолкованная (41%) [6]. Надежная работа сложной социальной антропотехнической системы «дорожное движение» возможна только при обеспечении циркуляции информации по ее каналам связи без потерь (или с незначительными потерями, не влияющими на безопасность дорожного движения).
Ссылки на источники
1. Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. — М., 1977. — 144 с.
2. Политехнический словарь / гл. ред. акад. А. Ю. Ишлинский. — М., 1980. — 197 с.
4. Игнатов Л. Н. Информационное обеспечение регионального управления в сфере дорожного движения // Комплексное решение территориальных проблем дорожного движения. — М., 1983. — С. 61-68.
5. Совершенствование деятельности по расследованию дорожно-транспортных преступлений: материалы Всерос. науч.-практ. конф. в режиме видеоконференции (г.Тюмень, 6 сентября 2012 г. -Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. — 116 с.
6. Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог на участках дорожнотранспортных происшествия (дорожных условий), влияющих на безопасность дорожного движения: метод. пособие для экспертов, следователей и судей. — М.: ВНИИСЭ, 1990. — 156 с.
Lecturer of the Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia,
The role of objective information to road users in the field of road safety Abstract. The article deals with the objective of informing road users in the area of road safety. The author describes a technique of perception by the driver-operator in the management of a motor vehicle.
Key words: road safety, information, information technology.
Рекомендовано к публикации:
Астафьевым Н. В., доктором педагогических наук, начальником кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень 6
Информация в дорожном движении
Информация в дорожном движении. Управляя автомобилем, водитель воспринимает информацию о дороге и о находящихся на ней объектах. Наиболее важными источниками информации, позволяющими водителю ориентироваться и выдерживать безопасный режим движения, являются дорожные знаки, сигналы светофоров и дорожная разметка.
Дорожные знаки — наиболее удобный и самый распространенный способ организации движения. Знаки помогают водителю и всем участникам дорожного движения разобраться в обстановке, информируют об опасностях на дороге, о необходимости поддерживать определенный скоростной режим, предписывают направление следования и т. п.
Знаки размещают таким образом, чтобы участники дорожного движения хорошо видели их как в светлое, так и в темное время суток.
Основная задача дорожных знаков — предписание маршрутов и регулирование режима движения. Как правило, дорожные знаки, несут неизменную информацию. В местах, где дорожные условия и параметры транспортного потока могут существенно меняться, устанавливаются так называемые многопозиционные дорожные знаки с изменяющейся информацией. Например, в разное время суток может быть разное ограничение скорости.
Светофоры информируют участников движения о разрешении или запрещении движения на пересечении дорог, о пешеходном переходе или определенном участке дороги. Применяются три основных типа светофоров: транспортные — для регулирования транспортных и пешеходных потоков, пешеходные — для регулирования только пешеходных потоков и светофоры для велосипедистов.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда, а также Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
• зеленый сигнал разрешает движение;
• зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
• желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, когда при его включении водители не могут прекратить движение без экстренного торможения;
• желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
• красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Действие сигналов светофора, выполненных в виде стрелок, распространяется только на направление (направления), указываемое этими стрелками. При этом стрелка разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Реверсивные полосы движения применяются на тех дорогах, где в течение суток происходит значительное изменение интенсивности транспортных потоков в противоположных направлениях движения.
Например, утром реверсивная полоса открыта для потока автомобилей, движущихся в сторону центра города, а вечером — в обратном направлении. «Открытие» («закрытие») движения по реверсивной полосе в том или ином направлении осуществляется специальным светофором.
При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
Перед особо опасными участками дорог и пересечениями (железнодорожные переезды, разводные мосты и пр.) применяются светофоры с двумя горизонтально расположенными сигналами. Попеременно мигающие красным, эти сигналы запрещают движение.
К дорожной разметке относятся линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружений. С помощью дорожной разметки обозначаются полосы движения, границы проезжей части, границы мест стоянки и мест запрещения стоянки, пешеходные переходы, остановки транспортных средств общего пользования, а также указываются разрешенные направления движения по полосам. Дорожная разметка подразделяется на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.